Какой церковный праздник сегодня, 17 ноября, чтят православные христиане

Какой церковный праздник 17 марта 2023: что нельзя делать, что можно

Церковный праздник 17 марта: почитают благочестивого князя Даниила Московского

Даниил был четвертым сыном Александра Невского. Когда мальчику исполнилось два года, он потерял отца, а когда скончалась мать – это летопись умалчивает. Появился на свет будущий князь в 1261 году в городе Владимире.

В 1272 году он получил по разделу в свое владение Москву и прилегающие к ней земли. Он слыл человеком набожным и кротким, князь проводил очень миролюбивую политику и заботился о своих подданных.

Предшественники князя не очень умело управляли городом, потому что они думали только о собственной выгоде, а не о развитии владений. Владыка Даниил был человеком другого склада, он сам проверил налоговую систему и создал благоприятные условия для торговли. Благодаря князю Москва превратилась в торговый центр, к ней была проложена большая ордынская дорога. Также по приказу князя вместо деревянных церквей были сооружены каменные храмы.

В честь князя был назван монастырь, он считался его покровителем и многое сделал для обители и монахов. И несмотря на то, что князь слыл умелым полководцем, он предпочитал расширять свои владения мирным дипломатическим путем. Благодаря Переяславскому присоединению началось объединение земель русских. А Московское княжество в результате стало одним из самых могущественных в то время. В 1303 году князь тяжко захворал, в конечном итоге болезнь подкосила его силы и унесла владыку в могилу.

Преподобного Герасима Иорданского

В честь Герасима Иорданского родом из г. Ликии (Малая Азия). В 450 году он основал монастырь возле Иордана. Умер в 451 году.

Не каждая история может стать легендой, но те, что становятся, переживают века. И встают перед нами удивительные образы: ослепительные пески, опаленные солнцем монастырские стены, кувшины с водой, брошенные в пальмовой тени… И гордый лев, склонивший свою огромную голову к старцу, который ласково треплет его гриву. Этого старца звали Герасим, жил он в пятом веке нашей эры на берегу Иордана, и весь христианский мир почитает его как святого.

Преподобный родился в Ликии – древней стране, что располагалась когда-то на территории современной Турции, у побережья Средиземного моря. Его семья была зажиточной, но мальчик, получивший при рождении имя Григорий, с ранних лет жаждал не материальных, а духовных благ. Мысль о принятии монашества также пришла к нему рано. Сначала юноша удалился в египетскую пустыню, а позднее отправился на поклонение святым местам в Палестину, где и поселился на берегу Иордана.

К тому моменту подвижник уже давно принял монашество и носил имя Герасим. Как и всякий, кто вступает на путь богоискания, он пережил немало скорбей. Герасим стремился отдаться Богу всем сердцем и разумом, а потому находился в непрерывном духовном напряжении. Пройдя мучительный путь сомнений, испытаний и побед над собой, он основал в пустыне монастырь, который отличался строгостью устава.

Преподобного Герасима Вологодского

Приурочен Вологодскому чудотворцу Герасиму. Основал на реке Вологде храм и монастырь во Имя Пресвятой Троицы. Умер в 1178 году.

Святой Герасим родился в Киеве. С детства он помышлял о пути отшельника. Став послушником, а затем монахом в Гнилецкой обители, в семи километрах от города, он совершенствовался в добродетели под руководством опытных старцев монастыря.В 30 лет Герасим получил предложение стать священником. Сначала он из смирения отказался, но затем по настоянию братии дал согласие. Святой Герасим часто повторял слова Господа:

Он старался с каждым днем извлекать все больше пользы из дарованного ему и ежедневно приносил Бескровную Жертву со страхом Божиим и великим благоговением.

Горя желанием нести людям свет истины, он покинул Киев и отправился на север, в Вологодский край, тогда еще мало просвещенный светом Евангелия (1147). Достигнув небольшого селения с церковью Воскресения Христова, бывшего тогда на месте Вологды, Герасим поселился в глухом лесу, отделенном от селения Кайсаровым ручьем. Там он построил себе скромную келью и жил в ней в полном одиночестве, творя непрестанную молитву, денно и нощно восхваляя чудеса Господни пением псалмов.

Мало-помалу жители того края стали приходить к нему за молитвой и советом. Отдавая себе отчет в том, сколь слабы их познания в вере Христовой, святой Герасим принялся за постройку храма во имя Пресвятой Троицы, вокруг которого позднее образовалась обитель. Несмотря на противодействие местного землевладельца, святой упорно продолжал трудиться, усерднее постясь и молясь, и своими исполненными любви проповедями прививал местным жителям христианские добродетели и милосердие к ближним. Со временем некоторые из них сами предлагали благочестивому иноку помощь в возведении храма, другие просили позволения остаться и вести монашескую жизнь под его руководством. Так возник Свято-Троицкий Кайсаровский монастырь – первый в этих краях.

Святой Герасим скончался в 1178 году. Христиане с верой стекались к могиле преподобного Герасима, прося его молитвенного заступничества, и около нее неоднократно происходили случаи исцеления. Свято-Троицкий Кайсаровский монастырь на протяжении еще четырех веков привлекал к себе многочисленных паломников.

В 1612 году польские войска захватили эту область. Монастырь святого Герасима был разорен и остался лежать в руинах. Однажды святой явился во сне женщине, которая на протяжении двенадцати лет страдала слепотой. Он указал ей место, где в забвении лежали его драгоценные мощи, и попросил отслужить панихиду. Женщина, выполнив его просьбу, исцелилась. Монастырь тогда был восстановлен. В дальнейшем на могиле святого Герасима продолжали совершаться чудеса, связанные прежде всего с прозрением слепых.

Преподобного Иоанникия Великого

Праздник в честь святого Иоанникия (752-846 гг.), несшего 6 лет военную службу в войсках императора Льва IV, затем ставшего подвижником. Обладал даром пророчества.

17-го ноября по новому стилю православная Церковь отмечает память святого преподобного Иоанникия Великого. Святой родился в 752 году, был родом из Вифинийской страны. В юные годы Иоанникий пас скот и уже тогда прославился как мальчик кроткий, добрый, смиренный и терпеливый. Юноша с детских лет очень любил молиться. Часто он оставлял скот, осеняя его крестным знамением, и удалялся на весь день в уединенное место для молитвы.

По достижении совершеннолетия Иоанникий поступил на воинскую службу, где по началу продолжал хранить благочестие. Однако позже, служа в рядах императорского войска при правителе Льве Копрониме, впал в иконоборческую ересь. Сам император Лев был ярым противником иконопочитания.

Однажды, проходя близ Олимпийской горы, Иоанникия встретил старец-пустынник, обличивший воина в ереси. Старец, не зная Иоанникия, обратился к нему по имени и напутствовал:

Во время военной службы Иоанникий принимал участие в военных действиях. За особую храбрость император хотел наградить воина дарами и почестями, однако последний, вразумившись после общения со старцем, отказался от даров и самой службы и пожелал удалиться для уединения в пустыню.

Видя неготовность Иоанникия к столь великому подвигу уединения, игумен Авгарского монастыря посоветовал бывшему воину для начала пожить в монастыре. Иоанникий последовал благословению игумена. Только спустя два года он покинул монашескую обитель и удалился для уединения в Олимпийскую пустыню.

В Олимпийской пустыни он прожил три года в выкопанной глубокой пещере. Питался хлебом и водой, которые приносил подвижнику пастух. После трехлетнего отшельничества Иоанникий подвизался и в других монастырях, а дни своей земной жизни окончил в уединении на Трихалиновой горе.

Святой Иоанникий после раскаяния в иконоборческой ереси многих отвратил от нее, потрудившись в деле донесения для людей истин христианства. Многих людей преподобный исцелял посредством крестного знамения и молитв. Старец имел прозорливость: он предсказал смерть императору Никифору и его сыну, а также и свою собственную кончину.

Умер великий преподобный в возрасте 94 лет в 846 году. Часть его святых мощей по настоящее время находится на горе Афон.

В церковный праздник 17 ноября 2022 года христиане вспоминают о мучениках Никандре и Ермее

Традиционно 17 ноября в православном календаре обозначается как День памяти великомучеников Никандра, Ермея и епископа Мирского. Все они являются учениками апостола Павла, а также стали его последователями. О жизни мучеников истории известно мало. Согласно библейским преданиям, они путешествовали и помогли многим язычникам принять христианство и уверовать во Всевышнего.

Однажды о святых узнали и привели их к правителю Ливанию. Их начали уговаривать отречься от веры и поклониться языческим идолам. Их пугали и говорили, что если они не откажутся от Господа, то придется им пережить много мучений. Это не испугало святых и они остались верны Всевышнему. Тогда правитель издал указ пытать мужчин. Они пережили нечеловеческие муки.

Сначала их привязали к лошадям и волокли по земле, пока те не потеряли создание, забрасывали их камнями, в тела протыкали железными крюками, пекли в печи. Но все эти испытания им помог пережить Господь, поэтому святые оставались невредимы. Тогда правитель приказал забить в головы мужчин гвозди, пронзать ими сердце и живот и в таком виде бросить в яму и засыпать землей. Так и скончались святые. Свои жизни они отдали во имя Иисуса Христа и христианской религии.

Церковный праздник 17 марта: в этот день почитают Герасима Иорданского

В своем монастыре Герасим установил очень суровые правила. Его монахи по 5 дней в неделю проводили в одиночестве за молитвами и трудом, при этом они соблюдали строгий пост, им разрешалась есть пищу, приготовленную на огне только по выходным, а в другие дни они ели только хлеб и коренья.

По субботам и воскресеньям иноки собирались вместе, дабы отслужить литургию, а потом разбирали запасы хлеба, воды и кореньев, а также брали ветви финиковых пальм для того, чтобы из них плести корзины, и затем снова расходились по кельям.

Монахи одевали на себя ветхие лохмотья и ложились спать на рогожу. Дверь в келью у них никогда не запиралась даже на ночь, это делалось для того, чтобы каждый желающий мог туда войти, отдохнуть и взять все для себя необходимое.

Святитель Герасим был образцовым игуменом, он вел очень строгий и даже аскетический образ жизни, он ушел из жизни мирно. Будучи еще живым, он приручил одного льва, который помогал благочестивому монаху в делах насущных. Согласно легенде, лев умер прямо на могиле святого, и их похоронили рядом.

День участковых уполномоченных полиции в России

Работа участковых полиции считается одной из наиболее важных в системе органов внутренних дел

Ежегодно 17 ноября в России отмечается профессиональный праздник — День участковых уполномоченных полиции (День участкового), установленный приказом Министерства внутренних дел РФ № 868 от 6 сентября 2002 года, «в целях сохранения преемственности в работе участковых уполномоченных милиции, пропаганды и распространения положительного опыта и сложившихся традиций их деятельности, а также учитывая их существенную роль в реализации задач, выполняемых органами внутренних дел».

Дата 17 ноября для праздника выбрана руководством МВД России не случайно. Именно в этот день в 1923 году Народным комиссариатом внутренних дел РСФСР была утверждена «Инструкция участковому надзирателю». Этот нормативный правовой документ положил начало формированию института участковых в советской милиции.

В связи с реформой МВД 2011 года и реорганизацией милиции в полицию сотрудники МВД, работающие в должности участковых уполномоченных, стали называться «участковый уполномоченный полиции», а праздник соответственно переименован в День участковых уполномоченных полиции.

Во все времена развития Российского государства служба участковых уполномоченных занимала важное место в системе органов внутренних дел. Прототипами современного участкового были квартальный надзиратель, околоточный надзиратель, урядник, службы которых существовали до Октябрьской революции 1917 года

В 1923 году, как уже говорилось выше, началось формирование института участковых уполномоченных в советской милиции.

Приказом НКВД от 13 февраля 1930 года должности участковых надзирателей городов и сельских милиционеров, ведущих работу на участках, получили новое наименование — участковые инспектора милиции, а в 1939 году — участковые уполномоченные. В последующие годы структура данной службы претерпела изменения.

С 1993 года, в соответствии с указом президента России «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации», она была введена в состав милиции общественной безопасности, и должность вновь стала называться «участковый инспектор милиции». Но в 2000 году было утверждено новое название «участковый уполномоченный милиции». После реформы системы МВД 2011 года появилось современное название «участковый уполномоченный полиции».

Участковый уполномоченный полиции — должностное лицо полиции Российской Федерации, осуществляющее служебную деятельность, которая направлена на защиту прав граждан, проживающих на соответствующем административном участке, а также граждан, пострадавших от преступных посягательств на указанной территории.

Именно участковым уполномоченным принадлежит одно из ведущих мест в работе полиции с гражданами. В настоящее время в подразделениях МВД России служат более 48 тысяч участковых уполномоченных полиции, которыми ежегодно раскрывается каждое второе преступление по линии полиции общественной безопасности и около четверти преступлений по линии криминальной полиции. Под их контролем находится более 4 миллионов лиц, состоящих на профилактических учётах органов внутренних дел.

В сам же праздник руководство МВД России поздравляет своих подчиненных — участковых уполномоченных полиции, чья работа считается одной из наиболее важных в системе органов внутренних дел, и поощряет особо отличившихся на этом поприще, а также ветеранов, внесших большой личный вклад в укрепление правопорядка.

Поверья в церковный праздник 17 ноября 2022 года

В древние времена 17 ноября люди следовали поверьям, которые помогали им избежать беды и стать счастливыми. Например, в Еремин день нельзя было ничего выносить из дома, а также давать деньги взаймы, поскольку это может привести к несчастью.

Чтобы в жилище никакая нечисть не проникла, крестьяне вешали над дверьми подкову, а также рисовали крест мелом. А на подоконниках раскладывали ягоды рябины.

Защищали прадеды дом и с помощью змеиной кожи, которую те сбросили во время линьки.

Не рекомендуется в Еремин день гулять свадьбы, начинать новую работу, а также знакомиться с людьми. Считается, что все это никакой пользы не принесет.

Женщины, которые хотели, чтобы их мужья бросили злоупотреблять спиртными напитками, 17 ноября пытались не отпускать их из дома. Считалось, что в Еремин день все силы помогают мужчинам осознать свое поведение и начать новую жизнь.

Что касается снов, то видения, которые увидит человек в ночь на 17 ноября, нужно запомнить. Если следовать этому сну, то можно будет многого достигнуть в жизни. Правда, будут во сне и вещи, которых стоит избегать.

Рожденные 17 ноября, согласно поверьям, являются людьми с сильным характером. Жизнь зачастую у них не легкая. На пути обязательно будут встречаться сложности, а чтобы достичь успеха, нужно приложить много усилий.

Поверья и традиции, связанные с 17 марта

Согласно поверьям, 17 марта в родные края возвращались грачи из теплых стран, поэтому крестьяне старались за ними наблюдать. Если же птицы возвращались на старые гнезда, то посев можно было начинать через три недели, так как к этому времени должен растаять весь снег. А когда грачи вновь покидали свои гнезда, это могло означать, что зима еще задержится, но, правда, ненадолго.

По традициям, в этот день в народе избавлялись от кикимор, их выпроваживали из домов, потому что от них много вреда. Они разбивали горшочки и другую посуду, пугали скотину, общипывали кур и гусей, также они могли испортить рукоделие. Обычно кикимора могла запутать все нитки или даже поджечь кудель, но дабы этого избежать, домохозяйки крестили свою работу и крестились сами.

Ерема — сиди дома

Священномучеников Никандра епископа Мирского, и Ермея пресвитера.

Празднование памяти святых Никандра и Ермея – учеников апостола Тита. Приняли мученическую смерть за веру в Христа при императоре Ливании.

Святые священномученики Никандр, епископ Мирский, и Ермей пресвитер (I), ученики последователя и сподвижника первоверховного апостола Павла святого апостола Тита (память 25 августа), были рукоположены им в священный сан. Подвизаясь в неустанных пастырских трудах, святые многих язычников обратили ко Христу. За это они были схвачены и приведены на допрос к градоначальнику Ливанию.

Ни уговоры, ни угрозы властей не склонили святых мучеников отречься от Христа. Тогда Ливаний приказал их пытать. Лютые, нечеловеческие муки вынесли святые: их, привязанных к коням, волокли по камням, тела их рвали железными крючьями, бросали в горящую печь. Господь помог им вынести то, что человек своими силами вынести не может. Под конец мучители пронзили головы и сердца святых гвоздями и, бросив их в яму, засыпали землей.

Блаженного Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого

Считается днем памяти святого Симона родом из г. Юрьевца Поволжского. Обладал даром прозрения. Праздник в его честь установлен в 1635 году.

Блаженный Симон родился в XVI веке в деревне Братской Костромского уезда. С юных лет он избрал подвиг юродства Христа ради. Симон жил в лесах и круглый год носил одну одежду – ветхое рубище. Затем его приютил священник из деревни Елнати. Симон собирал для местных жителей хворост и сучья, не требуя взамен никакого вознаграждения и терпеливо перенося при этом насмешки и унижения. Через пятнадцать лет святой перебрался в город Юрьевец, на берег Волги. Там он жил на паперти церкви Богоявленского монастыря, проводя большую часть времени в молитвах.

Блаженный совершил множество чудес и пророчеств. Так, им был предсказан пожар в городе, прекратившийся по его же молитве. В другой раз его видели идущим прямо по водам Волги. 4 ноября 1584 (или 1586) года в город прибыл новый воевода Федор Петелин. Блаженный предстал перед ним и так разгневал вельможу смелостью и прямотой речей, что тот в ярости велел бить юродивого батогами и бросить в погреб. Там святой Симеон вскоре умер, не вынеся жестокого наказания.

На похороны юродивого собралось множество людей, и даже неправосудный воевода раскаялся в злодеянии. В 1619 году при строительстве новой церкви мощи Симона были подняты и узнаны благодаря происшедшему от них исцелению больной женщины. С тех пор почитание его как святого год от года распространялось в народе, к его могиле стекалось множество паломников, и так умножались происходившие на ней чудеса. В 1635 году Церковь признала почитание блаженного Симона.

День борьбы за свободу и демократию в Чехии

Прага, вид на Старый город (Фото: Brykaylo Yuriy, Shutterstock)

17 ноября в Чехии отмечается государственный праздник — День борьбы за свободу и демократию (Den boje za svobodu a demokracii). С этой датой связаны события, произошедшие в 1939 и 1989 годах. Осень 1939 года была отмечена первым массовым выступлением против оккупации Чехословакии нацистами.

28 октября 1939 года в Праге студенты вышли на демонстрацию для того, чтобы вспомнить и отметить годовщину образования Чехословацкого государства. Однако, подразделения оккупантов разогнали демонстрацию, при этом был застрелен студент медицинского факультета Ян Оплетал (Jan Opletal). 15 ноября 1939 года, в день похорон юноши, на улицы снова вышли сотни людей. Похороны переросли в новую демонстрацию. Немецкие подразделения вновь разогнали людей, десятки демонстрантов были арестованы.

Апогеем всеобщего напряжения стало 17 ноября, когда гестаповцы и эсэсовцы рано утром окружили студенческие общежития. Более 1200 студентов были арестованы и заключены в концлагерь. Девятерых студентов и активистов студенческого движения казнили без суда в застенках тюрьмы в пражском районе Рузине. По приказу Гитлера все чешские высшие учебные заведения были закрыты. Этот день вписал трагическую страницу в историю чешского народа — с 1946 года дата 17 ноября стала отмечаться как Международный день студентов.

17 ноября 1989 года, в день 50-й годовщины сопротивления пражских студентов, около 75 тысяч граждан — студенты, актеры, диссиденты, в том числе и будущий президент Вацлав Гавел — собрались в районе Альбертов-Вышеград в Праге. Демонстрация была жестоко разогнана властями коммунистической Чехословакии. На следующий день по всей стране прошла буря протестов.

Мемориальная доска в память о тех событиях

19 ноября в Драматическом клубе было создано общественно-политическое движение «Гражданский Форум», которое объединяло все независимые инициативы, представителей церквей, художественных союзов и других граждан, добивающихся изменения режима. «Гражданский форум» выразил поддержку генеральной стачке 27 ноября и предложил начать диалог с государственной властью о снятии с руководящих должностей всех государственных деятелей, особенно тех, кто способствовал вводу в страну войск Варшавского договора в 1968 году, об освобождении политических заключенных, о предоставлении свободы слова и печати средствам массовой информации, и о наказании виновных в жестоком разгоне студенческих демонстраций 17 ноября. 27 ноября состоялась всеобщая забастовка.

Все эти события представляли собой начало последующих демонстраций, выступлений, переговоров и забастовок и вошли в историю как «бархатная революция», в результате которой в Чехословакии пал коммунистический режим, и в стране постепенно начала развиваться демократия.

Законом № 167/1990 Sb. день 17 ноября был объявлен государственным праздником — Днем борьбы студентов за свободу и демократию, а в 2000 году переименован в День борьбы за свободу и демократию.

Мемориальная доска с надписью «17.11.1989» установлена на одном из зданий на Народной улице в центре Праги, откуда осенью 1989 года началась «бархатная революция» в Чехословакии. С самого утра 17 ноября сюда приходят люди, приносят свечи и цветы.

День национального возрождения Азербайджана

Площадь Свободы в Баку (Фото: Ramil Aliyev, Shutterstock)

Ежегодно 17 ноября в Азербайджане отмечается важный праздник — День национального возрождения (азерб. Milli dirçəliş günü), который празднуется на государственном уровне, но в настоящее время не является выходным днём.

В 1988 году в этот день на площади Ленина (сегодня — площадь Свободы) в Баку начались первые бессрочные массовые митинги протеста против политики центральных властей бывшего Союза в отношении нагорно-карабахского конфликта, впервые прозвучали призывы к выходу Азербайджана из состава СССР.

Постепенно митинг перерос в мощную беспрецедентную политическую акцию. По некоторым оценкам, в те дни на площади собирались примерно полмиллиона человек.

22 ноября в Баку был введен комендантский час, и стянуты большие силы советских войск. Но данные действия правительства не остановили митинг.

Через несколько дней площадь была оцеплена силами внутренних войск, стянутыми в Баку из мест дислокации в разных местах СССР. В ночь с 3 на 4 декабря, применяя силу войск и бронетехнику, митингующие были разогнаны, многие из которых (около 400 человек) были впоследствии арестованы.

Для азербайджанцев День национального возрождения символизирует начало национально-освободительного движения, в результате которого Азербайджан в 1991 году стал независимым государством.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Алипаф
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: