Проповеди
Св. Василий Великий. Беседа на день святых четыредесяти мучеников
Из проповеди, произнесенной 22 марта 2003 года Схиигуменом Авраамом (Рейдманом), духовником Ново-Тихвинского монастыря г. Екатеринбурга:
Что же помогло им это сделать? Что было в них такого, чего нет в нас? Сама история дает нам объяснение, в особенности история страданий сорока мучеников Севастийских. Мы видим, что, после того как они показали свое долготерпение, вдруг появился сверхъестественный Божественный свет, осиявший их и даже согревший воздух. Но главное – не то, что согрелись воздух и вода, в которой находились мученики, но то, что благодать Божия, этот Божественный свет проник в их души, в их сердца и как бы воссиял внутри них самих, тем самым сделав их способными к сверхчеловеческому мужеству.
Благодать Божия дала им силы вытерпеть то, что превышает возможности не только обыкновенного человека, но даже и какого-нибудь особенно твердого духом и, как бы мы сейчас сказали, сильного волей человека. Именно благодать Божия делает нас способными совершить нечто сверхъестественное. Она помогает нам вытерпеть все скорби, которые враг наш, дьявол, уготавливает нам, чтобы заставить свернуть с истинного пути. Иногда это действительно страшные скорби, какие постигли, например, мучеников Севастийских или новомучеников и исповедников российских, пострадавших в недавнее время. Но иногда дьявол незаметно мелкими скорбями и неприятностями, не требуя от нас явного отречения от Христа, тем не менее, заставляет нас вести себя не по-христиански. Мы же, недооценивая значения этих как будто бы незначительных происшествий, много и часто погрешаем – и на деле, как это ни прискорбно, как это ни страшно звучит, являемся отступниками.
Мы постоянно предаем евангельские заповеди, вменяя их ни во что, однако почему-то думаем, что если бы на нашу долю выпало какое-нибудь особенное испытание, вроде того, какое пришлось вытерпеть сорока мученикам Севастийским, то мы проявили бы твердость, потому что сознавали бы, что здесь речь явно идет о спасении или погибели, об исповедании Христа или отречении от Него. Но многих дьявол искушает именно мелочами – мелкими, ничтожными, незначительными происшествиями, легкими скорбями, маленькими соблазнами. Мы же не заботимся о том, чтобы в нас всегда была благодать Божия, не приобретаем ее усиленной молитвой, покаянием и тщательным исполнением своего христианского долга, то есть участием в богослужениях, постами и так далее.
Мы пренебрегаем понуждением себя к исполнению заповедей, пребываем в нерадении, небрежении и беспечности. Таким образом, мы теряем ту благодать, которую получили в Таинстве Крещения, которую получаем в Таинствах Исповеди и Причащения, и потому оказываемся бессильными перед бесчисленными кознями дьявольскими. Сейчас они мелкие, но кто знает, что будет завтра?
13 апреля 2023 православный праздник — Чистый четверг
13 апреля православная церковь отмечает Чистый четверг. Так называется в народе четверг Страстной недели — последней перед Пасхой. Официальное название праздника: Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери. На Руси в Чистый Четверг христиане вспоминают такие евангельские события, как тайная вечеря, молитва Иисуса о чаше в Гефсиманском саду, предательский поцелуй апостола Иуды и арест Спасителя. Название Чистого Четверга говорит само за себя — это день чистоты во всех отношениях. Чистыми должны быть жилища, наши тела и души. Ведь в этот день сам Христос омыл ноги своим ученикам, показав пример смирения и чистоты.
Чудеса, связанные с Поясом Пресвятой Богородицы
Исцеление от бесплодия — еще одно чудо, ставшее возможным благодаря Поясу. По сей день в Ватопедском монастыре отшивают копии Великой святыни и надевают на пояса женщин, страдающих невозможностью выносить и родить младенцев. Результат — в монастыре есть книга с отзывами счастливых родителей, чье счастье бегает теперь рядом с ними.
Это лишь часть из огромного списка чудес, которые произошли во все времена его существования.
В России в настоящий момент есть возможность прикоснуться к святыне и загадать исполнение самых заветных желаний. Это можно сделать в Москве (храм Ильи-пророка) и в Санкт-Петербурге, в Казанском соборе.
Стихи
Песня Светланы Копыловой:
В армянском городке с названьем Севастия
Была дружина в сорок человек.
Они таких побед в сражениях достигли,
Каких ещё не знал четвёртый век.
Но славою друзья гордиться не привыкли,
Неся достойно званье Христиан…
Вдруг в город, как чума, язычество проникло,
На воинов другой имея план.
Языческим богам отряд не поклонился,
И жертву приносить никто не стал.
Схватили их тогда и бросили в темницу, —
В темнице отреклись чтоб от Христа.
Но к Господу они с молитвою усердной
Воззвали, укрепил их чтобы Он…
Вдруг слышат глас с Небес:
— Кто до конца претерпит,
Тот будет в жизни будущей спасён.
Ни лесть, ни кандалы и ни битьё камнями
Решения не изменили их,
Тогда в морозный день
С них всю одежду сняли
И повели на озеро нагих.
А там, на берегу, топилась жарко баня,
Теплом душистым воинов маня,
И вот один из них не вынес испытанья
И тяжкий Крест на баню променял.
Когда же стал мороз губительным для тела, —
С Небес пролился яркий свет рекой:
Он растопил весь лёд,
Вода вдруг потеплела
И стала как парное молоко.
Когда же Небеса их светом одевали,
В ту ночь один из стражников не спал,
И золотых венцов у них над головами
Он только тридцать девять насчитал.
И вмиг прозрев душой, взлелеял он надежду
Спастись с дружиной подвигом одним,
Он стражу разбудил,
Сорвал с себя одежды
И к воинам примкнул сороковым.
Мучители, поняв, что толку не добиться,
Им перебили голени тогда
И, водрузив тела святых на колесницы,
Решили их сожжению предать.
А самый молодой из мучеников смелых —
Его в дружине звали все «сынок» —
Один ещё дышал,
И жизнь боролась в теле
Со смертью, что скосила целый полк.
Родная мать его молила не страшиться,
Чтоб до конца он в вере пребывал,
И на руках своих несла за колесницей,
Пока последний вздох он не издал.
Подвижников сожгли, останки бросив в воду,
Чтоб христиане не собрали их,
И много ко Христу
Пришло тогда народу,
Воспламенившись подвигом святых.
Но вот, спустя три дня, епископ, как воочью,
Во сне увидел мучеников рать,
Блаженному Петру они велели ночью
Собрать останки и земле предать.
Взяв клириков с собой,
Сквозь темень шёл блаженный,
Не зная, как искать ему и где…
Но у самой воды вдруг замер, пораженный:
Все косточки светились на воде.
Епископ, помолясь, собрал благоговейно
Честные мощи воинов Христа…
По их примеру мы да не впадём в безверье
Под тяжестью несомого креста!
О Поясе Пресвятой Богородицы
13 сентября (31 августа по старому стилю) является последним днем в году по церковному календарю, и также посвящен Пресвятой Богородице, в этот день празднуют Положение честного пояса.
По старинным преданиям, пояс был соткан Святой Марией из шерсти верблюда самостоятельно. Как говорится в источниках, пояс был передан святому апостолу Фоме в день Успения, в знак благодарности за верность Господу.
Пояс много лет кочевал по свету. Сначала он хранился в Иерусалиме, после — в Константинополе, где святыня, сохранившаяся от времен жития Богородицы, хранилась в ковчеге под золотой печатью. На этом ковчеге отражалась дата — 31 августа, и именно благодаря этому событию появился праздник.
Пояс был распечатан через несколько столетий, и послужил спасением жене императора Льва Мудрого, правившего в 886-911 годы. После того, как врачи пытались испробовать все возможные методы лечения и ничего не помогало, было принято решение вскрыть пояс Богородицы. В тот момент, казалось, веровать оставалось только в Чудо. И оно свершилось. Приложив пояс на больную, спустя некоторое время болезнь отступила. После выздоровления пояс был расшит золотом и вновь запечатан, а праздник стал отмечаться с еще большей торжественностью.
Спустя несколько веков, в Х веке, Пояс разделили, и его части оказались в Грузии, Болгарии и на Кипре. В XIX веке святыня была прислана Российскому императору Александру I в подарок от дочери царя Грузии, но император вернул реликвию обратно, усыпав драгоценными камнями ковчег. При возвращении святыни Александр I дал поручение возвести церковь из камня, в которой будет храниться Пояс, и поручение было выполнено. По сей день он находится в Грузии, в кафедральном соборе Влахернской иконы Божией Матери.
Кроме того, части Пояса хранятся в кафедральном соборе святого Стефана города Прато (Италия), в Иерусалиме, в храме Илии Пророка в Москве, в Казанском соборе (Санкт-Петербург) и в сирийском городе Хомс.
Положение честного пояса Пресвятой Богородицы
Положение честного пояса Пресвятой Богородицы было в 408 г. Кроме Своей ризы, Пресвятая Богородица оставила верующим еще Свой пояс; он был передаваем между верующими, как и риза, по преемству от одного к другому в Иерусалиме. Император Аркадий, сын Феодосия Великого, получив пояс из Иерусалима, положил его в Константинополе. Позже, вследствие общественных бедствий, пояс был взят из Константинополя в г. Зилу в Каппадокии, но при императоре Иустине снова был принесен в Константинополь. От него исходили чудеса. Часть пояса находится на Афоне, в Ватопедском монастыре, в кресте, другая часть — в Трирском монастыре, на Западе.
День памяти
День памяти 40 мучеников Севастийских всегда приходится на 22 марта. Когда это – субботний или воскресный день, служится обычная литургия. А если день будний – Преждеосвященных Даров. (см. Типикон).
40 мучеников Севастийских Фреска храма Пресвятой Богородицы Асину, Кипр, XII век. Фрагмент. Фото Марии Черкашиной/ippo.ru
Что касается трапезы, то ради празднования святым Устав (исторически предназначенных для монахов) позволяет вкушать вареную пищу с растительным маслом. Однако, если праздник придет на среду – день сугубого поста, воспоминание предательства Христа Иудой – то в церковных календарях стоит указание, что это день «сухоядения», то есть употребления холодной и не вареной пищи. Отметить праздник стоит молитвой, посещением служб, а не «утешением на трапезе», как называет Устав послабления пощения. А послабление до вареной пищи с маслом Устав переносит на вторник.
Священномученик Киприан Карфагенский
Священномученик Киприан был епископом в Африке, в Карфагене, жил в первой половине III в. Сын богатого сенатора, знаменитый ученый, он до 40 лет был язычником и предавался роскоши и всевозможным удовольствиям. Приняв крещение по убеждению одного пресвитера, он совершенно изменился: начал подвизаться в посте и молитве, раздавать богатство бедным и изучать Священное Писание. Сам он называл причиной такой перемены благодать святого крещения. За благочестивую жизнь он вскоре был поставлен пресвитером, а через год и епископом.
В это время Декий объявил гонение на христиан, и св. Киприана потребовали на смерть. По внушению божественного откровения, для пользы карфагенской паствы, он скрылся и посредством писем из своего уединения неутомимо руководил ею: клиру давал должные распоряжения, слабых в вере убеждал к подвигам, а крепких утешал и предохранял от гордости. Особенно он заботился о тех, кто из боязни мучений отрекся от Христа. Сначала с такими людьми поступали очень строго: их отлучали от Церкви и принимали обратно только при условии тяжелого публичного покаяния. Были даже такие учителя, которые утверждали, что совсем не должно принимать падших. Но святой Киприан ослабил строгость, принимая ходатайства за них исповедников, т.е. пострадавших за веру, и сердечное раскаяние их самих. При св. Киприане возник вопрос, как принимать в Церковь еретиков, и он выступал на соборах за обязательное повторное крещение (впоследствии постановили крестить только тех из еретиков, которые крещены неправильно — не во имя Святой Троицы).
Киприан Карфагенский — епископ Карфагена и искусный богослов, основные сочинения которого посвящены осмыслению вопросов отступничества и раскола. Создатель канонического учения о единстве церкви и её иерархической структуре. Называвший своим учителем Тертуллиана, Киприан провёл в Карфагене три собора, в ходе которых возобладало его суждение о том, что «тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь». Единство церкви, по Киприану, выражается не в суждениях некого «епископа епископов», а в соборном согласии епископов, в равной мере наделённых благодатью Святого Духа и самостоятельных в управлении своей паствой. Тягчайшими грехами Киприан считал апостасию (отступничество) и схизму (раскольничество).
Какой сегодня праздник
Сегодня православный церковный праздник: * Священномученика Артемона, пресвитера Лаодикийского (303) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…Завтра: * Святителя Мартина исповедника, папы Римского (655) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…Ожидаются праздники:28.04.2023 — * Апостолов от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима (ок. 67) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…29.04.2023 — * Святых мучениц Агапии, Ирины и Хионии (304) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…30.04.2023 — * Священномученика Симеона, епископа Персидского, и с ним мучеников Авделая и Анании пресвитеров, Хусдазата (Усфазана) евнуха, Фусика, Азата, мученицы Аскитреи и иных многих 1250 (344). * Преподобного Акакия, епископа Мелитинского (ок. 435). ** Преподобного Зосимы, игумена Соловецкого (1478) и другие святые, имена которых вспоминаем в этот день…
Церковные православные праздники 13 апреля 2023
Список церковных праздников, дней памяти святых и православных святынь, отмечаемых сегодня:
- 13 апреля 2023 православный праздник — Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери (Чистый четверг)
- 13 апреля 2023 день памяти святого Ипатия Гангрского, священномученика (ок. 326)
- 13 апреля 2023 день памяти святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца (1461)
- 13 апреля 2023 день памяти святителя Иннокентия, митрополита Московского (1879)
- 13 апреля 2023 день памяти святого Аполлония, пустынника Египетского, преподобного (IV)
- 13 апреля 2023 день памяти святого Авды, еп. Персидского, и Вениамина диакона, священномучеников (418-424)
- 13 апреля 2023 день памяти святого Ипатия, игумена Руфианского, преподобного (ок. 446)
- 13 апреля 2023 день памяти святого Ипатия целебника, Печерского, преподобного (XIV)
- 13 апреля 2023 день памяти святого Прп. Филарета Глинского, преподобного (1841)
- 13 апреля 2023 день памяти святого Иоанна Блюмовича, пресвитера, священномученика (1938)
Что можно делать 13 апреля 2023 православным
- 13 апреля христиане отмечают Чистый четверг. В этот день среди верующих принято причащаться Святых тайн — в некоторых храмах в Страстные Пятницу и Субботу уже не причащают.
- В этот день также есть традиция обращаться с молитвами к святому Ипатию Гангрскому. Ему молятся женщины, у которых никак не получается зачать ребенка. Святой посылает долгожданную беременность и легкие быстрые роды. Также Ипатия Чудотворца люди просят в молитвах об избавлении от пагубной привычки – пьянства.
- В праздник Чистый четверг можно наводить порядок. Самой известной практикой этого дня является традиция купания до восхода солнца. Таким образом, после предыдущих 3 дней, посвященных уборке, верующие смывают с себя энергетику этих хлопот и настраиваются на духовное.
- 13 апреля можно начинать подготовку к пасхальному столу: покупать или печь куличи, окрашивать яйца.
- Мыться, стричься, крестить ребенка, посещать кладбище для уборки — можно. Запретов на этот счет нет.
Молитвословия
40 мученикам, в Севастийском озере мучившихся
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери и святых сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся:
Кириона, Кандида, Домна, Исихия, Ираклия, Смарагда, Евноика, Уалента (Валента), Вивиана, Клавдия, Приска, Феодула, Евтихия, Иоанна, Ксанфия, Илиана, Сисиния, Ангия, Аетия, Флавия, Акакия, Екдикия (Екдита), Лисимаха, Александра, Или́я, Горгония, Феофила, Дометиана, Гаия, Леонтия, Афанасия, Кирилла, Сакердона, Николая, Уалерия (Валерия), Филоктимона, Севериана, Худиона, Мелитона и Аглаия помилуй нас, Аминь.
Тропарь, глас 1
Боле́зньми святы́х, и́миже о Тебе́ пострада́ша,/ умоле́н бу́ди, Го́споди,/ и вся на́ша боле́зни исцели́,/ Человеколю́бче, мо́лимся.
Ин тропарь, глас 1
Страстоте́рпцы всечестни́и,/ во́ини Христо́вы четы́редесяте,/ тве́рдии ору́жницы,/ сквозе́ бо огнь и во́ду проидо́сте/ и Áнгелом согра́ждане бы́сте,/ с ни́миже моли́теся Христу́ о и́же ве́рою хва́лящих вас./ сла́ва Да́вшему вам кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему вас,// сла́ва Подава́ющему ва́ми всем исцеле́ния.
Ин тропарь, глас 3
Страстоте́рпцы Христо́вы четы́редесяте,/ во гра́де Севасти́йстем му́жественно пострада́вшии,/ чрез огнь и во́ду проше́дшии,/ в поко́й ве́чный вше́дшии,/ моли́теся о нас ко Го́споду,/ да жизнь ми́рну сохрани́т/ и ду́ши на́ша спасе́т, я́ко Человеколю́бец.
Кондак, глас 6
Все во́инство ми́ра оста́вльше,/ на Небесе́х Влады́це прилепи́стеся,/ страстоте́рпцы Госпо́дни четы́редесять,/ сквозе́ огнь бо и во́ду проше́дше, блаже́ннии,/ досто́йно восприя́сте сла́ву с Небе́с// и венце́в мно́жество.
Величание
Велича́ем вас,/ страстоте́рпцы святи́и четы́редесяте, в Севасти́йстем е́зере му́чившиися,/ и чтим честна́я страда́ния ва́ша,/ я́же за Христа́/ претерпе́ли есте́.
Молитва святым сорока мученикам Севастийским
О, святии славнии страстотерпцы Христовы четыредесяте, во граде Севастийстем мужественно за Христа пострадавшии, чрез огнь и воду прошедшии и в покой Царствия Небеснаго вшедшии, со Ангелы и всеми святыми светло ликовствующии! Вы, яко друзи Христовы, имате велие дерзновение ко Пресвятей Троице ходатайствовати о роде христианском, наипаче же о почитающих и призывающих вас с верою и любовию. Темже и мы, святую память вашу празднующе, тепле взываем: испросите нам у щедраго Господа прощение согрешений наших вольных и невольных, да остающее время земнаго жития нашего поживем в покаянии и творении заповедей Божиих, всегда памятствующе смерть и суд праведный, егда воздано будет коемуждо по делом его. Вы бо, славнии мученицы, в воинстем чине за имя Христово крепко и единодушно подвизастеся и души своя за Него усердно положисте, помозите убо и нам пребыти твердыми и непоколебимыми в вере православной. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом ваших святых молитв сохранени будем от всех зол даже до последняго дне и часа скончания нашего, и тако прославим о вас Всесвятое достопокланяемое имя Вседетельныя Троицы, Отца и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Советуем почитать:
- Свт. Василий Великий. О святых Севастийских мучениках
Празднование
Память святых 40 мучеников во всех древнейших месяцесловах относилась к кругу наиболее чтимых праздников и памятей святых. По Уставу в состав службы им входит 2 канона. В день их памяти облегчается строгость поста — разрешается вкушать вино и даже елей и предписывается непременно совершать Литургию Преждеосвященных Даров.
Тропарь Севастийским мученикам
Страстоносцы всечестнии, воины Христовы четыредесяте, твердии оружницы: сквозе бо огнь и воду проидосте, и Ангелом сограждане бысте. С ними же молитеся Христу о иже верою хвалящих вас: слава Давшему вам крепость, слава Венчавшему вас, слава Подавающему вами всем исцеления.
«Всеславные страстотерпцы, мужественные бойцы, сорок воинов Христовых, вы прошли сквозь огонь и воду и стали согражданами Ангелов. С ними молитесь Христу о тех, кто воспевает вас: слава Давшему вам твердость, слава Увенчавшему вас, слава Тому, кто подает всем исцеления по вашим молитвам».
Кондак
Все воинство мира оставльше, на Небесех Владыце прилепистеся, страстотерпцы Господни четыредесять, сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии, достойно восприясте славу с Небес и венцев множества.
Стихира
Пророчески убо вопияше Давид во псалмех: проидохом сквозе огнь и воду, и извел ны еси в покой. Вы же, мученицы Христовы, самеми делы слово исполняюще, проидосте сквозе огнь и воду и внидосте в Царство Небесное. Темже молитеся, четыредесяте суще страдальцы, даровати нам велию милость.
Почитание
Дабы христиане не устроили «культа» мучеников, тела их сожгли, кости – бросили в реку. Тогда случилось еще одно чудо: верующие, по явленному епископу видению, смогли найти сожженные мощи и собрать их. Святость угодников Божиих была несомненна, чудеса – явны всем, так что их почитание началось сразу по кончине:
- в Константинополе было по крайней мере 8 храмов святых;
- а на Руси уже в первые десятилетия по Крещении появились первые храмовые фрески их изображающие – причем в Софийском соборе «стольного града», Киева.
Сорок мучеников севастийских. Собор святой Софии, Киев, Украина Фреска крещальни. XI в. Собор Святої Софії в Києві: . К.: Мистецтво, 2001
Дни ангела и именины в сентябре
Родители часто задумываются, какое имя выбрать для ребенка. Ведь считается, что это может повлиять на дальнейшую судьбу маленького человека. Христиане, в память о подвиге святых, которые переносили мучения и лишения ради просвещения людей, часто называют детей по святцам. Смотрят по календарю, какой святой родился в этот день, и выбирают имя. Считается, что этот святой будет покровителем ребенка на всю жизнь.
Однако бывают дни, в которых мало, либо совсем отсутствуют женские имена. Или же все имена такие редкие и архаичные, что их не принято использовать в современном мире. Тогда родители дают ребенку другое имя.
Именинники в сентябре:
1 сентября | АВГУСТ, АГАП, АНДРЕЙ, КАЛЛИСТРАТ, ПИТИРИМ, ТИМОФЕЙ, ФЕКЛА, ФЕОФАН |
2 сентября | АГАФОН, АДЕЛИНА, АФИНОДОР, АХИЛЛ, ВИКТОР, ГАЙ, ДЕМЕНТИЙ, ДОМЕТИАН, ЕВСТАФИЙ, ЕПАФРОДИТ, ЗОИЛ, ИЗОТ, ЛУКИЙ, ЛИОДОР, МАКСИМ, МЕМНОН, НЕОФИТ, НИКОН, НИТ, ОР, ОРИОН, ПАНТЕЛЕИМОН, ПАРФЕН, САВИН, САМУИЛ, САТУРНИН, СЕВЕР, СИЛЬВАН, СТРАТОН, ТИМОФЕЙ, ХРИСАНФ, ЭРОС |
3 сентября | АВРААМИЙ, АГАП, АЛЕКСАНДР, АНИКИЙ, ВАССА, ДОРОФЕЙ, ЕФРЕМ, КОРНИЛИЙ, ПИСТ, САБИНА, ФАДДЕЙ, ФЕОГНИЙ |
4 сентября | АГАФОНИК, АКИНДИН, АНФИСА, АРИАДНА, АФАНАСИЙ, ЕВЛАЛИЯ, ЗЕНОН, ИЗОТ, ИРИНИЙ, НЕОФИТ, ОР, РОЗА, РОЗАЛИЯ, СЕВЕРЬЯН, ФЕЛИКС, ФЕОДОРА, ФЕОПРЕПИЙ |
5 сентября | ЕВТИХИЙ, ЕЛИЗАВЕТА, ИРИНИЙ, КАЛЛИНИК, ЛУП, ФЛОРЕНТИЙ |
6 сентября | АРСЕНИЙ, ГЕОРГИЙ, ЕВТИХИЙ, МАРТИРИЙ, ПЕТР, СИРА, ТАТИОН |
7 сентября | ВАРСИС, ВАРФОЛОМЕЙ, ЕВЛОГИЙ, ЕПИФАН, ИВАН, МИНА, ПРОТОГЕН, РЕГИНА, РЕНАТ, СИНКЛИТИКИЯ, ТИТ |
8 сентября | АДРИАН, АТТИК, НАТАЛИЯ, СИСИНИЙ |
9 сентября | АНФИСА, КУКША, ЛИВЕРИЙ, ОСИЯ, ПИМЕН, САВВА |
10 сентября | АГАФОН, АММОНИЙ, АНАТОЛИЙ, АННА, АРСЕНИЙ, АФАНАСИЙ, ГЕРОНТИЙ, ГРИГОРИЙ, ДЕМИД, ДЕНИС, ЕЗЕКИЯ, ЕФИМ, ЗАХАР, ЗЕНОН, ИЛАРИОН, ИНЕССА, ИОВ, ИОСИФ, ИПАТИЙ, ИУЛИТТА, КАРЛ, КАСЬЯН, КВИНТИЛИАН, ЛАВРЕНТИЙ, ЛЕОНТИЙ, ЛУКЬЯН, ЛОГИН, МАКАР, МАРДАРИЙ, МАРТИРИЙ, МЕРКУРИЙ, МОИСЕЙ, НЕСТОР, ПАВЕЛ, ПАНКРАТ, ПАФНУТИЙ, ПИМЕН, ПИОР, ПАИСИЙ, РУФ, САВВА, СИЛЬВАН, СИСОЙ, СОФРОН, ТИТ, ФЕДОР, ФЕОДОСИЙ, ФЕОФИЛ |
11 сентября | АНАСТАСИЙ, ИВАН |
12 сентября | АЛЕКСАНДР, АНИКИЙ, АРСЕНИЙ, АФАНАСИЙ, ГАВРИИЛ, ГРИГОРИЙ, ДАНИИЛ, ДЕНИС, ЕВЛАЛИЙ, ЕВСТАФИЙ, ЕФРЕМ, ИВАН, ИГНАТИЙ, КОРНИЛИЙ, ЛЕОНИД, МАКАР, НИКОДИМ, ПАВЕЛ, САВВА, СПИРИДОН, ФАНТИН, ФЕДОР, ФЕРАПОНТ, ХРИСТОФОР, ЯКОВ, ЯНУАРИЙ |
13 сентября | ВАСИЛИСК, ГЕННАДИЙ, ДИАДОХ, КИПРИАН |
14 сентября | АИФАЛ, АММОНИЙ, АНГЕЛ, ГЕРМОГЕН, ЕВАНФИЯ, ЕВОД, ИИСУС, КАЛЛИСТА, МАРФА, МЕЛЕТИЙ, СЕМЕН |
15 сентября | АЛЬФРЕД, ДЕМИД, ЕВТИХИАН, ЕВТИХИЙ, ЛЕОНИД, МАМАНТ, РУФИНА, ФЕДОР, ФЕДОТ, ФИЛАДЕЛЬФ, ФИЛИПП, ЮЛИАН |
16 сентября | АНИКИЙ, АНФИМ, АРИСТИОН, ВАСИЛИСА, ВИТАЛИАН, ГОРГОНИЙ, ДОМНА, ДОРОФЕЙ, ЕФИМ, ЗЕНОН, ИВАН, ИНДИС, КОНСТАНТИН, МАРДОНИЙ, МИГДОНИЙ, ПЕТР, ФЕОКТИСТ, ФЕОФИЛ, ФИВА, ХАРИТОН |
17 сентября | АММОНИЙ, АФАНАСИЙ, ВАВИЛА, ДОНАТ, ЕВТИХИЯ, ЕППОЛОНИЙ, ЕРМИОНИЯ, ИОСАФ, КИОН, МОИСЕЙ, ПРИЛИДИАН, УРВАН, ФЕДОР, ФЕОДУЛ, ЮЛИАН |
18 сентября | АВДЕЙ, ВЕВЕЯ, ГЛЕБ, ДАВИД, ДЕНИС, ЕВВЕНТИЙ, ЕЛИЗАВЕТА, ЗАХАР, ИРАИДА, МАКСИМ, МЕДИМН, РАИСА, САРВИЛ, УРВАН, ФЕДОР, ФИВЕЯ, ФИФАИЛ |
19 сентября | АВИВ, АМАЛИЯ, АНДРЕЙ, АРХИПП, ДАВИД, ЗЕНОН, КИРИАК, КИРИЛЛ, МАКАР, МИХАИЛ, РОМИЛ, ФАУСТ, ФЕКЛА, ФЕОКТИСТ |
20 сентября | ЕВОД, ЕВПСИХИЙ, ЕВТИХИЙ, ИВАН, ЛУКА, МАКАР, ОНИСИФОР, САВВА, СЕРАПИОН, СОЗОН |
22 сентября | АННА, АФАНАСИЙ, ИОСИФ, МАРИН, НИКИТА, РУФ, РУФИНИАН, СЕВЕР, СЕВЕРЬЯН, СТРАТОНИК, СТРАТОР, ФЕОДОСИЙ, ФЕОФАН, ХАРИТОН |
23 сентября | АНДРЕЙ, АПЕЛЛИЙ, КАЛЛИНИК, КАСЬЯН, КЛИМЕНТ, ЛУКИЙ, МИНОДОРА, МИТРОДОРА, НИМФОДОРА, ПАВЕЛ, ПЕТР, ПУЛЬХЕРИЯ |
24 сентября | ГЕРМАН, ДЕМИД, ДИДИМ, ДИМИТРИАН, ДИОДОР, ДМИТРИЙ, ЕВАНФИЯ, ЕФРОСИН, ЗЕНОН, ИСИДОР, ИЯ, ЛЕВ, РОМАН, СЕРГЕЙ, ФЕОДОРА |
25 сентября | АВТОНОМ, АЛЬБЕРТ, АФАНАСИЙ, ВАССИАН, ДАНИИЛ, МАКЕДОН, НИКОДИМ, СЕМЕН, ТАТИОН, ФЕДОР, ФЕОДУЛ, ЮЛИАН |
26 сентября | ВАЛЕРИАН, ГОРДИАН, ЕРОФЕЙ, ИЗОТ, ИЛЬЯ, КОРНИЛИЙ, КРОНИД, ЛЕОНТИЙ, ЛУКЬЯН, МАКРОВИЙ, ПЕТР, СЕЛЕВКИЙ, СЕРАПИОН, СТРАТОНИК, ЮЛИАН |
27 сентября | ИВАН |
28 сентября | АКАКИЙ, ВАЛЕРИАН, ВИССАРИОН, ГЕРАСИМ, ИВАН, КЛЕМЕНТИНА, ЛЕОНИД, МАКАР, МАКСИМ, МАРИЯ, НИКИТА, ПЛАКИЛЛА, ПОРФИРИЙ, СТЕПАН, ФЕДОТ, ФИЛОФЕЙ |
29 сентября | ВИКТОР, ДОРОФЕЙ, ЕВВИОТ, ЕФИМИЯ, КИПРИАН, ЛЮДМИЛА, МЕЛИТИНА, ПРОКОПИЙ, РЕНАТ, СЕВАСТЬЯНА, СОСФЕН |
30 сентября | АГАФОКЛИЯ, ВЕРА, ЗЕНОН, ИЛЬЯ, ЛУКИЯ, ЛЮБОВЬ, МИРОН, НАДЕЖДА, НИЛ, ПАТЕРМУФИЙ, ПЕЛЕЙ, СОФЬЯ, ТОМ, ФЕОДОТИЯ |