Противоречия в Евразийском Таможенном Союзе
Когда таможенный союз создавался, у держав, подписавших договор, экономическое положение было примерно одинаковым. Но спустя почти 10 лет ситуация несколько поменялась.
Когда был СССР, каждому государству было отведено определённое место в союзной экономике. За каждой державой была «закреплена» обязанность лидерства в определённой отрасли экономики. После распада каждая страна испытала «стресс» — пришлось вливаться в мировую экономику.
Когда было принято решение о создании единого союза, единственное, что объединяло будущих членов – географическое положение. Державы находятся в близком соседстве друг с другом, что упрощает перевозку товаров. По остальным показателям взаимные интересы полностью отсутствовали. Но нашлись такие вопросы, которые требовали совместного решения. Товарам был нужен российский рынок сбыта, а Россия нуждалась в этих товарах.
Иногда главам держав участниц Союза приходится идти на компромисс, потому что Россия занимает в нём лидирующее положение. Но пока не наблюдается единого мнения. Пример тому – «продовольственная война» между Россией и Белоруссией. Полная картина относительно того, не зря ли создавался союз, будет ясна, когда все государства будут беспрекословно соблюдать нормы подписанных договоров.
Список стран-участников Таможенного союза в 2023 году
Кроме этого, известно о предложении включить в соглашение ТС Турцию.
Однако до настоящего момента не принято конкретных процедур для вступления этих государств в ряды Союза.
Отчетливо прослеживается, что функционирование Таможенного союза служит хорошим подспорьем для усиления экономических отношений стран, находящихся на территории бывших советских стран. Можно говорить также о том, что подход, установленный в соглашении странами-участниками, говорит о восстановлении утраченных связей в условиях современности. Таможенные пошлины распределяются с помощью единого механизма долевого распределения.
РоссияКазахстанБеларусьКыргызстанАрмения 85,33%7,11%4,55%1,9%1,11% Учитывая эту информацию, можно заявить, что Таможенный союз, каким его знаем сегодня, служит серьезным инструментом для экономического объединения стран, состоящих в ЕАЭС.
Чтобы понять, какова деятельность Таможенного союза, будет не лишним получить понимание о том, как он сформировался до своего сегодняшнего состояния.
Страны, входящие в Евразийский экономический союз
Таможенный союз — организация, которая обладает правосубъектностью, полученной согласно договору об экономическом союзе государств Евразии.
Документ был подписан 29.05.2014. Участники Таможенного союзаСоздание Союза направлено на то, чтобы обеспечить решение следующих вопросов:
- Помочь скоординировать, согласовать, выработать единую политику относительно всех отраслей экономики.Обеспечить свободное движение как рабочей силы, так и финансов, услуг, товаров.
В настоящее время участниками ТС являются следующие государства:
- Россия,Кыргызстан,Казахстан,Армения,Беларусь.
Также Тунис, Сирия и Турция заявили, что они намерены войти в состав ТС. Но пока что для этого названые страны не предприняли никаких конкретных шагов.
Лучше понять предпосылки и цели создания ТС поможет эволюция процесса.Первый договор, который и стал основой создания Союза, был подписан Беларусью, Казахстаном и Россией в 1995 году.
Направления и условия
Создавая Таможенный союз, страны провозгласили главной целью социально-экономический прогресс. В перспективе это предполагает увеличение товарооборота и услуг, которые производятся хозяйственными субъектами. Увеличение продаж первоначально предполагалось непосредственно в пространстве самого ТС за счет следующих условий:
- Упразднение таможенных процедур внутри Союза, что должно было сделать производимую в рамках единого пространства продукцию более привлекательной, за счет отмены пошлин.
- Наращивание товарооборота с помощью отмены таможенного контроля на внутренних границах.
- Принятие единых требований и интеграция стандартов безопасности.
Таможенный союз ЕАЭС
Единый Таможенный союз в том виде, в каком он был основан в 1995 году Россией, Казахстаном и Белоруссией, явился по сути первой успешной попыткой создать хоть какое-то объединение постсоветских стран после нескольких провальных. Залог успеха заключался в том, что при его учреждении были оставлены претензии на глобальное экономическое объединение. Осталась лишь базовая идея “торговли без границ”, которая позднее оформилась в принцип четырех свобод: торговли, рабочей силы, капитала и услуг. На территории Таможенного союза в первую очередь были отменены таможенные пошлины. Это и послужило толчком к развитию безбарьерных торговых отношений.
Изначально членство в Евразийском экономическом сообществе, предшественнике ЕАЭС, не означало обязательное участие в Таможенном союзе. С 2015 года все изменилось: после создания Евразийского экономического союза страны, входящие в его состав, автоматически принадлежат и к ТС.
Евроазиатский экономический союз
Объединение государств в единое экономическое пространство преследовало фактически одну глобальную цель — укрепление экономики. Она складывалась из ряда преимуществ, которые получили члены Таможенного союза:
- единая форма контроля за качеством;
- уменьшение себестоимость товаров за счет упразднения таможенных пошлин;
- усиление конкурентоспособности товаров Таможенного союза;
- увеличение покупательского спроса за счет расширения рынка сбыта;
- общий рынок труда, уравнивающий права трудовых мигрантов с гражданами страны.
В технических регламентах Таможенного союза (в перечне, утвержденном 2 апреля 2019 года, их перечислено 47) закреплены нормы безопасности для продовольственных и иных товаров, механизмов, услуг, сооружений и т.д, действующие на территории всех государств ЕАЭС. Эти документы охватывают широкий спектр областей применения. Есть, например, технический регламент “О безопасности аттракционов”, “О требованиях к минеральным удобрениям”, “Об ограничении применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники”.
На таможенной территории ЕАЭС по максимуму устранены барьеры, мешающие свободной торговле между государствами. Но есть и изъятые товары, на которые определенные ограничения все же действуют.
Заседание ЕАЭС
Между государствами Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан, Кыргызская республика и Армения) нередко возникают противоречия, вызванные разногласиями из-за ввоза некоторых товаров и оборота энергоресурсов. Еще одна важная причина конфликтов — неравномерное распределение сумм ввозных таможенных пошлин на территории ЕАЭС. Математика такова: в бюджет России перечисляется 85,33 %, Казахстана — 7,11 %, Белоруссии — 4,55 %, Киргизии — 1,9 %, Армении — 1,11 %.
В 2023 году на Таможенный союз оказывают полномасштабное влияние актуальные геополитические факторы:
- санкции против России;
- конфликт с Украиной;
- ближневосточные кризисы.
Роль Евразийского таможенного союза на мировой сцене стала за последнее время более заметной. Вызвано это и реформированием, и выполнением перечня основных задач, которые задекларированы в программных документах организации. Однако противоречия между странами-участниками остаются, а политическая обстановка не способствует уверенности в завтрашнем дне. Это отпугивает как инвесторов, так и потенциальных партнеров. Сложно пока говорить о перспективах усиления значимости Союза в масштабах мировой экономики.
Есть и критически настроенные эксперты, утверждающие, что Таможенный союз для России “идеологическая игрушка”, не имеющая реальной ценности для других членов.
Противоречия в евразийском Таможенном союзе
Таможенный союз 2022 года не так прост, как это кажется. Между странами, его участниками периодически возникают противоречия, которые являются естественной частью переговорного процесса.
Таможенный союз ЕАЭС – это объединение нескольких государств. Поэтому установление лучших условий для одного государства неминуемо захватывает интересы другого.
Проблемы выражались в том, что таможенные пошлины распределялись неравномерно. К примеру, с 2020 года доля Российской Федерации составила 85,26%.
В 2010 году Белоруссия увеличила тарифы, сопровождающие ввоз в страну машин, позже ввела сертификацию продукции, выпускаемой легкой промышленностью (она стала не добровольной, а обязательной).
В 2014 году был запрет на поставки в РФ мяса из Белоруссии. В 2019 году был конфликт по поводу остановки продажи нефтяного сырья в Белоруссию из РФ.
Развитие противоречий происходит по причинам, которые приходят извне. На их появление влияют санкции по отношению к Российской федерации, которые предлагают США и Европейский союз, ближневосточный и украинский кризисы.
Санкции по отношению к России
Наличие подобных противоречий только укрепляет позицию ЕАЭС, заставляя ее членов искать пути выхода из сложившейся ситуации. Это выражается в упрощении ряда бюрократических процедур, улучшении качества товаров, увеличении товарооборота. Таким образом, в противовес санкциям, ЕАЭС активно развивается, достигая целей, ради которых он и был создан.
[править] Органы управления
Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС) — высший орган Союза, в состав которого входят президенты государств-членов Союза. Высший совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Союза, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей Союза. Решения и распоряжения Высшего совета принимаются консенсусом.
Евразийский межправительственный экономический совет — орган, в состав которого входят главы правительств государств-членов. Межправительственный совет обеспечивает реализацию и контроль за исполнением Договора о ЕАЭС, международных договоров в рамках Союза и решений Высшего совета; рассматривает по предложению Совета Комиссии вопросы, по которым не достигнут консенсус; дает поручения Комиссии, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные Договором о ЕАЭС и международными договорами в рамках Союза.
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза. Комиссия состоит из Совета и Коллегии. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Союза. Комиссия принимает решения, имеющие нормативно-правовой характер и обязательные для государств — членов, распоряжения, имеющие организационно-распорядительный характер, и рекомендации, не имеющие обязательного характера. Решения, распоряжения и рекомендации Совета Евразийской экономической комиссии принимаются консенсусом. Решения, распоряжения и рекомендации Коллегии ЕЭК принимаются квалифицированным большинством (2/3 голосов от общего числа членов Коллегии) или консенсусом (по чувствительным вопросам, перечень которых определяет ВЕЭС). Комиссия располагается в Москве.
Суд Союза — судебный орган Союза, обеспечивающий применение государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках Союза. Целью деятельности Суда является обеспечение единообразного применения государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС, международных договоров в рамках Союза, международных договоров Союза с третьей стороной и решений органов Союза. Суд рассматривает споры, возникающие по вопросам реализации Договора о ЕАЭС, международных договоров в рамках Союза и (или) решений органов Союза по заявлению государства-члена либо по заявлению хозяйствующего субъекта. По результатам рассмотрения споров по заявлению государства — члена Суд выносит решение, обязательное для исполнения сторонами спора. По результатам рассмотрения споров по заявлению хозяйствующего субъекта Суд выносит решение, обязательное для исполнения Комиссией. Суд ЕАЭС располагается в Минске.
Мнения экспертов
Список стран Таможенного союза в ближайшее время может пополниться еще несколькими государствами, но, как утверждают эксперты, чтобы был заметен полноценный рост и влияние на западные аналогичные союзы по типу ЕС (Европейского Союза), необходима большая работа и расширение организации. В любом случае рубль не сможет стать альтернативой евро или доллару еще долгое время, а влияние недавних санкций наглядно показало, как может работать западная политика в угоду своим интересам, и что при этом ни сама Россия, ни целый Союз фактически ничего не могут с этим сделать. А что касается конкретно Казахстана и Белоруссии, то конфликт на Украине показал, что они не станут отказываться от своей выгоды в угоду России. Тенге, кстати, тоже сильно упал из-за падения рубля. А по многим вопросам Россия остается главным конкурентом Казахстана и Белоруссии. Впрочем, на данный момент создание Союза является адекватным и единственно правильным решением, способным помочь хоть как-то укрепить отношения между государствами в случае дальнейшего давления Запада на Россию.
Теперь известно, какие страны в Таможенном союзе больше заинтересованы в его создании. Несмотря на то что еще на этапе своего возникновения его постоянно преследовали всевозможные проблемы, совместные скоординированные действия всех членов Союза позволяют максимально быстро решать их, что дает возможность с оптимизмом смотреть в будущее и надеяться на скорое развитие экономик всех государств, участвующих в этом договоре.
Источник
Члены
В 2020 году Таможенный союз состоит из следующих членов ЕАЭС:
- Республика Армения (с 2020 г.);
- Республика Беларусь (с 2010 г.);
- Республика Казахстан (с 2010 г.);
- Кыргызская Республика (с 2020 г.);
- Российская Федерация (с 2010 г.).
Желание стать участником этого соглашения озвучено Сирией и Тунисом. Кроме этого, известно о предложении включить в соглашение ТС Турцию. Однако до настоящего момента не принято конкретных процедур для вступления этих государств в ряды Союза.
Отчетливо прослеживается, что функционирование Таможенного союза служит хорошим подспорьем для усиления экономических отношений стран, находящихся на территории бывших советских стран. Можно говорить также о том, что подход, установленный в соглашении странами-участниками, говорит о восстановлении утраченных связей в условиях современности.
Таможенные пошлины распределяются с помощью единого механизма долевого распределения.
Россия | Казахстан | Беларусь | Кыргызстан | Армения |
85,33% | 7,11% | 4,55% | 1,9% | 1,11% |
Учитывая эту информацию, можно заявить, что Таможенный союз, каким его знаем сегодня, служит серьезным инструментом для экономического объединения стран, состоящих в ЕАЭС.
https://youtube.com/watch?v=TDvn9mokJ7A
https://youtube.com/watch?v=t0ehX814zpA
Государства-наблюдатели ЕАЭС
На таможенной территории ЕАЭС действуют не только постоянные члены, а еще и наблюдатели. Кто входит в их состав?
Это Молдавия, она имеет этот статус в 14.05.2018 года. К наблюдателям относятся Узбекистан с 11.12.2020 года и Куба с 11.12.2020 года.
Страны наблюдатели в таможенном ЕАЭС сотрудничают с союзом, но уже на качественно новом уровне. Экономический суверенитет таких стране ничем не ограничен, суверенные полномочия органам ЕАЭС не передаются. Однако такие страны участвуют в заседаниях совета, присутствуя в них по приглашению действующих членов. Но принимать решения вместе с членами Таможенного союза они не имеют права.
Кишинев, столица Молдовы
Список стран ЕАЭС 2023
Как уже было сказано, членство в таможенном союзе априори означает принадлежность к ЕАЭС. Пять государств, входящих в его состав, пользуются всеми преференциями, ради которых и создавалась организация. Несмотря на все противоречия страны ЕАЭС продолжают укреплять внутренние связи и упрощать взаимодействие.
Россия
Флаг России
Является ключевым участником ЕАЭС. Причиной тому и географическое положение, и площадь (треть всей территории Евразии) и и традиционная роль лидера, консолидирующего вокруг себя страны, народы и нации. Вклад России во внешнюю торговлю ЕАЭС — 84,3%, во взаимный оборот по экспорту — 62,4%, а по импорту — 34,2%. Российская Федерация стояла у истоков и являлась инициатором учреждения ЕАЭС, являясь членом организации с момента её создания — 1 января 2015 года.
Кыргызская республика
Флаг Кыргызской республики
Гористая страна в Центральной Азии, столицей и крупнейшим городом которой является Бишкек. По если смотреть на хронологический порядок, это последний на сегодня участник, вступивший в ЕАЭС 8 мая 2015 года.. Участие в этой экономической интеграции самым благотворным образом сказалось на инвестиционном климате на территории республики.
Казахстан
Флаг Казахстана в Астане
Государство, расположенное в центре материка, бОльшая часть которого находится в Азии, а меньшая — в Европе, со столицей в Астане. Вместе с Россией и Белоруссией состоит в ЕАЭС со дня его основания 1 января 2015 года. Объем торговли Казахстана на общесоюзном рынке в 11 раз превышает внутриреспубликанский.
Белоруссия
Флаг Беларуси
Страна, находящаяся в Восточной Европе, чьей столицей и одновременно крупнейшим городом является Минск, в первый день 2015 года стала одной из трех изначальных стран-участниц ЕАЭС наряду с Россией и Казахстаном. В деятельности союза принимает весьма активное участие.
Армения
Флаг Армении
Присоединилась к ЕАЭС на один день позже трех стран-“первопроходцев”, 2 января. Государство расположено в Закавказье, на севере Передней Азии, его столица — Ереван. Вступление в Союз стимулировало развитие внешней торговли и привлекло поток инвестиций.
Цели ТС и их осуществление
Первая цель ТС касалась вопросов, связанных с увеличением рынков, где участники Союза могли бы сбывать производимые ими товары и услуги. Чтобы в первую очередь именно внутри него росли продажи.
Для этого предлагалось следующее:
- Отменить внутренние таможенные платежи. Благодаря этому могла бы возрасти ценовая привлекательность производимой странами — членами Союза продукции.
- Отменить таможенный контроль и оформление документов для перемещения продукции. Это помогало ускорить оборот товаров внутри Союза.
- Принять общие требования по ветеринарным стандартам безопасности и санитарно-эпидемиологическим вопросам. Получить это предлагалось на основе результатов совместных испытаний.
Данный договор содержит более 30 регламентов. Все они относятся к качеству услуг/товаров и их безопасности. Причем сертификат, выданный одной страной — участницей Союза, остается действенным и в других государствах, входящих в его состав.
Следующие цели ТС:
- Создать все условия, чтобы страны — участницы Союза могли в первую очередь реализовывать собственную продукцию.
- Защитить внутренний рынок ТС.
К сожалению, по перечисленным пунктам на сегодняшний день между государствами не достигнуто взаимопонимание. Каждое из них относительно развития производства имеет свои приоритеты и намерено в первую очередь защищать свои интересы, а не заботиться о производстве соседей. Из-за этого и страдают как предприятия-импортеры, так и население.
Преимущества ТС
К сожалению, на данный момент еще нельзя сказать, что ТС достиг тех целей, которые были задекларированы при его создании. К таким выводам подводит тот факт, что происходит падение товарооборота между странами-участницами.
Но не наблюдается и ее падения. Более того, если бы Таможенный союз не был заключен, ситуация оказалась намного сложнее из-за кризисных явлений во всех странах ТС. Участие на внутрисоюзном рынке дает определенные преимущества.
Доли таможенных пошлин распределены следующим образом (показатели в списке даны от общей суммы в процентах):
- Россия — 85,3.
- Казахстан — 7,1.
- Беларусь — 4,59.
- Кыргызстан — 1,9.
- Армения — 1,11.
Больше всего преимуществ в таможенных пошлинах, кроме России, имеют Казахстан и Беларусь. Так, благодаря действующим соглашениям появилась возможность реализовать без выплаты пошлины выпущенные в Союзе автомобили.
Экономика и промышленность стран Евразийского экономического союза
Чтобы совершать промышленную сборку, в Беларуси на иностранные инвестиции были построены предприятия, на которых затем начали собирать из привезенных комплектов легковые авто. Ранее делать это было нерентабельно из-за того, что спрос граждан страны на автомобили данного класса невысокий.
Предпосылки
Необходимость создания некоего интеграционного экономического объединения на постсоветском пространстве возникла сразу же, как только это пространство стало постсоветским. Во время существования СССР экономики союзных республик были сильно взаимозависимы. Во многих производственных циклах абсолютно нормальной была ситуация, когда деталь А делалась в одной союзной республике, деталь Б делалась в другой, а их итоговая сборка осуществлялась в третьей.
Естественно, во времена СССР с перемещением товаров и людей через границы республик не было никаких проблем. Но после распада Союза стало очевидно, что политический суверенитет и жёсткий таможенный контроль на границе — это, конечно, хорошо, но развитию внешней торговли и, как следствие, росту экономики не очень способствует.
Более того, крайне наглядной иллюстрацией этих размышлений было становление во второй половине ХХ века Европейского союза. То есть, давно уже независимые европейские государства осознали необходимость экономической интеграции и планомерно шли к ней долгие годы.
Поэтому, несмотря на популярный тренд политической независимости в начале 90-х, в экономике наоборот, царили интеграционные настроения. Впервые озвучил витавшую в воздухе мысль и использовал термин «Евразийский союз» Нурсултан Назарбаев, во время своего первого официального визита в РФ в 1994 году:
Назрела необходимость в переходе на качественно новый уровень взаимоотношений наших стран на основе нового межгосударственного объединения, сформированного на принципах добровольности и равноправия. Таким объединением мог бы стать Евразийский союз. Он должен строиться на иных, чем СНГ, принципах, ибо основу нового объединения должны составить наднациональные органы, призванные решать две ключевых задачи: формирование единого экономического пространства и обеспечение совместной оборонной политики.
Также одним из немаловажных факторов является создание в 1995 году Всемирной торговой организации (ВТО). Это событие на ближайшие несколько лет определило информационную повестку дискуссий о евразийской интеграции, обозначив вступление в ВТО как Большую Цель, к которой должна двигаться каждая уважающая себя национальная экономика.
В этом смысле региональная экономическая интеграция с ближайшими соседями рассматривалась, как промежуточный этап ко вступлению в ВТО. Дело в том, что страна-кандидат на вступление в ВТО обязана была иметь определённую законодательную базу и развитые инструменты таможенного и экономического контроля. Это же было необходимо и для региональной интеграции. Соответственно, одной из целей евразийской экономической интеграции было развитие национальных законов и вышеупомянутых инструментов, приведение их к тому уровню, который необходим для вступления в ВТО.
[править] Зоны свободной торговли с участием ЕАЭС
По состоянию на ноябрь 2013 года, Таможенный союз (предшественник ЕАЭС) имел отношения свободной торговли с рядом государств СНГ, с Сербией и Черногорией.
Вьетнам
В конце мая 2015 года ЕАЭС и Вьетнам подписали Соглашение о свободной торговле. Соглашение предусматривает условия тарифной либерализации торговли товарами между государствами — членами ЕАЭС и Вьетнамом путем снижения или обнуления ставок ввозных таможенных пошлин на большинство товарных позиций. При этом стороны сохранят тарифную защиту на ряд наиболее чувствительных товарных позиций. Соглашение обеспечит соответствующий режим торговли для более чем 90 % товарных позиций, уточнил председатель коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Виктор Христенко. По половине обнуление пошлин происходит с момента вступления соглашения в силу, а для остальных — через непродолжительный переходный период.
5 октября 2016 года соглашение о ЗСТ вступило в силу.
Иран
Этапы формирования
Чтобы понять, какова деятельность Таможенного союза, будет не лишним получить понимание о том, как он сформировался до своего сегодняшнего состояния. Появление Таможенного союза изначально преподносилось как один из шагов в интеграции стран СНГ. Об этом было засвидетельствовано в договоре о создании экономического союза, подписанном еще 24 сентября 1993 года.
Поэтапно двигаясь к этой цели, в 1995 году, два государства (Россия и Беларусь) заключили между собой соглашение об утверждении Таможенного союза. Позднее Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан тоже вошли в эту группу.
Спустя более 10 лет, в 2007 году, Беларусь, Казахстан и Россия подписали пакт о соединении своих территорий в единый таможенный регион и утверждении Таможенного союза.
С целью конкретизации заключенных ранее соглашений с 2009 по 2010 годы заключены дополнительно более 40 договоров. Россия, Беларусь и Казахстан постановили, что, начиная с 2012 года, будет создан общий рынок благодаря объединению стран в единое экономическое пространство.
1 июля 2010 год заключен еще один важный договор, пустивший в ход работу Единого таможенного тарифа и Таможенного кодекса.
1 июля 2011 года аннулирован действующий таможенный контроль на границах между странами и установлены общие правила на границах с государствами, не состоящими в соглашении. До 2013 года формируются единые для участников соглашения законодательные нормы.
2014 – Республика Армения входит в состав Таможенного союза. 2015 – Республика Кыргызстан входит в состав Таможенного союза.
С 1 января 2020 года в силу вступил новый единый Таможенный Кодекс ЕАЭС. Он создан для автоматизации и упрощения ряда таможенных процессов.