Где живет далай лама

Золотая обитель будды шакьямуни: где находится, описание, история

Реликвии Золотой обители Будды Шакьямуни

На цокольном этаже известного каждому калмыку храма расположен музей истории буддизма. Место идеально подходит для проведения экскурсий, знакомства с историей региона. Вход бесплатный, но по всей территории монастыря расставлены блюда для сбора подаяний. В обители хранится множество значимых реликвий. Музей хорошо оборудован. Основная часть экспозиции представлена фотографиями, различными документами.

Маски мистерии Цам

Настоящее сокровище хурула — 18 причудливых масок мистерии Цам. Эти красочные, колоритные предметы использовались в ритуальной танцевальной церемонии, идеально сохранились с древних времен. Танец выражал благодарность древним божествам дхармапалам. Защитники учений Будды предсказывали мир, избавление от страданий всех живых существ. Утраченная традиция мистерии Цам была возрождена в Калмыкии в 2009 году.

Личные вещи семьи Харцхаевых

В музее монастыря хранится уникальная коллекция личных вещей семьи Харцхаевых. Экспозиция знакомит посетителей с жизнью выдающихся священнослужителей — Джимбя-гевши и Лора-багши. Ученым-философам присвоена высшая монашеская степень — геше-лхарамба. Монахи учились в Тибете у великих наставников

Понимая историческую важность религиозных предметов, родственники монахов подарили их хурулу

Буддийские статуэтки

В экспозиции представлены буддийские статуэтки, освященные учителями школы Гелуг. Они расположены на нескольких стеллажах, закрыты стеклянными куполами. Возле каждого экспоната есть стенд с информацией о представленном образе. Посетители могут ознакомиться с изваяниями Будды Амитаюса, Ваджрасаттвы, Палден Лхамо, Авалокитешвары Симханада. Образы божеств были освящены досточтимыми монахами.

Шарира Будды и росток дерева Джая Шри

Один раз в год, в день рождения Великого Учителя, паломники и туристы могут увидеть священные реликвии храма Шакьямуни. Это Шарира (вечное тело) Будды и росток дерева Джая Шри. Ценнейший росток взят от священного дерева, под которым Великий Учитель достиг Просветления. Шарира появляется в прахе святых людей после их кремации. Буддисты считают эту субстанцию вечным телом покойного Учителя.

Одеяние статуи Будды

Почетное место занимает одеяние статуи Будды. Уникальная реликвия была передана храму знаменитым индийским монастырем — храмом города Бодхгаи. Именно на этом месте 2500 лет назад достиг просветления Сиддхартха Гаутама. Одеяние статуи храма Махабодхи часто обновляется, старые ткани передаются на хранение значимым монастырям. В Золотой обители представлен набор полос материи шафранового цвета.

Скульптуры выставки «Опора на Пути»

В монастыре постоянно действует выставка скульптур «Опора на Пути». Миниатюрные экспонаты были приобретены в ходе паломнических поездок. Священные статуи привезены из святых мест Индии, Китая, Непала, Таиланда. Все представленные предметы благословлены современными духовными учителями, пропитаны энергией святых мест. Каждый предмет имеет свою многовековую историю, демонстрирует многообразие и единство традиций.

Гравюры храма

В обители Будды представлены гравюры на тему религиозных обрядов и обычаев народов мира. Серия картин создавалась на протяжении 20 лет. Инициатор проекта — известный гравер из Франции Бернард Пекар. Выставка включает 250 гравюр, более 3 тысяч учебных страниц. Религиозные ритуалы записаны максимально достоверно и объективно. Весь труд — раннее свидетельство веротерпимости с представлением всех известных мировых религий.

Биография Далай-ламы XIV

Летом 1935 года в бедной крестьянской семье родился мальчик. Его назвали Лхамо Тхондуп. Каким образом этот малыш стал Далай-ламой? Все не так просто, друзья!

Титул Далай-ламы носят первосвященники ламаистской церкви в Тибете. Незадолго до своей смерти каждый Дала-лама составляет послание, в котором говорится, где следует искать его новое воплощение.

Перед тем, как приступить к розыскам будущего главы тибетской церкви, высшие ламы обращаются к астрологам, которые и определяют место и время следующего воплощения.

Почти всегда будущий Далай-лама воплощается в ребенке, которого узнают по многим приметам: необычным событиям при рождении, странному поведению в младенчестве, родимым пятнам определенной формы. Таким образом был опознан нынешний Далай-лама.

До середины XX века резиденцией Далай-ламы являлся дворец Потала в городе Лхасу, где начинался длительный процесс обучения и воспитания будущего ламы. Только пройдя этот нелегкий путь, он получал всю полноту власти и его признавали главой древнейшей из мировых религий.

Дворец Потала очень древний. В 637 г. царь Тибета построил здесь первое здание для своих медитаций. А дворец в современном виде начали строить с 1645 по 1694 гг. Дворец состоит из Белого и Красного дворцов. В Белом — жилые площади, Красный — для молитв и религиозных ритуалов.

Вернемся к нашей истории. Ребенок изучал сложнейший церемониал, тибетский язык, литературу, буддийскую философию, догматику, основы медицины и другие науки, после чего получал право называться ламой.

Мальчик в возрасте трех лет стал рядовым послушником в монастыре. На первом экзамене он должен был продекламировать наизусть 125 листов священных текстов! В пять лет он взошел на трон.

Лхамо Тхондуп, признанный Далай-ламой, получил новое имя — Чжецун Чжампел Нгагванг Ешэ Тэнцзин Гьямцхо.

Далай-лама XIV

Все шло своим путем, но в 1950 г. китайские войска оккупировали Тибет. Местные жители попытались вести борьбу с оккупантами, но Его Святейшество призвал тибетцев добиваться своей независимости мирным путем.

Дхарамсала

От вокзала в Маклеодганже до Дхарамсалы добрались на такси. Оказалось, что индийские баки из автобуса тоже ехали в тот же отель, что и мы. Приехали. Стаф спит, отель – жопа. А в Интернете, между тем, выложена очень приличная фотка и номер наш называется «Махараджа»! Дождались времени вселения – 12.00, но оказалось, что у них нет моего заказа. Да, тернистый путь к мечте сложился! Нам предложили подождать еще – вдруг номера освободятся, но были посланы. Так мы нашли другой отель, новый, симпатичный. Только расположились, как воду Г и Х отключили!

Пока решался вопрос с отелем, я успела сделать пропуски в монастырь — ID-кары на учения Далай Ламы.

Дхарамсала находится на горе. И кругом горы и хвойные леса. Это очень красивое и атмосферное место. Начало июня: стояли солнечные дни, на такой высоте была комфортная погода, свежий ветер. Но все эти горы и окрестности завалены мусором. Тибетом, тем, как я его представляла, здесь и не пахнет.

Но неужели уже завтра я увижу Далай Ламу?

Дарамсала, Индия

Режим работы храма

Золотая обитель находится в самом центре Элисты, рядом с перекрестком улиц Ленина и Илюмжинова. Все дороги города ведут к храму, заблудиться в небольшом городке в поиске нужного адреса просто невозможно. Перед посещением храма надо ознакомиться с правилами пребывания на его территории. На алтарную часть могут проходить только верующие, запрещена любая фото- и видеосъемка, должна соблюдаться полная тишина.

Хурул открыт для посетителей каждый день. Вход на территорию и в музей бесплатный. Служба проходит каждый день с 9:00 до 16:00. В 9:00 начинается молебен о благополучии всех живых существ, заканчивается в 10:30. С 11:30 до 16:00 проходят индивидуальные приемы настоятелями монастыря. Врачи принимают посетителей с 9:30 до 14:00. По пятницам проходит поминальный молебен с 14:00 до 16:00. В особые дни обычные службы не проводятся. Их заменяют специальные молебны.

Как его избирают?

После смерти Далай Ламы Верховные Ламы Гелугпа и тибетское правительство несут ответственность за его перевоплощение. Верховные Ламы ищут мальчика, который родился примерно в то же время, когда умер последний Далай Лама. Для установления личности Далай Ламы может потребоваться около двух или трех лет, а нынешнего, четырнадцатого Далай Ламы, искали четыре года.

Есть несколько способов, с помощью которых Верховные Ламы могут узнать, где будет найдено следующее перевоплощение.

  • Мечта. Один из Верховных Лам может мечтать о какой-то отметке или месте, которое поможет опознать мальчика.
  • Дым. Если предыдущий Далай Лама был кремирован, Верховные Ламы будут следить за направлением дыма и искать соответственно ему перевоплощенную версию.
  • Озеро Оракул. Верховные Ламы идут к священному озеру Лхамо Лацо в центральном Тибете и следят за знаками от самого озера. Это может быть либо видение, либо какое-то указание на направление поиска. Дом и деревня Тэнцзин Гьямцхо были определены в видении этого озера.

После того, как Верховные Ламы находят дом и мальчика, они дарят ребенку ряд артефактов, которые они принесли с собой в процессе подготовки. Среди этих артефактов есть предметы, которые принадлежали умершему Далай Ламе. Если мальчик выбирает их, это рассматривается как знак того, что он является реинкарнацией.

Поиски Далай Ламы обычно ограничивались Тибетом, хотя третий тулку родился в Монголии. Однако, поскольку Тибет был захвачен китайским правительством, Тэнцзин Гьямцхо говорит, что, если он возродится, он не будет находиться в стране, управляемой Китайской Народной Республикой, или в любой другой несвободной стране.

Интересно, что Тэнцзин Гьямцхо также выразил сомнение по поводу того, будет ли он вообще возрожден, предполагая, что миссия Далай Ламы может быть закончена. Однако до тех пор, пока Тибет не воссоединится со своим духовным лидером, вероятно, что Далай Лама по-прежнему будет продолжать существовать.

Особенности архитектуры и интерьера храма

Территория Золотой обители по всему периметру окружена оградой. Есть отдельный вход с каждой стороны света, через каждые 5 метров находятся 108 белых ступ. Главные ворота — южные. По калмыцкой традиции, именно через них положено входить в храм. Хурул окружен 17 пагодами со статуями буддийских учителей монастыря и молитвенными барабанами кюрде. Возле молитвенников посетители загадывают желания.

Храм возведен в характерном для буддизма стиле. У самого основания верующих приветствует языческий бог калмыков — Белый Старец. У входа между лестницами установлен удивительный фонтан. Главное крыльцо обрамляют красные колоны и охраняют статуи львов. Особое восхищение вызывают яркие массивные двери с позолоченными резными украшениями. Ступать на порог и входить в храм надо без обуви, надев чистые носки.

Популярная достопримечательность скромной Элисты — лучшее место для знакомства с буддизмом. В храме проходят ежедневные традиционные ритуалы, богослужения, с размахом отмечаются все религиозные праздники. Высота хурула — 63 метра. Внутри него установлена огромная статуя Будды, достигающая высоты в 12 метров. Особый интерьер обители восхищает всех посетителей. Тут представлено настоящее облачение далай-ламы.

Стены и потолок храма украшены сюжетными росписями

Каждая увлекательная история рассказывает о происхождении, важности буддизма. Над внутренней отделкой трудились 10 художников-танкописцев

Руководил командой творцов скульптор и художник Владимир Васькин. Некоторые рисунки дополняются до сих пор. В сувенирной лавке можно купить благовония, шелковые одеяния, платки, традиционную атрибутику.

Главное здание обители Будды Шакьямуни насчитывает семь этажей, каждый из которых несет определенное значение и выполняет свою функцию. На первом ярусе расположены музей, библиотека, читальный зал. Ту проходят выставки, проводятся собрания и экскурсии, хранится множество святынь. В библиотеке собраны множественные издания об истории и современности буддизма. Много ценных раритетов.

На втором этаже расположена жемчужина всего комплекса — 12-метровая статуя Будды, покрытая сусальным золотом, украшенная настоящими бриллиантами. Внутри реликвия наполнена различными предметами, обладающими особой символикой в буддизме: злаками, землей, благовониями, тканями и др. Рядом со статуей находится алтарь. Паломники приносят сюда цветы, делают подношения водой, сжигают рядом деревянные масляные благовония.

На четвертом этаже расположен кабинет главы калмыкских буддистов. Попасть сюда можно по предварительной записи. Пятый этаж занимают хозяйственные помещения. На шестом – находится резиденция Далай-ламы. Седьмой этаж полностью закрыт для посетителей. Тут находятся комнаты для медитации. Сое индивидуальное медитативное помещение есть у каждого монаха, высокого духовника.

Далай-лама сегодня

Как уже говорилось ранее, Далай-лама 14 родился в бедной семье. Когда ему едва исполнилось 3 года, за ним, что называется, пришли.

Во время поиска нового наставника монахи руководствовались знаками на воде, а также следовали направлению повернутой головы, умершего 13-го Далай-ламы.

Интересен факт, что отыскав нужный дом, монахи не признались хозяевам о цели своей миссии. Вместо этого, они просто попросились переночевать. Это помогло им спокойно наблюдать за ребенком, который якобы узнал их.

Далай-лама 14 в молодости

В результате, после еще нескольких процедур, мальчика официально объявили новым Далай-ламой. Это случилось в 1940 г.

Когда Далай-ламе 14 было 15 лет ему передали и светскую власть. На протяжении около 10 лет он пытался урегулировать китайско-тибетский конфликт, окончившийся его изгнанием в Индию.

С того момента резиденцией Далай-ламы стал город Дхарамсала.

В 1987 г. глава буддистов предложил новую политическую модель развития, заключающуюся в расширении «полностью демилитаризированной зоны ненасилия, начиная с Тибета и заканчивая всем земным шаром».

За пропаганду своих идей 2 года спустя Далай-лама удостоился Нобелевской премии мира.

Тибетский наставник лояльно относится к науке. Более того, он считает возможным существования сознания на компьютерной основе.

В 2011 г. Далай-лама 14 заявил о своей отставке от государственных дел. После этого у него появилось больше времени на посещение разных стран, с целью просветительской деятельности.

В конце 2015 г. Далай-лама призвал мировое сообщество к диалогу с террористической организацией «Исламское государство». Он обратился к главам правительств со следующими словами:

«Необходимо слушать, понимать, так или иначе проявлять уважение. Другого пути у нас нет».

За годы своей биографии Далай-лама 8 раз посещал Россию. Здесь он общался с востоковедами, а также выступал с лекциями.

В 2017 г. учитель признался, что считает Россию ведущей мировой державой. Кроме этого, он благосклонно отозвался о президенте государства Владимире Путине.

Не так давно граждане Индии, наряду со многими политическими и общественными деятелями, требовали наградить Далай-ламу 14 «Бхарат ратной» – высшей гражданской государственной наградой, которая была удостоена гражданина неиндийского происхождения только дважды в истории.

Обычный монах

Тэнцзин Гьямцхо считает себя простым монахом. Жизнь его посвящена процветанию буддийского учения и защите свободы своего народа ненасильственными методами. Режим дня его обычно такой:

  • подъём утром, в 4;
  • медитация;
  • чтение молитв;
  • приём посетителей;
  • деловые встречи;
  • религиозные ритуалы;
  • учебные мероприятия;
  • вечерняя молитва.

Далай Лама XIV принимает тайских монахов в своей резиденции

Путешествия занимают значительное место в расписании этого удивительного человека — он посетил пятьдесят стран, поэтому в индийской резиденции его встретишь не часто. Тэнцзином Гьямцхо написано много философских трактатов, статей, автобиографических произведений. Многие его высказывания стали крылатыми.

Как и у любого человека, у Далай-ламы есть свои увлечения, например, садоводство. Также он любит повозиться с ремонтом часов, в молодости самостоятельно отремонтировал прожектор, не имея на руках никаких технических документов к нему. Он считает, что если бы ему не случилось стать монахом, он обязательно стал бы инженером.

Трудности юного Ламы

В 1950 году юному ученику переходят все политические полномочия по управлению страной. Тем временем Тибет переживает не самые лучшие времена – коммунистический Китай наступает на его территории и намерен подчинить себе местный народ. Пятнадцатилетний мальчик стал полноправным правителем шести миллионов человек, которым грозила страшная война.

Собрав всю волю в кулак, Далай-Лама отправил свои делегации на Запад, в Америку и Великобританию, в надежде рассчитывать на их помощь, ведь китайская армия намного превосходила по численности их собственную.

Но призыв о помощи не был услышан. Год спустя Тибет стал частью Китайской Народной Республики.

Будучи противником насилия в любых его проявлениях, все пятидесятые годы Далай-Лама пытался мирно сосуществовать с завоевателями. В 1954 году состоялись переговоры с правящей элитой Китая, во главе которой стоял Мао Цзэдун, но это не привело к видимым результатам.

Солдаты китайской стороны продолжали гонения на тибетскую часть населения, и в итоге это вылилось в массовое восстание последних, которое поддержали тибетцы на многих территориях. Бунт был жестоко подавлен противниками.

17 марта 1959 года, под покровом ночи, Далай-Лама вместе со своими приближенными был вынужден, скрываясь, бежать в Индию. Индийское правительство предоставило ему и тысячам выходцев из Тибета политической убежище в северном городке Дхарамсала, где Учитель живет и по сей день.

Постепенно тибетская культура возродилась на индийской земле: силами Ламы и его сподвижников была воссоздана учебная система, открыты основные институты. Здесь же расположилось все тибетское правительство в изгнании.

В то время как на родине тибетского буддизма остались лишь крупицы былых храмов, памятников, шедевров литературы, индийский город стал «маленькой Лхасой».

Окрестности Дхарамсалы

Сам городок маленький, его окружают лесистые горы со множеством тропинок. В хвойных лесах много диких обезьян. Неподалёку расположен лагерь Триунд. Это начальная точка для восхождения на перевал Индри, за которым город Манали.

Лагерь Триунд, окрестности Дхарамсалы

Когда хорошая погода, напрямую добраться в окрестные места быстрее, чем ехать на транспорте окружной дорогой. Однако такой период довольно короткий, так как даже в мае у тропинок ещё есть лёд, а на перевале – снег.

Рядом с городом есть Гьюто, тибетский монастырь. В нём расположена резиденция Кармапы XVII. Титул Кармапа третий по значимости в иерархии тибетского учения. Первое и второе места занимают Панчен-лама и Далай-лама.

Кармапа XVII также уехал из Тибета. В монастыре живут ещё полтысячи монахов, изучающие основы буддийской философии и тантру.

Семья и детство

В 1909 году Далай Лама Тринадцатый побывал в деревушке Такцер в северо-восточном Тибете и, изумленный красотой здешних пейзажей, сказал, что желал бы еще раз побывать здесь. В 1933 году он умер. Но желанию усопшего суждено было осуществиться.

В этих холмистых местах, в деревне, возвышающейся над долиной, жизнь не отличалась богатством. Двадцать живущих здесь семей занимались земледелием – выращивали картофель овес, пшеницу.

Спустя 2 года, 6 июля 1935 году, у одних бедных супругов-крестьян родился сын. Это был их девятый ребенок из шестнадцати, но выжить суждено было только семерым. Так, впоследствии у мальчика было четыре брата и две сестры.

Его назвали Лхамо Тхондул, что в переводе с тибетского означает богиню, которая исполняет мечты. Ребенок с женским именем, повзрослев, относился к такому обстоятельству с юмором.

Рождение Лхамо никак не предвещало появления в семье великого человека. Два его старших брата были тулку – реинкарнировавшими ламами, а представить, что в простой семье «перерожденцев» будет трое,  просто невероятно. Но все же было доброе предзнаменование, когда родился младенец – его отец исцелился от серьезной болезни.

О своих родителях он сейчас вспоминает с теплом. Хотя отец и был довольно вспыльчивым, Далай-Лама 14 помнит их как добрейшей души людей. В одной из своих автобиографичных книг он отдает должное своему простому происхождению, ведь благодаря этому он смог понять жизнь бедных выходцев из Тибета, а значит сострадать им и всеми силами стараться, чтобы избавить их от страданий.

Тем временем специальный отряд во главе с регентом отправился на поиски перерожденного Далай-Ламы. В этом помогали видения старшего ламы и множество знаков. Вскоре поисковая группа вышла к монастырю Кумбум, а затем увидела дом, на крыше которого рос можжевельник – здесь и находился будущий Далай-лама.

Чтобы убедиться, что малыш действительно является перерождением, ему устраивают специальную проверку. В частности, из предложенных вещей он должен безошибочно выбрать вещи своего предшественника.

«Мое! Мое!» – приговаривал трехлетний мальчик, схватывая личные вещи и очки своего предшественника среди ряда других вещей. Он выбрал все необходимые предметы, и у поискового отряда совсем не осталось сомнений. Так малыш стал Далай Ламой Четырнадцатым Тензин Гьяцо.

Его родная деревушка была подконтрольна Китаю, и правительство Тибета вело долгие переговоры с местными властями, чтобы разрешить покинуть границы малой родины. Наконец в июле 1939 года Тензин попрощался с родителями, и длинный караван увез его в Лхасу – столицу Тибетской республики.

Трехмесячное путешествие наконец закончилось, но мальчику было нелегко – его, четырех лет от роду, оторвали от семьи, он очень скучал, как сам пишет в своих воспоминаниях.

22 февраля 1940 года торжественной церемонией Тензина официально воздвигли на престол. Но дальше предстояло учиться почти двадцать лет, чтобы получить статус доктора буддийской философии – геше-лхарамбы. В шесть лет Далай-Лама начал обучение наукам по традиционной системе.

Он кочевал из Портала в Нор-бу Линге – между своими резиденциями, зимней и летней. Учеба тем временем не останавливалась ни на день под чутким руководством двух наставников. Друг друга сменяли уроки по искусству и культуре Тибета, логике, медицине, метафизике, философским наукам и другим дисциплинам.

К двадцати четырем годам Лама достиг высот в учении, что доказал на предварительных экзаменах в трех главных тибетских университетах. В 1959 году главный монастырь столицы принял заключительные экзамены у Далай-Ламы.

Утром, днем и вечером он показывал знания в области разных наук тысячам ученых-монахов, отвечал на вопросы, принимал участие в диспутах, что в итоге принесло ему степень геше-лхарамбы.

История Золотой обители Будды Шакьямуни

Обитель Будды Шакьямуни возвышается в самом центре Элисты, находится на улице Клыкова. Ранее на этом месте был завод ЖБИ. После приезда в город индийского лидера буддизма и указания на значимое место постройку было решено снести, построить на освободившейся площади удивительной красоты храм. Строительство началось в 2004 году, заняло 9 месяцев. Проектом руководили Л. Амнинов, В. Гиляндиков, С. Курнеев.

Возведение фасада духовного центра проходило стремительно. Быстрыми темпами облагораживалась прилегающая к месту будущего храма территория, строилось само здание, устанавливались статуи, проводились отделка и различные внутренние работы. Торжественное открытие состоялось 27 декабря 2005 года. Официально самый большой центр буддистов в Калмыкии называется хурулом (буддийский храм в калмыцком ламаизме).

Далай-лама дал имя великому хурулу — Бурхн Багшин Алтн Сюме. На строительной площадке трудились тысячи человек, было задействовано 55 организаций со всего мира. Возведение золотой обители — масштабный проект, на который были выделены личные средства главы Республики Кирсана Илюмжинова, а также деньги из всевозможных фондов. На строительство святыни внесли пожертвования и обычные жители Калмыкии.

Официальная часть церемонии освящения началась на рассвете. Участвовали в обряде только люди, принявши монашество. Остальные верующие наблюдали за происходящим по телевизору. Прямой эфир открытия храма транслировали все местные телеканалы. На грандиозном торжестве присутствовали светские, духовные деятели Бурятии, Тувы, Калмыкии, Москвы, Монголии, Непала. Гостями стали представители иностранных делегаций из европейских и азиатских стран.

Элистинский хурул — самый большой буддийский центр в Европе. Высота основного здания — более 60 метров, статуя золотого Будды превышает 12-метровую отметку. Величие и монументальность главного комплекса Калмыкии говорят о возрождении национальных традиций, духовной культуры единственной буддийской республики в России. Монашеская община трудилась целый год над заполнением белоснежных ступ священными мантрами.

Как на Тибете выбирают Далай Ламу?

Далай Ламу находят, а не выбирают. Считается, что он обладает силой выбирать тело, в которое он перевоплощается. Это означает, что нынешний Далай Лама является реинкарнацией последнего. Поиски возрожденного духовного лидера являются обязанностью Верховных Лам по традиции Гелгупы и тибетского правительства.

Этот процесс может занять несколько лет: потребовалось четыре года, чтобы найти четырнадцатого (нынешнего) Далай Ламу. Поиски, как правило, ограничиваются Тибетом, хотя нынешний Далай Лама сказал, что есть шанс, что он не возродится, и что если он это сделает, его не будет в стране, находящейся под властью Китая.

Чтобы начать поиск, у Верховных Лам может случиться видение или мечта. Если предыдущий Далай Лама был кремирован, они следят за направлением дыма, чтобы узнать, куда он отправляется. Они часто медитируют возле Лхамо Лацо, священного озера центрального Тибета, и ждут видения или указания направления, в котором следует искать. Это связано с верой в то, что дух женщины-хранителя озера пообещал первому Далай Ламе, что она защитит родословную реинкарнации.

Когда эти видения подтверждаются и мальчик найден, проводится серия испытаний, чтобы убедиться, что он – инкарнация. Существует секретный набор критериев, по которым оценивается ребенок. В дополнение к этому основной тест состоит в том, чтобы представить мальчику несколько предметов, чтобы посмотреть, сможет ли он выбрать те, которые принадлежали предыдущему Далай Ламе.

Детские годы и становление ламой

Будущий Далай-лама появился на свет 27 мая 1876 года в восточной части Тибета в местечке под названием Лангдун вблизи деревни Дагпо. По признанию многих, это было живописное место: расположившись недалеко от района Царитра, оно лежало у подножия известной горы Шэнти, которая по форме так похожа на слона в величественной позе.

Родители мальчика были из благородного сословия. Отца звали Кюнга Ринчен, а маму – Лопсан Дрёльма. День, когда у них родился сын, был благоприятным и ясным, а вокруг разом распустились цветы – это было добрым предзнаменованием.

Восточный Тибет

За год до рождения ребенка покинул этот мир Далай-лама XII Тринлэй Гьяцо, а у власти стояли Панчен-лама Тэнпе Ванчук и правитель-регент Тацак Джедрун. Следуя традициям, спустя некоторое время после захоронения учителя, они вместе с советом избранных лам направились на поиски его нового воплощения. Когда совет нашел двухлетнего Нагвана Лопсана и провел несколько испытаний, ни у кого не оставалось сомнений, что перед ними перерожденный Далай-лама.

Так в 1888 году малыша увезли из родного дома во дворец Потал в Лхасе. Пройдя некоторые обряды, например поднесение пучка волос к голове, он получил имя Тхуптен Гьяцо.

Годом позже в особый день мальчика возвели на золотой трон. Торжество сопровождалось вручением предметов, полагающихся главному ламе: драгоценной печати, позолоченных бумаг.

С тех пор Тхуптен принял монашеские обеты начального уровня, перешел к учебе, а его наставниками стали Панчен-лама и действующий регент Тацак Джедрун, который должен был править до того момента, когда мальчик закончит обучение и сможет стать преемником власти.

Но этого не случилось – спустя двенадцать лет правления, в 1886 году, Тацак Джедрун умирает, а его место занимает Дэмо Хутухту. В это время Тибет переживает не самые спокойные времена – назревает конфликт с Великобританией, спустя два года английская армия достигает границ Тибета, но в 1889 году обеими сторонами заключается мировой договор.

Тхуптэн Гьяцо, продолжая обучение, посетил святейшие монастыри Сера и Дрепунг, показал огромные успехи и блистал знаниями. Он участвовал в дебатах, так распространенных среди обучающихся монахов, показывал овладение искусством логики, а главное – постиг философские аспекты всех главных традиций тибетского буддизма: школ Сакья, Кагью, Гелуг, Ньингма.

В 1895 году двадцатилетний юноша завершил обучение, стал монахом и принял все обеты. Дэмо, правивший тогда, ушел в отставку. Был устроен праздник в честь Далай-ламы XIII, ему была вручена серебряная печать – Его Святейшество стал полноценным правителем земли Тибета.

Деятельность миротворца и политика

Верховный лама вел осторожную, но выверенную внешнюю политику и сделал многое для улучшения жизни людей внутри страны. За свои заслуги Далай-лама стал известен как искусный политик, дипломат от рождения и освободитель.

Тибет того времени был задействован в «Большую игру» на рубеже XIX-XX веков, затеянную Великобританией, Россией, Китаем (под властью династии Цинь) и отчасти Японией. В 1904 войска Британии снова осадили «страну снегов» – именно так неофициально называю Тибет – и правитель искал прибежища в странах-союзниках.

Ему была ближе российская сторона, тот переселился в монгольский столичный город, надеясь потом переселиться в Российскую Империю. В Монголии он тесно общался с исследователем земель П. Козловым, российскими учеными, занимавшимися изучением Востока, А. Доржиевым, которые помогали добиться переговоров с русским правительством.

Далай-лама XIII в Российской империи. 1910 г.

Однако правительство отказало в просьбе, опасаясь ослабления собственного влияния, ухудшения взаимоотношений с Китаем, отдаления от Великобритании и помня неутешительные результаты войны с японцами .

Позднее Тхуптен Гьяцо неоднократно посещал Китай, а также собирался наведаться с визитом в Японию, но эта поездка в последний момент отменилась. В ходе одной из встреч с представителями китайского правительства ему разрешили вернуться в Тибет. Однако это продолжалось недолго – из-за угрозы со стороны Китайских войск Его Святейшество перебрался в индийскую колонию английского дворца.

Все изменилось в начале 1913-го: в Цинской Империи произошла Синьхайская революция. Благодаря ей Его Святейшеству удалось снова сделать тибетскую землю независимой и вернуть ей суверенитет. Это событие стало невероятно значимым в тибетской истории, а Его Святейшество сделало выдающимся дипломатом.

Затем он захотел соединить воедино свой народ и выдвинул концепцию «Большого Тибета». Она предполагала объединение всех земель, на которых проживали тибетцы. Тибетский правитель перешел к внутренней политике. Он сделал многое для улучшения жизни внутри страны и ее населения:

  • укрепил дисциплину в духовных кругах: строго запретил для монахов табак, опиум, алкоголь, игры;
  • увеличил число государственных чиновников, дабы не сосредотачивать большую часть власти среди монашества;
  • заставил «государственных мужей» облачиться в тибетскую одежду;
  • издал антикоррупционное законодательство;
  • создал полицию;
  • упорядочил транспортный налог;
  • снизил проценты по займам;
  • модернизировал армию Тибета, используя консультации специалистов из России, Японии, Англии;
  • ввел использование телеграфа, электричества и автомобилей;
  • начал печатать купюры, марки.

Несомненно, при Далай-ламе XIII Тибетское государство перешло на новую ступень своего развития.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Алипаф
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: