Как проходит еврейский новый год (рош ха-шана)

Еврейские праздники: список знаменательных событий, традиции и обычаи празднования

История праздника

В еврейской истории существовало много личностей, пытающихся склонить этот гордый народ, повлиять на него и привнести в его культуру инородные нотки. Но, сколько бы ни происходило гонений и разладов в истории всего мира, евреи продолжают исповедовать свою традиционную религию и придерживаться собственных обычаев.

Когда-то в Персии проживал страшный человек – Аман, желающий истребить всех евреев за то, что они не приклоняли коленей, когда он входил в помещение, ведь считали, что делать это можно только перед Богом. Он желал сломить гордость этого небольшого народа и придумал жестокую расправу: назначил день, в который было каждому разрешено убить человека, в котором текла еврейская кровь, и забрать себе все его имущество. Однако геноцид не был приведен в исполнение по странному стечению обстоятельств, главным из которых стало то, что любимой супругой царя Персии оказалась еврейка. Злого Амана, в конце концов, повесили на той же виселице, на которой он собирался казнить некого Мордехая – еврея и по совместительству верного слугу и советника царя, а гордые иудеи остались жить в Персии как жили прежде.

Даты праздников евреев

Ниже приведен список основных праздничных дат на ближайшие пять лет. В таблице даны названия праздников и даты. Первое число обозначает день, второе – месяц, третье – год.

Важно. Все праздники начинаются с заходом солнца за день до указанной даты

Для более точных данных рекомендуется воспользоваться еврейским календарём, актуальным для вашей местности.

Праздник 2020-21 гг. 2021-22 гг. 2022-23 гг. 2023-24 гг. 2024-25 гг.
Рош а-Шана 19.09.20 07.09.21 26.09.22 16.09.23 03.10.24
Йом-Киппур 28.09.20 16.09.21 05.10.22 25.09.23 12.10.24
Суккот 03.10.20 21.09.21 10.10.22 30.09.23 17.10.24
Шмини Ацерет 10.10.20 28.09.21 17.10.22 07.10.23 24.10.24
Симхат Тора 11.10.20 29.09.21 18.10.22 08.10.23 25.10.24
Ханука 11.12.20 29.11.21 19.12.22 08.12.23 26.12.24
Ту би-Шват 28.01.21 17.01.22 06.02.23 25.01.24 13.02.25
Пурим 26.02.21 17.03.22 07.03.23 24.03.24 14.03.25
Песах 28.03.21 16.04.22 06.04.23 23.04.24 13.04.25
Лаг ба-Омер 30.04.21 19.05.22 09.05.23 26.05.24 16.05.25
Шавуот 17.05.21 05.06.22 26.05.23 12.06.24 02.06.25
Ту би-Ав 18.07.21 07.08.22 27.07.23 13.08.24 03.08.25

Несмотря на все перипетии истории еврейскому народу, столетиями следующему заповедям Торы, удается сохранить свои традиции, обычаи и ритуалы. Во многом это благодаря еврейским праздникам, которые возвращают к корням, и не дают забыть чудесные события многовековой еврейской истории.

Что значит «Рош ха-Шана» и в чем смысл праздника

Многие смотрели сценку Уральских пельменей «Еврейский новый год», но это не более чем безобидный юмор, не имеющий ничего общего с реальностью. На самом деле в празднике заключен глубочайший смысл: если перевести название на русский, оно обозначает «Голова года». Эти два дня стали государственным праздником в Израиле, но почитаются иудеями всего мира.

В это время каждый обязан подумать о своей жизни, вспомнить все то плохое, что сделал за прошедший год – неблаговидные поступки, злословие, подлость, невыполнение обещаний и т. д

Важно осознать всю тяжесть совершенных проступков и искренне раскаяться в них

Стоит уделить внимание духовному аспекту жизни, еще раз подумать о приоритетах, выстроить планы на ближайший год, чтобы в них не было места плохим поступкам

Когда начинается еврейский Новый год 2023, стартуют и так называемые «Дни трепета». Ведь это не только день сотворения мира, но и день суда. Первые 10 дней должны быть посвящены покаянию и молитвам. В самом начале Господь восседает на судейском престоле и осуждает каждого человека в мире за его прегрешения. Но, поскольку Бог милостив, вскоре он пересаживается на другой трон, на котором проявляет милосердие.

По поверью, перед Господом в это время всегда лежит три открытые книги. В первой записаны все грешники, кто сделал злого за год намного больше, чем доброго. Вторая предназначена для праведников, у них намного больше добра, чем негатива, который они принесли миру. Но самая толстая и большая книга – третья.  В ней записано большинство земных жителей, у которых относительный баланс между злыми и добрыми делами.

Быть в третьей книге – это своего рода аванс. Каждый из тех, кто там записан, может попасть к праведникам, и в этом состоит высшая цель. Бог в эти дни решает судьбу человека – кто проживет год в счастье и достатке, а кто в горестях и бедах. А кому-то предначертано и не встретить следующий праздник.

Эти дни позволяют кардинально изменить свою жизнь, найти дорогу к Богу, переосмыслить ценности и начать с нового листа.

Пурим 2018: традиции празднования

Конечно, в последнее время и на еврейскую культуру оказали влияние и другие культуры, но костяк все же остался нетронутым. Потому ежегодно на праздновании Пурима евреи всего мира объединяются в едином порыве, вспоминая свою историю и отмечая день, в который случай помог им избежать гибели. 

Отметим, что Пурим – это большой веселый праздник, сродни которому бывает разве что карнавал в Бразилии. Люди переодеваются в самые невообразимые костюмы, поют, танцуют и выпивают. Традиционно в честь данного праздника хозяйки пекут треугольное печенье, называемое «Уши Амана».

Более подробно о истории и традициях празднования Пурима, узнайте, благодаря видео расположенному ниже.

https://youtube.com/watch?v=sNqfde8suB4

Также узнайте, какого числа начинается Песах в 2018 году.

Как евреи празднуют Новый год

Рассмотрим подробнее, как проходит подготовка к Рош ха-Шана и как евреи отмечают одно из главных событий года.

Подготовка к празднику

Готовиться люди начинают в течение предыдущего месяца. Для начала нужно составить праздничное меню, приобрести ингредиенты. Закупаться стоит заранее: в израильских магазинах огромные очереди перед Новым годом по еврейскому календарю. Также стоит сделать дома большую уборку, чтобы чистота царила не только в мыслях, но и в жилище.

Другая часть подготовки к празднику касается духовной сферы. Стоит вспомнить свои прегрешения, несдержанные обещания, обиды, нанесенные другим людям. Перед Рош ха-Шана желательно помириться с теми, с кем вы враждовали, троекратно попросить прощения у тех, кого обидели.

Расторжение обетов

Отдельно нужно сказать о еще одном ключевом этапе подготовки к еврейскому Новому году – расторжении обетов. Каждый человек в течение года дает какие-то обещания себе и ближним. Но не всегда их удается исполнить: мешают разные обстоятельства, от забывчивости до физической невозможности совершить обещанное. А возможно, обещание было дано в состоянии гнева, и когда гнев прошел, человек пожалел о своих словах. Невыполненный обет ложится грехом на его совесть.

Чтобы снять с себя грех, полагается обратиться за помощью и расторгнуть обеты. Просьбу освободить от обетов необходимо высказать трем другим евреям. Желательно, чтобы среди них был хотя бы один знаток Торы.

Выбранным людям человек говорит, что раскаивается во всех несовершенных обетах, сообщает о причинах, помешавших ему, и просит его освободить. И его слушатели произносят фразу «Отпускается тебе». После этого человек считается свободным от греха невыполненных обещаний. Впредь он должен быть осмотрительнее, взвешивать каждое слово, прежде чем его произнести вслух.

На иврите такое аннулирование клятв называется . Обычно атарат недарим совершают только мужчины и юноши старше 12,5 лет. Но некоторые мужья могут сделать это за своих жен.

Трубление в шофар

Важнейшая часть Рош ха-Шана в Израиле – это трубление в , то есть в рог. В древности люди использовали сигнал рога для сообщения о значимых событиях: об отправлении на войну, о приближающемся Шаббате. Таким же способом вызывали на собрание жителей общины. По преданию, звуки шофара обрушили стены города Иерихон, когда к нему подошли евреи после сорока лет скитаний в пустыне. И выражение «иерихонская труба» отсылает именно к этому инструменту.

Шофар обычно изготавливают из полого рога барана или горного козла, реже – газели или антилопы. Рога быков или коров для этих целей не используют. Форма шофара разная: от простого и короткого инструмента до длинного с несколькими изгибами.

Звуки, извлекаемые из рога, тоже разнообразны и включают:

  • трубление : переход от низкой ноты к верхней;
  • тремоло : быстрое чередование двух нот;
  • «тревогу» : череда низких отрывистых звуков;
  • «большое трубление» : финальное длительное трубление на верхней ноте.

В синагогах в шофар трубят в течение всего месяца элуль, предшествующего Новому году у евреев. Звук напоминает о грядущем Судном дне, призывает к покаянию, обращению помыслами к Всевышнему.

Ташлих

Еще одна традиция Рош-а-Шана называется ташлих, и этот очистительный обряд тоже имеет большое значение для верующих. Его совершают непосредственно в первый день наступившего года. Для совершения обряда нужно прийти к берегу любого водоема: реки, озера, моря. Затем человек буквально вытряхивает над водой полы своей одежды, произнося при этом тексты покаянных молитв. Встречается также вариант, что во время чтения молитв нужно бросать в воду хлебные крошки для рыб.

Обряд ташлих зародился в примерно в XIV в. среди немецких евреев. Впервые упомянувший его автор Иаков Меллн ссылается на сцену с жертвоприношением Исаака. Когда Авраам вел своего сына, чтобы принести его в жертву, Сатана хотел ему помешать и превратился в речной поток, перекрывший им дорогу. Но Авраам и его сын вошли воду и стали молиться, и Сатана отступил.

Другие авторы тоже предлагают свои объяснения обряда. Например, польский раввин Моше Иссерлес говорил, что морские воды видели сотворение мира. А значит, в Новый год, то есть годовщину сотворения мира, следует бросать в море хлеб.

Поздравления

Не обходится праздник и без поздравлений, самое частое из которых – , то есть пожелание хорошего года. Также евреи желают друг другу удачи, благополучия, счастья, исполнения желаний и добрых вестей. В эти дни принято дарить подарки и проводить время с друзьями и близкими.

Традиции празднования Хануки

Главный символ Хануки – восемь свечей: по числу дней, когда в священной лампаде горело масло. Свечи зажигают слева направо и ставят в металлическую подставку – ханукию

При этом, очень важно соблюдать особый ритуал – в первый день Хануки должна гореть лишь одна свеча, а в восьмой – вся ханукия должна пылать светом. Подсвечник принято ставить на подоконник, чтобы оповестить всех о сотворении чуда

Фото:  Global Look Press/Matteo Nardone/ZUMAPRESS.com

Праздник Ханука – веселый и светлый. В эти дни принято устраивать пышные застолья, массовые гуляния и приглашать в дом друзей. На столе непременно должен быть «латкес» – пончики и картофельные оладья, приготовленные в масле и посыпанные сахарной пудрой. Также на Хануку принято угощать молочными продуктами и блюдами из сыра.

Во время Хануки малышам и школьникам устраивают каникулы, именно поэтому праздник часто называют детским. Для ребят проводится множество веселых мероприятий, им дают деньги и дарят подарки. При этом, в каждый из восьми дней праздника ценность подарка только растет. Считается, что в первый день Хануки ребенку можно подарить маленькую игрушку или сладость, а в восьмой день – обязательно нужно приготовить что-то особенное и желанное.

А еще на Хануку всей семьей играют в «дрейдл» – вращают волчок, украшенный еврейскими буквами, из которых составляется древнее изречение: «Чудо великое свершилось там». Эта игра – дань памяти предкам, которые во время гонений и запретов таким образом тайно изучали Тору и иврит.

Новомесячье РОШ ХОДЕШ

До разрушения Второго Храма Начало Месяца на основании показаний свидетелей, видевших молодой месяц своими глазами, устанавливала и освящала особая судейская коллегия, Санхедрин. В те времена этот день праздновался, как и другие праздники: в кругу семьи, с застольем, в праздничных одеждах и т. д. Видимо, традиция такой трапезы происходит от обычая угощать свидетелей, пришедших в Санхедрин сообщить о появлении новой луны. Рош Ходеш был тем днем, когда было принято посещать известного пророка и спрашивать его о судьбе народа Израиля и о личных проблемах. В Храме в этот день проводилась особая служба, сопровождавшаяся трублением в трубы и жертвоприношениями.

Сегодня начало месяца не сопровождается тем празднеством, которое было когда-то принято. Отчасти это связано с тем, что сегодня еврейский календарь устанавливается не по показаниям свидетелей. Тем не менее, на этот день и сегодня распространяются некоторые свойства праздничных дней. Хотя традиция не запрещает работать в этот день, существует обычай, не рекомендующий женщинам выполнять работу, которую можно перенести на другой день. Этот обычай связывают с легендой о поклонении золотому тельцу. Написано в Пиркей де-рабби Элиэзер (гл. 45): «Когда мужчины просили у женщин золотые украшения, чтобы отлить золотого тельца, те отказались их отдать и не послушались мужчин. За это Всевышний одарил их и в этом мире, и в будущем. В этом — заповедью новомесячья, в будущем — тем, что их красота обновится подобно юному месяцу».

В книге пророка Исайи говорится о значении Рош Ходеш в будущем — во время Мессианского Царства, когда сам Мессия будет править из Иерусалима, с трона Давидова, люди будут приходить со всех сторон на поклонение Ему. Таким образом, Рош Ходеш будет особым днем поклонения. Видимо, это пророчество также определяет праздничный характер новомесячья в традиции.

Главный праздник ШАБАТ

Некоторые ученые полагают, что происхождение праздника находится в тесной связи с сакральным числом «семь» (шева). С глубокой древности магия чисел была широко распространена у многих народов Востока. Число «семь» (а также кратные ему) на Ближнем Востоке, в том числе у евреев, считалось счастливым, было выражением полноты, завершенности. Таков Субботний год (Шемита) — каждый седьмой год, во время которого надлежало прощать долги и давать отдых пашне. Через семь семилетий — 49 лет — наступал Юбилейный год (Йовель), когда следовало отпускать рабов на волю и возвращать земельные участки, отобранные за долги. Семь дней надлежало отмечать праздники Пресных хлебов и Суккот, семь недель разделяли праздники Песах и Шавуот, на небе древние евреи насчитывали семь планет и т.д.

Указания Торы выделять Субботу как особый день можно разделить на два типа. Первый связывает Субботу с творением мира: после шести дней творения наступила Суббота — и сам Творец прекратил работу. Т.е. соблюдение Субботы — это знак признания того, что Бог сотворил мир, и что мир этот находится под постоянным Божественным управлением. (Бытие 2:2): «И закончил Бог в день Седьмой работу Свою, которую Он сделал, и отдыхал («вайшбот» — отсюда «шабат» — «покой») в День Седьмой от всей работы Своей, которую Он сделал. И благословил Бог День Седьмой и освятил его, ибо он есть Суббота («покой») от всякой производительной работы, и ее сотворил Бог, делая мир».

Второй тип указаний напоминает о выходе из Египта: это событие превратило еврея-раба в свободного человека; так и Суббота освобождает еврея от рабства повседневности. «Не делай никакой работы ни ты, ни раб твой, чтобы отдохнул раб твой и рабыня твоя, как ты, и помни, что рабом был ты в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцей простертою, потому и заповедал тебе Господь, Бог твой, установить День Субботний». Таким образом, первый отрывок указывает на универсальное значение Субботы, о котором должно помнить все человечество, а второй — на его национальное значение, о завете между человеком и Богом.

Особое отношение к субботе подчеркивается тем, что самые строгие ограничения на работу приходятся именно на субботу — традиция запрещает производить в субботу «будничные» действия, нарушающие праздничность субботы. К таким действиям можно отнести все связанное с денежными расчетами и повседневной работой (вплоть до приготовления пищи), а также все разговоры на «будничные» темы. В случае совпадения субботы с другими праздничными датами еврейского календаря порядок праздничных молитв изменяется «в сторону» субботы, а посты (кроме Йом Кипура) переносятся на другой день. И, кроме того, вся Тора разбита на недельные главы, которые читаются всеми евреями по субботам, так что Шабат — это точки «выравнивания» всего еврейского народа в изучении Торы.

Празднование Субботы включает выполнение предписаний Торы и мудрецов, связанных с освящением, отделением этого дня. Некоторые из этих предписаний имеют конкретное выражение: перед Субботой зажигают свечи, произнося специальное благословение; в Субботу устраивают три праздничные трапезы, и первые две из них начинают с особой молитвы — киддуш, т.е. освящения Субботы над бокалом вина. Другие предписания направлены на создание особой праздничной атмосферы: люди надевают красивую одежду, семья собирается вместе за празднично накрытым столом, едят вкусную еду, пьют вино.

Суббота входит в еврейский дом в момент зажигания субботних свечей. Вечером в пятницу, обязательно до захода солнца, хозяйка дома зажигает субботние свечи и произносит благословение на зажигание свечей. После этого считается, что Суббота началась.

А как отмечать Рош а-Шана дома?

Традиционно Рош а-Шана — семейный праздник, включающий общую трапезу. Чаще всего она мясная, на стол стараются поставить всё самое вкусное. Обязательно пекут или покупают круглую халу, символизирующую вечный жизненный цикл. Ломти халы макают в мёд — символ сладкого нового года; то же самое делают с нарезанными яблоками. Часто едят цимес — сладкое блюдо из моркови и изюма.

Сефардские и восточные семьи отмечают Рош а-Шана специальным ритуалом, седером, похожим на тот, что принят на Песах, с особой едой, символизирующей благословения нового года. Чаще всего это гранат, финик, стручковая фасоль, свёкла, тыква, лук-порей и рыбья голова, все они обещают надежду на процветание и здоровье в наступающем году.

Каждый продукт поднимают, говорят благословение и едят — чтобы словно интегрировать, вобрать в себя хорошие пожелания.

Некоторые люди избегают в этот период орехов из-за гематрии — сложной мистической системы интерпретации чисел, — поскольку у ивритских слов эгоз («орех») и хет («грех») одинаковое числовое значение. Но нам это делать не обязательно.

Еврейский новый год Рош-а-Шана в 2018 году — с 9 (вечер) по 11 (ночь) сентября

Дата праздника 9 (вечер) — 11 (ночь) сентября

Рош-а-Шана отмечается в новолуние месяца Тишрей и длится два дня. В 2018 году Рош а Шана будут праздновать 9 (вечер) и 11 (ночь) сентября. В это время наступит 5779 год соглавно еврейскому летоисчеслению. 

Рош-а-Шана 2018 — традиции праздника

Этот Новый год можно назвать самым главным среди остальных 4, так как именно он предназначен для исчисления лет. Однако главным он считаеет не только по этой причине, а еще и потому, что в этот день, по легендам, Господь решает судьбы людей. Уже на Рош-а-Шана хозяйки готовят вкусный ужин и семья собирается вместе, чтобы встретить Новый год. Почти в каждой семье на столе обязательно стоят: 

  • рыба — как символ плодородия; 
  • голова (обычно баранья или рыбная) — чтобы стоять во главе своей жизни, а не в «хвосте»; 
  • морковь — как символ богатства; 
  • сладкая хала с изюмом — как символ здоровья; 
  • овощи и фрукты — как символ плодородия; 
  • яблоки и мед — чтобы год был сладким и прошел радостно. 

Для начала стоит отметить, что в Израиле он не один, и даже не два, а целых 4, а можно сказать, что и все 5, так как календарный Новый год тоже многие здесь отмечают. Каждый Новый год соответствует 4 годичным циклам и зависят от опреленных дат. 

Ту бе-ав или День любви (Пятнадцатое Ава) в 2018 году — 27 июля

В Израиле 15 ава по еврейскому календарю отмечается праздник Ту бе-Ав. Этот праздник в современности стали считать своеобразным еврейским аналогом Дня влюбленных, празднуемого традиционно 14 февраля, однако изначально значение Ту бе-Ав было иным: согласно Пятикнижию, именно 15 ава прекратился мор, уничтожавший израильтян-выходцев из Египта. 

Традиции праздника Ту бе-ав

Этот праздник нельзя назвать религиозным сегодня и больше напоминает современный День Святого Валентина. Раньше в этот день незамужние дамы облачались во все белое и отправлялись к виноградникам, где работали холостые парни. Девушки пели и плясали, а парни, конечно же, с нетерпением ждали этого события. Сегодня же влюбленные просто поздравляют друг друга с праздником, а парни в этот день делают предложения своим дамам сердца. 

Символы и традиции Хануки

Символом Хануки стала ханукия, именно так евреи называют подставку для свечей. Она отождествляется в этот праздник со стойкостью духа, решимостью и победой света и добра. В древности ханукию было принято вешать возле входной двери слева.

Позднее, когда каменные дома заменили деревянные, и люди стали опасаться пожаров, было негласно решено оставлять подставку со свечами на подоконнике. Сегодня в каждой еврейской семье есть ханукия, причём изделия значительно отличаются по размерам, форме и материалу, из которого сделаны.

Герман Гольд «Ханука», 2010 год

На Хануку обязательно нужно зажечь свечи, однако этот процесс должен быть выполнен в соответствии с системой ритуалов. Первым должен зажигаться крайний правый светильник. На следующий день зажигают ту свечу, что находится ближе всего к горящей. Каждый день добавляется по свече, а к концу праздника ханукия сверкает восемью огнями.

Зажигать свечи должен только глава семьи, отец или муж. Это считается особым искусством, поэтому мальчики учатся ему с ранних лет. Евреи верят, что при обряде зажжения огней должна присутствовать вся семья – так происходит благословение.

Борис Дубров «Праздник Ханука», 2006 год

Зажигать ханукию можно и до заката, однако большинство евреев стараются подарить свечам огонь, когда на небе уже появляются первые звёзды. Хочу отметить, что ритуальные свечи и подставку под них нельзя использовать для бытовых нужд – ханукия должна быть задействована лишь во время праздничных ритуалов.

Как любой другой праздник, Ханука имеет свои поверья и запреты. В этот день нельзя горевать, оплакивать умерших – всё должно быть направлено к светлым помыслам и радости. На Хануку нельзя придерживаться поста, однако и устраивать пышные пиры не стоит.

В Израиле на время дней Хануки школьники отправляются на каникулы, чтобы проводить время с семьями. Женщинам запрещено заниматься домашними делами, хотя сегодня это поверье несколько смягчилось: можно работать, когда горят праздничные свечи. Во время Хануки приветствуются различные детские игры и забавы, за что малыши получают сладости и фрукты.

Хануку евреи отмечают даже на улицах городовИрина Литманович «Ханука. День восьмой», 2011 год

В наше время Ханука стала символом еврейской культуры, что даёт возможность почувствовать себя участником праздника даже туристам. В Израиле с недавних пор принято устанавливать на площадях и улицах большие ханукии, что позволяют душевно приобщиться к празднику даже представителям другой веры. Ханука – это действительно добрый и светлый праздник, что дарит людям радость и самые приятные впечатления.

Еврейская Пасха (Песах) в 2018 году — с 30 марта по 7 апреля

Это, как мы все знаем, самый главный праздник у евреев. Мы привыкли к тому, что Пасха — это праздник, символизирующий Воскрешение Иисуса Христа. Однако в Израиле — этот день посвящен исходу еврейского народа из египетского рабства. 

Прздник отмечается в месяц нисана 14 числа, а длится он 7 дней. В 2018 году Песах начинается 30 марта, а заканчивается 7 апреля включительно. 

Традиции праздника

Начинается все с так называемого седера — празничной трапезы. Однако приступать к ней можно только после того, как Солнце село за горизонт и его последние лучи скрылись. Обязательно читается молитва, после чего все приступают к приему пищи. За столом обязательно поют псалмы и благословляют друг друга. Также принято в этот день приглашать нуждаюшихся, бедняков на трапезу и тех, у кого нет возможности в этот день провести его со своей семьей. Во время праздника Пасхи в доме не должно быть ничего квасного — макароны, хлеб, пиво, квас и так далее. Если же что-то и осталось, то после праздника его употреблять уже нельзя. Перед самой Пасхой обычно все это сжигается или съедается. Как и у нас перед праздником обычно делают генеральную уборку и выкидывают весь хлам из дома. Всю праздничную неделю необходимо освобождать себя от рутинной и повседневной работы и посвящать свои мысли Богу. 

Когда будет праздноваться Пурим в 2018 году

Как известно, в странах исповедующих иудаизм, за основу летоисчисления берется лунный календарь, отличающийся от привычного нам григорианского необычным названием месяцев, дней и даже моментом, в который берут начало новые сутки. Там новый день отмеряется не часами – от полуночи до полуночи, – а временем, в которое на небе появляется первая звезда. Традиционно празднование Пурима происходит в один и тот же день по еврейскому календарю – с 14 до 15 адара. Но в григорианском календаре, это событие не имеет фиксированной даты, в частности в 2018 г. Пурим начнется вечером 28 февраля и закончится ночью 1 марта. 

Пурим в 2018 году — 28 февраля

Дата праздника с 28 (вечер) февраля по 1 (ночь) марта

Пурим празднуют в месяц адар 14 числа и отмечается 2 дня. В 2018 году эта дата припадает на вечер 28 февраля, а заканчивается в ночь 1 марта. 

Традиции праздника

Пурим в Израиле — переводится как жребий, и, что интересно, именно благодаря ему могли бы полностью истребить еврейский народ в Персии. Однако, как впоследствии оказалось, женой персидского царя оказалась израильтянка. Когда она узнала об этом, то решила спасти своих, для этого она устроила богатый пир для своего мужа. который ему так понравился, что он пообещал ей исполнить любое желание. Тогда она упала на колени и попросила отменить указ, таким образом спасая многие жизни. Эта история передается из поколения в поколение, израильский народ определил этот день как праздничный, раньше устраивались пиры, а сегодны праздничный ужин, организовываются шествия, театральные представления, карнавалы и так далее. Народ радуется в этот день и ликует, много пьют и обязательно пекут так называемые гоменташи, которые переводятся как уши Амана. 

Шушан Пурим в 2018 году — 2 марта

В большинстве стран и городов мира евреи отмечают праздник Пурим 14 адара. Однако есть города, где этот праздник отмечается на день позже, 15 адара. В таком случае его называют Шушан Пурим. Шушан — это название столицы Персии во времена событий праздника, в русском языке этот город называется Сузы. Согласно книге Эстер, евреи Шушана праздновали победу над врагами на день позже. Сейчас Шушан Пурим отмечают в городах, которые с древних времен были окружены стенами. Таких городов всего два — собственно Сузы и Иерусалим. 

Также есть несколько городов, где отмечают и сам Пурим, и Шушан Пурим, потому что древность этих городов дает основания для сомнения. Это древние израильские города Яффо, Цфат, Тверия и Хеврон, а также современное поселение Шило, которое построили на месте старого еврейского города. Что касается других стран, то Шушан Пурим наряду с обычным отмечают евреи Измира (Турция), Халеба (Сирия) и Багдада (Ирак). Заповеди праздника во всех этих городах выполняют 14 и 15 адара, но основным считается первый день. 

Главные еврейские праздники

К основным еврейским праздникам относятся:

  1. Шаббат – 7-й день недели и один из почитаемых праздников. Это символ союза между еврейским народом и Богом. Отмечается в субботу, как день, когда Всевышний пребывал в покое после того, как 6 дней занимался Сотворением Мира.
  2. Рош Ходеш – 1-й день месяца, длится один или два дня. Если месяц состоит из 29 дней, то Новомесячье празднуют один день, если же 30 дней, то два. Евреи читают отдельные псалмы из Аллель и дополнительную молитву Мусаф.
  3. Песах – один из основных иудейских праздников. Установлен в память об Исходе еврейского народа из египетского рабства. За пределами Израиля празднование длится 8 дней. В Израиле его отмечают в течение недели. Во время Песах не разрешается есть хлеб и другие мучные продукты, кроме Мацы.
  4. Лаг ба-Омер – празднуется в мае. Связан со смертью рабби Шимона бар Йохая (Рашби) – великого учителя и кабалиста. В этот же день прекратилась эпидемия, в результате которой скончалось свыше 24 тысяч учеников рабби Акивы.
  5. Шавуот – день дарования Торы. Название можно перевести как «недели». В Шавуот принято учиться всю ночь.
  6. Рош а-Шана – еврейский Новый год. Проходят продолжительные молитвы, праздничные застолья, во время которых едят яблоко с медом и другие симаним (знаки). В Рош а-Шана заповедано трубить в Шофар – музыкальный инструмент, выдолбленный из рога животного. Всевышний творит суд над людьми на весь последующий год.
  7. Йом-Киппур – так называют день Искупления. Этот еврейский праздник отмечают в сентябре или октябре. Йом-Киппур является завершающим после 10 дней очищения, молитв, раскаяния и отпущения грехов. Выносится окончательный приговор на будущий год. Все евреи постятся и проводят время в синагогах практически весь день.
  8. Суккот – один из самых радостных праздников иудаизма. Основная традиция – жить в сукке, покрытом ветками шалаше. Сидеть в Сукке заповедано в память об Облаках Славы, которые защищали евреев от палящего солнца пустыни во время Исхода. За пределами Израиля празднование продолжается девять дней, а в Израиле восемь.
  9. Симхат Тора и Шмини Ацерет – последние два дня праздника Суккот, а в Израиле –последний 8-й день. В эти дни действует единственная заповедь – радоваться служению Творцу. В Симхат Тора заканчивают чтение Торы в синагоге, и начинают новый годовой цикл с главы Берешит «В начале».
  10. Ханука – ежегодный праздник, отмечаемый в ноябре или декабре, в память о победе Маккавеев над греческими войсками. Тогда же свершилось чудесное событие: храмовый светильник не гас целых восемь дней, хотя масла хватало всего лишь на одни сутки. В память о чуде мудрецы постановили зажигать восьмисвечник в течении всех дней.
  11. Ту би-Шват – «Новый год деревьев» и зимний праздник, отмечаемый в феврале или январе. Если плоды завязались после окончания этого праздника, их относят уже урожаю наступившего года. В этот праздничный день принято сажать деревья (это характерно для современного Израиля) и есть плоды, которыми славится земля Израиля. Многие устраивают праздничную трапезу, основные блюда которой –фрукты.
  12. Пурим – праздник в память о том, как во время Персидского владычества удалось избежать тотального уничтожения по замыслу главного советника царя – Амана-амалекитянина. Сейчас, отмечая это событие, евреи радуются, дарят подарки и пьют вино больше, чем обычно.

Работа в праздничные дни

Выделяется три разновидности праздников по строгости ограничений:

  • Йом-Киппур и Шаббат – строго запрещены все созидательные виды работ;
  • Йом тов – так называют любой праздничный день, в него при определённых условиях разрешено приготовление пищи;
  • Холь а-Моэд – полупраздничные дни в течение праздничной недели Песах или Суккот, в них разрешено большинство работ, которые необходимы для проведения праздника.

В список запрещенных работ входят следующие виды деятельности:

  • зажигание и тушение огня;
  • забивание скота;
  • охота;
  • шитье;
  • стрижка овечьей шерсти;
  • выпечка и варка;
  • молотьба;
  • жатва;
  • посадка растений
  • и другие.

Важно. Законы субботы и праздников имеют множество нюансов и описаны в специальных книгах

На русском языке ознакомиться с основными законами Шаббата можно в книге рава Моше Понтелята «Царица суббота».

Йом товом считаются следующие дни:

  • два дня Рош а-Шана;
  • первый (а в диаспоре и второй) день Сукот;
  • Шмини Ацерет и Симхат Тора;
  • первый (а в диаспоре и второй) и последний (а в диаспоре два последних) день Песаха;
  • Шавуот (в диаспоре два дня).
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Алипаф
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: