Обряды и традиции в день марены, 25 ноября 2022 года

Календарь славянских праздников по месяцам. основные даты.

Как чествовали Мару Осеннюю

У славян не было отрицательного отношения к Темным богам, поскольку они чтили все Силы в совокупности. Высшая Мара олицетворяет Великую Тьму из которой появилась жизнь во всей Вселенной. Об этом говорит ее имя состоящее из двух частей: «Ма» — Мать и «Ра» — свет изначальный. Святилища Мары воздвигались в гиблой местности – неподалеку от болот или в увядающих лесах. Несведущему человеку опасно было приближаться к святилищу, так как он мог заблудиться и не найти обратной дороги. Возле изображения богини сделанного из соломы или дерева устанавливали место для подношений на которое водружались дары для задабривания Морены.

Fri, 07 Oct 2022 16:30:52 +0300

Краткий экскурс в историю Навьего дня

Для начала давайте выясним, почему данный день называется именно «навьим» или днём Марены. Слово «навь» — указывает на «нижний» мир, мир мёртвых, мир всего тёмного, в том числе и тёмных богов. Энергетика здесь тяжёлая и тёмная.

Всего же миров три: есть мир срединный – это мир, где мы с Вами живём, называется он – Явным. Данный мир полон жизненной энергии. И третий мир, это мир богов, мир Прави. Если говорить о христианской концепции мировосприятия, то это, так называемый «рай». В этом мире преобладают высокие божественные энергии, светлые и лёгкие.

Но кто такая Марена и какое она имеет отношение ко всему вышесказанному? Марена – дочь богини Лады и сестра богинь Лели и Живы, она же является женой Кощея Бессмертного. Данная славянская богиня обладает тёмной силой, противоположной силе солнечной Яри. К миру Навному она имеет непосредственное отношение, ведь это её мир, границы которого начинаются сразу за чёрной рекой Смородиной, через которую ведёт Калинов Мост. Как только реку перешёл, начинаются владения тёмной богини, начинается мир мёртвых, начинается Навь. По преданиям именно Калинов Мост и стерёг тот самый дракон о трёх головах, которого в русских народных сказках убивают богатыри. Марена была проводницей умерших душ в мир иной. Если бы не она, то попасть «по адресу» душе было бы не просто.

Итак, 1 марта день Марены или Навий день, день, когда принято сотворять различные обряды, посвящённые теме «умирания» и «пробуждения» природных сил. В этот день не только поминались предки, ушедшие в мир иной, но и проводились обряды, связанные с «помощью» Яриле. Наши предки, «поддев» Марену на вилы, помогли Солнцу победить Зиму, помогали Яриле взять верх над холодом и мраком, ведь ещё совсем недавно — по осени, Ярило был повержен тёмной богиней и её слугами. Это так называемый нескончаемый круговорот природных стихий, умирания и возрождения, которое никогда не заканчивается. Это то, что всё время движется и повторяется.

Принято считать, что именно 1 марта лучше всего поминать своих умерших предков. Энергетика данного дня такова, что только в этом день – единственный в году – можно своими просьбами, вопросами или молитвами «дотянутся» до тех слоёв Нави, где находятся души умерших. Считается, что Вас услышат, что Вам помогут, в том числе в вопросах чистки своего Рода, в иных любых аспектах, касающихся кармических долгов, связей, дурных или добрых поступков и прочего.

Отмаливая родственников, исправляя их ошибки, человек улучшает карму собственного рода, как и свою личную карму, но самое главное – получает помощь рода, его поддержку, советы, знания и прочие столько важные знания, жить без которых не просто.

Как именно можно помочь умершему? Всё просто, нужно слушать собственное сердце. Для кого-то будет хорошим решение дома зажечь свечу, кто-то пойдёт в церковь, а кто-то просто сходит на кладбище или напечёт блинов и отнесёт их соседям. Все эти действия, подкреплённые Вашими мыслями о покойном, будут благостны для его души.

Откуда пошло название праздника, посвященного Богине зимы и смерти?

Наши предки считали, что после смерти все люди попадают в мир Нави, которым правит Богиня зимы и смерти Мара-Марена. Её ещё называют Ледяная Богиня или Тёмная Божена.

Она помогает людям перейти Калинов мост через реку Смородину, которая отделяет наш мир Яви от мира Нави (нижнего мира, где находятся духи умерших). Сторожит этот мост трёхголовый змей.

Богиня Мара-Марена в пантеоне славянских богов занимает особое место. Она считается дочерью Бога Сварога и Богини Лады. У неё есть две сестры Богини Леля и Жива. Её описывают как красивую белокожую женщину с чёрными волосами. Она обладает высокомерным, пугающим взглядом.

Особенно чтут Марену на севере, где зима длится долго. Люди верили, что в её силах избавить человека от болезни. Существуют тексты с заговорами, в которых к Богине обращаются с просьбой об исцелении. Ведь Богиня может остановить сестёр-Лихоманок, которые приносят людям болезни. Существуют тексты старинных писем, где люди обращаются к Богине Марене для закрепления обещания, призывая её в свидетельницы.

По преданию она очень любит рукодельничать, ткать и прясть. Использует она при этом не простые нити, а нити судеб людей. На картинках её изображают с серпом в руках, которым она и обрезает эти нити, когда жизнь человека заканчивается. Также символами Богини являются Чёрная луна и кубок, сделанный из человеческого черепа, ель и чёрный лебедь.

Славяне не думали, что Марена злая Богиня. Они понимали, что смерть означала не только конец старой жизни, но и переход к новой. Тем не менее, у неё в свите есть так называемые мороки, тёмные заморачивающие сущности. Кроме того в силах Мары-Марены послать на людей мор, то есть смерть.

Справка! Имя Мара расшифровывается как «МА-Ар-Ра». «Ма» — это мать, женщина, «Ар» — это радящая, плодородная, а «Ра» означает видящая суть вещей.

У неё золотые глаза, и она сразу видит сущность человека. Очень не любит Мара душевного смрада, лживых и лукавых людей.

Марена наказывает плохих людей, посылая им болезни и неприятности.

Самый известный символ Мары — косой зимний крест. Он представляет собой пересечение двух линий, на концах которых есть ещё небольшие штрихи, что означает заморозку, остановку, так как линии не могут дальше продолжаться в бесконечности.

Косой крест можно использовать в качестве оберега от злого умысла. Считается, что он может остановить любую беду и избавить человека от неуверенности.

Исторические сведения

В зависимости от территориального расселения славяне называли богиню следующими именами:

  • Марана;
  • Морена;
  • Моржана;
  • Маржена;
  • Зимняя повелительница;
  • Кощная Владычица.

Согласно древнеславянской мифологии, богиня являлась противоположностью светлой и радостной богини жизни Живы. Древние люди понимали, что все процессы в мире взаимосвязаны, и на смену рождению приходит смерть, тепло сменяется холодом, радость — горем. Поэтому праздник устраивался и в честь злобной Марены.

В подчинении богини находилась целая дюжина бесов и чертей, которые во тьме ходили около домов и пугали своим зловещим видом. Считалось, что если выглянуть ночью в окно и увидеть облик Марены, можно умереть.

Навьи духи, кто это?

Души умерших в день Мары могут ходить среди людей.

В древности навьими духами окрестили души умерших людей, ушедших в царство мертвых (навье). Считалось что 1 марта забытые души усопших, не получившие упокоения могла ожить, и надев личины людей, ходить среди живых. Оживают мертвецы чтобы справить святки.

1 марта принято надевать личины, как и на святки.

Культ поминания умерших есть и в современной религии. Считается что принося требы и вспоминая добрым словом мы, живые, помогаем ушедшим в загробный мир.

В день Мары можно обращаться к богам чтобы дали они лучшую долю умершим родичам. В этот же день и души родиче могут общаться с живыми через сны. Ведь умершие родственники могут помогать живым, делиться информацией, давать совет. Именно в навий день можно к ним обратиться с вопросом.

Община (жреческий круг) «ЗЕМЛЕпоклонники»

Обряд дня Марены от Бахаря (Блинова А.):

«В конце Ноября – Груденя (так же сей месяц звался среди Славян — Листопад, Листогной и т д ) встречают Марену, Богиню Смерти, срок её — Зима время её — Ночь. Приносили Марене жертву и требы, прося о том, что бы не была Зима суровой сверх меры, чтоб накрыла МАТЬ ЗЕМЛЮ добрым снежным одеялом. Чествовали её и кланялись ей, как владычице Мира, вошедшей в свой срок на престол. Без смерти нет жизни, без ночи нет дня, а за Зимой всегда приходит Весна, всему свой срок и своё время.

Обращаясь на запад солнца, жрец говорит:

День года прожит, приходит Ночь…Опало пламя, приходит тьмаИ даже Боги уходят прочь,И Мир в остывший идёт ЗИМА…Так было, так будет от века до века и до конца веков…(поклон)

Дева белая, яко снег – ледяная пыльДева чёрная, яко Ночь – тьма беззвездная.Очи твои — лёд хладныйДумы твои – зверь гладныйВремя твоё да воля твоя,Срок твой да власть твоя.(поклон)

Быть холоду до поры,Лежать снегу до Весны,Спать ЗЕМЛЕ, да сном тем живиться,В колыбели ледянойБыть до времени одной.Ты пой, пой, Маренушка, песнь свою,Завывай в метели,Запевай в пурге,Пой ЗЕМЛЕ песнь колыбельную,Пой.(поклон)».

Традиции и обряды

Накануне прихода зимы славяне изготавливали из подручных материалов чучело Марены. В некоторых волостях вырезали образ богини из дерева. В результате получался высокий истукан, который наряжали в женское платье. В других районах чучело изготавливали и старых тряпок, которые надевали на деревянную крестовину.

Чествование Зимней Владычицы должно было проходить в полной тишине. Даже детям запрещалось бегать и играть. С наступлением темноты все жители села собирались у истукана становились в круг. Верховный жрец поочередно подходил ко всем участникам, держа в руках большую самодельную миску из дерева или кости. Каждый человек, включая детей и стариков, должен был надрезать палец и выдавить в емкость несколько капель крови.

Собрав пожертвования от всех жителей, жрец выливал кровь на голову чучела. Такими магическими действиями люди показывали богине, что они не боятся смерти и темноты. Далее все присутствующие хором повторяли заклинание, восхваляющее силу Марены.

Опускали самодельные факелы в воду, демонстрируя Владычице свою смиренность перед смертью.

Возвратившись домой, славяне садились за праздничный стол. К торжеству готовились традиционные блюда: несколько сортов отварного мяса (баранины, говядины, свинины), пареная репа, отварная морковь, свекла и пряные коренья. Запивали морсом, сваренным из осенних ягод: брусники или клюквы. Во время ужина разговаривали шепотом, не смеялись и не пели. Затем убирали стол, чтобы остатки еды не достались бесам и чертям, и сразу ложились спать.


Славяне изготавливали чучело Марены.

Чучело должно было простоять до весны. Зимой жители не приносили дары к капищу богини. Первого марта, когда начинал таять снег, славяне отмечали приход весны. В этот день образ богини Марены сжигали на костре, топили или закапывали в землю.

Два лика Мокоши: Жива и Мара

Мокошь – Великая Небесная Пряха, вместе со своими дочерьми Долей и Недолей плетущая судьбы людей и богов. Считается женской ипостасью Велеса – древнего бога трех миров свободно перемещающегося между Явью, Навью и Правью. Светлым Ликом Матери Мокоши является Жива – богиня плодородия, Любви и Лета. Она символизирует жизненные силы и способность восстанавливаться после неурядиц и испытаний. В пантеоне западных славян Жива выполняет роль главного женского божества. Она умеет воскрешать не только замершую на время зимы Природу, но и чувства людей.

Темным Ликом Мокоши является Мара. Имя богини происходит из индоевропейского языка где корень mar/mor связан со смертью (мором). Она воплощает зимнее дыхание Велеса – Мороз (также происходит от корня mor). Мара – владычица ночных кошмаров. В английском языке слово nightmare (кошмар)состоит из двух частей: night– ночь и mare. Мара соотносится с польской Маржаной (Marzanna)– злым духом насылающим всяческие несчастья и Церерой – древнеримской хтонической богиней подземного мира превращающей людей в безумцев.

Историческая справка.

Морена воспринималась в качестве обратного (тёмного) лика Великой матери — воплощения всего сущего. Если в представлениях предков светлая ипостась Жива давала миру жизнь и тепло, то тёмная обрекала всё на смерть и холод.

Согласно верованиям, разрушение и созидание гармонично соединялись в характере Великой богини. Они не могли существовать по отдельности и сменяли друг друга.

В восточнославянской мифологии Марена имела прозвища Зимняя и Кощная (смертная) Владычица (Повелительница, Державница).

25 ноября вполне подходило для чествования богини смерти, так как на Руси к этому времени с деревьев облетали последние листья и начинались зимние холода.

Старинные обряды

Наши предки были уверены, что души умерших приходят раз в год навестить своих родных, узнать, как они живут, какие у них радости и печали. Считалось, что их можно даже попросить ответить на тот или иной вопрос. Ответ может прийти ночью во сне.

На курганы несли тризну, то есть подношения предкам. Это могла быть и еда (блины, пшённая каша, яйца-писанки), и питьё, и вещи, необходимые в обиходе, сделанные своими руками. Женщины пели «окличку», звали мертвецов вместе отобедать. «Окличку» могли делать только женщины.

Скоро жалобные песни сменялись радостными, потому что начиналась Красная горка. Приходило время для весёлых игр. Существовала интересная традиция катать с горки крашеные яйца. Побеждал тот, чьё яйцо укатывалось как можно дальше и при этом не разбилось. Таким образом наши предки призывали добрый урожай. Ведь скоро будет совсем тепло и начнутся посевные работы.

Предкам, которые давно покинули наш мир, или могила которых находится далеко, посылали по воде скорлупки от крашеных яиц, чтобы они знали, что о них тоже помнят. Считалось, что вода принесёт им эту весточку в мир Нави из мира живых.

Но вместе с душами предков из Нави приходили и души неупокоенные, обиженные, забытые родственниками. Их следовало опасаться, потому что они не только требовали внимания к себе, но и могли вселиться в живого человека. Поэтому люди надевали маски в виде морды какого-нибудь животного, чтобы нежелательные гости из Нави их не узнали.

К полуночи раскладывали костры, через которые прыгали, чтобы очиститься от навий. К тому же верили, что к костру могут прийти погреться умершие предки.

Этим днём открывалась череда праздников, которые назывались Радуница или Радоница. Радуницей этот праздник называется, потому что в этот день умершие люди радовались возможности увидеть родных, побыть на земле, полюбоваться солнышком и звёздами. А живые верили, что умершие где-то рядом, хоть и нельзя их увидеть.

В православной церкви этот праздник тоже отмечается, на 9-ый день после Пасхи. В Белоруссии Радуница является государственным праздником. Люди заранее убирают могилы, несут на них цветы, крашеные яйца и куличи.

Мара

Славяне почитали Мару Морену, хоть и побаивались. Богиня зимней стужи и смерти обрезает нить жизни и переводит через речку Смородину по калинову мосту, что охраняет трехглавый дракон. Мара является женой Кащея, сестрой Живы и Лели. Смерть не воспринималась как зло, считалось что на место старому. Изжившему себя приходит новое. Как сменяются природные циклы где за постепенным увяданием приходит возрождение, так и люди, умерев на земле, рождались вновь.

Кроме того Мара обладает огромной магической силой и многому научила людей, в том числе ворожбе да целительству. Не любит она лукавства да лжи. Гниль человеческих душ насквозь видит и насылает на таких людей неприятности да хвори через свою свиту нечисти.

По вере славян богиня смерти также являлась богиней справедливости.

Как провести день Марены с пользой и помочь своему роду?

Как уже было сказано выше, в этот день можно пойти на кладбище, церковь или просто помянуть родичей дома

В этот день крайне важно мысленно или даже вслух, обратиться к ним, спросив, как у них обстоят дела, и в чём Вы можете им помочь

Считается, что именно 1 марта нужно пройти той самой дорогой (туда, а потом обратно), которой родственника везли на кладбище. Почему? Всё просто, если Вы поступите как, как описано, то Вашему умершему родственнику будет намного легче найти дорогу к Вам. Ему будет проще явиться к Вам с ответами на Ваши же вопросы. Из практики многих, можно сказать, что умерший чаще всего приходит во сне в ту же самую ночь, т.е

ночь с первого на второе марта, и указывает на что человеку нужно обратить внимание, что ему нужно сделать, чтобы душа усопшего успокоилась и обрела покой

В конце Навьего дня было принято жечь костры, как и на Радоницу. В этот вечер души умерших предков или просто родственников имели возможность у данного костра обогреться. Когда-то давно существовал такой ритуал: каждый из тех, кто присутствовал у костра, брал веточку и, произнеся имя умершего члена рода, бросал её в огонь. Таким образом, нужно было вспомнить всех до единого, кто в род входил и кого человек знал, пусть даже и по рассказам. Ещё в огонь бросали хлебные крошки или зёрна, как бы тем самым угощая души, слетевшиеся на огонёк погреться.

Стоит знать, что в день Марены (или Мары) запрещались любые увеселительные мероприятия, пьянки-гулянки, застолья, алкоголь. Алкоголем вообще славяне никогда не поминали. И то, что происходит ныне на поминках – это уже «новодел» и беспредел. Таким образом поминать нельзя.

После того, как огонь костра угас (сам, тушить его было нелья), шли спать. Утром же обсуждали, кто кого из родственников видел во сне и что ему было сказано. Иногда случалось, что родственники ни к кому не приходили, но скорее это было исключение, нежели правило. Умершие могли явиться и, например, попросить отдать за них кому-то долг, который остался не погашенным, либо же попросить о чём то ином. Был случай, когда пришел недавно похороненный дедушка и стал жаловаться, что когда гроб с его телом стали опускать в могилу, то сильно ударили углом в мёрзлую землю. От удара тапок с ноги слетел и теперь у него мёрзнет нога. Дед попросил, чтобы в течение месяца по нему жгли свечи, чтобы он мог согреваться рядом с ними. Так и сделали. Больше данный дедушка никому никогда не снился.

Наверняка у каждого у Вас найдётся пара-тройка историй о том, как умершие родственники, являясь с того света, предупреждали живущих об опасности. Историй таковых много, одна другой фантастичней. Такие чудеса случаются, особенно если умерший и живущий находились в очень тесной эмоциональной связи. Если всё делать правильно, если чтить и не забывать своё рол и своих предков, то и помощь с той стороны не заставит себя долго ждать.

Славянская богиня Мара

Мара – супруга Чернобога, хозяина мира Нави, повелителя Тьмы, бога зла и несчастий. Дети Чернобога и Мары – Морока, Мора, Черная Помочь, Кикимора, Лихоманки и другие демоны и демоницы. Мара – Морена, Марена – грозная Владычица Нави, Жнея Последних Времен, Богиня забвения и разрушения. Символы темной богини – Черная Луна, разбитые черепа и заточенный Серп с помощью которого она обрезает жизненные нити. Владения Марены находятся за Смородиной-рекой на границе Яви и Нави. Калинов мост перекинутый через реку охраняется Трехголовым Змеем.

Мудрые предки считали что после того как Мара обрезает колосья Живы человек не погибает окончательно, а совершает переход к Иной Жизни. Также как и после Зимы сковывающей льдами реки и озера непременно наступает Весна возрождающая все живое на Земле. В весенних обрядах славян используется «Морена» – чучело из соломы воплощающее смерть и зиму, которое торжественно сжигается во время празднования Весеннего Равноденствия.

25 ноября – День Марены у славян

В конце осени Марена начинает крепнуть и поэтому заявляет свои права на погоду. Таким образом летнее тепло сходит на нет, а студеная погода быстро распространяется по регионам.

Древние подметили, что с 25 числа становилось все холоднее, а вместо противного мелкого дождя, слякоти и промозглой погоды с сыростью, начинал валить мокрый снег, а все грязевые лужи начинает сковывать мороз и ледяной ветер заставляет людей прятаться по домам.

Существовали в этот день и приметы. Например, нельзя было до обеда разжигать огонь, а смеяться и или проявлять признаки радости, хорошего настроения было не принято.

Сестрицы-Трясовицы и защита дома от бед

Имеют эти сестры различные имена, нередко их называют Сестрицами-Трясовицами.

Использовали Лихорадок, Лихоманок и Трясовиц и продолжают использовать в черной магии колдуны, призывая их для посыла различных видов порчи и сглаза. Изображали ранее этих сестер, как правило, обнаженными женщинами с крыльями, символизирующими ночь.

Для защиты своего дома от зла в эту ночь, древние славяне обращались к своему домовому и оставляли ему на ночь еду, старались провести этот весь день дома, спокойно, тихо и без ссор.

Заранее, вернее, с самого утра хозяйка дома окуривала все помещение травой — полынью, собранной специально для этой цели в мае и мыла полы водой настоянной на вербе.

В том случае если в доме все-таки появлялась беда, тогда хозяева прибегали к следующему методу — вставали в 5 утра, брали яйцо, которое сохранили с праздника посвященному Яриле Вешнему (празднуется 23.04), ставили зажженную свечку и читали следующий заговор, специально предназначенный для домового:

Дедушка ты Домовой, ты Хозяин тут не простой! Приди сюда на огонек от свечки, явись на зелень и синь, как у речки! Я тебе яичко Ярилы дам! А ты помоги в ответ мне, в моем горе, беде (назвать какое именно). Изгони лихо с избы, отведи горе от всей семьи! Гой!

После прочтения заговора, свечку тушат и вместе с яичком оставляют на том месте, где производился обряд.

3 вида Мары

  • Мара Девица или Мара Осенняя (встречают ее в конце ноября по 9 декабря).
  • Мара Владычица (13.01.
  • Мара Старица или Мара Вешняя (провожают ее на масленицу, сжигая чучело, которое символизирует Старуху-Зиму).

13 января, в давние времена, проводились и специальные обряды, ритуалы, посвященные призыву владычицы Мары Зимней, для исцеления от болезней или наоборот — для наведения порчи.

Для этого шли в лес, где возле сухого дерева клали череп собаки, к веткам этого же дерева приматывали куски шкур различных животных, а вокруг втыкали в снег деревянные заостренные к верху колышки, которые символизируют — «Навьи кости» и на них накалывали варенные, без скорлупы яйца и пресные, слегка подгорелые, лепешки.

Затем лесные шаманы пускали себе кровь и ей чертили специальные знаки на белке яйца. Однако, существовал и запрет — нельзя было использовать кровь, если ритуал проводился целой общиной.

Продолжая тему старославянских, как обычаев, так и празднований, публикуем календарный обзор на март месяц. Из этой статьи вы узнаете, какие праздники в старину отмечали славяне, какие проводили ритуалы и как призывали весну.

Приметы на 1 марта

Гадание по оконным узорам на 1 марта. Если «листья» стремятся вверх, будут еще морозы.

Пожилые люди помнят много премет на славянские праздники. По погоде на 1 марта также можно предсказать урожайность и погоду на весну.

  • Если 1 марта метель весь день — ближайшие 2 недели выдадутся вьюжными;

  • в полдень в небе яркое солнце — ждите раннюю да бурную весну;

  • поля заснежены — ждите хороший урожай хлебов;

  • если на улице мороз, но рамы окон запотели — весна будет медленно, но верно набирать силу. Потепление придет постепенно, но не уступит больше место морозам;

  • морозные узоры направленны вверх — будут еще морозы. При рисунке стремящемся вниз, будет оттепель. Посмотреть данную примету сегодня может не каждый. Пластиковые окна уже не показывают узора, однако жители деревень еще могут видеть замерзшие окна.

Какого числа славили Мару-Марену в 2019 году?

В 2019 году день Мары-Марены пришёлся на четверг 2 мая, а в 2020 году он будет 14 марта.

Славянский календарь связан с природой и её жизненными циклами. Основан он на четырёх точках: днях осеннего и летнего равноденствия, зимнего и летнего солнцестояния. Славяне считали, что в день осеннего равноденствия Богиня Мара одерживает победу над богом Солнца Ярилой, а в день весеннего равноденствия Ярило вновь возвращается на землю и становится тепло.

Поэтому именно в конце апреля отмечают последний праздник зимней Богини Морены и начинают праздновать весенний праздник Богини Живы, которая всё вокруг оживляет и приносит на землю весну. Ведь наши предки-славяне были земледельцами, и наступление весны означало для них начало пахотных работ.

С весной связывались надежды на лучшую жизнь, на будущий урожай. Поэтому они старались поскорее пригласить Живу на землю, для этого сжигали соломенное чучело, символизирующее морозы и холода.

Недаром Богиня Мара обижается, что люди, хоть и чтут её, но всё же прихода Живы ожидают с нетерпением. Существует много мифов, в которых рассказывается о том, что Богиня хотела установить своё владычество не только над миром Нави, но и над миром Яви. И тогда зима была бы на земле круглый год и люди никогда бы не увидели больше ни тепла, ни солнца.

Проводы Мары — зимней богини

Восточные славяне подарили нам Масленицу, а вот аналогом этого праздника у западных славян были проводы Марены. Их также именовали «выносом смерти», «топлением Моржаны». Зиму провожали обычно в начале марта, сбрасывая чучело Мары в реку или озеро.

Белорусская встреча весны называлась Комоедицей и отмечалась в конце марта, на Смертное воскресенье пятой недели Великого поста, иногда весну привечали и в Вербное воскресенье. Во время праздника пелись песни, устраивались гулянья, славяне просили грядущую весну прогнать «смерть» из деревни. В конце праздника чучело Марены так же топилось или просто разрывалось на части.

Украинцы проносили чучело Мары на Авдотью Плющиху — 1 или 14 марта. В шествии принимали участие женщины и дети, все громко распевали хвалебные песни в честь идущей весны и Авдотьи Весновки, или Плющихи, которая хранила «ключи от весенних вод».

Иногда вместо чучела Марены некоторые славянские племена проносили «купальское деревце», украшенное лентами и бусами. Во время праздничного шествия наряд постепенно снимался с деревца и уносился в сады и огороды: считалось, что благодаря такому обряду урожай будет богатым.

Еще:

  • Видеотелефон «Тошиба» — первый «Скайп» 1968 года
  • Малограмотный еврей сколотил миллионное состояние на убийстве Кеннеди
  • Как посудомойка из СССР стала музой Кристиана Диора
  • Откуда берёт своё начало главный герб России — двуглавый орёл?
  • Наследственные болезни, терзавшие русских царей

ССО СРВ

Вариант 1 (по материалам волхва Вадима (Казакова В.С.):

«21 листопада (ноября) — день Богини Смерти Марены, день наступления ночной тьмы и прихода зимы. Устанавливается премерзкая погода: моросит дождь, идёт мокрый снег, дует холодный ветер, слякоть.

Богиня смерти Марена играет важную роль в мировоззрении славян. Именно она обрезает нить человеческих судеб и губит всё живое в природе. Но без смерти не будет новых рождений, поэтому необратимой эта гибель не является. На смену предкам придут новые славные поколения потомков, на смену ночному мраку — светлый день, на смену лютой зиме — теплая ласковая весна.

Во многих славянских обрядах и празднествах прослеживается упоминание Марены, хотя сам День Марены праздником не считается, и приглашать на него, также как и на похороны, никого не принято. На зачине не произносят никаких славлений. Обавница провозглашает: «А ни Мара, ни морока не смиемо славити». После этого люди, чтобы показать, что не боятся Марены, идут на болото, где тушат горящие головни в болотной елани (незамёрзшей трясине).

Обрядовая пища: кисель, оладьи, морковь, репа»;

Вариант 2 (по материалам жреца Всеслава Московского (Бесчётнова А.):

«По осени уходят Светлые Боги во Сваргу небесную, и замыкает её Сварог до весны. Лишь Огнебог Семаргл и Велес Вещий с людьми остаются, чтобы те не сгинули в царстве Морены.

Морена (Мара, Марена, Морана, Марана) почитается славянами как Сама Предвечная Тьма за пределами Тремирья (Явь-Навь-Правь), в Явленном же мире — Мара почитается как тёмный лик Великой Богини-Матери. Так мир наш Явленный устроен, что за осенью приходит зима, за бодрствованием – покой и сон, за рождением – смерть. Не бывает ни Света без Тьмы, ни Жизни без Смерти. Не быть Новому без того, чтобы ушло Старое, не родиться Жизни новой без того, чтобы не умерло то, чей срок пришел. Смерть на то дана, чтобы вечно обновляться, очищаясь от всего негодного и ненужного.

Морена и все Боги Тёмные – суть родные Славянские Боги и их почтить должно. Но не славим мы Морену как Светлых Богов, а возвеличиваем её, чтобы не Смерть на себя призвать, а умертвить в себе всё дурное и суетное, изгнать его из сердца вон!

Обряд пройдёт в лесу примерно в 16:00, как стемнеет. Сбор на капище в 14:00 (подготовка к обряду).

На зачине не произносят славлений, жрецы величают Великую Тёмную Мать и обращаются к Ней. На обряд никто не приглашается. Кому требуется участие в обряде — все приходят сами.

Треба для обряда: сырое мясо, кисель, оладьи, морковь, репа.

Кто придёт — не забудьте прихватить с собой свою старую вещь (майку, рубаху и т.д. — ношеную, нестиранную). А также подготовиться заранее и навязать на чёрную нить наузы, наговаривая на каждый из них то, от чего избавится нужно (недуги, ситуации, отношения, состояния души и т.д.). Нить крепится к ивовому или ореховому прутику».

Как вести себя в праздник и чего остерегаться

Согласно славянским традициям, в день празднования прихода зимы женщинам не разрешалось убирать в доме, стирать и гладить одежду, стричь волосы, печь хлеб, молоть муку. Мужчине должны были бриться, заниматься столярной работой. Разрешалось лишь готовить угощения на праздник и присматривать за скотиной. Но категорически нельзя было употреблять в пищу куриные яйца, собранные в этот праздник. Надоенное молоко скармливали скотине или выливали за пределами двора. Стрижку овец также следовало отложить на другой день.

Семейным парам запрещался половой контакт. Славяне верили, что дети, зачатые в день прихода зимы, будут иметь слабое здоровье и умрут в младенчестве.

Всю зиму в темное время суток запрещалось смотреть в окно, чтобы не встретиться взглядом со злой Повелительницей. Считалось, в этот момент богиня обрезает нити мира и добра, сотканные Живой, и лишает человека жизни.

Сегодня торжество, посвященное Марене, отмечают только те граждане России, которые знакомы со старославянскими традициями и чтут культурное наследие предков.

День Марены

Обычно славяне чествовали свою богиню смерти и зимней стужи 25 ноября, потому что с этого времени приходят устойчивые холода, земля укрывается снегом, и все приготовления для того, чтобы пережить долгую зиму, уже закончены.

В этот праздник наши пращуры должны были показать, что не боятся Мары, а приветствуют её. Для этого селяне собирались толпой и шли поздним вечером на болота и к подмёрзшей топи — тушить обгоревшие, ещё тлеющие полена. Потом возвращались за праздничные столы, на которые хозяйки выставляли репу, кисель, оладьи. У праздника была своя «ведущая» — «обавница», от древнеславянского «обавить» — очаровать. Она заговаривала богиню древними заговорами, «не смиемо славити» — прославлять Мару было запрещено.

Поздней зимой, когда до весны оставалось совсем немного, в славянских деревнях сооружали чучело Марены, сажали его на шест и носили по окрестным сёлам и деревням. У разных народностей чучело могло быть как женским, так и мужским. Женское чучело наряжалось в платья и сарафаны, частенько его подвязывали поясом девушки, недавно вышедшей замуж. А мужское чучело облачали в рубаху последнего умершего в селении мужчины, в тулуп и баранью шапку.

Как отмечали День Марены в древности

Несмотря на то, что среди рядовых обывателей Марена всегда ассоциировалась с различными ритуальными обрядами вроде прощания с цветущим периодом природы, на самом деле у богини не такой мрачный имидж, как может показаться на первый взгляд. Ей просто выпало замыкать природный круг, предусматривающий засыпание всего живого на зимний период.

Кстати, общеславянская традиция со сжиганием соломенной куклы выше человеческого роста на Масляной неделе – это тоже отголосок мифологии, прижившейся на Руси. Ведь именно такое чучело, наряженное в женскую одежду и с венком на голове, и есть символическое выражение той самой Марены – покровительницы стужи и замершей природы после увядания листьев в последние осенние деньки. Зато именно она представляет собой знак будущего воскрешения флоры и фауны, поэтому мудрецы из древности очень уважительно относились к почитанию ее образа и всегда старались всячески задобрить холодную богиню.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Алипаф
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: