Кто будет следующим лидером ФРГ?
Аннегрет Крамп-Карренбауэр открыто называли преемницей Меркель и следующим кандидатом на главный государственный пост в Германии. Однако в начале нынешнего года разразился скандал в Тюрингии, где местному отделению ХДС для избрания премьера пришлось воспользоваться поддержкой праворадикальной партии «Альтернатива для Германии». После этого Крамп-Карренбауэр ушла с поста лидера партии, и теперь в рядах ХДС царит раздрай и хаос.
По мнению экспертов, эта отставка – в первую очередь проигрыш самой Ангелы Меркель.
Сегодня у христианских демократов есть несколько фигур, претендующих на лидерство в партии. В первую очередь, это нынешний министр здравоохранения Йенс Шпан и лидер консервативного крыла партии Фридрих Мерц. Меньше шансов на избрание имеют Норберт Реттген и Армин Лашет.
Оба главных претендента занимают более правые позиции, чем Ангела Меркель, которая за годы своего правления сделала ХДС более «социалистической». Теперь, вероятно, политической силе предстоит возврат к своим традиционным консервативным ценностям.
Йенс Шпан достаточно молод для политика национального уровня – ему всего 39 лет. Он является открытым представителем ЛГБТ-сообщества, что может стать серьезной проблемой для части «ядерного» электората ХДС. Шпан уже много лет является системным и принципиальным внутрипартийным критиком политики Ангелы Меркель. Очень возможно, что на выборы Шпан пойдет в тандеме с еще одним популярным политиком от ХДС – Армином Лашетом.
Фридрих Мерц был восходящей звездой партии в начале нулевых годов, но проиграл Меркель. Судя по последним опросам, он является лидером симпатий среди христианских демократов. Мерца считают симпатиком США и сторонником более тесной евроатлантической интеграции. Мерц сильный оратор и отличается мощной харизмой.
Для ХДС хуже всего будет, если партия на предстоящих выборах не сможет выдвинуть единого мощного кандидата. В этом случае она рискует повторить судьбу СДПГ, которая за двадцать лет растеряла три четверти своих избирателей.
Впрочем, следующий лидер Германии не обязательно должен представлять ХДС. Популярность «зеленых», в отличие от христианских демократов и СДПГ, неуклонно растет. Эта партия уже превратилась в политическую силу национального масштаба, а ее лидер Роберт Хабек – один из самых популярных политиков в Германии.
Немцы разочаровались в традиционной коалиции ХДС+СДПГ, устали от постоянных скандалов, связанных с этими политическими силами. «Зеленые», которые начинали свой путь, как левое маргинальное движение экологов и пацифистов, сегодня превратились в мощную силу, близкую избирателям среднего класса.
Большинство их требований – отказ от ядерной энергетики, легализация однополых браков, борьба с глобальным потеплением – которые раньше казались радикальным, сегодня стали частью немецкого политического мейнстрима и абсолютно нормально воспринимаются обществом. Поэтому, возможно, что следующий канцлер немецкого государства будет принадлежать именно к этой партии. Самого Роберта Хабека в Германии уже называют «немецким Кеннеди».
Взгляд на Восток
С одной стороны, Меркель с Путиным всегда связывали близкие отношения. С другой — она всегда была сторонницей санкций. Как исчезновение этой связи между лидерами скажется на отношениях Германии и России?
С одной стороны, личный контакт играет важную роль. Меркель и Путин почти синхронно оказались на высших постах и много лет общаются как формально, так и неформально. Говорят между собой по-немецки — Путин ведь тоже отчасти вырос в ГДР в немецкой культуре. Им с Меркель есть, что вспомнить: они ходили по одним и тем же улицам, читали одни и те же газеты. Да и Меркель может по-свойски вставить в диалог русскую фразу. Это люди одного поколения и близкого менталитета.
Ангела Меркель и Владимир Путин
Фото: Сергей Гунеев / Reuters
А западногерманский технократ Шольц, учивший в школе совсем иную программу, такой душевной коммуникации не выстроит. Это, конечно, несколько осложнит общение с новым канцлером.
С другой стороны, есть вещи выше межличностных коммуникаций первых лиц, непреходящие: импорт энергоресурсов, архитектура безопасности в Европе, торговый оборот. Это важнее даже, чем санкции, многие из которых принимаются скорее из вымученной солидарности с союзниками по НАТО, чем из рациональных причин.
Надо разделять интересы немецких элит и зачастую противоречащие им наднациональные тренды: атлантизм, союзничество с США и большой, тяжелый, но жизненно важный пакет взаимоотношений с Россией.
Тут такая политическая шизофрения: европейские политики делают громкие заявления, объявляют страшные санкции, а потом «теми же руками» достраивают вторую очередь «Северного потока». В телевизоре лают, а караван, так сказать, идет, и экспертные прогнозы о крахе совместных проектов раз за разом не сбываются. Темы прав человека, Украины, Белоруссии, Алексея Навального очень важные, но пока не важнее, чем экономические интересы Германии и ЕС
Если придет Шольц с новой «восточной политикой», которую он анонсировал, то будет меньше обнимашек, личных возможностей в коммуникации. Но тесное сотрудничество не остановится.
А что по поводу атлантического партнерства? Как Меркель удерживала баланс между национальными и наднациональными интересами и куда он сдвинется после ее ухода?
Дело в том, что суверенитет Германии — первой экономики ЕС — ограничен политически. Это конструкция, созданная после 1945 года. В ней есть предохранители, которые пока не позволяют немецким элитам обрести полный политический суверенитет. Об этом не говорят вслух, но все это понимают.
Поэтому по важным геополитическим вопросам Берлин всегда будет идти в фарватере Вашингтона — до тех пор, пока американские военные базы не уберут из Европы и не появится общеевропейская армия. Но этот вопрос обсуждают десятилетиями — а воз и ныне там.
Белый дом в США
Фото: John Pryke / Reuters
Планы по созданию единой европейской армии тупо блокируются, а без силового ресурса полный политический суверенитет недостижим. Что до возможностей бундесвера, то, по мнению экспертов, его реальная боеспособность далека от декларируемой.
Зато экономически Германия выступает становым хребтом ЕС и обеспечивает стабильность всего объединения — уже не в связке с Францией, как раньше, а практически в одиночку стабилизируя еврозону.
Экономический суверенитет позволяет Германии многое, например «задвигать» атлантическое партнерство в вопросах энергетической безопасности
Нельзя сказать, что Германия потеряла позиции при Меркель — наоборот, она их нарастила и как экономический локомотив ЕС, и как игрок на международной арене. У официального Берлина есть очень серьезные аргументы и поддержка европейских элит в Брюсселе. Но одно дело элиты, а другое — жизнь «на земле», а она ухудшается: качество администрирования, качество сервисов государства и общее качество жизни обывателя в эпоху Меркель скорее снизилось. Конечно, даже в сравнении с соседями Германия деградирует медленнее других, но для граждан, помнящих старые времена, это слабое утешение. Преемнику Меркель на посту канцлера стоит подумать о накопившихся внутренних проблемах и сдвинуть баланс в сторону национальных интересов.
Политическая карьера
Карьера Ангелы Меркель в политике началась еще в ГДР, в последние годы существования этого государства. Она вступила в ряды партии «Демократический прорыв». Сначала Ангела работала в ней оператором ЭВМ, затем занималась созданием и распространением листовок. Люди, хорошо знавшие Меркель в то время, сильно удивлялись ее карьерой в ХДС, поскольку в молодости будущий канцлер была близка к идеологии «зеленых».
Меркель стала депутатом Бундестага на первых выборах в объединенной Германии в 1990 года. Она получила пост министра по делам женщин и молодежи.
В 2000 году, после громкого скандала вокруг незаконного финансирования ХДС канцлер Коль и председатель партии ушли в отставку, а Меркель заняла пост руководителя политической силы. На протяжении трех лет – с 2002 по 2005 годы – она возглавляла оппозицию в немецком парламенте.
В 2005 году, после внеочередных выборов Ангела Доротея Меркель стала первой женщиной, занявшей должность федерального канцлера. Затем этот пост Меркель занимала в 2009, 2013 и 2018 годах. В 2007 году она и глава немецкого МИДа представляли Германию, которая была председателем ЕС. Главными приоритетами Меркель во время председательства стало продвижение Конституции ЕС, создание общей энергетической политики, налаживание отношений со странами Азии и Черноморского региона.
Парламентские выборы 2017 года ХДС выиграла. Для создания парламентского большинства партии пришлось идти на коалицию с СДПГ. В декабре 2018 года Меркель отказалась от борьбы за лидерство в ХДС. Ее преемницей на этом посту стала Аннегрет Крамп-Карренбауэр.
Таким образом, можно сказать, что правление Меркель подходит к своему завершению, и в парламенте следующего созыва будет избран новый канцлер Германии.