Этическое объяснение
Многие богословы полагают, что Тора запрещает евреям есть всяких «гадов», поскольку это не подобает народу, предназначение которого – служить Творцу. Употребляя такую омерзительную пищу, человек унижается. Чешуя и плавники есть то, что отделяет рыбу от гадов. Если же рыба без чешуи (например, угорь), чем она от этих самых гадов отличается?
Имеется и еще одно истолкование, так же основанное на представлениях об этике. Любые пищевые ограничения подразумевают необходимость самодисциплины. Еда, в конце концов, должна поддерживать организм, давать нам силу, а не служить исключительно потворством нашему чревоугодию. Поедание же морских гадов, к которым относятся, как правило, редкие и дорогие породы рыб и разные морские деликатесы, является именно данью чревоугодию.
Чего нельзя употреблять христианину
В целом, христианской религией почти не регламентируется пищевое поведение человека. В Писании можно найти слова Христа о том, что для него значения не имеет, что употребляет верующий, важны лишь духовные и моральные качества христианина, его действия, слова и мысли. Богом был создан этот мир и все в нем прекрасно, без разделения на «чистое» и «нечистое».
Вместе с тем на разных этапах развития православия появлялись традиции, предполагающие отказ от той или иной пищи. Первые люди были вегетарианцами, их пищей, а также всех, «в ком есть душа живая», являлись трава, плоды деревьев. Такое питание было полезно человеку, в те времена люди жили очень долго.
Но потом население разрослось, возникли новые потребности. Во времена Ноя было дозволено употреблять «то, что движется, что живет». Под строгим запретом было лишь мясо с кровью. Святое писание говорит, что душа животного находится в крови. Кровь разрешается использовать только для жертвоприношений либо проливать на землю. Этим объясняется старинная традиция выпускать кровь животного прежде, чем употреблять его мясо в пищу.
Главный порок Близнецов — эгоизм: недостатки знаков зодиака (правда и вымысел)
Устройство «Росомаха», разрабатываемое учеными, даст людям «нечеловеческий» слух
Завидный стаж: 100-летний ветеран из Архипо-Осиповки попал в Книгу рекордов
Позже евреям через Моисея были даны указания по поводу еды. В Ветхом Завете говорится, что нельзя принимать в пищу мясо животных, которые были удушены или умерли своей смертью.
Нечистым мясом считались:
- дохлые животные (которым не спустили кровь);
- раки;
- конина;
- крабы;
- рыба без чешуи;
- кролики и зайцы;
- кровь животных и птиц в жареном виде.
При этом запрещенную еду разрешалось употреблять в периоды нужды или голода.
Какой же смысл? Зачем это всё?
С какой стати существует это деление? Почему саранчу можно есть, а другого насекомого нельзя? Почему утку можно есть, а лебедя нельзя есть? Какой смысл всего этого?
Первое объяснение: изначально главным корнем этих правил было представление о том, что какая-то пища или комбинации ее вызывают болезни. Поэтому Бог сообщил людям: ешьте это, но не ешьте то. Это опасная пища, которую легко неправильно приготовить – и ты будешь болеть. Кошерная еда полезна, здорова и обеспечивает долголетие.
Второе объяснение такое: культовый элемент. Гипотеза, которая была озвучена уже Оригеном – христианским автором, он пытался объяснить сам себе и своему окружению, почему это возникло. Были в Хананее местные жители – они почитали Астарт, Ваалов и так далее. Евреи оказываются в Хананее и появляется опасность ассимиляции. Чтобы не было семейного смешения, растворения крови – нужны границы, довольно искусственные границы. Если ты ешь мясо, то ты можешь есть всё – и свинью, и барашка, и овечку. А евреи – нет. И когда существуют такие несовместимости, то предпосылок для слияния народов очень мало. Тем более, когда мы говорим о древних временах, то были такие праздники, когда весь народ съезжался к одним местам, и там были общие блюда, застолья, общие рецепты. Так вот у евреев не могло быть общих рецептов с неевреями. Так произошло, чтобы не было ассимиляции.
Дальше еще одно объяснение, касающиеся природы самого Закона Моисеева. Закон Моисеев охватывает тебя целиком, не только в плане твоих молитв, богословия, философствования, он охватывает тебя и твою жизнь полностью. Когда Закон Моисеев касается пищевых правил, мы обретаем в этом огромный якорь, который цепляется за саму сердцевину твоей жизни, за твое нутро, за твое чрево, за твой живот. Возникает такая мощная сцепка: ты являешься израильтянином, потому что ты во что-то веруешь, во что-то не веруешь, что-то ешь и что-то не ешь.
Следующее объяснение (это уже антропологи постарались) – «по подобию». Здесь мы видим попытку осмыслить окружающий мир. Ребенок рождается, имеет дело с разными существами и понимает: есть животные моего мира, с которыми я провожу время, животные цивилизованные, а есть мир посторонний, внешний, дикий мир – там живут коршуны, грифы, змеи, скорпионы. И я не буду ничего с ними иметь общего – не буду их есть, не буду их разводить, не буду на них охотиться. Я живу в гуманизированном пространстве – в нем есть “нормальные” животные: овечки, козочки, коровки. Возникает учение, представление о том, что есть животные – “чужаки”, это хищники и падальщики. Причем падальщики могут быть в теории и домашним животным, к примеру, свинья или собака. Собака вроде бы хорошая, но она падальщик и в библейской традиции – плохое, нечистое животное.
И последняя схема, которая поможет нам понять, что стоит за этими правилами.
Тут появляется этика – учение о добром житии, о правильной жизни. Во-первых, кошерные правила учат людей умеренности потребления. Почему я не ем свинину? Я не могу ее есть, так как Бог так сказал, и я воспитываюсь в этой самодисциплине, в этой умеренности. Аскеза: не всё, что я могу съесть, я должен съесть.
Во-вторых, возникает экологическая тема. Есть экосистема – ущелье, к примеру, где живут саламандры, тушканчики и так далее. Я не буду вторгаться в эту экосистему, пусть они там живут. Это бережное отношение к окружающему миру, более цивилизованное отношение к окружающему пространству: я не могу есть всё, что вижу вокруг.
Третье этическое объяснение всех этих правил – есть на свете прекрасные, чудесные животные, которые вызывают у нас восторг. Как можно их есть? По кашруту нельзя есть ни слонов, ни обезьян, ни лебедей, ни дельфинов. Обезьяна – вообще существо полуразумное, как можно обезьяну убить и съесть? Для израильтянина это вещь недопустимая. Хотя множество других культур основывается на потреблении этих особей животного мира.
Почему нельзя есть лошадь или осла, как это объясняет этика? Это животные, с которыми ты вместе работаешь. Как можно есть того, с кем ты только что вместе работал?
Также здесь появляется понятие «брезгливость», которое в русском языке имеет несколько негативную окраску, но благодаря ему в человеке воспитывается некое правильное отношение к окружающему миру. Когда человек не может что-то делать, что-то потреблять, в какие-то отношения вступать. И я думаю, такая брезгливость правильная.
Как правильно соблюдать пост по средам и пятницам
Житейская суета, невоздержание в еде, пьянство, вредят человеческой душе. Христианину нужно пробудить в себе волю к добру, используя практику воздержания. Что едят по средам и пятницам, зависит от строгости определенного периода церковного года. В любое время нужно исключить мясо и молочную продукцию:
- мясные продукты;
- молоко и все его производные (кефир, масло, йогурт и т.п.);
- яйца.
Существует более строгая степень воздержания, когда под запретом также рыбная продукция, растительное масло и вся пища, которая сварена или пожарена. Такой пост называется сухоядение, в этот период разрешается ограниченное количество продуктов:
- орехи;
- сухофрукты;
- свежие а также маринованные и квашенные овощи;
- мед;
- хлеб;
- зелень.
