Как правильно поминать усопших: молитва
Поминовение усопших у католиков
У католиков, в большинстве своем, принято поминать усопших на 3-й, 7-й день и на 30-й после кончины. В эти дни католики производят заказ на Заупокойную мессу. Эти дни являются памятными из Библейских соображений. Также есть мнение, что эти обычаи берут свое начало еще в дохристианской вере. У них также отмечается и година смерти. То есть через год родные собираются вместе и идут на могилу к усопшему родственнику, и чтят там его память.
Есть и универсальный день у католиков, когда им можно поминать всех усопших без исключения. Этот день приходится ежегодно на 2 ноября. В этот день стоит посетить церковь для молитв за упокоение души всех усопших родных. Также надо сходить и на кладбище, где тоже следует прочесть молитву. Это лучше всего делать не в одиночку, а со священником.
Если у католика не было возможности помянуть усопших и помолиться за отпущение их грехов пред Господом 2 ноября, то он может сделать это и в любой день до 8 ноября. Сходить на кладбище и в церковь также позволяется со 2-го по 8-е ноября.
Теперь вы знаете, как следует поминать усопших, и какую молитву можно прочесть перед образом Господа за упокоение души умершего родственника. Также вы ознакомились и с поминальными днями у католиков и китайцев.
Почему необходимо молиться об усопших
Когда человек умирает, родственники надеются на хорошую загробную участь для него. Но сказать точно, куда попала душа усопшего не может никто. Молитва за покойников – огромная помощь для них. Находясь в ином мире, усопшие не могут творить добрых дел, которые могли бы повлиять на их участь здесь. Но это могут делать родные, оставшиеся на земле.
Молясь за умерших, родственники, в первую очередь, продолжают отношения с ними. У Бога нет мертвых, христиане верят, что их близкие, перешедшие в мир иной, живы. Веруют православные и в то, что по молитвам на земле, Господь простит и помилует души людей, умерших во грехе. Можно вымолить человека из ада, но для этого придется очень хорошо постараться.
Поминая умерших, люди облегчают их загробную участь
Молиться можно и дома, но особенно важно делать это в церкви. Молитва за упокой, равно как и за здравие (о живых) способна творить чудеса
Молитва вдовца
Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имя), в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей (имя), и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Аминь.
Панихида по усопшим как особая заупокойная служба
Что такое панихида? Когда служится? Такие вопросы закономерно возникают среди людей, потерявших своих близких. Для молитвенного поминовения усопших в Православной Церкви имеется особая поминальная служба — панихида. Она совершается в значимые для почившего христианина дни. Согласно Апостольским Постановлениям, такими днями считаются — 3-й, 9-й, 40-й, годовщина смерти.
Также особыми днями поминовения усопших являются Вселенские родительские субботы, Радоница.
Но панихида может совершаться не только в вышеуказанные дни. Во многих храмах она служится по окончании Литургии (например, еженедельно по воскресным дням). Основное содержание заупокойной службы — это моление Господа об отпущении грехов умершего христианина. С православной точки зрения до Страшного Суда возможна перемена участи усопших. Святые Отцы свидетельствуют, что даже души грешников можно вымолить, избавить от мучительного состояния. Усопшие уже не принесят покаяние Господу. Отпущения грехов они могут получить только посредством молитв живых за них. Поэтому и совершаются заупокойные службы.
Очередность написания имен в поминальной записке
В верхней строчке поминальной записки должно находиться имя самого старшего умершего родственника. Завершать список поминальной записки об упокоении должен самый младший член семьи или знакомый, который уже покинул мир земной. Перед именем усопшего можно прописать, к примеру, «новопредставленного». Это в том случае, если еще не прошло и 40 дней с момента смерти этого человека.
Если человек был убит, то перед его именем пишут слово «убиенного». Если вы хотите в поминальной записке указать и священнослужителей, то можете это сделать. Их имена прописываются перед именами родственников. К имени человека, отдавшего свою жизнь служению Господу, приписывается его сан. К примеру, можно написать так: «патриарха Алексия».
Как составить записку «О упокоении»
Записки о упокоении обычно пишут и оставляют у свечного ящика при входе в помещение храма или в церковной лавке. Там, как правило, есть готовые листки, на которых вверху изображён восьмиконечный православный крест, под ним напечатано «О упокоении», а ниже обозначено от десяти до двенадцати строк, в которые вписывают имена поминаемых. Если готового листка нет, можно оформить записку самостоятельно: вверху обязательно начертить восьмиконечный крест, под ним написать «О упокоении», затем отдельными строками перечислить имена. Имя поминаемого пишут в родительном падеже (отвечая на вопрос: кого?), в той форме, которая была дана при крещении. Поэтому, например, светское имя Сергей следует заменить на Сергий, а Полину надо вписывать как Аполлинарию. Первыми идут имена поминаемых священнослужителей с указанием сана, иногда в сокращённой форме: протоиерея (прот.) Михаила, диакона (диак.) Иоанна. Перед именем нередко обозначают детский возраст: младенца (мл.) Илии, отрока (отр.) Владимира, а также род занятий: воина Димитрия, или обстоятельства смерти: убиенного (уб.) Василия. Если со времени кончины прошло не более 40 дней, перед именем поминаемого пишут «нов.» (новопреставленный).
Чтобы провести православные похороны, необходимо обеспечить должную подготовку к погребению, затем захоронение и поминовение в соответствии с традицией.
Православные похороны
Правила служения панихиды
Для того, чтобы по вашему умершему близкому человеку была отслужена панихида, нужно подойти в храм, в свечную лавку. Там можно на специальном бланке или обыкновенном листке бумаги написать перечень имен умерших родственников. Как правило, в одной записке можно указывать до 10 имен, но можно и одно — если вы хотите сугубо помолиться именно об этом человеке.
Продукты питания на панихиду приносят в в дар священнику
При подаче записок на поминовение принято приносить какие-либо продукты на специальный панихидный столик (канун). В народе считается, что это еда для покойников, чтобы якобы они не голодали на том свете. Конечно же, такие суеверия не имеют ничего общего с православием — покойникам совершенно не нужна обычная еда, которой питалось их тело при жизни. Лучшая «еда» для человека, ушедшего в мир иной — это молитва ближних и милостыня.
Продукты питания и еду приносят в жертву, в дар храму и священнику, который совершает службу. После прочтения всех молитв все пожертвования освящаются и во многих храмах раздаются бедным и неимущим. Поэтому желательно также следовать этой традиции и приносить продукты на панихидный стол, как милостыню. Приносить желательно постные продукты длительного срока годности — подсолнечное масло, кагор, крупы, печенье и т.д. Не приносят на панихидный стол мясные блюда.
Совет! В записках на панихиду можно указывать только имена людей, крещенных в православии. Недопустимо заказывать эту службу об умерших еретиках, откровенных гонителях Церкви, самоубийцах.
Это очень важный момент, который часто не принимается во внимание. Многие убитые горем родственники думают, что если они скроют от батюшки факт отлучения своего умершего от Церкви и Бога и будет отслужена панихида, то они смогут облегчить участь грешной души
На самом деле, если человек сознательно при своей жизни гнал Господа, то какое значение будут иметь посмертные молитвы о нем? Такое делание не только бессмысленно, но и грешно.
Во время служения заупокойной службы родственники и все присутствующие часто стоят с зажженными свечами, которые символизируют веру в светлую и чистую, как пламя, будущую жизнь. По окончании моления свечи тушатся в знак того, что земная человеческая жизнь каждого из нас также рано или поздно потухнет.
Как правильно поминать усопших?
Молитва за усопших — это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.
По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике — все это дань традициям, пусть и благочестивым.
Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.
Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего — долг всякого православного христианина.
Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.
Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).
После Литургии нужно отслужить панихиду.
Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
Очень полезно жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.
Поминальная трапеза
Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.
Перед трапезой следует совершить литию — краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (коливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед — сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.
Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты — не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.
От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино — символ земной радости, а поминки — повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название — поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.
Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.
Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.
«Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод — был он совсем без одежды. Говорю ей: «А осталась ли какая его одежда?» — «Да, конечно». — «Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится».
Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек — друзей и знакомых Миши — поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.
В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: «Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает». Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».
Панихида для чтения мирянами
- Панихида по бездомным
- Димитриевская родительская суббота: плечом к плечу
- Панихида на Радоницу
- Молитва об усопших. Вопросы священнику
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
Чин Литии, совершаемой мирянином на кладбище
Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.Господи, помилуй. (Трижды.)Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.Господи, помилуй. (12 раз.)Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.)Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.)Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон.)
Псалом 90
Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое. Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды).Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.В покоище Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Ты еси Бог, сошедший во ад и узы окованных разрешивши. Сам и душу раба Твоего упокой.И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его.
Кондак, глас 8:
Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.
Икос:
Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя, и рекий ми: яко земля еси и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.Господи, помилуй (трижды), благослови.Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.Во блаженном успении, вечный покой подаждь. Господи, усопшему рабу Твоему (имя) и сотвори ему вечную память.Вечная память (трижды).Душа его во благих водворится, и память его в род и род.
Случаи из церковной практики
В книге «Современные старцы Святой Руси» (2009) содержится такой рассказ о священнике Павле Груздеве:
«Отец Павел (Груздев) всегда молился о тех, за кого молиться некому, т.е. у кого не осталось родной души на земле. Была у него своя, особая молитва:
«Помяни, Господи, тех, кого помянуть некому нУжды ради».
И вот когда батюшке делали сложнейшую операцию на желчном пузыре, в этот момент фактически наступила его смерть. Он очнулся на том свете и увидел огромное множество людей, которые пришли за него молиться, в том числе и друзей своих, священников, уже умерших, но еще больше незнакомых.
— А это кто? – спросил о.Павел.
И один из священников ответил ему:
— Это те, за кого ты молишься: «Помяни, Господи, тех, кого помянуть некому нУжды ради».
Это они за тебя пришли просить»
А вот что рассказывал архимандрит Кирилл (Павлов) в одной из своих проповедей:
«О том, насколько необходимы молитвы за усопших, и о том, что существует общение с загробным миром, я приведу вам сейчас чудесную, но истинную повесть из жизни одного храма нашей Русской Церкви. В селе Лысогорка скончался батюшка. На его место был прислан другой священник — молодой, который за первой же службой неожиданно скончался — прямо в алтаре.
Прислали еще одного священника, но и с ним случилось то же самое: в первый день его служения, после того, как пропели «Отче наш» и причастный стих, батюшка очень долго не выходил со Святыми Дарами, и когда староста вошел в алтарь, то увидел священника, лежащего во всем облачении у Святого Престола мертвым.
Все ужаснулись, узнав об этой таинственной смерти, и, не зная причины ее, говорили, что какой-то тяжкий грех тяготеет над приходом, если жертвою за него стали две молодые ни в чем неповинные жизни. Слух об этом прошел по всей округе, и никто из священников не решался идти на тот приход. Согласие изъявил лишь один старец-инок.
«Мне все равно скоро умирать. Пойду отслужу там первую и последнюю Литургию, смерть моя никого не осиротит».Во время службы, когда допели до «Отче наш», чувство самосохранения все же заявило о своих правах, и старец распорядился, чтобы открыли и боковые двери, и Царские врата. Во время запричастного стиха он увидел за Горним местом какой-то силуэт. Этот силуэт выступал все резче и резче, и вдруг за Престолом выделился мрачный образ одетого в ризы священника, который был опутан по рукам и ногам цепями.
Дрожа от страха, инок путал слова молитвы. Но через некоторое время все же собрался с силами, укрепился духом и вышел причащать верующих. Все поняли, что с ним случилось что-то неладное. А призрак все стоял, лязгая цепями, и скованными руками указывал на стоящий в алтаре ящик.
По окончании Литургии иеромонах призвал старосту, и они открыли ящик, в котором оказались… поминальные записки.
Дело в том, что когда покойному священнику подавали поминальные записки, он их, не прочитывая, откладывал на будущее время. Теперь старец понял причину видения и стал ежедневно служить панихиды и прочитывать накопившиеся записки.
В следующее воскресение он уже служил заупокойную Литургию по душе усопшего батюшки. Когда запели запричастный стих, силуэт умершего священника появился снова. Но он был уже не трагичным, грозным, каким являлся в первый раз, а со светлым, веселым лицом и без цепей на руках и ногах. После того, как служивший старец-иеромонах приобщился Святых Таин, призрак зашевелился, поклонился ему до земли и исчез…»
Итак, будем помнить: смерть обрывает общение физическое, но сильнее ее – любовь, которая достигает до иного мира, и соединяется с любовью Того, Кто «хочет всем спастися и в разум истины приити». А потом – возвращается к нам, живущим на земле, даруя мир душе и силы идти по пути этой жизни.
Наталья Сазонова
Советуем почитать:
- Григорий Дьяченко, протоиерей. Тайная жизнь души после телесной смерти.
- Кирилл (Павлов), архимандрит. О молитвенном поминовении усопших (проповедь в мясопустную Родительскую Субботу).
Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище
Значение панихиды для душ умерших
Панихида — что это такое простыми словами и какое значение она имеет для покойника? В период земной жизни каждый верянин имеет земное тело и молится за себя, может осознанно меняться в лучшую сторону. Но когда он умирает – за него это делают родственники и близкие люди.
Панихида, что это такое? Это молитвы живых о прощении грехов усопшего, именно они помогают ему получить благодать на том свете. Это спасательный круг, который не только облегчает страдания покойника. Само богослужение помогает очистить его от грехов. Это песнь, которую поет Валаамский хор монастыря, славя Господа и прося его о милости к покойнику.
Как правильно поминать усопших
«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», — пишет святитель Иоанн Златоуст.
Молитва за усопших — это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.
По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике — все это дань традициям, пусть и благочестивым.
Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.
Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего — долг всякого православного христианина.
Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.
Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).
После литургии нужно отслужить панихиду.
Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
В определенные дни года Церковь творит поминовение всех от века преставльшихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, кто был настигнут внезапной смертью, не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви.
Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни — вселенскими родительскими субботами. Все они не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом.
Это дни:1. Суббота мясопустная — за восемь дней до начала Великого поста, накануне Недели о Страшном Суде.2. Родительские субботы — на второй, третьей и четвертой неделях Великого поста.3. Троицкая родительская суббота — накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения.
Накануне каждого из этих дней в храмах служатся особые заупокойные всенощные бдения — парастасы, а после литургии бывают вселенские панихиды.
Кроме этих общецерковных дней, Русская Православная Церковь установила еще некоторые, а именно:4. Радоница (Радуница) — пасхальное поминовение усопших, бывает на второй неделе после Пасхи, во вторник.5. Димитриевская родительская суббота — день особого поминовения убитых воинов, первоначально установленный в память о Куликовской битве, а впоследствии ставший днем моления за всех православных воинов и военачальников. Бывает в субботу, предшествующую восьмому ноября — дню памяти великомученика Димитрия Солунского.6. Поминовение усопших воинов — 26 апреля (9 мая нового стиля).
Кроме этих дней общецерковного поминовения, каждый усопший православный христианин должен ежегодно поминаться в дни его рождения, кончины, в день именин. Очень полезно в памятные дни жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.
Поминовение усопших слова, какие слова нужно говорить, пример 5 вариантов
Вариант первый. Мы знали (имя усопшего), как человека праведного и справедливого. Он всегда с уверенностью смотрел вперед, и не отходил в сторону, когда требовалось решить какой-то сложный вопрос. Все удары судьбы (имя) принимал с достоинством и не боялся трудностей. Пусть земля ему станет пухом!
Вариант второй. Как тоскливо осознавать, что нет с нами больше (имя покойника). Скоропостижной и безвременной стала для нас его смерть. С болью в сердце говорим эти слова, но свято верим, что в мире ином снова встретим нашего дорогого товарища (имя). Пусть лежится ему во сырой земле, как в постели уютной. Аминь!
Вариант третий. Невосполнимая потеря нас настигла, покинул мир этот земной раб Божий (имя). Мы будем мольбы о нем слагать и верить, что на небесах ему лучше, чем на земле. Оставил нас (имя) без своих шуток, толковых речей и забавных идей. Мы будем очень скучать и вечно хранить светлую память об (имя усопшего). Аминь!
Вариант четвертый. Пусть покоится с миром, наш дорогой друг и товарищ. Да не будет его душа терзаниями полниться, да тосковать по дому. В наших сердцах он навсегда останется самым позитивным, отзывчивым и чутким человеком, который всегда поспешит на выручку друзьям. Память об (имя) навсегда останется в наших сердцах и наших умах! Аминь!
Вариант пятый. Великое горе случилось в нашем окружении, не просто смириться с такой утратой. В мир иной перешел раб Божий (имя). Так пусть же ему лежится, словно на пуховой перинушке, да не познает душа терзаний. Мы всегда будем помнить, и любить нашего дорогого друга, брата, и т.д. (имя усопшего). Аминь!
Кого и почему нельзя поминать в церкви
Ни в коем разе не прописывайте в поминальной записке имена тех, кто сам себя лишил жизни. Также нельзя там писать и имена людей, которые вели грешную жизнь и не соблюдали Заповеди Божьи. Некрещенные усопшие тоже в поминальном бланке присутствовать не должны. Считается большим грехом вписывать их имена в поминальную записку.
Не следует прописывать в поминальном бланке тех, кто еще жив. Это страшный грех. Так в некоторых случаях поступают колдуны и ведьмы, чтобы накликать на человека смертельную болезнь. Тем самым они рискуют вызвать на себя гнев Господа и получить в свой адрес жесткое наказание.
Нужно ли идти на Радуницу в церковь
Конечно, в такой день предпочтительно побывать в церкви. Можно прийти на вечернее богослужение накануне в понедельник, а можно отправиться в храм и с утра, т.е. непосредственно в родительский день.
Личное присутствие в собрании верующих помогает человеку настроиться и в каком-то смысле даже утешиться. Ведь все усопшие когда-то воскреснут, а значит, и скорбь по ним не вечна.
Однажды Христос личным примером доказал эту истину. Вот почему даже в день Радоницы мы можем почувствовать этот светлый, приятный отголосок праздника Пасхи.
И, конечно, нет ничего зазорного в том, что человек все-таки не смог по объективным причинам побывать в церкви. Да, лучше быть в собрании верующих, но жизнь порой сильно вмешивается и меняет наши планы.
Священнослужители говорят о том, что помолиться дома вполне допустимо – напоследок приведем официальный комментарий протоиерея Андрея Ефанова.
Как правильно написать записку о упокоении
Сейчас практически в каждом храме есть листочки, на которых пишется записка. Кроме того, листочки распечатаны на компьютере, с надписью о том, какая это записка и нумерацией (максимально допустимое количество людей, которое можно написать).
Бланк записки о упокоении
Однако, необходимо знать, как правильно оформить записку. Образец того, как пишутся имена в записке о упокоении:
- Имена должны писаться в родительном падеже: Александра, Марии, Виктории и т.д.
- Если с момента смерти не прошло 40 дней, перед именем пишется слово «новопреставленного», то есть – умерший недавно. Например, новопреставленного Виктора.
- Перед именем усопшего, поминаемого в день его рождения, именин или в годовщину смерти, пишется слово «приснопоминаемого». К примеру, приснопоминаемой Маргариты.
- Подавая записку о упокоении ребенка, если он умер до 7-милетнего возраста, перед именем пишется «младенца». Дети в возрасте от 7 – ми до 14-ти лет именуются отроками. Например, младенца Дарьи, отроковицы Александры.
- Если поминается воин, то так и надо написать «воина». Воина Иоанна, например.
- Убитого человека поминают как «убиенного». Убиенного Игоря, к примеру.
- Поминая священнослужителя, необходимо указывать его сан: иерея Дмитрия, игумена Галактиона, диакона Анастасия, митрополита Никодима, архимандрита Трифона.
- Монашествующих поминают в зависимости от того, какую степень покойные имели при жизни. Обычные ли они были монахи или схимники. Если человек еще не был в постриге, а носил послушнические одежды, он именуется послушником. Того, кто принял иноческий постриг, поминают как инока или инокиню, в зависимости от пола.
Печать записок дома разрешена, но лучше написать их от руки.
Что следует делать на кладбище
На могиле усопшего зажгите свечу. Свеча символизирует бескровную жертву Богу за упокоение души усопшего.
Молитва об усопшем
На кладбище можно пригласить священника для совершения чина Литии (усиленного моления) о душе усопшего. Краткий чин Литии может совершить мирянин. Его текст приведён ниже в статье.
По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших.Подробнее читайте в статье Молитвы об усопшем.
Чего не следует делать на кладбище
На кладбище не следует есть или пить.Не нужно лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память покойного.Не следует оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба “для усопшего” эта традиция является пережитком язычества и не должна соблюдаться в православных семьях.Не следует оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.
Как правильно заказать заупокойную панихиду по новопреставленному
В первый год после кончины рекомендуется заказывать служения в церкви за душу умершего. Рекомендуется не просто писать имена поминаемых людей, а самим быть на церковном обряде. В этом случае церковная молитва будет иметь еще большую силу. Родственники смогут получить духовную силу, чтобы пережить потерю родного человека:
- Чтобы по усопшему родственнику была проведена панихида, необходимо прийти в церковь и подойти к свечному прилавку. Там нужно будет на специальном листе бумаги перечислить имена умерших родственников.
- Одновременно с подачей записки принято нести продукты, которые складывают на специальный столик. Считается, что эта еда предназначена для усопших, чтобы им было что поесть на том свете. Как только будут прочтены все молитвы, еда освящается и раздается прихожанам церкви. Приносить рекомендуется такие продукты, которые имеют долгий срок хранения.
В начале службы в руки берут свечи и зажигают их. Пламя свечи означает веру человека в чистое и светлое будущее.