Обряды, ритуалы, традиции, заговоры 26 мая на Лукерью Комарницу
26 мая принято сеять гречиху-маевку, которая буйно цветет и привлекает пчел, а также других насекомых, покровительницей которых считалась Лукерья.
Мужчины проводили этот день, работая в полях, а женщины занимались генеральной уборкой, обязательно мыли окна, а также готовили яичницу и пироги с разными начинками, которые несли пахарям в поле.
На Лукерью Комарницу изготавливали из бересты лукошки и короба для зерна, еды и ягод. Их не продавали, а только дарили, – люди верили, что тогда они всегда будут полными.
Комары считались перевозчиками душ умерших на тот свет, поэтому сегодня их не убивали, а лишь отгоняли.
В день Лукерьи Комарницы принято подкармливать муравьев сахаром, – это им благодарность за труд.
Знахарки 26 мая занимались заготовкой таких лекарственных трав, как одуванчик, подорожник, кошачья лапка, пастушья сумка, крапива, чистотел, хвощ полевой, плаун. Прежде чем их сорвать, читали над ними «Отче наш». Бережно несли домой и сушили подальше от людских глаз, чтобы никто не сглазил.
Считалось, что с 26 мая комары начинают активничать, поэтому женщины читали от них заговоры, а также проводили магические ритуалы на травы, собранные сегодня.
Заговор, чтобы комары не кусали Как только наступит полночь, зажечь в одной из комнат свет и дождаться, когда комар сядет на тело. Теперь, глядя на него, нужно сказать 13 раз такие слова:
После этого заклинания комаров становилось меньше, или же они полностью исчезали из дома.
Заговор от тараканов Нужно купить 26 мая веник у мужчины, принести его домой и подмести у входной двери, при этом приговаривая такие слова:
Обмести веником все углы дома, а затем у входной двери трижды постучать, как бы «пугая» тараканов. Купленным веником можно пользоваться по назначению.
Ритуал, чтобы волосы были пышные и блестящие Нужно насобирать такие травы, как крапива, корень лопуха, ромашка, хмель и мать-и-мачеха. Залить их водой, которая стояла в ночь с 25 на 26 мая под ночным небом, освещенная луной, и довести до кипения на огне, приговаривая при этом:
Дать воде настояться минут 15 и ополоснуть ею волосы. Затем встать под солнечные лучики и сказать трижды такие слова:
После этого ритуала волосы будут быстрее расти, станут крепкими и блестящими.
Обряд, чтобы от болезней исцелиться 26 мая надо встать с восходом солнца и пойти на полянку, где насобирать девять разных трав, на которых еще лежит роса. Принести молча домой, положить их в емкость, предварительно перекрестив ее три раза. Затем представить болезнь, от которой хотелось бы избавиться, в виде кучи грязи. Мысленно «положить» ее под травы и сказать такие слова заклинания:
Теперь эти травы нужно заварить, гущу выкинуть под сухое дерево, а отвар выпить в течение дня 26 мая.
Mozilla/5.0 (compatible; YandexBot/3.0; +http://yandex.com/bots)
Чему учит христиан жизнь святой мученицы Гликерии
Несмотря на множество страданий и мучений, дева никогда не отрекалась от своей веры ни словом, ни мыслью. Во все тяжелые времена она обращалась к Господу с молитвой и словами благодарности.
Священники напоминают своим верянам о том, что святая мученица Гликерия, молитвой сокрушившая идола для прославления имени Божия, учит той истине, что молитва — это великое и священное дело, которое верующие должны совершать с вниманием, смирением, с верой и твердой надеждой получить просимое, как надеялась на помощь Божию и получила ее святая Гликерия. Все молящиеся знают, как тяжело при молитве удержать мысли от рассеянности
Однако бороться с невнимательностью необходимо непрестанно, помня о том, что:
Все молящиеся знают, как тяжело при молитве удержать мысли от рассеянности. Однако бороться с невнимательностью необходимо непрестанно, помня о том, что:
- невнимательной молитвой мы не умилостивим Бога, а прогневим, и к тому же радуем сатану, противника Божия и нашего;
- стоя на молитве, мы стоим вместе с ангелами, архангелами, херувимами и серафимами и беседуем с Богом;
- при каждом уклонении мысли от молитвы тотчас нужно возвращать ее к молитве, раскаиваться перед Богом и просить у Него помощи в укреплении внимания.
К вниманию на молитве необходимо присоединять и смирение. В молитве также необходима твердая уверенность в том, что Господь может исполнить то, что просим. Иметь такое упование — значит иметь твердую веру.
Однако, несомненно, стоит помнить о том, что просимое должно быть согласно с волей Божией и не вело бы к нашей погибели.
Мученика Вукашина Ясеновацкого
Память святого Вукашина. Отправлен в Ясеновацкий концлагерь для сербов, где был зверски убит палачом в 1943 году.
Палач требовал от Вукашина прославить своего начальника-фашиста, или он вырежет ему сердце. Мученик Вукашин ответил: «Дитя, делай свое дело!» Память святого 29 мая
Сербская Голгофа
Вук Вукашин был сербом, родился в конце XIX века. Когда в начале 1941 года в Сараево начался геноцид против сербов и жители стали оставлять город, ушел и Вук – хорватские фашисты (усташи) на его глазах вырезали всю его семью.
Но далеко уйти не удалось, Вука поймали и поместили в один из лагерей смерти, Ясеновац. Людей там не просто уничтожали в газовых камерах или расстреливали. Способы убийств здесь принимали столь патологические формы, что поражались бывалые немецкие нацисты. Всего в лагере Ясеновац было убито более 700 тысяч человек. Тысячи православных сербов погибли здесь за верность Православной Церкви. 29 мая и 13 сентября — день их памяти. Здесь в 1943 году был замучен и Вукашин.
Палач Жила Фригапович
В обстоятельствах гибели мученика Вука главный свидетель – палач. Он сам рассказал о казни доктору Неделько Недо Зецу, — после войны делился воспоминаниями, не дававшими жить.
Жила Фригапович получал наслаждение от смерти. Он убил тысячи сербов разными способами, и способы все время менялись, чтобы работа не приедалась. По собственному свидетельству доктору Зецу, Жила испытывал «блаженство», когда мучил, убивал или наблюдал за тем, как люди истекают кровью и стонут от боли. Очевидно, что он был садистом – человеком с больной душой, но людям рядом с ним от этого медицинского факта не было легче.
В день убийства Вукашина палачи поспорили на деньги — кто убьет больше заключенных. Жила значительно опережал других усташей: если они успели к тому времени убить по 300-400 узников, то Жила убил больше 1000 (отрезая уши, носы и выкалывая глаза).
Спокойный старик
В момент «высшего упоения» Жила Фриганович заметил одиноко сидящего старика, наблюдавшего за истязаниями без признаков ужаса или страха. Это спокойствие посреди ада вокруг поразило Жилу. «Его взгляд словно парализовал меня, я будто окаменел, и несколько секунд не мог шевельнуться. Потом взял себя в руки подошел к нему, чтобы узнать, кто он.
Он рассказал, что зовут его Вукашин, родом из села Клепац, что все его родные погибли от усташей, а его самого послали в Ясеновац. Он говорил об этом со спокойствием, которое потрясало меня намного сильнее, чем крики и стоны умирающих вокруг нас людей.
Когда я слушал старика, глядя в его глаза, во мне вдруг вспыхнуло неукротимое желание самыми жестокими, адскими пытками разрушить этот непостижимый покой, чтобы его страданием, стонами, мукой вернуть свое прежнее упоение кровью и болью.
Я вывел его из строя и приказал ему крикнуть: «Да здравствует Павелич! (лидер хорватских фашистов – прим. Ред.)», пригрозив отрезать ему ухо в случае неповиновения. Я отрезал ему ухо. Он не проронил ни слова.
Я снова приказал ему кричать: «Да здравствует Павелич!», пригрозив отрезать второе ухо. Он молчал. Я отсек ему другое ухо. «Кричи: “Да здравствует Павелич!” или лишишься носа!». Старик молчал.
В четвертый раз я приказал ему кричать те же слова под угрозой вырезать из его груди живое сердце. Он взглянул, как бы глядя сквозь меня, в какую-то бесконечность, и тихо, но отчетливо проговорил: «Дитя, делай свое дело!»
От этих слов я обезумел окончательно, бросился на него, выколол глаза, вырезал сердце, перерезал горло и ногами спихнул в яму. И тогда во мне будто что-то оборвалось. Я больше не мог убивать.
С тех пор нет мне покоя. Я стал пить все больше и больше, но даже в опьянении я слышу этот голос: «Дитя, делай свое дело!». И тогда я, наталкиваясь на стены домов, бегу по улицам, с криками сокрушаю и бью все, что попадается на пути, кидаюсь на кого попало. Ночью нет сна, лишь только наступит забытье, я снова вижу ясный взгляд старика и слышу это невыносимое: «Дитя, делай свое дело!»
Я превратился в комок ужаса и боли, я бессилен перед этим кошмаром. День и ночь преследует меня светлый безмятежный лик Вукашина из Клепца.
О любви к врагам
А мученик Вукашин до последней минуты сохранил мир – в себе и к своему врагу – не проклинал, не грозил, даже не проповедовал — ничем не нарушил воли «свободного» человека. Каждый делал то, что считал нужным. Последним действием Вукашина было крестное знамение, за которое убийца отрубил ему руку.
Единственным «оружием» Вука была заповедь Христа в действии – «Кто ударит тебяв правую щеку твою, обрати к нему и другую» — заповедь о которой столько споров и разночтений. Заповедь об остановке зла на себе, ответе на зло – добром, как это сделал Христос.
Сербская Церковь прославила мученика Вукашина в 1998 году, Русская Церковь внесла в Святцы в 2000.
Преподобного Михея Радонежского
Посвящен святому Михею — одному из первых учеников Сергия Радонежского. Видел явление Пресвятой Богородицы.
Ученик и келейник Сергия Радонежского (+ 1392; память 5/18июля и 25 сентября/8 октября). Под руководством великого старца, подвизаясь в простоте сердца, преподобный Михей достиг такой высокой степени духовной чистоты, что один из всех сподвижников Сергиевых удостоился присутствовать при посещении Матери Божией своего избранника.
Каждый день преподобный Сергий по совершении вечернего келейного правила пел акафист Пресвятой Богородице перед Ее иконой. Однажды ночью, после усердной молитвы к Матери Божией о своей обители, его святая душа ощутила приближение небесного явления, и он сказал своему келейному ученику преподобному Михею: «Бодрствуй, чадо: мы будем в сей час иметь чудесное посещение». Едва сказал он это, как послышался голос: «Се, Пречистая грядет!» Тогда старец встал и поспешно вышел в сени; здесь осиял его свет паче солнечного, и он узрел Преблагословенную Деву, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном Богословом. Матерь Божия обещала быть неотступной от места сего и всегда покрывать его. Вострепетал старец от страха и радости, а когда пришел в себя, то увидел ученика своего Михея лежащим на полу, как бы умершим; великий наставник мог видеть Царицу Небесную и слышать голос Ее, а ученик, пораженный ужасом, не в состоянии был видеть все, и видел только свет небесный. Когда преподобный Михей пришел в чувство, то, упавши к ногам преподобного Сергия, спросил:
«Скажи, отче, Господа ради, что это за чудное видение? Душа моя едва не разделилась от тела…». Но преподобный Сергий и сам еще не мог говорить от волнения дущевного, только лицо его цвело небесной радостью. «Подожди, чадо, — сказал он ученику, — и моя душа трепещет от этого видения». Когда, наконец, старец несколько успокоился, то послал преподобного Михея пригласить двоих благоговейных мужей из братии — Исаака молчальника и Симона экклесиарха. И все вместе совершили они молебное пение Богоматери. По древнему преданию церковному и записанному в Никоновой летописи, это небесное посещение было в пост Рождества Христова, в ночь с пятницы на субботу и, как думают, в 1384 году.
Кроткий ученик кроткого старца преставился еще при жизни своего аввы, 6 мая 1385 г. Мощи его почивают под спудом небольшой церкви, устроенной и освященной 10 декабря 1734 года в честь явления Богоматери преподобному Сергию, свидетелем чего удостоился быть преподобный Михей.
Мученика Александра Римского
Является днем памяти о святом Александре, который пострадал за христианскую веру в начале IV века, в годы правления императора Максимиана. Был военным, служил в полку трибуна Тивериана в Риме.
Святой мученик Александр пострадал за Христа в начале IV века. Он был военным, служил в полку трибуна Тивериана в Риме. Ему шел 18-й год, когда римской император Максимиан Геркул (284–305) издал приказ, чтобы все граждане в определенный день явились в загородный храм Зевса для принесения жертвы. Трибун Тивериан собрал своих воинов и приказал им идти на это празднество, но юноша Александр, с детства воспитанный в Христовой вере, отказался и объявил, что он не будет приносить жертву бесам. Тивериан, боясь за себя, донес императору Максимиану, что в его полку есть воин-христианин. За Александром сразу же были посланы воины. В это время Александр спал. Его разбудил Ангел, возвестивший юноше о предстоявшем ему мученическом подвиге и о том, что неотступно пребудет с ним во все время подвига. Когда воины пришли, Александр вышел к ним навстречу; лицо его сияло таким светом, что воины, взглянув на него, упали на землю. Святой ободрил их и просил выполнить данный им приказ. Представ перед Максимианом, святой Александр смело исповедал свою веру во Христа и отказался кланяться идолам, прибавив еще, что не страшится ни императора, ни его угроз. Император пробовал уговорить юношу обещанием почестей, но Александр остался твердым в своем исповедании и обличал императора и всех язычников. Начались истязания святого мученика, но он мужественно переносил страдания. Максимиан предал святого Александра во власть трибуна Тивериана, посланного императором во Фракию для мучения христиан. Мученика, скованного цепями, повели во Фракию. В это время Ангел Господень известил мать святого Александра Пимению о мученическом подвиге ее сына. Пимения нашла своего сына в городе Катаргене, где он предстал на суд перед Тиверианом и снова твердо исповедал себя христианином. Его подвергли истязаниям на глазах у матери, а затем связанного повели в дальнейший путь, за колесницей Тивериана. Мужественная Пимения упросила воинов разрешить ей подойти к сыну и воодушевила его к перенесению мук за Христа. Воины удивлялись стойкости святого мученика и говорили друг другу: «Велик Бог христианский!». Мученику несколько раз являлся Ангел, укрепляя его силы. Ночью Тивериану явился грозный Ангел с мечом, повелевая трибуну поспешно идти в Византию, так как приблизилось уже время кончины святого мученика. Тивериан продолжал свой путь с поспешностью. В городе Филиппополе Тивериан устроил очередной суд над святым Александром в присутствии собранных по этому случаю городских вельмож. На этом суде святой Александр остался также непоколебимым. Во время своего скорбного пути святой мученик неоднократно подвергался жестоким истязаниям, но, укрепляемый Богом, перенес все муки и сам подкрепил изнемогших от жажды воинов, испросив у Господа для них источник воды. Во время остановки в пути, святой мученик молился под деревом об укреплении его в страданиях, плоды и листья этого дерева получили целебную силу. У места, называемого Вуртодексион, святой вновь встретил свою мать Пимению, которая с рыданием упала к его ногам. Святой мученик сказал ей: «Не плачь, мать моя, утром следующего дня Господь поможет мне окончить подвиг». В городе Дризипере Тивериан вынес святому смертный приговор. Перед смертью святой мученик благодарил Господа за то, что Господь дал ему силы перенести все многочисленные истязания и принять мученическую кончину. Воин, который должен был исполнить казнь, просил у святого прощения и долго не решался поднять руку с мечом, так как видел Ангелов, пришедших за душой мученика. По молитве святого Ангелы стали невидимы палачу, и лишь тогда он отсек его святую голову. Тело святого было брошено в реку, но его извлекли из воды четыре пса и никого не допускали до тех пор, пока не пришла мать святого Александра Пимения. Она взяла останки своего сына-мученика и похоронила их с честью близ реки Еригоны. У гроба святого Александра сразу стали совершаться исцеления. Вскоре святой мученик явился во сне своей матери, утешил ее и сообщил, что вскоре и она переселится в Небесные обители.
Мученица Гликерия дева и с ней мученик Лаодикий, страж темничный
Святая мученица Гликерия пострадала около 177 г. во время гонений на христиан императора Антонина. Много страданий выпало на долю девы, но она так и не отреклась от Истинного Бога.
События происходили в первый год царствования императора римского Антонина, при управлении Грецией игемона Савина во фракийском городе Траянополе. В этом городе и проживала святая христианская девица, по имени Гликерия, дочь Макария, бывшего ранее римским анфипатом. Гликерия переселилась сюда из Рима вместе с родителями своими, а затем осиротела. Именно здесь сирота уверовала во Христа и присоединилась к христианам. Здесь же христианке пришлось перенести немало мук за свою веру.
После череды страшных истязаний Гликерия была брошена в темницу. Тюремный сторож Лаодикий, пораженный мужеством мученицы, уверовал во Христа и был обезглавлен. А вскоре и мученица Гликерия предала свою душу Богу. Ее останки были погребены епископом Дометием.
Тропарь воскресный 4-го гласа
Све́тлую Воскресе́ния про́поведь/ от А́нгела уве́девша Госпо́дни учени́цы/ и пра́деднее осужде́ние отве́ргша,/ апо́столом хва́лящася глаго́лаху:/ испрове́ржеся смерть,/ воскре́се Христо́с Бог,// да́руяй ми́рови ве́лию ми́лость.
Тропарь мученицы Гликерии девы, глас 4
Агница Твоя, Иисусе, Гликерия,/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя,/ да и живу с Тобою,/ но, яко жертву непорочную, приими мя, с любовию пожершуюся Тебе./ Тоя молитвами,/ яко Милостив, спаси души наша.
Кондак Недели о самаряныне, глас 8:
Ве́рою прише́дшая на кла́дязь самаряны́ня/ ви́де Тя прему́дрости во́ду,/ е́юже напои́вшися оби́льно,// Ца́рствие вы́шнее насле́дова ве́чно, яко присносла́вная.
Кондак мученицы Гликерии девы, глас 3
Деву любящи и Богородицу Марию,/ соблюла еси нетленно твое девство,/ любовию же ко Господу усердствовавши,/ пострадала еси мужемудренно даже до смерти./ Сего ради и сугубым тя, дево мученице, венцем венчает Христос Бог.
Преподобный Евфимий Новый
Преподобный Евфимий Новый происходил из Грузии и был княжеского рода. Называется Новым в отличие от св. Евфимия Великого, память которого 20 января. Воспитывался преподобный у деда, так как отец его, когда Евфимий был еще младенцем, удалился в монастырь в Константинополе. Скучая о своем сыне, дед отправился с внуком в Константинополь и умолял сына возвратиться домой. Сын не соглашался, не хотел отпускать от себя и Евфимия. Дело дошло до царя; царь сказал: «Пусть решит это Бог. К кому сам отрок пойдет, пусть и останется при том!» И отрок Евфимий, к удивлению всех, бросился к отцу. Отец облек сына в иноческие одежды. Жизнь юного инока под руководством отца была истинно подвижнической, так что стали относиться к нему с особенным уважением. Но это побудило смиренного Евфимия вместе с отцом удалиться на Афонскую гору, в лавру св. Афанасия. Здесь он был рукоположен в священники и, кроме иноческих подвигов, принял на себя труд перевода на грузинский язык некоторых из книг Священного Писания, святоотеческих творений и житий святых. Мало того, св. Евфимий на Афоне возобновил многие храмы, устроил больницы и таким образом возвеличил святую гору. По смерти Афанасия братья упросили его принять управление лаврой, а после того и всей горой. Но недолго жил св. Евфимий в лавре: по любви к уединению удалился он в пустыню. За свою святую жизнь прп. Евфимий удостоился дара чудотворения.Во время пребывания в Константинополе по делам Святой Горы преподобный однажды ехал на муле и, не сходя с него, хотел было подать милостыню; но мул испугался нищего, понесся по улице, и святой погиб. Это было в 1028 г. От мощей его исходили чудеса. Мощи Евфимия почивают в обители св. Иоанна Предтечи.
Какой сегодня праздник
Сегодня православный церковный праздник: * Священномученика Артемона, пресвитера Лаодикийского (303) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…Завтра: * Святителя Мартина исповедника, папы Римского (655) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…Ожидаются праздники:28.04.2023 — * Апостолов от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима (ок. 67) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…29.04.2023 — * Святых мучениц Агапии, Ирины и Хионии (304) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…30.04.2023 — * Священномученика Симеона, епископа Персидского, и с ним мучеников Авделая и Анании пресвитеров, Хусдазата (Усфазана) евнуха, Фусика, Азата, мученицы Аскитреи и иных многих 1250 (344). * Преподобного Акакия, епископа Мелитинского (ок. 435). ** Преподобного Зосимы, игумена Соловецкого (1478) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…
Мученик Александр
Мученик Александр был воином в римском войске под начальством Тибериана во времена императора Максимиана (в III в.). Император устроил праздник по случаю обновления языческого храма, и Александр, будучи христианином, не пошел на праздник, а остался дома. Император, узнав об этом и видя мужество и молодость Александра (ему было только 17 лет), сначала хотел ласково уговорить его отречься от Христа, затем, услышав отказ, страшно разгневался на него и приказал жестоко мучить. Господь помогал мученику переносить все мучения. Потом ему отсекли голову. Это было во Фракии. Тело его, брошенное в воду, чудесно извлечено оттуда и погребено родной матерью.
День ангела, 26 мая, мужские и женские имена
По церковному православному календарю 26 мая отмечается 14 именин: 11 мужских и 3 женских. Список именин поможет в выборе имени для мальчика или девочки, рожденных в этот день.
26 мая именины отмечают
Мужчины
Александр от древнегреческого имени Александрос: алекс — «защищать» и андрос — «мужчина», «человек»
Василий от древнегреческого имени Басилейос — «царский, царственный»
Гавриил от древнееврейского имени Габриэль — «сильный человек Бога, Божий воин»
Георгий от древнегреческого имени Георгиос, происходящее от георгос — «земледелец», «возделывающий землю»
Егор русский вариант древнегреческого имени Георгий — «земледелец», «возделывающий землю»
Ефим от древнегреческого имени Эутюмиос, происходящее от слова эутюмос — «доброжелательный, благосклонный, предвещающий добро»
Иван от древнееврейского имени Йоханан — «Яхве милостив» от древнеиудейского Иоанн — «помилованный Богом»
Макар от древнегреческого макариос — «благославенный», «блаженный», «счастливый»
Сергей от римского родового имени Sergius — «знатный», «высокий»
Тарас русская форма греческого имени Тарасиос — «бунтовщик», «мятежник», «смутьян», «беспокойный» от латинского слова taurus — «бык», «вол»
Ян польская, белорусская и древнерусская формы древнееврейского имени Йоханан — «Яхве милостив»
Женщины
Арина от древнегреческого имени Эйрене — «спокойствие», «мир», «покой»
Гликерия женская форма от Гликерий, происходящего от древнегреческого имени Глюкериос (от слова глюкерос) — «сладкий»
Ирина от древнегреческого имени Эйрене — «спокойствие», «мир», «покой»