Чтобы точно знать, как поститься в среду и пятницу, следует приобрести церковный календарь. Там указаны даты и степень воздержания.
Кто может исповедовать иудаизм
Стать иудеем можно двумя способами. Первый — родиться у матери-еврейки, второй — совершить гиюр, то есть переход в иудаизм. Этим иудаизм отличается от индуизма и других национальных религий — зороастризма, синтоизма. Принять индуизм или синтоизм нельзя: принадлежать к этим религиям можно лишь по праву рождения, а вот иудаизм — можно. Правда, стать иудеем не так просто. По традиции потенциального прозелита, то есть человека, обратившегося к новой религии, долго отговаривают от этого шага, чтобы он или она продемонстрировали твердость своих намерений: «Желающего стать иудеем не принимают сразу. Говорят ему: „Зачем тебе становиться иудеем? Ведь ты видишь, что этот народ унижен и угнетен больше всех народов, как недуги и беды падают на него…“» И хотя процитированный трактат «Герим» (c ивр. «Прозелиты») был создан во II веке — в период, когда римские власти, мстя евреям за очередное антиримское восстание в Палестине, запрещали отправлять иудейские ритуалы, — звучащее в нем предостережение оставалось актуальным как минимум до середины ХХ века. «Соискатель», проявивший должную решимость, проходит специальный обряд и становится частью еврейского народа.
Какую рыбу можно покупать без опасений?
Свежая целая рыба не нуждается в специальном сертификате кашрута, достаточно убедиться, что она обладает чешуёй и не была засолена в одной бочке или иначе приготовлена с другими некошерными морепродуктами. Поэтому, во избежание сомнений рыбу нужно покупать свежей и неочищенной, чтобы были видны чешуйки. Не стоит давать резать или чистить ее продавцу из-за опасения, что этим ножом до этого резали что-либо не кошерное.
Филе рыбы и любую другую рыбу, очищенную от кожи и костей, нельзя покупать без сертификата кашрута и считать ее подходящей для кошерной еды. Однако многие крупные производители находятся под контролем местного департамента кашрута, что можно узнать, заглянув в местный «Кошер-лист». Такую рыбу можно покупать даже в виде филе, но при условии, что наименование данной фирмы находится в списке контролируемых производителей, и она помещена в герметичную упаковку.
Что нельзя есть мусульманам
Запрещёнными продуктами являются: алкогольные напитки и интоксиканты, нехаляльный животный жир, ферменты (разрешены только микробные), желатин (разрешён только рыбий), липаза животного происхождения, свинина и продукты убоя свиней, бульон из разных сортов нехаляльного мяса, сало, хищные животные и птицы, насекомые (за
25.04.2023Какую рыбу нельзя есть в исламе
Религия ислам имеет строгие правила в питании, и это включает не только мясо, но и рыбу и морепродукты. В соответствии с принципами ислама, необходимо умело обращаться с животными и соблюдать определенные правила, тем самым обеспечивая себе здоровую и гармоничную пищевую культуру.
Одним из важных аспектов питания по исламу является полное отсутствие употребления свинины, которая считается нечистым животным. Кроме того, мусульмане не едят мясо животных, умерших своей смертью или были забиты без упоминания Бога.
Что касается рыбы и морепродуктов, то в исламе разрешено употреблять только тех, которые являются халялем, то есть которые принадлежат к разряду дозволенных животных для питания. Также рыба не требует закалывания, в отличие от наземных животных.
Согласно джафаритскому мазхабу, который является одним из 4 признанных школ исламского права, мусульманам разрешено употреблять креветки и морскую рыбу, если она имеет чешую. Однако, запрещено к употреблению других морских обитателей, у которых нет чешуи.
Интересно, что мусульмане могут есть и красную рыбу без особых ограничений. При этом, рыба может быть употреблена без соблюдения всех правил забивания животных по Шариату.
Для подготовки рыбы перед употреблением, мусульмане следуют определенным правилам. Рыбу разделывают по спинке вдоль позвоночника, удаляют внутренности и сгустки крови зачищают.
Отметим, что в исламе также существуют строгие правила по употреблению морепродуктов. Например, запрещены к употреблению крабов, гребешков, мидий, устриц и осьминогов, поскольку все эти животные не считаются рыбами и живут в воде.
В то же время, возможны некоторые спорные моменты. Например, ученые-ханафиты объясняют понятие «морских существ», упомянутых в Коране и сунне, как рыбами, включая дельфинов. Однако, вместе с тем, мусульманам запрещено употребление мертвых рыб, всплывших на поверхность воды.
Наконец, следует отметить, что мусульманам запрещено употребление крови, как это указано в Коране. Из этого следует, что стейк с кровью также запрещен к употреблению.
Таким образом, пищевая культура мусульман имеет много строгих правил и ограничений, но в то же время позволяет наслаждаться здоровой и гармоничной пищей.
Черви в рыбе
Зачастую на коже, в голове и в брюшной полости рыбы находятся морские насекомые или паразитические организмы. В силу размеров и цвета различить их довольно сложно. Тора очень строго запрещает употребление всякого вида насекомых, в том числе и морских.
Рыбных червей можно разделить на два типа:
- черви, которые зародились вне рыбы и прилепились к животному после рождения – запрещены к употреблению по всем мнениям;
- черви Anisakis – попадают в рыбу в виде личинки, – на их счет существует расхождение между законодателями современности: есть, которые разрешают, а есть, которые запрещают.
Как правило в морской рыбе нет обычных червей, но могут быть Anisakis.
Одна из задач департамента кашрута, который выдает сертификат кошерности, в том, чтобы убедиться в выполнении необходимых процедур во избежание появления червей в промышленных водоемах, в которых выращивают кошерную рыбу. Если приходится покупать речную рыбу в несертифицированной лавке, то следует удалить голову и внутренности, а также снять или хорошенько почистить кожу. Если в дальнейшем животное будет перемолото – то процедуры очистки делать не обязательно.
Данное решение может помочь только в отношении обычных червей. Но удалить Anisakis, как правило, не представляется возможным в домашних условиях. Чтобы избежать нарушение закона относительно паразитов Anisakis , департаменты кашрута публикуют таблицы, где перечислены виды кошерных рыб и уровень их поражения червями.
Название | Экспортер | Уровень поражения | Как проверять и чистить |
Филе тилапии (Амнон) | Китай | Чисто | Не нужно |
Хек (Бакала Марлуза) Филе без кожи |
Аргентина, Кейптаун |
Чисто | Не нужно |
Филе Хек (Бакала Марлуза) с кожей | Аргентина | Обычно чисто, иногда встречаются Anisakis | Снять кожу, и проверить со всех сторон |
Цельный Хек (Бакала Марлуза) без головы | Аргентина | Сильно поражена Anisakis в районе брюшной полости | Хорошенько почистить и удалить черную поверхность |
Золотистый спар (Денис) | Турция, Греция, Кипр | чисто | Не нужно |
Сельдь филе целая | Скандинавия | Поражена Anisakis в брюшной полости | Невозможно удалить самостоятельно |
Сельдь (кусочки филе без кожи) | Норвегия | Чисто благодаря обработке | Не нужно |
Сельдь целая | Скандинавия | Сильно поражена Anisakis в брюшной полости и целиком | Невозможно удалить |
Заавон (филе без кожи) | Китай | Сильно поражена Anisakis в брюшной полости и целиком | Невозможно удалить самостоятельно. Покупать только с сертификатом |
Туна | Все страны | Чисто | Не нужно |
Лаврак | Турция, Греция, бассейн Кипра, Китай | Чисто | Не нужно |
Скумбрия целая | Скандинавия | Сильно поражена Anisakis в брюшной полости и иногда целиком | Хорошенько почистить и удалить черную поверхность |
Скумбрия кусочки филе | Скандинавия | Обычно чисто, благодаря промышленной обработке | Не нужно |
Ни́льский о́кунь (Нэсихат а-нилус) | Африка | Чисто | Не нужно |
Камбала (филе с белой кожей) | Голландия | Обычно нет поражения червями Anisakis | Не нужно |
Камбала (филе с белой кожей) | Китай | Сильно поражена Anisakis в брюшной полости | Не употреблять без сертификата кошерности |
Саломон (целый, филе, куски) | Норвегия, Чили | Нет поражения Anisakis благодаря промышленной обработке, но есть черви на коже | Помыть и почистить либо снять кожу |
Саломон (целый, филе, куски) | Китай, США, Канада, Россия, Япония | Сильно поражена червями Anisakis | Не употреблять без сертификата кошерности |
Форель (промышленные водоемы) | Турция | Чисто | Не нужно |
Форель морская | Аргентина | Сильно поражена червями Anisakis | Не употреблять без сертификата кошерности |
Что стало с этими правилами в христианстве
Почему же христианская Церковь от всех этих правил отказалась?
Такого учения нет, кроме одного момента. В седьмой главе Евангелия от Марка есть подробный рассказ о том, что есть входящая в нас пища, которая нас не оскверняет, а то, что от нас исходит – слова, поступки, – то нас и оскверняет.
И этим исчерпывается критика Христом огромного корпуса правил о кошерном и некошерном.
А вот потом, когда появляется христианская миссия, возникает огромная проблема. Приходит апостол проповедовать в города Римской империи. Он выступает в синагогах, его слушают – и возникает община, которая состоит из евреев и неевреев. И со временем неевреев становится всё больше и больше. И возникала банальная проблема – застолий. Каждый приносил свое, еда была разная, так что есть? Кошерное или всё, что можно купить на рынке? Возникает конфронтация, о которой мы узнаём из Книги Деяний.
Собор Двенадцати Апостолов. Икона. Новгород, XV век
Итак, евреи уже дожили до этих времен, всё, сосуд может раствориться, исчезнуть. Потому что в христианском пространстве деление на евреев и неевреев неактуально. Все члены христианского сообщества являют собой одинаковый по своему статусу положению новый Израиль. Где все имеют статус нового израильтянина, «еврея» Христова.
Второй текст – глава 15, стих 20:
Собирается в Иерусалиме собор апостолов. И Павел рассказывает о том, что он проповедовал в городах язычникам, и он их крестил, и они получали Духа Святого. И при всем этом он не обрезывал их и не учил правилам о кошерной пище.
Резюме: христианская Церковь однажды приняла решение, что эти правила можно положить на полочку, в Церкви правила эти не соблюдаются. Лишь бы не было ссор и расколов внутри общины.
Подготовил Павел Ершов по лекции https://predanie.ru/video/12461-bibleyskoe-menyu-izm-mp4/
Этическое объяснение
Многие богословы полагают, что Тора запрещает евреям есть всяких «гадов», поскольку это не подобает народу, предназначение которого – служить Творцу. Употребляя такую омерзительную пищу, человек унижается. Чешуя и плавники есть то, что отделяет рыбу от гадов. Если же рыба без чешуи (например, угорь), чем она от этих самых гадов отличается?
Имеется и еще одно истолкование, так же основанное на представлениях об этике. Любые пищевые ограничения подразумевают необходимость самодисциплины. Еда, в конце концов, должна поддерживать организм, давать нам силу, а не служить исключительно потворством нашему чревоугодию. Поедание же морских гадов, к которым относятся, как правило, редкие и дорогие породы рыб и разные морские деликатесы, является именно данью чревоугодию.
Основные признаки кошерности
В Торе Ваикра (11:9) сказано, что употреблять разрешено только те виды рыб, которые имеют::
- плавники;
- чешую.
При отсутствии одного из признаков рыба является некошерной. Данное требования относится не только к рыбам, но и ко всему, живущему в воде. Поэтому все морепродукты, включая раков, крабов, устриц, кальмаров запрещено употреблять в пищу, т. к. у них нет одного из этих признаков.
Мудрецы Талмуда сформулировали правило, согласно которому все рыбы, у которых есть чешуя – обязательно имеют плавники. Таким образом, при проверке рыбы на кошерность достаточно убедиться в наличии только одного признака – чешуи.
Зачем иудею волосы
Одной из отличительных особенностей внешнего облика религиозного еврея, безусловно, являются пейсы — длинные пряди волос на висках. Дело в том, что одна из заповедей предписывает мужчинам не стричь волосы на висках — правда, длина волос этой заповедью не регулируется, а зависит от традиций конкретной общины. Кстати, до трех лет мальчиков не принято стричь вовсе. А вот замужним женщинам волосы приходится не только коротко стричь (в некоторых общинах и вовсе сбривать), но и прятать под головным убором. В некоторых общинах вместо головных уборов разрешается носить парики, а в других это строго-настрого запрещено, поскольку даже искусственные волосы могут ввести в соблазн посторонних мужчин.
Что такое Талмуд и Тора и чем они отличаются от Библии
Начнем с того, что иудейская Библия не идентична христианской. Христианская состоит из двух частей — Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет (39 книг) как раз тождествен иудейской Библии, но книги расположены в нем немного в ином порядке, и некоторые из них представлены в иной редакции. Сами иудеи предпочитают называть свое Священное Писание «ТаНаХ» — это аббревиатура, образованная из первых букв названий его частей Т — Тора (Закон), Н — Невиим (Пророки), К (Х) — Ктувим (Писания). . В иудейском контексте не стоит использовать название «Ветхий Завет», поскольку для иудеев их завет с Богом Завет — термин, устоявшийся в русских переводах еврейской Библии, хотя правильнее было бы использовать слово «договор». — единственный и актуальный. Еще одно слово, которым часто обозначают Священное Писание в иудаизме, — Тора (Закон). Этот термин используется в разных значениях: так называют первые пять книг Библии (Пятикнижие Моисея), но иногда и Библию в целом, и даже всю совокупность иудейских законов.
Слово «талмуд» в русском языке приобрело нарицательный характер — так можно назвать любую толстую книгу. Однако в иудаизме Талмуд (с ивр. «учение») не просто толстая, а очень толстая книга — это памятник средневековой еврейской мысли, свод юридических, этических и ритуальных норм иудаизма. Тексты Талмуда представляют собой дискуссии авторитетных мудрецов по разным вопросам из всех сфер жизни — земледелия, религиозных праздников и ритуалов, семейных отношений, уголовного права и пр. По объему Талмуд в несколько раз превосходит Библию и дополняет ее. Высокий статус Талмуда в иудаизме обеспечивается представлением о том, что в его основе лежит Устный Закон (или Устная Тора), который, как и сама Тора, был дарован Богом пророку Моисею на горе Синай. Тора была дарована в письменном виде; Устный Закон, как следует из его названия, — в устном. Именно в устной форме он транслировался из поколения в поколение, обсуждался и комментировался мудрецами, пока, наконец, не был записан.
Этическое объяснение
Многие богословы полагают, что Тора запрещает евреям есть всяких «гадов», поскольку это не подобает народу, предназначение которого – служить Творцу. Употребляя такую омерзительную пищу, человек унижается. Чешуя и плавники есть то, что отделяет рыбу от гадов. Если же рыба без чешуи (например, угорь), чем она от этих самых гадов отличается?
Имеется и еще одно истолкование, так же основанное на представлениях об этике. Любые пищевые ограничения подразумевают необходимость самодисциплины. Еда, в конце концов, должна поддерживать организм, давать нам силу, а не служить исключительно потворством нашему чревоугодию. Поедание же морских гадов, к которым относятся, как правило, редкие и дорогие породы рыб и разные морские деликатесы, является именно данью чревоугодию.
Разрешена ли свинина
В Библии говорится, что несмотря на то, что свинья имеет раздвоенное копыто, она не жует жвачку и является нечистой. Поэтому свиное мясо есть нельзя.
В то же время, Новый Завет говорит о том, что можно употреблять в пищу все, что продается на рынке. И, следуя за неверующими по их приглашению, нельзя отказываться от того, что вам предложат.
В Новом Завете не запрещается употреблять свиное мясо христианину. А также в нем отсутствуют законы относительно другой еды. Разрешено, хоть и не приветствуется, употребление всех видов мяса, которые были запрещены Ветхим Заветом, кроме мертвечины и крови. Но в то же время существуют ограничительные посты, которых нужно придерживаться.
Относительно питания, стоит вспомнить такие слова из Библии: «Все мне позволительно, но не все полезно». Употребляя различные продукты, человек должен учитывать, что не все это будет во благо. Видимо, на этом были основаны христианские запреты по поводу еды. Тело является сосудом для души, поэтому мы должны поддерживать его в здоровом состоянии. А это можно сделать с помощью здорового питания.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Мясо кролика и зайца, конина: почему запрещены
Согласно Писанию, разрешается употреблять только мясо животных с раздвоенным копытом и тех, которые жуют жвачку. Это козы, коровы, овцы и др. Зайчатина запрещена потому, что животное не имеет раздвоенных копыт, хоть и жует жвачку.
Кроме того, мясо кролика или зайца нельзя есть, потому что их убивают, ударив по затылку, при этом кровь из животного не выходит, а значит также употребляется в пищу, что недопустимо для православных.
Относительно конины единого ответа нет. Мясо относилось к «нечистым» видам. Скорей всего, причиной запрета являлось то, что в конине содержится много веществ, которые негативно сказываются на здоровье человека.
Некоторые правила обработки и приготовления
Рыба считается кошерной, даже если она сбрасывает чешую, когда ее достают из воды (например, как скумбрия). Если рыба еще не отрастила чешую, но в будущем она появится также считается кошерной (Шульхан арух Йоре деа 83).
Рыба, в отличии от мяса, с точки зрения кашрута имеет минимальные требования к ее приготовлению:
- не нужна Шхита;
- нет запрета на рыбью кровь, поэтому ее не нужно засаливать (но запрещено пить кровь) .
По законам кашрута рыба относится к нейтральной категории «парве», т. е. не является мясной или молочной пищей. Это значит, что рыбу можно готовить как в мясной, так и в молочной посуде, и употреблять до или после этих видов продуктов.
Тем ни менее, мудрецы Талмуда запретили употреблять рыбу с мясными блюдами одновременно, а евреи, выходцы из восточных общин, не употребляют ее и с молоком. Но выдержать паузу между рыбой, мясными и молочными продуктами не нужно, достаточно прополоскать рот, выпить или съесть что-нибудь «нейтральное».
Традиция возникновения постов
Согласно записям церковного историка Тертуллиана (жил в 3-м веке), пост по средам и пятницам обозначался словом, которое означает «воинский караул». Подобное неспроста — автор сравнивал христиан с воинами Господа. Согласно трактату, воздержание в пище продолжалось до 9-го часа (согласно современному времени — до 15 ч.). В эти дни богослужения были особенными.
Выбор времени не случаен — именно в 9 ч. на Кресте умер Спаситель, согласно Евангелию от Матфея (глава 27, стихи 45-46). В древности люди полностью отказывались не только от еды, но даже воду не принимали. Сегодня правила несколько изменились, верующие постятся в течение всего дня, отказываясь от некоторых продуктов. Христиане первых веков все продукты, которые не съедали в эти дни, приносили своему епископу. Священник отдавал их тем, кто испытывал нужду.
Стать курьером сервиса Яндекс.Еды прямо сейчас (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →
Уже в 4-м веке св. Епифаний пишет, что среда и пятница являются обязательными постными днями, наряду с четыредесятницей. Те, кто их игнорирует, противопоставляет себя Богу, ведь Христос постился, показывая нам пример. В 5-м веке были записаны Апостольские Правила, согласно которым воздержание обязательно для всех — как духовенства, так и мирян, наказанием же за неисполнение является отлучение от церкви и лишение священного сана.