Танцы с гробом
Что же касается танцующих с гробом носильщиков, то этот элемент похорон, ведущий свою родословную от давних традиций, сегодня претворяется в жизнь усилиями коммерческих компаний, которые можно нанять на похороны для исполнения тех или иных артистических номеров. При этом танцы с, собственно, гробом – это лишь одна из артистических практик – на ганских похоронах много и просто танцев, а также танцев с другими ритуальными предметами. Есть на ганских похоронах и своего рода тамада – официально он называется Главный Плакальщик, однако, как можно догадаться, заведует он в том числе и “веселой” частью церемонии, так что ближе к истине было бы называть его распорядителем похорон.
Видео с танцующими гробоносцами, которое сегодня стало широко известно, было снято в 2017 году на погребальной церемонии в городе Прампрам в регионе Большая Аккра. Хореографические этюды выполнялись сотрудниками компании Nana Otafrija Pallbearing and Waiting Service. Руководитель компании – Бенджамин Айду – начинал свой бизнес с того, что просто предоставлял желающим услуги носильщиков на церемониях. Позже, однако, у него появилась идея совместить функцию носильщика с функцией исполнителя хореографических номеров, так как ввиду вышеупомянутых народных традиций на это явно был спрос. В дальнейшем Айду развил эту идею и стал предлагать дополнительную услугу – хореографические номера с использованием гроба, причем число и разнообразие этих номеров поражает: в некоторых из них гроб удерживается плечами, а танцевальные движения исполняются нижней половиной тела, в других же гробы удерживаются на выставленных вперед коленях, а танец выполняется верхней частью тела, в третьих – носильщики лежат на земле, придавленные гробом, и синхронно «дрыгаются» под музыкальный ритм. Бенджамин Айду инвестировал много сил и средств не только в создание хореографических номеров, но и в разработку фирменного стиля одежды своей компании – судя по тому, сколь узнаваемым этот стиль недавно стал, Айду в своих намерениях преуспел.
Бенджамин Айду в своём интервью ВВС сказал, что, конечно же, не все похороны выглядят одинаково карнавально: всё-таки значительная доля их клиентов заказывает у них простую транспортировку гроба по определенному маршруту, без дополнительных услуг. Пользуясь своей новообретенной популярностью в разгар пандемии коронавируса, Айду записал несколько видеообращений, в которых благодарил врачей всего мира за их героический труд по борьбе с вирусом, а заканчивал он обращения словами «Сиди дома – или танцуй с нами!», намекая на необходимость гражданам всех охваченных пандемией стран выполнять санитарные предписания и соблюдать карантин. В Бразилии появились даже биллборды с фотоизображением Айду и его команды и этой фразой на португальском языке.
Вечеринка в духе барбекю и ди-джеев, как СПАСИБО
Похороны в Гане со стороны похожи на вечеринку, свадьбу или фуршет – все приходят нарядные, приносят подарки и дарят деньги (пожертвование) семье почившего, которая в идеале надеется не только отбить вложенные в «проект» церемонии деньги, но и навариться. Потому обычно никто не скупиться, занимает и влезает в долги
Ведь это самое важное мероприятие в судьбе ганца. Репутация превыше всего
И чем больше людей придет на «прощание», тем лучше был человек.
Ну а танцоры на видео, кстати, сделали себе неплохую рекламку и теперь за выход берут от 700 долларов и выше. И танцуют порой так по несколько раза в день.
Праздник жизни и смерти
Безусловно, смерть человека в Гане, как и в любой другой стране, – это трагедия и повод для глубокой скорби. Но акт похорон – не то же самое, что умирание и смерть, и он вполне может иметь и другое настроение, в том числе и прямо противоположное: похороны у многих народов являются в большей степени торжеством жизни над смертью и сопровождаются соответствующими ритуалами. В Гане, однако, местные ритуальные обычаи настолько полны жизнерадостности, что похороны выглядят как миниатюрный бразильский карнавал: тут есть и музыка, и изощренные украшения, и танцы, и конкурсы. Однако если следовать всем ганским традициям до конца, то самым примечательным элементом похорон станет гроб. Он должен быть индивидуальным для каждого человека и отражать собой что-то, что он любил, либо дело, которому он посвятил жизнь. Например, гроб могут изготовить в форме гигантского мобильного телефона, если умерший зарабатывал на жизнь их продажей, или в форме гигантского ботинка, если человек изготавливал обувь или торговал ей.
Откуда же всё пошло? Происхождение мема Танцующий гроб
Социальные сети уже не первый день взрывают танцы жителей западной Африки.
Все бы ничего, танцы — дело прекрасное и веселое, тем более, местные жители их очень любят. Но когда зажигательные па выполняются с гробом на плечах…привычная система дает неожиданный сбой. И в этом нет ничего «богохульного» или «пренебрежительного к умершему». «Веселые похороны» являются обычным ритуалом, который зародился в Африке относительно недавно — в 2015 году.
Этой танцевальной церемонией, выказывается своеобразная дань уважения усопшимлюдям. Традиция как бы намекает: «Ты прожил хорошую жизнь, друг. Так давай повеселимся напоследок и все вместе проводим тебя в твой последний путь под веселую музыку!».
Местные жители специально приглашают группу профессиональных танцоров-носильщиков, чтобы те проводили их близкого человека в мир иной. Основателем одной из самых востребованных в Гане «танцевальных похоронных бюро» является Бенджамин Айду. Он собрал хореографическую группу и устраивает танцы с гробом на похоронах.
Люди не хотят больше плакать. Мы заставляем улыбаться людей, хотят они этого или нет. Мы делаем их счастливыми», — рассказывает Бенджамин Айду, представитель услуг носильщиков-танцоров из Ганы.
Для каждого покойника — свой танец. Танцоры постоянно тренируются, чтобы улучшать и совершенствовать свои танцевальные навыки.
Парадоксально, но факт: у этих ребят, на родине, нет отбоя. Желающие устроить своим ушедшим родственникам «веселые похороны» выстраиваются в очередь. Платят за это Бенджамину и его команде от 800 до 1000 долларов за выступление.
Конечно, не все поддерживают такие яркие проводы. Некоторые Местные жители с опаской смотрят на подобные выступления. Считают, что данный ритуал не несет смысла и никак не перекликается с их вероисповеданием.
Похороны в Гане – это, безусловно, повод скорбеть, однако сама церемония гораздо больше напоминает миниатюрный бразильский карнавал: тут есть и музыка, и изощренные украшения, и танцы, и конкурсы — отчего чисто по описанию они уже могут напоминать стандартную европейскую свадьбу, да и ценник соответствует: ганские похороны в среднем стоят по 15 000–20 000 долларов США – это гораздо дороже, чем похороны в Австрии, Германии или Швейцарии! В эту цену входят костюмы, украшения, еда на сотню гостей, дополнительные наемные плакальщики и плакальщицы, но самое главное – и это то, что в ганских похоронах является центральным и наиболее знаменитым элементом – это гроб.
Гроб в Гане — это настоящее художественное высказывание: о том, кем был покойный, где работал, каким социальным статусом обладал. Почти каждый гроб изготавливается на заказ и репрезентует профессию умершего либо его любимые предметы. У плотника будет гроб в форме молотка, у сапожника – в форме сапога или ботинка, а у человека, работавшего в аэропорту – в форме самолета. Гроб в форме рыбы не обязательно будет именно у рыбака — он может быть и у того, кто сильно любил есть рыбу или готовить блюда из неё. Выставленный в одном из музеев Шотландии ганский гроб в форме «Мерседеса» — знак высокого социального статуса умершего.
Даже в не самых дорогих и замысловатых гробах видно внимание к деталям и мелочам, стремление воспроизвести объект настолько подробно, насколько то позволяют время и бюджеты. На такую работу, безусловно, уходит много времени и денег: даже беглого взгляда на любой ганский гроб достаточно, чтобы понять, что они не просто в общих чертах повторяют форму и цвет презентуемого объекта, но зачастую воспроизводят его с большой точностью и изобретательностью
Гроб в форме кровати или гигантской бутылки, быть может, выглядит не настолько впечатляюще, но некоторые гробы в мельчайших деталях (хоть и в уменьшенном масштабе) воспроизводят, например, любимую модель машины покойного – причем качество исполнения столь высоко, что сторонний наблюдатель, рассматривая такой гроб в закрытом виде, может даже и не понять, что перед ним гроб в форме объекта, а не просто уменьшенная его модель.
***
И пока в Гане проходят такие фееричные похороны, в сети появляется все больше роликов с различными фейлами, которые заканчиваются зажигательными танцами темнокожих гробовщиков и пользователей соцсетей уже не остановить!
Ну а на этом всё друзья, если вам понравился этот выпуск, поддержите видео лайком и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые выпуски, до встречи!
Хоровое пение, выступления профессиональных танцоров и огромный фуршет, сопровождающийся диджеем. Нет, это не африканская свадьба. Это похороны в Гане.
Вместо торта здесь выносят художественно оформленный гроб, а роль тамады выполняет главный плакальщик. Как в Гане сложились столь необычные похоронные традиции?
Счастливый Золотой Берег
Гана – относительно небольшое западно-африканское государство с населением в 30 млн человек. История у него для континента типичная. В XVII веке ганцы попали в колониальную зависимость, освободились в 1957 году и вплоть до 1990 года активно воевали друг с другом за власть.
Ганцы в среднем богаче и успешнее своих соседей. Залог местного успеха – добыча золота. Страна входит в топ-10 производителей драгоценного металла в мире. Впрочем, Гана прославилась не этим. Одним из проявлений местного образа жизни стали самые необычные на планете похоронные традиции.
Гробы на любой вкус
Согласно ганским языческим поверьям, душа умершего человека остается рядом с родственниками и покровительствует своей семье. Это поверье не смогли изжить ни ислам, ни христианство
В результате похороны в Гане стали пышным событием, по важности обходящим большинство моментов жизни
На похороны человека съезжаются все его родственники
При этом, важное место уделяется родственникам по родителям. Они определяют место захоронения, список гостей и культурную программу мероприятия
Супруг/супруга, дети и даже пожелания самого покойного не имеют никакого веса.
Отдельно нанимается главный плакальщик – тамада. Этот человек не только контролирует процесс похорон, но и распределяет наследство покойного.
Обычно похороны затягиваются на 2-3 дня. Программа предусматривает танцы, песни, банкет и обязательные подарки семье погибшего. Разумеется, чем богаче фамилия, тем больше гостей. Уважаемые, но не слишком обеспеченные семьи берут кредиты, а потом надеются отбить долги за счет подарков родственников.
Главное украшение свадьбы – это гроб. Последнее пристанище покойного отражает его суть, профессию, стиль жизни. Это может быть детально изготовленный макет автомобиля, ботинок или банка пепси-колы.
Ужасная бюрократия повсюду
Африка есть Африка. Вопросы идентификации покойного в морге, ужасно медленная работа медицинского и полицейского расследования, а также необходимость дожидаться изготовления гроба оттягивают похороны на несколько месяцев. Всё это время покойный лежит в морозильнике и «наматывает» родственникам штрафы за содержание.
Иногда процесс затягивается из-за семейных споров о месте захоронения и распределения имущества. Время отнимает сама организация похорон.
Кроме того, не все семьи финансово обеспечены. Если похоронить человека просто так, не собрав гостей, в семье развернется нешуточный конфликт.
Семьи в Гане большие, с огромным количеством родственников, и собрать надо обязательно всех
Все эти сложности делают погребение достаточно торжественным мероприятием. Никогда не подумаешь, что люди могут радоваться состоявшимся похоронам.
Как сформировались столь необычные традиции?
Пышные похороны в Гане существовали всегда, однако свою вычурность приобрели во второй половине XX века, сразу после обретения независимости. На ганцев повлияла западная культура. Местная элита стремилась не только подражать дорогим похоронам в Европе, но и переплюнуть их.
Вспомните, ещё недавно даже в России было модно заказывать на похороны оркестр. Немалую роль занимает и поминальный обед. Ганцы хотели доказать, что они ничуть не хуже европейцев, и сделали похороны ещё более торжественными.
Иностранцы не понимают этого и часто смеются с абсурдности этих традиций. Что тут говорить, когда в прибрежном ганском городе Прампрам существует фирма, которая на похоронах танцует с гробом. Видео с «танцующими гробовщиками» стали сверхпопулярны в Интернете, однако приобрели эффект не трагичный, а комедийный.
Немалый эффект сделала реклама. Плотники, музыканты, артисты и ритуальные службы организовали масштабную рекламную кампанию и убедили местное население, что хоронить людей иначе просто нельзя.
С тех пор гордые африканцы, вероятно, уже сами уставшие от своих традиций, продолжают тратить на похороны по несколько годовых зарплат. Местные поверья слились с желанием показать роскошь.
Пляска смерти
Не случайно большинству посмотревших вирусное видео с участием Бенджамина Айду и его команды на ум приходят слова «пляска смерти» – этот сюжет вот уже больше шестисот лет является одним из важнейших в европейской и, шире, христианской иконографии, а затем и искусстве вообще. Персонифицированная Смерть, которая тащит в могилу танцующих представителей всех слоёв общества – знать, духовенство, купцов, крестьян, мужчин, женщин, детей – образ, появившийся в Европе в ходе эпидемии Черной Смерти, в 1370-х годах. Причем точно так же, как и сейчас, этот образ не только символизировал бренность человеческого бытия и неизбежность смерти, но и как минимум еще два важных сюжета.
Во-первых, пляска смерти вскоре стала сюжетом для черного юмора: смерть то изображали, картежником, обыгрывающим самых завзятых шулеров, то музыкантом, который принуждает весь мир танцевать под свою дудку, то единственным полководцем, который никогда не проигрывает битв. С начала 15 века Пляска смерти стала появляться не только в живописи, но и в архитектуре, скульптуре, в книжной миниатюре и т.д. Как можно видеть, черный юмор на тему неизбежности смерти – явление не новое, хоть в старину он и выглядел иначе.
Вторым же важным сюжетом является, казалось бы, парадоксальным образом, борьба со смертью и неизбежная победа над ней, обещанная людям Иисусом Христом. Это во многом и объясняет то, как древние обычаи карнавализированных похорон хорошо уживаются в некоторых африканских странах с христианскими догматами: христианство связывает смерть каждого человека с неизбежностью его последующего воскресения во плоти и восшествием в Царство Небесное, что и позволяет назло смерти использовать похороны как праздник жизни.
Будем очень рады видеть вас, дорогие читатели, среди подписчиков нашего канала (подписаться можно сверху).
Обязательно ставьте лайки — это важно для канала
Асэтим и многими другими материалами вы можете ознакомиться на сайтеRitual.ru
Мем «танцы с гробами» и прочее отношение
Конечно, для нас танцы с гробами кажутся чем-то не реальным и кощунственным. У нас принято скорбеть, бухать и говорить что-то хорошее на поминках. И еще множество ритуалов и доморощенных правил, которые мне лично не хотелось выполнять. Мне просто очень не хватало этого человека. Я знал, что больше никогда не увижу его. И, чтобы там не говорили об освобождении души из телесной темницы, о переселении душ и прочем, я осознавал, что это навсегда. Дай Бог папе сейчас легко и хорошо, но мне очень не хватает его.
Так вот о дикости, в нашем понимании, веселья на похоронах… Но только не в Африке, тем более в Гане. Хочется отметить, что в мире есть много похожих, и не очень понятных нам, традиций. Фантазийные гробы разной формы. На Мадагаскаре вообще танцуют не с первой свежестью трупом родственника, а потом кладут на место. Где-то моют и переодевают по несколько раз, а с иными еще какое-то время живут, как с живыми… А на Тибете читают «Книгу мертвых»…
Смерть реальна, она приходит без предупреждения, ее нельзя избежать. Но к ней можно по-разному относиться.