Икона божией матери «милостивая»: какого числа по церковному календарю?

Исцеление от недугов по молитве божией матери у иконы успокоительница

Описание образа

Греческое название иконы — «Епакууса», что означает «Отвечающая на молитвы». Оригинал написан на Афоне в 14-м веке. Это поясное изображение. Лики Богородицы и Младенца Иисуса обращены прямо, в фас. Икона излучает одухотворенность, торжественность.

Центральное расположение Спасителя придает образу сходство с типом Никопея. Богородица поддерживает правой рукой Сына, а левой держит ветку лилии. Иисус благословляет правой рукой, и тоже держится за стебель цветка левой рукой.

Лилия и исполнение в красных тонах на хромолитографиях роднят образ с более известной иконой «Неувядаемый цвет», относящейся к типу Одигитрия и отличающейся расположением фигур Пресвятой Богородицы и Младенца вполоборота.

На оригинале «Услышательницы» Божия Матерь одета в желтую ризу. Ореолы святости Младенца и Девы Марии составлены из голубых цветов. Их фигуры изображены на золотом фоне. По бокам также расположены цветы. Над Богородицей витает ангел с распростертыми руками и треугольным нимбом. По сторонам от ангела изображены херувимы.

Еще один новый вариант исполнения — по типу Панахранты: Богородица изображена сидящей на троне с Младенцем на коленях. Пречистая дева одета в багряный мафорий, из-под которого виден подол темно-голубого платья.

Трон выполнен в алом цвете, как и туника Иисуса. Под ногами Богоматери красная подушка, но ступни скрыты под одеждой. Предвечный Младенец изображен с полуоткрытыми ступнями, со свитком в левой руке. Правой Он дарит благословение.

История появления

В основу сюжета иконы Божией Матери «Услышательница» положена легенда о Косме Афонском, более известном как Косма Зографский. Юношей он предпочел браку служение Господу, прошел путь от послушника до заведующего порядком в монастыре. Косме было явление Иисуса Христа, а также он прославился как тайнозритель Богородицы.

Монах и женщина

В молодости преподобный монах жил в Зографском монастыре. На праздник Благовещения Косма отправился в Ватопедский монастырь.

На торжестве среди монашеской братии инок вдруг заметил женщину. Незнакомка приковывала взгляд красотой и величественностью. Косма видел ее на службе и на праздничной трапезе за столом. Братья послушно прислуживали ей. Женщин не допускают на гору Афон, поэтому гость был удивлен и смущен.

В задумчивости Косма вернулся в Зографскую обитель. Смятение молодого монаха не скрылось от прозорливого наставника. Умудренный подвижничеством старец спросил, о чем печалится его юный послушник. Косма рассказал о том, что ватопедские братья попустительствовали присутствию красивой женщины на празднике Благовещения. Он признался наставнику в своем смущении и непонимании.

Старец внимательно выслушал инока и попросил описать незнакомку. Косма в подробностях поведал о красоте и одеянии гостьи. Наставник не сдержал вздоха и укора. Нерадивый инок спутал Царицу Небесную со смертной женщиной и впал в искушение осуждения.

Позже Косма остался один в монастырском храме и подошел к иконе Богородицы с Младенцем. Монах с раскаянием и сокрушением молил Владычицу вразумить его и помочь спастись. Неожиданно его молитва получила быстрый ответ. Косма услышал, как Богородица попросила Сына и Бога указать путь спасения Его рабу. Господь велел монаху покинуть обитель и удалиться в затворничество и безмолвие.

Косма исполнил волю Божью. По благословению наставника, он ушел в пустыню и поселился в пещере, которую сам выдолбил в скале. Там Косма Афонский прожил всю жизнь, прославился духовными подвигами и обрел чудотворный дар.

Болгарская святыня

Монастырь Зограф до сих пор стоит на Афонской горе, на северо-западном склоне. Обитель основали три брата-болгарина в 9-м веке. Зограф пережил папские гонения и трагическую гибель монахов во время сожжения монастыря.

В начале 19-го века в обители построили новый главный храм и освятили в честь Георгия Победоносца. В нем хранится чудотворная икона «Услышательница». Это фрагмент фрески из старого храма.

В Зографе есть и другая святыня — полноростная икона Богородицы «Акафистная». Ее история связана с захватом обители латинянами и сожжением иноков в монастырской башне. По молитве перед образом братья получили предупреждение о приближении врагов, и большинство из них спаслись. «Акафистная» и «Услышательница» — разные иконы, хотя по названию монастыря обе называются «Зографская».

Как правильно молиться перед образом

К Богородице православные относятся с особым благоговением. Во время молитвы строго запрещено заглядывать под покрывало, скрывающее лик Святой Девы. Однако на образ, изображенный на покрывале, смотреть можно. Для каждой просьбы, с которой человек обращается к Богородице, есть специальная молитва, составленная святыми людьми. Она позволяет настроить душу и разум на нужный лад. Если же человек не знает слов молитвы, относится к иной религии или немой, то можно обратиться в Святой Деве своими словами или мысленно. Слова молитвы должны произноситься с почтением. Разум должен быть спокоен и лишен эмоций. Просьба, произносимая перед иконой, не должна содержать условий Пресвятой Деве.

Важно, чтобы молитва не была прочитана «для галочки». Нужно верить, что это живой диалог с Милостивой Богородицей и тогда она ответит и явит чудо молящемуся

Молитва о любви и замужестве

Взывать к матери Божьей, изображённой на Казанской иконе, нужно при желании выйти замуж, а также в случае с безответной любовью. Поможет молитва и в ситуации, когда вторая половинка ушла из семьи.

Вот ещё один вариант молитвы к матери Божьей при желании выйти замуж. Читать её нужно про себя в вечернее время на протяжении 30 дней. В храме следует купить столько свечей, сколько дней предполагается молиться, то есть, 30. Обязательно следует приобрести соответствующую иконку.

Также вас заинтересует: Молитва в дорогу о путешествующих

Ставить её нужно возле кровати. Там же следует установить зажжённую свечу.

Далее нужно лечь спать. Ни с кем до утра разговаривать нельзя. Свечку нужно оставить горящей, пока она сама не потухнет. Огарки следует хранить там, где нет доступа посторонним.

Произносить каждую букву следует искренне, будто они идут от самого сердца. Молитву не заучивают как стихотворение. Произносить её нужно каждый раз как в первый.

4 ноября. Казанская икона Божией Матери

В 1611 году, зимою, св. чудотворная Казанская икона Божией Матери была отправлена обратно в Казань, но на пути туда, в Ярославле, ее встретило ополчение из Нижнего Новгорода, собранное Мининым, над которым принял начальство князь Пожарский и которое, узнав о чудесах, совершенных от иконы в Москве, взяло ее с собою и постоянно молилось перед нею, прося усердную Небесную Заступницу рода христианского о ниспослании им помощи. Пресвятая Богородица явила Свою милость, взяла под Свой Покров верных сынов отечества, и с Ее помощию Россия была спасена от своих врагов. Прибывшее к Москве с князем Пожарским ополчение встретило много непреодолимых для человеческих сил препятствий, а именно: нужно было взять хорошо укрепленный и упорно защищаемый поляками город, отбить подошедшее к Москве свежее, многочисленное польское войско, усмирить своеволие и буйство русских отрядов, встретивших прибывшее ополчение почти с ненавистью и выказывавших им лишь вражду и измену. Кроме того, отсутствие продовольствия в разоренной местности и недостаток оружия производили сильный упадок мужества в прибывшем войске. И многие из верных сынов отечества, теряя последнюю искру надежды, в глубокой горести восклицали: «Прости, свобода отечества! Прости, Кремль священный! Мы все сделали для твоего освобождения; но видно, Богу неугодно благословить наше оружие победой!»

Решившись на последнюю попытку освободить дорогое отечество от врагов, но не надеясь на собственные силы, все войско и народ обратились с молитвою к Господу и Пречистой Его Матери, установив для сего особое торжественное молебствие и строго соблюдая трехдневный пост. Бог услышал молитвенный вопль пекущихся об отечестве и неприкосновенности Православной Церкви и явил им Свою милость. Находившемуся в тяжком плену у поляков, в занятом ими Московском Кремле, приехавшему в Россию с греческим митрополитом Иеремиею больному архиепископу Елассонскому Арсению явился во сне преподобный Сергий и объявил, что, по молитвам Божией Матери и великих чудотворцев Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, Господь в следующий же день низложит врагов и возвратит спасенную Россию сынам ее, и для уверения в исполнении своих слов даровал Арсению исцеление. Ободренные радостною вестью, русские воины призвали на помощь Царицу Небесную и мужественно приступили к Москве, и – 22 октября 1612 года освободили Китай-город, а через два дня взяли и самый Кремль. Поляки бежали. На другой же день, в воскресенье, Русское воинство и все жители Москвы, в благодарность за избавление свое от врагов, совершили торжественный крестный ход на Лобное место, неся чудотворную икону Божией Матери, священные хоругви и другие московские святыни. Духовная процессия эта была встречена из Кремля архиепископом Арсением с чудотворной Владимирской иконой Богоматери, сохраненной им в плену. Увидев сию икону, воины и народ преклонили колена и со слезами радости целовали святое изображение своей Заступницы.

В память столь чудесного избавления Москвы от поляков, по соизволению царя Михаила Феодоровича и благословению отца его, митрополита, впоследствии патриарха Филарета, установлено Церковию ежегодно 22 октября совершать в Москве празднование Казанской иконе Божией Матери с крестным ходом. Сначала крестный ход совершался в церковь Введения Божией Матери, на Лубянке, где находился дом князя Пожарского, а по устроении нового храма, в честь Казанской иконы Божией Матери, построенного на средства князя Пожарского (что ныне Казанский собор, на Воскресенской площади), крестный ход уже совершается в соборе. Туда же перенесена была самим князем Пожарским и чудотворная икона, бывшая с ним в рядах войска.

Шуйская чудотворная икона Божией Матери

Шуйская чудотворная икона Божией Матери была написана в 1654—1655 годах в Воскресенском приходе города Шуи, где в те времена свирепствовала, не ослабевая, моровая язва. Уповая на милость Божию и заступничество Богородицы, прихожане Воскресенской церкви поручили одному благочестивому иноку написать образ Смоленской Божией Матери. Смоленская икона Божией Матери, издревле бывшей спасительницею русских людей от врагов и бед. Целую неделю, пока писался образ, прихожане пребывали в посте и молитве. Когда икона была написана, священник Воскресенской церкви и народ перенесли ее в церковь и поставили в особо устроенном месте. С того времени моровая язва начала утихать, сначала в пределах Воскресенского прихода, а затем и во всем городе. От иконы Богоматери, поставленной в храме, совершилось много чудесных исцелений, особенно от глазных болезней. Есть предание, что от иконы получили исцеление от беснования отрок Иаков и многие другие больные. Празднование Шуйской иконы Божией Матери отмечается во вторник Светлой седмицы, а также 10 Августа (28 Июля) и 15 Ноября (2 Ноября).

Иконографической особенностью Шуйской иконы Богородицы, отличающей его от других икон типа «Одигитрия», является характерное положение правой ножки Богомладенца, пятку которой Он поддерживает рукой.

Во время работы иконописца над образом случилось первое чудесное событие. На следующий день после того, как он нанес на доску «прорись», он обнаружил, что положение Богомладенца на руках у Богоматери существенно изменилось по отношению к оригинальному Смоленскому образу. Он исправил изображение, но и на третий день обнаружил в нем то же изменение, что и вначале. Более он не решился уже исправлять свою работу, видя в совершающихся изменениях не случайность, но чудесное действие особенного Промысла Божия.

Через 11 лет после этих событий, в понедельник Светлой седмицы 1666 года произошло новое чудо от Шуйской иконы: исцеление одержимого отрока Иакова. В промежуток времени от 16 апреля 1666 года до 7 октября 1667 года от иконы совершилось 85 чудесных исцелений, всего же их к 1800 году было записано 109. Из них большинство составляют случаи исцелений от полной или частичной слепоты и болезней глаз — 36 случаев, а также от различных душевных и умственных расстройств, в том числе приписываемых одержимости и порче, — 32 случая.

В 1666 году за подписью шуйских священников и от имени городских жителей царю Алексею Михайловичу было отправлено донесение, повествующее о совершающихся от новонаписанной иконы чудесах.

В 1667 году вышла грамота Святейшего Патриарха Иоасафа, согласно указу царя Алексея Михайловича и решению освященного собора повелевавшая архиепископу Суздальскому и Торусскому Стефану ехать в Шую для свидетельствования истинности происходящих там от Смоленской иконы чудес.

Архиепископ Стефан в сопровождении настоятелей шести известных монастырей и других клириков прибыл в Шую накануне 28 июля, перед днем празднования Смоленской иконе. Все прибывшие отслужили Всенощное Бдение, а в сам праздник торжественно совершили Божественную Литургию и молебен. После сего они взяли письменные свидетельства у соборных священников Алексея и Григория и их прихожан, подтверждающие истинность совершившихся исцелений. Все свидетельства были записаны в особые книги, заверены собственноручными подписями, и препровождены в Москву вместе с донесением архиепископа Стефана Патриарху о выполнении возложенного на него поручения.

Эти события и послужили поводом к церковному прославлению образа, получившего именование Смоленского-Шуйского, празднование в честь которого, помимо общего празднования в честь Смоленской иконы, было установлено на 2 ноября (15 ноября по н.с.), в память об избавлении города Шуи от моровой язвы. Тогда же и Воскресенская церковь из приходской была сделана соборной.

В 1922 году чудотворная Шуйская икона Пресвятой Богородицы была из храма изъята, и с тех пор сведений о её местонахождении нет.

История создания образа

Написание Шуйский иконы Богородицы относят к XVI веку. В те времена город Шую поразила страшная эпидемия чумы, которая ежедневно уносила с собой сотни жизней. Никакие известные способы не помогли избавиться жителям от эпидемии, люди молились и надеялись только на на защиту и поддержку Господа и Пресвятой Богородицы. Тогда «во избавление от постигших их бед и несчастий», горожане предложили написать новый образ Богородицы Одигитрии Смоленской. Написание нового образа поручили иконописцу Герасиму Иконникову, который незамедлительно приступил к написанию лика Богородицы, взяв за основу Смоленский образ Божией Матери. На протяжении всего времени, пока иконописец работал над созданием образа, жители неустанно молились, а икона начала являть чудеса уже во время ее написания. Каждый раз, когда Герасим Иконников пытался сделать изображение Богородицы Смоленской согласно иконописному подлиннику, чудесным образом изменялось положение рук и ног Богомладенца. Посчитав это явным судом и Промыслом Божиим, художник-иконописец не осмелился больше исправлять увиденное и дописал икону такой, как она сама начерталась. Как только икона Божией Матери была написана, её поместили в Воскресенском соборе в городе Шуе. Когда образ вносили в храм, то прихожане почувствовали приятный, ни с чем не сравнимый аромат, словно Сама Богородица дала ощутить верующим Свое незримое присутствие. Горожане неустанно молились перед чудодейственным ликом Богородицы, и вскоре эпидемия чумы прекратилась, а от иконы продолжали совершаться чудеса. Истина чудес была подтверждена и описана специальной комиссией, которая была направлена в Шую по указу императора Алексея Михайловича и по благословению патриарха Иоасафа. С этого времени икона получила название «Смоленская-Шуйская Богоматерь» и официально стала почитаться чудотворной

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Милостивая»

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Милостивая Богородице и Приснодево Марие! Припадая к святей и чудотворней иконе Твоей, смиренно молимся Тебе, Благой и Милосердой Заступнице нашей: вонми гласу грешных молений наших, не презри воздыханий от души, виждь скорби и беды нас обышедшия, и яко любвеобильная воистину Мати потщися на помощь нам безпомощным, унылым, во многия и тяжкия грехи впадшим и присно прогневляющим Господа и Создателя нашего, Егоже умоли, Предстательнице наша, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но явит нам человеколюбную Свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его, телесное здравие и душевное спасение, благочестное и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша, и якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника Афонскаго, воспевавшаго Ти песнь хвалебную пред пречистою иконою Твоею, и послала еси к нему Архангела Гавриила научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя ангели горе, сице приими благоутробно и наше ныне усердно приносимое Тебе молитвословие, и принеси е Сыну Твоему и Богу, да милостив будет Он нам грешным, и пробавит милость Свою всем чтущим Тя и с верою покланяющимся святому образу Твоему. О Царице Всемилостивая, Мати Божия Всеблагая, простри к Нему Богоноснеи Твои руце, имиже Его, яко младенца носила еси, и умоли Его вся ны спасти и избавити от погибели вечныя. Яви нам, Владычице, Твоя щедроты: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози, благопоспеши всем нам носити иго Христово в терпении и смирении, сподоби нас благочестно житие сие земное скончати, христианскую непостыдную кончину получити, и Небесное Царствие унаследити, Матерним ходатайством Твоим к рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 1

Притецем, людие, со дерзновением к Милостивой Царице Богородице, и умиленно воззовем к Ней: ниспосли, Владычице, милости Твоя богатыя, сохраняя во здравии и благоденствии грешныя рабы Твоя. Болящия исцели, скорбящия утеши и бедствующим помози. И сподоби нас, Премилостивая, благочестно житие сие земное скончати, христианскую непостыдную кончину получити и Небесное Царствие унаследовати. Град наш избави от всякаго злаго обстояния, ограждая Твоим милостивым заступлением. Мирови мир даруй и спасение душам нашим испроси.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души к Богу возводиши.

Икона Божией Матери «Милостивая» (Киккская)

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Почему икона называется «Успокоительница»

Икона редкая и удивительно прекрасная. Вот краткое описание:

  1. Младенец Иисус спит на руках Своей Матери.
  2. Кроткий лик Богородицы отражает глубокую душевную скорбь.
  3. Ее печальный взгляд, устремленный на Сына, говорит о том, что Ей известно о Его предстоящих страданиях.
  4. Божия Матерь бережно охраняет спокойный младенческий сон Христа, Спасителя мира, который на самом деле не спит, а ждет нашего покаяния, скорбя о грехах и беззакониях, которые творятся в мире.

Узнайте также:  Мировая святыня XXI века — «Умягчение злых сердец»

Неизмеримо велико терпение и великодушие Господа, неусыпно заботящегося о благе человека. Как мать бережет покой своего ребенка, так и Божия Матерь успокоит каждого, обращающегося к Ней со словами молитвы в своих душевных и телесных скорбях, и ниспошлет ему Свою небесную помощь и защиту. Возможно, с этим связано и название иконы.

Молитва Казанской иконе

Прежде чем молиться этой иконе, необходимо не только веровать в Господа, но и знать, что у нее можно попросить. Прося о помощи, не стоит говорить заученные фразы, а говорить сердцем и верить в то, что она поможет:

  • при невзгодах;
  • в сложнейших житейских случаях;
  • при скорби;
  • в тяжких недугах телесных и душевных;
  • при глубокой печали.

Молитвенное обращение этому образу Девы Марии очень помогает людям, страдающим заболеваниями глаз. Это обусловлено тем, что икона впервые появилась в храме в 1579 году, где и произошло первое исцеление от слепоты, длительностью в три года.

Лучшая статья для Вас, переходите: Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу

Молитва Божьей Матери о помощи позволяет не только исцелиться телесно, но и духовно, что для многих прихожан очень важно и актуально, в любых их мирских проблемах

Значение иконы в православии

Образ Богородицы «Услышательница» — одна из главных реликвий горы Афон. Но обратиться к Божией Матери и получить разрешение сомнениям может каждый православный христианин.

Дева Мария — главная ходатаица за христиан перед Богом. Исполняя собственное повеление уважать мать свою, Господь уважает Ее прошения. Подобный пример известен благодаря легенде об иконе «Нечаянная радость» — по просьбе Богоматери был прощен слабовольный грешник, каждый день молившийся перед Ее иконой.

Особенность иконы «Услышательница» заключается в том, что Богородица посылает скорый ответ. Каждый, кто к ней обращается, может рассчитывать на быструю помощь. Образ символизирует чудо всеуслышания, которое являет Богоматерь.

О чем просят перед образом

Чудотворность иконы подтверждена прихожанами Фасовского Никольского храма. По молитвам перед «Услышательницей» в семье священника родился долгожданный первенец. Поэтому традиционно перед иконой Богородицы молятся о зачатии, рождении и благополучном воспитании детей.

Икона «Услышательница» помогает в следующих житейских и духовных неурядицах:

  • в бедности;
  • в болезни;
  • людям, страдающим от собственной болтливости и предвзятого осуждения;
  • в семейном благоустройстве.

Перед образом молятся о здравии и благополучии близких, а также об исцелении от пьянства.

Божья Матерь всегда слышит тех, кто молится перед иконой Ее «Услышательница», и посылает помощь в короткий срок.

Икона Божией Матери «Одигитрия» Шуйская

Шуйская-Смоленская икона – поясное изображение Божией Матери с Младенцем Христом на руках. Спаситель сидит справа на левой руке Богоматери. Иконографической особенностью Шуйской иконы, отличающей ее от других икон Одигитрии, является характерное положение ручек и ножек Богомладенца: ступня правой ножки стоит на колени левой, пяточку Он поддерживает левой рукой. В правой руке Христа – свернутый свиток. Правой рукой Богоматерь поддерживает левую ножку Младенца.

Ис­то­рия по­яв­ле­ния чу­до­твор­но­го об­ра­за Бо­го­ма­те­ри Шуй­ской Смо­лен­ской свя­за­на с эпи­де­ми­ей чу­мы, по­ра­зив­шей го­род Шую в 1654 го­ду. Ска­за­ние об иконе со­об­ща­ет, что при­хо­жане церк­ви Вос­кре­се­ния пред­ло­жи­ли на­пи­сать но­вый об­раз Бо­го­ро­ди­цы Оди­гит­рии Смо­лен­ской «во из­бав­ле­ние от по­стиг­ших их бед и несча­стий». На­пи­са­ние но­вой ико­ны бы­ло по­ру­че­но ико­но­пис­цу Ге­ра­си­му Ти­хо­но­ви­чу Икон­ни­ко­ву в 1655 го­ду. Ико­ну раз­ме­ром 110,7 х 88,7 см по­ме­сти­ли в мест­ном ря­ду сле­ва от цар­ских врат ико­но­ста­са Вос­кре­сен­ско­го со­бо­ра в го­ро­де Шуе. Вско­ре бо­лезнь пре­кра­ти­лась, а от ико­ны про­дол­жа­ли со­вер­шать­ся чу­до­тво­ре­ния. Необыч­ность ико­но­гра­фии Ска­за­ние объ­яс­ня­ло пер­вым чу­дом, про­ис­шед­шим от ико­ны: несколь­ко раз, ко­гда ико­но­пи­сец пы­тал­ся сде­лать изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри Смо­лен­ской со­глас­но ико­но­пис­но­му под­лин­ни­ку, чу­дес­ным об­ра­зом из­ме­ня­лось по­ло­же­ние рук и ног мла­ден­ца Хри­ста. Не осме­ли­ва­ясь бо­лее ис­прав­лять уви­ден­ное, он счёл это чу­дом и яв­ным про­яв­ле­ни­ем Про­мыс­ла Бо­жия, и со­об­щил о слу­чив­шем­ся на­чаль­ству и го­ро­жа­нам. На­род был по­ра­жён и ис­пу­ган та­ким чу­дом, и с бла­го­го­ве­ни­ем про­слав­лял Бо­га. Ико­но­пи­сец до­пи­сал ико­ну та­кой, как она са­ма на­чер­та­лась. По ука­зу ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча от 21 июля 1667 го­да и бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха Иоаса­фа, в Шую бы­ла на­прав­ле­на ко­мис­сия с це­лью уста­нов­ле­ния под­лин­но­сти чу­дес. Ис­ти­на чу­дес бы­ла под­твер­жде­на и опи­са­на, а ико­на по­лу­чи­ла на­зва­ние „Смо­лен­ская-Шуй­ская Бо­го­ма­терь“. С это­го вре­ме­ни ико­на офи­ци­аль­но по­чи­та­ет­ся чу­до­твор­ной. В 1922 го­ду в Шуе чу­до­твор­ная Шуй­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы бы­ла изъ­ята из хра­ма, и с тех пор ее ме­сто­на­хож­де­ние не из­вест­но.

Осо­бая ико­но­гра­фия чу­до­твор­но­го об­ра­за вос­хо­дит к бо­лее ран­не­му про­то­гра­фу, осо­бен­но рас­про­стра­нен­но­му в рус­ской ико­но­пи­си в XVI ве­ке. Од­ним из ран­них при­ме­ров яв­ля­ет­ся ико­на «Бо­го­ма­те­ри Оди­гит­рии Шуй­ской» тре­тьей чет­вер­ти XVI ве­ка из со­бо­ра Спас­ско­го мо­на­сты­ря в Му­ро­ме (со­бра­ние Му­ром­ско­го ис­то­ри­ко-ху­до­же­ствен­но­го му­зея).

Празд­но­ва­ние иконе со­вер­ша­ет­ся три­жды: 10 ав­гу­ста (28 июля по ста­ро­му сти­лю) – вме­сте с дру­ги­ми ико­на­ми «Оди­гит­рия», 15 но­яб­ря (2 но­яб­ря по ста­ро­му сти­лю) – в па­мять на­пи­са­ния ико­ны и на­ча­ла пре­кра­ще­ния эпи­де­мии чу­мы, во втор­ник Свет­лой сед­ми­цы – в па­мять пер­во­го за­фик­си­ро­ван­но­го чу­да, про­ис­шед­ше­го от ико­ны.

Ико­ны Рос­сии

Почитаемые списки

Два наиболее известных списка иконы «Услышательница» — Фасовская и Ашхабадская.

Украинское чудо

Первый список обрели в селе Фасов Киевской области, в храме Николая Чудотворца. Впоследствии на месте храма поставили монастырь в честь иконы Богородицы «Услышательница».

В 1999-м году во время водосвятия на Крещение настоятель увидел в толпе прихожанку с двумя темными от времени иконами Богородицы. На одной из них Младенец держал лилию, поэтому священнослужитель определил ее, как известный образ «Неувядаемый цвет». Обе иконы по виду обладали исторической ценностью. Настоятель попросил прихожанку подарить образы церкви. Женщина согласилась.

Во время литургии предполагаемый «Неувядаемый цвет» действительно расцвел. Лики посветлели, краски стали ярче. На обновленной иконе заметно выделилась метка «Подобие». Оказалось, что это список афонской иконы «Услышательница».

Дары Афона

Ашхабадская икона написана афонскими мастерами в начале 20-го века для православного Никольского храма в столице Туркмении. Для образа построили сначала часовню, а потом возвели отдельный храм, освященный в его честь.

Новый и редко упоминаемый список «Услышательницы», изображающий Богородицу на троне, написан афонским мастером иеромонахом Кириллом для женского Свято-Троицкого монастыря в селе Березовая Рудка Полтавской области Украины.

Настоятель украинской обители приехал на Святую Гору с паломническим визитом и, по благословению старцев, для православных сестер был сделан список «Услышательницы». Икону передали обители в 2015-м году. За того, кто поклонится перед этим образом, помолится весь Афон.

Празднование памяти иконы проходит 22 сентября (5 октября) в Зографе, в украинских обителях и ашхабадском храме. «Услышательница» не получила широкой известности, поэтому упоминание о ней редко можно встретить в церковных календарях.

История Шуйского чудотворного образа «Одигитрия»

По преданию, икона была написана во время морового поветрия, обрушившегося на русские земли в 1654–1655 годах. Жители Шуи уповали только на помощь Божию и усердно молились Господу и Пресвятой Богородице.

Один из благочестивых прихожан предложил заказать новый образ Божией Матери для Воскресенской церкви. Верующие с радостью откликнулись на просьбу и собрали деньги на написание образа. Икону поручили написать мастеру Герасиму Иконникову. За образец была взята известная Смоленская икона («Одигитрия»).

Чудесные события произошли уже во время работы иконописца. Контурные изображения, которые делал Иконников, оказались как будто бы исправленными: положение ножек Младенца Иисуса отличались от канонических, принятых при написании образа Одигитрия.

Сначала живописец пытался продолжить работу по правилам, утвержденным Церковью. Но после двух исправлений не решился перечить воле Божией. Иконников сохранил изменения, которые стали характерной особенностью Шуйской чудотворной иконы.

Работа над образом длилась неделю, после чего икону благоговейно внесли в Воскресенский храм и поместили в иконостасе слева от Царских врат.По воспоминаниям очевидцев, от образа исходил чудесный свет и благоухание, и верующие обрели надежду на избавление от чумного поветрия.

Спустя некоторое время эпидемия действительно прекратилась, а страждущие исцелились. Но болезнь не пощадила иконописца Иконникова с семьей. Они умерли от чумы, но перед смертью успели принять монашеское пострижение и подготовиться к переходу в иной мир.

В течение нескольких лет по молитвам у Шуйского образа происходили чудесные исцеления: верующие избавлялись от глухоты, слепоты, беснования и паралича. В 1666 году в город прибыли священнослужители из Москвы. Они изучили свидетельства о чудесах и исцелениях, связанных с иконой, и установили день общероссийского почитания святыни (15 ноября).

В 1831 и 1848 году после крестного хода с Шуйской чудотворной иконой «Одигитрия» в городе прекратилась эпидемия холеры. Продолжались и чудесные исцеления верующих после молитвенного обращения к Божией Матери перед чудотворным образом.

До 1939 года Воскресенский храм в Шуе действовал, и в нем продолжались богослужения. До этого времени чудотворная святыня пребывала на своем месте. После закрытия Воскресенской церкви икона считается утерянной. Сохранились только поздние списки, сделанные с оригинального образа.

Богородичное правило

Правило, называемое Богородичным, является самым сильным при обращении к Пресвятой Деве. Заключается в чтении молитвы Деве Марии:

Произнести мольбу требуется 150 раз в течение дня. Читать по 10 раз, произнося следом «Отче наш» и «Милосердия двери», и так 15 чтений. Молитву «Отче наш» большинство верующих знают, но не все знают «Милосердия двери»:

Главная задача этого Правила — каждое слово «Богородица Дева» осознать, пропуская слова через душу, избегая формализма при чтении, не отвлекаясь ни на что постороннее. После каждого прочитанного десятка вспоминается житие Богородицы.

Легенда гласит, что Правило было установлено Богородицей. Читать его следует ежедневно, что и поможет выйти из сложной ситуации, позволит успокоить и умиротворить душу.

Серафим Саровский, памятуя об этом, говорил: «…Кто Канавку с молитвой пройдет, да полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!».

Соблюсти Правило необходимо основываясь на осмыслении произносимого текста. Делать это надо при духовной потребности, идущей изнутри: когда душевные муки так сильны, что одолеть трудно, если близкий человек неизлечимо болен, и уповать приходиться только на помощь Небес, или жизнь завела в такую ситуацию, из которой не видно выхода. Оно подойдет для того, чтобы принести Пресветлой Матери благодарность.

Какой бы образ Пресвятой Богородицы ни выбрал молящийся, насколько текст обращения соответствовал бы канону, сила молитвы — это твердость веры и искренность, идущего к Богу с чистым сердцем и благими помыслами. Тогда можно быть уверенным, что мольба его будет услышана и оказана милость Божья.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Алипаф
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: