Что делает власть, чтобы цены на бензин перестали расти
Как говорят эксперты внутри отрасли, без сдерживания цен государством уже сейчас стоимость литра бензина в России была бы примерно на 10 рублей выше тех значений, которые наблюдаются в действительности.
И на тех, и на других давит антимонопольное ведомство — ФАС.В частности, антимонопольная служба регулярно выписывает предписания и предупреждения нефтяным компаниям, в том числе предписывая не ущемлять интересы внутренних потребителей в пользу экспорта.
Правительство также пошло на определенные шаги. С 1 июля акцизы на бензин в России должны были вырасти второй раз в течение этого года, вместо этого они будут снижены. Акциз на бензин станет ниже на 3 тысячи рублей за тонну, в случае с дизельным топливом — на 2 тысячи рублей.
Бюджет за счет снижения акцизов потеряет около 140 миллиардов, но эксперты не уверены в том, что такая мера поможет хоть как-то изменить ситуацию. Вероятнее всего, на стабилизацию цены и вероятность небольшого ее снижения может повлиять только снижение мировой цены на нефть, в результате которой экспорт перестанет быть настолько выгодным.
Поскольку цена литра бензина бьет не только по кошельку автомобилистов, но и всех граждан, государству так или иначе нужно что-то делать с происходящим. Дорогой бензин — это автоматическое повышение цен на любые товары, которые так или иначе доставляются автотранспортом. Если государству нужно, чтобы инфляция удерживалась в плановых рамках, а ЦБ мог снижать ключевую ставку и создавать условия для роста экономики, ситуация с дорогим бензином однозначно требует более решительных мер.
Бензин 50 рублей в 2018, в России: почему дорожает бензин в стране?
Все началось с конца прошлого года, когда нефтетрейдеры из-за поднятия акцизов стали запасаться топливом. Рост такого спроса еще больше подстегнул цены. Тогда в ситуацию решили вмешаться работники ФАС, поэтому подорожания удалось избежать.
В январе текущего года на рынке прошла волна очередного подорожания. В следующем месяце президент Российской Федерации заявил о вероятном снижении цен на бензин в связи с предстоящими президентскими выборами, поэтому до восемнадцатого марта бензин уверенно дорожал. После этого нефтетрейдеры начали догонять упущенное.
Отмечается, что поднятие стоимости бензина вызвано несколькими главными причинами. Во-первых, влияет сезонный фактор. Обычно бензин дорожает весной, так, как начинается повышенный спрос из-за сельскохозяйственных работ.
Кроме того, цены на нефть сильно меняются на мировом рынке. Казалось бы, что это бессмысленно, ведь в нашей стране есть своя собственная нефть. Все дело в том, что, если на мировом рынке стоимость большая, нефтяникам намного выгоднее отправлять топливо на экспорт, чем продавать его дома.
При сочетании котировок нефти и курса доллара в данное время, отправка на экспорт одной тонны топлива дополнительно приносит семь тысяч рублей, по сравнению с реализацией на территории нашей страны.
Бензин 50 рублей в 2018, в России, последние новости: специалисты считают, что ситуацию спасет большая поставка бензина на российские заправки
Заманчивые перспективы экспорта приводят к нехватке топлива на нашем рынке. В данное время на Санкт-Петербургской международной товарной сырьевой бирже продается в среднем пятнадцать тысяч тонн бензина в сутки. При этом, российским автомобильным заправкам на сутки нужно пятьдесят тысяч тонн.
Так, получается нехватка бензина, поэтому повышается цена. Тонна бензина в средней стоит пятьдесят пять тысяч рублей, а дизельное топливо около пятидесяти тысяч.
Последняя причина подорожания – поднятие акцизов. Осенью предыдущего года Государственная Дума Российской Федерации приняла решение о ежегодном повышении на протяжении трех лет на алкоголь, табак и топливо для автомобилей.
Проблема вся в том, что на шестьдесят процентов от стоимости бензина уходит на налоги. Поэтому повышение фискального бремени сильно влияет на цену бензина.
Специалисты считают, что для снижения стоимости бензина нужно увеличить объем топлива, которое поставляется на российские рынки, и снизить акцизы. В ФАС с такой точкой зрения соглашаются и уже подготовили приказ об увеличении норм продаж на бирже бензина.
Что происходит с ценами на бензин?
Они активно растут в течение апреля и мая. Совпадение это или нет, но рост цен на топливо в России начался вскоре после президентских выборов. Учитывая опыт 2012 года, когда цены на заправках откровенно сдерживались перед выборами, чтобы не нервировать народ, вполне вероятно, что и в этот раз власть прибегла к определенному влиянию на бизнес, чтобы заморозить цены.
Динамика стоимости одного литра бензина в 2018 году по данным Росстата выглядит следующим образом:
- Январь — 39,88 рублей.
- Февраль — 39,88 рублей.
- Март — 39,89 рублей.
- Апрель — 40,31 рублей.
- Май — 41,37 рублей.
В случае со статистикой за май стоит особо пояснить — приведена статистика только за первые три недели месяца, и это средние данные. То есть, по завершении трех первых недель мая реальная средняя цена литра бензина была выше, а затем последовал тот резкий недельный рост, о котором мы говорили в самом начале.
Стоимость одного литра бензина АИ-95 в конце мая в Москве составляет около 45,5 рублей.
Почему растут цены на бензин в России на этот раз?
Любой, кто интересуется темой роста цен на бензин достаточно долгое время, знает, что российскими производителями топлива изменения цены почти всегда объясняются внешней конъюнктурой. В мире дорожает нефть — в России дорожает бензин, нефть в мире дешевеет — бензин все равно обязан подорожать. Каждый раз приводятся вполне логичные экономические обоснования.
Вот и на этот раз одна из причин роста цен на бензин — это… Верно, подорожание нефти в мире!
В 2018 году сложилась ситуация, при которой экспортные пошлины на нефть в России были снижены, а акцизы на топливо внутри страны — повышены. Правительство назвало это “налоговым маневром” (он начался еще с 2015 года и должен продлиться до 2019-го), и такая политика с точки зрения интересов простого россиянина действительно выглядит странно. Получается, что власть в первую очередь позаботилось об экспортерах нефти, для которых пошлины были снижены за счет повышения акцизов, а их в конечном итоге платят простые жители страны.
В момент, когда мировые цены на нефть выросли, нефтедобытчики сосредоточились на экспорте, благо, пошлины теперь меньше, чем они были до этого, и экспортировать сырье очень выгодно. В итоге на внутреннем рынке сейчас возникает элементарный дефицит сырья, а следовательно — растет цена на нефтепродукты.
Еще одна причина, о которой не боятся говорить и некоторые эксперты — та, что мы называли выше. До президентских выборов цена сдерживалась искусственно, и сейчас производители наверстывают упущенное.
Наконец, некоторые эксперты говорят о сезонной привычке нефтеперерабатывающих заводов повышать цены весной. Спрос в это время стабильно увеличивается, и НПЗ даже не ждут, когда он начнет расти, а заранее поднимают цены, не сговариваясь друг с другом. Спрос растет из-за посевной, из-за того, что многие водители активно используют автомобиль только в теплое время года и т.д.