Как формируются тарифы ЖКХ
Нельзя путать тарифы и плату за ЖКХ.
Объем услуги измеряется приборами учета — счетчиками. Если их нет — по нормативам потребления ресурса, которые устанавливают власти региона.
Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации, собственник — главное звено в управлении жилищно-коммунальным фондом.
Жильцы решают, какая управляющая компания (УК) будет управлять домом, или же создают товарищество собственников жилья (ТСЖ). А УК и ТСЖ заключают договоры с поставщиками ресурсов и услуг от лица собственников.
Величину тарифа за жилищные услуги УК и ТСЖ согласовывают с самими жильцами на общем собрании собственников, а тарифы на коммунальные услуги регулируются государственными региональными органами.
На общегосударственном уровне тарифами занимаются Федеральная антимонопольная служба и Министерство экономического развития России. Они:
- контролируют тарифы ЖКХ;
- устанавливают предельные индексы ЖКХ;
- решают спорные ситуации в регионах при участии органов местного самоуправления и поставщиков услуг.
На региональном уровне тарифы рассчитываются и формируются госрегулятором по ценам и тарифам. Так, в Подмосковье тарифы устанавливает Комитет по ценам и тарифам Московской области, а нормативы — Министерство ЖКХ Московской области.
Тарифы на услуги ЖКХ по всей России индексируются ежегодно 1 июля. Обычно они повышаются на оптимальный, по мнению Банка России, уровень инфляции — 4%.
Однако цены ЖКУ в регионах России сильно различаются. Причина в том, что величину тарифа определяют не столько экономические факторы, сколько платежеспособность местного населения.
Тариф на газ формируется из оптовой цены на ресурс, платы за снабженческо-сбытовые услуги и специальной надбавки к тарифу на транспортировку по газораспределительным сетям. А на оптовую цену влияет ценовой пояс: чем ближе регион к месторождению, тем меньше стоимость кубометра.
Тариф на теплоснабжение формируется из расходов на производство и передачу тепловой энергии по тепловым сетям и сбытовых расходов поставляющей организации. Также на величину тарифов влияет способ производства тепла, инфляция, повышение стоимости сопутствующих услуг и цены на энергоресурсы: топливо и электроэнергию.
Тариф на электроснабжение формируется из затрат на производство электроэнергии, транспортировку и сбытовой надбавки — платы за работу компаний, которые покупают электрическую энергию у производителей, оплачивают транспортировку и продают.
С 1 января 2022 года начали действовать новые ГОСТы:
- ГОСТ 21027 – 2021 Системы электроэнергетические. Термины и определения;
- ГОСТ EN 15502 – 2‑1 – 2015 Котлы газовые для центрального отопления. Часть 2 – 1. Специальный стандарт для приборов типа C и приборов типа B2, B3 и B5 с номинальной тепловой мощностью 1000 кВт;
- ГОСТ Р 59375.1 – 2021 Конструкции для удаления дымовых газов. Требования к металлическим конструкциям для удаления дымовых газов. Часть 1. Строительные компоненты конструкций для удаления дымовых газов;
- ГОСТ Р 59386.1 – 2021 Водонагреватели со встроенными тепловыми насосами. Испытания и оценка рабочих характеристик. Часть 1. Водонагреватели со встроенными тепловыми насосами для горячего водоснабжения;
- ГОСТ Р 59386.2 – 2021 Водонагреватели со встроенными тепловыми насосами. Испытания и оценка рабочих характеристик. Часть 2. Водонагреватели со встроенными тепловыми насосами для отопления помещений;
- ГОСТ Р 59553 – 2021 Арматура трубопроводная. Краны шаровые из латуни. Общие технические условия;
- ГОСТ Р 59155 – 2020 Лифты. Технические условия;
- ГОСТ 34756 – 2021 Лифты. Основные параметры и размеры. Часть 1. Лифты для транспортирования людей или людей и грузов;
- ГОСТ 34758 – 2021 Лифты. Определение числа, параметров и размеров лифтов для зданий различного назначения.
Люди с небольшими доходами
По федеральному стандарту доля собственных расходов россиян на оплату ЖКХ не может превышать 22 процентов. Поэтому Правительство РФ еще в 2005 году приняло Постановление о субсидиях на оплату жилья и услуг в сфере ЖКХ.
В этом документе определено, что право на компенсации имеют все категории граждан независимо от вида жилого помещения и прав на него (наем или собственность). Главным поводом для выплаты субсидий является тот факт, что семья или человек, если живет один, платит более 22% от своего дохода за ЖКУ и жилье.
Единственное условие — чтобы не было задолженности по оплате коммунальных услуг. Сумма субсидии рассчитывается ежемесячно и зависит от размера оплаты за конкретное помещение, а также от размера региональных стандартов стоимости услуг ЖКХ. В каждом регионе они разные и устанавливаются местными органами власти.
На сколько и какие коммунальные услуги подорожают с 1 ноября 2022 года
Власти РФ приняли решение о том, чтобы уже с ноября поднять расценки на коммунальные услуги. Так, вырастут они примерно на 6 – 9%, поэтому уже вскоре гражданам РФ платить за такого рода услуги и возможности потребуется на целый порядок больше, нежели когда-либо раньше до этого самого момента.
Конкретный уровень подорожания будет зависеть не только от уровня благоустройства дома, но еще и от назначения помещений. Так, оборудованные лифтом и мусоропроводом дома подорожают сильнее всего, так как платить придется по 32,44 рубля за каждый квадратный метр жилой площади, тогда как в настоящее время собственники квартир платят за это 29,93 рубля. Услуги ЖКХ в домах с газом, но без мусоропровода, также станут более дорогостоящими, к чему всем и каждому, кто проживают на российской территории, следует быть в полной мере готовым. Также текущий тарифный план за содержание и ремонт крыши жилого дома вырастет на 39 копеек за каждый квадратный метр, поэтому платить за квартплату также придется на несколько десятков рублей больше.
Таким образом, в общей суммарной сложности все услуги ЖКХ станут дороже с 1 ноября, в той или иной степени. В последний раз расценки на коммунальные услуги на российской территории пересматривали и актуализировали в феврале 2022 года, то есть россиян ждет второе значительное повышение цен в рамках одного года. Грядущее новшество, безусловно, станет неприятным сюрпризом для очень и очень многих людей, ведь от оплаты коммунальных услуг нельзя отказаться, как, впрочем, и от их начисления. Так, собственники жилья не имеют права не платить за мусоропровод или лифт, то есть вне зависимости от использования таких отдавать деньги ежемесячно все равно придется.
С 1 января 2022 года вывоз мусора в Москве и Санкт-Петербурге превратился в коммунальную услугу
Обращение с твердыми коммунальными отходами в России давно перекочевало из «содержания жилья» в перечень коммунальных услуг, однако для Москвы и Санкт-Петербурга этот переход только что совершился. Если раньше вывоз мусора оплачивался в рамках содержания жилья, то теперь это будет отдельная коммунальная услуга со своей строкой в квитанции. Размер платы за содержание жилья при этом должен уменьшиться. Однако, как показывает практика регионов, не все управляющие организации спешат его снизить, и в судах до сих пор встречаются споры между ними и жилищными инспекциями.
По уменьшению размера платы читателям может пригодиться Письмо Минстроя России от 23.01.2019 № 1784-МЕ/04, которое ведомство ранее рассылало по регионам.
Письмо Минстроя России от 23.01.2019 N 1784-МЕ/04Скачать
Субсидии ЖКХ с января 2022 года
Вступление в силу изменений про субсидии на оплату ЖКУ уже дважды переносили, но с 1 января 2022 года новые правила всё же заработали.
Речь идет об изменениях в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса РФ, касающихся предоставления субсидий и компенсаций расходов на оплату ЖКУ:
- Соцзащита самостоятельно запрашивает и получает сведения о задолженности через ГИС ЖКХ у управляющих компаний;
- Меры социальной поддержки по оплате ЖКУ не предоставляются гражданам при наличии у них непогашенной задолженности, которая образовалась за период не более чем три последних года и подтверждена судебным решением.
Как с этим работать управляющим организациям, товариществам и кооперативам – в отдельной статье-инструкции «Изменяется порядок предоставления мер поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг».
Отменен запрет на использование с 2022 года открытых систем теплоснабжения
Ожидалось, что запрет на использование централизованных открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) для нужд горячего водоснабжения вступит в силу с 1 января 2022 года, но не всё, что ожидается в сфере ЖКХ, сбывается.
Норму с запретом признали утратившей силу. Перевод открытых систем на закрытые теперь будет возможен при проведении оценки экономической эффективности мероприятий по переводу, иначе выйдет слишком дорого.
Изменения утверждены Федеральным законом от 30.12.2021 № 438-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении».
На сколько вырастет квартплата с 1 марта 2023 года
Если с декабря тарифы выросли в среднем на 9%, то сколько будут стоить услуги ЖКХ с 1 марта 2023 года, сказать очень сложно. Ни эксперты, ни специалисты коммунальных служб не могут назвать примерный процент повышения суммы за квартплату, в том числе и конкретные суммы. Как указывалось ранее, всё зависит от того, сколько жильцы потребляют, были ли у них уже счетчики, а также в каком регионе они проживают.
В данном случае стоит поднять свои платежки на коммуналку за прошлые месяцы и посмотреть, сколько там уходило на электричество и воду на ОДН. Выглядит это примерно так:
Здесь важны пункты в разделе «Коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества». В этом примере общая сумма по ним – 169,13 рублей, или всего 2,28% от общего размера платежей. Так что даже если расходы на ОДН вырастут вдвое (что в теории возможно для старых домов, которые платят за них по нормативу), по факту общий платеж вырастет лишь на пару процентов.
Важно понимать, что если суммы за ОДН кажутся выше, чем должны быть, то можно обратиться в управляющую компанию за разъяснениями. Они смогут предоставить расчеты по конкретному дому
Если выяснится, что управляющая организация решила включить в сумму за ОДН свои убытки, то жильцы смогут обратиться с претензией в управляющую компанию, в государственную жилищную инспекцию и прокуратуру. Если вопрос не решится, то можно обратиться в суд с иском и добиться перерасчета.
Идентификаторы должников
Ожидалось, что с 1 января 2022 года управляющим компаниям надо будет указывать идентификатор граждан-должников при обращении в суд за взысканием задолженности за ЖКУ.
Однако законодатель продлил мораторий на указание идентификаторов. Это касается содержания исковых заявлений и заявлений о вынесении судебного приказа, подаваемых организациями жилищно-коммунального хозяйства, а также исполнительных документов.
Мораторий продолжит действовать в течение первого полугодия 2022 года. При этом Минстрой РФ подготовил проект изменений (еще не принят!) в закон о ГИС ЖКХ: чтобы проще было взыскивать задолженность за ЖКУ, вводится новый вид информации, размещаемой в информационной системе – ИНН. Планируется, что сведения будут поступать из Единого государственного реестра налогоплательщиков по запросу, направленному через ГИС ЖКХ.
Мораторий продлен Федеральным законом от 30.12.2021 № 498-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Дополнительные расходы населения РФ на услуги ЖКХ из-за переноса сроков индексации тарифов и увеличения их масштабов в 2023 году составят до 0,3 трлн. рублей
«Дополнительные расходы населения РФ на услуги ЖКХ из-за переноса сроков индексации тарифов и увеличения их масштабов в 2023 году составят до 0,3 трлн. рублей. Соответствующее уменьшение располагаемых доходов может негативно повлиять на спрос населения на иные товары и услуги», — посчитали в Банке России.
Данную цифру вывести несложно и самому. Средний месячный чек на услуги ЖКХ в России составляет где-то 3500−4000 рублей, цифра довольно известная. Её рост на 10% во всех 55 млн. домохозяйствах страны и даст за год примерно 250−300 млрд. рублей, которые как обычно уйдут в никуда. То есть будут «распилены» в системе ЖКХ.
Кстати, а почему это вдруг эту самую «индексацию» перенесли с 1 июля 2023 года на 1 декабря 2022 года?
«За счет данного решения более полутора лет индексации тарифов проводиться не будет. Следующая индексация произойдет только 1 июля 2024 года. Перенос сроков вызван необходимостью обеспечения бесперебойной работы и развития инфраструктуры ЖКХ по всей стране, сохранения предоставления качественных жилищно-коммунальных услуг для населения. Индексация тарифов необходима для обновления теплотрасс, водопроводов и других объектов», — вещают чиновники.
Аргументация для неучей. По сути, с нас берут деньги вперёд, авансом. То есть намереваются воспользоваться нашими средствами, как несложно догадаться, в корыстных целях. Причём бесплатно, хотя в этом мире за всё вроде как полагается платить. Есть некая стоимость ресурсов, пусть даже самая невеликая — по ставке рефинансирования Центробанка. Но это игнорируется.
Да и сама «индексация» вызывает по меньшей мере недоумение. Даже Росстат вынужден признать, что реальные располагаемые доходы россиян стремительно катятся под гору.
«Государство выделит 46 млрд. евро на компенсацию возросших счетов за электричество для граждан в 2023 году. Около 1,5 млн. предприятий смогут получить субсидии на счета за электричество. Также 10 млрд. евро выделят на помощь предприятиям, которые не соответствуют критериям на получение субсидий — в особенности, энергоемкому производству в промышленном секторе. Эта мера необходима, чтобы спасти французское производство», — сообщил глава минфина Франции Брюно Ле Мэр.
Очень грамотный шаг, ответственный, подход действительно государственный. У нас же всё наоборот. Предприятиям в РФ тоже поднимут тарифы, причём ещё сильней, в самых развитых промышленных регионах — сразу на 11,5%. Причём не на полтора года, а непонятно на сколько именно. Но точно на куда меньший срок, потом снова поднимут.
Куда деваются несметные средства, которые население платит за «коммуналку», и почему этих денег постоянно не хватает, ни для кого не секрет. Всё выводится в офшоры, именно поэтому износ сетей, несмотря на постоянный рост тарифов, и составляет 70−80%, а то и больше.
Главная проблема — именно вывод средств и увеличение финансовой нагрузки на население. Согласно тому же Росстату уже более 21 млн. россиян живут за чертой бедности, и ещё примерно 50−60 млн. человек вплотную к ней приблизились. В таких семьях считают каждую копейку, а тут счёт идёт на тысячи рублей в год. Именно эти деньги граждане могли бы потратить на продукты питания, коих им не хватает, то есть отношение к властям минимум у 20 млн. русских людей ещё ухудшится.
Но это, как говорится, лирика. А вот «физика» в том, что эти самые 300 млрд. рублей не попадут отечественным производителям, люди не купят их товары. Продукты питания, одежду, стройматериалы и так далее. Потому, что не на что — всё сожрал коммунальный долгоносик.
Кого это коснётся
Как можно понять из изложенного выше, изменения в ЖКХ с 1 марта 2023 года коснутся многих жильцов многоквартирных домов – но, скорее всего, в разной степени.
Многое будет зависеть от возраста и состояния дома:
- В более современных домах уже при строительстве устанавливают общедомовые приборы учета ресурсов. Это позволяет собственникам платить меньше, ведь они будут оплачивать ровно столько, сколько фактически использовали.
- В старых многоэтажках, как правило, общедомовых приборов учета нет. И их не всегда можно установить по причине того, что этого не позволяет характеристика дома. Например, на старые, непригодные трубы счетчик не ставят до тех пор, пока их не заменят.
Кроме того, в старых домах больше риск утечек из систем, им нужно чаще промывать систему отопления, а также нужно больше воды на уборку. У них не энергоэффективные лифты, а если в подъезде используются старые лампочки накаливания, то и на освещение уйдет больше. Поэтому изменения в большей степени коснутся жильцов старых домов, которые десятилетиями не видели ремонтов.
Нормативы потребления коммунальных услуг и ресурсов
Еще одна отсрочка с 2022 на 2023 год. Постановлением от 29.12.2021 № 2546 Правительство РФ внесло изменения по вопросам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов.
Ожидание | Реальность |
Органы государственной власти субъектов РФ до 31 декабря 2016 г. вправе принять решение о поэтапном переходе к установлению единых на территории субъекта РФ нормативов потребления коммунальных услуг в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта РФ, при условии утверждения органами государственной власти субъектов РФ программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов в отдельных категориях многоквартирных домов, предусматривающих в том числе установку приборов учета энергетических ресурсов. В случае принятия такого решения переход к единым на территории субъекта РФ нормативам потребления коммунальных услуг должен быть завершен не позднее 1 января 2022 г. | Органы государственной власти субъектов РФ до 31 декабря 2016 г. вправе принять решение о поэтапном переходе к установлению единых на территории субъекта РФ нормативов потребления коммунальных услуг в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта РФ, при условии утверждения органами государственной власти субъектов РФ программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов в отдельных категориях многоквартирных домов, предусматривающих в том числе установку приборов учета энергетических ресурсов. В случае принятия такого решения переход к единым на территории субъекта РФ нормативам потребления коммунальных услуг должен быть завершен не позднее 1 января 2023 г. |
Органам государственной власти субъектов РФ утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 1 января 2022 г. | Органам государственной власти субъектов РФ утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 1 января 2023 г. |
Установить, что пункт 2(4) приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг действует до 1 января 2022 г. | Установить, что пункт 2(4) приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг действует до 1 января 2023 г. |
Другие изменения:
Повышенный налог на участок для ИЖС, используемый не по целевому назначению.Вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 29.11.2021 № 382-ФЗ в порядок налогообложения земельных участков.
Территориальные органы федерального государственного земельного контроля будут ежегодно представлять в налоговые органы сведения о выданных предписаниях в связи с использованием не по целевому назначению участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, в случае выявления факта использования этих участков в предпринимательской деятельности.В отношении таких участков будет прекращено применение льготной ставки по земельному налогу, не превышающей 0,3%. Исчисление налога и авансовых платежей по нему будет производиться по налоговой ставке для «прочих земель», не превышающей 1,5%, – со дня совершения нарушений (или со дня обнаружения таких нарушений) и до первого числа месяца, в котором уполномоченный орган установит факт их устранения.
С 29 декабря 2021 года установлены требования к средствам измерений.Средства измерений должны иметь заводские, серийные номера или другие буквенно-цифровые обозначения, однозначно идентифицирующие каждый экземпляр средства измерений. Место, способ и форма нанесения номера или другого обозначения должны обеспечивать возможность прочтения и сохранность в процессе эксплуатации средства измерений (Федеральный закон от 27.12.2019 № 496-ФЗ).
Новый принцип расчета за ОДН в 2023 году
Существовавшие ранее правила приводили к тому, что размер платы за ОДН не очень точно соответствовал их фактической стоимости. Поэтому было принято Постановление Правительства РФ от 03.02.2022 N 92 «О внесении изменений…», согласно которому оплата ОДН с 1 марта 2023 года будет рассчитываться по-новому.
С первого дня весны жильцы обязаны платить за весь объем потребляемых услуг – старых нормативов больше не будет. Расчет будет производиться следующим образом:
- Организация-поставщик коммунальных ресурсов (электроэнергии или воды) после получения показаний с общедомовых счетчиков сравнивают, сколько жильцы фактически использовали ресурсов с суммой, которую они оплатили.
- Если в многоэтажку поставили больше ресурсов, чем указано в показаниях, а также больше, чем оплатили собственники, то рассчитывается разница, которую и доначислят жильцам и пропишут в квартплате.
При этом, перерасчет ОДН будут делать как минимум раз в год, в первом квартале. В этом году его должны провести до 1 апреля 2023 года. Таким образом, жильцы тех домов, где расходы ОДН были ниже нормативного предела, заплатят меньше. Если же жильцы платили строго по нормативу, однако по факту потребляли больше, то их платежи могут существенно вырасти.
В теории, если в доме стоит общедомовой счетчик, то разница будет несущественной, а значит, в квитанции не будет шокирующих сумм. Другая ситуация, когда счетчиков нет: весь объем потребляемых ресурсов (свет в подъездах, слив воды в доме и прочее) будет определяться в зависимости от того, какой норматив установлен в регионе. Вероятнее всего, что без счетчиков собственникам придется платить больше.
Здесь всё работает так же, как и с индивидуальными счетчиками: если их нет, то платят собственники квартиры больше, чем они могли бы платить за услуги ЖКХ по фактическим показаниям.
Ещё одно нововведение с марта – теперь все аварии и утечки на теплосетях, которые проходят внутри дома, будут оплачивать собственники. А это – очень большие суммы. Так, к примеру, трубы могут протекать неделями, подвалы в домах затапливает, но платить теперь за это будут собственники, а не управляющая компания, как это было раньше. Так что подорожание ЖКХ с 1 марта 2023 года будет достаточно ощутимым в старых домах, где давно не менялась инженерная инфраструктура.
За счет чего произойдет повышение тарифов ЖКХ с 1 марта 2023 года
Последнее повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги в России было 1 декабря 2022 года. Оно было вторым за год – поднимать расценки пришлось, потому что за 2022-й резко выросли расходы коммунальных компаний. В большинстве регионов и по большей части услуг коммунальные платежи выросли на 9%, примерно на столько же выросли тарифы за электричество, газ и отопление.
В правительстве обещали, что новых повышений не будет до 1 июня 2024 года, а декабрьское повышение было перенесено с июня 2023-го. Это действительно так, однако с 1 марта 2023 года меняется порядок расчеты платы за общедомовые нужды (ОДН). А это вызовет, в свою очередь, повышение квартплаты – это те платежи, которые идут в адрес управляющей организации (УО) или товарищества собственников (ТСЖ).
Плата за ОДН – это отдельная статья расходов, в которую включается всё, что тратится на общедомовые нужды:
- электроэнергия для питания лифта;
- электричество для лампочек в подъезде;
- плата за воду, которая используется при уборке подъезда;
- сброс воды, использованной на общедомовые нужды;
- пролив труб отопления перед сезоном;
- вода на полив газонов;
- отопление в подъезде;
- опрессовка системы и другие нужды.
Всё это не проходит через приборы учета жильцов, но за все ресурсы нужно платить – как и за обслуживание дома (точнее, общедомового имущества) в целом.
По старым правилам оплата проходит по одному из двух вариантов:
- По фактическому расходу – если в доме стоят общедомовые приборы учета воды и электричества, то из них вычитается всё то, что потребляют все квартиры в сумме (по показателям уже квартирных счетчиков). Полученный расход ресурсов умножается на тариф, а сумма – делится на число квадратных метров жилья в квартирах. Соответственно, на каждый квадратный метр приходится определенная часть этого расхода.
- По нормативам – если общего прибора учета нет, то расход ресурсов на ОДН утверждается в размере нормативов, которые устанавливаются регионами. То есть, по каждому направлению расходования ресурсов есть определенный норматив в кубометрах или киловатт-часах, который умножается на актуальный тариф, а сумма потом делится по всем потребителям.
Проблема – именно в расчете по нормативам. Дело в том, что они могут по разным регионам отличаться в разы, при этом общая сумма платежа не может быть больше определенной границы. И если на дом фактически потрачено больше норматива, то разницу платит управляющая компания или ТСЖ из своей прибыли. А из-за этого ей может не хватать денег на остальные цели, и на пользу дому это не идет.
ПОВЫШЕНИЕ ТАРИФОВ ЖКХ В 2022 ГОДУ (ТАБЛИЦА ПО РЕГИОНАМ)
Далее публикуем единую таблицу с коэффициентами повышению тарифов ЖКХ по всем регионам России в 2022 году. Заметим, что повышением варьируется от 2,9% до 6,5%.
Меньше всего повысят “коммуналку” в Свердловской области (2,9%), Марий Эл (3,2%) и Чукотском автономном округе (3,3%). Самый большой рост тарифов будет в Чечне (6,5%), Санкт-Петербурге (6,3%), Севастополе, Крыму и Татарстане (по 6,2%), а также в Москве, Якутии и Дагестане (6%).
Наименование субъекта Российской Федерации | Средний индекс по субъекту РФ на второе полугодие 2022 г. (процентов) |
Республика Адыгея | 4,6 |
Республика Алтай | 3,4 |
Республика Башкортостан | 4,4 |
Республика Бурятия | 4 |
Республика Дагестан | 6 |
Республика Ингушетия | 4,7 |
Кабардино-Балкарская Республика | 5,4 |
Республика Калмыкия | 4,2 |
Карачаево-Черкесская Республика | 4,6 |
Республика Карелия | 4,2 |
Республика Коми | 4,1 |
Республика Крым | 6,2 |
Республика Марий Эл | 3,2 |
Республика Мордовия | 5 |
Республика Саха (Якутия) | 6 |
Республика Северная Осетия – Алания | 4,7 |
Республика Татарстан | 6,2 |
Республика Тыва | 4 |
Удмуртская Республика | 3,4 |
Республика Хакасия | 4 |
Чеченская Республика | 6,5 |
Чувашская Республика | 3,4 |
Алтайский край | 3,8 |
Забайкальский край | 5 |
Камчатский край | 3,8 |
Краснодарский край | 4,2 |
Красноярский край | 4 |
Пермский край | 4,4 |
Приморский край | 4,5 |
Ставропольский край | 3,4 |
Хабаровский край | 3,8 |
Амурская область | 4,5 |
Архангельская область | 4,2 |
Астраханская область | 5 |
Белгородская область | 4 |
Брянская область | 4 |
Владимирская область | 3,4 |
Волгоградская область | 4 |
Вологодская область | 3,4 |
Воронежская область | 5,3 |
Ивановская область | 3,4 |
Иркутская область | 3,7 |
Калининградская область | 3,4 |
Калужская область | 3,4 |
Кемеровская область – Кузбасс | 4,5 |
Кировская область | 4 |
Костромская область | 3,4 |
Курганская область | 4 |
Курская область | 4,5 |
Ленинградская область | 3,4 |
Липецкая область | 4,9 |
Магаданская область | 4 |
Московская область | 4,5 |
Мурманская область | 4,5 |
Нижегородская область | 4,4 |
Новгородская область | 5 |
Новосибирская область | 5,2 |
Омская область | 5,3 |
Оренбургская область | 5,4 |
Орловская область | 4 |
Пензенская область | 3,4 |
Псковская область | 4 |
Ростовская область | 3,8 |
Рязанская область | 3,9 |
Самарская область | 3,8 |
Саратовская область | 5 |
Сахалинская область | 3,9 |
Свердловская область | 2,9 |
Смоленская область | 4,6 |
Тамбовская область | 4,5 |
Тверская область | 3,4 |
Томская область | 5,2 |
Тульская область | 4,9 |
Тюменская область | 3,4 |
Ульяновская область | 3,4 |
Челябинская область | 3,4 |
Ярославская область | 4,5 |
Город Москва | 6 |
Город Санкт-Петербург | 6,3 |
Город Севастополь | 6,2 |
Еврейская автономная область | 4,2 |
Ненецкий автономный округ | 3,8 |
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра | 3,4 |
Чукотский автономный округ | 3,3 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 3,4 |
Такие коэффициенты повышения тарифов ЖКХ по регионам с 1 июля 2022 года зафиксированы в Распоряжении Правительства РФ от 30.10.2021 № 3073-р.
Чтобы рассчитать сумму повышения нужно к действующему тарифу применить соответствующий коэффициент. На сайте Правительства МО приводится пример таких расчетов: