Зачем люди вообще ездят?
Чтобы понять, почему делается тот или иной выбор, давайте разберёмся с тем, зачем люди вообще ездят.
Причина 1: поездки к родственникамЭто одна из самых массовых причин путешествовать в нашей стране вообще. Эти поездки имеют довольно чёткую цикличность, потому что вызваны совместным отмечанием дней рождения, встречами на Новый год и помощью родителям по их просьбе (например, присмотреть за домом и собакой, пока они едут в отпуск, или сделать что-то на участке). С точки зрения модели предсказаний они очень удобны для прогнозирования, потому что планируются заранее. Сами выезды бывают двух типов: основные длительные 1-2 недели, часто совмещаются с отпусками, делаются примерно пару раз в год. И бывают кратковременные на 2-4 дня (на выходные, отгулы на работе), эти случаются 2-3 раза в год в среднем. Маршрут регулярный, хорошо изучен пользователями: выбирают примерно одни и те же поезда, знают их время выезда-приезда и время пути
Это важно, но к обобщённой модели выбора поезда мы вернёмся чуть позже. Состав участников поездки может отличаться в зависимости от обстоятельств: самостоятельная поездка (помочь родителям, ненадолго погостить); с детьми («понянчить» внуков, оставить детей на каникулы); всей семьёй (провести семейный отпуск у родных)
Обратные билеты покупаются сразу редко, поскольку пассажиры знают особенности своих поездов, берут обратные уже на месте, когда разберутся с делами, то есть примерно за неделю до отправления. Эта модель поведения меняется, если пассажир хотя бы раз встречался с нехваткой самых экономичных мест в своём поезде.
От поезда такие путешественники ждут минимального комфорта и возможности доехать дёшево.
КомандировкиЭто вторая по важности причина путешествовать на поезде, и пассажиры этой группы очень сильно отличаются по поведению от привычных стереотипов. Обычно это люди, которые хотят работать в дороге (то есть пользуются связью, розетками, требовательны к тишине, стараются не путешествовать плацкартом)
Второй критерий — выспаться любой ценой перед прибытием, то есть много внимания уделяется времени приезда и комфорту сна. Командировочные очень любят обратные поезда, позволяющие продлить поездку на 1 день по документам, но по факту на час-два (время прибытия 00:10 смотрится отлично). Если в билет включено питание — это большой плюс для отчётности.
Командировки бывают плановые (горизонт две недели) и внезапные (нужно приехать как можно быстрее на место). По большей части это краткосрочные поездки, до недели, пик в районе 1-2 дней в зависимости от города.
Билеты редко покупаются заранее: за 5 дней — хороший результат, но чаще за 1-2 дня. С точки зрения модели предсказаний — это чаще всего регулярные поездки по трём-четырём городам. Пассажир раз за разом возвращается в «свои» точки или движется между ними одинаковыми маршрутами. Если едет группа коллег, билеты могут заказываться централизованно, каждый отдельный пассажир не влияет на процесс выбора. Но если кто-либо едет один, то это либо самостоятельный выбор, либо более сложная кастомизация.
Принцип покупки билета: самый дорогой из доступного по правилам внутри компании. То есть для каждой категории командировочных есть наборы тарифов при заказе. Для топ-менеджмента это может быть «только СВ и выше или бизнес-класс Сапсана», для перемещения линейных сотрудников — «самый дешёвый» или «самый быстрый не дороже такой-то суммы» и так далее. При этом чем более срочная командировка, тем выше вероятность, что правила разрешают брать билеты дороже. Покупают туда-обратно, так как программа обычно простроена заранее и никаких «сюрпризов» по датам не предусматривается + необходимо отчитываться перед бухгалтерией.
-
Радио 7 приложение не работает
-
С какого года ндс сдается электронно с приложениями 8 и 9
-
Приложение swiftkey factory settings xiaomi что это
-
Приложение vllo как пользоваться
- Можно ли и как переносить точку приложения силы в твердом теле
Если выбор с первого раза не вышел
Пассажир почти не сравнивает варианты, а постепенно «проваливается» от выбора транспорта к выбору места. Но если где-то есть блокировка «хорошего» решения, то он делает несколько шагов назад.
Если на направлении несколько поездов, то выбирается примерно похожий в том же ценовом диапазоне (но с рейтингом меньше). Ещё некоторые люди просто меняют даты поездки и смотрят тот же самый уже изученный поезд на соседние даты. Крайне редко человек меняет класс вагона: ведь если он изначально нацелился на плацкарт, то покупка купе будет восприниматься как «я мог купить в два раза дешевле, но не купил».
Как отсеивают поезда?
По простым принципам:
- Время в пути больше в полтора раза чем среднее.
- При прочих равных поезд должен стартовать со станции, откуда едет пассажир (люди любят заходить в ещё чистый поезд).
- Посмотреть финальное место назначения поезда: если город вызывает негативные ассоциации — готовы отказаться от покупки.
- Проверка количества мест, вот хорошая цитата: «Если вижу, что в плацкарте остаётся на весь состав всего пять билетов, то даже смотреть не буду, — раскидает всю семью по поезду, ловить там нечего. Буду смотреть поезд, где мест сильно больше» (женщина, 46-55, плацкарт).
- Цена участвует на каждом этапе выбора, но именно в отсеве выбираются поезда, где цена значительно отличается от предварительного прогноза стоимости билета или превышает в разы стоимость «соседних» билетов. Если ожидания не соответствуют реальности — пассажир возвращается к выбору транспорта.
Очень редко проверяется вся цена по поезду в личных поездках, но часто — в деловых:
«Я обычно езжу в купе, но если вижу, что цена на СВ снижена, — то почему бы не поехать на СВ с большим комфортом».
Полезные советы
Помните, что на весь процесс заполнения формы проездного талона у вас всего есть 10 минут. За это время предстоит успеть это сделать, иначе 14 полка будет снята с брони, и вам достанутся те места, которые как раз не хотелось.
После покупки электронного проездного талона, чтобы вас пропустили в купе, нужно либо сделать распечатку, либо загрузить файл в телефон.
На всякий случай, запишите номер купленного проездного талона. Как показывает практика, паспорта и информации о том, что у вас электронный билет, достаточно. У проводников на время посадки вся информация есть на руках.
Нужно знать, при выборе билета какой цвет в схеме поезда что обозначает:
Зная проверенный метод бронирования и покупки билетов на портале РЖД, можно с удовольствием путешествовать и не ждать сюрпризов, что вам попадутся «весёлые» попутчики либо полка возле туалета. Зрелищных и безопасных передвижений на ж/д транспорте!
Ближайшие месяцы — отличное время для путешествий на поезде по России. Прекрасные осенние пейзажи сочетаются с минимальными сезонными коэффициентами цен. Вот подборка советов, которые помогут сделать ваши поездки выгоднее, комфортнее и веселее.
ОАО «РЖД» изменило дизайн пассажирского проездного документа
В начале года пассажиры получат обновлённый билет на поезда дальнего следования. Дизайн проездного документа полностью переделан, и он стал более информативным и удобным.
Usability – популярный термин, обозначающий удобство использования того или иного прибора, сайта, книги или журнала для пользователя. Простой, интуитивно понятный дизайн представления информации – это продукт с высоким уровнем usability, такой, какой нужен его потребителям.
Со следующего года меняется дизайн билетов, купленных через интернет-сервисы или мобильное приложение. Бланки билетов, которые в кассе выдаёт АСУ «Экспресс», пока останутся без изменений.
Как сообщил на итоговом правлении ОАО «РЖД» заместитель генерального директора Дмитрий Пегов, новый дизайн электронного билета будет максимально понятным, функциональным и персонализированным.
Как рассказал «Гудку» один из разработчиков этого проекта, заместитель начальника Департамента пассажирских перевозок по цифровым сервисам Дмитрий Крюков, много пассажиров распечатывают эти билеты и пользуются их бумажными копиями. «Есть случаи, когда билет нужен, например, при официальном отчёте за поездку и предоставлении распечатки билета или скрина», – отметил он.
При подготовке нового дизайна железнодорожники проводили опросы. По их результатам выяснилось, что пассажирам нужно, чтобы в билетах ярче была выделена основная информация: время отправления и прибытия, номера поезда, вагона, места. Кроме того, некоторые сведения, которые могут сделать посадку удобнее, в сегодняшнем варианте и вовсе отсутствуют. Ведь очень удобно изначально знать, с головы или хвоста состава начинается нумерация вагонов и сколько времени предстоит провести в пути.
Теперь номер рейса и все главные для посадки сведения расположены в самом верху бланка и выделены таким крупным шрифтом, что их видно и на ходу, и на бегу.
«Билет также будет содержать информацию об адресе вокзала прибытия и ближайшей станции метро, если поездка начинается или заканчивается в городе, где метро есть. Мы намеревались и более понятно сообщить об услугах в вагоне – как бесплатных, так и платных, – говорит Дмитрий Крюков. – Кроме того, в билете появился новый блок, в котором есть вся информация об особенностях класса, в котором едет пассажир, о его обслуживании и наглядная схема размещения в вагоне».
Распечатанный бланк на стандартном листе A4 можно сложить по отмеченным сгибам на четыре части, и тогда он поместится в паспорт, впрочем, из-под обложки паспорта будет торчать корешок с информацией о номере поезда и вагона – её видно, даже не разворачивая билет.
Разработкой нового дизайна билетов занималась «Студия Артемия Лебедева», однако там «Гудку» сообщили, что студия не даёт комментариев о своих работах.
Предполагается, что изменение дизайна электронных билетов – это лишь первый этап. Билеты, приобретённые в кассах, тоже ждут преобразования.
«Мы хотели бы двигаться в сторону более личных билетов – например, с более крупным шрифтом для тех, кто уже в возрасте, или создать отдельный дизайн для детских билетов, – уточнил Дмитрий Крюков. – Надеемся, что нашим пассажирам понравятся те меры по улучшению каждого шага поездки, которые мы намечаем».
Яна Позолотчикова
Сергей Плетнёв
Как купить место рядом с розеткой?
К сожалению, нет 100% гарантии, что розетки будут работать, но вероятность велика. В купейных вагонах они располагаются между третьим (места 9,11,10,12) и четвертым (13,14,15,16) купе, а также между седьмым (25,26,27,28) и восьмым (29,30,31,32).
В плацкарте розетки есть около мест 5,7,8,9,29,30,31,32,41,42,59,60, а в также в конце вагона рядом с туалетом и мусорным ящиком.
С одной стороны, ехать возле розетки классно, так как удобно заряжать свой смартфон. Но в то же время это грозит круглосуточной беготней других пассажиров к вашему месту.
По возможности, стоит взять с собой в поездку тройник, чтобы одной розеткой могли пользоваться одновременно несколько людей. Также Pilot поможет защитить технику от перепадов напряжения. Но лучше забить на розетки в вагонах и возить с собой Power Bank.
Как выбирается место в вагоне
В плацкарте лучшие места, с точки зрения пассажиров, — середина вагона или близко к ней. Самыми плохими считаются места у туалетов, на боковых полках, в первом купе. Нижняя полка воспринимается как нечто доброе и приятное. Серьёзные колебания начинаются в тот момент, когда нужно выбрать между нижней боковой и верхней обычной.
При выборе места для пожилых пассажиров, в поездке с детьми или большим багажом нижняя полка становится куда более весомым фактором в выборе. Часто, если нижней полки нет, пассажиры возвращаются на выбор вагона, а оттуда — на выбор поезда.
Места в свободных на момент покупки купе занимают быстрее, чем в тех, где уже кто-то есть (за редким исключением купе, где первый пассажир определяет пол других пассажиров).
На двухэтажных поездах самые нелюбимые места пассажиров — верхние полки на втором этаже.
В сидячих вагонах оптимальный выбор — у окна, не в противоряд с другими пассажирами («не конкурировать ногами»), ближе к середине, лицом по направлению движения поезда.
СВ — выбирается любое место.
Когда едет семья или компания, всем важно оказаться в одном купе. Если на карте вагона есть розетки и их мало (не у каждого места), предпочтительнее места с розетками
Если на карте вагона есть розетки и их мало (не у каждого места), предпочтительнее места с розетками.
Как купить билет сразу в вагон-ресторан?
Пока такая возможность есть только в поездах «Сапсан», которые курсируют по маршруту Москва-Санкт-Петербург. Это довольно выгодное предложение, если не принимать в расчет вариант «взять с собой протеиновый батончик».
Например, билет в вагон эконом-класса «Сапсана» Москва-Санкт-Петербург стоит 1428 рублей, а билет в вагон-бистро (№5, 2Е) 3945 (точная цена зависит от даты и времени отправления). Но пассажиры последнего вагона могут заказать еды на 2000 рублей. Примеры цен:
Далеко не всем пассажирам нравится качество еды в вагонах-ресторанах. Лучше потратить эти деньги на нормальное кафе в Санкт-Петербурге.
Класс вагона
Сапсан, Ласточка — доехать быстро и удобно. Для деловой поездки — вариант быстрее самолёта (с учётом прибытия в центр города и отбытия из центра), и ещё можно работать в дороге. В самолёте лоукостеров с ушами, закрытыми коленями, не всегда так, да и многие на высоте чувствуют себя не очень.
Плацкарт — бюджетно доехать, сэкономить, требование безопасности, ностальгия по детству. Цитаты: «Ехать недолго, можно и потерпеть», «Всё для моего комфорта есть, всё остальное обеспечу сам», «Зачем тратиться на дорогу, если деньги можно потратить уже в поездке», «Кипит жизнь — не скучно ехать», «Безопасно — все у всех на виду». Плацкарт до сих пор воспринимается как базовый безопасный выбор, хотя перевозчики хотели бы видеть в этом месте купе.
Купе — комфорт, чувствовать себя успешным: «Если долго едешь, то лучше в комфорте», «Очень плохие воспоминания о поездках в плацкарте — неприятные запахи, торчащие ноги и др.», «Я могу позволить себе комфортные условия».
СВ — приватность и комфорт для жизни или работы. Цитаты: «Вышел в своей жизни на определённый уровень, не хочется уже другого», «Возможность комфортно поработать: мы и обсудить что-то можем, и созвониться по скайпу», «Это мой отдельный мир, никто не беспокоит», «Хочу, чтобы мой отдых начался уже в дороге».
Важную роль в выборе класса вагона играет та компания, с которой планируется поездка. Молодёжь склонна к плацкартам (купе на шесть человек для большой компании) и дешёвым билетам. С семьёй — хотят зачастую уединиться в купе. С маленькими детьми комфортнее купе.
Чем меньше расстояние до места (время в пути), тем с большим дискомфортом готовы мириться пассажиры в обмен на лучшую цену.
Практика выбора вагона как «отдельный шаг» ещё не осознаётся пользователями, но уже появляется чаще. Пользователи стараются выбрать самый свободный вагон. Потом смотрят на характеристики вагона и выбирают, какие условия важны, а какие можно потерпеть.
Есть слабое предпочтение к центру поезда (вагоны в середине воспринимаются как более безопасные и более «упорядоченные» из-за близости штабного).
«Я всегда выбираю 9-й вагон. Потому что там едет руководство поезда и косяков быть не может».
Некоторые считают, что в последнем вагоне любого поезда сильно трясёт:
«Любим вагоны посерёдке, начиная с 4-5, и не самый последний. Болтает, особенно если поезд полупустой. А в первом вагоне постоянно чем-то пахнет, может быть из-за работающей техники».
(жен., 25-35, сидячие)
Тренды
Пандемия COVID-19 резко повысила спрос на дистанционные цифровые способы коммуникации с клиентами. По подсчетам исследовательской компании 99Firms, выручка компаний электронной торговли за 2020 год стала рекордной и превысила 4,13 трлн долл. по всему миру. Развитие онлайн-продаж ускоряет вытеснение бумажных документов из коммерческого оборота. Затронет этот процесс и железнодорожный транспорт.
Одновременно среди самих цифровых платформ все большую популярность приобретает такой канал продаж и привлечения клиентов, как мобильные приложения. С одной стороны, именно с его помощью компаниям проще делать персонифицированные предложения, с другой – сами потребители, особенно моложе 35 лет, все реже пользуются сайтами.
Ранее РЖД, как и большинство компаний, внедряла многие пользовательские опции вначале на сайте компании, а потом добавляла их в мобильное приложение. Но функционал двух каналов связи стремительно унифицируется.
Пандемия COVID-19 резко повысила спрос на дистанционные цифровые способы коммуникации с клиентами
Как с помощью ж/д билетов получить скидку на коммунальные услуги?
Если в вашей квартире нет счетчиков и вся семья отсутствовала более 5 дней, то в течение месяца после возвращения из поездки можно подать заявление о перерасчете коммунальных услуг в компанию, которая вам их предоставляет. К нему надо приложить билеты туда и обратно (их можно заменить командировочным удостоверением, справкой из санатория, гостиничными чеками).
Да, это работает, в том числе и с электронными билетами. Скидка на коммунальные платежи во время путешествий реальна, наш главный редактор так делал дважды в прошлом году.
С 1 января 2017 года к такому заявлению должен прилагаться «Акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета».
Как потерять минимум денег в случае сдачи билета?
Сумма, которую возвращают при сдаче билетов, привязана ко времени:
а.) За 8 часов до отправления поезда: полная стоимость билета плюс полная стоимость плацкарты минус фиксированный сбор за возврат (192 руб. 70 коп.).
б.) Менее чем за 8 часов и более чем за 2 часа до отправления поезда: полная стоимость билета плюс 50% от стоимости плацкарты минус фиксированный сбор за возврат (192 руб. 70 коп.)
в.) Если до отправления остаётся менее 2 часов, вам вернут 100% стоимости билета, а вот всю стоимость плацкарты удержат (плюс сборы).
Какая часть от цены билета приходится на плацкарту – можно посмотреть в файле с информацией о заказе, который приходит на почту после покупки билета.
Если вы опоздали, сдавать билет лучше не более чем за три часа после отправления поезда. Если уложитесь в интервал от 3 до 12 часов, то для возврата денег необходимо будет написать претензионное заявление.
Для сдачи билетов в срок от 12 часов до 5 суток после отправления поезда к заявлению надо будет приложить справку от врача или прочее доказательство того, что опоздание произошло не по вашей вине.
Технология
Электронный билет
Электронный билет – это проездной документ, существующий только в цифровом виде. Первыми их внедряли авиакомпании. Уже в 2008 году переход на электронные билеты в отрасли завершился.
Распространение электронных билетов помогло перевозчикам оптимизировать расходы. По расчетам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), оформление каждого полетного сегмента (путешествия между двумя пунктами) обходилось в среднем в 10 долл. Кроме этого, бумажный документооборот в принципе затягивал оформление трансграничных перелетов.
Нововведение прижилось, и сегодня электронный билет применяют также на железнодорожном и автомобильном транспорте. Новый вид проездного документа позволил перевозчикам и посредникам нарастить долю продаж через цифровые каналы: сайты и мобильные приложения.
Покупка двух и более нижних мест онлайн
Выход из ситуации есть – нужно быстро приобрести друг за другом два билета. Только придётся сделать две распечатки с портала РЖД и получать проездной талон тоже придётся с тем человеком, для которого бронировали.
Чтобы приобрести две полки снизу, нужно действовать быстро и не затягивать приобретение надолго, ведь в это время кто-то другой может купить нужное вам место в желаемом купе.
Нечётные полки в поезде всегда снизу. К примеру, вам подходят 13 и 15. Они отмечены голубой полоской и, значит, нижние. А вот 14 и 16 – это верхние.
Открывая схему вагона, выбираете пустое купе, где свободные места выделены белым цветом. Бронируете одно место на верхней полке, к примеру, 14. Система предложит вам ввести все данные для приобретения проездного талона, это значит, что на 10 минут эта полка будет забронирована за вами, пока вы не оформите регистрацию на поезд. Просто и понятно, что система оставляет на некоторое время за вами бронь.
Теперь быстро возвращаемся в начало и выбираем 2 нужных нижних места в том купе – 13 и 15. Система вам выдаст их, потому что полка сверху временно забронирована за вами. Это все уловки и хитрости, которые помогут, казалось, в невозможной покупке.
Конкретный поезд
- Если есть знакомый поезд и он уже один раз устроил — сразу выбрать его.
- Посмотреть на вечерние поезда с максимальным захватом ночи в дороге.
- Но при этом прибывающий утром, чтобы не терять день, — выбирается оптимальный вариант с учётом этих двух требований.
- Не очень хорошими считаются поезда с прибытием поздно вечером, если планируются встречающие.
- Если едут с детьми: важен детский режим, чтобы дорога была менее стрессовой.
- Если едут в отпуск и предстоит размещение в отеле, — хотят приехать незадолго до момента начала заселения.
- Командировка — подстраиваются под расписание встреч и заселение в отель.
«Я смотрю время в пути, чтобы я комфортно легла и комфортно проснулась».
«Мне не важно: фирменный это поезд или нет — я в 2 часа ночи прибывать в город не буду». (жен., 25-35, сидячие)
(жен., 25-35, сидячие)
«Мне нужно, чтобы поезд приходил в Питер достаточно рано, — так как встречи по работе начнутся уже в 10:00, а мне нужно ещё заселиться в отель, подготовиться, настроиться».
Что получилось в итоге
И вот недавно при покупке билетов на сайте РЖД я стал получать новые бланки.
Вот, например, билет для поездки в купейном вагоне пассажирского поезда 678 сообщением Великие Луки – Петербург. К верхней части у меня нет претензий. Разве что – немного странно выглядит номер поезда без двух букв, но, в конце концов, буквенная информация не несет смысла для 99,9% пассажиров. В остальном – действительно, все отлично читается и ничего лишнего, даже название вокзала написали по-человечески, а не по-железнодорожному.
К нижней части билета вопросов больше. Формулировка про вещи, которые можно убрать вниз, вроде корректная, хотя я знаю, что многие предпочли бы, чтобы верхним пассажирам категорически запретили ставить что-либо вниз и не напоминали бы об этом.
Сидеть внизу уже тоже не предлагают.
Но вот пиктограммы про кондиционер, биотуалет и питание поначалу могут путать. Кажется, что раз они упоминаются, то они есть в вагоне. То, что они выделены неярким цветом и под ними стоит крестик, не читается как однозначное их отсутствие.
Когда хоть что-то из перечисленного присутствует, то это уже читается нормально. Вот другой пример:
Все то, что у меня вызывало сомнения после презентации билета – упоминание порядка нумерации вагонов, а также расположения мест по ходу или против хода поезда – ожидаемо убрали.
Вообще, изначально обещали размещать куда больше информации. Писать, например, есть ли в поезде вагон-ресторан, можно ли провозить животных, напоминать о наличии кипятка. Все это убрали.
Возвращаясь к расположению кресел по ходу или против хода движения. При покупке билетов на некоторые поезда (например, «Ласточки», «Сапсаны» и т.д.) пассажир видит информацию об этом на этапе выбора места на сайте РЖД.
Однако в бланке билета эта информация не нашла подтверждения. Вот как выглядит нижняя часть купона, выпущенная для поездки на «Ласточке».
Объяснить логически примечание о том, что в купе есть розетка, а в вагоне – кресло с регулировкой основания, я не могу. Очевидно, что в «Ласточке» нет никаких купе
Кроме того, обратите внимание на безликую пиктограмму с окном и столом (которого в эконом-классе «Ласточки» как раз нет). Хотя студия Лебедева разработала несколько десятков разных пиктограмм для разных вагонов и мест, применять нужную так и не научились
В итоговом бланке нового билета РЖД не применили многое из того, что анонсировала студия Лебедева. Однако, на мой взгляд, новый бланк все равно стал лучше предыдущего. Перевозчик должен научится использовать все возможности билета, которые заложили дизайнеры, а также убрать все то, что может запутать пассажира.