Какова главная цель создания фильма?
Весной прошлого года возглавлявший на тот момент пост администратора NASA Джим Брайденстайн анонсировал съемки художественного фильма, который снимут прямо в космосе. Режиссером стал Даг Лайман, а главная роль досталась Тому Крузу. Как только в России узнали о планируемом старте отправки команды в октябре 2021 года, то поспешили подготовить свой проект. «Роскосмос» дал добро на реализацию этой смелой задумки — отправить непрофессионалов на МКС. В сентябре 2020 года уже было анонсировано, что снимать кино в космосе будет режиссер самого кассового в России и странах СНГ народного хита «Холоп».
Несмотря на то, что над американским боевиком Дага Лаймана работают NASA и передовая компания SpaceX, о полете съемочной группы до сих пор не сообщалось. Получается, Россия вновь без лишнего шума и пыли опередила в космической гонке США. Но нельзя не отметить и более высокую и благородную роль проекта — повышение престижа профессии космонавта. Отважные кинематографисты не только станут примером для молодежи, которая еще выбирает профессию, но и помогут собрать ценные сведения об этапах подготовки неприспособленных людей в космос. Ученые давно рассматривают возможность отправки на орбиту специалистов самых разных областей.
А есть что-то хорошее?
Все это звучит так, словно в фильме Клима Шипенко нет совсем ничего хорошего. На самом деле, есть. Прежде всего, надо сказать, что фильм снят красиво и с любовью. Особенно много интересных ракурсов было сделано при съемках на МКС, где Шипенко был и режиссером и оператором. Поэтому визуально фильм сделан качественно и притягательно, глаз радуется.
Кроме того, поскольку съемки были на борту реальной международной станции, а не на прототипе, созданном на Земле, то зрителю показывают внутрянку российского сегмента (конечно, на территорию других не пустили, не считая самого красивого места с масштабной панорамой на 360 градусов). Такую экскурсию в деталях редко можно увидеть (только если вы не фанат эфиров «Роскосмоса» и NASA, где члены экипажа станции часто показывают и рассказывают, как живут). Также интересно было понаблюдать за подготовкой героев в центре тренировок, где их измеряли, испытывали и раскручивали на центрифуге.
Главная заслуга «Вызова», пожалуй, — популяризация космоса, тех героев, которые сейчас несут вахту на МКС и продолжают раздвигать границы космического пространства. Циалковский, Королев, Леонов, Гагарин, Терешкова — перечислять имена совестких первооткрывателей и ученых можно долго, и их все знают. При этом мало кто знает имена тех, кто рискует своей жизнью сейчас, кто продолжает дело советстких мечтателей. Поэтому отдельно можно порадоваться за российских космонавтов, попробывавших себя еще и в роли актеров — Антона Шкаплерова, Олега Новицкого и Петра Дуброва — их имена теперь точно будут знать все.
К сожалению, последние минут 20 фильма нивелируют все позитивные моменты фильма. История слишком сильно заземляется, притупляется, забывая про суровое космическое пространство, и все сужается до довольно банальной (если не сказать разочаровывающей) финальной сцены, где космос упоминается вскольз, как третий лишний. И лента заканчивается в стиле обычной любовной драмы.
За два с половиной часа между героями фильма проскакивают душевные, даже в каком-то смысле философские, разговоры. В том числе они обсуждают вечный вопрос — зачем люди стремятся в космос, когда даже не Земле не способны решить свои проблемы? На выходе из зала невольно возникает похожий вопрос — зачем было лететь в космос, чтобы снять мелодраму? Конечно, ответ на этот вопрос понятен, ведь теперь мы оказались первыми в космической киногонке. Российская киноиндустрия совершила прорыв, представив настоящий эксперимент — незабываемый киноэкспириенс (зрители в зале даже фотографировали экран с видами космоса). И все же из головы не выходит мысль, что «Вызов» мог стать чем-то большим, чем просто красивым набором кадров с МКС и популяризатором космоса в массе.
Количество просмотров: 403
«Вызов» дан
Если кратко, то «Вызов» Клима Шипенко — фильм о чем угодно, только не о космосе. В ленте явно ощущается и влияние экшен-драмы «Гравитация» с Сандрой Буллок и более меланхоличной «Проксимы» с Евой Грин. Но при этом в «Вызове» космос не является действующим лицом, как было в других лентах. Здесь это просто интерьер, на фоне которого герои решают личные драмы, справляются с трагедиями и находят любовь. И усугубляет ситуацию еще слабый ритм развития сюжета, растягивающий хронометраж на два с половиной часа.
Проблема в том, что «Вызов» позиционировался, скорее, как лента о борьбе человека за жизнь в нечеловеческих условиях, по сути противостояние человека и космоса. Возможно, это пробел маркетинга, но в результате это сыграло злую шутку с фильмом, ожидания не оправдались. И в итоге перед нами местами мелодрама, местами производственная драма про медиков, местами психологическая драма, а иногда комедия абсурда (это в самом финале).
Это усугубляется и за счет атмосферы фильма, который никак не может определиться, кем он хочет быть — комедией, экшен-блокбастером или мелодрамой. Обилие шуток, причем далеко не самых остроумных, слишком большое, что не придает очарования, а наоборот утомляет. И совсем не спасает от медленного темпа развития сюжета.
Другое слабое место фильма — множество сюжетных линий, которые повисли в воздухе без какого-либо внятного объяснения. Как героиня справлялась с личной трагедией, и почему она до сих пор страдает? Как можно вылечиться от алкоголизма за неделю (и был ли там алкоголизм и почему?)? Что связывает главных героев? В конце концов, почему в космос полетела героиня Юлии Пересильд? Очень не хватает какого-то более вразумительного объяснения, чем фраза «просто она крутая».
Другая злая шутка из-за маркетиговой кампании — завышенные ожидания по поводу демонстрации космоса. Понятно, что в кинематографе есть свои условности жанра, и под этим предлогом можно на многое закрыть глаза. Но простите, как космонавт может позволить себе выбросить на МКС в сторону спиртовую салфетку, которая будет бороздить просторы станции в невесомости? Или героиня Пересильд, которая раскидывается то куртками, то медицинскими инструментами на станции. Конечно, сцена, где около ее лица крутится инструмент — впечатляющая, но если вы заявляете о первом в истории кино фильме, снятом в космосе, то, пожалуйста, хотя бы соблюдайте нормы адекватности. Иначе зрители могут подумать, что на МКС и впрямь себя так можно вести.
Кроме того, лично у меня большой вопрос — почему героиня Юлии Пересильд на МКС вечно с распущенными волосами. Во-первых, это неудобно. И женщины-космонавты/астронавты обычно заплетают их в хвост (посмотрите кадры с Анной Кикиной). Во-вторых, летающая вокруг лица копна волос визуально не шибко красит образ героини. В конце концов, можно было бы это показать в нескольких кадрах для подчеркивания невесомости, но не все же время.
Моя личная отдельная «любовь» — продакт-плейсмент в «Вызове». Я понимаю, что проект был очень дорогой, собирали деньги буквально по всей стране. Хорошо, проспонсировал вас банк «Тинькофф», но зачем же показывать абсурд, как героиня отправляет деньги с карты «Тинькофф» своей матери на Землю? Или помог вам «Мегафон», но зачем так топорно вставлять реплику, что в «Роскосмосе» ловит только «Мегафон». А еще Константин Эрнст, который в стиле Стэна Ли из Marvel, решил тоже оставить след в фильме не только спонсированием, но и упоминанием своего имени. Почему нельзя было сделать более гладко и естественно — вопрос повис в воздухе.
Пожалуй, самая незначительная претензия — к музыкальному сопровождению «Вызова». Весь фильм, до момента, как начали включать совесткие песни, меня не покидало ощущение, что композитор Сергей Черемисинов, написавший музыку, вдохновлялся Хансом Циммером. И это прекрасно, но вот только местами ощущение, что он не просто вдохновлялся, а еще и заимствовал куски из его саундтреков. Почему нельзя было сочинить что-то, пропитанное русской мелодичностью? Почему обязательно надо было вставить советские песни? Советское наследие, бесспорно, надо помнить, но о нем и так снято уже очень много фильмов (с соответствующей музыкой). Ради разнообразия можно было бы попросить Антона Беляева из Therr Maitz, он бы написал отличный трек. Или хотя бы сделал качественный ремикс на песню «Мы эхо».
Некуда лететь
Но дело не только в деньгах. Из-за кинопроекта пришлось перекроить всю программу полётов на Международную космическую станцию, срок службы которой по действующим соглашениям ограничен 2024 годом.
«До 2024 года планируется еще семь запусков корабля Союз к МКС. После этого у Роскосмоса никаких планов нет. И «Союз МС-20» можно не считать, на нем полетят космические туристы Юсаку Маэдзава и Йозо Хирано. И в качестве няньки с ними полетит российский космонавт Александр Мисуркин. Также можно не считать «Союз МС-25» — там тоже летят туристы с космонавтом Александром Скворцовым», — рассказал Инфо24 главный редактор журнала «Всё о космосе» Денис Альбин.
Денис Альбин
По его словам, судьба МКС после 2024 года — открытый вопрос, поскольку за много лет там накопилась масса проблем, которые всё никак не решатся. Возможно, станцию удастся поддерживать в рабочем состоянии ещё несколько лет, но не исключено, что придётся экстренно сводить её с орбиты.
Существует проект РОСС (Российская орбитальная служебная станция) — но это именно что проект, и до реализации ему ещё очень далеко, причём, зная все особенности отечественной космической отрасли, даже невозможно прикинуть, сколько конкретно.
Заходили разговоры и про пилотируемые полёты российских космонавтов к Луне, но буквально недавно генеральный конструктор РКК «Энергия» Владимир Соловьёв сообщил, что разработка сверхтяжёлой ракеты «Енисей» приостановлена по финансовым причинам. Выходит, что и этот проект откладывается на неопределённый срок.
Получается, космонавты, которые годами готовились к своему звёздному часу и имели шанс слетать на МКС хотя бы раз, лишились этого шанса из-за «актрисули» (как её стали называть неблагожелательные критики) Пересильд и прожектов Рогозина, не имеющих отношения к освоению космоса.
Почему именно Клим Шипенко
Клип Шипенко уже имел опыт работы над фильмом о космосе. Напомним, что в 2017 году он снял «Салют-7», который был удостоен премии «Ника» и «Золотой орел». В процессе создания Шипенко много общался с космонавтами, пополнял приобретенные в детстве и юности знания о космосе, ведь эта тема его интересовала всегда.
Фильм основан на реальных событиях, которые произошли в 1985 году. Орбитальная станция «Салют-7» неожиданно потеряла управление, и если бы ее не починили, могла упасть в любую точку земного шара, приведя к глобальным последствиям для науки, престижа страны, отношений с другими странами, а что самое главное — могла обернуться трагедией для людей. Тогда было решено отправить пилотируемый космический корабль «Союз Т-13» для стыковки с неуправляемым объектом и его починки.
Восстановить события режиссеру и сценаристам помогли настоящие герои, космонавты, осуществившие ту самую невероятную задачу, — Владимир Джанибеков и Виктор Савиных. Этот опыт и личная заинтересованность Клима Шипенко тематикой, вероятно, и стали решающими для выбора кандидатуры режиссера. Но ему еще предстояло пройти испытания и серьезное обследование. А также сбросить целых 10 килограмм веса.
Космонавты «в пролёте»
Почему именно Юлия Пересильд
На роль главной героини фильма о космосе претендовали 3 000 девушек. На первом этапе отсеяли тех, кто не смог убедить прочтением предложенного отрывка, на втором же предстоял намного более жесткий кастинг. Среди двадцатки лучших были далеко не только актрисы, но и представительницы самых разных профессий.
Медкомиссию не прошли еще несколько претенденток, как и тесты с вестибулярным аппаратом и тесты психологического характера. Оставшуюся пятерку, состоявшую из 4 актрис и пилота гражданской авиации, подвергли самым суровым испытаниям, которые проходят только настоящие космонавты.
В итоге к кастингу с режиссером допустили двух девушек — Юлию Пересильд и Алену Мордвинову. Клим Шипенко выбрал первую, а Алена стала дублером Юли.
Немного предыстории
История создания «Вызова» противоречивая, поскольку это не только кино. Лента неотрывно связана с судьбами непосредственно людей, занимающихся космосом в реальности. Ни для кого не секрет, что космонавты — люди, посвятившие всех себя идее изучения космических просторов. Чтобы оказаться в 350 км над Землей (а именно там находится МКС), им приходится большую часть своей жизни доказывать всем, что они пригодны для полетов не только интеллектуально, но и физически. А потом терпеливо ждать своей очереди в экипаж.
Фильм «Вызов» снимался при спонсорстве «Роскомоса», то есть в том числе и за бюджетные средства, а главное — в рамках федеральной космической программы полетов на МКС с уже ранее согласованным планом полетов. Ради съемок на международной станции для Клима Шипенко и Юлии Пересильд были выделены места на «Союзе». И это не могло не привести к изменению жизненных и рабочих перспектив одного российского космонавта — Андрея Бабкина, который 10 лет готовился к полету всей своей жизни (его сняли с полета, и он вряд ли когда-то полетит из-за возраста). Кроме того, из-за съемок был продлен срок пребывания на МКС тех исследователей, кто уже находился на станции (ведь «Союзы» не резиновые).
Нам никто так и не объяснит, почему нельзя было найти иной способ, чтобы и на елку залезть, и не ободрать одно место. И как бы не хотелось не сравнивать, но это неминуемо: другой не менее амбициозный проект Тома Круза, который тоже хотят снять в космосе, планируют сделать за счет частных вложений. А значит и астронавты NASA полетят, и сам пуленепробиваемый актер.
Еще одна больная точка «Вызова» — его предпремьерная маркетинговая кампания. Казалось бы, масштабный фильм с огромным бюджетом (более 1 млрд рублей) — почему не подготовить качественные промо и тизеры? Ответ тоже теряется в суете дней. В первом трейлере нам оставалось только гадать, о чем же будет фильм, ведь ролик по сути оказался бессодержательным.
И сами постеры, к сожалению, тоже не вызывали должного восторга. Как минимум возникал вопрос: а что «Вызов» — это фильм только про героиню Пересильд? Неужели тогда его нельзя было снять с меньшими затратами на Земле? Невольно напрашивается сравнение с другим нашумевшим блокбастером про космос — «Интерстеллар» Кристофера Нолана. У него был поистине звездный каст (Мэттью Макконахи, Энн Хэтэуэй, Мэтт Дэймон, Джессика Честейн, Тимоти Шаламе), но на главных постерах мы видим больше космоса, чем самих актеров.
А про слухи и интриги, касающиеся «потерянных» съемочных кадров и «проблем» Юлии Пересильд на борту станции — даже вспоминать не хочется. Если это была часть маркетинговой кампании для привлечения интереса, то жаль. Если же это были спекуляции недоброжелателей, которые утекли в массы, то тоже жаль.
Поэтому еще до премьеры фильма, несмотря на почетность и статусность, которую дарили слова о первом фильме, снятом в космосе, к проекту уже были вопросы. Каким же получился в итоге фильм?