Европа не откажется от закупок российского спг в 2023 году. большую часть топлива для ес произведут в янао

Европа не откажется от закупок российского спг в 2023 году. большую часть топлива для ес произведут в янао

Прогноз компании

НОВАТЭК — ключевой бенефициар роста потребления СПГ во всем мире и особенно в странах АТР, для которых компания является географически самым близким поставщиком в мире. Доставка СПГ в Китай по Северному морскому пути занимает 20 дней, в отличие от 36 дней через Суэцкий канал и более полутора месяцев из США. Меньший срок доставки позволяет увеличить оборачиваемость рабочего капитала и снизить стоимость логистики примерно на 35% по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал.

Ожидается, что к 2030 году рост мирового спроса на газ может составить 15% к уровню 2021 года, к 2040 году — до 25%. При этом до 88% прироста мирового спроса на природный газ и СПГ ожидаются в странах АТР и в Европе. Согласно оценкам, к 2040 году нетто-дефицит природного газа в странах АТР увеличится с текущих приблизительно 380 млрд кубов в год до 780 млрд кубов в год, а в Европе — с 254,3 млрд до 396 млрд кубов в год.

Компания имеет существенный потенциал роста за счет реализации проектов «Арктик СПГ 2», «Газпромнефть-Сахалин», «Обский ГПХ» и дальнейшего строительства терминалов СПГ на базе первого в мире завода по серийному производству линий сжижения природного газа на основаниях гравитационного типа ЦСКМС. Наличие современного арктического флота ледового класса для перевозки СПГ позволит организовать круглогодичную транспортировку СПГ по Северному морскому пути во все регионы мира. Кроме этого, программа газификации регионов России и планы по развитию водородной энергетики создадут новые центры формирования прибыли компании.

Данный справочный и аналитический материал подготовлен компанией ООО «Ньютон Инвестиции» исключительно в информационных целях. Оценки, прогнозы в отношении финансовых инструментов, изменении их стоимости являются выражением мнения, сформированного в результате аналитических исследований сотрудников ООО «Ньютон Инвестиции», не являются и не могут толковаться в качестве гарантий или обещаний получения дохода от инвестирования в упомянутые финансовые инструменты. Не является рекламой ценных бумаг. Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией и предложением финансовых инструментов. Несмотря на всю тщательность подготовки информационных материалов, ООО «Ньютон Инвестиции» не гарантирует и не несет ответственности за их точность, полноту и достоверность.

Причины уменьшения поставок

Спотовые цены на СПГ в течении всего 2022 года в Азии были ниже, чем Европе, именно поэтому «НОВАТЭК» стал перенаправлять сжиженный природный газ с «Ямал СПГ» в ЕС, рассказал «Ямал-Медиа» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Так российская компания смогла больше заработать.

«Даже китайская компания CNPC, которая имеет контракт с «Ямал СПГ» на три миллиона тонн в год, большую часть своих объемов поставляла в Европу, выступая в качестве трейдера», — добавил он.

«Ямал СПГ» имеет долгосрочные контракты не только с «НОВАТЭК», но и другими компаниями, в том числе с китайским CNPC, французской TotalEnergies. После отгрузки сжиженного газа партнерам топливо становится их собственностью, поэтому компании вправе отправлять его в другие страны и зарабатывать, пояснил специалист.

Для «Ямал СПГ» 2022 год стал выгодным.

«НОВАТЭК» увеличил производительность четвертой линии «Ямал СПГ», кроме этого завод работал выше проектной мощности, которая составляла 16,5 миллионов тонн в год», — пояснили «Ямал-Медиа» в пресс-службе компании «Ямал СПГ».

Четвертая линия работает по отечественной технологии «Арктический каскад». По словам Юшкова, ее мощность составляет 0,9 миллиона тонн.

Фото: Juozas Baltiejus/Shutterstock/Fotodom

«То есть суммарно за прошлый год проектная мощность завода составила 17,4 миллиона тонн. Но при этом он выработал почти 21 миллион тонн. Когда реальная выработка больше, чем проектная мощность, возникают проблемы. С одной стороны ты больше зарабатываешь, а с другой стороны — надо успевать вывозить все это», — пояснил он.

Поэтому проекту было выгодно поставлять газ туда, где его можно было быстрее отгрузить. Таким местом стала Европа, подчеркнул Юшков.

Тут совпало сразу несколько факторов: цены в Европе были выше, чем в Азии и выработка была больше, чем планировалось.

Игорь Юшков

ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Новые проекты трубопроводов

В феврале 2022 году «Газпром» подписал соглашение с «Китайской национальной нефтяной корпорацией» о поставках в Китай дополнительных 10 миллиардов кубометров газа через Дальний Восток. Ни одна из подробностей сделки не была обнародована – когда начнутся поставки, откуда будет поступать газ, по какому маршруту будет доставляться газ и так далее. Газ в этом районе есть: на «Сахалине-1», но не под контролем «Газпрома», и на «Сахалине-3», под контролем дочерней компании «Газпрома» – «Газпром-нефть». Ни один из вариантов поставки не является простым.

Газ на «Сахалине-1» давно не находит каналов сбыта. «Роснефть», российская государственная компания, участвующая в проекте, годами хотела продать этот газ Китаю, но так и не смогла закрыть сделку (или обойти монополию на экспорт трубопроводного газа, принадлежащую «Газпрому»). Газ на «Сахалине-3» также столкнулся с проблемами. Основное месторождение попало под западные санкции в 2015 году. С тех пор русские боролись с техническими проблемами, связанными с добычей газа, и неизвестно, смогут ли они преодолеть их сейчас. Но газ «Сахалина-3» является наиболее логичным источником для этого контракта на 10 миллиардов кубометров. Просто не очевидно, что этот газ будет доступен в ближайшее время.

Наиболее значимый проект – второй газопровод «Сила Сибири», идущий в Китай. Как и в случае с первым конвейером, варианты этого предложения обсуждались годами без особого прогресса. Основная идея состоит в том, чтобы связать месторождения Западной Сибири, которые сейчас снабжают Европу, с Азией. «Сила Сибири-2» позволит России осуществлять арбитраж между европейскими и азиатскими рынками – это самый желанный приз для российских энергетических стратегов.

Проблема, однако, в том, что Китай держит на руках все карты в переговорах. И, как и в случае с первой линией «Силы Сибири», Китай будет вести жесткие торги. На данный момент неизвестно, готов ли Китай заключить сделку. Россия, вероятно, предложит очень привлекательные условия – хотя бы из-за своего сложного положения. Но примет ли их Китай? Будет ли его прельщать цена, или он дважды подумает о расширении своей зависимости от России в этот момент? Как китайцы ответят на эти вопросы, трудно сказать.

Новые проекты

«Арктик СПГ 2» — это второй крупнотоннажный СПГ-проект компании. Оператором проекта, владельцем всех активов и лицензии на экспорт являются НОВАТЭК с долей в 60% и иностранные компании. В частности, это французская TotalEnergies (10%) и японская Japan Arctic LNG (10%). Кроме этого, по 10% принадлежат китайским компаниям China National Petroleum Corporation (CNPC) и CNOOC Limited. Однако на фоне внешнеторговых ограничений Saudi Aramco может выкупить долю TotalEnergies (Франция).

Проект предусматривает строительство завода на гравитационных платформах с проектной мощностью 19,8 млн тонн СПГ в год и до 1,6 млн тонн в год стабильного газового конденсата. Запуск первой линии ожидается в 2023 году, второй линии — в 2024 году, а запуск третьей линии планируется в 2025 году. В данный момент общая готовность проекта оценивается примерно в 60%, готовность первой линии — в 90%. По состоянию на конец 2021 года было профинансировано около 57% капитальных затрат всего проекта.

Для обеспечения поставок СПГ «Арктик СПГ 2» заключил долгосрочные договоры фрахтования с ООО «Современный морской арктический транспорт СПГ» на 21 танкер ледового класса Arc7. Из них 15 будут построены на судостроительном комплексе «Звезда» в России.

Весь объем СПГ, произведенный на проекте «Арктик СПГ 2», будет реализовываться участникам проекта по долгосрочным договорам пропорционально их долям владения. Компания уже законтрактовала свою долю объемов СПГ на основе долгосрочных и среднесрочных договоров с крупными покупателями преимущественно из стран АТР. Поскольку доля НОВАТЭК в проекте равна 60%, в пересчете на проектное производство СПГ это составляет около 12 млн тонн СПГ в год.

«Газпромнефть-Сахалин» — совместное предприятие компаний НОВАТЭК и Газпром нефть для освоения Северо-Врангелевского участка, расположенного в восточной части Восточно-Сибирского моря и западной части Чукотского моря. В рамках сделки компания НОВАТЭК приобрела долю участия в 49% в ООО «Газпромнефть-Сахалин», до этого являвшейся на 100% дочерним обществом компании Газпром нефть. «Газпромнефть-Сахалин» владеет лицензией на геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья на этом участке. Создание нового совместного предприятия расширяет ресурсную базу группы для реализации новых проектов в российском арктическом регионе в долгосрочной перспективе.

«Обский ГПХ» — проект для освоения ресурсной базы Верхнетиутейского и Западно-Сеяхинского месторождений в северо-восточной части полуострова Ямал. Объем доказанных запасов по классификации SEC составляет 161 млрд кубов газа и 5 млн тонн газового конденсата, по классификации PRMS — 264 млрд кубов газа и 16 млн тонн газового конденсата. В 2021 году НОВАТЭК получил лицензии еще на два месторождения в регионе — Нейтинское и Арктическое, общие запасы которых оцениваются в 413 млрд кубов газа.

Проект «Обский ГПХ» — это газохимический комплекс, который планируется построить в районе морского порта Сабетта вместе с проектом «Обский СПГ». Газохимический комплекс рассчитан на производство аммиака в объеме 2,2 млн тонн в год и водорода — 130 тыс. тонн в год. В паре с ГПХ планируется поставить одну СПГ-линию такой же конфигурации и мощности, что и в рамках проекта «Арктик СПГ 2» — мощностью 6,6 млн тонн в год. Первую очередь проекта предполагается ввести в эксплуатацию в 2026 году, вторую — в 2027 году. Как и в случае с «Арктик СПГ 2», линия сжижения будет размещена на основаниях гравитационного типа (ОГТ), которые также будут строиться в мурманском ЦСКМС. Выделяемый в процессе производства аммиака углекислый газ планируется улавливать и утилизировать посредством обратного закачивания в пласт. Его совокупный объем составит около 5,2 млн т в год углекислого газа.

В настоящее время НОВАТЭК ведет подготовку инфраструктуры для обустройства месторождения и разработку проектной документации для строительства. При этом нельзя исключать, что компания может увеличить мощность проекта до 19,8 млн тонн СПГ в год, повторно применив ранее разработанный проект завода «Арктик СПГ 2».

Ещё по теме:

Вопрос-ответ

08 апреля 2022

Фундаментальный анализ фондового рынка — минимум, который должен знать каждый инвестор

13 минут

О компании

Бизнес-модель НОВАТЭК ориентирована на развитие собственных и совместных добывающих газовых месторождений, а также на создание мощностей по сепарации, подготовке, фракционированию, переработке и сжижению природного газа — СПГ. Большая часть добываемого природного газа (~67 млрд кубов, 88%) перерабатывается, очищается и реализуется на внутреннем рынке через единую систему газоснабжения Газпрома.

НОВАТЭК поставляет газ в 41 регион Российской Федерации промышленным потребителям, объектам электрогенерации и населению. Оставшаяся часть перерабатывается, фракционируется и экспортируется на зарубежные рынки в виде СПГ. Газовый конденсат также перерабатывается и отправляется на экспорт, а сжиженный углеводородный газ (СУГ) реализуется через собственные терминалы и розничную сеть газовых заправочных станций в России и Польше. Попутно добываемая нефть и производимая широкая фракция легких углеводородов (ШФЛУ) реализуются как на внутреннем, так и на международных рынках.

Новые проекты СПГ

Но способность России увеличить продажи газа в Азию в дальнейшем зависит от новых проектов. В краткосрочной перспективе Россия строит проект «Арктика-2», который удвоит мощности страны по производству СПГ в Арктике. Это проект, который зависит от иностранных партнеров – как акционеров и финансистов, так и поставщиков ключевых технологий и опыта управления проектами. Проект должен быть завершен в три этапа («поезда», на отраслевом жаргоне), первый из которых почти завершен, второй завершен менее чем наполовину, а третий еще не построен.

Сможет ли Россия реализовать этот проект в полном объеме, пока неясно. Спонсор «Новатэк» разработал местную альтернативу одной из ключевых технологий (процесс «Арктический каскад»), но ее производительность была ниже, и «Новатэк» вернулся к западной технологии. Суда-ледоколы для доставки СПГ были построены в Южной Корее, хотя большинство судов для проекта «Арктика-2» будет построено на судоверфи «Звезда» в России – впервые для этой верфи. Наконец, проект по-прежнему зависит от иностранной финансовой поддержки и опыта управления проектом, которые могут быть подорваны дальнейшими санкциями или решениями компаний выйти из России.

Другой строящийся СПГ-проект – «Усть-Луга» или «Балтийский СПГ» – стартовал совсем недавно и менее развит, чем «Арктика-2». У Газпрома, спонсора проекта, также меньше опыта работы с СПГ («Газпром» участвует в проекте «Сахалин-2», но пришел в проект поздно и в реализации проекта в основном полагался на зарубежных партнеров.) Проект «Балтийский СПГ» продолжается уже много лет, и приверженность и способность компании реализовать этот проект вызывают сомнения (проект уже однажды отменили, в 2008 году, а спустя годы его реанимировали).

Есть и другие проекты СПГ, но их строительство еще не началось. «Новатэк» намерен построить третий проект в Арктике (несколько путано названный «Арктика-1»). Неясно, будет ли «Новатэк» или какие-либо иностранные партнеры продвигать «Арктику‑1», пока судьба «Арктики-2» не прояснится. На Дальнем Востоке «Роснефть» продвигала проект СПГ, последний раз в партнерстве с ExxonMobil, которая вышла из проекта в рамках своего более широкого ухода из России после начала войны, нанеся, вероятно, смертельный удар по этому проекту в его текущей итерации. Другие проекты СПГ, которые продвигались на протяжении многих лет, сегодня кажутся еще менее вероятными.

Итоги 2022 года

СПГ стал единственным видом топлива, поставки которого из России в Европу выросли по итогам 2022 года, сообщил «Коммерсант». «НОВАТЭК» увеличил поставки сжиженного природного газа в Европу с завода «Ямал СПГ» примерно на 13,5% — до 14,65 миллиона тонн. Также в ЕС отправляли СПГ с «Криогаз-Высоцк» — поставки увеличились до 0,7 миллиона тонн, еще около 0,35 миллиона тонн — с запущенного в сентябре проекта «Газпрома» «Портовая СПГ».

Россия по итогам года заняла третье место по поставкам сжиженного природного газа в Европу, уступив США и Катару. Великобритания и страны Балтии прекратили покупать российский СПГ, но спрос увеличился со стороны Испании.

Фото: FOTOGRIN/Shutterstock/Fotodom

В азиатском направлении была немного другая картина. Поставки туда с «Ямал СПГ» «НОВАТЭК» снизил на 7% — примерно до 5,1–5,3 миллиона тонн.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Алипаф
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: