Образ Иуды
Образ Иуды также раскрывается в сравнении со Христом, как образ предателя и образ преданного.
В конце ХХ века была найдена рукопись, датированная II веком, апокрифическое “Евангелие от Иуды”. В нем Иуда Искариот предстает лучшим и любимым учеником Иисуса Христа. И лишь он один понимает зачем Спаситель пришел на землю, поэтому и помогает Иисусу Христу выполнить его “спасительную миссию”. Таким образом, из предателя Иуда превращается в святого. Богословы и священники отмечают, что данная рукопись не единственная, датированная первыми веками. Она, появившаяся в гностических сектах, никакого отношения к христианскому вероучению не имеет.
Печальный пример Иуды показывает, что “нет греха непрощенного, кроме греха нераскаянного”.
В чем разница между покаянием Петра и раскаянием Иуды?
История покаяния Петра и раскаяния Иуды существенно различаются. Когда Иисуса схватили, Петр пошел за ним и остался ждать у костра во дворе первосвященника. Но после трижды отрекся от Учителя. Поочередно три женщины спросили Петра, даже сказали утвердительно, что он был Иисусом. И апостол трижды сказал «нет». Тут запел петух, и вспомнил Петр слова Учителя – тот говорил, что ученик отречется от него трижды еще до той поры, как запоет петух. И стало Петру стыдно, горько и он выбежал со двора первосвященника.
Апостол поступил так под влиянием внезапно подступившего малодушия, а до этого проявлял глубокую любовь к Христу. Потом, когда Иисуса казнили, кроме этой любви у Петра не осталось ничего, и тогда он пошел к другим апостолам и продолжал дело Учителя.
Христос воскрес, и когда он явился апостолам, когда те рыбачили, Петр первым кинулся в воду, чтобы встретить Учителя. До конца своих дней апостол проповедовал его заповеди. Поэтому его покаяние имеет силу и значение, и он прощен.
Иуда и не обратился к Господу ни до, ни после предательства, он был вор, сребролюбец, к тому же, он сдал Иисуса на казнь. Раскаяние его сомнительно, он думал о себе. Последним штрихом в его биографии становится самоубийство – грех, который не может быть прощен.
Образ Иуды Искариота в искусстве и литературе
Картины
В иконописи Иуда — смуглый брюнет. Как правило, он молод, без бороды. Часто его изображают тёмным близнецом Иоанна Богослова. А на образах с тематикой Страшного суда Иуда нередко вместо стула использует колени дьявола.
В европейской живописи можно встретить чёрный нимб над Иудой. Художники представляют его полной противоположностью Спасителя.
«Поцелуй Иуды»(Чимабуэ, конец XIII века)
Глядя на православные лики, невозможно встретиться взглядом с Искариотом. Его всегда изображают в профиль — так же, как нечистую силу.
Художники Средневековья и раннего Возрождения садили на плечо апостола-отступника беса, который подбивал его на злые дела
Не обошли живописцы вниманием и смерть Иуды, особое внимание уделялось выпавшим наружу внутренностям. Как минимум 3 работы его самоубийству французский гравёр Жан Дюве
Жан Дюве. Самоубийство Иуды. 1530-1540. 250х165мм. Резцовая гравюра на меди. Вена. Собрание графики Альбертина
Музыка
Об Иуде в разное время спели следующие исполнители и музыкальные коллективы:
- Animal ДжаZ;
- Depeche Mode;
- Dschinghis Khan;
- Леди Гага;
- Пилигрим и др.
Композиции о предательском поцелуе есть у Korea (Россия), Metallica (США) и Stratovarius (Финляндия), Subway to Sally (Германия).
Литература
Иуда — герой многих литературных произведений:
- «Любимый ученик» Ю. Нагибина;
- «На поле крови» Леси Украинки;
- «Отягощённые злом, или сорок лет спустя» Стругацких;
- «Христова ночь» Салтыкова-Щедрина и др.
О нём писали Борхес и Михаил Булгаков. Данте Алигьери в «Божественной комедии» отвёл Иуде место в девятом — ледяном — кругу ада.
Одно из самых нашумевших литературных произведений — повесть Леонида Андреева «Иуда Искариот». За идейное сходство с гностическим апокрифом её называют ещё одним евангелием от Иуды: Иуде из Кариота отведена главная роль, и своё чёрное дело он совершает из любви и преданности. Отличие в том, что Иисус его об этом не просил. Тот сам догадался по Его поведению.
Интересный факт
Максимилиан Волошин назвал повесть Андреева евангелием наизнанку. Ведь там предан ученик — Учителем-провокатором, обрёкшим его на измену и месть.
По воспоминаниям Максима Горького Леонид Андреев как-то сказал о предательстве Иуды:
Часть авторов в попытке оправдать Иуду приводят такой аргумент: без предательства не случилась бы казнь, а значит, не было бы искупительной жертвы и, следовательно, спасения человечества.
Гюстав Доре. Поцелуй Иуды
Кинофильмы
Причинам предательства особое внимание уделено в следующих фильмах:
- Варавва;
- Девятый день;
- Иуда;
- Мария Магдалина;
- Сын Божий
Дмитрий Нагиев сыграл Иуду из Кириафа в экранизации «Мастера и Маргариты» 2005 года.
Среди российских актёров Иуду играли Игорь Верник Дмитрий Нагиев — в экранизациях «Мастера и Маргариты».
По официально неподтверждённым данным, в российских городах (Тамбове, Свияжске, Козлове) после революции были установлены памятники Иуде — «борцу с лжерелигией». Об этом писали колчаковские и эмигрантские печатные издания.
Николай Ге. «Совесть. Иуда»
Жизнь Иуды Искариота должна послужить серьёзным предупреждением для нас. Христос избрал его своим апостолом после продолжительной молитвы. Это значит, что в начале знакомства с Господом Иуда был святым человеком, не уступавшим в духовности остальным апостолам. Подумать только, он мог исцелять больных, освобождать одержимых и возвращать к жизни умерших! Но сам пал жертвой дьявола. Жадность к деньгам и неудовлетворённая жажда власти уничтожили всё хорошее в нём. Более всего хранимого нужно беречь своё сердце.
Виктор Глебов
История жизни
В официальных источниках жизнь Иуды лишена детальных подробностей. В Библии это один из 12 апостолов Иисуса, к тому же на него возложена миссия казначея маленькой общины. Ответственная должность досталась герою за бережливость, умение отказываться от бесполезных и необоснованных трат денег. В канонических документах описан момент, когда Иуда упрекает Марию из Вифании за то, что та умастила ноги Иисуса миром стоимостью в 300 динариев. Деньги-то серьезные, вполне хватило бы накормить множество нищих.
Иуда Искариот
В следующий раз персонаж появляется во время Тайной вечери: Иуда и другие ученики Иисуса ужинают за общим столом, и учитель пророчит предательство со стороны одного из присутствующих.
Неканонические источники более щедры на подробности биографии предателя. Иуда родился 1 апреля (с тех пор день считается самым несчастливым в году). Ребенку не повезло с самого начала: перед рождением мать увидела ужасный сон, который предупреждал, что новорожденный сын погубит семью.
Иуда Искариот и Иисус Христос
Поэтому родители решили сбросить младенца в ковчеге в реку. Но Иуда остался жив и невредим, попал на остров Кариоф, а когда вырос и возмужал, вернулся в родные пенаты. Страшное пророчество исполнил – убил отца и вступил в кровосмесительную связь с матерью.
Затем Иуда прозрел и раскаялся. Чтобы замолить грехи, он 33 года ежедневно, набрав в рот воды, поднимался на гору и поливал высохшую палку. Чудо свершилось – мертвое растение выпустило новые листочки, а Иуда подался в ученики Иисуса.
В других апокрифах утверждается, что герой с детства жил по соседству с Иисусом. Болезненный мальчик попал на лечение к малолетнему целителю, но во время процедуры в него вселился демон, поэтому Иуда укусил Иисуса за бок. В оставшийся шрам позже попало копье римского легионера. Часть легенд и вовсе говорит о родстве Иуды и Иисуса – персонажей даже называют братьями.
Иуда Искариот в числе 12 апостолов
По поводу значения прозвища «Искариот» нет единого мнения. Сын Симона иш Кариофа Иуда (хотя имя отца прямо не называется) получил второе имя для отличия от своего тезки, еще одного ученика Иисуса. Искариот появилось как переиначенное название родины – герой единственный из всех апостолов родился в городе Кариот (или Кариоф), остальные были уроженцами Галилеи.
Некоторые исследователи предполагают, что слово «кериййот» означает просто «пригород», деревня близ Иерусалима. Другие углядывают аналогию с греческими и арамейскими словами, что переводятся как «лживый», «убийца», «вооруженный кинжалом».
Иуда Искариот задумывает предательство
Образ Иуды сложился из описаний древних апокрифов. Персонаж представлен как невысокий и смуглый мужчина с темными волосами, крайне суетливый, любящий серебро (казначей нередко крал из денежного ящика).
В Евангелии цвет волос не указывается, этой особенностью внешности героя наделили литераторы. А позднее укоренилось мнение, что Иуда был рыжим. Например, Эмиль Золя и Оноре де Бальзак в своих произведениях использовали выражение «рыжий как Иуда». Апостол носил одежды из белой ткани, которые обязательно украшал кожаный передник с карманами. В исламе Иуда выглядит, как Иисус, – Аллах сделал так, чтобы его распяли вместо Мессии.
Икона Иуды Искариота
Смерть Иуды точно описана в Библии, правда, в двух вариантах. Предав своего учителя, казначей пошел и повесился. Легенда гласит, что для этих целей мужчина выбрал осину. Именно с тех пор листья деревьев стали дрожать на ветру, а само растение обрело удивительные свойства. Из древесины осины выходит отличное оружие против нечисти (вампиров), из нее нельзя возводить жилье, исключительно надворные постройки.
Вторая каноническая версия утверждает:
Священники не видят здесь противоречия, считая, что веревка, на которой повесился Иуда, оборвалась, и он «низринулся». По некоторым источникам, предатель Иисуса умер в глубокой старости от непонятной неизлечимой болезни.
В России чтут апостола
В России от имени апостола Иуды произошло много фамилий – Юдовы и Юдашкины, Юденичи и Юдасины, Юдановы и Юдинцевы, Юдкины и Юдины. В честь апостола в Российской империи давали детям имена – Иудой звали отца героя I мировой войны генерала Николая Иудовича Иванова, в Советском Союзе был писатель Еремей Иудович Парнов; Иудой звали отца известного зоотехника Михаила Дьяконова.
В Европе имя Иуда до сих пор очень распространено, причем, не только мужской вариант, но и женский – Иегудит (Юдифь, Джудит, Эдит). Распространение имени Иуда связывают не только с именем апостола, но и с миграцией в Европу иудеев, у которых были свои ветхозаветные герои с именем Иуда. Например, Иегудой (что значит «Хвалящий Господа) звали одного из сыновей праотца еврейского народа Иакова, от детей которого пошли все еврейские роды.
Его наследие – христианские народы и Послание
После свершения событий Страстной недели, Воскресения Спасителя, Его явления апостолам и Вознесения, Иуда Фаддей выбрал свой путь: неся миру Благую Весть, он обошел Иудею и Месопотамию, побывал в Самарии и в Галилее, проповедовал народам Сирии и Аравии.
Пребывая в Персии, он написал Послание, в котором рассуждал о догмате Святой Троицы, о вочеловечивании Христа, о судьбе отпадших от Бога Ангелов, о Втором Пришествии Спасителя и о Страшном Суде, который ожидает всех людей.
Иуда предостерегал христиан беречься блудного и пуще – содомского греха, указывая, что это путь погибели, призывал беречь телесную чистоту и вести богоугодную жизнь, молиться, верить и жить между собой в любви; заблудших не оставлять попечением и наставлять на путь Истины, а еретиков — сторониться.
Апостол считал, что недостаточно верить в Бога и знать Истину, недостаточно принять крещение; чтобы спастись, следует делать добрые дела и следовать Заповедям. Главными грехами, мешающими спасению души человека, являются гордыня, зависть, отсутствие смирения, коварные мысли и нелицеприятные поступки.
Ария Иуды и выкраденное Евангелие
Иуда, кто он? «Раб и льстец, ученик и наветник, друг и диавол» (из песнопений Страстной Среды). Почему фигура именно этого ученика Христа всегда притягивала к себе так много внимания? Думаю, что это связано не только с его личностью, но и с феноменом предательства, который с ней ассоциируется. Попробуем немного в эти дни Страстной седмицы поразмышлять и об Иуде, и о предательстве.
Так получилось, что мое более или менее сознательное знакомство с Евангелием случилось в связи с образом Иуды, пусть и литературным, точнее – музыкальным.
Мне было лет 14-15, и был я в те времена вполне обычным советским школьником, то есть вполне убежденным атеистом. Впрочем, элементы антисоветские в моей жизни тогда уже присутствовали, если не в плане политическом и социальном, то в культурном.
Я, как и многие мои друзья, очень увлекался рок-музыкой
Это было не просто хобби, это было огромной и важной частью жизни. Те, кто в те же времена (конец 70-х) разделял наше увлечение, помнят, как нелегко было достать хорошую запись, и уж тем более пластинку
Но мы доставали, иногда буквально на один день, чтобы переписать и обменять на что-то другое, или просто вернуть.
Протоиерей Вячеслав Перевезенцев. Фото: Анна Гальперина/artos.name
Так ко мне попал двойной альбом с рок-оперой «Jesus Christ Superstar». Эту замечательную оперу Эндрю Ллойд Веббера я уже знал и очень любил. На пластинке были слова либретто, которое написал Тим Райс, и мне очень захотелось понять, про что же эта замечательная музыка. Я быстро переписал слова и стал переводить.
Надо сказать, что в школе я учился очень дурно, и английский был не исключением – я его не знал. Но желание было так велико, что, взяв словарь, слово за словом я перевел, если это, конечно, можно назвать переводом, весь текст. Содержание стало смутно просвечиваться. Хотя понял я немного, но, как мне кажется, уловил существенное, а именно, что главным героем оперы является не Иисус, хотя его арию и пел мой любимый Иэн Гиллан из Deep Purple, а Иуда.
Иуда выглядел более осознанным персонажем. Он все время переживает, он постоянно критикует Иисуса, в частности, за то, что тот, по его мнению, попустил событиям выйти из-под контроля, пошел на поводу у толпы, в буквальном смысле слова «бого-творящей» Иисуса. Складывалось такое впечатление, что для Иуды и авторов оперы Иисус был просто человеком, пусть и очень хорошим. А вот толпа сделала его Богом, и это кончилось трагедией.
Иуда боялся, что если и дальше все пойдет в том же русле, то обязательно будет бунт против римлян и, как следствие, страшное кровопролитие, это и пытался он предотвратить, предавая своего учителя. Эту линию подчеркивает и образ Иисуса в рок-опере, он явно не понимает, чего от него хочет Бог и зачем Он посылает его на смерть.
Хорошо помню, что моим атеистическим взглядам такая трактовка евангельских событий была близка, и все же мне очень захотелось сравнить ее с тем, как это было на самом деле. Я стал спрашивать у знакомых, где можно что-то узнать про историю Иисуса и Иуды? Достаточно быстро стало понятно, что надо достать Библию. Но где, у кого? Ни у кого из моих друзей такой книги не было.
Я расширил круг своих поисков, и вот один мой приятель – мы вместе занимались в лыжной секции – сказал, что видел у бабушки старинную книгу, это, может быть, Библия. Я попросил мне ее принести. Это было невозможно, так как бабушка ни за что бы не разрешила вынести ее из дома. Тогда мы решили, что как только она заснет, он мне вынесет книгу, а рано утром я верну ему ее обратно. Так и сделали. Всю ночь я читал Евангелие и, понимая, что с книгой придется расстаться, переписал в тетрадочку всю Нагорную проповедь из Матфея.
Не могу сказать, что Евангельская версия Иисуса и Иуды тогда мне понравилась больше версии Тима Райса, скорее наоборот, но точно помню, что я догадался, что они разные. А главное, интерес к Евангелию с тех пор не оставлял меня.
Так как первый Новый Завет (это была ксерокопия) появился у меня спустя лет шесть, я стал в большом количестве скупать атеистическую литературу, потому что там обильно цитировалась Библия, и именно в этих безбожных книгах я впервые прочитал и про десять заповедей Моисея, и много чего другого.
Я поделился этими воспоминаниями для того, чтобы стало понятно: у меня к Иуде непростое отношение. Нет, Иуда, конечно, «беззаконный и злоименитый искариот», «сребролюбием недуговав омрачашеся, беззаконным судиям Тебе праведного Судию предает», и нам надо бежать его «несытыя души», но почему-то именно через него Господь впервые постучал в мое сердце.
Миссия предначертана
В Новом Завете Иисус не раз говорит, что Сын человеческий будет предан, распят, но после смерти на третий день воскреснет (Мф. 17:22-23). Именно в этом был и смысл миссии Спасителя: через крестные страдания искупить грехи человеческие. Не случилось бы предательства – не было бы и Голгофы. Сергей Михайлов, автор книги «Иуда Искариот – предатель или святой», считает, что апостолы не вняли словам Христа. Единственным, по его мнению, кто смог исполнить предначертанное Христом, был Иуда. Он искренне поверил Учителю и не предал забвению ни единого слова из его пророчеств. Согласно гипотезе Михайлова, вера и толкнула Иуду на так называемое «предательство».
Первый революционер
В своей реконструкции судьбоносного для всего Христианства эпизода английский писатель Томас де Квинси оправдывает Иуду, замечая, что он своим предательством хотел побудить Христа к более активным действиям в отношении врагов. Иуда в этой концепции своего рода революционер, толкавший себя и своих соратников на большие свершения.
Похожая версия излагается в протестантской библеистике: в ней Иуда Искариот – разочаровавшийся ученик, в отчаянии решивший погубить несостоявшегося религиозного и политического лидера. Еще одна трактовка объясняет Иудино предательство, как попытку избежать гонений, которым, по его мнению, должны были неминуемо подвергнуться в будущем апостолы.
Экранизации
На заре кинематографа первым примерил образ Иуды американец Фрэнк Гейлор в фильме «Игра страсти Обераммергау». Затем последовала череда экранизаций на тему жизни Христа, в которой ярким пятном стала картина «Царь Царей» (1961) режиссера Николаса Рэя. Роль апостола под номером 12 досталась Рипу Торну.
Карл Андерсон в роли Иуды
Критики по достоинству оценили киноинтерпретацию мюзикла «Иисус Христос — суперзвезда». Канадец Норман Джуисон снял одноименный фильм в форме спектакля, где предателя сыграл Карл Андерсон.
В Иуду Искариота перевоплощались актеры Ежи Зельник, Иэн Макшейн, Харви Кейтель, Джерард Батлер. Поразительной картиной признан фильм «Страсти Христовы» (2004) в авторстве Мела Гибсона, где Иуду блестяще изобразил Лука Лионелло. Последним на экран в облике Христова предателя вышел Джо Редден – в 2014 году в прокат поступила лента «Сын Божий».
Игорь Верник в роли Иуды
В России под гримом Иуды скрывались два актера, и оба – в постановках романа «Мастер и Маргарита». В 1994 году Юрий Кара снял фильм по мотивам произведения Михаила Булгакова, однако он дошел до зрителя только в 2011 году. На роль Иуды режиссер пригласил Игоря Верника.
Дмитрий Нагиев в роли Иуды
В 2005 году на телевидении состоялась премьера «Мастера и Маргариты» от Владимира Бортко. В этой ленте зрители наслаждались игрой Дмитрия Нагиева, который убедительно изобразил евангелистского предателя.
Предательство Иуды Искариота: библейская история
Решившись на предательство, Иуда узнал в храме, в какую цену синедрион готов оценить его вероломство. Он получил 30 сребреников, на которые можно было приобрести земельный участок в Иерусалиме.
Джотто ди Бондоне. Иуда, получающий плату за предательство
В тот же день состоялась Тайная вечеря, на которой Иисус сказал предателю:
А потом Христос отправился в Гефсиманский сад. А Иуда, как стемнело, привёл туда римскую стражу и дал им знать, кого арестовывать, посредством поцелуя — так евреи приветствовали и желали друг другу мира.
Николай Николаевич Ге (1831–1894) Тайная вечеря
По мнению богослова Феофилакта Болгарского, условный знак понадобился, чтобы воины в темноте не арестовали по ошибке кого-то из учеников.
Почему предал
Библейская точка зрения такова: Иуда предал Иисуса из-за того, что подворовывал, а также под воздействием сатаны.
Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.
Ин. 12:6
Библеист А.П. Лопухин приводит интересный факт: более точный перевод слова «носил» в этом стихе — «уносил», то есть тайком забирал часть средств себе.
Почему же, зная слабость ученика, Иисус назначил его ответственным за денежный ящик? Наверняка, со стороны Иисуса это было актом доверия.
Но такое доверие не имело благоприятных для Иуды последствий: слишком он уже привязался к деньгам и потому злоупотребил доверием Христа.
А.П. Лопухин «Толкование Библии»
Противоречивые сведения о мотивах предательства
В статье «Иуда предатель» М. Д. Муретов приводит доводы, отрицающие как жажду денег в качестве основной причины, так и влияние сатаны:
- Ему хватило всего 30 сребреников, от которых он избавился сразу после казни.
- Раз, по словам евангелистов, в Иуду вошёл сатана, значит, они сами не рассматривают жажду наживы как двигатель действий Иуды.
- Он не смог бы раскаяться по-настоящему, если бы оказался всего лишь марионеткой злой силы.
- Придя к иудейским священнослужителям, он винит себя, а не отговаривается одержимостью.
- Иисус говорил, что его предаст один из двенадцати, а не дьявол.
Низкий поступок Иуды объясняют по-разному:
- он был революционером и делал всё для возможное для низвержения римского владычества;
- его в качестве шпиона внедрили римляне или Каиафа;
- он усомнился в истинности христианского пути, перестал видеть в Учителе Мессию и разоблачил его как самозванца;
- он пожертвовал собой или предал по просьбе Христа;
- это было планом Создателя.
Многих смущает то, что Иуда как бы реализовал ветхозаветное пророчество:
Возникает дилемма: есть предсказание и тот, без кого оно бы не исполнилось. Если оно не исполнится, то пострадает репутация Бога. Если сбудется, то человек спасёт имя Бога, но совершит преступление. Кто он: грешник или святой?
Однако никакой дилеммы нет: Иуда не был слепым орудием в руках Всемогущего. Пророчество, о котором идёт речь, записал Давид. Его хлеб ел советник Ахитофел, принявший участие в восстании Авессалома, сына Давида.
Бог знал, что дьявол со времён Эдема старается сломить преданность праведников через родных. Сатана непременно использовал бы излюбленный приём, чтобы причинить боль Христу. Но Он был готов к тому, что Его предаст друг. Им мог быть и не Иуда, и даже не апостол — в Иисусе разочаровался не один ученик.
С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним.
(Ин. 6:66)
Но поддался именно Иуда.
И. Глазунов. Поцелуй Иуды
Пророчество Давида говорило не о предопределении, а о предвидении Бога. Это предупреждение, что дьявол и дальше будет пользоваться грязными болевыми приёмами, чтобы сломить непорочность святых людей.
То же касается и пророчества о 30 сребрениках, бывших платой за погибшего раба. Иисус знал, что его жизнь будет оценена не выше, чем жизнь раба. То, что Иуда согласился на такую цену, может говорить о желании унизить Учителя, разрушившего его надежды на получение министерской должности во всемирном мессианском Царстве. Жажда мести оказалась дороже денег.
Кровавые деньги
Сребреник (или шекель) во времена Христа был равен 4 динариям. По свидетельству евангелиста Матфея, 1 динарий это дневная плата работника на виноградных плантациях, соответственно чтобы получить 30 сребреников, нужно было отработать на винограднике 4 месяца.
Нередко сребреники Иуды отождествляются с финикийскими тетрадрахмами (весом в 14 грамм серебра), которые ходили в Иудее наравне с римскими и греческими монетами.
Что можно было купить на 30 сребреников? Это цена примерно 360 литров оливкового масла или 1800 литров зерна. Матфей нам сообщает, что после того, как раскаявшийся Иуда вернул первосвященникам свои 30 сребреников, те, не пожелав хранить запятнанные кровью деньги в храме, купили на них землю у горшечника для погребения странников (Мф.27:7).
« «Взять на понт»: что это значит на самом деле
Мотивы предательства: неканонические версии
Но в статье известного дореволюционного библеиста и патролога профессора Московской духовной академии М.Д. Муретова «Иуда предатель» (1905 г.) приводятся аргументы и против того, чтобы считать сребролюбие главным мотивом в поступке Иуды, и против того, что сатана управлял им за неимением у того своей воли. Сам же Митрофан Дмитриевич считал, что поступок Иуды, скорее, был связан с тем, что он разочаровался в учении Иисуса.
С конца XIX века появляется много неканонических версий, объясняющих поступок Иуды-предателя.
Многие отмечали, что прозвище Искариот могло быть не обязательно связано с местом, откуда был родом Иуда, но и происходить от искаженного греч. σικάριος («сикарий»; «вооруженный кинжалом»), как иногда называли зелотов — участников освободительной борьбы против римского владычества в Иудее. Например, С.С. Аверинцев в энциклопедии «Мифы народов мира» основным мотивом злодейского поступка Иуды называет «мучительную любовь к Христу и желание спровоцировать учеников и народ на решительные действия».
О том, что Иуда, будучи зелотом, пытался организовать бунт против Рима, писали многие, например, Борхес, правда, это была не единственная его версия в рассказе «Три версии предательства Иуды». Другая состояла в том, что все это было проявлением Божьей воли. Об этом же говорится в произведении Аркадия и Бориса Стругацких «Отягощенные злом, или Сорок лет спустя». Иуда представляется как нищий олигофрен, прибившийся к компании Христа и полюбивший последнего.
Христос, попав в Иерусалим, чуть не затерялся среди лжепророков и разных «учителей», и единственным вариантом выделиться и привлечь к себе людей для него была мученическая смерть. Христос дает четкие инструкции дурачку Иуде, куда идти и что говорить, который делает это, не понимая значения своих действий.
Еще резче этот мотив выведен в позднем рассказе Юрия Нагибина «Любимый ученик». В нем Иуда не просто самый любимый из всех учеников, но единственный посвященный во все тайны, и именно ему Христос открывает, что должно ему совершить предательство, дабы состоялось спасение мира.
Все помнят, что у М. Булгакова в «Мастере и Маргарите» Иуда – тайный агент Рима и предает Иисуса он как раз из-за денег, чтобы увезти свою возлюбленную, но Низа бросает его, и тогда ему ничего не остается, как удавиться. Похожую версию про Иуду как двойного агента Рима мы находим в романе Кирилла Еськова «Евангелие от Афрания».
Можно было бы назвать и других авторов, которые так или иначе думали над поступком Иуды, но я еще немного остановлюсь на, может быть, самом важном для нашего разговора произведении — повести Леонида Андреева «Иуда Искариотский» (1907), которую он считал вершиной своего творчества. Повесть Леонида Андреева, в отличие от многих затрагивающих эту тему, не дает однозначных ответов
Сам автор об этом высказался следующим образом: «Как всегда, я только ставлю вопросы, но ответы на них не даю…» Среди мотивов поступка Иуды, по Андрееву, можно выделить следующие.
Во-первых, одиночество Иуды, его презираемость всеми, другими учениками и даже Самим Иисусом. Что рождается в душе человека, на которого никто не обращает внимания, до которого никому нет дела, расписывать не надо. А если этот человек еще безмерно самолюбив и горд? Впрочем, это уже второй мотив. Гордыня, зависть, обида порождают стремление Иуды доказать, что именно он больше всех любит Иисуса. Как поведут себя Его ученики, которые на словах горазды доказывать свою любовь и преданность, в час настоящего испытания? Эту проверку Иуда и устраивает им всем
И, наконец, третье и, может быть, самое важное для Андреева, который сам был по натуре мятежник и бунтарь
Иуда своим «экспериментом-предательством» хочет как бы проверить, что «есть человек, что Ты помнишь его» (Пс. 8:5)? Кто лучше знает людей: Иисус, с Его верой в лучшее в человеке, или Иуда, с его убеждением, что в душе каждого человека — “всякая неправда, мерзость и ложь”, даже в душе доброго человека, если ее хорошенько поскрести? Кто победит в этом негласном споре Добра и Зла, т.е
каким будет исход “эксперимента”, поставленного Иудой? Важно иметь в виду, что Иуда в повести Л. Андреева хочет не доказать, а проверить свою правду
Популярное за 7 дней
Спецпроект портала «Православная жизнь»: О гонимых братьях наших помолимся
21.04.23 23:43
Как правильно готовиться к причащению Тела и Крови Христовых на Светлую седмицу
19.04.23 20:27
Обычай оставлять еду на могиле покойного – это язычество?
26.04.23 09:32
Как перестать раздражаться?
21.04.23 19:24
Радоница. Смысл поминовения и советы святых, как молиться
25.04.23 12:16
Так когда же «время жить и время умирать» и что надо спасать в тяжкие дни. Часть 2
20.04.23 10:48
День за днем. Священномученик Сергий Родаковский. 21 апреля
21.04.23 08:30
Какое значение имеет возглас «Христос Воскресе»?
20.04.23 10:26
Митр
Антоний (Паканич): Зачем молиться об усопших
24.04.23 13:27
Почему жизненно важно, и особенно сейчас, читать святоотеческую литературу?
24.04.23 10:04
Иуда Искариот: история, жизнеописание
На улицах Иерусалима шла подготовка к Пасхе. Верующие съезжались из других городов, приходили с Генисаретского озера, с горы Кармил, из Хеврона, Весавии… В этот день много лет назад народ Израиля был спасен. Освобожден из египетского рабства и получил в пользование Землю Обетованную. Обетованную — значит обещанную Богом, предназначенную. Точно так же народ Израиля ждал Мессию, Спасителя. И немногие знали, что Спаситель уже был на земле, более того, в самом Иерусалиме.
Иисус с двенадцатью учениками, среди которых был Иуда Искариот, выходец из провинции Иудея, бывший сборщик приношений, присоединившийся ко Христу, тоже собирался на празднование Пасхи. Спаситель призвал к себе учеников Фому и Филиппа. Он велел им пойти в город и следовать за человеком, который несет кувшин с водой. Человек с кувшином должен был войти в дом, ученики за ним. У хозяина дома следовало спросить «Учитель говорит: где комната, в которой Мне есть Пасху с учениками моими?». Спаситель обещал, что хозяин дома тут же покажет горницу, которую следовало приготовить ученикам. Так и случилось.
После захода солнца Иисус с учениками вошли в горницу. Спаситель препоясался полотенцем и стал омывать ноги своим ученикам. Это было удивительно, ведь обычно лишь слуги омывали ноги знатных и богатых людей.
Ученик Христа Петр воскликнул, что это он должен омыть ноги Христа, а не наоборот. Иисус же сказал, что дал пример, как людям должно поступать друг с другом.
Во время праздничной трапезы, где присутствовал также Иуда Искариот, ученики заверяла Спасителя в своей преданности. Они заметили, что Иисус огорчен: «Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». Каждому хотелось увериться, что это будет не он, ученики стали взволнованно спрашивать, но о них ли идет речь.
Господь сказал, что Он обмакнет кусок хлеба и подаст предателю. Обмакнув хлеб, Он подал его Иуде Искариоту со словами «Я знаю, что ты задумал. Что делаешь, делай скорее».
Предательство Иуды
Иисус предупредил учеников, что они сидят за последней совместной трапезой. Преломив, он дал ученикам хлеб со словами «Примите и ешьте… сие есть Тело Мое…». Потом он подал ученикам чашу с вином «Сие есть Кровь моя, за многих изливаемая во оставление грехов…». Так было установлено Таинство Евхаристии. Ученики передавали друг другу чашу и хлеб, ставшие Телом и Кровью Христа.
У Елеонской горы Иисус остановился: «Скоро сбудутся слова пророка: ‘Поражу пастыря, и рассеются овцы стада. То, что случится в эту ночь, вы не сможете понять и отречетесь от Меня’».
Ученик Христа Петр горячо возражал, но Иисус предрек, что и Петр отречется от Него трижды.
«Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя», — обещал Петр.
В прекрасном Гефсиманском саду у подножия Елеонской горы Иисус велел ученикам отдыхать, попросив лишь Петра, Иоанна и Иакова бодрствовать вместе с Ним. Душа Его тосковала о грядущих страданиях.
«Тот, кто предаст Меня уже здесь», — сказал Спаситель. Но никто из учеников еще не знал, что это будет Иуда Искариот.
Иуда знал, куда после празднования Пасхи направится Иисус с учениками. В Гефсиманский сад он явился с людьми первосвященника и старейшин. Они несли с собой оружие и факелы, чтобы арестовать «опасного преступника», но увидели кроткого Молящегося.
Увидев Иисуса, Иуда Искариот подошел к нему с поцелуем: «Радуйся, Равви!». Люди первосвященника схватили Учителя. Петр немедленно обнажил меч и отрезал ухо одному из воинов. Но Иисус остановил своего ученика: «Спрячь свой меч! Ибо все, взявшие меч, от меча и погибнут. Или думаешь, что Я не могу умолить Отца Моего, и Он не представит Мне легионы Ангелов?». Иисус поднял ухо и исцелил слугу первосвященника. Когда Иисуса повели в город, ученики в страхе бежали…
Иуда Искариот предал Христа за тридцать сребреников…
Узнав, что Его будут казнить, он горько пожалел о содеянном и вошел во дворец Каиафы, где собирался синедрион. Он бросил деньги: «согрешил я, предав кровь невинную!», но было слишком поздно. Не выдержав тяжести содеянного, Иуда повесился.
Как умер Иуда Искариот, в каком году
Папий уточняет, что верёвка не выдержала веса самоубийцы и он упал. Также существует гипотеза, что он скончался уже в преклонном возрасте от таинственного недуга (раздулся до невероятных размеров).
Самоубийство Иуды Искариота. Рельеф капители собора Сен-Лазар в Отёне, Франция. 1125–1135 гг.
Есть версия и об убийстве, основанная на описанных повреждениях тела Иуды. Упор делается на то, что даже при падении с высоты травмы были б иными. А значит, Иуду кто-то пырнул в живот ножом, раз внутренности выпали наружу. Этот сомнительный подвиг присваивается Петру — так он отомстил за Иисуса. Конечно, данная версия явно противоречит евангельской истине. Почему-то критики Евангелия не рассматривают возможность того, что Иуда мог повеситься над зубчатыми скалами, где было много острых камней.
Иуда Искариот в литературе
В разные века писатели и поэты пытались описать библейские события, включая в сюжет Иуду. Примеры:
- Данте Алигьери, «Божественная комедия» начала XIV века. Это произведение философское, политическое. Одна из мыслей автора – деньги являются злом. В поэме Данте упоминает Иуду, который вместе с другими предателями: Брутом, Кассием находится в пасти Люцифера, потому как за его проступки его даже нельзя поместить ни в один круг ада.
- Леонид Андреев (XIX век), повесть «Иуда Искариот». Автор изображает Иуду вначале лишенным жадности, но вором и лжецом. Герой получился безобразный внешне, хилый, отверженный. В то же время он – бунтарь в стремлении узнать цену другим. Своим поступком он, в том числе, хочет увидеть, как поведут себя апостолы, которые так любят Христа и любимы им. Андреевский Иуда любил Учителя и хотел изменить мир вместе с ним. В центре произведения – не предательство Иуды, а предпосылки этого события.
Разумеется, произведений литературы с участием Искариота много, как за рубежом, так и в России.