Какой церковный праздник сегодня, 1 марта 2023, отмечают верующие

Церковные православные праздники в апреле 2023 года

Календарь церковных праздников по дням месяца

Как не обижаться и прощать, советы священников

Православные священники в день Прощеного воскресенья напоминают своим прихожанам о важности прощения. Конечно, в мире людям трудно не конфликтовать, но некоторые шаги помогут православному отпускать обиды и не носить в себе злобу

Шаги, которые помогут прощать своих врагов и обидчиков

  • Не заведи себе врага
  • Конфликтуя, не переходи на личности
  • Предай обидчика Богу
  • Отойди с миром
  • Если злость не проходит, забудь о своем враге
  • Молись за врагов своих
  • Уклонись от зла, сотвори благо

Многие священники отмечают, что в большей части всерьез и искренне простить не получается, ведь мы все с человеческой гордыней и редко с ней можем справиться. И поэтому надо признать в себе это и перестать мучить и насиловать свою душу, требуя от нее непосильного. А молитва за человека, в которой мы хотя бы через собственное «не хочу и не могу» желаем ему мира, нам по плечу.

Молитва за тех, кто нас обидел

Может быть, это прозвучит неожиданно, но враг в наших добрых делах нуждается даже больше, чем друг. Делание добра врагу имеет огромный смысл как для нашей собственной души, так и для отношений с нашим обидчиком.

Значение для современных христиан

Давно утратило актуальность иконоборчество – в том виде, каким оно когда-то было в Византии, с репрессиями, казнями, пытками. Но современные верующие, по большей части – православные в первом поколении, нуждаются в укреплении веры, поддержке среди мирских бурь и множества «совопросников века сего», ставящих под сомнение тот или иной догмат – будь то Воплощение Спасителя или икона.

Вот почему так важно слышать это торжественное:

«Сия́ ве́ра апо́стольская, сия́ ве́ра отече́ская, сия́ ве́ра правосла́вная, сия́ ве́ра вселе́нную утверди́.Еще́ же Собо́ры святы́х оте́ц и их преда́ния и писа́ния, Боже́ственному Открове́нию согла́сная, прие́млем и утвержда́ем…»

И эту «вечную память» тем, кто уже окончил свою дорогу в Царстве Небесном – где Христос в свое время ждет и нас.

Наталья Сазонова

Посмотреть на Яндекс Маркете

Блендер для кухни Strive For Greatness /для быстрого приготовления смузи. Максимальная мощность
5000 Вт
Емкость кувшина —
2.5 л.
9-ти уровневая регулировка скорости.

Посмотреть на Яндекс Маркете

Блендер COMFEE CF-BL9001
Мощность -500 Вт
2 скорости.
Емкость -1,5 л. Дополнительные насадки-измельчитель, кофемолка

Посмотреть на Яндекс Маркете

Погружной блендер Comfee CF-BL801
Компактный, недорогой, но мощный помощник. Максимальная мощность
1200 Вт
2 скорости
Насадки — венчик для взбивания, измельчитель
В комплекте-мерный стакан

Посмотреть на Яндекс Маркете

Погружной блендер VITEK VT-3407, белый. Кухонный помощник серии Экономкласс. Не самая маленькая мощность — 800 Вт — для коктейлей, пюре и смузи — более чем достаточно

Советуем почитать:

  1. Карташев А.В. Вселенские Соборы.

Заговенье на Великий пост, что стоит об этом знать православным

Заговенье это последний день перед началом многодневного поста, когда в последний раз можно есть скоромную пищу (мясо, молоко, яйца, животные жиры и др.). Заговенье бывает перед одним из четырёх главных православных постов.

Перед Великим постом проходит два заговенья: сначала на мясо в мясопустное воскресение, перед Сырной седмицей (Масленицей); а затем на все другие скоромные продукты в Прощёное воскресение. Кроме этого, в этот день родные и близкие обязательно должны попросить у друг друга прощения за все принесенные на протяжении всего года тяготы и огорчения. В этот день православным христианам разрешено проводить поминание и ходить на кладбище, чтобы проститься с усопшими.

Стоит напомнить и о том, что православным в этот день посещение храма обязательно. В этот день на Литургии читается отрывок Мф 6:14–21, в котором Христос говорит о необходимости прощать всех. Ключевая идея — тоска по раю, который был утрачен людьми после грехопадения Адама.

После вечерни (в приходской практике иногда этот чин совершают после Литургии) совершается чин прощения: подобно древним монахам люди просят друг у друга прощения за все обиды, чтобы с мирной душой войти в пост. Последний раз поется 136-й псалом. В текстах службы отчетливо звучит напоминание о цели предстоящего поста — встрече Пасхи. На вечерне все священники переоблачаются в одеяния черного цвета.

Прощеное воскресение, как празднуют русские православные

Хочется сразу отметить интересный факт — праздник Прощеного воскресения отмечается многие века только у православных и греко-католиков. Остальные христиане этот праздник обходят стороной.

Накануне Великого поста, в праздник Прощеного воскресенья, на вечернем богослужении в русских храмах и церквях совершается Чин прощения. Настоятель храма или церквушки говорит напутственное слово перед Великим постом, кланяется прихожанам и просит у них прощения. Затем все священнослужители и прихожане просят друг друга простить их.

Обычаи русских православных христиан

  • В праздник Прощеное воскресенье принято посещать могилы, а также заказывать поминание за усопших на Литургии и панихиде.
  • В этот день принято посещать богослужение, исповедоваться во грехах, причащаться.
  • При взаимном прощении целовались трижды, отсюда праздник получил народное название «целовальник».
  • Прощения просят младшие перед старшими.
  • Трапезничали в Прощеное воскресение семь раз (столько недель входит в Великий пост), а после последней трапезы остатки еды оставляли на столе до следующего дня. Такой обряд, по мнению людей, обеспечивал весь следующий год достаток и благополучие в доме.

Смысл празднования в Великий пост

Так как соборное решение было принято в первый воскресный день Великого Поста 843 г. (тогда это было 11 марта), тем же постановлением была учреждена и память об этом событии, которая стала приходиться всегда н этот день – но, так как Великий Пост зависит от даты Пасхи, которая разнится год от года, то и Торжество Православия отмечается в разные дни.

Несмотря на Великий пост, цвет облачения священнослужителей в День Торжества Православия может быть не только фиолетовым, но и желтым. Золотой цвет – символ Церкви, Торжества Православия, которое утверждалось трудами святых епископов.(фото Ижевской епархии)

Смыслом праздника долгое время было утверждение догмата о честных иконах, затем – воспоминание о победе над бывшей прежде ересью.

Сейчас актуальность празднования определяется этим лишь отчасти:

  • конечно, и сегодня существуют отвергающие «идолов» протестантские деноминации, и воскресный день становится для многих православных задуматься о значении иконы, может быть, взять в руки книги церковных историков, русских философов, посвященные им;
  • вместе с тем, многие современные пастыри говорят, что смысловое содержание дня – намного шире; речь идет об утверждении истины христианской веры в противовес всем заблуждениям и ересям вообще – от первых веков Церкви даже до наших дней.

Вот как говорит об этом митрополит Антоний Сурожский:

«Мы празднуем сегодня день Торжества Православия; но мы должны помнить, что мы празднуем Божию победу, победу истины, победу Христову над всеми слабостями человеческого уразумения. Это не торжество нас, православных, над другими вероисповеданиями и другими людьми; это победа Божия над нами и, через нас, сколько ни есть в нас света, над другими».

Поверья на 1 марта

Одной из главных традиций христианских верующих на протяжении сотен лет было наблюдение за погодными условиями. Таким образом, православные люди создавали определённые приметы и поверья. Многие из них сохранились и в современности и стали широко использоваться людьми. Так, существуют не только классические приметы на каждый день, но и те поверья, которые относятся к конкретному дню в календаре.

Существует несколько примет и поверий, привязанных к дате церковного празднования:

  • если 1 марта весна сразу стала тёплой, выглянуло солнце и растаял снег, то погоде верить не стоит. Считается, что она обманет, и в любой момент снова станет зимней;
  • погода будет хорошей и солнечной на протяжении нескольких дней, если облака высоко в небе плывут;
  • если в день 1 марта увидеть во сне золото или деньги, значит в доме будет царить благополучие;
  • сон, пришедший посреди дня, вероятнее всего, в скором времени сбудется.

Согласно поверью, 1 марта каждого года христианам следует во время купания постоянно произносить имя врага или недоброжелателя. Считается, что после этого он перестанет появляться на пороге и навсегда оставит в покое человека.

Интересные факты из истории

Первым, кто совершил особый чин торжественного восстановления иконопочитания, стал Патриарх Мефодий Константинопольский. Вот как описывает его известный церковный историк начала XX в. А.В.Карташев:

«Царица предложила святейшему патриарху Мефодию известить и собрать всех православных митрополитов, архиепископов, игуменов, клириков и мирян, чтобы пришли в Великую Церковь Божию с честными крестами и святыми иконами в первое воскресенье святого Поста.

И когда бесчисленное множество народа собралось, приходит и сам царь Михаил со святой и православной матерью своей Феодорой и со всем синклитом… соединившись со святым Патриархом, вместе двинулись от алтаря со святыми иконами и честным крестом и святым евангелием и пошли с литией до ворот дворца, так называемых Кентавриевых. И после долгой молитвы и сокрушенного многоплачевного и умиленного взывания Κύριε ελέησον возвратились во святой храм для совершения божественной таинственной литургии с великой радостью и торжеством…».

Чин Торжества Православия

Впоследствии стал складываться особый богослужебный чин – воспоминание о торжестве православия над ересями:

  • если первые десятилетия речь шла только об иконоборчестве, то уже в XII-XIV вв. в молитвословия начинает добавляться утверждение также других догматов, утвержденных Вселенскими Соборами;
  • кроме того, с течением времени появилась еще и анафема – церковное отлучение, которое произносилось на древних и новых еретиков, раскольников.

Традиции

В разных странах, куда приходило христианство, перенимали и византийский чин, дополняя его в соответствии с местными реалиями. Так возникали местные традиции. Например, в России богослужение неоднократно дополняли в части возглашаемых анафем.

Среди анафематствованных в разное время можно было услышать имена Степана Разина, Григория Отрепьева, протопопа Аввакума, многих других. Наконец, в 1869 г. чин был еще раз переработан: из него исчезли имена конкретных людей, осталась только общая анафема еретиков и раскольников, а также противников православного царства.

До 1917 г. русский Чин содержал 12 «анафем», обращенных на:

  • отрицающих существование Бога, бессмертие души, не верующим в Страшный Суд;
  • неправо исповедующих Святую Троицу, догматы о Воплощении Христа, о Богородице;
  • отвергающих церковные Таинства;
  • отвергающих богоданность царской власти, поднимающих бунты;
  • не принимающих Вселенские Соборы.

А завершало анафематствование отлучение отвергающих иконы.

Существенные изменения претерпел чин в советские и последующие годы:

  • после 1917 г. было запрещено провозглашать анафемы – действительно, под них, по сути, подпадали безбожные власти страны; дополнительных проблем добавляло то, что «анафема» понималась светскими властями как однозначное «проклятие», хотя она – лишь констатация того факта, что то или иное учение или жизненная позиция человека не соответствует христианству, и исповедание верности Христу; это влекло репрессии;
  • в 1990-е гг. священноначалие установило произносить анафемы лишь тогда, когда чин совершает епископ; это также вызвано тем, что в современном секуляризованном мире анафема как утверждение церковной позиции также воспринимается как противопоставление Церковью себя остальной части общества, может спровоцировать резкую реакцию;
  • именно ввиду этого на практике сейчас не соблюдается даже установление 1990-х: анафемы или не произносятся вовсе, или сильно сокращаются.

Житие праведной Мариамны

Исторические данные гласят, что праведная Мариамна жила на земле в 1 веке. Она приходилась родной сестрой апостола Филиппа. С самого детства девушку воспитывали по всем христианским правилам.

В молодом возрасте праведная Мариамна дала обет девства, а затем приняла решение отправиться в странствия вместе со своим родным братом и его единомышленником, апостолом Варфоломеем. Вместе они распространяли свои религиозные убеждения на северо-западной части Малой Азии.

Не во всех городах праведную Мариамну вместе с её спутниками встречали доброжелательно. Однако в некоторых местах они пользовались особенной популярностью.

Так, довольно успешным оказалось путешествие в город Иераполь. Представители его полностью отказались от поклонения языческим идолам, а также выгнали за пределы города ранее боготворимую служительницу святилища. Противился распространению христианства только начальник города.

Начальник города Иераполь, узнав о том, что на его территориях прекратилось поклонение языческим идолам, приказал схватить проповедников. Так, праведную Мариамну, её брата, апостола Филиппа, и святого Варфоломея заключили в темницу.

Спустя определенный промежуток времени брата христианской верующей казнили. За это начальника города Иераполь и других язычников с этих территорий наказал Господь. Они провалились под землю.

Отмечается, что свидетелями случившегося чуда оказались многие жители города Иераполь. Тогда они приняли решение освободить апостола Варфоломея и праведную Мариамну. С тех пор женщина продолжила распространять христианскую веру по всему миру, скончалась она в преклонном возрасте.

Ярилин день, Ярило 1 марта

В средневековой Руси март начинался Ярилиными днями. От Ярилы земля прогревалась – «ярилась». Ярило – языческий бог солнца и плодородия древних славян. К нему тянется всё живое, чтобы окрепнуть, набраться сил и дать рост.

Про этот день говорили: «Ярило – с вилами». Это означало, что Ярило на свои вилы (солнечные лучи) вздевал зиму и начинал её прогонять. Наступала пора крестьянских работ: «Пришел Ярило, берись, мужик, за вилы».

В Ярилин день беременные женщины старались на солнышке погреться, чтобы набраться силы выносить здорового и крепкого духом ребенка. Рано утром они поднимались на горку и смотрели на восходящее солнце. А повитухи в доме топили полуденный снег, талой водой умывали лицо и мыли в ней руки, чтобы чистыми принять ребенка.

Если ночью выпадал снег, матери отправляли ребятишек расчистить дорогу к колодцу, да мостики на реке и пруду. Верили, что это принесет детям здоровья, а в дом – счастье.

По поверью, в этот день Ярило отмыкает Землю и выпускает росу, что способствует бурному росту трав. Если благоприятствовала погода, то 1 марта совершался торжественный выгон на пастбище скота – на Ярилину росу. Скот пасли до тех пор, пока роса спадет. Крестьяне катались по полям, веря, что чудодейственная роса поможет им стать здоровыми и сильными.

1 марта считается одним из самых тяжелых дней в году, потому что именно в этот день апостол Иуда Искариот наложил на себя руки. Знахари на Ярилу заговаривали от самоубийства людей, одержимых этой мыслью, а ещё делали очистку для семей, в которых были самоубийцы, чтобы тяжесть греха не отразилась на родных и близких.

1 марта до восхода солнца читают заговор, оберегающий кровный род от греха руконаложения.

Как проходит служба в храме

Таким образом, в настоящее время Чин в приходских храмах (если это не архиерейское богослужение) выглядит так:

  • по окончании литургии воскресного дня духовенство выходит на средину храма; после молитв Св. Троице, которые именуются «обычным началом» всякого чина, диакон произносит ектению о мире и благополучии Христовой Церкви;
  • затем читаются Апостол и Евангелие этого дня, посвященные утверждению веры; по их окончании звучит особая иерейская молитва;
  • затем, во время еще одной ектении, возглашается «Вечная память» всем отцам Вселенских Соборов и поборникам православия, в том числе – на Руси;
  • наконец, возглашается многолетие действующему церковному священноначалию, поставленному блюсти православную веру.

Чин Торжества Православия в храме. Фото: Покровская епархия

А завершается песнью, создание которой приписывают свт. Амвросию Медиоланскому: «Тебе Бога хвалим…». Так Церковь благодарит Христа – своего Главу, за возможность хранить истинную веру, преданную отцами.

Евангельские чтения

Во время Чина читаются:

  • отрывок из Послания к Римлянам Апостола Павла; ученик Христов просит своих духовных детей остерегаться «производящих разделения и соблазны»;
  • фрагмент из Евангелия св. Матфея; эти слова Христа напоминают об ответственности пастырей за духовное состояние и спасение их пасомых, «малых сих», а также о том, что и каждый верующий своей жизнью исповедует веру в Бога, дает пример людям – худой или добрый:

«Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. Та́к, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих».

Песнопения первого воскресенья Великого поста

Одно из главных – прокимен, который диакон несолькок раз возглашает «возвышенным гласом». Это стих из псалма 76:

В нем – основная тема Чина, прославление благости и величия Господа, сохраняющего Своих чад в правой вере среди всех мирских бурь.

 Торжество Православия

  1. По 50-м псалме:
    Слава, глас 8: Покая́ния отве́рзи ми две́ри, Жизнода́вче, / у́тренюет бо дух мой ко хра́му свято́му Твоему́, / храм нося́й теле́сный весь оскверне́н: / но я́ко щедр, очи́сти / благоутро́бною Твое́ю ми́лостию.

    И ныне, Богородичен: На спасе́ния стези́ наста́ви мя, Богоро́дице, / сту́дными бо окаля́х ду́шу грехми́, / и в ле́ности все житие́ мое́ ижди́х: / но Твои́ми моли́твами / изба́ви мя от вся́кия нечистоты́.

  2. Таже, глас 6: Поми́луй мя, Бо́же, / по вели́цей ми́лости Твое́й, / и по мно́жеству щедро́т Твои́х, / очи́сти беззако́ние мое́.

    Мно́жества соде́янных мно́ю лю́тых помышля́я окая́нный, / трепе́щу стра́шнаго дне су́днаго: / но наде́яся на ми́лость благоутро́бия Твоего́, / я́ко Дави́д вопию́ Ти: / поми́луй мя, Бо́же, / по вели́цей Твое́й ми́лости.

    Тропарь Недели Торжества Православия, глас 2

    Пречи́стому Образу Твоему́ покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же;/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на крест,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Тем благода́рственно вопие́м Ти:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш,\ прише́дый спасти́ мир.

    Кондак Недели Торжества Православия, глас 2

    Неопи́санное Сло́во Отчее,/ из Тебе́, Богоро́дице, описа́ся воплоща́емь:/ и оскве́рншийся о́браз в дре́внее вообрази́в,/ Боже́ственною добро́тою смеси́./ Но испове́дающе спасе́ние,\ де́лом и сло́вом, сие́ вообража́ем.

Икона праздника

Ее основные черты сложились к XIVв., когда празднование уже было осмыслено, как утверждение не только догмата иконопочитания, по православной веры вообще. Тем не менее, на иконах можно видеть именно историческое событие, легшее в основу Чина Торжества Православия.

Образ делится как бы на две части:

  • в верхней – царица Феодора и свт. Мефодий, предстоящие образу Богородицы с Младенцем; рядом с ними – великие отцы, утверждавшие почитание икон, например, прп. Феодор Студит;
  • внизу – еще один образ, икона Христа, которую держат прп. Феодор и Феофан Начертанные, страдальцы за иконы (на их лицах еретики выжгли оскорбительные слова, отсюда и прозвание), другие угодники Божии, подвизавшиеся против ереси в VIII в.; их изображение помещено внизу, так как их стояние за иконы стало как бы фундаментом для утверждения догмата.

Верхняя часть иконы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Алипаф
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: