О канонизации александра суворова

Почему скопцы называли суворова «своим» — кириллица — энциклопедия русской жизни

Из святых — в несвятые

Сообщения о чудесных случаях в РПЦ тщательно проверяются. Прежде всего этим занимается епархия, в которой прославился и почитается тот или иной подвижник. В каждой епархии есть комиссия по канонизации святых, руководствующаяся постановлением Поместного собора РПЦ от 1918 года. Там указано, что «ходатайство о прославлении угодника Божия исходит от местного православного населения».

Епархиальная комиссия проводит целое расследование того или иного чуда. Привлекает свидетелей, которые «под присягой дают показания».

Далее на основе этого епархия составляет житие святого. А затем соотносит его с задокументированными фактами биографии.

Однако бывает, что на момент канонизации архивные данные недоступны. А уже потом они проливают свет на «неудобные факты». К примеру, в 2012 году заметили, что из официального календаря РПЦ пропали несколько новомучеников российских — святых, репрессированных в годы советской власти. Тогда в Церкви обтекаемо пояснили, что появились «документы, которые ставят определенные вопросы». При этом речи об их деканонизации не идет.

Хотя в истории так уже неоднократно бывало. В 1677 году, в разгар гонений на старообрядцев, из святцев исключили преподобную Анну Кашинскую — она крестилась двумя перстами. Гроб с мощами святой запечатали, молебны ей запретили, а храмы в ее честь переименовали во Всехсвятские. Лишь в 1909 году ее канонизировали повторно.

Икона св. прп. Анны Кашинской. Фото из открытых источников

Все время с конца XVII века в ряде областей она почиталась простыми верующими. В Церкви это называется «местным уровнем».

Сегодня практически в каждой епархии РПЦ есть местночтимые святые. Канонизируют их на уровне епархии. Право выдвижения на прославление принадлежит духовенству.

Кроме того, правящий архиерей может подать заявку на канонизацию общецерковного уровня. Тогда все необходимые документы (биографию, свидетельства о чудесах, икону святого) передают в специальную Синодальную комиссию. А затем — на рассмотрение высших руководящих органов РПЦ — синода, Архиерейского или Поместного соборов. Таким образом местночтимого святого повышают в ранге и о нем узнает больше верующих.

Политические мотивы и разумный подход

Почитание того или иного святого показывает различия в мировоззрении как верующих, так и невоцерковленных россиян, говорит религиовед Роман Лункин.

«И это порой оборачивается громкими скандалами. Достаточно вспомнить, как спорили насчет фильма «Матильда». Тогда ведь вновь заговорили о том, зачем канонизировали царскую семью. Однако за дискуссией крылись политические и идеологические мотивы», — приводит пример эксперт.

В 1990-е спорили о канонизации Иосифа Сталина и маршала Жукова. Но на самом деле, отмечает Лункин, это было поводом для разговоров о возрождении СССР.

Священники канонизацию по светским «политическим мотивам», естественно, отвергают. И вопросы о возможном причислении того или иного человека к лику святых, даже при широком его почитании и признанном вкладе в российскую историю, как с Суворовым, решаются небыстро и далеко не всегда положительно. При этом ничто не мешает почитать того или иного исторического деятеля. Главное, почитая человека, не забывать о Боге.

«Для христианина важнее всех — Господь. И к святым мы обращаемся, имея в виду прежде всего Бога. Они — проводники и заступники за нас перед Ним», — подчеркивает известный публицист протоиерей Максим Первозванский.

Поэтому в Церкви призывают разумно, спокойно и взвешенно относиться к вопросам канонизации и почитания разных исторических лиц.

Антон Скрипунов

11 декабря 2020

Ваш ОтзывПоля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.
На главную | В раздел «Мониторинг СМИ»

Победы на поле боя

В 1758 году Суворов получил опыт военных действий. Выступая главой драгунского эскадрона, он разбил эскадрон из Германии в сражении под Кунесдорфом, одержав свою первую победу. Именно эта битва определила дальнейший ход Семилетней войны и поражение прусской армии.

В 1762 году Суворов выступал уже в звании полковника Астраханского полка. Он стал знаменит, его узнавали. В дальнейшем Суворов возглавлял Суздальский полк. Тогда же он написал свой труд «Полковое учреждение» о воспитательной работе с солдатами.

Благодаря навыкам ведения боя Суворова были выиграны две Русско-турецкие войны. В 1770 году он стал генерал-майором.

В 1788 году великий полководец был серьезно ранен в битве за город Кинбурн, но  армия все равно одержала победу, а Суворову вручили орден Андрея Первозванного. Известно также, что он помогал подавить Пугачевский бунт, за что получил награду и персональную благодарность от императрицы.

В 1789 году Суворов вновь оказался на поле боя, где русско-австрийская армия разгромила многотысячное турецкое войско, несмотря на то, что Турция имела численное преимущество. В 1790 году Суворов взял турецкую крепость Измаил, считавшуюся абсолютно неприступной.

В 1796 году в жизни Суворова произошел перелом. На престол взошел Павел I, который не так благоволил Александру Васильевичу, как императрица Екатерина. В 1797 году Суворов получил отставку и отправился фактически в ссылку в свое родовое имение. Однако изгнание было недолгим. Политическая обстановка в Европе оказалась напряженной и Суворова призвали возглавить Итальянскую кампанию. Разгром противника и победа были настолько грандиозными, что Павел I изменил свое мнение о Суворове и призвал чтить его на уровне императорских особ.

В 1799 году Суворов вместе с возглавляемой им армией совершил переход через Альпы, оказавшись сильнее самой природы в глазах императора. Тогда же он получил высшее военное звание и стал генералиссимусом.

Свой военный опыт Александр Васильевич Суворов изложил в книге «Наука побеждать», которая стала обязательным чтением для всех военных экспертов и военных начальников.

Шарль Франсуа Дюмурье — полковник, политик и авантюрист

Но по-настоящему звезда Суворова взошла после сражения под Ланцкроной, в 1771 году, когда будущему князю Италийскому пришлось потягаться силами с полковником Дюмурье, который прибыл из Франции на помощь восставшим, терпевшим от русских одно поражение за другим. Дюмурье стал, как бы сейчас сказали, полевым командиром конфедератов — он усердно сколачивал преданное ему войско, не особенно полагаясь на шляхетское ополчение, которое могло похвастаться спесью и происхождением, но не боеспособностью. Справедливо рассудив, что лучше собрать банду наемников, обученных действиям регулярной пехоты, чем полагаться на панов Дюмурье, используя субсидии, которыми его снабдили французское правительство и сами поляки, активно вербовал наёмников. Набрав с миру по нитке, француз постарался придать своему отряду армейскую организацию, так как только хорошо обученное и дисциплинированное войско могло противостоять русским на поле боя, пока шляхта ведёт партизанские действия.


Портрет Дюмурье. (wikimedia.org)

Полковник имел все шансы на успех — человек он был харизматичный, горячий и тщеславный, хорошо понимавший желания и потребности своих солдат-наёмников (и не слишком отличаясь от них), однако, на беду будущего революционного генерала (Дюмурье прожил чрезвычайно интересную жизнь) его противником был никто иной как Александр Суворов. Впрочем, какое-то время у Дюмурье было — весь 1770 год Суворов оставался не у дел — его начальник генерал Веймарн в приказном порядке принудил Александра Васильевича заниматься охраной коммуникаций и патрулированием дорог, ограничиваясь редкими поисками (рейдами) против конфедератов.
Более того, осенью того же 1770 года Суворов чуть не погиб: во время переправы через Вислу он упал в воду и начал тонуть, из-за сильного течения генерала долго не могли вытащить, а когда достали из воды Александр Васильевич сильно ударился грудью о мост. Так русская армия едва не лишилась своего самого талантливого вождя, не успевшего ещё совершить самых замечательных своих подвигов. По грустной иронии при похожих обстоятельствах погиб сын Суворова — Аркадий Александрович. Во время переправы через Рымник, на которой его отец некогда одержал свою знаменитую победу, в 1811 году подающий надежды генерал-лейтенант утонул. Его отец, к счастью, избежал такой участи, но на несколько месяцев выбыл из строя и вернулся на поля сражений с конфедератами только в 1771 году. И очень кстати.

Белорусские суворовцы в вопросе канонизации русского полководца

Наверняка, для многих станет открытием, что Белорусский союз суворовцев и кадет (тогда еще до переименования – Белорусский суворовско-нахимовский союз) стоял у истоков этого движения и в далеком ноябре 2010 года уже обращался в адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с вопросом о канонизации генералиссимуса А.В. Суворова.

И даже был получен ответ от Синодальной Комиссии по канонизации святых Московского патриархата датированный 12 января 2011 года под номером № 1.

В документе за подписью Секретаря Синодальной Комиссии по канонизации святых сообщается, что вопрос по канонизации Александра Суворова изучался.

В документе отмечается, что основанием к прославлению христианина в лике святых являются:

  1. Безукоризненное исповедание православной веры,
  2. Праведная жизнь,
  3. Чудеса по его молитвенному предстательству как при жизни, так и после кончины,
  4. Церковное почитание праведника.

Забегая вперед, сообщаем, что комиссия отказала Белорусскому суворовско-нахимовскому союзу в причислении генералиссимуса Александра Суворова к лику святых.

Известное своеобразие поведения Суворова нельзя рассматривать как юродство во Христе

Комиссия отказала и привела конкретные причины отказа в канонизации Суворова:

  1. Выдающиеся военные заслуги сами по себе не могут служить основанием для прославления в лике святых.
  2. При неизменном признании исторических заслуг А.В. Суворова как великого полководца за истекшее с его кончины время в Русской Православной Церкви не наблюдалось почитания его как подвижника православного благочестия.
  3. Почитаемые Православной Церковью святые воины прославлены как мученики, страстотерпцы или подвижники веры, а не на основании их воинских заслуг. Личная же религиозность А.В. Суворова не может являться примером выдающегося церковного благочестия, а известное своеобразие его поведения нельзя рассматривать как юродство во Христе.

А как же цветы, которые не вянут?

Первый раздел Польши

Неспособность польской элиты к консолидации, склоки, ссоры, партийность предопределили исход борьбы шляхты за свои права и вольности и против вмешательства России во внутренние дела государства. Вопреки чаяниям поляков, надеявшихся на новый расцвет страны, но не желавших ради этого поступиться своей гордостью и экономическими интересами, Речь Посполитая не только не избавилась от внешней зависимости, но была прямо разделена между сильнейшими соседями. По договорам, заключенными между Россией, Пруссией и Австрией, Речь Посполитая лишилась почти 30% своей территории. России досталось почти 100 000 кв. км территорий, некогда входивших в состав Киевской Руси и утраченных в процессе литовской экспансии на восток ещё в XIV-XV веках (за исключением Динабурга (совр. Даугавпилс), основанного немецкими рыцарями в конце XIII века).
Стоит отметить, что Россия не была заинтересована в искусственном ослаблении Польши, служившей с петровских времён буфером между империей и её европейскими партнёрами, однако в 1770-х Екатерина II оказалась в ситуации, когда невыгодный России раздел был единственным решением польского вопроса, учитывая, что в это же время шла война с Турцией, казна была опустошена внешнеполитическими акциями императрицы, а народное недовольство вскоре вылилось в пугачёвщину. Нехотя Екатерина пошла на поводу у прусского короля Фридриха Великого, что косвенно предопределило второй (1793) и третий (1795) разделы Польши, в ходе которых Россия вернула территории некогда входившие в состав Руси, а Речь Посполитая перестала существовать как государство.

Польская версия

Желающие причислить Суворова к скопцам сегодня вспоминают польского историка Казимира Валишевского – искусного мифотворца, известного у нас многочисленными сочинениями о придворной жизни 18 века. Объективно-историческими его книги считать трудно, но читаются истории Валишевского легко и с интересом, ведь в них так много салонных анекдотов и подробностей интимной жизни русских правителей и известных придворных.

Именно Валишевский называет Суворова «евнухом», который в 1791 году якобы направил князю Потемкину «для сомнительных развлечений» крымских пленников – трех девушек и одного юношу. Документальных доказательств подобного жеста со стороны Суворова не существует, как нет и подтверждения, что использованное определение Суворова следует воспринимать буквально. Не исключено, что польский историк имеет в виду политическую кастрацию – бессилие, желание Суворова угодить екатерининскому фавориту. Или попросту использует оскорбление из-за неприязни к русскому полководцу, который в 1794 году беспощадно подавил польское восстание Т. Костюшко.

«Радонеж» рекомендует

  • Великому Празднику Воскресения Христова, его смыслу и значению для всего человечества во все времена посвятил свою передачу православный публицист и катехизатор Сергей Комаров.

  • Одно из условий нашего спасения — мироотречение. Это вовсе не уход в монастырь, а сознательный отказ от психологических замещений, когда человек стремится защититься от того, что вызывает переживания, тревогу. Но это очень опасно, равносильно самоуспокоению на войне. Если ты не готов отразить атаку, ты будешь побежден… В эфире продолжение беседы иерея Алексия Кнутова.

  • Богатырь русского театра. К 200-летию со дня рождения Александра Николаевича Островского

    В эфире беседа Евгения Никифорова с Ириной Киселевой, зав. Кафедрой русской классической литературы Государственного университета «Просвещение». Мы поговорили о биографии великого писателя и драматурга, вспомнили основные вехи его жизни и осветили по возможности влияние литературных шедевров Островского на современников и сегодняшнюю аудиторию читающих русских людей.

  • Все материалы

Пример для подражания

Может, не все современники знали основные тактические приемы Суворова, но за его победы и патриотизм полководца, не проигравшего ни одного сражения, почитали и любили. Авторитет Суворова был непререкаем. Им восхищались, на него равнялись. Поэтому вполне допустим факт, о котором упоминает историк Андрей Буровский. В своей монографии о сибирских сектах он писал, что скопцы уверенно именовали Суворова «своим», вешая его портреты-иконы в красном углу.

Зная о склонности скопцов к мифологизации, желании создать вокруг себя некий ореол святости, подчеркнуть собственную избранность, легко принять это допущение – пример Суворова помогал вербовать новых адептов. А то, что Суворов действительно состоял в секте, доказывалось странностями поведения и особенностями внешности Суворова. И обращаемые верили в то, во что хотели верить. Если уж такой великий человек как Суворов принял «огненное крещение», то им, самым обычным и ничем не примечательным, грешно отказываться.

Доводы в пользу оскопления

Но вернемся к странностям поведения и внешности полководца, которые скопцы вполне могли использовать в качестве аргумента, подтверждающего его принадлежность к их секте. С детства болезненный и субтильный Суворов в один прекрасный день преобразился. И скопцы объясняли это не регулярной зарядкой и методичным закаливанием, а оскоплением, после которого организм перестал тратить силы и сублимировал сексуальную энергию в укрепление мышц.

Нерастраченная сексуальная энергия требовала выхода, и если после оскопления традиционная разрядка была невозможна, энергия выходила иначе. У Суворова этот выход якобы проявлялся в странностях поведения – громком пении, истошном кукареканье, катании в холодной траве в полуголом виде.

Известно, что после кастрации на лице мужчин-скопцов переставали расти усы и борода. И этот факт также идеально вписывался в образ Суворова-скопца – полководец никогда не мог похвастаться буйной растительностью, был невысок, субтилен, невзрачен. Припоминали скопцы и нелюбовь Суворова к докторам, которые якобы могли обнаружить «тайну» суворовского оскопления, и недоверие к женщинам, и позднюю женитьбу, и совершенно несчастливый брак.

Русско-польская война: Суворов против Конфедерации

Первый же крупный бой продемонстрировал качества Суворова как самостоятельного командира. Прибыв на место и разместив основные силы в Бресте, полководец с отборным отрядом двинулся на юг, намереваясь атаковать мятежников. Поляки под командой Казимира Пулавского (будущего участника войны за Независимость США) не ожидали нападения русских. Тем удивительнее было бы для восставших узнать, что Суворов, пройдя форсированным маршем 75 километров за двое суток и свалившись как снег на голову противника, имел в семь раз меньше войск, чем поляки. В сражении под Ореховым (75 км от Бреста) 2/13 сентября 1769 года Александр Васильевич активно применял непрямые действия — перед решающим ударом вместо того, чтобы поливать противника картечью, он приказал обстрелять гранатами деревню Орехово, находившуюся в тылу у противника.


Бой конфедератов с русскими. (slowopolskie.org)

Вид подожжённого селения ещё больше удручил противника — атака удалась. Показав тылы поляки не могли прийти в себя, хотя превосходили отряд Суворова в несколько раз. Умение бригадира владеть ситуацией, воздействовать на врага и пользоваться плодами победы уже тогда были характерными чертами его полководческого почерка. Основная часть потерь как раз приходится на стадию преследования — будущий генералиссимус знал цену победе и ковал железо пока горячо. Противник был совершенно расстроен и бежал к Холму.
Отступившие поляки на следующий день были настигнуты русскими карабинерами Каргопольского полка Карла фон Рённе. Всадники с такой энергией и яростью накинулись на восставших, что совершенно рассеяли неприятеля, несмотря на многократное превосходство противника в силах! За бой при Орехово Александр Суворов был произведён в генерал-майоры и заслужил свой первый орден — святой Анны. Победа была тем замечательнее, что одержана с минимальными потерями: по донесениям полководца 5 человек было убито, 11 ранено. И это было только начало.

Суворовское знамя

Отступать! — и замолчали пушки,

Барабанщик — пулемет умолк.

За черту пылавшей деревушки

Отступил Фанагорийский полк.

А при батальоне было знамя,

И молил поручик в грозный час,

Чтобы Небо сжалилось над нами,

Чтобы Бог святыню наш спас.

Но уж слева дрогнули и справа, —

Враг наваливался, как медведь,

И защите знамени со славой

Оставалось только умереть.

И тогда, — клянусь, немало взоров

Тот навек запечатлело миг! —

Сам генералиссимус Суворов

У седого знамени возник.

Был он худ, был с пудренной косицей,

Со звездою был его мундир.

В это утро перебило лучших

Офицеров. Командир сражен.

И совсем молоденький поручик

Наш, четвертый, принял батальон.

Крикнул он: “За мной фанагорийцы!

С Богом, батальонный командир!”

И обжег приказ его, как лава,

Все сердца: святая тень зовет!

Мчались слева, подбегали справа,

Чтоб, столкнувшись, броситься вперед!

Ярости удара штыкового

Враг не снес; мы ураганно шли,

Только командира молодого

Мертвым мы в деревню принесли…

И у гроба — это вспомнит каждый

Летописец жизни полковой,-

Сам Суворов плакал: ночью дважды

Часовые видели его.

Этот дух Суворова, дух русского христолюбивого воинства не угас совсем и сейчас, несмотря на потрясения, которые пережила Россия за последние двести лет, особенно в нашем столетии. Уже в конце XIX века этот дух начал терять свою ясность: ”За царя, за Русь, за нашу веру мы крикнем громкое ура!” Если Суворов призывал умирать за дом Богородицы — так называли хранительницу Православия — Святую Русь, то есть за Веру; за Матушку — Царицу Небесную, и только затем за Пресветлейший дом, то есть за царя, то XIX веке понятия вера и царь поменялись местами, что явилось свидетельством упадка и веры, и здравого православного почитания монарха.

В гражданскую войну врагу не давали пощады ни белые, ни красные. Что же касается “обывателя, который нас поит и кормит”, то Тухачевский, о котором вышла книга под красноречивым названием “Кровавый маршал”, приказывал применять против восставших крестьян боевые отравляющие газы и заботился только о том, чтобы в зону их действия не попадала скотина.

В годы Великой Отечественной Войны дух православного русского воинства вспыхнул вновь. Действительно, советская власть была вынуждена прекратить жестокие гонения на Церковь, из заключения стали выпускать священнослужителей, стали открываться храмы и монастыри. Были учреждены правительственные награды: ордена Александра Невского, Суворова, Кутузова, Ушакова, Нахимова — в честь глубоко верующих, жертвенно служивших Церкви и Родине людей. Гитлеровский генерал Гейнц Гудериан отмечал, что одной из важнейших причин победы Красной Армии, было обращение к ее историческим национальным традициям.

Затем в послевоенные годы по разным причинам наш народ растерял тот нравственный багаж, который был приобретен в годы Великой Отечественной войны ценой огромных страданий, тяжелых лишений и большой крови. Сейчас мы вновь обращаемся к тому идеалу святости, чистоты, патриотизма, бескорыстного жертвенного служения, преданности долгу, ярким носителем которого был Александр Васильевич Суворов.

Вновь наша Родина в опасности, вновь требуется напряжение и объединение сил всего народа для ее спасения. Наш труд будет плодотворным, а борьба — победоносной, только если мы обратимся к тем идеалам, пред которыми благоговейно склонял свое свободное чело непобедимый полководец генералиссимус Российских войск князь Италийский граф Александр Васильевич Суворов — Рымникский.

Закончить хочется словами А. В. Суворова:

“Помилуй Бог, мы русские! Разобьем врага! И победа над ним, и победа над коварством будет победа!”

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Детство Суворова

Александр Суворов родился в уважаемой семье. Его отец, генерал Василий Суворов приходился крестником самому Петру I. По некоторым источникам он служил в тайной канцелярии и отличался строгостью. Василий Суворов прошел долгий и трудный путь от простого денщика до сенатора. Мать Александра Суворова Авдотья Манукова принадлежала дворянскому роду. Считается, что в роду у будущего великого полководца были шведы и армяне. Свое имя Александр Васильевич получил в честь Александра Невского.

Александр Суворов не отличался крепким здоровьем и телосложением, однако с малых лет был очарован рассказами о военном деле и грезил соответствующей карьерой. Его первыми детскими книгами были не сказки, а труды о военном искусстве. При этом родители, зная о болезненности сына, не питали особых надежда на то, что он сможет продолжить военную династию. Александр Суворов не сдавался. До изнеможения он занимался физическими упражнениями, много читал и продолжать мечтать о военной карьере.

Однажды, когда в доме Суворовых гостил генерал Абрам Ганнибал, маленький Саша стал играть при нем в солдатики. Генерал был поражен точностью действий ребенка и восхитился его стратегией ведения боя.

Полководец, граф… святой

До села Кистыш во Владимирской области добраться нелегко. Настоящая русская глубинка. От Москвы минимум пять часов на машине. А село это некогда было родовым имением Александра Суворова. Здесь есть полуразрушенный храм, где он молился. Рядом — пруд, в котором купался, тут же и рыбачил. Вот и все достопримечательности.

Однако в Кистыш постоянно приезжают люди. Причем большинство — паломники. Для них небольшое село не только историческое место. Здесь жил не просто граф или великий полководец. Здесь, как они верят, жил святой.

«Люди действительно почитают Суворова как святого. Недавно в селе открыли ему памятник, и число приезжающих увеличилось. Здесь они читают покаянный канон, написанный самим Александром Васильевичем», — рассказывает РИА Новости настоятель местной Васильевской церкви иерей Алексий Чесноков.

Молиться «святому Александру Суворову» стали тут сравнительно недавно. Пару лет назад родовую церковь полководца и прилегающие к ней здания принялись возрождать его почитатели. Один из них — отставной спецназовец Василий Верещак.

«Из общего ряда великих людей России Суворов явно выбивается. В том числе и отношением к православию. Чем больше я погружаюсь в детали его биографии, тем яснее вижу, насколько трепетно он относился к вере. К тому же он — символ победы. Поэтому я искренне хочу, чтобы его канонизировали», — говорит Верещак корреспонденту РИА Новости.

Прецедент есть: в 2001 году Русская православная церковь канонизировала адмирала Федора Ушакова. И в храмах уже нередко можно увидеть икону с его изображением. Теперь пора написать икону генералиссимуса Суворова. Об этом недавно во всеуслышание заявил известный православный бизнесмен Константин Малофеев, чем вызвал новый виток дискуссии о святости полководца.

«Полезно вспомнить, что основной критерий канонизации (то есть признания того, что человек обрел особую молитвенную благодать у небесного Престола Божия), помимо добродетельной жизни и народного почитания, — чудотворения», — ответил ему заместитель управляющего делами Московской патриархии епископ Зеленоградский Савва (Тутунов).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Алипаф
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: