«стало понятно

С именем дмитрия шостаковича

Личная жизнь

Личная жизнь дирижера была неразрывно связана с Надеждой Дмитриевной Бронниковой, на которой Карл Ильич женился в 25 лет. Будущие супруги познакомились во время совместной работы в симфоническом оркестре Ленинградского радио, где интеллигентная барышня дворянских кровей работала пианистом-концертмейстером. Жена была на четыре года старше Элиасберга.

Карл Элиасберг с женой Надеждой Бронниковой / «Фейсбук»

Во время блокадного исполнения симфонии Шостаковича Бронникова не только играла в оркестре, но и накрахмалила белоснежную рубашку Карла Ильича для концерта при помощи специально выданной картофелины. Старший брат Надежды Михаил, в юности окончивший тот же лицей, что и Александр Пушкин, сгинул в сталинских лагерях. Пережитая трагедия наложила отпечаток на мнение Бронниковой о целесообразности обзаведения отпрысками в тоталитарном государстве. Поэтому, несмотря на любовь и нежность, царившую в отношениях супругов, которые отмечали в воспоминаниях все их знакомые и которая видна на совместных фото, детей у пары не родилось.

В последние годы жизни Элиасберга не приглашали в филармонию не только в качестве дирижера, но и в качестве почетного гостя, поэтому Карл Ильич зачастую покупал билет и приходил в любимый зал как рядовой зритель. Отрадой для музыканта и его жены была дача в Сортавале.

Дмитрий Шостакович: родом из Ленинграда

115 лет назад, 25 сентября 1906 года, в Санкт-Петербурге, в доме №2 на Подольской улице родился Дмитрий Дмитриевич Шостакович. В 1910 году семья Шостаковичей переехала с Подольской на улицу Марата, 9, где прожили до 1938 года. Последний адрес композитора в Ленинграде — Большая Пушкарская улица, 37. Отсюда 1 октября 1941 года он с семьёй был эвакуирован в Москву, а затем в Куйбышев.

После войны Шостаковичи остались в Москве. Своей квартиры в Ленинграде они не имели и, приезжая в родной город, композитор останавливался у матери и старшей сестры на улице Софьи Перовской, 9. Шостакович часто отдыхал в Доме композиторов в посёлке Репино — там, в 20-ом коттедже, Дмитрию Дмитриевичу особенно хорошо работалось.

Почти все его симфонии, оперы и балеты впервые прозвучали в Ленинграде: в Капелле, Большом зале Филармонии, в Малом оперном и Кировском театрах.

На городских кладбищах похоронены его родные: мать, Софья Васильевна Кокаулина-Шостакович — на Литераторских мостках (умерла в 1955 году), любимая сестра Мария Дмитриевна Шостакович-Чернышова — на Ново-Волковском кладбище (скончалась в 1973 году).

Второй удар

Вернувшись из эвакуации, Шостакович поселился в Москве. В 1945 году советские власти ждали от автора торжественного жизнеутверждающего произведения, посвященного Победе. В то время он как раз создавал свою Девятую симфонию. Ожиданиям способствовал и ее порядковый номер, напоминавший о монументальной бетховенской Девятой. Вместо этого из-под пера Шостаковича вышло сочинение, исполненное далеко не праздничного, но язвительно-пессимистического сарказма. Вместо “героической” Шостакович создал своего рода “антигероическую” симфонию.

После войны в СССР началась волна новых идеологических кампаний. В 1948 году она дошла до музыки. Самый сильный удар в этой кампании пришелся по Шостаковичу, Прокофьеву, Мясковскому, Хачатуряну и другим композиторам, которых обвинили в “формализме” и “модернизме”.

Удобным поводом для нападок на Шостаковича послужил “пессимизм” его Восьмой и Девятой симфоний, “чуждых советскому народу”. Желая отвести от себя удар, композитор выступил с покаянной речью, в которой “признал допущенные ошибки”. Сделал он это в абсурдно и, видимо, в намеренно преувеличенных выражениях, во многом напоминающих речи зощенковских героев.

Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян

На сей раз “оргвыводы” оказались серьезнее, чем в 1936 году. Среди них – увольнение композитора из Московской и Ленинградской консерваторий, якобы из-за “профнепригодности” и вредного влияния на композиторскую молодежь. На исполнения его оперных и симфонических произведений был наложен запрет Главреперткома (советской цензуры), который был отменен год спустя по личному указанию Сталина. Тем не менее, до самой смерти диктатора в 1953 году из сочинений Шостаковича звучала главным образом его музыка к кино, песни, “советские” произведения, камерные и детские сочинения.

Спустя десять лет, уже во время хрущевской либерализации и “борьбы с культом личности”, партийное постановление 1948 года было официально признано “ошибочным”. Тогда же Шостакович смог вернуться к преподаванию в консерватории.

Первый стилистический перелом

В начале 1930-х годов стилистика музыки Шостаковича заметно меняется. Судя по рассказам людей, близко знавших композитора, в те годы он пережил сильнейший душевный кризис. Как и у многих отечественных и зарубежных авторов тех лет, в произведениях Шостаковича усиливается неоклассическое начало, на первый план выходит “новая вещественность”. Шостакович ищет себя в области лирики. Но одновременно в его произведениях усиливается связь с жанрами бытовой и популярной музыки, чаще всего – в гростескно-пародийном исполнении.

В этом духе написаны его балеты “Золотой век” и “Болт”, музыка к театральной постановке “Гамлет” Акимова, Концерт для фортепиано, трубы и струнных. “Малой энциклопедией” нового стиля композитора можно назвать его цикл Двадцати четырех прелюдий для фортепиано. Наиболее полного воплощения стилистический перелом в музыке Шостаковича воплощается в двух его крупных сочинениях: опере “Леди Макбет Мценского уезда” и Четвертой симфонии. Оба эти произведения ждала очень непростая творческая судьба.

Премьера “Леди Макбет Мценского уезда” состоялась в 1934 году в Ленинграде и в Москве. Успех был триумфальным. На следующий год оперу поставили в Большом театре и начался парад ее премьер во многих странах мира: в Лондоне, Праге, Цюрихе, Стокгольме, Нью-Йорке, Филадельфии, Кливленде, Буэнос-Айресе.

Поначалу советское начальство относилось к опере одобрительно. Сюжет Лескова о прирожденной преступнице, убивавшей по очереди мужа и его родню, чтобы они не препятствовали ее похоти, был переделан либреттистами в духе идейной концепции “трагедии угнетенной женщины в царской России”. Столь типичное для 1930-х годов “переосмысление классики в революционном духе” было далеко не единственным в творчестве Шостаковича, и поначалу оно полностью соответствовало “социальному заказу” того времени.

Гром грянул в 1936 году. В газете “Правда” вышла редакционная статья “Сумбур вместо музыки”, в которой опера обвинялась в “формализме”, “натурализме” и “какофонии”. Именно в те годы Сталин приступил к смене идеологических ориентиров. Была объявлена борьба с “троцкистским левачеством” в искусстве, в том числе с переделками классики в вульгарно-социологическом духе.

В статье “Сумбур вместо музыки” указывалось, что произведение Шостаковича грешит “левацким уродством”, “перенесением в оперу, в музыку наиболее отрицательных черт “мейерхольдовщины”.

– говорилось в статье.

https://www.classicalmusicnews.ru/signdates/sumbur-vmesto-muzyiki-28-yanvarya-1936-goda/

Передовица в главной газете Советского Союза послужила “идейной установкой” для чиновников на местах. Как по команде началась волна травли, потрясшая Шостаковича прежде всего своей внезапностью.

Оперу сняли с репертуара. Начались “идеологические проработки” музыки композитора. Отменялись ее исполнения. Шостакович был смертельно напуган. Он опасался за себя и своих близких: в это время как раз начинался “Большой террор”. Продлилась эта кампания больше года и прекратилась после премьеры новой, Пятой симфонии Шостаковича (1937), которую официально признали “творческим ответом советского композитора на критику”.

В печати симфония получила самые восторженные отклики. Ее первое исполнение положило начало сотрудничеству автора с дирижером Евгением Мравинским – “премьером” множества последующих его произведений. Вскоре она зазвучала за рубежом под управлением Стоковского, а после войны – Леонарда Бернстайна. В том же 1937 году Шостакович начал преподавать композицию в Ленинградской консерватории.

Можно сказать, что во всей истории с “сумбуром вместо музыки” композитор отделался “нелегким испугом”.

Исполнение

9 августа 1942 года в переполненном зале Ленинградской филармонии состоялось долгожданное исполнение Седьмой симфонии. 80 минут, пока под сводами зала звучала музыка, орудия врага безмолвствовали. Артиллеристы, защищавшие город получили приказ от командующего Ленинградским фронтом Леонида Говорова во что бы то ни стало подавлять нашей огневой мощью немецкие орудия. Для этого даже была разработана специальная операция, которая получила название «Шквал».

И наши красноармейцы постарались что надо. Покой слушателей не нарушил ни единый снаряд врага. Лишь там, за городом, гулко ухали наши зенитки, а в городе из каждого громкоговорителя звучала величественная торжественная музыка, завораживающая своей мощью и напором.

Ее слышали даже защищавшие город наши части. Да что там наши, даже осаждавшие город гитлеровские войска и те слышали всепобеждающую мощь Ленинградской симфонии. Кстати, двое немецких солдат, воевавших под городом, уже после войны разыскали Элиасберга и признались ему:

В тот день в Ленинграде был совершен подвиг. И он произошел не на улицах города, не в окопах, а в городской филармонии. Там, где оркестр Ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга дал всем и каждому надежду на жизнь. На счастливую мирную жизнь после обязательной победы, которая вскоре придет на нашу землю.

(При написании статьи была использована информация с сайтов: rg.ru; ru.wikipedia.org; izbrannoe.com; prlib.ru)

Место в ХХ веке

Портрет Мити Шостаковича работы Б. Кустодиева

Шостакович родился в 1906 и умер в 1975 году. Он целиком принадлежит двадцатому столетию – и своей музыкой, и всей своей биографией. Ему довелось пережить и отрефлексировать в своем творчестве самые значительные события “русского ХХ века” – революцию, сталинский террор, Великую отечественную войну, “холодную войну”, послевоенную хрущевскую “оттепель”, научно-техническую революцию и последующий брежневский “застой”.

Произведения Шостаковича очень трудно прописать по ведомству тех или иных стилей музыки ХХ века. Он внес значительный вклад в обновление музыкального языка своей эпохи, но не стал основоположником ни одного из известных нам направлений “новой музыки” или родоначальником новой композиторской техники.

Тем не менее, музыкальную интонацию Шостаковича можно узнать сразу и безошибочно. Характерные приемы его музыки породили целую волну подражаний. А как педагог Шостакович создал композиторскую школу – одну из крупнейших в истории музыки.

Творчество

Трудовая биография Карла Ильича началась в 1929 году в оркестре Театра музыкальной комедии. В 1931 году Элиасберг перешел в концертный ансамбль Ленинградского радио, вскоре трансформировавшийся в симфонический оркестр, а в 1937 году возглавил коллектив.

До войны уроженец Минска дирижировал записью музыки ко многим советским кинофильма. В частности, именно оркестру Элиасберга Исаак Дунаевский доверил записать музыкальное сопровождение к картине «Концерт Бетховена», образы юных персонажей которой создали будущий чемпион СССР по шахматам Марк Тайманов и будущий композитор Исаак Шварц. Критики считают, что Карл Ильич в студийной записи интерпретировал «Еврейский танец» из музыки Дунаевского к фильму «Искатели счастья» интереснее и убедительнее, чем сам автор.

В годы блокады коллектив Элиасберга остался единственным оркестром в осажденном Ленинграде и выступил на концертных площадках и в эфире Ленинградского радио несколько сотен раз. 27 декабря 1941 года музыканты под управлением Карла Ильича дали концерт, транслировавшийся на Швецию, под названием «Ленинград живет и борется». Затем в концертной деятельности наступил трехмесячный перерыв. В январе 1942 года Элиасберг с женой получили от председателя Ленинградского радиокомитета Виктора Ходоренко путевки в стационар дистрофического госпиталя, в который превратилась гостиница «Астория».

Весной 1942 года руководство города на Неве выступило с идеей возродить оркестр и исполнить Седьмую симфонию Шостаковича. Выбор произведения обусловило то, что три из четырех частей композитор закончил в осажденном Ленинграде к сентябрю 1941 года и лишь четвертую дописал в эвакуации в Куйбышеве.

Карл Элиасберг репетирует симфонию Дмитрия Шостаковича №7 «Ленинградская»

К весне 1942 года из 100 музыкантов оркестра в городе оставались только 27. Кто-то воевал с винтовкой в руках на фронтах, кто-то погиб, кто-то умер от истощения. Коллектив собирали по крупицам, возвращая музыкантов в том числе из действующей армии. Барабанщика Жавдета Айдарова, упавшего в голодный обморок, Элиасберг нашел уже в морге и вернул к жизни.

Первая репетиция длилась всего 15 минут. Но через несколько месяцев благодаря железной воле Карла Ильича и обедам, получаемым в столовой горсовета, музыканты репетировали уже по 5-6 часов.

Премьеру симфонии в Ленинграде наметили на 9 августа 1942 года. Именно в эту дату, как бахвалилось гитлеровское командование в 1941-м, в городе на Неве фашисты должны были отмечать свою победу концертами классической музыки.

На концерте в Ленинградской филармонии присутствовал командующий Ленинградским фронтом генерал-майор Леонид Говоров. Чтобы защитить музыкантов и слушателей от бомбежки, советская армия в день концерта начала операцию «Шквал». Исполнение симфонии Шостаковича коллективом Элиасберга, транслировавшееся по радио и через громкоговорители, показало: осажденный город не сломлен.

После войны Карл Ильич осуществил студийные записи произведений Сергея Танеева и Анатолия Лядова, Густава Малера и Йозефа Гайдна. Однако вернувшийся из эвакуации дирижер Евгений Мравинский сумел вытеснить Элиасберга на вторые роли в музыкальной жизни Ленинграда и отодвинуть соперника от активной концертной деятельности.

Происхождение и фамилия

Шостакович был выходцем из среды классических петербургских интеллигентов-разночинцев. Его отец Дмитрий Болеславович, математик по образованию, служил в столичной Палате мер и весов. Он умер в 1922 году, когда сыну было 16 лет.

Шостакович – далеко не единственная фамилия русских композиторов, имеющая польские корни (наряду с Глинкой, Чайковским, Стравинским, Мясковским). Разночинство и польское происхождение – все это предопределило политические воззрения семьи. Родители Шостаковича сочувствовали народовольцам, будущим эсерам. В общем, были настроены умеренно-революционно – в отличие от среды Рахманинова, Стравинского или Прокофьева, чьи политические воззрения были чужды революции.

Самые первые дошедшие до нас пробы пера юного Шостаковича – “Гимн свободе” (1917) и “Траурный марш памяти жертв революции” (1919). Их автору было 11 и 13 лет соответственно. Темы старинных русских революционных песен звучат и в его зрелых сочинениях, написанных в период хрущевской “оттепели” – в Одиннадцатой симфонии “1905 год” и в уже упомянутом Восьмом квартете.

Тему песни “Замучен тяжелой неволей” в четвертой, предпоследней части этого сочинения, многие не без основания считают музыкальной эпитафией жертвам не столько царской каторги, сколько сталинского ГУЛАГа.

Блокада Ленинграда

Элиасберг был дирижером Ленинградский радио оркестр и только второй дирижер Ленинградская филармония но сыграл роль в одном ключевом событии в общество и культура в Санкт-Петербурге вовремя блокада ленинграда когда Дмитрий Шостакович посвятил свой Седьмая симфония в город как «Ленинградская симфония». Премьера симфонии уже состоялась в Куйбышев 5 марта 1942 г. Самуил Самосуд, затем исполняется в Москва (29 марта 1942 г.), Лондон (22 июня 1942 г.) и Нью-Йорк (19 июля 1942 г.). Когда Элиасберга попросили провести Ленинградская премьера осталось только 15 членов оркестра; остальные либо умерли от голода, либо ушли сражаться с врагом. Концерт был дан 9 августа 1942 года в Ленинградской Большой филармонии под управлением Элиасберга, второго дирижера с любыми людьми, которые могли быть собраны из основного оркестра, резервного оркестра и военных оркестров, и был услышан по радио и поднят. духи выживших.

Элиасберг был признан Заслуженным артистом РСФСР 1944 г., но после войны Евгений Мравинский вернулся и заблокировал карьеру Элиасберга в Ленинграде так он стал разъездным провинциальным дирижером.

Между 1945 и 1975 годами Элиасберг выступал в Ленинграде еще 3 раза — в каждой Седьмой симфонии, в каждой с резервным оркестром. В 1961 году он дирижировал только 1-й частью. В 1964 году произошло воссоединение Элиасберга и 22 первых музыкантов перед выступлением в присутствии Шостаковича 27 января 1964 года, когда они впервые за 22 года были вместе. Выжившие играли на своих местах. Элиасберг сказал, что концерт был посвящен тем, кто выступал тогда, но умер с тех пор, и публика аплодировала стоя. Позже Элиасберг писал:

«Такие моменты случаются нечасто. Я не могу объяснить то чувство, которое у меня было. Слава славы и горе потери, и мысль о том, что, возможно, самые яркие моменты вашей жизни прошли. Сейчас город живет мирной жизнью, но нет у человека есть право забыть прошлое «.

Третий раз — 9 мая 1975 г., за три года до его смерти.

В 1978 году Элиасберг умер, почти забытый, и его прах был похоронен на небольшом участке в задней части Пискарёвское мемориальное кладбище. После падения коммунизма Юрий Темирканов возглавил восстановление репутации Элиасберга и мэра Анатолий Собчак организовал перенос праха Элиасберга в более подходящую могилу среди Литераторские мостки на Волковское кладбище.

Великий подвиг Карла Элиасберга

Во время блокады, начавшейся в 1941 году, в Ленинграде работало радио, на котором почти ежедневно выступал симфонический оркестр. Изначально в его составе было больше 100 музыкантов. К 1942 году численность оркестра сократилась до 27 человек. Музыканты не могли выступать и замолчали на несколько месяцев.

Через время было решено возродить оркестр. Это дело поручили Элиасбергу. Однако Карл Ильич был очень слаб, из-за чего его и отправили в госпиталь для дистрофиков. В тоже время композитор Дмитрий Шостакович работал над 7 симфонией. Это произведение он посвятил блокадному Ленинграду. Впервые симфонию сыграли в марте 1942 года в Куйбышеве, затем в Москве, Новосибирске и Ташкенте. Руководство решило, что 7 симфония должна прозвучать и в Ленинграде.

Карл Элиасберг дирижирует оркестом

К тому моменту в оркестре осталось лишь 17 человек. Всех музыкантов Ленинграда по радио попросили явиться в Радиокомитет. Вскоре оркестр начал репетировать, но музыканты были очень слабы. Карл Ильич продолжал самостоятельно искать людей для оркестра. Он ходил по госпиталям и другим инстанциям. Чтобы Элиасбергу было легче передвигаться по городу, ему выделили велосипед.

Через время оркестрантов прикрепили к столовой, им стали выдавать горячие обеды. Вскоре музыканты могли репетировать уже около часа. Генеральная репетиция состоялась 6 августа.

9 августа 1942 года на 355 день блокады в Большом зале Ленинградской филармонии состоялся концерт. Послушать 7 симфонию пришли многие, зал был полон.

Несмотря на то, что Карл Ильич был слаб, истощен голодом, он появился перед публикой во фраке и белоснежной сорочке с накрахмаленным воротничком. Концерт длился больше часа и транслировался на всю страну по радио. Для жителей осажденного Ленинграда эта симфония стала «лучиком надежды», подарила им веру в победу.



После легендарного выступления творческая биография Элиасберга пошла на спад. Из эвакуации вернулся дирижер Евгений Мравинский, который отодвинул Карла Ильича на второй план. Последний раз Элиасберг выступал с оркестром 9 мая 1975 года. Спустя три года великого дирижера не стало.

Последние годы

Последнее десятилетие в жизни Шостаковича проходило на фоне ухудшающегося здоровья, сворачивания хрущевской “оттепели” и брежневского “застоя”. Эпоха эта оказалась, тем не менее, чрезвычайно плодотворной для искусства – официального, полуофициального и даже вовсе неофициального. Именно в эти годы взошла звезда крупнейших композиторов поколения “шестидесятников” – Шнитке, Денисова, Губайдулиной, Сильвестрова, Пярта, Канчели, Тертеряна. Все они, тогда еще молодые люди, так или иначе, пользовались большой поддержкой Шостаковича.

В начале 1960-х годов Шостакович обретает, наконец, семейное счастье со своей последней женой Ириной Антоновной, которая была моложе его почти на двадцать лет и стала ему преданной супругой и помощницей (в наши дни вдова композитора – основательница издательства “DSCH”, выпускающего новое, “уртекстное” полное собрание его сочинений).

В позднем творчестве Шостаковича злободневно-публицистические мотивы уступили место философской тематике и внутренней рефлексии. Две его последние симфонии – вокальная Четырнадцатая и инструментальная Пятнадцатая – музыкальные размышления о жизни и смерти.

Тему смертности человека, бренности его существования развивают и другие сочинения Шостаковича тех лет – инструментальные концерты (Второй виолончельный и Второй скрипичный), камерные сочинения (последние квартеты, сонаты для скрипки, для альта с фортепиано) и вокальные циклы (на слова Блока, Цветаевой, Микеланджело и Достоевского).

Самым последним произведением Шостаковича стала Соната для альта и фортепиано, завершенная незадолго до смерти летом 1975 года.

Музыкальный язык позднего Шостаковича пережил заметное обновление. Произошел синтез приемов его начального (“авангардного”) и среднего (более “классичного”) периодов творчества. В поздних сочинениях Шостакович все чаще уходит за пределы обычной тональности, в них обостряется интонационная выразительность, появляются приемы сонорики, пуантилизма, усиливается значение цитат и аллюзий (музыкального “интертекста”).

Начиная с Восьмого квартета в его музыке появляются приемы “контекстного” самоцитирования. Рефлексирующие цитаты и самоцитаты обретают большой драматургический смысл в Пятнадцатой симфонии и Альтовой сонате Шостаковича.

Антон Сафронов, М24

Кстати:

В Московской консерватории прозвучала «Барышня-служанка» Глазунова

Какими видами спорта интересовались Шостакович и Прокофьев?

Даниил Коган и Musica Viva выступят в Концертном зале имени Чайковского

Любовные письма Шостаковича выставят на торги

Симфонии для квинтета

Премьера 13-й симфонии Дмитрия Шостаковича

Успехи и удары

В середине 1930-х годов, в возрасте тридцати лет Шостакович был уже всемирно известным композитором. Его мировая слава росла и укреплялась.

Однако на родине периоды признания Шостаковича как “самого выдающегося композитора наших дней” сменялись временами опалы – кратковременными, но жесткими. Они стоили впечатлительному автору нервных потрясений и страхов за свою судьбу и судьбу своих близких.

Помимо событий внешнего порядка, в своей жизни композитор сталкивался с тяжелыми внутренними кризисами. О них нам и по сей день известно гораздо меньше, чем об отношениях Шостаковича с государством, на тему которых написаны тонны литературы. Первый такой серьезный кризис случился у композитора в один из самых благополучных для него творческих периодов – в начале 1930-х годов, когда он долго не мог решиться на женитьбу и лишь после долгих мучительных колебаний сочетался браком с Ниной Васильевной Варзар, ставшей его первой женой. Брак этот был непростым для обоих супругов. В нем родились дети Шостаковича – Максим (будущий дирижер) и Галина (будущий ученый-биолог).

Триумф

Свою Ленинградскую симфонию Дмитрий Шостакович начал писать летом 1941 года, когда вокруг Ленинграда смыкалось кольцо блокады. А до этого он дважды подавал заявление в военкомат с просьбой зачислить его в ряды Красной Армии. Композитору было отказано, но и эвакуироваться из родного города он не стал. Вместо этого Шостакович записался на строительство оборонных сооружений в Ленинграде и совмещал написание симфонии с работой на улицах родного города.

Он также состоял в противопожарной команде родной филармонии и вместе с другими музыкантами по ночам дежурил на чердаках и крышах домов, туша зажигательные бомбы. Писать симфонию получалось урывками, но композитор не бросал работу.

В сентябре 1941-го пришел приказ об эвакуации. Шостаковича вместе с семьей отправили на Большую землю – сначала в Москву, а потом в Куйбышев, куда вскоре переехали все основные органы власти страны. Там композитор и закончил работу над Седьмой симфонией.

Ее премьера состоялась 5 марта 1942 года на сцене Куйбышевского театра оперы и балета. Успех был настолько грандиозным, настолько ошеломляющим, что на следующий день партитура была отправлена самолетом в Москву, где 29 марта симфония была исполнена в Колонном зале Дома Союзов.

Уже через несколько дней после исполнения фотокопию партитуры по просьбе крупнейших мировых оркестров отправили в США и Великобританию. Ленинградскую симфонию, исполненную оркестром Нью-Йоркского радио транслировали на всю Америку. Ее услышало около 20 миллионов человек.

Первая слава

До начала 1930-х годов творчество Шостаковича развивалось в русле отечественного музыкального авангарда. К наиболее радикальному периоду относится Вторая симфония (“Симфоническое посвящение Октябрю”, 1927). Воплощая квази-религиозную концепцию “от хаоса и угнетения к царству счастья и справедливости”, автор применяет в ней множество звукокрасочных приемов.

Там же используются и “конкретные” звучания: перед вступлением хора в оркестре звучит заводской гудок. Весьма радикальны по языку и Первая фортепианная соната композитора, и его цикл “Афоризмов” для фортепиано.

Еще более самобытны произведения Шостаковича тех лет, близкие образному миру театра Всеволода Мейерхольда и поэтов из ленинградского объединения ОБЭРИУ (“Объединение реального искусства”), прежде всего Хармса и Заболоцкого. С ними композитора роднят приемы гротеска, которые он последовательно развивал в своей музыке.

Самым выдающимся сочинением этого периода стала первая опера композитора – “Нос”, завершенная в 1928 году и поставленная два года спустя в Ленинградском Малом оперном театре (МАЛЕГОТ, ныне – Михайловский театр) под управлением Самуила Самосуда.

Война и вторая слава

Самая большая мировая слава пришла к Шостаковичу в военные годы. Его произведения тех лет стали выдающимся примером творчества, направленного против войны и фашизма. Осенью 1941 года родной город композитора оказался в блокаде. Весь мир облетела фотография Шостаковича в пожарном шлеме на крыше Ленинградской консерватории, где он гасил зажигательные бомбы.

Дмитрий Шостакович

Тогда же он начал свою новую, Седьмую (“Ленинградскую”) симфонию. Премьера состоялась в марте 1942 года в Куйбышеве (Самаре) – городе, где композитор завершил свое произведение, находясь уже в эвакуации. Первое зарубежное исполнение состоялась в июле того же года в Нью-Йорке под управлением Тосканини.

В августе симфония была исполнена в блокадном Ленинграде под управлением Карла Элиасберга. Это стало событием небывалого значения, актом мужества, силы духа и моральной поддержки не только ленинградцев-блокадников, но и всего мира, боровшегося с фашизмом. “Ленинградская” симфония Шостаковича остается самым известным его произведением, хотя в наши дни ее чаще упоминают, чем исполняют в концертах.

Спустя год композитор создает другую свою военную симфонию – Восьмую, посвященную Евгению Мравинскому. Если Седьмую симфонию можно считать “героической симфонией” времен войны и она отличается намеренной публицистической конкретностью, то Восьмая – произведение трагического и философского симфонизма, музыкальное размышление о катастрофе всеобщего насилия.

Это, наверное, самое совершенное симфоническое произведение Шостаковича. И на сегодняшний день наиболее часто исполняемая его симфония во всем мире.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Алипаф
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: