Проклов день
Священномученика Ианнуария, епископа Беневентского, и с ним мучеников Прокула, Соссия, Фавста, диаконов, Дисидерия, чтеца, Евтихия, Акутиона
Церковь чтит память святых, погибших в муках за исповедование христианской веры во время гонения императора Диоклетиана в 305 году.
Священномученик Ианнуарий, епископ, и с ним святые мученики Прокул, Соссий, Фавст диаконы, Дисидерий чтец, Евтихий и Акутион приняли мученическую смерть за Христа около 305 года, во время гонения императора Диоклетиана (284–305).
Святителя Ианнуария схватили и привели на суд к правителю Кампании (Средняя Италия) Тимофею. За твердое исповедание христианской веры святителя бросили в раскаленную печь. Но, подобно вавилонским отрокам, он вышел оттуда невредимым. Тогда по приказу Тимофея его растянули на станке и били железными прутьями так, что обнажились кости.
Среди собравшейся толпы были святой диакон Фавст и святой чтец Дисидерий, которые плакали при виде страданий своего епископа. Язычники догадались, что они христиане, и бросили их в тюрьму города Путеола вместе со священномучеником Ианнуарием. В той тюрьме находились заключенные ранее за исповедание Христа два диакона, святые Сессий и Прокул, и два мирянина – святые Евтихий и Акутион.
На следующее утро всех мучеников вывели в цирк на растерзание диким зверям, но звери не тронули их. Тимофей объявил, что все чудеса происходят от колдовства христиан, но тут же ослеп и стал взывать о помощи. Кроткий священномученик Ианнуарий помолился об его исцелении, и Тимофей прозрел. Душевная же слепота не оставила мучителя, и он, с еще большей яростью обвиняя христиан в колдовстве, приказал отсечь всем мученикам головы за стенами города (+ 305).
Христиане окрестных городов взяли тела святых мучеников для погребения, причем каждый город взял по одному, чтобы иметь своего ходатая пред Богом. Жители Неаполя взяли себе тело священномученика Ианнуария. Вместе с телом они собрали с земли его запекшуюся кровь. Когда сосуд с этой кровью поставили на мощи святого мученика, положенные в церкви города Неаполя, кровь растворилась и сделалась горячей, как только что пролитая.
От мощей священномученика Ианнуария происходило много чудес. Во время извержения Везувия, когда жители города молились священномученику Ианнуарию, лава остановилась, не дойдя до города. Благочестивая женщина приложила икону с изображением священномученика к умершему сыну, и он воскрес.
Смысл празднования в Великий пост
Так как соборное решение было принято в первый воскресный день Великого Поста 843 г. (тогда это было 11 марта), тем же постановлением была учреждена и память об этом событии, которая стала приходиться всегда н этот день – но, так как Великий Пост зависит от даты Пасхи, которая разнится год от года, то и Торжество Православия отмечается в разные дни.
Несмотря на Великий пост, цвет облачения священнослужителей в День Торжества Православия может быть не только фиолетовым, но и желтым. Золотой цвет – символ Церкви, Торжества Православия, которое утверждалось трудами святых епископов.(фото Ижевской епархии)
Смыслом праздника долгое время было утверждение догмата о честных иконах, затем – воспоминание о победе над бывшей прежде ересью.
Сейчас актуальность празднования определяется этим лишь отчасти:
- конечно, и сегодня существуют отвергающие «идолов» протестантские деноминации, и воскресный день становится для многих православных задуматься о значении иконы, может быть, взять в руки книги церковных историков, русских философов, посвященные им;
- вместе с тем, многие современные пастыри говорят, что смысловое содержание дня – намного шире; речь идет об утверждении истины христианской веры в противовес всем заблуждениям и ересям вообще – от первых веков Церкви даже до наших дней.
Вот как говорит об этом митрополит Антоний Сурожский:
«Мы празднуем сегодня день Торжества Православия; но мы должны помнить, что мы празднуем Божию победу, победу истины, победу Христову над всеми слабостями человеческого уразумения. Это не торжество нас, православных, над другими вероисповеданиями и другими людьми; это победа Божия над нами и, через нас, сколько ни есть в нас света, над другими».
Значение для современных христиан
Давно утратило актуальность иконоборчество – в том виде, каким оно когда-то было в Византии, с репрессиями, казнями, пытками. Но современные верующие, по большей части – православные в первом поколении, нуждаются в укреплении веры, поддержке среди мирских бурь и множества «совопросников века сего», ставящих под сомнение тот или иной догмат – будь то Воплощение Спасителя или икона.
Вот почему так важно слышать это торжественное:
«Сия́ ве́ра апо́стольская, сия́ ве́ра отече́ская, сия́ ве́ра правосла́вная, сия́ ве́ра вселе́нную утверди́.Еще́ же Собо́ры святы́х оте́ц и их преда́ния и писа́ния, Боже́ственному Открове́нию согла́сная, прие́млем и утвержда́ем…»
И эту «вечную память» тем, кто уже окончил свою дорогу в Царстве Небесном – где Христос в свое время ждет и нас.
Наталья Сазонова
Посмотреть на Яндекс Маркете
Блендер для кухни Strive For Greatness /для быстрого приготовления смузи. Максимальная мощность
5000 Вт
Емкость кувшина —
2.5 л.
9-ти уровневая регулировка скорости.
Посмотреть на Яндекс Маркете
Блендер COMFEE CF-BL9001
Мощность -500 Вт
2 скорости.
Емкость -1,5 л. Дополнительные насадки-измельчитель, кофемолка
Посмотреть на Яндекс Маркете
Погружной блендер Comfee CF-BL801
Компактный, недорогой, но мощный помощник. Максимальная мощность
1200 Вт
2 скорости
Насадки — венчик для взбивания, измельчитель
В комплекте-мерный стакан
Посмотреть на Яндекс Маркете
Погружной блендер VITEK VT-3407, белый. Кухонный помощник серии Экономкласс. Не самая маленькая мощность — 800 Вт — для коктейлей, пюре и смузи — более чем достаточно
Советуем почитать:
- Карташев А.В. Вселенские Соборы.
Интересные факты из истории
Первым, кто совершил особый чин торжественного восстановления иконопочитания, стал Патриарх Мефодий Константинопольский. Вот как описывает его известный церковный историк начала XX в. А.В.Карташев:
«Царица предложила святейшему патриарху Мефодию известить и собрать всех православных митрополитов, архиепископов, игуменов, клириков и мирян, чтобы пришли в Великую Церковь Божию с честными крестами и святыми иконами в первое воскресенье святого Поста.
И когда бесчисленное множество народа собралось, приходит и сам царь Михаил со святой и православной матерью своей Феодорой и со всем синклитом… соединившись со святым Патриархом, вместе двинулись от алтаря со святыми иконами и честным крестом и святым евангелием и пошли с литией до ворот дворца, так называемых Кентавриевых. И после долгой молитвы и сокрушенного многоплачевного и умиленного взывания Κύριε ελέησον возвратились во святой храм для совершения божественной таинственной литургии с великой радостью и торжеством…».
Чин Торжества Православия
Впоследствии стал складываться особый богослужебный чин – воспоминание о торжестве православия над ересями:
- если первые десятилетия речь шла только об иконоборчестве, то уже в XII-XIV вв. в молитвословия начинает добавляться утверждение также других догматов, утвержденных Вселенскими Соборами;
- кроме того, с течением времени появилась еще и анафема – церковное отлучение, которое произносилось на древних и новых еретиков, раскольников.
Традиции
В разных странах, куда приходило христианство, перенимали и византийский чин, дополняя его в соответствии с местными реалиями. Так возникали местные традиции. Например, в России богослужение неоднократно дополняли в части возглашаемых анафем.
Среди анафематствованных в разное время можно было услышать имена Степана Разина, Григория Отрепьева, протопопа Аввакума, многих других. Наконец, в 1869 г. чин был еще раз переработан: из него исчезли имена конкретных людей, осталась только общая анафема еретиков и раскольников, а также противников православного царства.
До 1917 г. русский Чин содержал 12 «анафем», обращенных на:
- отрицающих существование Бога, бессмертие души, не верующим в Страшный Суд;
- неправо исповедующих Святую Троицу, догматы о Воплощении Христа, о Богородице;
- отвергающих церковные Таинства;
- отвергающих богоданность царской власти, поднимающих бунты;
- не принимающих Вселенские Соборы.
А завершало анафематствование отлучение отвергающих иконы.
Существенные изменения претерпел чин в советские и последующие годы:
- после 1917 г. было запрещено провозглашать анафемы – действительно, под них, по сути, подпадали безбожные власти страны; дополнительных проблем добавляло то, что «анафема» понималась светскими властями как однозначное «проклятие», хотя она – лишь констатация того факта, что то или иное учение или жизненная позиция человека не соответствует христианству, и исповедание верности Христу; это влекло репрессии;
- в 1990-е гг. священноначалие установило произносить анафемы лишь тогда, когда чин совершает епископ; это также вызвано тем, что в современном секуляризованном мире анафема как утверждение церковной позиции также воспринимается как противопоставление Церковью себя остальной части общества, может спровоцировать резкую реакцию;
- именно ввиду этого на практике сейчас не соблюдается даже установление 1990-х: анафемы или не произносятся вовсе, или сильно сокращаются.
Православный календарь
Календарь на Руси называли месяцесловом. Он охватывал и описывал абсолютно весь год жизни крестьян, в нем каждому дню соответствовали определенные праздники или будни, народные приметы, всевозможные погодные явления. Православный календарь подразделяется на две части по принципу подвижной и неподвижной его частей. Наиболее значимые для христианина дни празднований и постов определяются пасхалией. Именно учитывая все факторы лунно-солнечного календаря, сначала высчитывается праздник Пасхи — самый важный и главный праздник по всех смыслах. Исчисление первого весеннего полнолуния следует сразу же за днем весеннего равноденствия. Передвижение точной даты самой Пасхи происходит в пределах 35 дней, то есть в период с 4 апреля до 8 мая. Таким образом, дата этого праздника передвигается, а день недели, то есть воскресенье, остается неизменным. Периоды постов и другие традиционно религиозные дни, связанные с празднованием этого уникального для верующих праздника, отсчитываются именно опираясь на этот принцип.
12 православных праздников список
12 главных, иначе двунадесятые праздники, они же — непереходящие, поскольку в большинстве приурочены к фиксированным датам.
К ним относятся праздники, посвященные важнейшим вехам в жизни Иисуса и Богородицы:
7 января — Рождество Христово
19 января — Крещение Господне
15 февраля — Сретение Господне , праздник, посвященный принесению младенца Иисуса в Иерусалимский Храм и встрече его (собственно, сретение) Симеоном Богоприимцем (не путаем с другими праздниками, посвященными другим сретениям!)
7 апреля — Благовещение Богородицы
воскресенье перед Пасхой — Вход Господень в Иерусалим, народное Вербное
Воскресенье, «плавающая» дата, привязанная к Пасхе
40-й день после Пасхи — Вознесение Господне, еще одна «плавающая» дата
50-й день после Пасхи — Троица, День Святой Троицы, Пятидесятница, Праздник Сошествия Святого духа на апостолов
19 августа — Преображение Господне
21 сентября — Рождество Богородицы
27 сентября — Воздвижение Креста Господня, в память обретения Креста Господня императрицей Еленой
4 декабря — введение Богородицы во Храм, мать приводит будущую Богородицу в Храм, во исполнение обета посвятить ее Богу
28 августа — Успение Пресвятой Богородицы
Все даты приведены по новому стилю. По старому — из даты по новому стилю вычитаем 13 дней.
12 главных христианских праздников (двунадесятые праздники) делятся на непереходящие и переходящие. Непереходящие праздники — те, у которых дни празднования не меняются. Например, Рождество Христово и Успение Пресвятой Богородицы. У переходящих праздников нет постоянной даты — каждый год она другая (например, Вознесение Господне). Рассказываем в Слайдах, от чего это зависит и как ее вычислить (но проще посмотреть в календаре).
Церковные православные праздники 4 мая
Известный советский кинорежиссер Иван Пырьев, экранизировавший романы Федора Достоевского «Идиот» и «Братья Карамазовы», рассказывал о своем детстве следующее…
…Он родился в старообрядческой семье. В Прощеное воскресенье перед Великим постом к ним в дом съезжались родственники. Они чинно крестились, становились друг перед другом на колени, земно кланялись и испрашивали прощения друг у друга со словами «Прости меня Христа ради». Потом вместе шли в храм на службу. После, уже дома, садились за стол. И здесь начиналась вторая – темная – половина встречи. Родственники напивались страшно, потом происходила драка. И по завершении Прощеного воскресенья родственники, обозленные друг на друга, разъезжались по своим деревням. Во время одной из таких драк был убит отец Пырьева.
Я это рассказываю к тому, что в нашей широкой и многогранной славянской душе великое христианское благочестивое чувство часто соседствует с языческим пьяным разгулом. Последнее особенно вырывается, как пар из клокочущего чайника, во время праздников.
Человек долго и честно себя сдерживал во время Великого поста. Старался вести более-менее благочестивую покаянную жизнь. После Пасхи ему дали «зеленый свет». И он перестал себя смирять. Пружина распрямилась с мощной кинетической энергией. Итог – в худшем случае несварение желудка, больница или запой на период Светлой седмицы. Человек несколькими днями перечеркивает в себе все достижения поста. Почему это бывает?
Потому что он часто неправильно относится к посту, воспринимая его нормативно-механистически: не есть того-то, выполнить то-то и прочее. И потом, не стараясь изменить свою внутреннюю духовную природу, исправить ее, взывая к Богу о помощи, человек усилием воли пытается обуздать свои страсти. Но не искореняя их в глубине сердца, а сдерживая где-то на поверхности. Потому в праздники – Пасху или Рождество Христово – он снимает со своего телесного коня узду, и тот, уже не сдерживаясь, несется куда-то. Как правило, хозяин коня, то есть сам человек, не имеет понятия, куда занесет его так долго сдерживаемое вожделение.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский в книге «Моя жизнь во Христе» писал: «Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца), в будущия блага и питать благочестивые добрые нравы. А они проходят больше с грехом, как и встречаются неразумно маловерным, холодным сердцем, часто вовсе не приготовленным к чувству тех великих благодеяний Божиих, которые Бог даровал через известное празднуемое лице или событие».
Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь. Через них Господь изменяет-исцеляет нашу духовную природу. Вот в чем самоцель праздника. И нам необходимо откликнуться на этот призыв Всевышнего, а не вернуться к лени, пьянству и чревоугодию. Не без того, конечно, чтобы тело отдохнуло. Это тоже нужно. Особенно в Светлую седмицу. Но все хорошо в меру. Это не значит, что вышли из храма после Пасхальной службы и забыли дорогу к церкви. Будем только есть, пить, веселиться. Нет, жизнь во Христе продолжается, как и борьба с диаволом, со страстями своими. Ведь, наоборот, сатана начинает уловлять нас тогда, когда мы расслабимся.
А бес уже ждет, чтобы ножку подставить.
Но сатана уже ждет, чтобы он разговелся ТАК, чтобы перечеркнуть все свои усилия и труды.
Потому, дорогие братья и сестры, будем иметь перед собой не плотяные, а духовные цели
Важно на Светлой седмице не скатиться вниз, но продолжать с Божьей помощью упорное тяжелое восхождение вверх – в Царствие Небесное
Для тех же, кто желает и в Светлую седмицу участвовать в богослужениях и причащаться Святых Христовых Таин, хочется сказать несколько слов о подготовке к Евхаристии в данный период. Пищевой пост мы не держим. Это запрещено Церковным Уставом. Соблюдается только евхаристический пост: с двенадцати ночи и до момента причастия. Вместо подготовительных канонов читается один канон Святой Пасхи, вместо утренних и вечерних молитв – часы Святой Пасхи. Последование ко Святому Причащению не опускается, оно обязательно для готовящихся к Евхаристии и во время Светлой седмицы.
Не будем же, дорогие братья и сестры, перечеркивать собственные усилия и труды Великого поста. Главное изменяться сердцем, соединяться душой с Господом нашим Иисусом Христом посредством праздников, в том числе и Светлого Христового Воскресенья. Ведь нам нужно просить у Бога, чтобы Он помог нам, неразумным, оставаться в свете Его Божества, а не упасть в грязь пьянства и чревоугодия.
Мы должны и разговеться, и отдохнуть, и побыть с близкими своими, поделиться с ними пасхальной радостью, но вместе с тем помнить, что ГЛАВНОЕ достижение Пасхи – наша воскресающая обновленная душа. Не будем же ее снова втаптывать в грязь страстей.
Мученик Феодот
Мученик Феодот жил в г. Анкире Галатийской области в III в. Приняв христианскую веру, он отличался особенной добротой. В его время было ужасное гонение на христиан от императора Диоклетиана. Феодот укрывал у себя в гостинице многих из христиан и снабжал их всем необходимым. В его доме христиане тайно совершали богослужение. Он посещал христиан в темницах, увещевал их к терпению, а иных и выкупал у воинов; погребал тела мучеников, брошенные на съедение зверям. Правитель не знал, что Феодот христианин, и его благотворительность продолжалась довольно долгое время. В городе же Анкире жили 7 благочестивых дев, старшая из которых, Текуса, была теткой Феодота. Имена прочих дев следующие: Александра, Клавдия, Фаина, Евфрасия, Матрона и Иулия. Когда правитель узнал, что они все христианки, то потребовал, чтобы они отреклись от христианской веры. Правитель хотел, чтобы они омыли идолов во время языческого праздника. На богатых колесницах при звуках музыки и песен везли идолов к озеру, а святых мучениц вели за колесницами.
Как мучитель ни принуждал их омыть идолов, мученицы остались непреклонными. Тогда он приказал утопить их всех с камнями на шее. Св. Феодот, узнав о смерти мучениц, похоронил их. Сам Господь помог ему в этом. Ночью, когда было очень темно, явилась светлая лампада и освещала ему путь; сделался сильный отлив на озере, и он смог взять тела святых мучениц. Когда же правитель узнал, что Феодот похоронил мучениц, стал принуждать и его к отречению от Христа. Но вместо отречения Феодот начал обличать языческие заблуждения и проповедовать о Христе. Тогда Феодота мучили страшным образом и затем обезглавили. Когда же хотели сжечь его тело, то вдруг поднялась страшная буря и помешала исполнить это; тело было похоронено. Мощи свв. мучеников находятся в Анкире.
Мученики Петр, Дионисий, Андрей, Павел и дева Христина пострадали при Декии в г. Лампаке в III в. Св. Петра мучили ужасным образом; святых Дионисия, Андрея и Павла побили камнями; Христине отсекли голову.
Мученики Ираклий, Павлин и Венедим, родом афиняне, были сожжены в печи в III в. Они смело проповедывали Христа и увещевали язычников принять веру Его, за что представили их к судье, и тот осудил их на сожжение.
Мученики Симеон, Исаак и Вахтисий пострадали в Персии от царя своего Сапора II в IV в. Симеона закопали в землю по грудь и потоптали конями; Исаака побили камнями, а Вахтисия усекли мечом.
Какой сегодня праздник
Сегодня православный церковный праздник: * Священномученика Артемона, пресвитера Лаодикийского (303) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…Завтра: * Святителя Мартина исповедника, папы Римского (655) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…Ожидаются праздники:28.04.2023 — * Апостолов от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима (ок. 67) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…29.04.2023 — * Святых мучениц Агапии, Ирины и Хионии (304) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…30.04.2023 — * Священномученика Симеона, епископа Персидского, и с ним мучеников Авделая и Анании пресвитеров, Хусдазата (Усфазана) евнуха, Фусика, Азата, мученицы Аскитреи и иных многих 1250 (344). * Преподобного Акакия, епископа Мелитинского (ок. 435). ** Преподобного Зосимы, игумена Соловецкого (1478) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…
Как проходит служба в храме
Таким образом, в настоящее время Чин в приходских храмах (если это не архиерейское богослужение) выглядит так:
- по окончании литургии воскресного дня духовенство выходит на средину храма; после молитв Св. Троице, которые именуются «обычным началом» всякого чина, диакон произносит ектению о мире и благополучии Христовой Церкви;
- затем читаются Апостол и Евангелие этого дня, посвященные утверждению веры; по их окончании звучит особая иерейская молитва;
- затем, во время еще одной ектении, возглашается «Вечная память» всем отцам Вселенских Соборов и поборникам православия, в том числе – на Руси;
- наконец, возглашается многолетие действующему церковному священноначалию, поставленному блюсти православную веру.
Чин Торжества Православия в храме. Фото: Покровская епархия
А завершается песнью, создание которой приписывают свт. Амвросию Медиоланскому: «Тебе Бога хвалим…». Так Церковь благодарит Христа – своего Главу, за возможность хранить истинную веру, преданную отцами.
Евангельские чтения
Во время Чина читаются:
- отрывок из Послания к Римлянам Апостола Павла; ученик Христов просит своих духовных детей остерегаться «производящих разделения и соблазны»;
- фрагмент из Евангелия св. Матфея; эти слова Христа напоминают об ответственности пастырей за духовное состояние и спасение их пасомых, «малых сих», а также о том, что и каждый верующий своей жизнью исповедует веру в Бога, дает пример людям – худой или добрый:
«Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. Та́к, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих».
Песнопения первого воскресенья Великого поста
Одно из главных – прокимен, который диакон несолькок раз возглашает «возвышенным гласом». Это стих из псалма 76:
В нем – основная тема Чина, прославление благости и величия Господа, сохраняющего Своих чад в правой вере среди всех мирских бурь.
Торжество Православия
- По 50-м псалме:
Слава, глас 8: Покая́ния отве́рзи ми две́ри, Жизнода́вче, / у́тренюет бо дух мой ко хра́му свято́му Твоему́, / храм нося́й теле́сный весь оскверне́н: / но я́ко щедр, очи́сти / благоутро́бною Твое́ю ми́лостию.И ныне, Богородичен: На спасе́ния стези́ наста́ви мя, Богоро́дице, / сту́дными бо окаля́х ду́шу грехми́, / и в ле́ности все житие́ мое́ ижди́х: / но Твои́ми моли́твами / изба́ви мя от вся́кия нечистоты́.
- Таже, глас 6: Поми́луй мя, Бо́же, / по вели́цей ми́лости Твое́й, / и по мно́жеству щедро́т Твои́х, / очи́сти беззако́ние мое́.
Мно́жества соде́янных мно́ю лю́тых помышля́я окая́нный, / трепе́щу стра́шнаго дне су́днаго: / но наде́яся на ми́лость благоутро́бия Твоего́, / я́ко Дави́д вопию́ Ти: / поми́луй мя, Бо́же, / по вели́цей Твое́й ми́лости.
Тропарь Недели Торжества Православия, глас 2
Пречи́стому Образу Твоему́ покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же;/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на крест,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Тем благода́рственно вопие́м Ти:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш,\ прише́дый спасти́ мир.
Кондак Недели Торжества Православия, глас 2
Неопи́санное Сло́во Отчее,/ из Тебе́, Богоро́дице, описа́ся воплоща́емь:/ и оскве́рншийся о́браз в дре́внее вообрази́в,/ Боже́ственною добро́тою смеси́./ Но испове́дающе спасе́ние,\ де́лом и сло́вом, сие́ вообража́ем.
Икона праздника
Ее основные черты сложились к XIVв., когда празднование уже было осмыслено, как утверждение не только догмата иконопочитания, по православной веры вообще. Тем не менее, на иконах можно видеть именно историческое событие, легшее в основу Чина Торжества Православия.
Образ делится как бы на две части:
- в верхней – царица Феодора и свт. Мефодий, предстоящие образу Богородицы с Младенцем; рядом с ними – великие отцы, утверждавшие почитание икон, например, прп. Феодор Студит;
- внизу – еще один образ, икона Христа, которую держат прп. Феодор и Феофан Начертанные, страдальцы за иконы (на их лицах еретики выжгли оскорбительные слова, отсюда и прозвание), другие угодники Божии, подвизавшиеся против ереси в VIII в.; их изображение помещено внизу, так как их стояние за иконы стало как бы фундаментом для утверждения догмата.
Верхняя часть иконы