Зачем славяне делали чаши для вина из черепов своих врагов

Смерть святослава игоревича - гибель князя от рук печенегов в 972 г

Что символизировали лжица, звездица и копие в разные века?

С распространением антиохийской традиции Литургии, которые в Константинополь принесли святители Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, многие литургические предметы стали обретать символические наполнения, а на действия в евхаристическом служении стали смотреть как на священные мистерии.

Вскоре Потир стал восприниматься как символ Богородицы, давшей от Себя кровь Спасителю. Дискос первично представлялся престолом Превечного, а затем – вифлеемскими яслями, в которые положен был Богомладенец. Соответственно, звездица, которая охраняла от прикосновения к Агнцу тканей покрова над дискосом, стала означать звезду, указующую для волхвов место явления Христа.

Копие, как упоминалось выше, стало символом орудия прободания Спасителя на Голгофе. А лжица означала клещи, которыми в уста пророка Исаии положен был особый духовный уголь пророческого слова.

Независимо от форм сосудов, они сохраняли свой символизм через века.

Дискос, как можно видеть на мозаике Софиевского собора в Киеве, приобрел ножку, что послужило удобству брать тарель со стола. И теперь с этой ножкой дискос стал еще и указывать на двойственную природу Христа: Бог и Человек.

Двуручный кувшин иногда преобразовывался в двуручную чашу. Такие можно видеть в Новгородском Софиевском соборе и в соборе Сан-Марко в Венеции, привезенные туда из Константинополя.

Двуручная чаша (кратир) из собора св. Софии. Новгород. XI век

Формы потиров со временем становились все более изысканными и на все более высоких подставках. Они соответствовали эстетизму своего времени. Украшались драгоценными камнями, эмалями, финифтью, филигранью, чеканкой и гравировкой.

Двуручный конусоидальный потир XI века

Двуручный потир X века

Не менее богатыми становились и другие литургические предметы.

Однако, если такие богатые сосуды были в величественных соборах и знатных монастырях, то в русских скитах и бедных монастырях могли служить на деревянных потирах и дискосах. На сельских приходах не могли себе позволить ничего дороже оловянных евхаристических наборов.

И сегодня самым распространенными литургическими сосудами являются латунные вызолоченные чаши, дискосы, звездицы и лжицы.

Для Церкви осталось самым важным то, что эти сосуды вмещают. И хотя Церковь старается, ради почтения Евхаристической Тайны, украсить эти сосуды, но памятует, что никакими земными богатствами невозможно выразить величие Того, Кто Своими Телом и Кровью истинно освящает и литургические предметы, и верных рабов Своих, соединяясь с нами, как вечная Жертва за каждого и как любящий Собрат, отдающий в наши вены Свою Кровь жизни вечной.

Военная символика: пираты и десператы

В среде военных и преступников череп имел амбивалентное значение. С одной стороны, это знак устрашения, с другой — символ бесстрашия и готовности погибнуть в бою. Поэтому его носили головорезы и те, кто позиционировались как штурмовики-десператы («отчаянные»).

Ставший сегодня популярным атрибутом детских утренников «Веселый Роджер» когда-то наводил страх на честных мореходов. Однако в реальности у пиратов не существовало общего флага — странно было бы ожидать, что разномастные морские разбойники решат использовать единую символику. Вариантов «Роджера» было множество: черепа в профиль и анфас, с песочными часами (как мы помним, барочный символ скоротечности жизни), с перекрещенными саблями. На флаге Эдварда «Черной Бороды» Тича скелет с такими часами целился копьем в человеческое сердце. Наиболее «классический» на сегодняшний день пиратский флаг принадлежал пирату Эдварду Инглэнду, который бесчинствовал в Индийском океане в XVIII веке.

В том же столетии череп с костями появился на обмундировании сухопутных войск. Его изображение присутствовало на форме прусских «гусар смерти» из армии короля Фридриха Великого, 17-го уланского полка британской армии, брауншвейгских гусар (добровольческий корпус герцога Брауншвейгского, выступавший против Наполеона). В русской армии символ возник впервые на киверах 1-го конного полка Санкт-Петербургского ополчения.

Какие евхаристические сосуды и дискосы использовали после эдикта царя Константина?

Евхаристическая чаша. Конец V века

После эдикта Константина Великого, позволившего христианам быть наравне с язычниками, христианские общины стали открыто совершать богослужения и строить свои храмы. Стала формироваться литургическая жизнь, а с ней и литургические предметы. Провинциальные префекты и сам император щедрой рукой дарили церквям дорогие евхаристические сосуды. Это отразилось в Житии святителя Николая Мирликийского.

Чаши имели вид императорских кубков и часто были конической формы. Дискосы напоминали обычные тарели. Это было понятно, поскольку почти всегда покупались у ювелиров обычные чаши и тарели, которые могли бы быть в использовании у богатых людей при застольях.

Дискос. VI век

С увеличением паствы в провинции стал появляться обычай причащать Кровью Христовой из Евхаристического кувшина.

Евхаристический кувшин. VIII век

Исследователи-литургисты полагают, что кувшины стали использовать из-за неимения чаш бедными общинами. И то вино, которое приносили христиане в кувшинах, в кувшинах же, как полноту приношения, и использовали во время Евхаристического служения.

Позже такой кувшин стали изготавливать или из полудрагоценных камней искусной работы с изображением христианских символов, или из драгоценных металлов, реже — из золоченной через огонь меди. Эта традиция стала популярной в монастырях, поскольку часто после Литургии диакон разносил Причастие отшельникам, и кувшин оказался для этого весьма практичным предметом, тогда как священный Хлеб заматывали просто в чистый плат.

Надо оговориться, что по традиции, почти до Х века верные испивали Кровь Христову прямо из литургической чаши или из упомянутого кувшина. Тогда как Пречистое Тело подавалось им в руки, а позже — в платы на руках, и они самостоятельно его принимали с благоговением прежде касаясь им глаз, чела, а потом потребляя внутрь.

В Церквях Восточных с VII века стала распространятся традиция причащать из лжицы. Однако подавали в ложечке только Кровь Христову (такой обычай сохранился теперь у коптов). С Х века стали погружать Хлеб в чашу с Кровью и подавать напитанные части Тела лжицей.

Католики в спорах с православными критиковали обмакивание освященного хлеба в чашу. Кардинал Гумберт в трактате «Против греческих злоупотреблений» писал: «Иисус не клал хлеб в чашу и не говорил апостолам: «Примите и ядите ложкой, сие есть тело мое»… Обмакнутого хлеба Господь не предложил никому из учеников, кроме Иуды предателя, чтобы показать, кто предаст его». Т.е. латины стали увлекаться историзмом события Тайной Вечери.

Из контркультуры в (некро)гламур

Во второй половине ХХ века череп шокировал публику в качестве эмблемы агрессивных субкультур: байкеров, скинхедов, панков, но в новом тысячелетии он утратил свою инфернальность и элитарность. В 2010 году мотоклуб «Ангелы Ада» подал в суд на модный дом Александра Маккуина из-за копирования своей айдентики — черепа с крыльями — в дизайне вещей. Адвокат байкеров утверждал, что проблема не только в деньгах: членство в клубе предполагает право на ношение символики, которым не обладают «самозванцы». Модный дом урегулировал дело, отозвав продукцию из магазинов, однако стратегически субкультуры проиграли моде.

Как выглядела чаша Христа на последней Пасхальной Вечере?

Итак, знаем ли мы, как выглядела чаша, которой пользовался Христос во время последней ритуальной Пасхальной Вечери? Конечно же, нет! Ведь в ту эпоху чаши уже имели довольно разнообразные формы и изготавливались из различных материалов.

Бедняки пользовались, в основном, керамической посудой. И для некоторых стало искушением думать, что у Христа в руках должна была быть чаша именно из глины, поскольку он был бедным проповедником.

Но давайте вспомним, что Спаситель вошел в дом человека, который устроил им трапезу в горнице, на горе Сион.

Сион в Иерусалиме был кварталом самых богатых людей, там жили иудейские вельможи. И Сионская горница расположена по соседству с дворцами Ирода Великого и Первосвященника.

А в доме богатого человека, наверняка, была богатая посуда. Это могло быть и цветное стекло, могло быть и серебро, столь любимое израильтянами того времени. Но могла быть и каменная посуда. Да, да, именно каменная. Дело в том, что у евреев считается: подлинно кошерная пища — только в каменных сосудах, которые могли позволить себе исключительно богатые религиозные люди.

При некоторых серьезных реконструкциях Тайной Вечери, при участии авторитетных археологов, предполагалось, что кувшин для вина был каменным, а ритуальная чаша – серебряная, глубокая, на невысокой круглой подставке. При этом вовсе необязательно, чтобы хлеб клали на какой-то поднос — скорее всего, он лежал стопкой прямо на столе среди других, ритуальных для пасхальной трапезы, блюд.

Все началось с охотников за черепами

Голова врага, пусть даже и мертвого, была сакральным предметом, и овладевший ей получал жизненную силу, ум и храбрость противника. Почитание головы и наделение её колдовской силой появилось на территории России еще во времена позднего палеолита (12 000 лет назад), но было распространено и среди населения Европы – от Пиреней до Кавказа. Археолог из Чехии Карел Скленарж считает, что в этот период существовал целый культ черепов и были целые племена «охотников за черепами», которые использовали их в жутких религиозных культах.

На территории России известны захоронения так называемой «ямной» культуры, жители которой, по всей вероятности, и были предками славян – об этом говорят последние исследования генетиков. Во всяком случае, среди них был распространен тот же субклад, что и распространен у 50 % современных русских, – об этом в своих работах писал генетик Анатолий Клесов. Люди «ямной культуры» жили вдоль Днепра и вдоль Дона около 5600– 4300 лет назад, и в их захоронениях были найдены украшенные человеческие черепа.

Этнограф Д. А. Ляпин в «Очерках этнографии Верхнего Подонья» высказывает предположение, что именно с культа черепов берут свое начало многие суеверия, связанные с головой, волосами и даже с головным убором. При этом нельзя сказать, что предки славян отличались этим от других племен – подобные культы были распространены в азиатских степях, на Алтае, на территории Турции и Израиля.

Отрезали головы врагами и древние кельты, но при этом они проделывали то же самое и с головами предков – они вешали их на стены и поклонялись им, прося удачи и богатства.

Мир был жесток и ужасен. И скифы, и сарматы и предки славян верили, что голова человека наделена непонятной сакральной силой, некоей жизненной энергией, которая и дает ему жизнь. Завладев головой врага, победивший воин, верил, что теперь он обладает и годами жизни поверженного противника.

Какими были литургические сосуды во время первых христиан?

У нас весьма смутные представления о том, на каких сосудах совершались евхаристические приношения во время Вечерь Любви первыми христианами, но на катакомбных фресках присутствует изображение посуды, похожей на глиняную. Угадать же, есть ли на этих изображениях  священных симпозиумов литургические сосуды, сегодня трудно.

Агапа. Рим. Катакомбы Домициллы. III век

Вообще-то установившееся название евхаристической чаши «потир» говорит нам не столько о чаше, сколько о предмете для питья. Именно так доподлинно переводят с древнегреческого это слово. И потому допускает любую углубленную форму, из которой можно испить.

Однако историки не исключают, что еще в катакомбные времена христиане пользовались для служения Евхаристии сосудами из драгоценных металлов или изготовленных из почитаемых римлянами камней (оникса, агата, алебастра, порфира и мрамора).

Можно говорить, что к IV в. форма литургической чаши уже сформировалась и стала популярной: кубок на высокой ножке. Со времен первохристианских собраний стал использоваться и дискос (тарелка) для Хлебопреломления. По всей видимости, он изготавливался также из дорогих материалов, наравне с чашей.

Это были священные предметы, которые покупались в складчину и могли служить не одному поколению христиан. За ними часто охотились доносчики в периоды гонений на последователей Назаритянина — как за единственной достоверной драгоценностью общины.

Христиане мало задумывались над Тайной Вечерей как об историческом событии. У них не было потребности реконструировать произошедшее во времени. Христос и Его Евхаристия были всегда для них современным событием, в котором они участвовали — не просто в воспоминании, а в ожидании подлинной встречи с Учителем. Потому христианам по-настоящему дороги были не сосуды, а содержимое их: Тело и Кровь Христа. Они не задавались вопросом исторической правды, а переживали радость реального Приобщения Тайной Вечере.

Когда и почему возникла традиция причащать лжицей?

Традиция причащения лжицей, видимо, не была связано с появлением каких-то новых представлений о личной гигиене. Напротив: так проявлялось развитие более почтительного отношения к Евхаристии и создавало удобство при большом наплыве желающих Причаститься. Ведь теперь уже не было нужды дважды подходить за Причастием, а подавалось все единожды полноценно.

Ко всему прочему, в отличие от латинской традиции, которая заостряла внимание на страданиях и смерти Христовой, и потому во время Причастия подавался Хлеб пресный, т.е. хлеб скорби, символ мертвого Тела, Восточная Церковь сформировала свое отношение к веществам Литургии через богословие

Для Церквей Востока Литургия стала явлением Пасхи Воскресения, и Хлеб литургический был «живой» — сквашенный, хлеб радости. Логично, что с таким богословием Тело должно для верных видимым образом соединяться с Кровью в знак восстановления жизни — Воскресения. Потому Тело стало погружаться в Чашу и подаваться оттуда ложечкой.

Сама ложечка для Причастия называлась не «ложка», «кохлеар», а «лабуда», «клещи» — в напоминание о раскалённом угле, который клещами был вложен  в уста пророку Исаие (Ис. 6,7).

Интересно, что первые формы таких лжиц напоминали настоящие ложки, довольно большого размера. Вплоть до XVIII века, даже когда лжицы стали меньшими, они оставались довольно глубокими, чтобы подавать причастникам достаточно Вина с Хлебом.

Лжица. XVII век

В середине XII века, когда обычай ещё считался нововведением, наряду со лжицей стала появляться другая традиция: испивать из Чаши посредством специальной серебряной трубочки. Особенно быстро распространился этот обычай в Африке и в Испании. Но он не прижился и такие трубочки превратились в музейную редкость уже в XIV столетии.

Встречал мнение, что такие причастные трубочки появились значительно раньше и предполагают, что они могли быть даже в VI веке. В частности, в Западной Церкви.

Мало кто знает, но в IV веке считалось литургическим предметом также и ситечко для вина. Его тоже изготавливали из серебра или другого ценного материала и пользовались для наливания вина в Евхаристическую чашу.

Клад Сионского монастыря: потиры, кадильницы, дарохранительница, на переднем плане ситечко для вина

Дело в том, что раньше к Литургии христиане приносили и свое вино, и испеченный ими хлеб. И вино часто было не самого высокого качества, а значит и чистоты. Потому ситечко было необходимо, чтобы в чаше вино оказывалось очищенным от примесей. 

Наряду с чашей для евхаристического служения использовали кувшин вплоть до XIV века, а фреска Евхаристии в афонском монастыре  Ставроникита, дает нам понять, что и в XVI веке на Афоне могли использовать кувшин для Причащения.

Таким образом, лжица вовсе не был повсеместно распространенный предмет, и использование кувшина предполагает причащение под двумя видами: Хлеба и Вина отдельно.

О преломлении и разрезании Хлеба, или Почему возник нож?

Ножик для разрезания и разделения Хлеба стали использовать довольно давно. В Константинополе им пользовались уже с начала VIII века. До этого времени Хлеб только преломляли. Потому его при испечении сверху глубоко надрезали крестообразно, чтобы потом было удобно разламывать на первичные четыре части.

А поскольку Проскомидия (Протесис) оформилась довольно поздно, то  ножик (копие) там стал употребляться сразу с обычаем использовать просфору не полностью, а для вырезывания Агнца изнутри.  Древнейшим  упоминанием об антидоре, а значит о вырезывании Агнца из круглого хлеба, можно считать свидетельство «Изъяснения на литургию» Германа Константинопольского по списку ХI века.

На Охридской фреске ХI века в Софиевском соборе в сцене служения святителя Василия Великого можно видеть, что на дискосе лежит еще круглый хлеб. Но на мозаике Киево-Софиевского собора хорошо заметно изображение в сцене Евхаристии на святой  трапезе  нож!

Евхаристия. Мозаика Софии Киевской. XI век

А на мозаике Евхаристии Михайловского Златоверхого монастыря (ХII век) мы можем видеть и нож, и лжицу, и звездицу. Впрочем, звездица видна и на Киево-Софиевской мозаике.

На фреске Кирилловской церкви в Киеве (ХIII век) в Евхаристии заметна также кисточка для пометания крошек с трапезы и дискоса.

Коль упомянута звездица, то следует заметить, что этот литургический предмет был точно известен в V века и обнаружен в кладе Сионского монастыря (VI век) с другими сосудами. Интересно, что звездицу тогда часто крепили непосредственно на дискос и делали несъемной.

Головы накалывали на копья и шесты

Был у древних славян еще один жуткий обычай – они насаживали головы мертвых людей на копья и выставляли их на частоколы. Описание подобного «забора» сохранилось в русских народных сказках и в описании славянских племен у греческих авторов. Причем, посвящённые греки считали, что славяне выказывают таким образом врагам свою надменность и кровожадность. Однако этнографы видят в этом прежде всего некую религиозную функцию, отделение таким страшным, чудовищным частоколом своей «светлой» земли от вражеской – потусторонней и темной. Охранную магическую силу несли у славян и чаши-черепа; считалось, что они защищают своего владельца.

« «Мастер и Маргарита»: что исследователи обнаружили в оригинальной рукописи романа

Чаша Тайной Вечери: священная или мифическая?

С рыцарских времен стало популярным привозить в огромном количестве в Европу реликвии. Они, к сожалению, стали не только привозиться, но и фальсифицироваться. И это позже стало ставить Церковь в сложное положение: народное благочестие требовало почитания предъявленной святыни, а епископат избегал официально признавать реликвии подлинными. И в большинстве случаев епископы были правы.

Именно в то время возникла коллизия: появилось несколько чаш, которые назывались «Чаша Тайной Вечери».

Эти чаши стали ассоциироваться с легендарным Граалем, который из кельтских мифов перекочевал на Круглый стол мифического короля Британского острова — Артура. Позже появилась легенда о том, что праведный Иосиф Аримафейский принес эту чашу, которую держал в Своих руках Спаситель на Тайной Вечере, в английский город Гланстонбери, где она находится на дне какого-то колодца. Ко всему прочему, появилось поверие, что в эту же чашу Иосиф Аримафейский собирал и кровь Распятого.

Можно рассматривать еще множество легенд по поводу Грааля. Но вопрос о чаше Тайной Вечери возник в связи с тем, что чашу стали реконструировать и использовать в качестве литургического потира.

Черепа от Средневековья к Новому времени

Один из самых известных черепов иудеохристианской культуры принадлежит первому человеку. Согласно библейской истории, созданный из красной глины Адам после смерти обернулся в прах, и его останки были упокоены под Голгофой. Кровь распятого Спасителя просочилась в недра горы, смыв с черепа Адама первородный грех и даровав ему жизнь вечную. Именно поэтому в основании многих распятий изображают череп праотца, как это сделал, например, (у ног Иисуса находится собственно святой Франциск Ассизский). В целом мертвая голова — важная деталь в иконографии аскетов и отшельников. Например, святых Иеронима и Франциска часто рисовали погруженными в созерцание черепа.

В европейском позднем Средневековье и Ренессансе тема смерти составляла основу макабрических сюжетов, где главную роль играли полуразложившиеся тела и скелеты. Один из самых известных макабров — «пляски смерти», хоровод мертвецов, играющих на музыкальных инструментах. Истинный великий уравнитель Смерть кружит в танце представителей разных сословий. Этот образ обыгрывали в поэзии, на , фресках и гобеленах, в карнавальных процессиях. Макабрические сюжеты имели назидательную природу (memento mori, «помни о смерти», что также означает: «помни о душе»), но со временем сдвинулись в сторону социальной сатиры.

В эпоху Возрождения мрачные мотивы парадоксальным образом сосуществовали с образами вознесений и триумфов, с мажорными и светлыми ренессансными тенденциями. Обратной стороной прославления человека стало восприятие смерти как чего-то личного, что порождало тоску по уходящей жизни. Этот процесс французский историк Филипп Арьес назвал моментом появления концепта «смерти своей». Тогда же утверждается представление о чистилище, где каждой душе предстоит индивидуально расплачиваться за грехи.

Накануне Реформации католическая церковь начала утрачивать свое влияние

Результатом стало «рождение трупа» — пристальное внимание западноевропейской культуры к образам неживого тела и разложения. Теперь они обозначали не столько надежду на спасение, сколько мучительные сомнения в его возможности, а то и кризис веры

Традиционные культы черепов

Почитание черепа как средоточия человеческой силы — одно из древнейших верований. Оно указывает на осознание людьми своей смертности и уважение к усопшим, которое порой приобретало экзотические для современного человека формы. В архаике части тела служили самым разным нуждам, от почитания предков или боевого трофея до ритуального инструмента, посвященного божествам. И голове отводилась самая важная роль. Археологи периодически указания на древние ритуальные практики — например, раскрашенные охрой остовы на неолитических стоянках, — хотя дискуссии о том, какие религиозные верования могли существовать в доисторические времена, ведутся до сих пор.

Больше известно о культах черепов у кельтов. Согласно Страбону, эти воители сохраняли головы доблестных и знатных противников, а по словам Ливия — делали из них оправленные в золото кубки. Диодор Сицилийский сообщал: кельты «лучшую часть добычи прибивают к стене своего дома, как поступают с добычей охотники». Однако речь шла не только об охоте за головами: кельты верили, что череп является вместилищем духа и через него сила поверженного врага переходит к победителю.

Исследовательница кельтского язычества Энн Росс отмечает:

В религиозных целях человеческие головы также использовали в Индии, где черепа считаются атрибутами бога Шивы и богини Кали. Связанные с символикой смерти ритуалы существуют в некоторых течениях индуизма по сей день, хотя считаются табуированными в других направлениях. Их смысл состоит в нарушении мирских запретов, культивировании бесстрашия и экстремальных формах аскезы. Почитающие Шиву капалики в своих практиках делают акцент на разрушительных аспектах божества (один из его самых грозных титулов — Капалешвара, «бог черепа»). Капалами называют чаши, сделанные из верхней части черепа, которые применяются в тантрических ритуалах. Агхори также проводят молитвенные бдения на шмашанах (местах сожжения трупов) и совершают различные манипуляции с останками.

Применяются капалы и в буддийской тантре. До нас дошли тибетские чаши-черепа, украшенные причудливой резьбой и инкрустированные камнями. Такие сосуды порой изготавливались из головы почившего мудреца, которого считали святым.

Также черепа — важная часть мексиканского культа мертвых, в котором почитание предков сплетается с католической верой. Сегодня на празднике El Dia de los Muertos можно приобрести множество товаров с погребальной символикой, включая детские игрушки и конфеты, а также традиционный «хлеб мертвых», на котором более или менее схематично изображают череп и кости. И хотя на карнавалах символы смерти часто превращаются в сувениры для туристов, мексиканцы сохраняют практики прямого «общения» с умершими. Например, обряд чистки, который состоит в буквальном перемывании костей родных покойников.

Черепа почитали в самых разных уголках света, тогда как форма таких ритуалов была обусловлена этнорелигиозными особенностями соблюдающих их сообществ. Однако по мере распространения и внутреннего развития христианства мертвая голова превратилась из ритуального объекта в символ личной, индивидуальной смерти, ее аффективного переживания.

Зачем они это делали?

О том, что скифы отрубали врагам головы, руки и даже делали из кожи врагов чепраки для коней и колчаны для стрел, свидетельствуют многочисленные сармато-скифские погребения, где находят останки без рук, без голов, а на золотых украшениях скифов встречаются изображения всадников, к седлу которых приторочены головы.

Разумеется, голову врага русские и скифы могли уносить с собой и в чисто практических целях, например, историк Герoдoт Галикaрнaсский, живший в V веке до нашей эры, писал, что «головы убитых в бою врагов скифский воин приносит царю. Тогда… он получает свою долю добычи».

Но были и другие цели, ради которых и скифы и древние славяне отрезали неприятелям головы, ведь голова человека в языческом мире имела древний сакральный смысл.

Трофей или кровавый потир

Христианский писатель и философ Феофан Исповедник, живший в VIII веке, в своих трудах прямо писал о варварском обычае славян делать из черепов врага чашу и пить из нее вино. Он указывал, что так делали славяне, присутствовавшие в лагере аварского хана, а чаша была как бы в насмешку сделана из головы греческого полководца. Этот обычай совпадает с описанием Геродота, которое тот сделал за много веков до Феофана Затворника; – он писал об обычае скифов делать чаши из вражеских голов.

Ученые из Осетинского госуниверситета Алан Акимович Сланов и Сергей Борисович Бурков в статье «Значение обрядов обезглавливания и скальпирования в скифской военной культуре» указывают даже технологию изготовления чаши: сначала верхушку черепа спиливали «до бровей» и вычищали, а затем украшали черепа кто чем мог, богатые – золотом, а бедняки – обтягивали воловьей кожей. Очевидно Феофана Затворника поразила именно эта деталь – делать чашу для вина, которую используют в особых, и быть может, религиозных случаях из человеческого черепа святой посчитал страшной насмешкой над Евхаристией, ведь только дьявольский разум мог догадаться так поступать с человеческим телом.

Этот варварский обычай долго сохранялся среди азиатских кочевников. Известно, что из головы убитого врагами теленгетского хана Мивоты была сделана ритуальная чаша. Очевидно, что пьющие из этой чаши, так же как и древние славяне, надеялись получить силу хана и его славу.

Не избегали подобной участи и русские князья – например, в 972 году убитый печенегами князь Святослав был обезглавлен, а его голова стала ритуальной чашей печенежского хана.

Популярное за 7 дней

Спецпроект портала «Православная жизнь»: О гонимых братьях наших помолимся
21.04.23 23:43

Как правильно готовиться к причащению Тела и Крови Христовых на Светлую седмицу
19.04.23 20:27

Как перестать раздражаться?
21.04.23 19:24

Обычай оставлять еду на могиле покойного – это язычество?
26.04.23 09:32

Что значит «Мир во зле лежит»?
19.04.23 13:21

Радоница. Смысл поминовения и советы святых, как молиться
25.04.23 12:16

Так когда же «время жить и время умирать» и что надо спасать в тяжкие дни. Часть 2
20.04.23 10:48

Реальность и возможность чудес. Размышления для современного человека
19.04.23 15:37

День за днем. Священномученик Сергий Родаковский. 21 апреля
21.04.23 08:30

Какое значение имеет возглас «Христос Воскресе»?
20.04.23 10:26

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Алипаф
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: