Вечно молодой театр «современник»

«касса – сердце театра!»

Музыка

С театром связано еще одно увлечение актрисы — музыка. В 1959 году для спектакля «Пять вечеров», где Людмила Ивановна играла героиню Зою, понадобилось написать песню. В театре знали, что Иванова пишет в газету стихи, поэтому попросили ее придумать вокальное произведение. Песня получилась легкой и душевной. Коллеги порекомендовали актрисе продолжать сочинять мелодии.

Со временем произведения Ивановой стали неотъемлемой частью репертуара звезд советской эстрады: Анны Герман («День осенний очень ясный»), Гелены Великановой («Может быть, может быть, я не современная»).

Артистка писала как стихи, так и музыку и сама исполняла свои произведения. Вместе с супругом Валерием Миляевым Людмила Ивановна выпустила диск, сочиняла либретто и детские сказки. Были опубликованы сборники детских стихов и песен, а также книг — воспоминаний артистки.

Фильмы

Людмила Ивановна сыграла в кино более сотни ролей. Несмотря на то что среди них не было главных, кинозрители хорошо запомнили и полюбили актрису.

Дебют Ивановой на экране состоялся в 1958 году в эпизоде драмы «Добровольцы». Актрисе досталась роль комсомолки, а главных героев исполнили Михаил Ульянов, Петр Щербаков, Леонид Быков, Элина Быстрицкая.

Последующие работы в фильмографии были эпизодическими или второстепенными, при этом Иванова часто снималась вместе с известными артистами. Так, в 1970 году она попала на съемки детского фильма по произведениям Виктора Драгунского «Денискины рассказы», актерский состав которого составили Марианна Вертинская, Валентин Смирнитский, а в камео сыграл Юрий Никулин.

В 1977 году произошло событие, отразившееся на творческой биографии Людмилы Ивановны. Эльдар Рязанов позвал ее в свой фильм «Служебный роман», в котором главных героев исполнили Алиса Фрейндлих, Андрей Мягков, Светлана Немоляева и пр.

Очереди из желающих воплотить образ «противной тетки из месткома» в лирической комедии не было, а Иванова согласилась, решив сыграть роль так, чтобы «она стала главной». По сценарию экранное время актрисы в фильме было существенно больше, но во время окончательного монтажа из сюжета исчезла сцена, где ее героиня падала на грудь Бубликову в исполнении друга и коллеги Людмилы Ивановны по «Современнику» Петра Щербакова.

В 1978 году картине была присуждена премия «Лучший фильм года», за год ее посмотрели 58 миллионов зрителей. Песни и инструментальная музыка из «Служебного романа» были выпущены на пластинке.

Людмила Иванова и Анна Герман /

После оглушительного успеха фильма образ профсоюзной активистки стал визитной карточкой актрисы. В 1985 году Людмила Ивановна попала в актерский состав популярной комедии периода перестройки «Самая обаятельная и привлекательная», где сыграли Ирина Муравьева, Татьяна Васильева, Александр Абдулов, Леонид Куравлев.

Муравьева, уже получившая популярность после фильмов «Москва слезам не верит» и «Карнавал», не хотела возвращаться к образу милой дурнушки, но ее все же уговорили. Режиссер Геральд Бежанов впоследствии рассказывал, что она едва ли не единственная из снимавшихся в ленте профессионально отнеслась к роли: всегда приходила на площадку подготовленной и не пыталась импровизировать. А вот Александр Абдулов, воплотивший модного красавчика, мог явиться, не выучив текст, а после и вовсе сорвался на гастроли, сказавшись больным.

На роль подруги главной героини пробовались Любовь Полищук и Инна Чурикова, но Бежанов отдал предпочтение Татьяне Васильевой. Однако впоследствии он пожалел о своем выборе: посредине съемок артистка окрасила волосы в рыжий цвет, режиссер из-за переживаний получил микроинфаркт, а Татьяна Григорьевна появлялась на экране только в головном уборе.

В 2000-м фильмографию Людмилы Ивановны пополнила роль в .последней режиссерской работе Владимира Меньшова «Зависть богов». И пусть это была роль второго плана, Иванова появлялась в одном кадре с Жераром Депардье. Опасаясь, что француз во время многочисленных дублей съест единственную баранью ногу, приготовленную для съемок, актриса принесла иностранному коллеге домашний пирог, наказав не есть в гостинице и аэропорту. За это растроганная звезда расцеловала актрису.

Последней кинолентой в фильмографии актрисы стал сериал «Хранимые судьбой», вышедший в 2011 году.

Детство и юность

Людмила Ивановна родилась 22 июня 1933 года в Москве в интеллигентной семье. Отец будущей актрисы Иван Маркелович Иванов происходил из крестьян, но сумел стать одним из первопроходцев советского Заполярья. Мать Фаина Митрофанова Иванова получила экономическое образование, в молодости работала стенографисткой Отто Шмидта. После свадьбы и рождения дочери оставила работу и занялась воспитанием ребенка. Фаина Митрофанова была большой поклонницей театра, это увлечение передалось и ее единственной дочери.

В детстве Людмила не только посещала общеобразовательную школу, где была отличницей, но и ходила в танцевальный, художественный кружки, а также в музыкальную школу. Девочка любила петь, и родители отдали ребенка в хор. Во время войны семье полярника пришлось эвакуироваться на Южный Урал и поселиться в Миассе, где Иван Маркелович трудился на оборонную промышленность. Применяя геологические наработки, партия Иванова разрабатывала месторождения циркония. Чтобы выжить в тяжелых условиях, Фаине Митрофановне пришлось освоить мастерство доярки и научиться печь хлеб.

В середине 40-х, еще до окончания военных действий, Ивановы вернулись домой, в столицу. Постепенно жизнь вошла в привычную колею. Отца Люды пригласили преподавать в педагогический институт на должность завкафедрой географии.

В юношеском возрасте Людмила часто посещала театр. Она знала репертуар многих творческих коллективов столицы: МХАТа, Театра им. Ленинского комсомола, Театра Советской армии. Поэтому в 16 лет, после получения аттестата о среднем образовании и золотой медали, девушка приняла решение идти учиться на артистку. Но поступить в театральный институт удалось не сразу.

Недальновидно абитуриентка выбрала для чтения драматический монолог и не попадала в образ. Со второй попытки, уже с новым, комедийным репертуаром, девушка была принята на курс Александра Михайловича Карева в Школу-студию МХАТ. Вместе с Ивановой учились будущие звезды советского театра: Игорь Кваша, Галина Волчек, Леонид Броневой, Анатолий Кузнецов, Наталья Карташова.

Сразу же после поступления радостная жизнь Людмилы была отравлена первой трагедией: в 1952 году ушел из жизни ее отец. Фаина Митрофановна, не пережив горя, тяжело заболела и год пролежала в больнице. Вскоре от онкологического заболевания скончалась бабушка. Переживания сделали Людмилу, отличницу и заводилу, не по годам взрослой.

Яблоко от яблони: потомок МХАТа

«Современник» был настоящим сыном МХАТа, и не только потому что театр основали выходцы из его Школы-студии. Актёры, решившиеся на создание нового театра, были против закостенелой театральной системы, которая сформировалась в Советском Союзе к тому времени. Они мечтали вернуть на сцену психологизм, показать истинный внутренний мир героев, живых людей.

Их игра подкупала: каждый зритель, пришедший на спектакль, узнавал среди героев себя. Молодые актёры стремились говорить со зрителями на современном языке, и этот приём сработал. Зал никогда не пустовал: молодёжь и интеллигенция скупали билеты заранее. Это был глоток свежего воздуха в застоявшемся озере советского театра.

Театр

После окончания вуза в 1955 году Иванова по распределению попала в труппу Московского драматического театра при гастрольном театре СССР, которым на тот момент руководила Наталья Сац. Первой ролью артистки стал персонаж Ваня, деревенский подросток. Общение с великим режиссером принесло свои плоды — Людмила Ивановна на всю жизнь полюбила детский музыкальный театр.

Людмила Иванова в молодости / @Nashe__kino

В 1957 году Иванову пригласил Олег Ефремов в коллектив «Современника». Начиналось все с репетиций спектакля «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова. Актрису ввели в постановку, премьера которой состоялась годом ранее. Тогда, в 1956-м, спектакль взорвал общественность и сделал театр «Современник» культовым местом для московской интеллигенции 60-х годов.

Людмиле Ивановне более всего удавались характерные и возрастные роли. Образы получались объемными, естественными и надолго запоминались зрителям. Такими персонажами в исполнении актрисы стали нянька Анфиса из «Трех сестер» Антона Чехова, первая фрейлина из «Голого короля» Евгения Шварца и прочие. За 59 лет службы в «Современнике» Людмилой Ивановой было сыграно 45 ролей.

Современная классика

Подавляющее большинство в репертуаре «Современника» составляли произведения современных авторов. Никаких набивших оскомину «Горе от ума» и «Ревизора». «Вечное живые», «В день свадьбы», «Традиционный сбор» Розова, «Пять вечеров», «Старшая сестра», «Назначение» Володина, «Голый король» Шварца, «Без креста» Тендрякова, «Двое на качелях» Гибсона, «Баллада о невесёлом кабачке» Олби и другие — эти спектакли стали по-настоящему легендарными в театральных кругах Москвы. На сцене блистали Олег Ефремов, Игорь Кваша, Галина Волчек, Евгений Евстигнеев, Лилия Толмачёва, Олег Табаков.


«Голый король», 1961. (mos.ru)

Театральный раскол

Но идиллия просуществовала недолго. В 1970 году Олег Ефремов поставил чеховскую «Чайку», которая стала последней его работой в стенах «Современника». Всё, что накопилось внутри театральных отношений, было выплеснуто в этот текст. Затем наступил кризис: «оттепель» сменили заморозки. Работать становилось всё труднее, однако пока театр был един, казалось, ему ничего не грозит. Но произошёл раскол: Олегу Ефремову предложили возглавить МХАТ, и он ушёл, забрав с собой большую часть актёров. Это был настоящий удар для «Современника»: ни режиссёра, ни репертуара, ни труппы. Многие думали, что театру пришёл конец.

Личная жизнь

Первый раз Людмила Иванова вышла замуж в студенческие годы за будущего директора театра «Современник» Леонида Эрмана. Но союз вскоре распался, бывшие супруги расстались друзьями.

Вторым мужем комедийной актрисы стал физик, математик, бард Валерий Миляев. Познакомились молодые люди в начале 60-х годов в научном институте, куда Людмилу Ивановну пригласили вести театральные курсы. Вскоре оказалось, что у актрисы и физика много общего — оба любили музыку и писали песни.

В личной жизни артистки случилось долгожданное событие: в 1963 году родился первенец Миляева и Ивановой — сын Иван. Иван Валерьевич окончил художественный институт, после чего работал художником детского театра «Экспромт», директором художественной школы, руководил постановочным факультетом Гуманитарного института. В 2004 году получил звание заслуженного художника России. У Ивана двое детей — Елизавета и Трифон.

Людмила Иванова и Валерий Миляев / «Кино-Театр.ру»

Младший сын Ивановой Александр родился в 1970 году. Долгое время молодой человек занимался разведением редких растений, был глубоко верующим человеком. В 40 лет Александр скончался от сердечного приступа в доме родителей. Смерть младшего сына стала для них ударом. В 2011 году вслед за Александром ушел и отец.

Людмила Ивановна в это время лежала в больнице с воспалением легких. Два удара актриса пережить не смогла. Она перестала сниматься в кино, оставив несколько ролей в «Современнике» и полностью погрузившись в работу в созданном ею еще в 1990 году детском музыкальном театре «Экспромт».

В сентябре 2022-го состоялась премьера документального фильма, посвященного творчеству и жизни актрисы, «Людмила Иванова. Не унывай!»

Смерть

В последние годы жизни Людмила Ивановна тяжело болела сахарным диабетом. Она практически не могла самостоятельно передвигаться и многие роли в театре играла сидя, что видно на фото с последних спектаклей. В конце сентября 2016 года на одном из выступлений актрисе стало плохо. В театр вызвали скорую, на которой Иванову доставили в реанимацию.

Пролежав несколько дней под капельницами, актриса скончалась 7 октября 2016 года. Причиной смерти стало осложнение сахарного диабета. Через три дня состоялась гражданская панихида в «Современнике», на которой присутствовали Галина Волчек, Марина Неелова, Сергей Гармаш и многие другие.

Похороны Ивановой прошли на Пятницком кладбище в семейном захоронении, где, помимо других родственников, покоится прах супруга и младшего сына артистки.

Памятника на могиле знаменитости пока нет. В ноябре 2021-го старший сын и наследник Людмилы Ивановны на передаче «Звезды сошлись» на канале НТВ рассказал, что рассматривал разные варианты оформления семейной могилы и остановился на большом чугунном кресте стоимостью в 100-200 тыс. руб. По заявлению Ивана Миляева, он обладает необходимой суммой, но сроки установки так и не назвал.

Галина Волчек: смена эпохи

Тогда-то, в 1972-м, Галина Волчек решила взять на себя ответственность возродить «Современник». Её кандидатура была принята на голосовании всей труппой. Но выстроить вновь уже почти погребённый театр было непросто. Волчек начала с обновления труппы: в театр пришли Марина Неёлова, Валентин Гафт, Лия Ахеджакова.

Затем пришло время обновления репертуара. Знаковым стало сотрудничество с Чингизом Айматовым, чью пьесу «Восхождение на Фудзияму» поставили на сцене «Современника» в 1973 году. В это же время возобновляется работа с Константином Симоновым: появляются спектакли по его произведениям «Из записок Лопатина» и «Мы не увидимся с тобой». Режиссёр Валерий Фокин, любивший адаптировать литературные произведения для сцены, поставил «Не стреляйте в белых лебедей» Бориса Васильева и «Навеки девятнадцатилетние» Григория Бакланова.

В репертуаре появлялись и другие имена: Михаил Рощин, Александр Вампилов, Алла Соколова, Василий Шукшин. А в 1974-м театр отпраздновал новоселье: «Современник» переехал в здание на Чистопрудном бульваре.

Галина Волчек оставалась художественным руководителем театра до 2019 года. После её кончины эту должность занял Виктор Рыжаков.

Творческий путь

В театр «Современник» женщина устроилась на работу в 1962 на должность помощника режиссера. А уже через шесть месяцев приступила к обязанностям заведующей труппой. Как вспоминают ее коллеги, Лидия Постникова обладала редким даром, она была очень внимательна к другим людям и всегда спешила на помощь. Благодаря этой черте характера, ее карьера в театре стремительно продвигалась. Уже через 7 лет женщина стала заместителем директора.

Людмила Постникова руководитель театра «Современник»

Как и многие девушки, Лидия втайне хотела быть актрисой, и однажды ей удалось воплотить свою мечту в жизнь. В 1965 году великий актер Олег Ефремов начал съемки социальной драмы «Строится мост». Сюжет фильма основан на реальных событиях, а именно возведения автодорожного путепровода через Волгу возле Саратова. Картина состоит из мелких событий и эпизодов, поэтому там задействован почти весь актерский состав театра. Лидии тоже досталась небольшая роль Веры Орловой. Вместе с ней снимались такие личности, как Евгений Евстигнеев, Галина Волчек, Игорь Кваша.

 Загрузка …

К сожалению, больше актриса нигде не снималась, зато стала абсолютно незаменима для своих коллег. Она постоянно решала чьи-то проблемы, необязательно связанные с работой. При этом никогда не ждала благодарности в ответ.

Известная артистка Людмила Иванова вспоминает в своей книге «Мой «Современник», выпущенной в 2011 году, о знакомстве с женщиной. Они встретились на гастролях в Тбилиси, тогда Лидия Постникова еще только начинала свою творческую биографию и работала заведующей труппой.

Интересно: Олег Табаков и его жены, дети: фото

В Москве на 97-м году жизни скончалась замдиректора театра «Современник» Лидия Постникова‍

Иванова описывает, какая это была талантливая и очень обаятельная женщина, и в то же время деловая и энергичная. Ее волновала жизнь актеров, она решала все бытовые проблемы, помогала получить квартиру, устроиться в больницу. Рабочий день Лидии был не нормирован, она практически жила в театре. Такой запомнила Постникову великая актриса.

5 мая 2014 года Лидия Владимировна была награждена медалью «За заслуги перед Отечеством».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Алипаф
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: