Что категорически запрещено делать на Отдание Пасхи
Пасхальный день, который в этом году считается завершающим, сопровождается целым рядом запретов:
- В этот день запрещены любые работы, связанные с землей (посадка культур, посев, прополка и т.д.);
- Ни в коем случае нельзя 9 июня заниматься домашними делами – убирать, шить, стирать, гладить;
- Под запретом выяснение отношений, нецензурная лексика, ссоры, скандалы и конфликты;
- Запрещено на Отдание Пасхи заниматься тяжелым физическим трудом;
- Нельзя скорбеть, плакать и тосковать по тем, кого уже нет на земле;
- Нельзя на Отдание Пасхи посещать места захоронения родственников;
- Плевать и мусорить на землю также запрещено;
- Нельзя отказывать в помощи нищим и нуждающимся, а также тем, кто ее попросил.
Комментарии
История Пасхи кратко
Это древнейший из известных праздников Церкви, его история начинается еще с Апостольского века. При этом весть о Воскресении была вообще главным положением учения Апостолов: они говорили об этом ежедневно, и, конечно, жили воспоминаниями о первых встречах с Воскресшим, беседах с ним (Евангелистами донесена, очевидно, лишь часть, ибо св. Иоанн Богослов говорит, что иначе бы «самому миру не вместить пишемых книг» (Ин.21:25)).
Иными словами, Воскресение было с учениками Христа постоянно, ежедневно. Чем-то подобен им прп. Серафим Саровский, встречавший всех приходивших за духовным советом словами:
Вот почему необходимости в особом дне празднования Воскресения как бы не было. Первые четыре века последователи Христа:
- отмечали Песах, как день смерти Христовой, о которой следовало помнить; это было на 14 день месяца нисана еврейского календаря, когда, как считалось, произошло Распятие;
- это было время строго поста, когда не вкушали ни пищи, ни воды;
- кроме того, считалось, что Второе Пришествие Господа произойдет тоже 14 нисана, поэтому к нему также приготовлялись воздержанием.
Впоследствии, ко II в., празднование дней смерти и Воскресения Господа начинают разделять: например, верующие христианского Запада отмечают «Пасху радости» на следующий воскресный день после 14 нисана, тогда как Восток отмечал одну «Пасху крестную» 14 нисана.
Наконец, I Вселенский Собор, чтобы прекратить это разномыслие, с 325 г. установил единый день празднования. Само постановление собора до нашего времени не дошло, однако церковные историки полагают, что:
- на нем произошел отказ от традиции праздновать одним днем с иудеями;
- было установлено, что праздник Воскресения должен приходиться на первый воскресный день после первого же полнолуния от дня весеннего равноденствия.
Как вести себя на кладбище?
Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, приведен в «Полном православном молитвослове для мирян» и в брошюре «Как вести себя на кладбище», выпущенных нашим издательством).
Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.
Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм — этим оскорбляется память мертвого. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.
Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.
с использованием материалов сайта zavet.ru
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
Что нельзя делать в этот день
Запреты на праздник отдания Пасхи точно такие же, как и на любой другой церковный праздник. Никто, однако, не запрещает выполнять необходимую, срочную работу, готовить пищу, ухаживать за больными или работать по долгу службы.
В день отдания в 2021 году не следует делать то, что можно отложить на другой день, например, генеральная уборка, шитье, работа в огороде, строительные мероприятия.
Кроме этого, не следует топить бани 9 июня, стричь волосы или ногти.
Для поминок тоже лучше выбрать другой день, ведь отдание Пасхи — это светлый день, когда радуются воскресению Христа из мертвых. Собственно, даже радостные мероприятия типа крестин и венчания в этот день не проводят, потому что идет торжественная литургия.
Нельзя выяснять отношения и ругаться, сквернословить.
Как правильно поминать усопших?
Молитва за усопших — это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.
По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике — все это дань традициям, пусть и благочестивым.
Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.
Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего — долг всякого православного христианина.
Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.
Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).
После Литургии нужно отслужить панихиду.
Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
Очень полезно жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.
Значение слова «Пасха»
Это слово практически одинаково звучит на арамейском (одном из своего рода международных языков Востока времен Христа), греческом, латыни, славянских, многих других наречиях. По сути, оно без перевода заимствовано из языка евреев, где звучит как «Песах» (с ударением на первом слоге). Буквально оно означает «прошел мимо». Иногда слово также переводят как «исход». Оба варианта значения связаны с историей времен Ветхого Завета.
Еврейская Пасха
Еврейская Пасха связана с выходом народа Божия из Египта, где евреи провели 400 лет, с тех пор, как туда ушла многочисленная семья праотца Иакова. Со временем положение народа стало почти рабским – именно тогда по повелению Божию, данному чрез прор. Моисея, иудеи покинули страну, причем вопреки воле ее правителя – фараона.
Исходу евреев предшествовали так называемые «десять казней египетских», когда через св. Моисея Господь посылал египтянам устрашающие знамения – вода Нила становилась кровью, земля наполнялась жабами, саранчой… Наконец, последней, самой страшной казнью стала смерть всех первенцев Египта «от человека до скота».
Той же ночью, когда Ангел, истребляющий непокорных воле Божией, шел по земле Египта, евреи совершили первый Песах:
- каждая семья принесла жертву Богу – агнца (ягненка);
- мясо его по Божию повелению приготовили, употребили в пищу, кровью же – помазали косяки дверей; то было знаком для грозного Ангела –так что гибель не постигла ни одного из первенцев избранного народа.
Именно отсюда название праздника – Песах, ведь Судия прошел мимо, люди сохранили жизнь. А вслед за тем фараон (также потерявший старшего сына) отпустил народ из страны. Отсюда иной перевод слова как «исход». Именно он особенно близок христианам, которые по-новому осмыслили понятие Пасхи.
«Десять казней египетских: смерть первенца фараона», картина Альмы-Тадемы«Десять казней египетских» — описанные в Пятикнижии бедствия, постигшие египтян за отказ египетского фараона освободить порабощённых сынов Израилевых. Привели к Исходу евреев из Древнего Египта.
Праздник христиан
Название его ученики Иисуса сохранили, хотя он имеет также иное именование – Воскресение Христово, означая собственно событие, которое отмечается. Однако, слово «Пасха» употребляется потому, что:
- непосредственно пред взятием на страдания Господа действительно праздновался иудейский Песах; более того, именно во время этого торжества, совершаемого как память исхода из Египта, Христос установил главное Таинство – Евхаристию; слова, сказанные им о Своих Теле и Крови под видом хлеба и вина ныне точно повторяются священником на каждой литургии;
- кроме того, впоследствии ученики Господа по-новому осмыслили само событие времен прор. Моисея; так, ап. Павел говорит, что «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор.5:7); он имеет ввиду, что закалаемый на праздник агнец – образ Господа, пожертвовавшего Собой ради спасения людей, распятого за их грехи;
- наконец, еврейское «Песах» понималось христианами как исход, но не из Египта, а из тьмы неведения – к свету Богопознания, от смерти, которая безраздельно властвовала над человеком – к истинной жизни с Господом, где места смерти просто нет.
Пасхальное богослужение и крестный ход
Служба, на которую православные стараются попасть обязательно, начинается несколько раньше 12 ч. ночи. Это Полунощница, во время которой читается особый Канон. Затем священники уносят Плащаницу, лежащую посредине храма, символизирующую гроб Господа, в алтарь.
В полночь все присутствующие зажигают свечи, под тихое пение «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси…» сначала духовенство, затем – все присутствующие исходят из храма с иконами, хоругвями. Крестный ход символизирует жен-мироносиц, которые также затемно отправились ко Гробу Господню. Крестный ход завершается у закрытых дверей. Впервые звучит радостное «Христос Воскресе!».
Люди вступают в совершенно, кажется, преобразившийся храм: горят все светильники, звучит особый Канон, который начинает Утреню. Его, по традиции, поют, а не читают.
По окончании Утрени можно услышать Пасхальные Часы, песнопения которых воспевают Воскресение, а затем начинается литургия. Во многих больших приходах она, по множеству причастников, может закончиться и в 3, и 4 ч. ночи. Богослужение как этого, так – последующих 7 дней проходит при открытых царских вратах.
Красивое поздравление с Пасхой Христовой
О том как поздравить с Пасхой так, чтобы на душе стало светло тепло и радостно мы подготовили специальную статью. А в рамках этой предлагаем стихотворение, которое посвятил празднику Пасхи Христовой прот. Василий Бажанов (1800-1883 гг.):
Христос воскресе! Люди, братья,
Друг друга в теплые объятия
Спешите радостно принять!
Забудем ссоры, оскорбленья,
Да светлый праздник Воскресенья
Ничто не будет омрачать!
Христос воскресе! Ад трепещет,
И Солнце правды вечной блещет
Над обновленною землей;
И вся вселенная согрета
Лучом Божественного света,
Вкушает радость и покой.
Христос воскресе! День священный!..
Греми во всех концах вселенной
Творцу немолчная хвала!
Минули скорби и печали,
Греха оковы с нас ниспали,
Душа отпрянула от зла!
Человек может быть грешен, очень немощен, одержим страстями. Но это – день когда Воскресший зовет каждого. И даже неверующие, лишь ненадолго зашедшие в храм,чтобы узнать сколько длится Пасха и что это за праздник такой, запоминают его удивительное чувство близости Бога.
Наталья Сазонова
Тропарь, кондак и задостойник
Тропарь, глас 5:
Христо́с воскре́се из ме́ртвых, / сме́ртию смерть попра́в, // и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.
Кондак, глас 8:
А́ще и во гроб снизше́л еси́ Безсме́ртне, / но а́дову разруши́л еси́ си́лу, и воскре́сл еси́ я́ко победи́тель Христе́ Бо́же, / жена́м мироно́сицам веща́вый, ра́дуйтеся: / и Твои́м апо́столом мир да́руяй, // па́дшим подая́й воскресе́ние.
Задостойник, глас 1:
А́нгел вопия́ше Благода́тней: / Чи́стая Де́во, ра́дуйся, / и па́ки реку́, ра́дуйся: / Твой Сын воскре́се / тридне́вен от гро́ба, / и ме́ртвыя воздви́гнувый, // лю́дие весели́теся.
Свети́ся, свети́ся но́вый Иерусали́ме: / сла́ва бо Госпо́дня на Тебе́ возсия́. / Лику́й ны́не, и весели́ся Сио́не. / Ты же Чи́стая красу́йся Богоро́дице, // о воста́нии рождества́ Твоего́.
Можно ли отмечать Пасху, если не постился?
Распространенный вопрос: можно ли идти в Церковь, если не постился или пропустил богослужения Страстной недели? И даже забыл, когда в последний раз исповедовался и причащался. Понятно, что у нас всегда найдутся веские причины, почему абонент занят или недоступен, когда Господь зовет в храм. И что, Бог ответит нам тем же? Отлучая от радости Воскресения Христова? Как ни странно, нет. Да, когда мы отсутствуем на важнейших богослужениях, не приходим на Божественную литургию, не причащаемся, то есть не принимаем Тела и Крови Господних, мы сами себя отлучаем от Христа. Но, как ни удивительно, каким бы несправедливым это ни казалось некоторым истовым верующим, Господь не отвергает и таких неприлежных, называя их детьми «одиннадцатого часа». То есть пришедших к Господу не рано утром, а за час до полуночи, едва ли не в последний миг. Во время ночной пасхальной службы в церквях торжественно читается знаменитое «Слово на Пасху святого Иоанна Златоуста» и звучит такая утешительная для всех нас весть: «Любочестив сущий Владыка: приемлет последнего, как и первого… Потому-то все войдите в радость Господа своего… Богатые и убогие, друг с другом ликуйте. Прилежные и ленивые, день почтите. Постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь… Никто да не рыдает о своем убожестве, ибо явилось общее царство. Никто да не плачет о своих прегрешениях, ибо прощение от гроба воссияло. Никто да не убоится смерти: освободила нас Спасова смерть..». То есть Христова Любовь — жертвенная, действенная — уравнивает нас всех! Она выше земных представлений о справедливости
И это крайне важно
Традиции праздника
Главная традиция в день отдания Пасхи — это посещение торжественного богослужения, которое так напоминает пасхальное. В 2021 году оно приходится на 9 июня. Служба в этот день всегда очень красивая, священники носят праздничное облачение, выходят на середину храму со свечами и кадилом. Пасхальные песнопения особенно радостны для всех верующих. Финальной нотой является окончание литургии главным пасхальным возгласом «Христос Воскресе!»
Также в день отдания обязательно проводится пасхальный крестный ход. Плащаницу после проведения литургии отнесут обратно в имитированную гробницу. Весь период попразднства она находилась в алтаре на престоле.
До самой Троицы православные верующие освобождены от некоторых запретов: к примеру, не кладут земные поклоны, а также нет поста по средам и пятницам, как это обычно бывает.
Что нужно делать на отдание: мнение священнослужителя
Отвечает митрополит Вениамин Федченков:
Этот день отводится делам милосердия. По этому поводу святитель Иоанн Златоуст говорил так: «B первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя», — согласно повелению апостола Павла — и сберегает, сколько позволит ему состояние… (1 Кор. 16, 2-3).
Для чего же апостол этот день назначил для пожертвования? Почему не сказал: в понедельник, во вторник или в прочие дни недели? Конечно, — с тем намерением, чтобы в самом дне воскресения иметь побуждение сильнее располагать нас к благотворению.
И почему этот день способнее побудит нас к милостыне?
Что всего важнее: мы получили бесчисленные благодеяния: в оный попрана смерть; уничтожено проклятие; истреблена власть греха; врата адовы сокрушены; пленен диавол: прекращена долговременная вражда; на земле водворился мир; род человеческий достиг прежнего — гораздо большего — благородства. Святой Златоуст — великий проповедник милостыни. За это собственно он и пострадал, обличая богатых!
Эта милостыня бедным, говорит он, очень часто и есть лучшая «служба» Богу и высшая красота Пасхи. Недаром предки наши в дни больших праздников посещали больницы и тюрьмы; и посещали заключенных; или посылали им дары.
Ведь на Страшном суде Господь именно об этом спросит нас: напитали ли? напоили ли? одели ли? посетили ли?
Вообще, оказали ли любовь меньшим братьям Христовым? Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40). И место ли нам быть с Ним на трапезе Его в Царствии с Ним, — если мы не окажем милости Его братьям (Лк. 22, 30)?
Не думаю! Слово Христово — истина! И тот же святой Златоуст так настойчиво говорит о милостыне. Например: «…хотя у тебя много грехов, но, так как милостыня твоя защитница, то не бойся; ни одна из вышних сил не останавливает ее, она требует должного, имея в руках собственное рукописание. Это — глас Самого Господа, что, кто сотворил единому сих меньших, тот — Мне сотворил… (Мф. 25, 40). Таким образом, сколько бы ни было у тебя других грехов, твоя милостыня перевешивает вce» (Т. 2. С. 327).
Почему Пасха каждый год в разные дни
Причиной «подвижности» является то, что еврейский календарь, по которому считается месяц нисан, его 14 день – лунный, а юлианский, принятый во времена Христа – солнечный,именно по нему определяется дата Пасхи. Лунный календарь основан на изменении фаз светила от новолуния (когда она с земли не видна, скрытая тенью) до полнолуния.
Этот «лунный месяц» занимает примерно 29,5 суток, если считать по солнцу, то есть солнечные и лунные месяцы не совпадают. Кроме того, продолжительность лунного года колеблется – 354 или 355 суток (тогда как солнечного – на 10 дней больше). Совмещение двух календарей приводит к «переходящему» характеру праздника.
Кроме того, с XVI в. появилась еще одна проблема: католические страны ввели новый календарь, по имени Папы Римского Григория именуемый григорианским, так что считают дату праздника по нему – но по принципу, установленному I Вселенским Собором. Восток же по большей части на новое исчисление времени переходить не стал, например, Русская Церковь живет по юлианскому календарю.
Разница между двумя календарными системами составляет сейчас 13 дней, так что 21 марта юлианского и григорианского «стилей» не совпадают. Ныне вновь, как до IV в. Восток и Запад, как правило, отмечают Пасху в разные дни.
Дата самой поздней Пасхи
Промежуток, на который она выпадает у православных – от 4 апреля до 8 мая, это самая поздняя возможная дата. За последние столетия она случалась только раз (1983 г.)
Сколько длится Пасха
Приветствовать с радостным событием можно целых 40 пасхальных дней – до Вознесения Господня. А некоторые православные обращаются так друг другу по воскресным дням, ведь каждый из них считается «малой Пасхой». Как батюшка Серафим Саровский:
Христос воскресе, радость моя!
Как поминают усопших в дни Пасхи?
Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже те, кто и не справляют на могилах своих близких языческих пьянственных тризн, столь оскорбительных для всякого христианского чувства, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших.
Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник.
Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой — разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.
Символы Пасхи
Количество атрибутов праздника достаточно велико:
- например, на Руси к ним издревле относились кулич (форма его похожа на церковный просфоры, а также артос – но выпекается он дома, а не при храме), творожная пасха, пирамидальная форма которой – символ Гроба Господня;
- западные христиане до сих пор ассоциируют день с «пасхальным зайцем»; атрибут имеет чисто языческое происхождение, изначально будучи образом богини рассвета Эостры, которой праздновали на весеннее равноденствие.
Однако, универсальным символом, актуальным как для Востока, так – Запада, всегда было яйцо. Это – древний символ жизни, как нельзя лучше, притом – понятным язычникам языком, выражающий идею рождения новой жизни человечества, соединившегося с Богом.
Пасхальное яйцо: почему красят
Это древняя традиция, восходящая еще ко временам язычества, хорошо понимавшего символическое значение его, как символа жизни. Расписанные или даже украшенные резьбой яйца страусов, кур, находят во многих древних захоронениях Африки, Ближнего Востока.
Поэтому не случайно, как говорит церковное предание, преданная ученица Христа Мария Магдалина явилась к римскому императору Тиберию именно с таким символическим подарком со словами:
Согласно житию святой, Тиберий, скептик, высказал свои сомнения, сказав, что это не более возможно, чем яйцу изменить цвет. Тогда на его глазах скорлупа покраснела, уверив императора в истинности проповеди Марии.
Яйцо кулич пасха
Именно ввиду этого древнего предания христиане чаще всего окрашивают яйца красным. Кроме этого цвета, символизирующего одновременно Царство Небесное и Кровь Христа, возможны:
- желтый или золотой – его символика похожа на значение красного, это также цвет Царства Божия;
- голубой – он ассоциируется с небом, а также с Пресвятой Богородицей.
Сейчас можно встретить также другие цвета. С первых веков христианства на Руси также известно искусство создания «писанок», то есть яиц, украшенных узорами. Хотя традиция, надо полагать, восходит к дохристианским временам, Церковь не считает ее греховной, понимая, что сейчас для христиан это – скорее способ выразить свою пасхальную радость.
Что верующие делают в этот священный день
У Отдания, как и у многих других церковных праздничных событий, были свои правила. Известно, что в этот период верующие отправляются на утреннюю и вечернюю службы в церковном храме. Также люди проводят время в молитвах со своей семьей и детьми, поскольку это семейный праздник.
Запреты на эту дату выглядят следующим образом:
- Запрещается заниматься уборкой и стирать в доме;
- Нельзя работать в саду и огороде, заниматься любым физическим трудом;
- Нельзя спорить, конфликтовать, говорить о плохом и осуждать кого-либо;
- Запрещается обманывать кого-либо с целью получения выгоды;
- Мусорить и плевать на землю нельзя;
- В этот священный период нельзя думать о плохом, все мысли должны быть радостными;
- Нельзя посещать кладбища, а также отказывать в помощи тем, кто в этом нуждается.
Стоит помнить о том, что это очень значимый церковный праздник. Не стоит в этот день делать что-либо, что могло бы осквернить память о Господе и всех его добрых поступках.
Как в день Отдания Пасхи проводятся церковные службы
Согласно православным традициям, в день Отдания Пасхи церковные службы проводятся в соответствии с особыми правилами. Так, в данную дату люди собираются в христианских храмах для того, чтобы в последний раз в году услышать особенные песнопения. Они бывают посвящены скорому Вознесению Господня, которое отмечается обычно на следующий день. В 2020 году Отдание Пасхи выпадает на 27 мая, а другое торжество на 28 число месяца.
Богослужения в день Отдания Пасхи проводятся, согласно традиции, при максимально ярком освещении. Православные люди на церковную службу приходят со свечами, а сами священнослужители надевают белые ризы.
Литургия в день Отдания Пасхи, согласно древним традициям, проводится с открытыми вратами, а также в начале песнопений проходит традиционное пасхальное приветствие. Именно в данный праздничный день проходит последний в году Крестный ход.
Какие читать молитвы на Пасхальной неделе
Пасхальная неделя: традиции и приметы, что можно и нельзя делать
Первая пасхальная неделя — продолжение Пасхи — один из самых радостных периодов для верующих. Поста нет всю неделю, разрешена любая пища и вино.
В это время принято щедро угощать родных и друзей, ходить в гости, давать деньги на благотворительность. Скупость в Светлую седмицу считается большим грехом. Тем не менее обжорство и пьянство не приветствуются, это также считается грехом, оскорбляющим праздник.
Под запретом ссоры, споры и скандалы. Не поощряется сидение дома, одиночество и уныние, иначе, согласно примете, счастья весь год не видать. Девушке, которая в пасхальную неделю сидит взаперти, обычно сулят неудачи в личной жизни.
При этом строгого запрета на работу нет, хотя, по традиции, на Руси Светлая седмица была временем отдыха и развлечений.
Как отмечается Отдание Пасхи
День отдания праздника Пасхи был последним днём жизни Иисуса Христа на земле, когда воскресший Господь явился своим ученикам, чтобы сказать последние слова о Царствии Небесном. В этот день верующие собираются в храме, чтобы попрощаться с Пасхальными песнопениями до будущего года.
В день Отдания православные верующие приходят в храм и прощаются с песнопениями в честь Пасхи до следующего года. Торжественное богослужение содержит в себе пасхальные песнопения, песнопение Недели о слепом и песнопения перед праздником Вознесения Господнего. Богослужение Отдания происходит также, как и Отдание других двунадесятых церковных праздников.
Служба в день Отдания проходит в полностью освещенном храме, как в пасхальный чин, вечерняя и утренняя службы тоже пасхальные. Богослужение начинается с пением стихир, заженными свечами и кадилом, как во время Пасхи, с великим славословием.
В день Отдания священники в храмах служат не в красных, как в Светлое Воскресение Христово и в следующие дни, а в белых ризах. При Богослужении они находятся в центре храмов. Поют пасхальные молитвы , как и во время первого дня Пасхи. Совершается служба с открытыми Царскими вратами и приветствиями, как на момент Пасхи, «Христос Воскресе!». На вечерню, утреню и литургию происходит торжественный звон с колоколен храмов. С этого момента все верующие больше не приветствуют друг друга пасхальными словами, которые говорили на протяжении пасхальной недели.
После торжественного богослужения священники убирают Плащаницу с Престола и убирают в специальный, предназначенный для нее ковчег (по-другому гробницу). Специального чина для такого в церковном Уставе не имеется. Закрывают Царские врата.
Какой смысл несёт празднование Отдания Пасхи
Издавна среди православных верующих людей отданием называли последний день великих праздников, которые длились на протяжении долгого времени. За ними следовали другие, не менее важные для христиан торжества. Так, в 2020 году, после Отдания празднику Пасхи будет отмечаться Вознесение Господне.
Именно в день Отдания Пасхи завершается сорокадневное торжество в честь Христова воскресенья. Среди православных верующих людей считается, что на протяжении всего этого времени Господь присутствовал на Земле, среди живых людей. И именно после окончания 40 дней он снова отправлялся в Небесное Царство.
В православной церкви считается, что день Отдания Пасхи – это последнее время, в которое Иисус Христос находится на земле после всего воскрешения. В эту дату он в последний раз приходил к своим ученикам и последователям, чтобы рассказать о небесной жизни и о том, как они должны вести себя на земле.
Попразднество Пасхи
«Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею (субботою), Церковь продолжает его, хотя с меньшею торжественностию (как попразднество), еще тридцать два дня до Вознесения Господня (по день «отдания» Пасхи) и, сверх того, вспоминает Воскресение Христово еженедельно, в первый день седмицы». У евреев первым днем считалась суббота: а у христиан стал почитаться день воскресения. Скажем об обоих днях.
До «отдания» каждое воскресенье поются (кроме Фоминого) на вечерне «стихиры Пасхи» («Дa воскреснет Бог… Пасха красная…»), со славником празднуемой недели (мироносицам и проч.); а также поется пасхальный канон («Воскресения день…»). И ежедневно всякая служба начинается с пения (или чтения, на часах) тропаря: «Христос воскресе».
«Воскресение Христово…» на всенощной под воскресный день поется трижды, а не один раз. Ексапостиларий (или светилен по каноне) сначала поется пасхальный «Плотию уснув», потом уже — празднуемой недели.
Так ясно празднуется «попразднество» Воскресения Христова — тридцать девять дней!
Это — совершенно небывалое торжество! Обычно попразднество продолжается от одного до восьми дней.
Потом, накануне Вознесения, совершается «отдaние» Пасхи. Службы начинаются со свечами, кадилом и пением стихир, как и на Пасху; и проч., как и в воскресенья пасхальной седмицы; и с великим славословием.
Эта же служба является одновременно и предпразднеством Вознесения, поэтому третий канон полагается уже Вознесению. На литургии — прокимен «Сей дeнь…»; но «Апостол и Евангелие – дня».
Пасха на Святой Горе Афон
А конец – «якоже указася и на самую Пасху…», «И тако отдается праздник святаго и живоноснаго Христова Воскресения».
Плащаница уносится в среду: Господь завтра возносится (хотя об этом в службах не указывается). Но Воскресение Христово воспоминается весь год, каждый воскресный день; и этот день потому и называется «Господним» днем. И, таким образом, Пасха совершается, в сущности, весь год, по воскресным дням, то есть все пятьдесят два воскресенья.
И, по церковному уставу, служба в этот день совершается без коленопреклонения. Каждое воскресенье читается на утрене Евангелие о явлениях Христа по Воскресении Своем (одиннадцать чтений составляют «столп», который снова повторяется). Поется, по Евангелии, «Воскресение Христово видевше…» и «Воскрес Иисус от гроба…»
Первый канон посвящается непременно Воскресению Христову, а второй — уже кресту и воскресению.
Верующие должны участвовать в службах.
По великом славословии поются, по очереди, тропари: «Днecь спасение…» или «Воскpec из гроба…».