Свальный грех
Самым сладострастным торжеством языческой Руси можно признать празднование Ивана Купалы, когда вся деревенская молодёжь сначала проходила обряд очищения огнём, а затем отправлялась на поиски цветущего папоротника.
Стоит отметить, что в лесу уединившиеся парочки, а то и группы друзей, занимались не столько поисками, сколько предавались плотским утехам, то есть свальному греху.
Этим же всегда завершались традиционные свадебные «скакания», входившие в брачный древний ритуал. В ходе этого обряда вся приглашённая на праздник молодёжь собиралась в доме жениха и после вкушения еды становилась в хоровод и начинала синхронно скакать, напевая непристойные песни. Девушкам следовало прыгать так высоко, чтобы поднимавшаяся юбка соблазнительно оголяла их нижнюю часть тела. Устав от танцев, все предавались групповым оргиям.
Умерщвление родственников
Как бы дико это ни звучало, но славяне могли со спокойной душой собственными руками убить своего родственника. Например, если в семье было слишком много дочерей, то мать могла убить новорожденную дочку, но при этом она обязана была сохранить жизнь сына. Мальчики ценились намного больше, ведь они быстрее могли стать помощниками по хозяйству и защитниками.
Был у славян и более жестокий обычай. Дети умерщвляли своих старых родителей, если они не могли больше выполнять работу по дому и в поле. Так что в большинстве своём больные и немощные старики и старухи не доживали свой век, мирно почивая на печи, а были убиты собственными детьми.
Идолы и капища
Первыми от крещения пострадали многочисленные идолы – деревянные скульптуры древних богов. Вероятно, начни Владимир не с этого, сопротивление новой религии было бы меньшим. Ведь некоторое время назад князь провел реформу языческого культа и воздвиг в столичном Киеве капище с идолами славянских богов. А зачатки христианской веры, введенные прежним князем Ярополком, нещадно выкорчевывались.
Такой разворот на 180 градусов в религиозной политике оценили далеко не все. Русичей не просто крестили – православие насаждали буквально огнем и мечом, сжигая идолов и разрушая капища. Церкви ставили прямо на них, считая, желая этим хоть как-то смягчит нововведения. Есть мнение, что католическая традиция скульптур так и не прижилась в России именно из-за запрета на идолов, веками укоренявшегося в головах.
Мировоззрение славян
В основе мировоззрения древних славян лежала идея мира как единой системы, все части которой взаимосвязаны и взаимозависимы. Люди жили в единении с природой, считали себя её частью. Своеобразной энциклопедией мироздания, которая содержит ответы на все вопросы, для славян были Веды. Ведические писания — это первооснова бытия, объясняющая смысл мировоззрения и духовного роста. Иерархию славянских Богов возглавлял огонь Света и космоса. Животворящий лик солнца был очень важным для древних славян, они называли его Ра.
Справка! Не стоит забывать, что славяне были не чужды и человеческим жертвоприношениям.
4.1. Характер верований языческой религии древних славян
В основе религиозных верований древних славян был культ природы и культ предков. Единого Бога у славян не было, каждое родовое племя могло поклоняться как общим Богам, так и своим собственным. Языческая культура славян полнится различными именами высших сил, отвечающими за определенные процессы или явления мира.
Наиболее известные из божеств и богов древних славян:
- Перун — один из Верховных Богов, громовержец;
- Велес — скотоводческий Бог, Бог богатства;
- Сварог — отец других божественных созданий, Бог огня и неба;
- Макошь — Богиня судьбы, воды и плодородия, олицетворение женского начала;
- Лада — Богиня любви и красоты, покровительница урожая;
4.2. Вселенная древних славян
Вселенную древние славяне представляли в виде многоступенчатой модели, в которой существовало три мира. Они располагались друг над другом. В центре миров находилась Земля, а под ней — «исподний» мир мёртвых. Над землёй находились 9 частей небес, каждая из которых имела своё назначение. В одной части небес обитало солнце, в другой — луна, в третьей — запасы воды. Седьмое небо небес называлось твердью, за ним, по преданиям славян, находился рай.
В «Велесовой книге» все три части Вселенной имели свои названия. Верхний мир звали Правью, средний — Явью, а нижний — Навью. Все миры, Явь, Навь и Правь, объединяло Древо Жизни. Мир людей находился в дупле дерева, а ветви уходили высоко в небеса.
Важно! Напомним, что «Велесова книга» была признана фальсификацией 19 или 20 века.
4.3. Периодизация развития славянского язычества
Славянское язычество в древности формировалось в несколько стадий.
Первую стадию развития древнеславянского единства историки относят к каменному веку. В то время существовал лунный календарь, а в языческой религии господствовал культ природы. Вторая стадия связана с изготовлением идолов и человеческими жертвоприношениями. Её ещё называют эрой Сварога — божества неба и огня. Период характеризуется установлением патриархата, культа Рода и Рожаниц, а также культа предков. Происходит укоренение языческих традиций и обрядов. Третья стадия называется эрой Дажьбога, в то время люди верят в животворящую силу Солнца. Складывается культ Перуна, оформляются лики и функции других божеств славянского пантеона.
Основным занятием восточных славян было пашенное земледелие. В хозяйствах люди разводили домашний скот: коров, овец, лошадей. Большим подспорьем были промыслы: рыболовство, охота, сбор дикого мёда, ягод и грибов. Восточнославянские племена были язычниками, единого Бога не существовало. Они верили в пантеон Богов, который был многочисленным. Каждое племя почитало общих богов и своих собственных. У одного племени самым почитаемым был Перун (бог грома и молний), у другого — Ярило (бог солнца), у третьего — Стрибог (бог ветров), у четвертого — Велес (бог скотоводства), у пятого Мокошь — (богиня земледелия).
Славянское неоязычество
Все-таки, даже спустя тысячелетие, полностью «вытравить» из народа культурное наследие не удается. Славянское неоязычество (или родноверие) остается – и в последние годы становится все более популярным – у нас в стране. К сожалению, порой оно приобретает не самые лучшие политические окрасы, такие как антисемитизм и национализм. Но, если откинуть эти «гримасы современности», то в самой идее почитания предков и веры в природу нет ничего плохого. Согласны?
Что почитать:
Гаврилов Д. А., Ермаков С. Э. «Древние боги славян»
Амельченко В. В., Глинка Г. А., Максимов С. В. «Вера и верования русского народа»
Брайчевский М. «Утверждение христианства на Руси»
Обряды жертвоприношений
Во времена язычества древние славяне нередко приносили в жертву не только животных, но и своих соплеменников. Поводы для жертвоприношений были разными: голод, неурожай, стихийные бедствия. Например, в «Слове о маловерии» было сказано, что в XIII веке славяне сжигали ни в чём не повинных людей из-за отсутствия урожая и дождя, а в «О посте к невежам в понеделок» говорилось о принесении в жертву младенца путём разбивания его головы о камень.
Не щадили наши предки и инакомыслящих. Вскоре после того, как на Русь пришло христианство, язычники стали бороться с почитателями нового бога. Они отлавливали христиан и убивали их по жребию, считая, что это доставляет удовольствие их богам. Так, христианских пленников сажали верхом на лошадь, а саму лошадь привязывали за ноги к столбам. После всадника и коня сжигали живьём.
Велесова книга
При разговоре о русском язычестве нужно всегда понимать, что эта система представлений реконструируется по данным языка, фольклора, обрядов и обычаев древних славян. Ключевое слово здесь — «реконструируется».
К сожалению, с середины прошлого века повышенный интерес к теме славянского язычества стал порождать как малодоказуемые околонаучные исследования, так и откровенные подделки.
Самой известной мистификацией является так называемая «Велесова книга».
По воспоминаниям сына ученого, в своем последнем выступлении на бюро отделения академик Борис Рыбаков сказал: «Перед исторической наукой стоят две опасности. Велесова книга. И — Фоменко». И сел на своё место.
В подлинность «Велесовой книги» до сих пор верят очень много людей. Это не удивительно: по ней история русичей начинается с IX в. до н. э. от праотца Богумира. На Украине изучение «Велесовой книги» даже включено в школьную программу. Это, скажем мягко, поразительно, поскольку подлинность этого текста не признается академической общественностью даже больше, чем полностью.
Во-первых, множество ошибок и неточностей в хронологии, во-вторых — несоответствие языка и графики заявленной эпохе. Наконец — просто отсутствует первоисточник (деревянные таблички).
По признанию серьезных ученых «Велесова книга» является мистификацией, созданной предположительно русским эмигрантем Юрием Миролюбовым, который в 1950 году в Сан-Франциско опубликовал её текст с так и не продемонстрированных им табличек.
Известный филолог Анатолий Алексеев выразил общую точку зрения науки, когда написал: «Вопрос о подлинности «Велесовой книги» решается просто и однозначно: это примитивная подделка. В защиту её подлинности нет ни одного аргумента, против её подлинности приведено множество аргументов.»
Хотя, конечно, приятно бы было иметь «славянские Веды», но только подлинные, а не написанные фальсификаторами.
« Какие тайны хранят русские летописи
Общего «язычества» на Руси не было
Итак, до принятия христианства у восточных славян, по-видимому, существовали верования в различных духов, «демонов», связанных с природными объектами, стихиями, душами предков и мёртвых. Эти представления и обряды, с ними связанные, не были систематизированы, сильно различались от местности к местности. Почитание каких-то богов, туземных или иноземных, будь то Перуна, Велеса и т.п., никогда не было общим для всей древней Руси. Религия скандинавской правящей верхушки (если таковая на Руси когда-то была) не оставила следов на Руси (кроме какого-то количества амулетов – молоточков Тора – в захоронениях). Не было «русского язычества» как комплекса взаимосвязанных мифологических представлений и религиозных обрядов.
« Зачем эскимосы при знакомстве дают подзатыльник человеку
Збручский идол: история одной мистификации
О развитой системе религиозных представлений, культа, храмового жречества у славян есть только поздние и локальные свидетельства. Они относятся к поморским славянам, у которых в XI-XII вв. была развитая языческая государственность, павшая под германской экспансией. У славян на острове Руяна (Рюген) в храме Аркона стоял украшенный золотом и серебром четырёхликий идол бога Святовита, которому, если верить немецким хронистам, в жертву приносились христианские пленники (немцы). Но вправе ли мы переносить это сравнительно позднее явление на Русь IX-X вв.?
В 1848 году в пограничной между Российской и Австрийской империями реке Збруч на Западной Украине был найден каменный идол. Его лики тоже ориентированы на четыре стороны. Изображения расположены в три яруса. Это, по мнению большинства исследователей, символизирует три мира: небесный, земной и подземный.
Без достаточных доказательств, по одному лишь факту находки, идол объявлен древним славянским и в таком качестве обычно описывается в литературе. Есть много возражений против этой традиционной трактовки. Ничего, что указывало бы на конкретную этническую принадлежность скульптуры, в Збручском идоле нет. Между тем, деление на три мира было очень хорошо развито в германской и в тюркской мифологии. Что касается славянской мифологии, то у нас слишком мало данных на этот счёт.
Самое же главное, что у Збручского идола нет никаких аналогов. Если языческая религия на Руси была как-то связана с регулярным сооружением и почитанием каменных кумиров, то таких находок, подобно скифским и тюркским «каменным бабам», должно быть немало. Но Збручский идол уникален. Невольно закрадывается сомнение, не подделка ли это? И такая версия есть. Рядом с местом находки в то время находилась усадьба известного польского романтика, любителя славянских древностей Тимона Заборовского.
Можно вспомнить в этой связи, что чешский славист Павел Шафарик в своих изданных незадолго до того «Славянских древностях» приводит в качестве славянских культовых фигурок немало выявленных позднее подделок. Короче, нет доказательств, что Збручский идол – славянский культовый объект и относится к давнему времени.
Святилища и жрецы в язычестве Древней Руси
У славян была сложная система языческих верований и столь же непростая система культов. У «малых» божеств не было жрецов и святилищ, люди молились им по одному или собирались семьями, общинами, племенами. Чтобы почитать «высоких» богов, собиралось уже не одно племя, люди создавали специальные храмовые комплексы, выбирали жрецов, способных общаться с божествами.
С давних пор славяне выбирали для своих молений горы, особым почитанием в язычестве Древней Руси пользовались «лысые» горы, на вершинах которых не росли деревья. На верхушке холмов устраивали «капища», то есть места, где устанавливали капь – идола.
Вокруг капища насыпали вал, формой напоминавший подкову, по верху которого жгли священные костры – крады. Кроме внутреннего вала, существовал еще один, обозначавший внешнюю границу святилища. Образованное между ними пространство называли требищем, именно здесь язычники древней Руси употребляли жертвенную пищу.
Ритуальные пиры предполагали, что люди и боги трапезничают вместе. Пиры проводились как под открытым небом, так и в специально возведенных на требище сооружениях, их называли хоромами (храмами). Изначально в храмах проводили только ритуальные пиры.
До наших дней сохранилось очень мало языческих идолов Древней Руси. Их незначительное количество в первую очередь объясняется тем, что большая часть из них была из дерева. Славяне использовали для своих идолов дерево, а не камень, поскольку полагали, что оно обладает особой магической силой. В язычестве Древней Руси деревянные изваяния сочетали и священную силу дерева, и мощь самого божества.
Языческих жрецов называли волхвами. Они были призваны совершать ритуалы в святилищах, создавать идолов и священные предметы, с помощью магических заклинаний они просили богов послать обильные урожаи.
Долгое время древние славяне верили, что существуют волки-облакогонители, взмывающие в небо и разгоняющие тучи или призывающие дождь в засушливые времена. Жрецы воздействовали на погоду с помощью особой чаши (чары), которая была наполнена водой. Над ней читались заклинания, а воду потом использовали для окропления посевов. Славяне верили, что такие действия помогают увеличению урожая.
Волхвы умели делать амулеты, то есть специальные украшения для мужчин и женщин, на которых писались заклинательные символы.
Религия восточных славян до принятия христианства
Система дохристианских представлений о мире и человеке у древних восточных славян была основана на мифологии и магии. На ранней ступени развития славянскому язычеству был присущ дуализм. Люди верили в существование добрых и злых духов. Постепенно формировался пантеон славянских языческих божеств.
Каждый Бог олицетворял определённую природную стихию, отражение социальных отношений или обрядовости, свойственных тому или иному периоду. Основной была группа высших Богов, где были такие персонажи, как: Перун, Хорс, Велес, Сварог, Макошь и Лада. Восточные славяне языческого периода богослужения проводили в специальных местах — капищах, куда подносили дары и жертвы Богам. А ещё восточные славянские народы разделяли внеземную обитель души человека на рай и ад.
Важное место в религии восточных славян занимал культ предков, которые охраняли род от опасностей и нечистой силы. Также существовал годовой цикл земледельческих праздников, люди верили в приметы и гадали.. Справка! Религия восточных славян, занимавшая важное место в жизни каждого человека того времени, до крещения Руси — язычество.
Справка! Религия восточных славян, занимавшая важное место в жизни каждого человека того времени, до крещения Руси — язычество.
По мере формирования древнерусского государства, стали сильнее развиваться связи Руси с Византией и другими государствами. Древнее язычество стало подвергаться сомнениям, а его адепты — гонениям или поучениям. В 988 году произошло крещение Руси, христианство стало официальной религией и язычество было практически вытеснено.
Мифы древних славян
В мифах нашли свои отражения представления древних людей об окружающем мире и силах природы. Известия летописей, находки археологов, записи старинных обычаев и поверий позволили историкам по крупицам воссоздать славянскую мифологию.
5.1. Источники сведений о мифах
Древнеславянская мифология мало изучена, поскольку в дохристианский период она не была письменно зафиксирована. А после крещения Руси в 988 году язычество стало вытесняться, и это нарушило целостность славянской мифологии. То, что сегодня известно, было собрано из народного творчества, фольклора, обрядов и традиций тех далёких времён.
5.2. Мифологические связи в «Слове о полку Игореве», XII в.
Уникальный памятник письменности древней Руси «Слово о полку Игореве» был написан не духовным лицом, а неизвестным светским автором. Основа сюжета — неудачный поход новгород-северского князя Игоря против половцев. Основные образы этого великого произведения: Русская земля, Боян, князья, Ярославна — без мифологической основы сложились бы просто в летопись. В этом произведении автором упоминается множество языческих Богов: Троян, Див, Пятница, Дажь-Бог, Карна, Желя.
5.3. Миф о Святовите
В пантеоне западных славян Святовит — самый первый Бог. Он был покровителем войны, победы и, одновременно, земли и плодородия. Сын Сварога и Лады, художниками он изображался четырёхголовым исполином. Люди верили, что Святовит ведёт борьбу против врагов своего святилища на белом коне, у которого выдернуть волос из гривы или хвоста почиталось нечестием. В дар Богу люди приносили урожай, собранный с полей, а жрецы наполняли рог Святовита молодым вином, которое символизировало полноту будущего урожая.
5.4. Реконструкция мифа о Роде и Рожаницах
Род и Рожаницы представляли собой небесных божеств, культ почитания которых был связан с земледельческой деятельностью населения. Позже произошла реконструкция мифа и эти прародители всего живого персонифицировались в Яровита, Макошь, Святовита, Златую бабу.
5.5. Реконструкция мифа о Свароге и Сварожичах
Сварог считался Верховным Богом, управляющим мироустройством в Явном мире. Он являлся отцом для множества светлых Богов и Богинь, поэтому славяне называли их всех Сварожичами.
5.6. Реконструкция мифа о Ладе и Леле
Лада — богиня брака, изобилия, времени созревания урожая. Леля — её дочь, ставшая покровительницей весны, первой зелени и незамужних девушек. Молодые девушки почитали Лелю, празднуя весной праздник Ляльник.
5.7. Миф о Волхе
Волх является одним из героев «Слова о полку Игореве», он предстаёт как фантастический персонаж. Он ходит с войной в Индию и одерживает победы, оборачиваясь то волком, то горностаем. Несмотря на свою известность, Волх не является исторической личностью.
Обряд соумирания
Этот обряд существовал во многих племенах Древней Руси. Когда умирал муж, то жена отправлялась вслед за ним на погребальный костёр. Она совершала самоубийство, чтобы позже быть возложенной рядом с мужем в огонь. Наоборот этот обычай не работал: если мужчина становился вдовцом, то он не умирал следом, а спокойно жил дальше.
Кроме того, если у мужчины была не одна жена, а ещё и наложницы, то на костёр отправлялась официальная супруга, а остальные рвали на себе волосы и плакали из-за того, что они не уходят вслед за любимым господином. Иногда вслед за умершим мужчиной уходили и зависимые от него люди: родственники и слуги.
Календарь и письменность
Летоисчисление у древних славян появилось после их победы над китайцами в 5508 г. до н.э. Историки предполагают, что древнеславянская письменность существовала в виде рун.
7.1. Древнеславянский календарь
Согласно древнеславянского календаря, летоисчисление начинается с Сотворения Мира в Звёздном Храме. День состоял из 16 часов, час — из 144 части, в неделе было 9 дней.
7.2. Черты и резы
В дохристианские времена славянская письменность существовала в виде прямых линий без закруглений, или рун. Прямых доказательств этому не нашли, но некоторые археологические находки содержат на себе знаки в виде «черт и резов».
Обряды над младенцами
Таинства и обряды присутствовали в жизни древних славян с самого появление на свет. И не все они были безобидными. Существовал обряд перепекания, когда слабого или недоношенного младенца «перепекали» в печи. Славяне считали, что ребёнку нужно помочь «доготовиться», раз уж он появился из утробы матери раньше срока. Женщины готовили специальное ржаное тесто и заворачивали в него младенца, оставив лишь маленькое отверстие, чтобы он мог дышать. После этого ребёнка на лопате отправляли в тёплую печь, читая над ним секретные слова. Помогал ли такой обряд ребёнку окрепнуть — доподлинно неизвестно, но в процессе многие дети могли получить ожоги, если печь была недостаточно остывшей.
Существовал также и обряд солонования. Соль очень чтилась на Руси, и считалось, что она напитывает младенцев своей силой. Слабеньких малышей обмазывали очень мелкой солью, не забывая про глаза и уши, а после крепко пеленали в тряпки и держали несколько часов. Богатые люди могли позволить себе буквально закопать ребёнка в ларь с солью. Но итог был один: во время обряда соль разъедала нежную кожу младенца, и он страшно кричал, а родители не обращали на это внимания. Конечно, ведь считалось, что после этого ребёнок станет намного сильнее и здоровее.
История возникновения и развития язычества Древней Руси
Само по себе название «язычество» нельзя считать точным, поскольку в это понятие входит слишком большой культурный пласт. В наши дни чаще употребляются такие термины, как «политеизм», «тотемизм» или «этническая религия».
Термин же «язычество древних славян» используют, когда возникает необходимость обозначить религиозные и культурные воззрения всех племен, проживавших на территории древней Руси до момента принятия этими племенами христианства. Согласно одному из мнений, в основе термина «язычество», применяемого к культуре древних славян, лежит не сама религия (политеизм), а один язык, используемый многочисленными, не связанными между собой славянскими племенами.
Летописец Нестор всю совокупность этих племен называл язычниками, то есть, племенами, объединенными одним языком. Для обозначения особенностей религиозных и культурных традиций древнеславянских племен термин «язычество» стал применяться несколько позже.
Начало формирования славянского язычества в Древней Руси относится к I-II тысячелетиям до н.э., то есть к тем временам, когда племена славян начали отделяться от племен индоевропейской группы, расселяться на новых территориях и взаимодействовать с культурными традициями соседей. Именно индоевропейская культура привнесла в культуру древних славян такие образы, как бог грозы, боевую дружину, бог скота и один из важнейших прообразов матери-земли.
Большое значение для славян имели кельты, не только привнесшие в языческую религию ряд определенных образов, но и давших само название «бог», которым эти образы обозначались. Много общего у славянского язычества с германо-скандинавской мифологией, сюда можно отнести наличие мотивов мирового древа, драконов и прочих божеств, которые менялись в соответствии с условиями жизни славян.
После активного разделения славянских племен и расселения их по различным территориям, начало изменяться и само язычество Древней Руси, у каждого племени стали появляться присущие лишь ему элементы. В VI-VII веках между религиями восточных и западных славян различия были довольно ощутимые.
К тому же очень часто отличались друг от друга верования, присущие высшим правящим слоям общества и его низшим слоям. Об этом свидетельствуют и древние славянские летописи. Верования жителей крупных городов и мелких деревень могли быть различными.
По мере формирования централизованного древнерусского государства все большее развитие получали связи Руси с Византией и другими государствами, в то же время язычество начало подвергаться сомнениям, начинались гонения, так называемые поучения против язычников. После того как в 988 году произошло Крещение Руси и официальной религией стало христианство, язычество было практически вытеснено. И все же и в наши дни можно встретить территории и общины, которые населяют люди, исповедующие древнеславянское язычество.