История успеха тамары синявской: оперной примы и педагога

Тамара синявская — биография, дети, первый муж. тамара синявская: биография, дети, первый муж тамара синявская день рождения

Детство и юность

Тамара Синявская – коренная москвичка, по национальности русская. Она родилась за год до окончания войны. Сведений об отце певицы нет. Ее кумиром и семьей была мама – женщина талантливая, от природы наделенная красивым голосом, но в силу жизненных обстоятельств не ставшая артисткой. Запела дочь следом за мамой, повторяя услышанные песни.

Певица Тамара Синявская

Тамара Синявская ощутила себя певицей в три года: любимым детским развлечением девочки было пение в парадных подъездах старых московских домов с хорошей акустикой. Выводя божественно звучавшие рулады, девочка чувствовала душевный трепет, как в храме.

За день юная вокалистка успевала обойти все подъезды домов по родной улице Мархлевского (сегодня Милютинский переулок). «Ария» в исполнении Синявской длилась, пока ее не прерывали восхищенные или возмущенные жильцы. Однажды они посоветовали маме отвести дочь в Дом пионеров, где бы с ней поработали профессиональные преподаватели.

Тамара Синявская в детстве

Теперь Тамара Синявская пела в два раза больше – в Доме пионеров и во дворе, где собирала «зал» из соседских ребят. Вскоре юная артистка записалась в детский коллектив Владимира Сергеевича Локтева, где и пела, и танцевала.

В 10 лет юную артистку ансамбля Локтева перевели в хор, где она за 8 лет приобрела музыкально-сценический опыт. Знаменитый детский коллектив участвовал в правительственных концертах, и Тамара Синявская чувствовала себя на сцене, как дома. Впервые в биографии она побывала за границей – ансамбль Владимира Локтева гастролировал в Чехословакии.

Тамара Синявская в молодости

Невероятно, но в детстве Синявская мечтала стать врачом. В доме, где жила семья, работала поликлиника. Девочка с восхищением наблюдала за работой персонала в белых халатах и вдыхала запах эфира, казавшийся ей райским. Будущая артистка играла «в больницу», вела картотеку с историями болезней родных и друзей, выписывала «рецепты», под которыми подписывалась «врач Синявская».

С детства Тамара Синявская обожала коньки и лыжи. Зимой, когда в столице открывались катки, девочка была в числе первых посетителей. Желание выйти на сцену появилось в подростковом возрасте, когда Тамара Синявская с подружками бегала в кинотеатр посмотреть «Кубанских казаков» и «Дом, в котором я живу». Она выучила песни из фильмов и напевала их постоянно. А увидев на экране аргентинскую певицу и актрису Лолиту Торрес, Синявская мечтала лишь о карьере артистки.

Тамара Синявская

В выпускном классе Синявская определилась с выбором: Тамара нацелилась на театральный вуз. Но Владимир Сергеевич Локтев, внимательно наблюдавший за артисткой ансамбля, посоветовал поступать в музыкальное училище при консерватории имени П. И. Чайковского. Синявская прислушалась и ни разу не пожалела. В училище она встретилась с талантливыми педагогами, которые довели вокальные способности певицы до совершенства.

В училище Тамара Синявская подрабатывала, выступая в хоре академического Малого театра. За выступление хористы получали 5 рублей – деньги, которых хватало на килограмм севрюги в образцово-показательном «Елисеевском» гастрономе. В Малом театре москвичка выходила на подмостки с корифеями сцены, чьи имена в Советском Союзе знали все.

Тройной гонорар

— Нет, артист из фильма про Магомаева на него не похож, — согласился с Резановой ветеран эстрады Феликс Дадаев, работавший с певцом в 60-е в качестве конферансье. – Да, его как-то загримировали. Но, насколько я знал Муслима, сходства нет. И с обвинением Магомаева в получении тройного гонорара за выступление на стадионе все было не совсем так, как показано. Эти три ставки ему были официально положены. Просто люди, которые платили ему деньги, не совсем законно их оформляли. А у него было много завистников, которым не давали покоя его доходы. И на него начались гонения. Но тюрьма ему не угрожала. Это уж создатели фильма преувеличили.

Все ограничилось тем, что министр культуры Фурцева запретила на какое-то время его концерты. Она ему все прощала за безотказность. Все просили ее: «Хотим Магомаева!» И он по первому требованию ехал, куда скажет Екатерина Алексеевна. Однажды мы с Муслимом должны были гастролировать по Кубани. Все билеты были распроданы. Вдруг его куда-то срочно вызвала Фурцева. И пришлось наши гастроли переносить.


Брат артиста Юрий Леонтьевич (справа) с сыном Юрой (сейчас он звезда шансона), сестрой Татьяной, супругой Светланой (на руках у нее дочка Ая) и женой сына Дашей. Фото из личного архива

Детство и юность

Тамара Ильинична — коренная москвичка, родилась 6 июля 1943-го. Сведений об отце Синявской нет. Кумиром девочки оказалась мама, Мария, от природы обладавшая красивым голосом — альтом. Неудивительно, что любимым развлечением для Тани в детские годы стало пение, для которого девочка выбирала парадные старых московских домов с хорошей акустикой. Позднее в интервью артистка признавалась, что, уже став известной, «тихонько пробовала голос», заходя в незнакомый подъезд.

Выводя рулады, юная москвичка чувствовала такой душевный трепет, как в храме. За день будущая звезда сцены успевала обойти все подъезды по родной улице Мархлевского (сейчас это Милютинский переулок). «Арии» в исполнении Синявской длились, пока девочку не прерывали восхищенные или возмущенные жильцы. Однажды они посоветовали маме отвести дочь в Дом пионеров, где бы с ней поработали профессиональные преподаватели.

Так в шестилетнем возрасте Тамара оказалась в танцевальной студии детского ансамбля песни и пляски под руководством Владимира Сергеевича Локтева. Но душа к хореографии у девочки не лежала — вне студии она продолжала давать концерты, но уже не в парадных, а во дворе дома. Наконец, в 10 лет Синявская перешла в хоровой состав, где приобрела музыкально-сценический опыт. Знаменитый коллектив участвовал в правительственных концертах, и артистка чувствовала себя на сцене как дома. Впервые в жизни она побывала за границей: ансамбль Владимира Локтева гастролировал в Чехословакии.

Также школьницу увлекало кино. Желание стать актрисой появилось в подростковом возрасте, когда девушка с подружками бегала в кинотеатр посмотреть «Кубанских казаков» и «Дом, в котором я живу». Синявская выучила песни из фильмов и напевала их постоянно. А увидев на экране аргентинскую певицу и актрису Лолиту Торрес, мечтала о подобной карьере.

В выпускном классе Тамара определилась с выбором — нацелилась на театральный вуз. Но Владимир Локтев, внимательно наблюдавший за артисткой ансамбля, посоветовал поступать в музыкальное училище при консерватории имени Петра Чайковского. Синявская прислушалась и ни разу не пожалела. Там она встретилась с талантливыми педагогами, которые довели вокальные способности певицы до совершенства.

В училище Тамара подрабатывала, выступая в хоре Малого театра. За выступление хористы получали 5 рублей — деньги, которых хватало на килограмм севрюги в образцово-показательном Елисеевском гастрономе. В Малом театре москвичка выходила на подмостки с мэтрами сцены, чьи имена в Советском Союзе знали все.

Творческая деятельность Тамары Синявской

Тамара Синявская является исключением среди многих оперных исполнителей: она смогла попасть в труппу Большого театра, не получив консерваторского образования. На тот момент ей было всего 20 лет. Девушка пришла на прослушивание сразу по окончании училища, втайне от родных, не надеясь на успех. Но руководитель оперной труппы Александр Орфенов, сначала снисходительно улыбавшийся юной певице, оценил её голос и принял в стажёрскую группу.

Впервые услышав, Орфенов охарактеризовал голос Тамары Синявской как «нежное контральто или низкое меццо-сопрано». Позднее, понаблюдав за ней в стажёрской группе, он отметил, что певица отличалась от других «чувством глубокого профессионализма» и успешно справлялась даже с теми партиями, которые не успевала отрепетировать из-за нехватки времени. В том же году девушка стала солисткой прославленного театра оперы и балета.

Первой партией певицы в Большом стал Паж в опере «Риголетто» итальянского композитора Джузеппе Верди. От сильных переживаний она исполнила свою строчку вдвое медленнее необходимого. Затем её репертуар пополнился партиями Дуняши и Любаши из «Царской невесты» Николая Римского-Корсакова, Ольги из «Евгения Онегина» Петра Чайковского, Наташи и Графини из «Октября» Вано Мурадели, Ратмира из «Руслана и Людмилы» Михаила Глинки.

Хотя дарование певицы восхваляли признанные мастера, сама она считала, что ей есть над чем работать, но не могла найти педагога, который бы ей в этом помог. Таким наставником для неё стала педагог ГИТИСа Дора Белявская. Из-за работы в Большом в университете девушка появлялась редко, экзамены сдавала экспромтом. Выпуск состоялся, когда Синявской было 27 лет. К этому времени она имела не только всесоюзную, но и мировую известность.

Впервые за пределами Советского Союза о певице заговорили после победы в Международном фестивале молодёжи и студентов в Болгарии. Затем она завоевала первое место в Международном конкурсе вокалистов в Бельгии. В 1973 исполнительница стала народной артисткой РСФСР. А в тот же год её пригласили на стажировку в мировой центр оперной культуры — театр «Ла Скала» в Милане. Благодаря этому её репертуар пополнился итальянскими партиями.

Певице не раз предлагали работу в зарубежных оперных театрах. После её дебюта в Париже во французских изданиях открыто восхищались её редкой музыкальностью, чувственным исполнением и безупречным произношением, которые она продемонстрировала в опере «Кармен». Вместе с труппой Большого театра она выступала на площадках Испании, Бельгии, Австралии. Но остаться она не захотела ни в одном из них.

Завоёвывать эстрадную аудиторию оперная певица не считала нужным. Среди популярных у широкой общественности персон она появлялась лишь несколько раз. Так, ещё в 1964 году она приняла участие в фильме-спектакле «Голубой огонёк», а в 1975 — в музыкальной телепрограмме «Песня-75», где исполнила композицию «Черноглазая казачка» в сопровождении Эстрадно-симфонического оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения.

В 1982 году оперная певица получила почётное звание народной артистки СССР. Спустя десять лет режиссёр Георгий Бабушкин снял о ней документальный фильм «Меццо-сопрано из Большого». А ещё через 11 лет, в 2003-м, неожиданно для всех покинула труппу и больше ни разу не выступила на сцене. Она объяснила это тем, что позволяет себе петь только на своём уровне и ни на ступеньку ниже, но как раньше уже не может.

Вторая жена Тамара Синявская

Со своей будущей второй женой Муслим Магомаев познакомился в 1972 году в Баку, на декаде русского искусства. Оперная певица Тамара Синявская на тот момент была замужем, поэтому не могла сразу ответить на ухаживания знаменитости.

Но Муслим Магометович не собирался сдаваться. Он почти каждый день звонил понравившейся даме, а когда она на год уехала на стажировку в Италию, передавал ей цветы через своего брата. Вернувшись, Тамара Ильинична решила изменить свою личную жизнь. Она развелась с первым мужем и стала встречаться с Магомаевым.

В 1974 году влюбленные поженились. Они хотели сыграть скромную свадьбу, но родственники и друзья устроили им пышное празднование в московском ресторане. На торжество пришли не только знакомые пары, но и поклонники певца. В свадебное путешествие молодожены отправились в Азербайджан.

Муслим Магомаев и Тамара Синявская, фото: «Новый очаг»

В бытовом плане супругам было непросто, ведь на одной территории сошлись две сильные творческие личности. Но Магомаеву и Синявской всегда удавалось обходиться без серьезных конфликтов и сохранить брак. Иногда они мирились через 10 минут после ссоры, иногда разногласия затягивались, и Муслим Магометович мог даже хлопнуть дверью и улететь в Баку, но спустя пару дней всегда возвращался с букетами, извинениями и словами любви.

Несмотря на то, что муж и жена были знаменитыми людьми и их постоянно окружали поклонники, они не ревновали друг друга и жили в доверии. Тамара Ильинична без проблем принимала из рук женщин букеты для супруга и всегда с улыбкой обещала их передать.

Муслим Магометович, привыкший вкусно питаться у себя на родине, без проблем ел пельмени, сваренные на скорую руку, если Синявская была занята. Певец рассказывал, что если он голоден, а супруга не может приготовить, то он зайдет в магазин и купит что-то из полуфабрикатов или поужинает обычным бутербродом и чашкой молока.

Магомаев и Синявская много времени проводили вместе, уже в преклонном возрасте они часто стали приезжать в Баку, где отдыхали и жарили шашлыки на природе. Тамара Ильинична также сумела подружиться с первой женой Муслима Магомаева и его дочерью Мариной, они хорошо общались и ездили друг к другу в гости.

В 2008 году Муслима Магометовича не стало. Со второй женой он прожил в браке более 30 лет, детей и внуков в этом союзе так и не появилось.

Детские годы

Тамара Синявская, биография которой неразрывно связана со столицей нашей Родины, появилась на свет в Москве 06.07.1943 года.

Она вспоминает, что любила заходить в парадные, обладающие превосходной акустикой с высокими мраморными потолками, мраморным полом, старыми резными лестницами. Девочка пела в них, пока кто-либо не выходил и не интересовался: «Кто тут поет?» После этого она переходила в другое место. С подобными «парадными концертами» маленькая Тамара обходила все подъезды в своем доме, расположенном по улице Мархлевского.

Со стороны соседей в период послевоенного подмосковного детства нередки были просьбы петь потише. Мать не раз слышала совет записать ее на занятия в Дом пионеров. Таким образом она и поступила.

Судьбоносное знакомство

В юности красавица привлекала мальчишек, однако, по ее признанию, они лишь делились с ней своими сердечными тайнами. Первый муж Сергей появился в ее личной жизни в непростое время; тогда девушка жила в одной квартире с заболевшей мамой и парализованной тетей

Артист балета окружил ее заботой и вниманием, а вскоре за ее родными стали присматривать и родители Сергея. Однажды, уже после свадьбы, Синявская услышала по радио песню в исполнении Муслима Магомаева; она восхитилась певцом и даже подумала, что за таким голосом пошла бы на край света

Осенью 1972 года состоялось ее знакомство с этим человеком, которого ей представил Роберт Рождественский. Молодые люди с первого взгляда почувствовали взаимную симпатию, но тогда они не решились менять что-либо в своей судьбе.

Затем певица отправилась в Италию, где у нее была стажировка. Не только муж, но и Магомаев, каждый вечер названивали ей и интересовались делами, более того, певец отправлял в далекую страну букеты цветов. Вскоре влюбленные поняли, что хотят быть вместе, после чего их уже ничего не останавливало. Свою свадьбу они отметили в 1974 году, созвав родных, коллег и друзей в столичный ресторан «Баку».

Еще в пору их романа Тамару Ильиничну предупреждали, что ее избранник мужчина видный, к тому же знаменитый, так что придется отбиваться от назойливых поклонниц. Однако, сама певица не боялась такой печальной участи, так как будучи творческим человеком, понимала, что без этого не обойтись. У мужа практически не было родни: отец погиб на войне, а у его мамы была другая семья. Самым родным человеком для супругов стали глава Азербайджана Гейдар Алиев и его семья, которые приняли Синявскую как родную.

Ухаживал по-царски

«Я вышла замуж за Муслима Магомаева по огромной любви, бесконечно восхищаясь человеком, которого так щедро одарил Господь Бог, — призналась “АиФ” Тамара Синявская. — Чем больше проходит времени, тем больше я это чувствую. Муслим был настоящим джентльменом. С самого нашего знакомства и до последних дней ухаживал просто по-царски, дарил охапки цветов.

Хотя поначалу мы с ним долгое время были на “вы”. Муслим был человеком с огромным чувством собственного достоинства, не терпел панибратства. К нему никто не мог подойти и запросто похлопать по плечу. Он одаривал наглеца таким взглядом, что у человека всё холодело внутри… Он был очень добрым, но любил держать дистанцию».

Это правда — Магомаев не умел лебезить, пресмыкаться, дружить с «нужными» людьми, никогда не был членом КПСС. Несмотря на то что в числе его верных поклонников были министр культуры Екатерина Фурцева и сам Брежнев, обожавший песню «Белла, чао!», свою первую квартиру Магомаев получил только в 41 год. До этого они с супругой снимали номер в гостинице «Россия».

Конечно, в семье таких двух ярких индивидуальностей не могло обойтись без споров и конфликтов. Во время одной из ссор Синявская ушла в другую комнату. А Магомаев вылез в окно, прошёлся по карнизу на высоте и заглянул к супруге в окошко: «Ку-ку!» Тамара Ильинична чуть не упала в обморок. Конфликт мгновенно был забыт.

— Находила ли коса на камень? — говорит Тамара Синявская. — Было бы странно, если бы не находила! Но у нас творческие были дебаты, а вовсе не на тему быта! Например, говорим о знакомом певце. «Ты представляешь, он вот эту ноту не смог прикрыть!» — «Да ты ничего не понимаешь, её, наоборот, надо было закрыть!» И на этой почве могли говорить на тон выше обычного. Творчество — это была наша жизнь. Муслим был весь пропитан музыкой. Я тоже. Ну а его отъезды в Баку… Конечно, у него же характер! Не забывайте, восточный человек! Огромная вспыльчивость, но и отходчивость тоже быстрая».

Статья по теме

Восточные жёны. Звёздные «интернациональные» браки Домашние застолья в их доме тоже были восточные — принимать гостей Магомаев любил и умел.

Кстати, готовил король музыки сам. Фирменными блюдами были котлеты и шашлык. Даже салат делал по-фирменному: помидоры (особенно любил сорт «бычье сердце») не резал, а разламывал.

Когда Муслим Магометович бывал на родине, друзья знали: Магомаев всегда зовёт на осетрину — только она считалась настоящей рыбой в Баку.

А ещё его интересовали кухни всего мира. Итальянский певец Робертино Лоретти рассказывал в интервью, что однажды Муслим попросил его научить готовить настоящий «Болоньезе» по рецепту знаменитого повара. И Лоретти раскрыл Муслиму девять деталей, которые делают «Болоньезе» тем самым, настоящим.

Муслим Магомаев: «Лучше быть первым на деревне, чем последним в городе» Подробнее

Начало карьеры

Большую роль в карьере сыграл ее руководитель — Владимир Локтев. Он посоветовал после окончания школы поступать в музыкальное училище при Московской консерватории им. П. И. Чайковского и девушка послушалась совета.

Еще во время обучения девушка работала в Малом театре — пела в хоре за сценой. Однако амбициозная артистка мечтала о большем — выступать на сцене Большого театра. И ее мечта осуществилась — девушка прошла музыкальное прослушивание в Большом театре. В то время было обязательное условие принятия — консерваторское образование, которого у нее не было. Однако талант и вокальные данные артистки настолько впечатлили жюри, что они единогласное решение взять ее в стажерскую труппу.

Артистка дебютировала на сцене в партии Пажа в опере Дж. Верди «Риголетто». И через год перевели артистку в основную труппу. Вскоре Тамаре Ильиничне стали доверять главные роли. Параллельно с работой девушка училась в ГИТИСе на курсе Д. Б. Белявской, которую закончила в 1970 году.

Тамара Ильинична выступала на сцене Большого театра 1964 — 2002 гг. И периодически выступала на сцене других театров:

  • выступала в спектакле «Не только любовь» на сцене «Московского камерного музыкального театра» (1972);
  • 1973 — 1974 проходила стажировку в миланском театре «Ла Скала», где подготавливали партии Кармелиты;
  • также выступала на сценах ряда европейских стран: Франции, Испании, Италии, Бельгии, США и др.

Музыка

Днем Тамара училась, а вечерами выступала. Дебютировала с хором цыган в постановке «Живой труп», где вокальные данные певицы отметили и дали сольные партии в кантатах «Александр Невский» и «Москва». К работе артистка относилась серьезно: чтобы не повредить голос, она оставила лыжи и коньки, которыми увлекалась, а также старалась есть мороженое только летом, когда в театре наступало сезонное затишье.

Тамара Синявская в молодости / @muslim_tamara

В 1964-м Синявская получила диплом музыкального училища, сдав экзамен на пятерку с плюсом, что в учебном заведении было редкостью. Педагоги рекомендовали выпускнице попробовать силы в Большом театре, где в то время набирали группу практикантов.

Приемная комиссия Большого, куда прибыла Тамара, единогласно приняла 20-летнюю артистку, хотя у девушки не было консерваторского образования и она оказалась еще слишком юна, внешне напоминала подростка. Но светила в мире музыкального искусства Борис Покровский, Галина Вишневская и Евгений Светланов поняли, что имеют дело с исключительным талантом.

Мэтры театра не видели соперницы в молоденькой доброжелательной исполнительнице, да и она о конкуренции не думала: у Синявской дух перехватывало, когда в молодости она выходила на сцену с Ириной Архиповой, Александром Огнивцевым и Зурабом Анджапаридзе.

Через год Тамару приняли в основной состав труппы, но вокалистка понимала, что останавливаться нельзя: она поступила в ГИТИС, где встретила знаменитого педагога по вокалу Дору Белявскую. Впервые Синявская услышала, что ей есть над чем работать. Дора Борисовна превратила алмаз в бриллиант.

В театре же артистка внимательно наблюдала за работой корифеев и робела. Преодолеть неуверенность помог режиссер Борис Покровский, доверив молодой певице роль Пажа в опере Джузеппе Верди «Риголетто». Мужская партия москвичке удалась, в театре убедились, что та справляется и с женскими ролями, и с травести.

Хозяйкой сцены Тамара почувствовала себя, когда основной состав труппы отправился на гастроли в Милан. В это время в Большом ставился «Евгений Онегин», где молодой артистке предложили исполнить партии Ольги. Синявская справилась с задачей блистательно, удостоившись похвал коллег. Главной наградой стали слова Сергея Лемешева, прославившегося арией Владимира Ленского, который отметил, что певица ярким выступлением соединила замысел Александра Пушкина и Петра Чайковского.

За 40 лет на сцене Большого театра Синявская стала примой, исполнив бархатным меццо-сопрано все главные оперные партии, считалась неповторимой Азученой, Кармен, Мариной Мнишек. За голосовой диапазон и мастерство певицу назвали лучшей русской вокалисткой итальянской школы. Армию поклонников таланта Тамары Ильиничны пополнили и российские, и зарубежные ценители оперного искусства.

Елена Образцова и Тамара Синявская / @muslim_tamara

В репертуаре Синявской была французская и итальянская музыка, а исполняя партии русской оперы, певица чувствовала себя комфортно. Русскую душу оперной дивы отметили поклонники, услышавшие партию Любаши в опере Николая Римского-Корсакова «Царская невеста». Ее ценители и музыкальные критики называют лучшей в карьере знаменитости. Также артистка исполняла композиции из оперетт, в частности арию Сильвы.

Помимо оперных арий, поклонникам полюбились романсы, песни советских композиторов (Александры Пахмутовой, Матвея Блантера) и народные композиции в исполнении Тамары: «Тонкая рябина», «Санта Лючия», «Нежность», «Черноглазая казачка» и другие. Артистка и сама походила на казачку — средний рост (170 см), темные волосы и горящие глаза, статная фигура. Тамара Ильинична говорила, что никогда не отличалась стройностью, а попытка похудеть чуть не привела к утрате голоса. Но за весом она следила — сидела на диетах.

В 1970 году в России прошел конкурсный фестиваль имени П. И. Чайковского, где членами жюри стали Мария Максакова, Ирина Архипова, Мария Каллас и Тито Гобби. Синявская и Елена Образцова разделили главную награду — золотую медаль, причем иностранные члены жюри отдали предпочтение первой. Фестиваль принес оперной диве всесоюзную популярность и предложения выступать на мировых сценах, но исполнительница не гналась за славой и не представляла, что покинет Большой театр.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Алипаф
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: