Праздничный козел
Во многих современных домах Швеции можно увидеть фигурку Йольского козлика, позирующего на фоне рождественской ели. Это древний скандинавский символ основан на мифах и преданиях Севера, поклонении богу Тору.
В скандинавских мифах Тор разъезжает на летающей колеснице, которую везут два козла. До нас дошли и их имена: Тангниостр и Тангриснир.
В древности северяне верили, что йольский козел – это невидимый дух, который появляется лишь незадолго до праздника и проверяет, все ли приготовления сделаны должным образом.
Позже было время, когда йольский козел считался существом пугающим и демоническим, бродящим по окраинам в ночь на 25 декабря. Верили, что он требует еду и пугает добрых христиан. Однако сейчас козлик вернул себе исконный статус доброго божества, почитаемого сегодня по всей Скандинавии.
В «Видении Гюльви» и «Языке поэзии» (Младшая Эдда)
Фигура, ведущая воинов, каждый из которых несёт кольцо. Под его лошадью валькнут (символ воинов, идущих в Вальгаллу). Тёнгельгордский камень 8 в. Найден в Лэрбру, Готланд, Швеция.
Главный герой «Видения Гюльви» – конунг Гюльви. Под именем Ганлери он приходит в Асгард, желая поговорить с Асами. Трое мужей, которые являются воплощениями Одина, отвечают на его вопросы. Муж, которого называют Третьим, говорит об имени Одина Вальфёд («отец убитых»). Павшие в бою становятся его приёмными сыновьями и отправляются в Вальгаллу или Вингольф. Высокий (другое имя Одина) рассказывает про валькирий. Эти девы подают питьё и заботятся о посуде. Есть упоминание о том, насколько большая Вальгалла, и как много в ней эйнхериев.
Валькирия. 1834-1835 гг. Г. В. Биссен.
В «Языке поэзии» есть цитата из поэмы «Речи Эйрика» о Вальгалле и эйнхериях:
Странен сей сон, —
сказал Один, —
будто встал я до свету
убрать Вальгаллу
для павших воинов.
Велел я эйнхериям
живей подыматься,
скамьи застилать
и мыть чаши.
Вином валькирии
вождя встречают.
Йоль: языческий праздник середины зимы
Для викингов Йоль был главным событием года, и отмечали они его с размахом – примерно как мы Новый год. Когда наступала зима, а на землю опускался холод и мрак, викинги понимали: пора проводить время с семьями и друзьями, наслаждаясь вкусной едой и напитками. А вот грабежи и разбой в развлекательную программу не входили.
Для верующих Рождество – период чествования Иисуса Христа. Йоль у скандинавов тоже был посвящен почитанию божества – могучего Одина. Его другое имя было Йольфадр, или «отец Йоля». По этой причине можно усмотреть сходство Одина с более современными Санта-Клаусом и Дедом Морозом.
Отмечался Йоль в период зимнего солнцестояния(21-22 декабря). Это самый короткий и темный день в году, самая долгая ночь. В этот период солнце поднимается из-за горизонта лишь на несколько часов, а в заполярных регионах и вовсе не показывается неделями. Это непростые условия для выживания, но люди к ним приспособились.
Зимнее солнцестояние было знаковым моментом для древних народов: еще немного и день начнет увеличиваться, а долгая зима пойдет на убыль. Так что в первую очередь у скандинавов Йоль ассоциировался с возрождением, воскрешением солнца. Неудивительно, что праздник имел такое значение для древних народов.
Интересный факт: похожий фестиваль был и у древних римлян. Он также приходился на период зимнего солнцестояния и назывался Сатурналиями.
Источники
Археологические источники
Петроглиф Норрчёпингса.
Бронзовый век
Солнечная колесница Trundholm , приуроченная к первому бронзового веку, около -1400
Топонимические источники
Карта, показывающая региональные различия в культе в Скандинавии около 900 года, определенные по географическим названиям и археологическим данным. Синим цветом обозначены регионы, где господствовал культ Ванираса ; в красном, те , где Тор , Один и другие асы преобладающий ; фиолетовым — области сосуществования; зеленые точки — это топонимы, полученные от слова Odin — в честь Эрика Кристиансена, The Norsemen in the Viking Age , Blackwell, 2002.
Литературные источники
— Цезарь , Де Белло Галлико , VI, 21 год.
— Тацит , Германия , IX, 3
Христианские влияния
Тексты, составляющие нордическую мифологию, были написаны клериками или людьми духовного образования. Вопрос об интерпретации христианства часто обсуждается, чтобы узнать, насколько они заново изобрели менталитет викингов через два или три столетия после их исчезновения. Таким образом, по словам Режиса Бойера , «Церковь принесла в свой багаж всю роковую библейскую или восточную магию, которая была ошибочно приписана викингам» и «все древние исландские документы написаны на палимпсестах , мы должны вычеркнуть континентальный вклад христиан, чтобы попытаться сделать это. найти древнюю скандинавскую (и германскую) аутентичность » . Он предлагает попытаться реконструировать менталитет викингов, а не брать буквально рассказы, которые часто слишком самодовольны или адаптированы из латинских источников. Для Хильды Эллис Дэвидсон «мы имеем дело с искусственным мифическим миром, далеким от живой веры языческой эпохи».
Эйнар Олафур Свейнссон , исландский специалист и его школа, говорят (говоря обо всех текстах), что «древняя литература его страны наполовину церковная, наполовину светская ». Режис Бойер отмечает, что «мы не видим, как ему противоречить» .
Однако «большая часть того, что мы знаем из Эдд, уже высечено в камне, по крайней мере, за полтора тысячелетия вперед. В этих условиях попытки интерпретировать скандинавскую мифологию, вступив в сговор с течениями восточной или христианской мысли в исторические времена, потерпели крах сами по себе, что, конечно, не исключало интерполяции ». И Франсуа-Ксавье Диллманн о Эдде » Снорри Стурлусона :« … Выделение неоспоримых библейских влияний в той или иной главе Gylfaginning слишком часто использовалось в попытке дискредитировать весь бизнес Снорри. Тем не менее ясно, что, даже если он жил в стране, где проводилась евангелизация, около двух столетий и если он получил в Одди образование, сильно окрашенное христианским догматизмом, Снорри проявлял глубокую склонность к мифологии предков. Если было бы определенно оскорбительным сделать из него языческого пропагандиста в христианское время, нам не кажется сомнительным, что он лелеял эти прекрасные истории, которые обеспечили живучесть скальдической поэзии, эти старые мифы, в которых выразил гений своего народа. «.
Исходя из этого , несомненно , приходят аналогии с Nornes с Судьбами , из валькирий с Apsaras , из Тира с Марсом , Один с Меркурием , в Лках с Лугой , или даже Fjorgyn с Перкун . Норны и их неизменная судьба рассматриваются как христианское изобретение, связывающее Урд (имя источника), Скульд (имя валькирии) и Верданди (только Волуспа цитирует это имя). Для Жан Рено , «Урд, вероятно , наиболее достоверным из трех, к которому две другие были бы впоследствии связанной» . Многие сверхъестественные существа в скандинавской мифологии были приняты на поздних этапах христианизации, а некоторые были внесены церковью. Их подозревают в следовании некоторым великим образцам, известным в средние века , таким как Исидор Севильский или просто Библии .
Теперь, когда Исландия стала христианкой, Церковь здесь не больше, чем где бы то ни было, шутит над строгим соблюдением своих законов. Только некоторые камни с руническими надписями избежали разрушения, потому что они включали христианские религиозные знаки, такие как камень из камней Еллинга или нейтральные надписи. Проект, составленный через два столетия после эпохи викингов , дает Церкви возможность предпринять терпеливую и настойчивую работу по искоренению, с другой стороны, хорошо известной. Она пыталась обесценить верования и обычаи, угрожающие христианской доктрине, боги становятся дьяволами или незаметно подвергаются насмешкам. (Харбардслйод или Локасенна). Или боги — не более чем простые обожествленные люди, поэтому они погибают во время финальной битвы (Voluspa, ragnarök…) Региса Бойера.
Иные языческие праздники
Язычники продолжают отмечать свои многочисленные праздники. Например:
1 – в честь богини Остары
Его празднуют в день, когда наступает весеннее равноденствие, возрождается природа, зарождаются надежды. Это день почитания Фригги, Фрея и Нертхуса. Остарой называют богиню весны и утренней зари в Германии.
2 – в честь богини Рауни
Его празднуют 1 мая. Другое название этого дня – Ведьмовская Рябина. У кельтов и жителей Скандинавии рябина – священное дерево. С его помощью проводили обряды и ритуалы. Существует легенда, что рябина всегда охранялась драконом. Ею насыщались так, как 9-ю обедами. Рябину ели, чтобы быстро зажили раны, чтобы продлить жизнь.
3 – Дистинг
Это день пробуждения жизненных сил после зимней спячки. Праздник отмечают древние шведы, проводили собрания и готовились к предстоящим событиям. В Дистинг чтили Вали, считавшегося покровителем плодородия и перерождения. Чтили и предков, обменивались подарками, давали свадебные обеты.
4 – 12-я ночь
Его отмечают 31 декабря, когда «рождается новый год», начинается очередной жизненный цикл. У язычников было принято устраивать пир. Чтобы привлечь удачу и счастье, в венке Йоля на всю ночь оставляли зажженные свечи.
5 – Рагнара Лодброка
Его всегда праздновали 28 марта, чествовали Рангара, читали Сагу. Это праздник храбрости и мужества. Рангар провозглашал себя потомком Одина. Он скончался в яме с ядовитыми змеями.
6 – Рауда Сильного
Его празднуют 9 января скандинавы и исландцы. Рауд – истинный язычник, отказавшийся от христианской веры, популяризованной королем Норвегии Олафом. Рауд исповедовал веру Асатры, и погиб, будучи верным ее богам.
` reviewsOverall ` / 10
ОЦЕНКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
( голосов)
Сюжет
Актёры
Декорации
Костюмы
Саундтрек
Эффекты
ЧТО ГОВОРЯТ ЛЮДИ…
Сортировать:
Самые последниеНаивысший баллНаиболее полезноХудшая оценка
Ваш отзыв будет первым.
Проверенный
На этот отзыв еще нет ответов.
Показать больше
Показать больше
{{ pageNumber+1 }}
Терминология
Скандинавы не дали названия своему культу до прихода христианства. После прибытия христианских миссионеров в Скандинавии , например , что Ansgar до и король Харальд I — й из Дании , который удался навязать христианство в его стране , средневековые скандинавские тексты mentionnèrent термина Forn Сидра для обозначения исходной религии этих народов. Выражение буквально означает «древний обычай, древняя практика» на древнескандинавском языке .
В их языке нет термина «религия», приблизительное слово было бы « сейдр , сейдр или сидр»: обычай, набор практик, магия, медицина … в основном женская деятельность. В их убеждениях нет кредо, нет молитв, строго говоря, «нет священников, нет религиозного ордена, нет храмов, нет воображаемого бреда или долгих мечтательных медитаций» , без веры, без догм.
Свадьбы и огонь
Именно зимой в северных племенах начинался раздел власти, в ходе которого побеждали самые сильные вожди. Это тоже был своего рода «естественный отбор». Однако, помимо жестоких обычаев, с Ветрнэтром были связаны и весьма позитивные обряды. День Зимы был крайне удобным временем для свадебных торжеств. Период изобилия наполнял закрома, а потому можно было устраивать праздничные гуляния и пышные застолья.
Символом Ветрнэтра стал огонь. И в наши дни принято разжигать костры, посвящённые этому празднику. В пору язычества скандинавы верили, что именно пламя помогает изгнать тёмных духов с земли, являясь оберегом человека. С его помощью проводили обряды посвящения молодых воинов. Огонь был неизменным атрибутом во всевозможных соревнованиях – кстати, весьма опасных. Кострам обязательно приносили жертвы в виде мяса и вина. Кстати, вино лилось рекой во время Ветрнэтра – запасы его ведь были пополнены за лето и осень.
Костры – обязательный атрибут Ветрнэтра / natifly.com
Христианизация
По мнению многих историков том числе Франсуа Ксавье Диллманн , мы являемся свидетелями настоящей религиозной войны за установление христианства силой, особенно в Норвегии, где конфликт длился более века. Решимость миссионеров распространять свою веру в Скандинавии и Германии иногда заходит так далеко, что ценой своей жизни разрушает стелы.
Не сумев искоренить это язычество ни устно, ни с помощью актов вандализма, Церковь прибегла к преднамеренному насилию: «Чтобы распространять свою веру железом и кровью». » . Волнение и травма резни Карла Великого против саксов в современной Германии ощущались бы по всей Скандинавии. Историки и специалисты ( Ален Деко , Андре Кастело , Франсуа Нево Рудольф Симек …) считают, что это была одна из причин, спровоцировавших набеги викингов, которые хотели отомстить за насильственную христианизацию . Обращение скандинавов и немцев происходило более или менее насильственно на протяжении более четырех столетий.
По словам Режиса Бойера : «Потому что — мы снова должны решительно настаивать — преобразование Скандинавии будет проведено без удара, без религиозных войн, без кровопролития, без мученичества. Когда летописцы изображают его нам много позже в трагическом и жестоком внешнем виде, они будут делать это только путем имитации жизни святых, которые в то время были de rigueur на Западе. «
Евхемианское объяснение языческих мифов
Церковь пыталась низвести старых богов до уровня демонов. Снорри и Саксон Грамматикус стремятся воссоздать пантеон, организованный вокруг нескольких великих богов , часто, а иногда и серьезно противоречащих друг другу, и предлагают евхемианское объяснение языческих богов: в прологе к своей Эдде и к Хеймскрингле Снорри «объясняет нам, что боги — это только люди прошлых лет, предпочтительно маги, которых постепенно обожествляли, Саксон Грамматик тоже ничего другого не скажет ». Это объяснение можно найти в других текстах, таких как « Сага о троянцах» , в которой псевдоэтимологическое происхождение асов в Азии смешивается с мифом о троянском происхождении скандинавских народов ( Троя находится в Малой Азии ).
Праздники по теме
Сумарсдаг (Первый день лета)
23 Апреля Этот праздник, как и многие другие языческие, посвящён природе, её пробуждению и восстановлению её спящих всю зиму сил. Есть у него и второе имя – Сиггблот. Его празднуют в первый четверг после 18 дня апреля месяца. Зима с Исландии, как и во многих …
Вальпургиева ночь
30 Апреля Среди множества языческих праздников – да, наши предки умели веселиться! – особенно выделяются те, что посвящены пробуждению сил природы. Близость к ней людей и объясняла наличие множества божеств, покровительствующих людям в сферах так или иначе св…
Бельтайн
1 Мая Праздник Бельтайн – это один из важнейших праздников друидов. Год по друидскому календарю делился пополам и знаменовался двумя основными праздниками: Самайном и Бельтайном. Праздник Бельтайн широко отмечался в Шотландии и Ирландии. Упоминания о нём …
День богини Рауни
1 Мая Финский языческий праздник богини Рауни ещё называют Днём Ведьминой Рябины. Празднуется этот день первого мая. Традиционно он ассоциируется с деревьями. Ему покровительствуют горный ясень и рябина.
Рябина, в соответствии с верованиями древних финн…
Лита
21 Июня
Иванов день
23 Июня
Лугнасад (Ламмас)
1 Августа Ламмас — это праздник урожая и хлеба, а также и праздник Бога хлеба.
День Ламмас, который отмечается 1 августа (англ. Lammas Day) имеет множество различных названий. Самым известным считается название Лугнасад (англ. Lughnasadh), которое переводи…
Мабон (Альбан Эльвед)
21 Сентября
День Рогатого Бога Британии
18 Октября 18 октября в Великобритании отмечается день Рогатого Бога.
По древней Британской легенде Рогатый Бог является распорядителем природы. Он отвечает за плодородие и плодовитость растений и животных. Жители говорят, что он обитает в окрестностях замка …
День Зимы (Зимние ночи)
24 Октября 24 октября отмечается праздник под названием Зимние ночи. Это Скандинавский праздник, наподобие нашего Нового года. Празднование этого дня говорит о приходе времени приготовлений к зимнему периоду. По местным приданиям в этот день природа как бы усп…
Хэллоуин — канун Дня всех святых (Самайн)
31 Октября 31 октября – канун Дня всех святых, также известный как Хэллоуин. Ходят слухи, что этому празднику около двух тысяч лет и он берёт своё начало ещё во времена кельтов (у них этот день был кануном первого дня зимы или последним днём осени). И только в…
День Эйнхериар
11 Ноября Эйнхерии – это, согласно германо-скандинавской мифологии, лучшие из лучших воинов павшие в боях, живущие в Вальхалле. В Вальхаллу, небесный чертог Одина, попадали воины, погибшие в битве и не выпустившие оружие из рук. Валькирии собирали души поги…
День Святой Люции
13 Декабря «Если за время, которое пройдет от дня Святой Люции до праздника сочельника, из девяти видов деревьев – типы, клена, бука, ели, ольхи, орешника, березы, клена или терновника – сделать себе стул, работая каждый день понемногу, принести его тайком…
Йоль
19 Декабря Среди всех праздников наших предков «Йоль», считается одним из самых главных, самых священных и могущественных. По преданию ночью все миры сходятся в Мидгарде: боги и богини спускаются на землю, тролли и эльфы разговаривают с людьми, мертвые выходят…
Эйнхерии в текстах Тацита
Историк Тацит в своей работе «Германия» описывал племя гариев, с которыми могли быть связаны эйнхерии. Это умелые и грозные воины. Поэтому учёные также считают, что эйнхерии могли представлять культ воинов, связанный с Одином.
Вот что писал Тацит:
А теперь о гариях: превосходя силою перечисленные только что племена и свирепые от природы, они с помощью всевозможных ухищрений и используя темноту, добиваются того, что кажутся еще более дикими: щиты у них черные, тела раскрашены; для сражений они избирают непроглядно темные ночи и мрачным обликом своего как бы призрачного и замогильного войска вселяют во врагов такой ужас, что никто не может вынести это невиданное и словно уводящее в преисподнюю зрелище; ведь во всех сражениях глаза побеждаются первыми.
Дикая охота Одина. 1872 г. П. Н. Арбо.
Валькирии встречают бога Хеймдалля, когда они несут погибшего в Вальгаллу. 1906 г. Лоренц Фрёлих.
Северный пантеон
Богиня-мать
Режис Бойер подчеркивает древнюю веру в великую богиню-мать творения и жизни, находящуюся в гармонии с силами и природными элементами, которые управляют вселенной, и которой они впоследствии дали антропоморфное изображение .
Первоначально «отцы викингов » верили в Богиню-Мать и в великие природные силы солнца, воды, земли, воздуха, огня и жизни, которые они позже представили как создание пантеона, в который входит Один (Иггр, устрашающий ), Одр (ярость) Тор (гром), Йорд (земля), Фригг , Фрейя (женщина), Фьёргин (тот, кто продвигает жизнь), Соль (солнце), Мани (луна), Бальдр и Фрейр , (повелитель), Сурт (чернота огня), Мимир (память), Браги (образец), Логи / Локи (пламя) … и большое дерево Иггдрасиль . Landvaettir являются опекунского духи природных мест , таких , как холмы, деревья, водопады, камни … Глава монстра вырезанной на носах из кораблей викингов было сделано для них, для того , чтобы устрашить Landvaettir стран , которые будут инвестированы. Желательно удалить его до приезда в дружественную страну. Великая Мать Богиня представляет точку капитала в верованиях древних скандинавов и немцев.
Загробная жизнь эйнхериев
В Старшей и Младшей Эдде, а также в других скальдических текстах неоднократно упоминаются сюжеты, связанные с тем, как эйнхерии живут в Вальхалле. В частности, в Эддах говорится о том, что воины Вальхаллы каждый день выходят на битву и каждый вечер «мирно пируют». Нет прямых упоминаний о том, что эйнхерии сражаются с каким-то внешним врагом, так что речь здесь вполне может идти о тренировочных спаррингах. Немаловажный момент заключается в том, что даже самые жестокие раны эйнхериев всегда затягиваются, иными словами они потенциально бессмертны.
Эйнхерии пьют мед, который течет из вымени козы Хейдрун. Неизвестно, какими свойствами обладает этот напиток и справедливо ли отнести его к числу алкогольных (однако, делая скидку на традиционную воинскую культуру Древней Скандинавии, это более чем вероятно). Едят эйнхерии мясо, которое принадлежит огромному вепрю по имени Сехримнир. Сехримнира каждый вечер готовит главный повар Асгарда, Андхримнир. Ключевая особенность этого волшебного вепря заключается даже не в том, что он способен прокормить потенциально неограниченное число воинов. Каждый вечер Сехримнира съедают, но каждое утро он вновь оживает, становится целым и невредимым (также как и козлы Тора).
Фактически Вальхалла – рай для скандинавских воинов, так что стать эйнхерием, вероятно, мечтал каждый из них. Но здесь существовал ряд довольно смутных и неоднозначных критериев. К примеру, в некоторых источниках говорится следующее: чтобы воин был принят в эйнхерии, валькирии должны найти его убитым, но не выпустившим оружия из рук. В традиционных эддических текстах такого упоминания нет. Зато в Старшей Эдде говорится о том, что в Вальхалле мед эйнхериям подносят именно валькирии, и вместе они составляют свиту Одина. При этом валькирии не служат эйнхериям, вероятно, они обладают равным статусом и об этом говорит тот факт, что и валькирии, и эйнхерии будут вместе биться во время Рагнарека.
Новые материалы
Книги
Византийская философия. Четыре центра синтеза / Пер. с болг. Г.В. Вдовиной. СПб.: Изд-во СПбДА, 2022. – 704 с. ISBN 978-5-6048867-5-5
Книги
Море житейское: воспоминания в четырёх томах. — Т. 1: Скитания (1920–1922). Кн. 2: Остров добровольных русских изгнанников; Кн. 3: Болгария / под ред. протоиерея Бориса Даниленко. — М.: «Архив славянской письменности и печати», 2022. — 504 с. илл.
Книги
Врата моря. Где был Бог во время цунами? М.: Теоэстетика, 2022.
Книги
Собраны во Имя Мое. Царствие Божие как новая социальная реальность. — М.: Никея, 2022. — 192 с.
Книги
Восприятие Бога: Эпистемология религиозного опыта / Пер. с англ. К. В. Карпова; под ред. А. М. Гагинского. М.: Академический проект, 2022. — 471 с.
Книги
Cross and Cosmos: A Theology of Difficult Glory. Indiana University Press, 2019
Книги
Теология и социальная теория: по ту сторону секулярного разума / Пер. Кырлежева А. И., Узланера Д. А., под общ. редакцией А. И. Кырлежева. – М.: Теоэстетика, 2022. – 736 с.
Книги
Разум и сердце: пролегомен к критике страстного разума / Пер. с англ. Г.В. Вдовиной; науч. ред. А.М. Гагинского. М.: Академический проект, 2021. (Философские технологии: религиоведение)
Книги
«Бог» Докинза. От «Эгоистичного гена» к «Богу как иллюзии» / Пер. с англ. К. А. Черноризова; под науч. ред. А. В. Храмова. — М. : Никея, 2022. — 272 с.
Книги
Теоэстетика. 7 лекций о красоте. — М.: «Никея», 2022. — 272 с. (Богословие культуры).
Книги
Вера и доверие. Дар и прощение / перев. с ит. И. Волковой; под ред У. Рахновской. М.: Никея, 2021.
Книги
Взгляд. Заметить Христа в творении. Эссе и размышления. М.: «Никея», 2022. 320 с. (Богословие культуры).
Обряды
BLOT
Существенной практикой поклонения был blót (почитание) , он также мог иметь значение ( жертвоприношение) или blótveizla ( жертвенный пир ), цель которого заключалась в укреплении божественности путем установления связи между ним и участниками; он выполнял четыре шага:
- жертвоприношения животных (которые, возможно, изначально были человеческими), кровь которых проливается на алтарь, здание и участников.
- пир, на котором они ели мясо приготовленных в жертву животных и приносили тосты с пивом или медом богам (Одину, Ньорду, Фрейру и Браги), королю и особенно мертвым родственникам ( дрекка минни : выпить в память о).
- к знамениям обращались по-разному: через источник или водопад, бросая веточки, пропитанные жертвенной кровью ( hlautteinar ), на белую ткань.
- «Четвертая и последняя стадия блута состояла из принесения обетов или торжественной клятвы на совершение великих дел: это практика heitsstrenging , когда пароксизм напряжения удваивается опьянением пиршества, чтобы максимально возвысить живая сила человека в общении с божеством »
У них есть взаимные отношения с природными силами и богами .
GODI
Глава семьи или клана приступает к церемониям, рождению, браку, смерти … и действует как годи , своего рода «временный священник» . Некоторые из этих боги превратились в официальных христианских священников, особенно в Исландии .
Как отмечали Йоль
Согласно исландским сагам, викинги отмечали Йоль три дня. Они приглашали соседей и друзей, все приносили какую-либо снедь и напитки. Люди собирались за длинным праздничным столом, доски которого ломились от мяса, хлеба, рыбы, фруктов, овощей и хмельных напитков.
Если в этот период в поселение случалось заглянуть незнакомцу, его тоже приглашали за праздничный стол. Викинги были особенно рады гостям, которые могли рассказать новости из дальних стран, ведь обычно сами скандинавы в зимние месяцы не выходили в море, а значит, были оторваны от мира. За столом рассказывали легенды и предания, пели песни, играли в игры.
У викингов было и свое дерево, которое стало прообразом новогодней елки. Йольское дерево было языческим символом древа жизни Иггдрасиля. Зимой темно и холодно, многие растения сбрасывают листву. А ель остается зеленой круглый год, напоминая, что стужа отступит, природа вновь оживет, согретая лучами весеннего солнца.
Также викинги верили, что в деревьях живут духи. Они не хотели, чтобы маленькие существа замерзли зимой. Поэтому ели и вносились в жилища, чтобы волшебный народ мог погреться, порадоваться уюту. Украшались деревья маленькими фигурками северных богов и едой.
Кто такие эйнхерии
Название эйнхерии (einherjar) с древнескандинавского переводилось как «войско одного» или «тот, кто сражается в одиночку». В единственном числе – einheri. Эйнхерии в скандинавской мифологии – это очень сильные и умелые воины. Эйнхерием мог стать тот, кого валькирии забрали с поля боя в Вальгаллу к Одину. В Вальгаллу попадала половина погибших в каждом сражении. Вторую уносила в свои палаты Фрейя.
Эйнхерии в скандинавской мифологии практически постоянно сражались друг с другом. Их главной задачей было подготовиться к Рагнарёку, концу света. В этот день асы будут сражаться с ужасными чудовищами, своими врагами. Огромное войско эйнхериев будет им помогать. Когда они не сражаются, эти воины пируют и пьют мёд, поднесённый валькириями.
Три валькирии, несущие эль в Валгалле. 1895 г. Лоренц Фрёлих.
Эйнхерии в Старшей Эдде
Эйнхерии в мифологии встречаются в Старшей Эдде в нескольких текстах. В «Речах Вафтруднира» Один соревнуется в мудрости с ётуном Вафтрудниром, обмениваясь вопросами. Верховный ас спрашивает, где каждый день происходят битвы. Тогда ётун говорит про вечные сражения эйнхериев, упоминая и их пиры.
Вот отрывок из «Речей Вафтруднира»:
41 «Эйнхерии все
рубятся вечно
в чертоге у Одина;
в схватки вступают,
а кончив сраженье,
мирно пируют».
Следующий текст из Старшей Эдды, где упоминаются эйнхерии – это «Речи Гримнира». Гримнир – переодетый Один, которого схватил правитель Гейррёд. Один рассказывает Гейррёду о том, что едят эйнхерии в Вальгалле. Пищу готовит Андхримнир, повар, который берёт мясо вепря Сехримнира. Этот вепрь всегда оживает, сколько бы раз его не съедали, и его свинина самая лучшая. Андхримнир варит мясо в котле под названием Эльдхримнир. Один также перечисляет валькирий и рассказывает, что они приносят эль эйнхериям.
Вальхалла. 1905 г. Эмиль Дёплер.
Ещё один отрывок из «Речей Гримнира» посвящён упрёкам Одина, обращённым к Гейррёду. Верховный ас говорит, что Гейррёд пьян и теряет расположение эйнхериев. Между тем это расположение даёт очень многое.
Культы
Судьба
У викингов нет неизменного представления о судьбе. Какими бы ни были планы своих богов, древние скандинавы и германцы остаются свободными и верят в свою способность влиять на своих богов и заставлять судьбу изменять ее, потому что они верят в удачу (гаефа), в свои таланты, в свою силу и волю. , их способности к успеху, а также поддержке их предков: то, что они называют «eiginn mattr ok megin». Прагматичные, они отнюдь не фаталисты, постигшие судьбу. Прежде всего, бойцы и свободные люди решают свою судьбу, рискуя вызвать недовольство богов. Они верят в магию или, скорее, в чувство постоянного присутствия сверхъестественного и в прорицание, чтобы пронзить замыслы своих врагов, богов и опекающих сил, чтобы изменить ход событий и предвосхитить судьбу, чтобы изменить ее. , потому что окончательно ничего не написано.
Они просят силы, богов и своих предков, которые отвечают им в своих снах «мик дреймди, у Фрейи» (пример: Фрейя приснилась мне, что …).
Нет судьбы, которую нельзя было бы изменить их волей или помощью их богов или их предков, потому что скандинавы были людьми действия, ценившими ценности действия, и их обижают, подавляя их. Практик и концепций, из которых нет сомневаюсь, им бы очень сильно помешали.
Безбожие и скептицизм?
Формула Гаука-Торира: «Мы, товарищи, не верим в себя, кроме самих себя, в свою силу и способность к победе, и этого для нас более чем достаточно» («Гаука-Торир», глава CCI Olafs saga hins Helga ). . Для Франсуа-Ксавьера Диллмана : «Эта фраза чаще всего используется в скандинавских текстах о персонажах, которые, как считается, отказались от культа богов предков и, следовательно, находились вне обычных рамок древнего общества. Скандинавские».
«Долгое время считалось , что скандинавы в веках , предшествующих обращение в христианство — VIII — й и IX — го века — достигла своего рода нечестие, скептицизм или равнодушие Это было связано с фразой , которая часто встречается в тексты: Hann blôtadi ekki, hann tradi à sinn eiginn màtt ok megin ( Он не приносил жертв богам, он верил в свои силы и способность к удаче ). Было, казалось, очень необычное отношение к средневековью , где бы мы хотели увидеть исключительную черту , достойные народов как «философы» в XVIII — го века французский считается регенеративным Западом. Недавние исследования шведских ученых, в частности Фольке Стрёма и Хенрика Юнгберга, установили, что такая интерпретация безосновательна. Напротив, она подчеркнула участие в священном, что оправдывало то, что человек чувствовал себя вправе выйти за рамки анекдотических богов, так сказать, и верить только в себя, то есть в свою собственную способность к удаче и успеху. поскольку они пришли к нему от божественных сил. В результате формула, с которой мы начали, далека от исповедания скептицизма, а была неявным актом поклонения! «.
Кровавое празднество
Особенную популярность Ветрнэтр приобрёл в Исландии, и это неудивительно. Уже с конца октября солнце над горизонтом в этих краях показывается совсем ненадолго, а вскоре в Заполярье и вовсе наступает полярная ночь. В языческие времена праздник символизировал переход к новому этапу жизни, весьма сложному и суровому времени. В эту пору следовало проявлять ответственность, укреплять духовные силы. Ветрнэтр – это своеобразная граница между временем изобилия и расцвета и периодом затихания, экономии жизненных сил.
Как же проходили первые празднования Ветрнэтра? Не секрет, что скандинавы были весьма воинственными и жестокими народами. Ритуалы, связанные с Днём Зимы, являлись соответствующими. Начинались торжества массовым забоем животных. Этот обычай может показаться жестоким, но на то были свои причины.
За летнее время скота становилось гораздо больше, чем люди могли прокормить, а потому всех «лишних» животных забивали и подавали к столу в качестве традиционных блюд. Кроме того, народ разрушал обветшалые дома, избавлялся от ненужных вещей – в День Зимы необходимо было освобождаться от всего постороннего и лишнего.
Ветрнэтр – один из древнейших праздников, который сохранися до наших дней / valkyrja.com