Клятва гиппократа

Непотомственные гении – русские писатели

Удивительно, но великие творцы русской литературы – литературы, открывшей и открывающей миру Христа Страждущего, Христа Кроткого, Христа Неузнанного и Узнаваемого, были вне литературных династий. Словно им, как некогда Саулу, было слово от Духа – и вот, дворяне отчего-то «стали писать», хотя им-то это, на простой житейский взгляд, зачем было?

Не из семей писателей вышли Достоевский, Толстой, Тургенев, и не рассчитывали они на то, что их дети закончат неоконченные романы. Здесь – тайна исхода из династии, сродни тайне Авраама, уводящего Исаака на гору Мориа. Исааку не дано прожить жизнь, похожую на бурную жизнь своего отца, не дано узнать тайну поднятого меча над жертвой всесожжения…

Что же мы видим сейчас

Сегодня врачи не дают клятву Гиппократа в том виде, в котором она предлагалась изначально. Понятие клятвы появилось еще до того, как начало распространяться христианство. В современном мире неверующий человек старается соблюдать закон, а христианин довольствуется заповедями, и ему этого вполне достаточно для счастливой жизни. В то же время достаточно сложно представить, чтобы врач был верующим, ведь их деятельность контролируется с учетом законодательства. Клятва при этом в большинстве случаев используется уже исключительно в качестве традиции.

Если говорить о странах Европы и США, то вместо клятвы Гиппократа используется «профессиональный кодекс». Из текста убрали совершенно все требования, которые касаются участия в абортах, хирургическом вмешательстве, а также правил обращения с рабами. Полученный текст совершенно отличается от того, который использовался много столетий назад. Его даже сложно отнести к клятве Гиппократа, ведь со временем из-за многочисленных изменений был утерян смысл.

Изучайте новое и расширяйте кругозор. А чтобы больше информации запоминалось, необходимо развивать память. В этом отлично помогают тренажеры Викиум.

Когда и почему возникла клятва Гиппократа?

Она была написана примерно в 400 году до Р. Х. Это один из самых древних текстов античных врачей из сохранившихся до наших дней.

Гиппократ — древнегреческий врач, живший в V-IV веках до Р. Х. Основоположник античной научной медицины, в которой болезни объяснялись не вмешательством богов, а изменением состава четырех жидкостей организма — крови, флегмы (слизи), желчи и черной желчи. Труды Гиппократа и врачей, его современников, разделявших его теорию, вошли в «Сборник Гиппократа» и оказали огромное влияние на европейскую медицину.

Гиппократ

Текст, о котором мы говорим, называется просто — «Клятва», без имени Гиппократа, но, поскольку она находится в «Сборнике Гиппократа» с другими трактатами, которые считали принадлежащими великому «отцу медицины», то ее обычно и называют клятвой Гиппократа.

Однако в последнее время некоторыми учеными эта датировка оспаривается и «Клятву» считают значительно моложе, придвигая ее к рубежу нашей эры.

В I веке по Р. Х. Скрибоний Ларг, личный врач императора Клавдия, упоминает о «Клятве» Гиппократа в связи с запретом врача совершать аборты ( в тексте «Клятвы» говорится: «не вручу абортивного (буквально: разрушительного) пессария беременной женщине») и высоко ставит самого Гиппократа как основателя медицины. Однако самый старый текст «Клятвы», дошедший до нас — это папирус 300 года по Р. Х. Всего сохранилось 38 манускриптов с «Клятвой», восходящих к античности.

Вообще, давать клятву в античности было делом распространенным. Сохранилось много античных клятв, в том числе знаменитая «Клятва» эфеба, которую давали юноши-призывники в древних Афинах. Должностные лица античного полиса присягали в том, что будут честно исполнять свои обязанности, заключавшие союз республики клялись соблюдать договоры, в судах Греции тяжущиеся приносили разные клятвы. Тексты важнейших клятв высекались на стелах для всеобщего обозрения. Однако врачебная клятва до нас дошла только одна. Мы не можем сказать, были ли другие врачебные клятвы.

Известный римский политический деятель Катон Старший остерегался греческих врачей именно из-за какой-то клятвы, которую они приносят. Он подозревал, что они поклялись уморить всех римлян. В детали он, видимо, глубоко не вдавался, а, скорее всего, смешал знаменитый отказ Гиппократа служить персам — врагам греков и саму «Клятву», с которой не был знаком.

Почему появилась «Клятва» — однозначного ответа нет. Самое распространенное мнение — ее появление ознаменовало переход от семейной врачебной школы, когда только дети врача, потомки легендарного Асклепия, упоминаемого Гомером в «Илиаде», могли стать врачами (врачей так и называли — Асклепиады). В семейные школы начали брать учеников из неврачебных семей и обучать их за плату. Кстати, Платон в своем диалоге «Протагор» упоминает о том, что сам Гиппократ (а он был современником Платона) берет учеников за плату. «Клятва», собственно, и состоит из двух частей. Первая часть — контракт студента с учителем-врачом и его семьей, вторая часть — торжественные обещания и в конце — благословения врачу, верному «Клятве».

Страшная клятва Гиппократа

Удивление приносит знакомство с древним памятником греческой письменности, входящим в так называемый Гиппократов корпус. Высокая этика этого текста остается современной – не случайно все присяги и клятвы, которые приносят молодые врачи-выпускники, основаны на этом древнем тексте. И о достойном отношении к пациенту говорится там, и о почитании научившего тебя медицинскому искусству, и о целомудрии во всех смыслах…

Только одно ускользает от нашего современного сознания – если бы эта Клятва выполнялась во всём ее древнем смысле, не стали бы врачами ни Антон Павлович Чехов, ни Николай Александрович Вельяминов, ни Михаил Афанасьевич Булгаков, ни Лука Войно-Ясенецкий. Причина проста – Клятва гласит: «Наставления, устные уроки и всё остальное в учении я клянусь сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому».

Это подметил крупный исследователь Гиппократова корпуса Людвиг Эдельштейн, совершивший, кстати, в середине XX века переворот в подходе к истории античной медицины. Он сломал многие сложившиеся в XVII–XIX веках стереотипы восприятия места и роли античного врача в обществе.

Врач греческой древности – это не богатый, украшенный перстнями человек, это странник, с посохом идущий по дорогам, небогатый периодевт. Это ремесленник. И искусство врачевания называется techne iatrike – подобно искусству горшечника.
Итак, ты можешь стать врачом только в том случае, если твой отец – врач.

К счастью, эта клятва рода асклепиадов, потомков Асклепия, таинственного бога-героя, победителя смерти и врача, очень быстро потеряла этот первоначальный смысл.

Гиппократ

Потомственные монахи-художники эпохи Возрождения

Всем известна история любви отца реформации августинианца-монаха Мартина Лютера и монахини Катарины, принесшая на свет шестерых детей. Но менее известна история монаха Филиппо и монахини Лукреции, истинных чад эпохи Возрождения. Фра Филиппо, сирота, воспитанный монахами и принявший в пятнадцать лет монашество, выкрал из монастыря монахиню Лукрецию, ставшую матерью его детей, в том числе талантливого Филиппино.

Папа Римский по ходатайству Козимо Медичи всё-таки признал этот брак законным, освободив супругов от монашеских обетов. Филиппино рано осиротел и стал учеником Ботичелли, одна из известнейших его картин – «Видение святого Бернарда» в Бадиа во Флоренции. Самые знаменитые работы Филиппо находятся в соборе города Прато.

Что подразумевает клятва Гиппократа

Клятва Гиппократа подразумевает под собой врачебную клятву, которая в своей основе содержит принципы морально-этического характера, которые должны соблюдаться врачами во время работы. Появилась она еще до того, как родился Гиппократ и передавалась в устном виде в качестве некой традиции. Первым, кто записал данную клятву, стал непосредственно сам Гиппократ. Случилось это в 3 столетии до нашей эры.

Изначально предполагалось, что врач не может делать аборты и принимать участие в самоубийствах. При этом большая часть клятвы предназначалась именно обязательствам, которые должны были выполняться перед коллегами и учителями, а также учениками. Медицинские работники не имели права вступать в интимную связь со своими пациентами, а также обещали хранить врачебную тайну.

Затем текст клятвы много раз менялся, что в конечном результате стало причиной искажения основного смысла. Актуальная на сегодняшний день версия появилась в 1848 году и получила название «Врачебной заповеди». Но в ней отсутствуют достаточно большие куски оригинального варианта.

Вкладывался ли в нее в античности какой-то религиозный смысл?

Да. «Клятва» даже начинается с упоминания античных богов — Аполлона, Асклепия и других, в ней используются религиозные термины той эпохи — например, слова из «Клятвы», такие как «чисто и непорочно» и «считать подобные вещи тайной», звучали для древнего грека однозначно как религиозно нагруженные. Вообще, центральная часть «Клятвы» читается как возвышенный религиозный текст. Кроме того, это жемчужина литературного искусства — по построению и противопоставлению различных понятий текст напоминает речи знаменитых афинских философов.

Статуя античного бога медицины Асклепия. Фото Википедия/CC BY-SA 3.0

Легендарный

Профессиональная деятельность Гиппократа овеяна множеством легенд: их мы знаем заметно больше, чем достоверных сведений. Говорят, что он помог избавить Афины от чумы, действительно имевшей место в 420-е годы до н. э. Что был приглашён для лечения философа Демокрита и установил, что тот не безумен, а лишь явственно видит несовершенства мира. Также считается, что Гиппократ предотвратил нападение афинян на родной Кос, обратившись к ним с пламенной речью.

Но насколько можно доверять всем этим рассказам? В конце 19 в. историк медицины Савелий Ковнер писал: «Итак, из всей гиппократовой легенды вполне заслуживающим доверие можно… признать лишь то, что Гиппократ действительно существовал, что он родился на острове Кос, что он был современником Пелопонесской войны, много путешествовал в качестве врача-периодевта (странствующий врач — прим. ред.) и оставил сочинения о медицине».

Относительно заслуг Гиппократа тоже есть легенда. Считается, что врач сжёг храм Асклепия на Косе, так как на тамошних стенах излечившиеся пациенты оставляли записи о причинах выздоровления. Желая присвоить славу выдающегося врача себе одному, Гиппократ якобы избавился от записей, которые могли прочитать все. По другой легенде он сжёг храм Асклепия конкурирующей медицинской школы — книдской, дабы не оставить ценных записей им. По третьей версии, он сжёг архив библиотеки Коса, чтобы старинные медицинские рукописи не попали в руки конкурентам.


Руины Асклепиона на острове Кос. Роберт Том «Гиппократ». (ihospital.ru)

Если отставить в сторону три гипотетических пожара (скорее всего, Гиппократ и вовсе ничего не поджигал), то легенды признают выдающийся талант врача. Он и правда был, видимо, одним из первых медиков, который отделил собственно медицину от религии и магии.

Ведь в чём заключалось лечение пациента во времена Античности? Оно складывалось из медицинских манипуляций (использования различных снадобий и мазей, хирургических операций и т. д.), физиотерапии (гимнастика, бани) и ритуальных действий

Например, важной составляющей частью лечения был священный сон в храме Асклепия на шкурах жертвенных животных. Во сне больному должен был явиться бог медицины и рассказать, как именно надо избавляться от недуга.

Гиппократ же говорил своим ученикам: наблюдайте пациента, говорите с ним, создавайте условия, в которых организм будет бороться с заболеванием. Большое значение он придавал и профилактике болезней, для чего рекомендовал гимнастику, а также поддержание гармонии четырёх основных сред: крови, слизи, желчи и чёрной желчи.

«Клянусь Аполлоном»

Знаменитая клятва Гиппократа была написана примерно в 400 г. до н. э. Во многих источниках можно встретить утверждение, что это был первый морально-этический кодекс врача. Тогда почему она не появилась раньше? Не исключено, что причина создания клятвы была более приземлённой — Гиппократ был одним из первых врачей, который открыл публичную медицинскую школу. Вопреки существовавшей традиции, он обучал не только своих детей, но и людей со стороны за деньги. Опасаясь, что ученики, не принадлежащие непосредственно к «семье», могут как-либо навредить сложившейся школе, Гиппократ сформулировал для них специальные положения. Именно они, а не знаменитый принцип «не навреди», составляют примерно треть текста клятвы:

«Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей, всеми богами и богинями <…> считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно <…>, но никому другому».


Роберт Том «Гиппократ». (kuku.travel)

Только за этим обещанием, фактически ограничивающим круг будущих учеников, следуют знаменитые принципы Гиппократа — воздерживаться от причинения вреда, не давать пациентам смертельных средств, не давать женщинам средств для прерывания беременности, не делать операций самостоятельно, доверяя хирургам, а также не разглашать то, что стало известно во время посещения пациента.

Современные исследователи указывают, что клятва Гиппократа в античные времена вовсе не имела того сакрального смысла, который приписываем ей мы. Скорее, это была обычная цеховая клятва: я принадлежу к такому-то профессиональному сообществу, обязуюсь поступать определенным образом, а если нарушу обет, то не будет мне ни счастья, ни славы.

Есть ли в «Клятве» Гиппократа моменты, которые современному человеку трудно понять?

Историки медицины не случайно называют «Клятву» загадочным документом.

Очень сложное место, о которое все спотыкаются — это камнесечение. Почему врач не будет делать больному камнесечение? Было много вариантов ответа — конкуренция, предостережение от переоценки своих возможностей, специализация, регулирование отношений между коллегами… Но вопрос так и не решен. Есть мнение, что это связано с запретом (он тоже есть в «Клятве») на хирургическое лечение, на разрез ножом и пролитие крови. Такой запрет, по сути, был ритуальным. Поэтому есть даже версия, которой придерживались некоторые крупные историки медицины, что «Клятва Гиппократа» — это текст какой-то религиозной медицинской группы, например, пифагореанской.

Обычно считают, что вся проблематика клятвы сводится к абортам, эвтаназии и врачебной тайне. Это крайне важные темы сейчас, но «Клятва» значительно шире.

Мало обращают внимание на такие вещи, как учить детей учителя бесплатно — сейчас-то дети врачей учатся наравне со своими однокашниками из немедицинских семей. Еще момент — в этой клятве упомянуто отношение к рабам наравне со свободными

Раб, с точки зрения образованного человека той эпохи, как это сформулировано у Аристотеля, — говорящее орудие. А «Клятва» не делает различия в отношении между мужчинами и женщинами, рабами и свободными

Еще момент — в этой клятве упомянуто отношение к рабам наравне со свободными. Раб, с точки зрения образованного человека той эпохи, как это сформулировано у Аристотеля, — говорящее орудие. А «Клятва» не делает различия в отношении между мужчинами и женщинами, рабами и свободными.

И еще — врач не должен вступать в интимные отношения с пациентами. Таким образом, получалось, что брак между врачом и пациенткой был априори невозможен.

Еще важный момент: Гиппократова этика не сводится только к «Клятве». Часто с «Клятвой» путают другие тексты из «Сборника Гиппократа», касающиеся этики врача (трактаты «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставления»).

Доктор философских наук И. В. Силуянова, один из основоположников современной российской биоэтики — пишет об «удивительном согласии принципов гиппократовской врачебной этики с христианскими представлениями о человеческих взаимоотношениях.

Мимесис и рыжий Сашка

С древних времен обучение состояло в подражании – по-гречески «мимесис». Ученик должен был стать, «как учитель его» (Мф. 10:25), будь то обучение Торе при ногах Гамалиила, как было в жизни Павла, или плотницкому мастерству, как было в жизни отрока Иисуса из Назарета, названного сына Иосифа. Тысячи и тысячи сыновей учились ремеслу от своих отцов и передавали выученное дальше.

Кажется, эта традиция древнего мира сохранилась в семьях скрипичных дел мастеров. В итальянском городе Кремоне с 1097 года упоминается род Амати, но впервые это имя зазвучало на весь мир, когда молодой Андреа Амати, еще двадцатишестилетний молодой человек, уже стал ставить свое родовое имя на свои инструменты.

Вместе с братом Антонио они открыли мастерскую и творили в ней то, что потом будут называть «классической скрипкой» – круто закругленная головка, не очень выпуклые деки, узкая талия, удлиненные и изящные пропорции.

Впервые они обратили внимание на выбор древесины для скрипки – только клен и ель брали они, а особый лак был вторым секретом того, отчего скрипка пела, словно дева-итальянка с голосом сопрано. Эти скрипки были в числе скрипок короля, и немногие богачи могли позволить себе их иметь

Андреа и Антонио стали основателями великой скрипичной династии – их сыновья были так же гениальны, как отцы, но чума унесла всю семью в могилу, едва не прервав род Амати навсегда. И внук Андреа – Никола, единственный выживший, продолжил завещанное ему.

Но ему было суждено нечто большее, чем стать воскресителем рода Амати – скрипичных дел мастеров. В его школе родились основатели других великих школ, он стал, как источник, из которого разбегаются десятки полноводных, сильных рек – Руджери, Гранчино, Санто Серафин…

Один из его учеников – носящий имя его славного деда, Андреа, и фамилию Гварнери, основал новую школу, а уже его внук, самый знаменитый из Гварнери, Джузеппе, получит эпитет Дель Джезу – «Иисусов»: он всегда подписывал скрипки тремя греческими буквами, иота-эта-сигма, IHC – акронимом Спасителя.

Второй ученик Амати известен всем. Это Антонио Страдивари, проживший долгую и счастливую жизнь, чьи скрипки пели звонче и веселее скрипок Амати, и чей секрет никогда не будет разгадан – грунт ли, лак ли дают скрипкам его удивительный голос? Или так поет душа неродного наследника великого Амати, достроившая город, допахавшая поле, допевшая песню?

Антонио Страдивари

Стоит отметить, что когда Константин Третьяков подарил Московской консерватории в XIX веке коллекцию смычковых инструментов мастеров Амати, Гварнери и Страдивари, он сделал это с одним, но строгим условием: эти инструменты предназначались для употребления беднейшими учениками… Династия может родиться не от плоти и крови, но и от бескорыстия-любви учителя и от доверия-любви ученика…

Но в том же XIX веке после дуэли на Черной речке сыновья не допишут поэмы русского Гомера – и он, пожалуй, сам не представлял это возможным. Пушкин писал в письмах жене о любимом сыне Сашке: «Да, в кого-то он рыж? Не ожидал я этого от него! …Не дай Бог ему идти по моим следам, писать стихи, да ссориться с царями! В стихах он отца не перещеголяет, а плеть обуха не перешибет…»

Клятва и её интерпретации

Сочинения античного врача были хорошо известны: его трудами пользовались и европейские монахи, и арабские врачи. В эпоху Средневековья все они трансформировали клятву на свой лад, заменив упоминание Аполлона и Асклепия на своих богов. Многочисленные переводы на разные языки и доработки привели к тому, что в чистом виде клятву Гиппократа уже никто давно не произносит. Хотя внесённые в неё изменения никто не назвал бы лишними.


Византийская рукопись клятвы Гиппократа в форме креста. (foma.ru)

Например, в России клятву Гиппократа перевёл на русский язык врач Матвей Мудров (1776−1831), но она превратилась в «Факультетское обещание русского врача»:
«Обещаю продолжать изучать врачебную науку и способствовать всеми своими силами её процветанию, сообщая учёному свету всё, что открою. Обещаю не заниматься приготовлением и продажей тайных средств. Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам — врачам и не оскорблять их личности; однако же, если бы того потребовала польза больного, говорить правду прямо и без лицеприятия».

В СССР «Факультетское обещание» стало присягой советского врача, в 1994 г. появилась клятва российского врача (сейчас просто клятва врача).


Факультетское обещание с подписью Булгакова. (rossaprimavera.ru)

2-я Генеральная Ассамблея Всемирной медицинской ассоциации в 1948 г. приняла Женевскую декларацию, которая по сути являлась модифицированной клятвой Гиппократа. В ней также было обязательство хранить благодарность учителям и исполнять профессиональный долг с достоинством.

В США в 1972 г. студенты-медики отказались произносить слова клятвы Гиппократа, так как сочли их патерналистскими, устанавливающими непререкаемый авторитет врача. В современной модели здравоохранения, говорили они, нельзя умалять значение личности пациента.

В Америке текст клятвы адаптировал профессор Луи Лазанья. В нём появились слова: «Я буду помнить, что в медицине есть как искусство, так и наука, а теплота, расположение и принятие могут перевесить скальпель хирурга и препарат фармацевта. Я не буду стыдиться признаться: «я не знаю», и позову и положусь на своих коллег, когда их навыки потребуются для выздоровления пациента».

Исламская медицинская ассоциация Северной Америки в 1977 г. утвердила свою присягу: «Сделай нас заслуживающими этого высокого звания с честью, достоинством и благочестием, чтобы мы могли посвятить нашу жизнь служению человеку, — будь он беден или богат, грамотен или нет, мусульманин или не мусульманин, чёрный или белый, — с терпением и почтением, доблестью и уважением, знанием и бессонными трудами».

Платан Гиппократа. (wikipedia.org)

История клятвы напоминает историю платана Гиппократа. Если вы приедете на остров Кос, то вам непременно покажут платан, под которым якобы сидел врач и занимался со своими учениками. Если бы это было так, то платану было бы уже больше 2000 лет. Между тем, возраст этого действительно старого дерева оценивают примерно в 500 лет. Это не мешает людям верить, что этот платан — потомок древнего платана, который во времена Гиппократа рос на этом самом месте и давал тень ученикам врача. Его черенки и отростки подарены медицинским школам по всему миру, и теперь и в Америке, и в Азии, и в Океании растут «платаны Гиппократа»

Важно ли, сколько им лет? Наверное, нет. Вера важнее.

После принятия врачом клятвы Гиппократа на его шее «затягивается стетоскоп», а на жизни ставится большой красный крест…

Какие ассоциации у Вас вызывает словосочетание «Клятва Гиппократа»? Не появляются ли перед глазами, хотя бы на секунду, стройные ряды ангелоподобных существ в белых халатах, которые, не щадя сил и времени, стоят на страже здоровья людей? Не казалось ли Вам, что вот-вот — и на глаза навернутся слезы умиления?

Общество всегда создавало мифы и верило в иллюзии.

«Большая медицинская энциклопедия» трактует феномен иллюзии как — «ложное, ошибочное восприятие реально существующих в данный момент предметов и явлений».

Но это по определению энциклопедии. В жизни же все не так. Ложное и ошибочное зачастую преподносится как догма.

Однажды создав миф о «Клятве Гиппократа» общество надежно законспирировало первоисточник (а был ли он вообще?), и, стало настойчиво поддерживать в социуме иллюзорное представление о враче. Постепенно социум так поверил в этот миф и привык к лубочному образу бесправного врача-бессребреника, то ли юродивого, то ли монаха-отшельника, начисто лишенного материальных и духовных потребностей, что при любой попытке врачей изменить свое положение в обществе апологеты мифологии стали ссылаться на эту приснопамятную клятву — «Поклялись? Терпите!!!».

А кто клялся? Кто из сегодняшних врачей давал «Клятву Гиппократа» в ее первозданном виде? А кто из грозных и непримиримых общественных надзирателей ее читал и вообще знает, о чем она? И, в конце-концов, если мы живем в обществе христианского (за незначительным исключением) вероисповедания — то при чем здесь древние обычаи и клятвы.

При чем здесь языческие боги, к тому же не главные, а второстепенные?

«Клятва», конечно, грозное слово, но оно к нам пришло из дохристианских времен, безвозвратно канувших в лету. Сегодня, для неверующих есть Законы, а христианину, наверное, достаточно и Заповедей?

Мне могут возразить, что сам Господь Иисус Христос указывал, что — люди друг друга все время обманывают и, чтобы как-то защитить себя от этого, придумали клятвы. В Нагорной проповеди Он сказал — «Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои». » (Матф. 5,33-37).

Это так, но Он там же говорил и о том, что — «…без клятвы обмануть — это тоже грех, точно так же как и с клятвой».

В Евангелии сказано прямо — «…не клянись» (Мф. 5, 34). «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Матф. 5,33-37).

Так что врачу-христианину клятва не нужна, в силу того, что христианское учение гораздо выше и нравственнее, чем любая языческая клятва.

Так в чем же причина поразительной жизнестойкости мифа о клятве Гиппократа?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Алипаф
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: