Ханука: история праздника, значение и традиции торжества

Суккот — еврейский праздник кущей и факты о нем: история, значение, обычаи

Окей, украсили, а дальше что?

Тора велит евреям проводить в сукке семь дней, но что именно требуется делать? По галахе, еврейскому религиозному закону, считается, что сукка на эти дни должна стать жилищем. В разных общинах это интерпретируется по-разному и зависит в основном от климата.

Самая широкая интерпретация — очевидно, для людей из тёплых стран — что основная жизнь семьи должна в эту неделю происходить в сукке, следует там есть, принимать гостей, отдыхать, учиться и даже спать.

А если на улице невыносимые условия, например сильный ливень, и сидеть в сукке никак нельзя, самым минимумом будет прочитать там благословения на хлеб и вино и несколько специальных праздничных формул. После этого можно уйти ужинать в дом. 


Соломон Джозеф Соломон. «Чаепитие в сукке», 1906 год

Значение и связь с другими праздниками

Появление Хануки в истории еврейского народа имеет и другую интерпретацию. Некоторые историки считают, что, по сути, в Иерусалиме во времена правления Антиоха IV началась гражданская война между двумя группами евреев: теми, кто чтил старые традиции, и теми, кто ассимилировался с новыми. В конце концов победили сторонники старых убеждений. Династия Хасмонеев, возглавляемая братом Иуды Маккавея и его потомками, установила контроль над территорией и удерживала его более 100 лет.

Первая Ханука могла быть запоздавшим празднованием еврейского осеннего праздника – Суккота. Он тоже продолжается неделю, точнее, 7 дней. Евреи трапезничают вне дома в сукке (шалаше) в память о блуждании евреев в Синайской пустыне после ухода из Египта. Сторонники этой версии считают, что восстание не позволило отметить праздник Суккот вовремя и его перенесли на период после победы Маккавеев.

От Праздника Кущей до Симхат Тора

Последний из оставшихся осенних праздников, который одновременно открывает новый сезон, — это Симхат Тора (что буквально значит «Радость Торы»). В этот радостный день начинается и заканчивается годичный цикл чтения Писания для еврейского народа. После чтения последнего отрывка из Торы свиток перематывают в начало, чтобы прочитать первые стихи книги Бытие.

Возможно, вы помните, что весной еврейский народ празднует Праздник Седмиц, широко известный под еврейским названием Шавуот. Это праздник дарования Торы на горе Синай. Фокус праздника Шавуот — на получении заповедей, которые подтвердили Божий завет с Израилем. В то же время Симхат Тора является празднованием того, что мы живём по Слову Божьему и наша жизнь изменяется благодаря ему.

Со времён Судей и Пророков народ Израиля следует законам и исполняет заповеди, которые устанавливают очень высокий стандарт для их жизни. Фактически, в минувшие столетия они не могли исполнять весь Закон. Потому что всё Писание исполняется только в Мессии. Он является воплощением Торы.

Углубляясь в Писание, мы открываем для себя Божью мудрость и Его милость. Мы радуемся Его верности и благодарим за Его Спасение. Слово Божье — наш маяк в любых трудностях, и наша надежда в любых бедах. И хотя Библия не заповедует нам праздновать Симхат Тора, мы знаем, что радость пред Господом есть подкрепление наше (Неемия 8:10). Потому мы радуемся Божьему Слову и прославляем Его имя.

Автор — Эстера Вьеха / firmisrael.org Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 07.04.

Праздничное меню

Традиционных блюд для суккота тоже нет, кроме креплаха. Так называют пельмени треугольной формы. Три угла означают трех патриархов – Исаака, Якова, Абрама. Тип начинки для пельменей зависит от типа праздника. На Суккот их готовят с мясной начинкой и подают в бульоне. В Пурим едят креплах с фруктовой начинкой, а в Шавуот – с сырной.

Остальные блюда хозяйка выбирает, учитывая, что речь идет о празднике урожая. На столе будут блюда из овощей и фруктов. Распространены кабачковые супы, сытные тушеные овощные блюда и запеканки. Главное требование к столу – выбирать то, что удобно есть на свежем воздухе в сукке.

Фаршированные блюда – логичный символ богатства и изобилия. Поэтому умелые хозяйки фаршируют овощи. Подают мясо, завернутое в виноградные или капустные листья, перец, фаршированный мясом и зеленью. Необычный для России рецепт – тыква, фаршированная желудями.

Подают куриный суп и кугель – блюдо, напоминающее запеканку. Кугель готовят из лапши, заливают взбитым яйцом. Считается, что изначально кугель мог быть пресным хлебом из пшеничной муки и яиц, но позже видоизменился под влиянием кулинарных традиций других народов на еврейскую кухню.

Этрог (цитрон) после праздника хозяйки используют для приготовления мармелада или ликера, настоянного на этроге. Он считается полезным для здоровья.

Суккот – праздник не только евреев. Ряд христианских конфессий отмечают праздники Ветхого Завета, объясняя это тем, что Иисус их праздновал. Среди таких конфессий – секта субботников, существовавшая в России с XVIII века.

Суккот — что это за праздник

Чтобы понять, Суккот — что это за праздник, необходимо внимательно прочитать постановление о празднике, которое записано в Торе.

Главные элементы Суккот:

  1. В пятнадцатый день седьмого месяца праздник шатров.
  2. Отдать дань Йеhове празднуя праздник семь дней.
  3. В первый день священное собрание.
  4. В течении семи дней приносить жертвы освящения (есть устав по жертвам особый на каждый день).
  5. В восьмой день священное собрание и праздничная жертва
  6. В пятнадцатый день, когда народ собирает осенний урожай, следует начинать отмечать этот праздник – начитать праздник с покоя и заканчивать его в восьмой день покоем.
  7. В первый день праздника взять определенные растения и плоды и сделать из них букеты, венки как символы праздника.
  8. Праздник имеет вечное значение.
  9. Каждому еврею следует жить в шатрах семь дней, как напоминание о жилищах свободы, которую народ получил силою Йеhовы, покинув Египет победителем.

Итак, праздник Суккот – это праздник свободных. Сукка – шатер, шалаш, хижина – слабые и легкие постройки, которые и были первыми жилищами евреев, получивших свободу.

После седьмого дня, на восьмой, когда приносилась праздничная жертва, которая и завершала годовое освящение народа через праздники. Однако, каждогодное освящение, напоминает о том, что человек по-прежнему находится под проклятием греха и соответственно смерти. Следовательно, само Левитское священство – это только детоводитель, который приводит народ к совершенному священству – священству Машиаха, которое окончательное освобождает человека от проклятия греха и смерти и дарует ему право на вечную жизнь.

История праздника Суккот

Суккот — это праздник, когда заканчивают сбор урожая. В священной Торе говорится, что в праздник Шмини Ацерет, завершающий период Суккота, нельзя заниматься никакими видами работ.

Принято считать, что праздник напоминает о бедах и лишениях, которые пришлось пережить еврейскому народу во времена Исхода. Он 40 лет провел в пустыне, чтобы наконец обрести счастье — Землю обетованную, которая дарила плоды и кормила своих детей. Но память о тяжелых временах и о голоде тоже важна. Человек учится смирению, даже если у него всего в достатке.

Накануне, 16 сентября, в важнейший праздник иудаизма Йом-Кипур народу прощаются все грехи.

Традиции еврейского Праздника кущей

Даже в наше время евреи стараются соблюдать традиции древнего праздника Суккот. Шалаши на неделю устанавливают во дворах своих домов, на балконах, или вообще где придется.

Сукка обязательно должна располагаться под открытым небом, потому дома ее установить нельзя. Крыша, которую мастерят из веток, должна стать защитой от любой непогоды — палящего солнца, ветра и дождей. Но разрешается сделать покрытие и из более прочного материала. Впрочем, крыша не может быть цельной и герметичной. Верующий отдает свою жизнь в руки Бога, потому если пойдет дождь, то такая крыша должна его пропускать. Пока непогода не представляет опасности для жизни, еврей сукку не покидает.

Но женщины, а также путешественники и нездоровые люди могут данную заповедь не выполнять. Вместо нахождения в шалаше они просто читают Законы Моисея. Ни в коем случае нельзя работать в первый и последний день Праздника Кущей.

Ритуалы, проводимые в праздник Суккот

Во время празднования евреи проводят особые ритуалы. Один из них — вознесение лулава, когда благословляются растения. Так, каждое из 4 растений является покровителем одной из 4 групп еврейского народа:

  • этрог, или цитрон (имеет и вкус, и запах) — это те представители нации, которые изучили священную книгу и поступают согласно ей;
  • лулав, или листок финиковой пальмы (имеет вкус без запаха) — те евреи, которые, изучив Тору, не делают добра;
  • мирт, или адас (имеет запах, но есть его нельзя) — те люди, которые добродетельны сами по себе, а не согласно Закону;
  • ива, или арава (не имеет ни вкуса, ни запаха) — евреи, не изучающие писание и не совершающие благих дел.

Когда проводится ритуал, растениями взмахивают в направлении всех сторон света, а после вверх и вниз. Повторять его нужно каждый день, исключая субботу.

Что едят евреи в праздник Суккот

Праздник Кущей начинается с маарив, или вечернего богослужения. После семья собирается за столом, и глава ее совершает обряд кидуш, то есть освящение. Специальные слова нужно произнести над бокалом с вином, а после поблагодарить Бога за все дары.

Хлеб, как основу рациона человека, благословляют первым, с него же и начинают трапезу. Также на столе обязательно присутствует мед и вино. Так как Суккот приходится на окончание сбора урожая, подают блюда из различных его плодов.

История возникновения праздника

Суккот, или «праздник кущей», получил двойное значение. На иврите «суккот» – форма множественного числа слова «сукка», означающего:

  • шалаш;
  • скинию.

Шалаш – это сооружение из палок, покрытых листьями пальмы. Климат в Израиле в середине сентября не такой жаркий, как в августе. Световой день длится 12 часов. До позднего вечера и ранним утром еще светло. Поэтому в древности земледельцы продолжали полевые работы, используя благоприятные условия. Они не уходили вечером домой, а ночевали в поле, устраиваясь на ночлег в шалашах.

Скиния – переносная палатка или походный храм. В Книге Царств говорится, что в 40-летнем походе с евреями по пустыне на местах стоянок Моисей устанавливал передвижное святилище, скинию, для хранения Ковчега Завета. (Книга Царств 8:1-5).

Предположительно, торжество восходит к дохристианским временам, когда праздновали сбор урожая. В самых ранних вариантах Библии Суккот не упоминается, но встречается другое название праздника – «Хаг ха-Асиф». Проводился он в конце сельскохозяйственного года. Название переводится как «праздник урожая». В Торе Суккот называется «Хаг ха-Асиф» или «Хаг ха-Суккот» – «праздник кущей».

Лулав / Фото: Flickr.com

В раннем христианстве древние традиции сбора урожая приобрели новое значение. В месяц тишрей, соответствующий сентябрю-октябрю, евреи во главе с Моисеем доставили в Иерусалим Ковчег Завета. В честь этого события в жертву Богу принесли сотни животных. Суккот стал главным праздником года, символизирующим выход из Египта и обретение свободы. Чтобы отпраздновать, в Иерусалим съезжаются тысячи паломников. Их путешествие олицетворяет путь евреев домой.

Существует еще одно объяснение названия еврейского праздника. Иерусалим времен Моисея был небольшим городом и не вмещал всех паломников. Не находя ночлега, люди строили временные жилища у городских стен – суккоты. Так праздник приобрел соответствующее название.

Законы праздника

В первые два дня Суккот, как и во все другие праздничные дни, запрещена любая работа и не положено зажигать огонь, но разрешается готовить еду. Как же быть? Обычно оставляют горящую горелку на все дни праздника: от горящего огня зажигать дозволяется, а он необходим не только для кухни, но и для праздничных свечей.

Во время промежутка между первыми и последними праздничными днями — Холь а-Моэд — нет запрета на всякого рода деятельность. Тем не менее нужно избегать обыденных домашних дел вроде стирки и шитья, а делать лишь самое необходимое, не терпящее отлагательства. Принято также подчеркивать праздничность этих дней особенно вкусной едой и нарядной одеждой.

Что за праздник Суккот и какое он имеет значение для иудеев

С 20 сентября начинается один из главных иудейских праздников — Суккот. Он в том числе считается праздником урожая. Торжество приходится на тот период, когда земледельцы, завершив сбор, могут отдохнуть до первых дождей. Значение этого праздника очень велико: начинается он 15-го числа седьмого месяца года (тишрей) по еврейскому календарю и длится семь дней. Сразу за ним наступает следующий праздник — Шмини Ацерет.

Суккот — один из трех самых основных праздников в году, который евреи по закону Торы должны широко отмечать, собравшись в Иерусалиме. Израильтяне в эти дни совершали паломничество в Иерусалим и праздновали сбор урожая. В Торе заповедь сидения в шалаше — «суке», выделяется особо, поэтому и праздник называется «Суккот», что переводе с иврита означает «шатры», «шалаши». Заповедь пребывать в сукке — временных постройках, в которых обычно живут кочевники в пустыне, объяснялась по-разному.

Одно толкование гласит, что, устанавливая шалаш около дома, евреи присоединяются к тем, кто 33 века назад сорок лет скитался по пустыне и, придя затем в Землю обетованную, обрабатывал ее и радовался плодам, которые она дарила. По другой — смысл в том, чтобы человек помнил о бедности, даже будучи богатым, и не возгордился. Одним из поводов для веселья является и тот факт, что празднику предшествовал Йом-Кипур или Судный день (в 2019 году отмечается 8-9 октября), во время которого, по традиции, прощаются все грехи еврейского народа.

Мудрецы считают, что праздник в более глубоком понимании воспитывает, так как указывает на необходимость сознавания людьми слабости отдельного человека и важности сохранения веры в божественную сущность, покровительствующую и оберегающую от всех невзгод. Во время празднования Суккот принято не столько радоваться, сколько благоговейно благодарить Бога за удачно выращенные и собранные овощи, фрукты, ягоды, грибы и другие дары природы

Во время празднования Суккот принято не столько радоваться, сколько благоговейно благодарить Бога за удачно выращенные и собранные овощи, фрукты, ягоды, грибы и другие дары природы.

Традиции и обряды

Суккот начинается 15 тишрея и длится 2 недели. Это переходящий праздник, который ежегодно приходится на разные даты. В 2022 году празднование состоится с 9 по 16 октября. В 2023-м – с 29 сентября по 6 октября. В 2024 году Суккок приходится на 16–23 октября.

Накануне евреи строят сукку – маленькую хижину. В современном Израиле это делают на балконе, на террасе, на заднем дворе собственного дома. В хижине еврею предписывается жить в течение 7 дней.

Сукка напоминает человеку, что его убежище и само существование – хрупкие вещи, несовершенные, временные. Человек может наслаждаться моментом или печалиться, но никто не знает, когда начнется дождь. Духовный смысл постройки состоит в том, чтобы подчеркнуть, что человека не защищают крыши и стены построенного дома. Истинную защиту дает только Бог. Поэтому в молитвах люди благодарят его за жизнь, защиту, урожай и другие блага. В шалаше уединяются, чтобы побыть наедине с собой, а также принимают гостей.

Правила создания сукки:

  • не слишком большая и не слишком маленькая;
  • с тремя стенами;
  • с крышей из пальмовых ветвей;
  • дает тень от солнца, но пропускает дождь;
  • не сплошная, сквозь крышу просвечивают ночные звезды.

На юге евреи спят, едят и молятся в сукках всю неделю. На севере эту традицию соблюдают не полностью из-за более прохладного ночного воздуха.

Вторая традиция связана с четырьмя ветвями:

  • оливковой;
  • миртовой;
  • пальмовой;
  • сосновой.

Они перечислены в Книге Левит (23:40) как ветви, из которых делается хижина. Начиная с I века н. э. евреи интерпретировали священную растительность иначе. Вместо сосны появляется цитрусовый плод. В новой интерпретации плод цитрона и пучок ветвей символизируют еврейский народ. Они разные, но каждый – важная часть общества. За пару тысяч лет эти символы приобрели разные толкования. Например, что это сердце, позвоночник, губы и глаза человека.

Ветви торжественно несли паломники, направлявшиеся на праздничную службу в храм. В каждый день праздника молящийся произносит благословение и машет ветвями во всех направлениях: восток, юг, запад, север, вверх и вниз. Это символизирует божественное благословение для всего сущего, что находится на востоке и юге, западе и севере, вверху и внизу. При этом произносят фразу, которая примерно переводится как «Благословенно Единство, которое освящает жизнь и вдохновляет нас взмахивать лулавом».

Паломники входили в храм, где зажигались факелы. Люди радовались и танцевали под праздничную музыку. По традиции, царь Израиля читал народу разделы Торы. В 70 году н. э. Иерусалимский храм был снова разрушен. Храмовые жертвы приносить стало негде, поэтому традиции празднования сосредоточились на сукке, четырех ветвях и молитвах.

В Суккот евреи читают Хошанот – стихи с просьбами о различных видах божьей милости. Читать нужно 2 раза в день в каждый день празднества. В последний день читают заключительную молитву – Великую Осанну.

В первый день Суккота в Израиле выходной. Предприятия закрыты. Школы остаются закрытыми всю неделю, магазины начинают работать на второй день, а предприятия – по правилам внутреннего распорядка.

Букет из четырёх видов

Во время Суккота евреи готовят особый букет из четырёх растений, чтобы размахивать их перед Господом. Он называется лулав, и каждый его элемент имеет очень символическое значение. В правой руке нужно держать пальмовую ветвь, две ветви ивы и три ветви мирта. А в левой руке мы держим этрог (фрукт семейства цитрусовых).

Sukkot event at the CMR 2016. Photo — U.S. Embassy Jerusalem, Flickr. CC BY 2.0

Израильские мудрецы увидели в этом букете символ единства нации. Кроме того, христианские учителя видят в этих четырёх растениях параллели с притчей Иисуса про сеятеля и четыре типа почвы (Матфея 13:3-9).

Благородный цитрусовый фрукт, обладающий сильным ароматом и отличительным вкусом, представляет собой израильтян, которые несут приятный аромат Торы и исполняют её, что значит, что они слушают Слово и живут в соответствии с ним.

У пальмой ветви нет запаха, но пальма даёт сладкие плоды — финики. Она представляет собой тех, кто не знает Тору, но стремится жить правильно, таким образом чтя Писания, хотя и не зная их. Мирт, с другой стороны, имеет очень приятный запах, но не даёт съедобных плодов. Это похоже на тех, кто знает Слово Божье, но не живёт по нему.

И наконец ива, которая не имеет ни приятного запаха, ни плодов, символизирует тех, кто не знает Тору и не прилагает никаких усилий для того, чтобы жить достойно и правильно.

Chol HaMoed

От второго до седьмого дня Суккот проводится фестиваль Chol HaMoed (חול המועד — lit.).Тогда халахами считается больше, чем обычные будни, но меньше, чем дни фестиваля. На практике это означает, что все виды деятельности, которые необходимы для отдыха, такие как покупка и приготовление пищи, уборка дома в честь праздника или поездка в гости к суккоту других людей или семейные прогулки, разрешены еврейским законом. Действия, которые будут препятствовать отдыху и осуществлению праздника, такие как отмывание, чистка одежды, участие в трудоемких мероприятиях, не допускаются.

Религиозные евреи часто относятся к Chol HaMoed как к периоду выходных, едят более приятные, чем обычно, блюда в своей куще, развлекают гостей, посещают другие семьи и устраивают семейные прогулки. В течение этого времени многие синагоги и еврейские центры также предлагают мероприятия и блюда в своем суккоте, чтобы способствовать сообществу и доброй воле.

В субботу, которая выпадает в течение недели праздника (или в случае, когда первый день Суккота находится в Шаббате), во время утренней службы читается Книга Экклезиаста в Израиле. (Диаспоры разбирают её во второй субботний, когда первый день суккота находится в Шаббате.) Акцент этой книги на эфемерности жизни («Суета сует, все суета…») перекликается с темой сукках, в то время как его акцент на смерти отражает пору года, в котором происходит Суккот («осень» жизни). Предпоследний стих усиливает сообщение о том, что единство достойного преследования — приверженность Богу и Его Торе (Экклезиаст 12: 13,14.).

Когда заканчивается Суккот?

Часто возникает путаница в отношении того, когда же заканчивается Праздник Кущей. Библейский праздник Суккот длится целую неделю. Но где-то вы, возможно, слышали о праздниках с иностранными, на первый взгляд, названиями — Ошана Раба, Шмини Ацерет и Симхат Тора. Что все они означают, и когда мы их празднуем?

Не волнуйтесь, об этом спрашиваете не только вы. Поскольку некоторые пересекаются по датам с Суккотом или друг с другом, порой даже израильтянам необходимо некоторое время, чтобы упорядочить их в своей голове! Итак, давайте начнём с их верного порядка!

Ошана Раба, что значит «Великое Спасение», — это седьмой, последний день Суккота, и Бог назвал его великим.

Хотя седьмой день технически является последним днём, празднование продолжается. Всё потому, что Бог заповедал Израильтянам проводить церемонию закрытия праздника в восьмой день. Это день, который мы называем Шмини Ацерет.

Симхат Тора — это праздник, который больше всего вызывает путаницу. Он выпадает в разные дни в зависимости от того, где вы находитесь. Если вы оказались на земле Израиля, Симхат Тора празднуется в тот же день, что и Шмини Ацерет. Однако, если вы находитесь в любой другой точке мира, празднование происходит на следующий день.

Теперь давайте ближе рассмотрим каждый из этих праздников, то, как они отмечаются, и что о них говорит Библия.

Трапеза на Суккот

Этот праздник считается радостным и веселым событием, поэтому и приемы пищи проходят в теплой и дружественной атмосфере, сопровождаются танцами и исполнением песен. Как и при строительстве шалашей в Суккот, есть особые предписания к проведению трапезы, главное из которых состоит в том, что принимать пищу полагается в сукке. Впрочем, за пределами шалаша разрешено употреблять фрукты и сладости, а также утолять жажду.

Трапезу начинает хозяин дома, который произносит благословение над бокалом вина, а затем отливает немного каждому из собравшихся. Затем присутствующим полагается омыть руки, прежде чем отведать хАлу – традиционный праздничный хлеб. Его готовят из дрожжевого теста с яйцами. Отделение халы считается видом жертвоприношения.

Халу в Суккот полагается обмакивать не в соль, как обычно в праздники, а в мед. Затем переходят к основным блюдам, а завершают трапезу десертом. Поскольку Суккот связан со сбором урожая, на праздничном столе можно увидеть блюда из нового урожая. Часто в праздник подают:

  • креплах – пельменные изделия;
  • голубцы в виноградном листе;
  • баранину в горшочке;
  • блины с яйцами и морковью;
  • жареные огурцы;
  • сельдь с овощами.

В конце приема пищи возносят благодарственную молитву Всевышнему.

Ханука в России и мире

В последнее десятилетие Ханука, как и другие праздники, такие как Песах или Рош ха-Шана, превращается в крупное коммерческое мероприятие. Время празднования Хануки совпадает с предрождественскими ярмарками и покупками, что увеличивает количество сувениров и украшений, связанных с еврейским праздником.

Однако с религиозной точки зрения – это небольшое торжество. Оно не накладывает ограничений на повседневную деятельность: работу, учебу или другие мероприятия. И не насыщено специальными ритуалами.

Главное событие праздника во многих странах – это зажигание меноры:

  1. В Лондоне в первую ночь на Трафальгарской площади зажигают огромную треугольную менору. Для горожан и гостей раздают бесплатные пончики.
  2. В еврейском квартале Рима зажигают менору на площади Пьяцца-Барберини. Затем начинаются народные гуляния с большим количеством угощений и танцами.
  3. В Алжире меноры вешают на стены возле дверей. Обычно на той стороне двери, где звонок. Праздничный подсвечник символизирует защиту дома и благословение для входящего.
  4. В Нью-Йорке установлены крупнейшие в мире меноры. Стальная на Манхэттене высотой 9,7 метра и еще одна – в Бруклине.
  5. Самая большая менора в России установлена в Москве – на площади Революции, рядом с Кремлем. Ежегодно тысячи людей собираются для участия в церемонии зажжения. Затем на площади начинается концерт, на котором исполняют традиционные религиозные песни.
  6. Возле синагоги в Томске несколько лет подряд строят гигантскую менору изо льда. Создает ее Сева Майоров, местный художник, работы которого ежегодно украшают Томский ледовый парк.

Кстати, в разных городах и странах празднование приобрело больший размах и обзавелось интересными традициями.

Так, в Чаттануге, штат Теннесси, проводят праздничный парад автомобильных менор. Машины движутся до открытого катка, где зажигают гигантский подсвечник, вырезанный изо льда.

В Афганистане евреи долгое время не могли праздновать открыто. Поэтому вместо зажигания меноры они наполняли небольшие тарелки маслом и славили их рядом друг с другом как символ того масла, которое использовали Маккавеи для освещения храма.

Колумбийская община во многом празднует так же, как жители США. Но местные евреи изменили традиционные блюда, учитывая ассортимент овощей и фруктов. Так, картофельные оладьи заменили оладьи на основе жареных бананов.

В современном Израиле Ханука является национальным праздником. В городе проходит фестиваль огней. Студенты и школьники устраивают праздничные концерты, ставят спектакли, устраивают посиделки с друзьями. Такие здания, как Кнессет (израильский парламент), украшаются зажженными менорами. Проводится ежегодная эстафета. Бегуны несут горящие факелы. Они бегут из Модиина в Иерусалим. Факелоносец добегает до Стены Плача, где передает факел главному раввину. Священнослужитель зажигает этим факелом первую свечу меноры.

Ханука празднуется всеми евреями. Это праздник радости, света и огней, которые зажигают, выражая благодарность Господу за чудеса и помощь в повседневных делах. А учитывая, насколько сильно разбросало представителей народа по планете, приуроченные к празднику торжества проводятся во многих странах – от Соединенных Штатов до России.

Как строить сукку

Чтобы действительно стать частью праздника, сукка должна соответствовать определенным требованиям. В частности, шалаш должен располагаться прямо под открытым небом, а не в каком-то помещении. Нельзя строить его даже под деревом с густой и раскидистой кроной, ведь в пустыне таких деревьев не было.

Обычно люди устанавливают шалаш во дворе дома или на веранде. Материалы для строительства можно купить в магазинах или собрать самостоятельно.

Постройка сукки – важная обязанность, своего рода ритуал. Поэтому по возможности каждый должен в этом поучаствовать. Если кто-то в силу обстоятельств не может построить себе шалаш, полагается пригласить его в свой.

Сначала нужно возвести стены – хотя бы две, но лучше три. Третья может быть символической, в виде широкой доски. Когда стены готовы, настает время для главного элемента – крыши . Здесь действуют особые правила. Схах делают из веток или тростника. При этом крыша должна быть не слишком плотной, но и чересчур много просветов оставлять нежелательно. В идеале через нее должно быть видно звездное небо и должен проникать дождь. Но она же должна давать защиту от солнца, обеспечивать тень.

Разрешено использовать ту же сукку и на следующий год. Но перед тем как заселиться в нее, нужно обязательно приподнять на шалаше крышу или ее часть и снова опустить.

Краткий словарик

hАда́с הדס — ветвь мирта, один из четырёх видов растений, которые используются в ритуалах на Суккот.

Арава́ ערבה — ивовая ветвь, один из четырёх видов растений, которые используются в ритуалах на Суккот.

Арбаа́ миним ארבעה מינים — дословно «четыре вида» (растений), так называют ветви пальмы, мирта и ивы, а также этрог, плод особого вида цитрусовых, которые нужны для традиционных ритуалов на Суккот.

Ге́шем גשם — «дождь». Молитву о дожде в форме акростиха возносят в последний день Суккота, а в диаспоре — на восьмой день, в Шмини Ацерет.

Гут йо́нтеф или гут йо́нтиф גוט יום-טוב— то же, что йом тов, но на идише.

Зман симхате́йну זמן שמחתנו— дословно «время нашей радости», одно из названий праздника Суккот в Торе.

Йом тов יום טוב — дословно «хороший день», так называют праздничные дни, когда работа запрещена. Этим выражением можно пользоваться и как приветствием.

Коэ́лет קהלת — Книга Екклесиаста; текст из Танаха, который принято читать на Шаббат, выпадающий на Суккот.

Лула́в לולב — пальмовая ветвь, один из четырёх видов растений, которые используются в ритуалах на Суккот.

Моади́м ле-симха́ מועדים לשמחה — дословно «праздники — к радости», традиционное пожелание на Суккот, Шавуот и Песах. Отвечать на него принято так: «Хаги́м у-змани́м ле-сасо́н» חגים וזמנים לששון — дословно «праздники и времена — к радости».

Оша́на Раба́ ‏הושענא רבה‏ — «великое воззвание о защите», седьмой день Суккота с особыми молитвенными обрядами в синагоге.

Пито́м פיטום— маленький нарост на конце этрога. Если он случайно отвалится сам, этрог всё ещё будет кошерным, но если его оторвать нарочно, то фрукт станет считаться имеющим повреждения — а значит, неподходящим для праздничных ритуалов.

Сукка́ סוכה — дословно «шалаш», ритуальная временная постройка, которую возводят на праздник Суккот.

Схах סכך — крыша, или покров, сукки. Существуют специальные правила, из чего следует делать крышу (природные растительные материалы, которые когда-то были живыми, но сейчас уже нет, например обрезанные ветви, бамбук или трава) и какой она должна быть (достаточно плотной, чтобы давать тень днём, но такой, чтобы через прорехи можно было ночью видеть звёзды).

Ушпизи́н אושפיזין — «приглашённые» по-арамейски. Так называют семерых праотцов, которых символически приглашают в сукку разделить с хозяевами трапезу.

Хаг hа-аси́ф חג האסיף — Праздник урожая, одно из названий Суккота в Торе.

Хаг саме́ах חג שמח — «Счастливого праздника», традиционное пожелание на все еврейские праздники, включая Суккот.

Холь hа-моэ́д חול המועד — «особые будни», дни Суккота, когда есть праздник, но нет ограничений на работу.

Этро́г אתרוג — плод особого вида цитрусовых, один из четырёх видов растений, которые используются в ритуалах на Суккот

Очень важно выбрать этрог без изъянов, и хотя они сравнительно недороги, стоимость идеальных плодов может превышать тысячу долларов

Подготовила Мария Вуль

  • Йом-кипур: всё о еврейском Дне искупления
  • Рош а-Шана 101: всё, что нужно знать про еврейский Новый год
  • Хамса и красная нить: что такое еврейские амулеты и как они работают

Заповеди Суккота

Основная заповедь входит в 613 ключевых заповедей Торы и напоминает о том, какому событию посвящен паломнический праздник Суккот. Она же совпадает и с главной традицией – строительством сукки в память об испытаниях израильского народа в пустыне.

Согласно заповеди, каждый верующий еврей обязан провести в сукке семь дней. Но в наше время это правило не столь жесткое. Если люди проживают в местности с холодным или дождливым климатом, находиться в сукке постоянно они не обязаны. То же касается людей со слабым здоровьем. В этом случае достаточно хотя бы дважды в день принимать пищу в шалаше. Но по возможности следует всё же проводить в нем как можно больше времени.

Другая заповедь праздника связана с четырьмя священными растениями: этрог (цитрон), лулав (финик), мирт и ива. Эти растения в Суккот должны присутствовать на праздничном столе. Каждое из них наделено особым символическим значением. Этрог имеет выраженный вкус и запах. Он символизирует иудеев, которые прекрасно знают Тору и к тому же чтут и выполняют ее заповеди. Они настоящие праведники.

Растение лулав имеет вкусные и сладкие плоды, но не пахнет. Это – евреи, которые не слишком хорошо знакомы с Торой, но при этом совершают благие деяния, следуют заповедям.

Мирт – очень душистое вечнозеленое растение, из которого изготавливают эфирные масла. Оно символизирует иудеев, блестяще знающих Тору, вдыхающих ее «аромат». Но как мирт не обладает выраженным вкусом, так и эти иудеи не имеют вкуса к праведным деяниям.

Наконец, есть ива. Это растение не имеет ни аромата, ни вкуса. И оно символизирует сынов израильских, которые не знают Тору и не совершают благих дел.

В праздник над священными растениями читают молитвы, а затем их связкой обмахивают жилище – сукку.

Традиции празднования

Перед наступлением данного праздничного периода, еврейская семья готовит шалаш. Раньше его собирали исключительно из деревьев и ветвей, но сейчас можно встретить на улицах города кущи с металлическим каркасом. К сырью для изготовления шалаша относятся с большим уважением: его не принято выбрасывать. Хранят необходимые для празднования шалаши в разобранном виде, не переламывая ветви и даже на них не наступая.

Празднование еврейского Суккота продолжается целую неделю. При этом, первые два дня считаются наиболее важными. Этот период празднества семья должна провести в строении из ветвей. Крышу делают таким образом, чтобы ночью через нее можно было увидеть небо. Хозяйка накрывает стол внутри помещения, угоститься блюдами которого может любой прохожий. Многие путники и по сей день, которым повезло находиться в Израиле на Суккот, приходят в бесплатные жилища, ночуют и ужинают там вместе с евреями. Находясь внутри помещения, не принято сквернословить и повышать голос. Не допускается ругань, и даже злые мысли должны быть отметены.

На протяжении всей праздничной недели не разрешается работать на собственное благо. Иудеи совершают только жизненноважные поступки, а в остальное время веселятся и гуляют. Еврейские школьники и студенты в это время находятся на каникулах, и даже некоторые заведения, которые не сильно спешат придерживаться традиционных религиозных канонов, работают только в половину силы.

Смотрите видео с интересными фактами о празднике Суккот и о его традициях, о которых мало кто знает:

Пожалуйста, поделитесь в соцсетях:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Алипаф
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: