Интересные факты о Колизее в Риме
Об Амфитеатре Флавиев ходит немало слухов, легенд и мифов. Есть мнение, что такого древнеримского строения изначально не существовало, и появилось оно уже в эпоху позднего Средневековья. Возможно такая версия и имеет право на существование, но найти какие-либо подтверждения этому пока еще никому не удавалось. Да и труды древнеримских историков свидетельствуют в пользу строительства Колизея в I веке.
Официальное название достопримечательности долгое время звучало как Амфитеатр Флавиев. Именно оно указано на монументальной каменной плите, размещенной со стороны фасада. По одной из версий, сооружение стало именоваться Колизеем по причине установленного рядом с ним огромного Колосса Нерона. Бронзовую статую переместили сюда с территории уничтоженного Веспасианом Золотого дома Нерона. Для избавления от ассоциаций, связанных с образом ненавистного императора-тирана, на Колоссе заменили голову и добавили к ней солнечную корону. Таким образом, гигантское бронзовое изваяние предстало перед римлянами в виде мифологического солнечного божества Гелиоса. В первой половине II века статую водрузили на постамент, который частично сохранился до наших дней.
В хронологических документах зафиксировано, что Колосс Нерона в 354 году еще находился на постаменте. Историки склонны думать, что он был разрушен варварами при разграблении Рима в 410 году, хотя факт землетрясения ученые не исключают.
Еще одна версия о названии достопримечательности связана языческим идолопоклонничеством. В течение долгого времени объект служил местом сборищ представителей магических сект. Каждому при входе в Колизей задавался вопрос — «Colis Eum?», что означало «Служите ли вы ему (дьяволу)?».
Сложно представить, что такое масштабное каменное сооружение возвели всего за 8 лет. Вырубка травертина за несколько миль от Колизея, перевозка огромных глыб на большое расстояние, их подъем на громадную высоту, строительство подземных коридоров. Но все трудности были успешно преодолены, и Амфитеатр Флавиев перешел в дар народу.
Колизей — это самая красивая из руин — там все дышит величием древнего Рима — Стендаль.
Пленные иудеи принимали участие в строительстве Колизея?
Строительство нового помпезного амфитеатра в Риме началось после окончания Иудейской войны. В ходе этой войны Тит (старший сын императора Веспасиана и будущий император) разрушил Иерусалим и главный храм. В качестве военных трофеев были вывезены сокровища и реликвии иудеев, в том числе Менора.
После возвращения римских воинов в столицу империи было утроено триумфальное шествие. А затем, примерно в 71 – 72 году 1 века н.э., началось строительство огромного амфитеатра.
Часто задают вопрос: а правда ли, что на строительстве Колизея были задействованы рабы – иудеи?
Я не нашла однозначный ответ, есть разные мнения по этому вопросу. Мне больше нравится точка зрения, что на строительство этого амфитеатра были пущены деньги иудеев. Я читала, что состоятельные иудеи выкупали своих плененных собратьев. И в принципе римляне предпочитали получить деньги и отпустить их, чем использовать на принудительных работах, потому что рабы из них были никудышные.
Более подробно о строительстве Колизея читайте мою статью
Хлеба и зрелищ
Много лет на арене театра проводились бои гладиаторов, звериные травли и морские сражения (навмахии или наумахии). Последние считались особо роскошным зрелищем. После пожара 217 года н.э. амфитеатр Флавиев был реставрирован.
Как отметили очевидцы, во время «торжества» убили сотни животных, среди которых были 60 львов, 32 слона, 40 диких лошадей, лоси, зебры, тигры, жирафы и гиппопотамы. Кроме этого, бои 2 тысяч гладиаторов были представлены на потеху публике.
Когда христианство стало господствующей религией империи, гладиаторские бои запретили, как противоречащие духу христианства, но звериные травли продолжались.
Структура Колизея
- Экстерьер Колизея был перенят у театров, характерных для периода позднего Рима.
- В плане амфитеатр имеет эллипс, параметры которого: 189 метров на 156 метров, с площадью основания — 24 тысяч м2.
- Высота внешней стены в прежние времена была 48-50 метров, а периметр — 545 метра.
- Сама арена Колизея представлена овалом с шириной 55 метров и длиной 87 метров.
- От зрителей арену отгораживала стена в 5-ь метров высотой.
Внешний вид
На возведение внешней стены Колизея было потрачено примерно 100 000 м3 травертина. Положенные без цемента камни были соединены металлическими сваями общим весом — 300 т. Прошедшие века и мощное землетрясение отняли у Колизея прежний блеск.
От оригинальной постройки остался лишь северный сегмент. Все прочее разошлось на стройматериалы для средневековых горожан Рима. И лишь в девятнадцатом столетии власти столицы принялись за реставрацию памятника истории. Сохранившаяся часть Колизея — 3 яруса арок, поставленных друг на друга. Всю конструкцию завершает аттик, декорированный пилястрами коринфского ордера. В эпоху Древнего Рима любая арка второго и третьего яруса обрамляла статую, являвшегося одним из божественных покровителей латинян.
Внутренний вид Колизея
Перед архитекторами античности возникла нелегкая задача: устроить легкий доступ к внушительных габаритов трибунам Колизея. С данной целью было создано 80 входов в подземном этаже сооружения. 76 из них предназначались для обычных смертных — прочие 4 — для влиятельных особ. Основной северный выход Колизея был забронирован для императора и его свиты.
Четыре «элитных» входа были художественно оформлены из искусственного мрамора и выигрышно различались с обыкновенными порталами. Древние зрители приобретали билеты для визита в Колизей, на которых были выбиты номер ряда и места. Дойти до своего места зрители могли по вомиториям — проходам, находящимся под трибунами. Еще при помощи вомиториев проходила экстренная эвакуация посетителей из Колизея.
В соответствии с историческим записями четвертого столетия нашего века, Colosseo вмещал в себя до 87 000 посетителей.
Зрители размещались с учетом своего социального статуса:
- Отдельные ложи были предназначены для императора и дев-весталок, на севере и юге Колизея сообразно. Из данных лож раскрывался наилучший обзор арены.
- Немного выше находились ложи знати, в которых были устроены именные места.
- Еще выше располагались трибуны римских воителей.
- Очередной уровень предназначался для состоятельных римлян, после следовали места для простых людей.
- Отдельные места в Колизее были устроены для разных категорий граждан: мальчиков с учителями, солдат в увольнении, иноземных гостей, жрецов и прочее.
- Во времена Домициана на крыше Колизея была создана галерея, в которую пускали: рабов, женщин и наиболее бедных зрителей. Там предусматривались лишь стоячие места.
Арена
Базой арены Колизея был плотный деревянный помост 83 на 43 метра, сверху обильно присыпанный песком, что по латыни обозначалось «harena». Данный настил укрывал под собой глубокое подземелье, именовавшееся «hypogeum». Сегодня мало что сохранилось от оригинальной римской арены, но гипогеум возможно разглядеть в деталях. Он представляет собой систему двух-уровневых тоннелей и клетей, находящихся под массивом арены Колизея. Как раз в данном месте держали гладиаторов и диких зверей, до того, как их пускали в бой. 80 вертикальных подъемников гарантировали доставку животных, включая и слонов на арену Колизея.
Настолько непростые механизмы предусматривали бесперебойный ремонт и обновление. Гипогеум был соединен цепью подземных тоннелей с разными точками Колизея и обладал ходами за его пределами. Воинов и животных привозили к месту представления из ближайших бараков и хлевов. Еще в подземелье был оборудован специальный ход для потребностей императора и весталок.
Много механизмов разного типа находились в подземелье. К примеру, предтечи лифтов и структуры, распахивающие клети крайне опасных хищников. Еще ученые нашли остатки древней гидравлической системы, которая давала возможность быстро опустить либо поднять всю арену!
Невдалеке от Колизея располагалось несколько вспомогательных учреждений:
- К примеру, Ludus Magnus («Большой полигон»), по-другому — школа гладиаторов.
- Одна из 4-х прославленных гладиаторских школ доставляла воинов на ристалище посредством специального подземного тоннеля.
- Еще поблизости находилась школа Ludus Matutinus, где подготавливались воины, специализирующиеся на боях с животными.
Для того, чтобы избежать больших очередей на входе в Colosseo, покупаем билеты заранее через Интернет здесь.
Амфитеатр Флавиев
Он остановился на строительстве арены не на окраине города, как обычно требовали обычаи и практичность, а в самом сердце Рима.
Чтобы освободить место для своего видения, Веспасиан приказал выровнять Domus Aurea — Золотой Дом — роскошный дворец, построенный Нероном в качестве его личной резиденции. При этом он символически вернул римскому народу место, ранее отождествленное только с королевским развратом и личной расточительностью.
Примерно в 72 году нашей эры началась работа на новой арене. Построенный из травертина и туфа, кирпича и нового римского бетона, стадион не был закончен до смерти Веспасиана в 79 году нашей эры.
Первоначальное строительство вместо этого было завершено сыном Веспасиана и наследником Титом в 80 г. н.э., а более поздние модификации были добавлены младшим братом Титуса и преемником Домицианом между 81 и 96 г. н.э. После завершения стадион мог вместить около 80000 зрителей, что делает его крупнейшим амфитеатром в древнем мире.
Из-за участия всех трех императоров в строительстве арены, после завершения строительства он был известен как Флавийский амфитеатр. Название «Колизей», столь знакомое нам сегодня, стало общеупотребительным только около 1000 г. н.э. — задолго до падения Рима.
Немного из истории римского Колизея
Сотни лет Колизей был отлаженным развлекательным и убийственным местом в Риме. Это было одно из важных и значимых мест во всей Римской Империи.
В 217 году он пострадал во время пожара, но был восстановлен.
В 248 году здесь прошло пышное празднование тысячелетия Рима.
А в 405 году император Гонорий ввел запрет на гладиаторские бои, так как они не соответствовали идеям христианской религии, ставшей основной религией в империи. А вот травлю и убийства зверей он не запретил. И они проходили вплоть до 523 года, когда умер император Теодорих Великий.
С того времени значение Колизея сильно упало.
После падения Римской Империи периодические набеги варваров послужили причиной частичного разрушения амфитеатра. В 11-12 веках в ходе междоусобных войн он переходил из рук в руки противоборствующих кланов. В 14 веке на его арене проводили бои быков, но за былым величием не следили, и началось его постепенное разрушение.
Одним из решающих факторов в разрушении Колизея стало землетрясений 1349 года, когда обрушилась большая часть южной стороны. Руины стали растаскивать на стройматериалы. Причем, если сначала забирали только то, что было разрушено, то потом стали ломать и то, что уцелело. Так, например, материал Колизея пошел на строительство венецианского дворца, Палаццо-Фарнезе и дворца канцелярии.
Один из римских Пап планировал организовать в Колизее суконную фабрику, но идея не осуществилась.
Некоторая реконструкция и реставрация амфитеатра началась с середины 18 века. Тогда в центре арены поставили большой христианский крест и несколько алтарей. В 1874 году и крест и алтари убрали.
Начало реконструкции Колизея
Архитектор Колизея остается неизвестным.
«Форма Колизея тесно связана с более ранними сооружениями, использовавшимися для развлечения толпы, такими как греческие театры», – писал историк искусства Питер Луи Бонфитто в своей книге «Мировая архитектура и общество; от Стоунхенджа до Всемирного торгового центра».
Его величественный дизайн включает в себя впечатляющую серию колонн, арок и цилиндрических сводов.
По словам Элкинса, величайшим нововведением Колизея было использование бетона.
По мнению современных инженеров, Колизей стоит 2000 лет благодаря прочному бетонному фундаменту. Строительство в заболоченной местности недалеко от реки Тибр с плохими почвенными условиями вынудило строителей выкопать глубокий и прочный фундамент для стабилизации конструкции.
В нем также были представлены другие инновации, в том числе сложная дренажная система, используемая для откачки воды, используемой для инсценировки морских сражений на арене.
Моряки были наняты для управления убирающимся тентом над головой, который можно было развернуть, чтобы защитить зрителей от дождя или палящей жары в Риме. Сложная сеть камер и туннелей под полом арены, называемая гипогеем, содержала реквизит, декорации и участников, когда они не участвовали в действии.
А хитроумная система люков, шкивов и подъемников амфитеатра облегчала драматические входы как для декораций, так и для бойцов, позволяя даже слонам появляться как бы из ниоткуда.
Где находится Колизей
Адрес Колизея: Piazza del Colosseo, 1, 00184 Roma RM, Италия
GPS координаты: 41° 53′ 24.90″ N 12° 29′ 32.45″ E
Телефон: +39 06 3996 7700
Колизей расположен к востоку от Палатинского холма* (по легенде, на нем Рем и Ромул основали Рим!), на территории бывшего Золотого дома Нерона.
Искусственное озеро, которое было центральной частью этого дворцового комплекса, было осушено, и Колизей был расположен там, решение, которое было столь же символическим, сколь и практичным.
Веспасиан, чей путь к трону начинался относительно скромно, решил заменить личное озеро тиранического императора общественным амфитеатром, способным вместить десятки тысяч римлян.
Колизей на карте Рима
Карта с местом нахождения достопримечательности — Колизей. Вы можете увеличить или уменьшить масштаб на карте, чтобы увидеть по близости другие достопримечательности и самые красивые топ места Рима!
Грандиозный амфитеатр античности
Когда смотришь на эту достопримечательность, попросту перехватывает дух: она до того огромна, что её размеры не могут не поражать. А потому понимаешь: амфитеатр Флавия действительно является новым чудом света.
Расположена эта грандиозная достопримечательность в столице Италии, в Риме, между Палатниским, Цилиевским и Эсквилинским холмами (точно узнать, где находится Колизей, можно сверившись с картой города). Возведён Колизей был неподалёку от Золотого дворца Нерона, вместо озера, в котором некогда плавали лебеди.
Появление
История Колизея в Риме, самого настоящего храма смерти, начинается в шестьдесят восьмом году, когда один из самых жестоких правителей древнего мира, Нерон, покончил с собой, вследствие чего началась Гражданская война, длившаяся около двух лет, в результате которой императором стал Тит Флавий Веспасиан.
Сделать это почти удалось: остался лишь дворец бывшего правителя, площадь которого вместе с находящимся возле него парком занимала около 120 га – и вопрос с ним надо было как-то решать. Это было сделано довольно оригинальным способом: в самом здании Веспасиан решил разместить различные учреждения, а пруд, находящийся возле дворца, приказал засыпать, и на его месте возвести уникальную достопримечательность – амфитеатр невиданных в свете размеров.
Хотя его задум народ воспринял на «ура», память о Нероне искоренить все же не удалось: несмотря на то, что официально новая арена именовалась амфитеатром Флавия, народ назвал его Колизей (от лат. слова громадный, колоссальный) – в честь огромной 35-ти метровой бронзовой статуи, которая при жизни Нерона находилась в вестибюле Золотого дворца, а потом была установлена недалеко от построенного храма смерти.
Колизей или амфитеатр Флавиев (Рим)
Колизей, также известный как амфитеатр Флавиев, — это древний архитектурный шедевр, расположенный в самом сердце Рима. Он является одним из самых знаковых символов Римской империи и крупнейшим древним амфитеатром из когда-либо построенных. Колизей считается одним из величайших достижений римской инженерии и архитектуры, а также, вероятно, является самой известной достопримечательностью Рима.
Колизей представляет собой монументальный эллиптический амфитеатр, построенный из смеси травертина и бетона. Строительство начал император Веспасиан в 72 году н.э., а завершил его сын Тит через 8 лет. Амфитеатр имел сложную систему туннелей и камер под ареной, а также интересную крышу из парусины, которая крепилась к 240 деревянным мачтам. Амфитеатр был предназначен для проведения публичных зрелищ, таких как гладиаторские бои, охота на животных и шуточные морские сражения.
Колизей
Путешествие сквозь время
14 лет Римом правил деспотичный Нерон, ради власти убивший мать, прославившийся произволом. Отношения правителя с народом обострил великий пожар Рима, опустошивший 4 из 14 кварталов города и нанесший огромный ущерб еще 7.Поползли слухи, что пожар совершен по приказу царя, который желал построить дворец в центре города, занятого домами и лавками.
Дворец – Золотой дом Нерона – на склонах трех римских холмов на территории 120 га император заложил там, где рассчитывал. Рядом по прихоти Нерона создали искусственный пруд с соленой водой. Среди садов Нерон вознес себе гигантскую бронзовую статую высотой 37 метров в образе Колосса Родосского.
Окончания строительства правитель не дождался. Потерявшие веру в императора римляне, на стороне которых оказалась армия и Сенат, подняли восстание, которое Нерон не смог остановить. В 68 году царь покончил жизнь самоубийством, перерезав себе горло.
Смерть и слава
Первые игры Колизея были проведены в 81 году нашей эры, после того, как первый этап строительства был завершен. Римский историк Дио Кассий писал, что более 9000 животных были убиты во время первых празднований, и гладиаторские соревнования и театральные демонстрации проводились почти ежедневно.
В течение ранней жизни Колизея, есть также некоторые свидетельства, чтобы предположить, что иногда арена была затоплена, чтобы использоваться для фиктивных морских сражений. По-видимому, они прекратились ко времени модификаций Домициана, когда под полом стадиона была построена сеть туннелей и камер для размещения животных и рабов.
В дополнение к проблемам военного мастерства, которые определяли гладиаторские бои в Колизее, это место также использовалось для публичных казней. Осужденных заключенных часто выпускали на арену во время перерывов в основных событиях и заставляли сталкиваться с различными смертельными существами.
Как проводились гладиаторские бои в Колизее
Ужасный факт: за всё время существования Колизея на его арене было убито около 1 миллиона животных и почти 500 тысяч людей.
Как только амфитеатр открылся, император провел праздник и объявил 100 дней гладиаторских сражений. За это время погибли более 9 тысяч животных и 2 тысяч человек.
Спустя 30 лет, император Траян провел 123 дня игр, в которых погибли ещё тысячи людей и животных.
Диких зверей везли сюда со всей Римской империи: от львов, тигров и медведей до лошадей, страусов, носорогов и крокодилов.
Спрос на животных за сотни лет существования Колизей был настолько велик, что некоторые звери полностью исчезли из естественной среды обитания. В итоге это приводило к вымиранию целых видов.
Бой гладиаторов
Однако не стоит сильно драматизировать события, которые происходили на арене. Для римлян эти представления были скорее как спорт, а гладиаторы для них были как спортивные звёзды для нас.
Многие гладиаторы шли на арену добровольно, чтобы обрести деньги и славу.
Морские бои в Колизее
Одним из самых захватывающих зрелищ были морские бои. Они проводились прямо на арене, предварительно заполненной водой.
Чтобы наполнить арену водой был построен водный канал к реке Тибр, в таком состоянии арена заполнялась максимум за день. Затем на воду спускали корабли и начинались кровавые битвы.
Пушек тогда не существовало, поэтому в этих боях использовали тараны, луки и абордажи.
Короткое видео о том, как происходили морские сражения:
После распространения христианства схватки между гладиаторами запретили в 404 году. Но бои гладиаторов против животных проводились до конца VI века.
Когда бои прекратились, амфитеатр утратил первоначальное предназначение и впредь использовался как угодно: конюшни, склады, место для бездомных – всё это было на месте бывшей арены.
Древний Колизей в Риме
1. Его настоящее имя — амфитеатр Флавиев
Строительство Колизея началось в 72 году н. э. по приказу императора Веспасиана. В 80 году н. э., при императоре Тите (сыне Веспасиана), строительство было завершено. Вместе с Титом, с 81 по 96 год страной правил Домициан (брат Тито). Все трое были династией Флавиев, и на латыни Колизей назывался Amphitheatrum Flavium.
2. Было время, когда рядом с Колизеем была гигантская статуя Нерона — Колосс Нерона
Печально известный император Нерон вознес себе гигантскую бронзовую статую, высотой 35 метров.
Изначально эта статуя находилась в вестибюле Золотого дома Нерона, но при императоре Адриане было решено передвинуть статую ближе к амфитеатру. Некоторые считают, Колизей переименовали в честь Колосса Нерона.
3. Колизей был построен на месте бывшего озера
Золотой дом Нерона был построен после Великого пожара 64-го года, и на его территории находилось искусственное озеро. После смерти Нерона в 68-м году и череды гражданских войн, в 69-м году императором стал Веспасиан.
Он национализировал дворец Нерона, после чего полностью разрушил его, а землю, на которой тот стоял, передал в общественное пользование народу Рима. Все дорогие орнаменты дворца были сняты и зарыты в грязь, а позже (в 104-109 гг) на этом месте были построены Термы Траяна. Римляне использовали сложную подземную ирригационную систему для осушения озера возле дома Нерона, после чего его засыпали и, по приказу императора, началось строительство амфитеатра, предназначенного для развлечений народа Рима.
4. Колизей был построен за 8 лет
После Осады Иерусалима в 70-м году н.э. император Веспасиан полностью разрушил Иерусалимский Храм, от которого осталась только «стена плача», которая стоит и по сей день. После этого он начал строительство Колизея, используя материалы, оставшиеся после разрушения Золотого Дома.
Самые древние и важные китайские изобретения
5. Это самый большой античный амфитеатр, когда-либо построенный
Колизей можно назвать «двойным амфитеатром» (два полукольца, соединенные в виде овала). Он сделан из цемента и камня. Длина наружного эллипса Колизея — 524 метров, большая ось имеет длину 187,77 метров, а малая ось — 155,64 метров. Арена Колизея имеет длину 85,75 м, и ширину 53,62 м, а стены возвышаются на 48 — 50 метров.
Самое главное в данном строении это то, что оно полностью построено из монолитного бетона, в отличие от других строений, сделанных из кирпичей и каменных блоков.
6. В Колизее были 5 ярусов и отдельные ложи
Строение было спроектировано так, чтобы в нем были места и для бедных и для богатых. Все зрители были разделены по ярусам в зависимости от их социального статуса и материального положения. Члены сената, например, сидели ближе к арене, а остальные жители на других ярусах, которые отличались более низкой ценой. На самом последнем — 5-ом ярусе — сидели бедняки. Все ярусы были пронумерованы I-LXXVI (т.е. от 1 до 76). Для Людей разного статуса были разные входы и лестницы, а также были стены, которые разделяли их.
7. Колизей вмещал 50 000 зрителей
На каждого человека выделялось сиденье шириной всего 35 см. Сегодня далеко не все футбольные стадионы могут похвастаться той посещаемостью, которую имел Колизей.
Посещение Колизея
На территории исторического памятника работает музей Эроса. Понтифик Бенедикт XVI внес Colosseo в крестовое шествие в честь Страстной пятницы как место поклонения христианским святыням.
Билеты в Колизей
Полнокровный билет на поход в амфитеатр выйдет в 23.50€. В эти расценки входит еще и посещение холма Палатина и Римского форума. Активен билет 48 часов – по одному разу для любой достопримечательности. Для граждан ЕС имеется шанс побывать в Колизее без оплаты! Жители Евросоюза возраста 18 — 65 лет могут перейти через специальный вход на территорию Колизея свободно.
Для того, чтобы избежать больших очередей на входе в Colosseo, покупаем билеты заранее через Интернет здесь.
Еще не нужно доверять гидам, в огромных количествах афиширующих свои услуги у стен Колизея. Вероятнее всего, они возьмут в три раза дороже, а уровень их профессионализма не подтвержден.
Тут инструкция для самостоятельного приобретения билетов в Колизей без очереди.
Развлечения в Колизее
Не будем говорить обо всех римлянах разом — обобщения опасны. Наверняка среди миллиона его жителей находились те, кто ценил иные формы досуга, нежели созерцание схваток в Амфитеатре Флавиев, но в большинстве своем народ Рима обожал эти отталкивающие шоу боли и крови.
Впрочем, в человеческой природе заложена странная тяга к смерти
Вспомните, какие новости привлекают особое внимание в средствах массовой информации? Те, которые сопряжены с техногенными трагедиями, где погибли люди, аварии с человеческими жертвами, убийства. По данным статистики, ребенок до момента своего взросления становится свидетелем 27 тысяч насильственных смертей на телевидении и в кино
Древние римляне не имели наших медиа-возможностей, и в отсутствии журналов, газет, радио, телевидения и интернета, они сделали источником развлечения реальные убийства. В программу игр входили:
- гладиаторские бои,
- публичные казни,
- травля дикими животными,
- воссоздание сцен из классической мифологии,
- «наумахии», имитирующие морские сражения на заполненной воде арене.
Игры начинались спозаранку и продолжались весь день. Сначала шла презентация всех «звезд» предстоящего шоу, потом наступал черед экзотических зверей из Африки и Ближнего Востока. Римляне жаждали новизны и разнообразия, потому их развлекали носороги, бегемоты, жирафы, леопарды, берберийские львы, каспийские тигры, крокодилы, слоны, страусы, зубры, медведи и даже лоси из северных лесов. Зверей на арене требовалось все больше, ловцы животных работали на износ. И однажды в реке Нил исчезли бегемоты.
Римляне были падки на все новое и любили удивляться. Диких животных сначала выставляли напоказ в естественных пейзажах обитания, которые были тщательно воссозданы техниками, архитекторами и художниками, а затем вынуждали сражаться друг с другом или участвовать в охотничьих шоу с венаторами, вооруженными луками, копьями и кнутами.
Потом, во время полуденного зноя, наступал черед публичных казней. Десятки тысяч римских граждан на трибунах думали: «Любопытно, будет ли все достаточно изобретательно?» и со скукой следили, как хищные звери приводили в исполнение смертные приговоры.
Во второй половине дня начиналось самое захватывающее – публика беснуется, кажется, что Колизей может рухнуть от криков и ритмичного топота тысяч зрителей, – на арене готовятся к смертельной схватке гладиаторы… Ну тут вы и сами все знаете, благо о сражениях гладиаторов полным-полно фильмов.
Последние гладиаторские бои произошли здесь в 435 году нашей эры, по разным оценкам, в них безвременно рассталось с жизнью примерно 500 тысяч молодых мужчин. Последние звериные бои датируются 523 годом нашей эры. Неповинных животных погибло на арене Колизея еще больше – порядка миллиона. По мнению некоторых ученых, жестокие римские забавы опустошили дикую природу Северной Африки и всего Средиземноморского региона, полностью уничтожив некоторые виды животных.