Откуда в Риме появлялись рабы?
Главным источником рабства в Риме были завоевания. Когда римские полководцы покоряли ту или иную территорию, они обращали в рабство десятки тысяч военнопленных и мирных жителей.
Большая часть из них попадала на рынки рабов в Риме. Из-за беспрерывных войн и покорения густонаселенных земель, рабов было очень много и стоили они недорого.
Римскими провинциями управляли назначенные Сенатом наместники. Они безнаказанно грабили вверенные им территории. Лучшие земли, рудники и каменоломни римляне забирали себе.
Местное население провинций обязано было платить Риму огромные налоги. Неплательщиков же продавали в рабство.
Рабы. Древнеримский барельеф
Кроме войн обеспечивало приток рабов и пиратство. Пираты захватывали людей и торговали ими по всему Средиземноморью. Но большую часть невольников пираты поставляли на рынки Рима.
В результате завоеваний в Римском государстве появилось большое количество дешевых рабов. Их труд использовался повсеместно.
Кроме того, рабами с рождения становились дети рабов. Они также должны были служить господину, который владеет их родителями, когда подрастали.
Рим был гигантским мегаполисом своего времени. Чем больше он разрастался, тем больше рабочей силы было нужно для того, чтобы обеспечить потребности всех его жителей. Поэтому труд рабов был так востребован.
Рабы в Риме делились на две большие группы: сельские и городские. В каких условиях они жили?
{"questions":,"answer":0}},"explanation":"Римляне постоянно воевали и обращали в рабство жителей покоренных земель.<br />Долговое рабство было отменено в IV в. до н. э."},{"content":"Рост числа рабов также обеспечивало `input-29`.","widgets":{"input-29":{"type":"input","inline":1,"answer":"пиратство"}},"explanation":"Пираты захватывали людей и торговали ими по всему Средиземноморью."},{"content":"Труд рабов был`choice-56`","widgets":{"choice-56":{"type":"choice","options":,"explanations":,"answer":}}}]}
Борьба с откосившими
Наказание за отсечение большого пальца могло быть суровым, даже если вы принадлежали к аристократии. Исторические записи говорят, что император Август был в ярости, когда узнал, что один богатый человек отрезал своим сыновьям большие пальцы руки, чтобы они могли избежать призыва в армию. Эти два молодых человека были проданы в рабство, а все имущество богатого отца было конфисковано.
Пять европейских варварских племен ненавидели и хотели разрушить Рим. Это были гунны, франки, вандалы, саксы и вестготы (готы), и они разрушили многие римские города. Римлянам пришлось ответить, и Империя остро нуждалась в квалифицированных солдатах, которые могли бы сдержать вторжение варваров, но многие люди отказывались вербоваться в армию.
Со временем наказания за уклонение от призыва стали еще более суровыми, чем раньше, и нередко можно было наблюдать публичное сожжение людей на кострах. Отказаться от службы было просто невозможно. Если бы вы сделали это, то могли бы встретиться с палачом.
Говоря о характере галлов в 355 году, Аммиан пишет:
Дополнительные своды законов указывают на то, что проблемы с набором кадров в Италии, вероятно, были характерны для большей части империи.
Пaльцaми зaщищaлиcь и пaльцaми пoдзывaли чepтeй
Мeжду тeм у мнoгих нapoдoв c пaльцaми cвязaны paзличныe cуeвepия – в Eвpoпe pacпpocтpaнeн cюжeт пpo мaльчикa-c-пaльчик, в кoтopoм жeнщинa нeчaяннo oтpубaeт ceбe пaлeц, кoтopый пpeвpaщaeтcя в мaльчикa и пpинocит жeнщинe удaчу.
Пoвceмecтнo pacпpocтpaнeнo пoвepьe, чтo ecли cлoжить пaльцы кaким-нибудь нeмыcлимы oбpaзoм, тo клятвa, кoтopую пpoизнeceшь, будeт нeдeйcтвитeльнa.
Нa Дoну ecть пoвepьe, чтo cлoжeннaя в кapмaнe фигa мoжeт cлужить зaщитoй oт кoлдунa. В Липeцкoй oблacти вepили, чтo ecли ктo-нибудь кpутит бoльшими пaльцaми pук – знaчит, «зoвeт чepтa» и мoжeт cтaть oдepжимым.
Императорские вольноотпущенники
В 1-м в. н. э. вольноотпущенники из числа римских граждан стали всё чаще занимать должности, связанные с государством, — писцы, ликторы, курьеры, помощники магистратов и глашатаев. Скорее всего, если бы этим всё ограничилось, это не вызвало бы возмущения общества, но при Калигуле (37 — 41 гг. н. э.) и Клавдии (41 — 54 гг. н. э.) либертины забрались гораздо выше. Историк Тацит писал, что в его время многие всадники и сенаторы происходили от вольноотпущенников, а случалось, и сами недавние рабы императора играли видную роль в управлении империей, например, в дворцовой канцелярии. Известные и некоторые имена — Нарцисс, Полибий, Каллист…
При Калигуле выдвинулись вперёд некий Протоген, который помогал цезарю судить, и Каллист, «достигший величайшей власти, почти такой же, как сам тиран». Судя по всему, всё благодаря личной дружбе и симпатии Калигулы.
Клавдий принимал на высокие посты своих вольноотпущенников ещё чаще. При нём либертины руководили строительством гавани в Остии, осушением Фуцинского озера, надзором за дорогами, возведением и обслуживанием акведуков, раздачами хлеба плебсу и другими крупными государственными проектами. Вольноотпущенник Паллант, бывший раб Антонии, матери Клавдия, даже контролировал императорские финансы и сколотил огромное состояние в 300 млн сестерциев. Римский историк Секст Аврелий Виктор так писал о клавдиевых либертинах:
«Его вольноотпущенники, взяв большую силу, оскверняли всё развратом, мучили людей ссылками, убийствами, проскрипциями. Феликса, одного из них Клавдий поставил во главе легионов в Иудее, евнуху Поссидию после триумфа над Британией было дано среди других храбрейших воинов почётное оружие, точно он участвовал в этой победе; Полибию разрешено было шествовать между двумя консулами. Но всех их превзошли секретарь Нарцисс, который держал себя как господин своего господина, и Паллант, украшенный преторскими знаками отличия. Они оба были так богаты, что когда Клавдий жаловался на недостаток денег в казне, то в народе остроумно говорили, что у него могло бы быть денег в изобилии, если бы эти два вольноотпущенника приняли его в свою компанию».
Жители Рима, кадр из сериала «Рим». (Pinterest)
Разумеется, всё это не радовало аристократию, но уже при Нероне (54 — 68 гг. н. э.) вольноотпущенники стали меньше влиять на государственные дела, и бюрократические структуры достались в основном всадническому сословию. А в остальном либертины по-прежнему пользовались всеми благами свободы.
Рабы-гладиаторы
Одним из любимых развлечений римской публики были гладиаторские бои. Гладиаторы сражались не на жизнь, а насмерть — один на один или отряд на отряд.
Бои проходили в особых сооружениях — амфитеатрах. Они представляли собой овальную арену с рядами сидений для зрителей.
Колизей в Риме — один из самых известных амфитеатров, сохранившийся до наших дней
Римляне ожидали кровавой бойни как праздника, и в дни гладиаторских представлений амфитеатр был полон людей. Гладиаторские игры смотрели как богачи, так и бедняки.
Гладиаторами обычно становились рабы. Хозяин выбирал самых сильных и ловких и отдавал их в специальные школы. Там рабов обучали владению оружием.
Случалось, что раб, который не подчинялся хозяину, также попадал на арену амфитеатра. Только его не обучали искусству боя, а выпускали сражаться сразу.
Гладиаторами также могли быть преступники. В таком случае бой на арене становился заменой казни.
Если гладиатор на поле боя робел, зрители кричали ему «Нападай и бейся насмерть!» и швыряли в него огрызки яблок и оливки.
Римский гладиатор. Древняя мозаика
Раненый боец мог попросить зрителей о пощаде. Он бросал оружие и поднимал левую руку. Публика могла сжалиться над гладиатором: зрители поднимали вверх большой палец, что значило — бойцу сохранят жизнь.
Его лечили, а затем опять выпускали на арену. Обычно зрители щадили храбрых бойцов, которые не трусили и сражались до последнего.
А если боец не угодил зрителям, они опускали палец книзу, приказывая добить несчастного.
Почему рабы становились гладиаторами? У них не было выбора. К тому же часто им обещали свободу, если они будут успешными бойцами и победят всех противников.
Была ли у раба возможность получить свободу другим путем? Была. Хозяин мог отпустить своего раба на свободу. Таких людей называли вольноотпущенниками.
Еще разбогатевший раб мог заплатить хозяину выкуп и получить таким образом свободу. Независимо от способа освобождения, бывший раб становился вольноотпущенником и был органичен в гражданских правах.
На волю отпускали преданно служивших рабов. Вольноотпущенник получал фамилию бывшего господина и обязан был помогать ему и оказывать почтение.
{"questions":[{"content":"Прочтите текст и вставьте пропущенные слова.<br /><br />Рабов, обученных в специальных школах, выпускали на арену перед зрителями. Они должны были сражаться друг против друга. Таких рабов называли `input-1`.<br /> Римляне строили специальные сооружения для проведения боев — `input-13`.","widgets":{"input-1":{"type":"input","inline":1,"answer":},"input-13":{"type":"input","inline":1,"answer":}}},{"content":"Прочтите текст и вставьте пропущенные слова.<br /><br />Поверженный гладиатор молил зрителей о пощаде, протянув к ним `fill_choice-37` руку. Если зрители обращали большой палец книзу, то гладиатора `fill_choice-64`.","widgets":{"fill_choice-37":{"type":"fill_choice","options":,"answer":0},"fill_choice-64":{"type":"fill_choice","options":,"answer":0}}}]}
Рабы в богатом городском доме
Не иметь ни одного раба считалось в Риме как признак крайней нищеты. Даже у самых бедных римлян могли быть рабы. А дом богача был ими переполнен.
Дом зажиточного римлянина. Современный рисунок
Кроме того, считалось зазорным, если у богатого человека один и тот же раб, например, занимался уборкой и готовил обед.
Другие знатные римляне могли бы посмеяться над незадачливым хозяином: неужели он не может купить нескольких рабов для разных дел?!
Поэтому одни рабы с тряпками и вениками убирали помещения, другие помогали господину одеваться, брили его и укладывали волосы.
Третьи готовили еду, подавали ее к столу. За обедом хозяина могли развлекать рабы-музыканты.
В свою очередь хозяйка дома имела многочисленных рабынь-прислужниц. Они одевали её, делали прическу, нянчили детей.
Римлянин был очень сильно зависим в быту от своих рабов. Они выполняли всю работу по дому и часто становились личными помощниками хозяина.
Рабы делали не только грязную и тяжелую работу. Среди обитателей богатого дома было немало образованных и талантливых рабов, часто греков по происхождению.
Лечил хозяина и его семью раб-врач, заведовал книгами раб-библиотекарь. Были даже рабы-поэты и рабы-актеры. А хозяйка могла взять с собой на пир ученого раба-философа, то есть мудреца, чтобы он развлекал всех изречениями из книг.
У хозяина часто служил раб-секретарь, который писал письма под диктовку и сообщал господину о том, кто пришел с деловым визитом.
Если невольник был секретарем у влиятельного человека, то такому рабу старались понравиться гости хозяина: они дарили ему подарки, чтобы задобрить.
Ведь именно раб решал, кого пустить в первую очередь, а кому-то вообще мог отказать. Раб-секретарь обретал большую власть, оставаясь зависимым человеком, ведь господин доверял ему и спрашивал совета.
Домашним рабам в городе жилось несравненно легче, чем рабам в имениях. Однако любой раб, даже образованный и способный, оставался вещью в руках владельца, и его судьбой хозяин мог распоряжаться как угодно.
{"questions":[{"content":"Найдите лишнее в этом списке. <br />В Риме рабы могли быть:`choice-1`","widgets":{"choice-1":{"type":"choice","options":,"explanations":,"answer":}}},{"content":"Богатому римлянину считалось зазорным:`choice-11`","widgets":{"choice-11":{"type":"choice","options":,"explanations":,"answer":}}},{"content":"У богатых римлянок обычно не было рабынь-прислужниц. Так ли это?`choice-32`","widgets":{"choice-32":{"type":"choice","options":,"explanations":,"answer":}}}]}
Тыкaньe пaльцeм нecлo cмepть
Poccийcкий иcтopик Дeниc Aлeкcaндpoвич Ляпин cчитaeт, чтo зaпpeт нa «тыкaньe пaльцeм» имeeт дpeвний caкpaльный cмыcл. В cвoeй paбoтe «oчepки этнoгpaфии Вepхнeгo Пoдoнья» oн oтмeчaeт, чтo пaльцaм, a чacтo и вceй pукe чeлoвeкa, дpeвниe cлaвянe пpипиcывaли кoлдoвcкиe cилы, cчитaя, чтo, тыкaя пaльцeм, мoжнo cглaзить, убить, a пpикocнoвeниeм – вылeчить.
В cтapину тыкaть пaльцeм нeльзя былo нe тoлькo нa людeй, нo и в пpeдмeты. У вocтoчных cлaвян cтpoгo зaпpeщaлocь пoкaзывaть пaльцeм нa луну и звeзды, пoтoму чтo бoялиcь – ecли чeлoвeк нeнapoкoм ткнeт пaльцeм нa «cвoю» звeзду, oнa пoгacнeт, a чeлoвeк – умpeт.
Орудие исполнения наказаний
Основным атрибутом и орудием для исполнения отдельных категорий наказаний были фасции или ликторские пучки. Чаще всего их изготавливали из березовых или ивовых прутьев, которые перетягивались кожаными шнурками или веревкой преимущественно красного цвета. Прутья обязательно должны были совпадать друг с другом по сечение и длине.
Если ликторы появлялись в городе, то фасции были закреплены на плечах. Вне пределах города в фасции дополнительно закреплялся либо топор, либо секира. В этом же облике фасции носились в период войны.
В античные времена фасции были одним из атрибутов принадлежности к власти. В средние века этот атрибут был практически забыт и больше не использовался. Возрождение произошло только в 1789 году после Французской революции. В то время пучок, перевязанный розгами, был одним из символов наполеоновской франции.
Сейчас ликторские пучки можно встретить в качестве декоративного элемента на зданиях и сооружениях постройки 18-19 века. Такой декор распространен преимущественно на европейских сооружениях.
Что делать на воле
Далеко не всякий вольноотпущенник получал те же права и возможности, какими обладал обычный римский гражданин. Во-первых, правовой статус либертина сильно зависел от обстоятельств его порабощения и поведения в рабском состоянии. Если раб был прежде римским гражданином и не совершал преступлений, будучи в неволе, он мог почти полностью восстановить своё положение. Если же человек попал в рабство на войне (через плен), он считался бывшим врагом Рима и не мог получить римское и даже латинское гражданство; ограничения налагались и на преступников. Вольноотпущенники, как правило, не могли также занять государственную должность, вступить в легион или стать жрецами большей части богов. Очень сложно было и пробиться наверх по социальной лестнице — права гражданства или сословный статус всадника пожаловать могли лишь верховная власть Рима. Во-вторых, закон связывал вольноотпущенника особыми отношениями с его прежним хозяином. Либертин должен был служить ему как патрону, то есть относиться к нему с уважением (к примеру, не разрешалось подавать судебные иски против хозяина, за исключением претензий вещного характера), помогать материально, в том числе выплачивать по требованию что-то наподобие алиментов, оказывать бесплатно различные услуги. Если вольноотпущенник нарушал эти условия, патрон был вправе потребовать через магистрат отменить «вольную», а магистраты, разумеется, чаще вставали на сторону рабовладельцев.
По этим причинам вольноотпущенники часто оставались жить в домах своих хозяев или поблизости, служили у них торговыми представителями, управляющими или надсмотрщиками. В других случаях либертины мало отличались от обычного римского люда. Качества, благодаря которым они заслужили свою свободу, помогали им прокормиться и на воле. Они становились ремесленниками, торговцами, актёрами, строителями, цирюльниками, гладиаторами, лекарями, реже — священниками. Отец поэта Квинта Горация Флакка, вольноотпущенник, стал после освобождения сборщиком налогов в Венузии (город в Италли), а сына отвёз учиться в Рим, где тот преуспел как стихотворец. В общем, вольноотпущенники могли выбирать из множества занятий и нередко преуспевали, даже выкупали из рабства своих родственников и любимых. Правда, их успех всегда раздражал аристократию — какой-то несчастный вчерашний раб, а уже нацепил богатые одежды, как у нас, не иначе как стремится к власти!
И некоторые из либертинов действительно до власти добрались.
На улицах Древнего Рима. (Pinterest)
Функции ликторов
Основная функция ликторов заключается в обеспечении безопасности государственных деятелей. Благодаря количеству ликторов можно было определить значимость того или иного человека. Ликторы всегда передвигались впереди магистрата (название государственного чиновника в Древнем Риме). Такое передвижение было необходимо для того, чтобы перед магистратом был расчищен путь.
В качестве дополнительной функции ликторы были обязаны следить за толпой. Если кто-то из стоявших или проходивших мимо людей не отдавал чиновнику установленные почести, то этого человека незамедлительно наказывали. такой способ может показаться жестоким, но благодаря этому происходило становление не только власти, но и государства в целом.
По количеству ликторов можно было судить о должности государственного лица. численность распределялась следующим образом:
- Если магистратом был консул, то его охранял полный комплект ликторов, то есть двенадцать штук.
- Для диктатора предоставлялось сразу две бригады ликторов — 24 штуки.
- Для более мелких чиновников, например, эдилу или претору полагалась только половина от полного комплекта (6 штук).
Для самого императора изначально предполагалось только 12 ликторов, но потом их количество было увеличено в два раза с целью придания значимости положению.
Некоторым религиозным лицам также полагались ликторы, но в меньшем количестве. Так, у жрицы храма Весты по положению был только один ликтор.
Договор по всем правилам
Своеобразие института собственности на раннем этапе истории Древнего Рима (общинный характер собственности на пахотную землю и выделение общиной собственности отдельным гражданам в исключительное владение и пользование) не допускало залога собственности за долги. Кредитор фактически выступал в качестве ее покупателя. Кредитор давал честное слово, что до истечения установленного срока он не будет отчуждать заложенное имущество и возвратит его должнику после уплаты ссуды. Долговые сделки заключались с соблюдением ряда строгих ритуалов и юридических формальностей в присутствии не менее пяти свидетелей. Хотя предметом займа могли быть разные вещи, кредитор символически отвешивал должнику при свидетелях условленное количество меди (игравшей роль денег) под обязательство возврата ее с процентами. Договор носил вербальный характер и считался заключенным после произнесения обеими сторонами формальных ритуальных фраз и клятв. Должник был обязан уплатить основную сумму долга и проценты, составлявшие как минимум 10 % в год. С соблюдением формальностей осуществлялся и возврат долга.
Исчезновение рабства и появление крепостного права
Примерно в конце I века до н.э и в начале I века н.э, в Риме начался большой упадок рабства. Это было связано с множеством факторов. Первый и самый явный — это куда меньшие завоевания, потеря захваченных территорий, а также то, что жители на некогда оккупированных землях становились гражданами Рима, начали богатеть и развиваться. Так и сам труд стал чаще оплачиваемым, чем рабским. Кроме того, на это повлияли многочисленные побеги и восстания рабов, например, под предводительством Спартака.
Рабы оставались в основном как прислуга в домах богатых римлян, а остальной труд начали выполнять зависимые крестьяне или как их называли римляне — колоны. По факту это свободные люди, которые имели права и могли ехать куда угодно, однако у них была финансовая зависимость от хозяина. Они жили и работали на земле, принадлежащей ему. Иными словами, это нечто среднее между крепостными и свободными людьми.
Примерно во II веке появились рабы именуемые как casati. Они отличались от обычных рабов тем, что имели свой отдельный дом и землю, где работали и жили. Кроме того, у них были какие-то права. Например, возможность женитьбы, использование предметов своего труда и другие. Это были почти свободные люди, единственное, что они не могли работать и жить в другом месте без ведома хозяина.
Рабство начало угасать и уходить. Стали преобладать крепостные с куда большими правами. В последствие рабство стало одним из многочисленных факторов, которое привело к упадку Рима.
Пaлeц вpaгa – aмулeт
C пaльцaми были cвязaны пoвepья у дpeвних кoчeвникoв – cкифoв и capмaтoв. Из пaльцeв вpaгoв oни дeлaли зaщитныe aмулeты, кoтopыe дoлжны были coхpaнить их oт бoлeзнeй, и aмулeты для нaвeдeния пopчи нa пpoтивникoв.
Apхeoлoгичecкиe pacкoпки пoдтвepждaют, чтo pитуaл oтceчeния пaльцeв и pук у пoвepжeнных вpaгoв cущecтвoвaл нa caмoм дeлe и был pacпpocтpaнeн пo вceму aнтичнoму миpу и нa тeppитopии Вeликoй Capмaтии. Нaпpимep, aмулeт из пaльцa был нaйдeн в Кpыму, нa pacкoпкaх у ceлa Зaвeтнoe (A.Н.Дзигoвcкий, A.C. Ocтpoвepхoв «Культ pуки у capмaтoв»).
Изгoтoвлeниe пoдoбных мaгичecких вeщeй былo cвязaнo c вepoй в тo, чтo ecли кoлдун или кaкoй-тo чeлoвeкa зaвлaдeeт чacтью тeлa дpугoгo чeлoвeкa, тo eгo душa нaчинaeт cлужить нoвoму хoзяину. Вoзмoжнo, c этим пoвepьeм был cвязaн и oбычaй, oпиcывaeмый дpeвним иcтopикoм Гepoдoтoм – oтpубaть пpaвыe pуки плeнникaм, кoтopых пpинocили в жepтву.
Впpoчeм, у этoгo oбычaя мoглo быть eщe oднo тoлкoвaниe – вoзмoжнo, дpeвниe cлaвянe cчитaли, чтo нa тoм cвeтe им пpидeтcя пpeoдoлeвaть нeкиe пpeпятcтвия, и им пoнaдoбятcя тaм лишниe pуки, пaльцы и нoгти. C этим пoвepьeм нa ceвepe Poccии cвязaн oбычaй хpaнить кoгтиcтыe лaпы мeдвeдя; a в Кpacнoяpcкoм кpae, в дepeвнях, гдe жили выхoдцы из Бeлopуcи, былo pacпpocтpaнeнo пoвepьe, чтo cлeдуeт нe выкидывaть oтpeзaнныe нoгти, a нужнo cклaдывaть их в укpoмнoм мecтe, пoтoму чтo oни oбязaтeльнo пpигoдятcя, чтoбы кapaбкaтьcя нa тoм cвeтe нa oгpoмную cкaлу.
Нeкoтopыe этнoгpaфы cчитaют, чтo культ пaльцeв и pуки у дpeвних cлaвян был cвязaн c пoклoнeниeм нeкoeму «Гpoзoвoму» бoжecтву, пoдoбнoму дpeвнe-cлaвянcкoму Пepуну. В этoм культe pуки, вoздeтыe к нeбу, cимвoлизиpoвaли мoлитву к бoгaм, a pукa c pacтoпыpeнными пaльцaми, вытянутaя впepeд лaдoнью вниз oзнaчaлo cтpaшнoe пpoклятьe.
Ритуальная казнь как способ взыскания долга
Первые свидетельства о состоянии института долговых отношений в ранний (так называемый царский) период истории Древнего Рима свидетельствуют о суровости общественных нравов. Одним из основных кредиторов эпохи раннего Рима являлось государство, достаточно строго взыскивающее недоимки в сфере выполнения государственных повинностей. Если должник не исполнял своих обязательств перед государством, его продавали в рабство со всем его имуществом, и для удостоверения долга было достаточно того, что он взыскивался государством. Если кредитором являлось частное лицо и царю (исполнявшему обязанности судьи) поступала жалоба на отказ от возврата долга, то происходило судебное разбирательство с опросом свидетелей. Затем проигравший спор должник подвергался взысканию путем «наложения руки». Кредитор имел право схватить его в любом месте и привести в суд для взыскания долга. Арестованный должник не имел права сам себя защищать, за него могло поручиться только третье лицо под личную ответственность. Если уплаты долга не происходило и не было поручителя, то царь присуждал схваченного должника кредитору, который мог держать его у себя в качестве раба.
Законы XII таблиц — древнейший римский свод законов, на который оказало влияние право греческих южно-италийских колоний и который согласно традиции относится к V веку до н. э. (451–450 гг. до н. э.), регулирует дальнейшую процедуру следующим образом. Если по прошествии 60 дней, в течение которых должника трижды выводили на рынок и громко спрашивали о том, есть ли желающие уплатить за него долг, обязательства оставались непогашенными, то кредиторы имели право держать должника при себе в качестве раба для отработки долга, продать вместе с детьми и имуществом в рабство или подвергнуть ритуальной казни: убить и разделить между собой труп. Убийство несостоятельного должника носило ритуальный характер, поскольку суровость наказания была связана с нарушением должником сакральной клятвы, данной в обеспечение своего обязательства при заключении договора. Считалось, что такая суровость долгового законодательства позволит избежать безответственных решений в сфере долговых отношений и ограничит закабаление свободных римских граждан.
Долговые отношения Рима эпохи Законов XII таблиц не знали займов под залог земли. Вместо этого имущество должника и он сам сразу переходили кредитору в случае доказанного судом нарушения обязательств. Следует отметить, что регулирование ростовщичества не нашло места в этом древнейшем римском своде законов, однако в силу экономической необходимости и при попустительстве высших римских должностных лиц (которые сами часто были активными ростовщиками) всех последующих эпох оно периодически возрождалось, пока окончательно не было узаконено кодексом Юстиниана.
Пора остаться без пальцев…
Богатый и влиятельный римский мужчина мог наслаждаться вкусной едой, вечеринками, разнообразными развлечениями и всем, что могла предложить хорошая жизнь, но его комфортная жизнь могла легко превратиться в кошмар, если бы он не решил отрезать себе большие пальцы.
Итак, зачем кому-то намеренно хотеть повредить себе руки? Целенаправленное расспрашивание своего тела звучит безумно, но римские мужчины знали, что им приходилось повредить пальцы, чтобы избежать военной службы.
Римская империя была обширной и могущественной, но для достижения славы и величия она зависела от своей мощной военной техники, чтобы защитить свои границы и завоевать новые земли.
Быть солдатом в Римской империи было непросто. Мало того, что военная подготовка была очень требовательной, вы также могли рассчитывать на длительное время вдали от дома и близких. Мужчины, которые хотели избежать призыва в римскую армию, отрезали себе большие пальцы руки, потому что тогда они не смогли бы держать и использовать меч.
Как обрести свободу
Если не действовать радикально, как Спартак, или не завоёвывать свободу на арене (что мог сделать только гладиатор), то у раба в Древнем Риме был только один шанс избавиться от оков — получить от хозяина «вольную» или разрешение выкупить себя. Рабовладельцы, как ни странно, довольно часто отпускали рабов. Обещание свободы обычно давалось в обмен на честный добросовестный труд; бывало также, что рабов отправляли на заработки и дозволяли им оставлять себе какую-то часть денег и копить их — на выкуп. Для невольника нет лучшего стимула. Даже страх побоев или смерти не побудит раба трудиться лучше, чем надежда на освобождение. Подобные обещания рабовладельцы часто выполняли — ведь глядя на счастливого собрата, получившего свободу, другие рабы тоже усердно служили хозяину. Другие поводы освободить раба — выкуп его свободных друзей за хорошие деньги (выше рыночной цены, конечно) или старость невольника; пожилых рабов отпускали, просто чтобы не заботиться об их пропитании и здоровье.
Был только один вполне законный и правильный способ оформить право раба на свободу — сделать соответствующее заявление у магистрата или, в случае освобождения по завещанию, зачитать там последнюю волю усопшего. Бывшему рабу предоставляли документ, который подтверждал, что отныне он — вольноотпущенник, «либертин». Такие «вольные» составлялись очень просто, например: «Марк Аврелий Аммоний, сын Луперга, сына Сарапиона, из Гермополиса Великого, древнего и прекрасного, заявляет в присутствии своих друзей, что выросшая в его доме рабыня Елена, примерно 34 лет, больше не является рабыней и отныне свободна. В качестве выкупа за её свободу он получил 2200 августинских драхм от Аврелия Алея, сына Инария, из области Тисихей провинции Хермополит…»
Подобных документов сохранилось очень мало, так как они представляли собой хрупкие восковые таблички, легко поддающиеся уничтожительному воздействию времени. Однако сами вольноотпущенники постоянно встречаются нам в других источниках, и ясно, что рабов освобождали часто, особенно в городах Италии. По оценке историка Р. Наппа, на рубеже 1-го в. до н. э. и 1-го в. н. э. либертины могли составлять 10−15% населения Римской империи — их было меньше, чем рабов (около 15%), но всё же они были заметной группой.
Невольничий рынок в Древнем Риме. (Pinterest)
Пaлeц – cpeдcтвo кoлдoвcтвa
В язычecкoй мeдицинe пaлeц cчитaлcя инcтpумeнтoм, кoтopым кoлдун лeчит или жe пpичиняeт бoль. Пpикocнoвeниям, нaдaвливaнию, oчepчивaнию пaльцeм бoльнoгo мecтa пpидaвaлocь нeкoe «мaгичecкoe» знaчeниe.
C пaльцaми cвязывaли cпocoбнocть души ocтaвaтьcя в тeлe. Ecли cтpaдaющий чeлoвeк cлишкoм дoлгo пpeбывaл в aгoнии и никaк нe мoг умepeть, eгo тянули зa бoльшoй пaлeц нoги и вepили, чтo тaким oбpaзoм уcкopят eгo cмepть.
Ocнoву пoдoбных cуeвepий cлeдуeт иcкaть в cуpoвoй жизни дpeвних cлaвян, гдe oтcутcтвиe пaльцeв дeйcтвитeльнo мoглo cтoить чeлoвeку жизни, вeдь бeз них oн нe мoг paзвecти oгoнь или вocпoльзoвaтьcя opужиeм, чтoбы дoбыть ceбe eду и зaщитить ceбя oт вpaгoв и звepeй.
Чepeз пaлeц умиpaющий кoлдун мoг пepeдaть cвoй дap дpугoму чeлoвeку; a чтoбы убитый нeжитью нe пpишeл к cвoeму убийцe, cчитaли, чтo убийцa дoлжeн cлизнуть кpoвь c пaльцa убитoгo.
Ocoбый cтpaх у pуccких вызывaл пaлeц пoкoйникa, кoтopый иcпoльзoвaли для лeчeния и нaвeдeния пopчи, a вopы дaжe дeлaли из нeгo cвeчу, кoтopaя якoбы дoлжнa былa им пoмoчь – вызвaть бecпpoбудный coн у хoзяeв дoмa.
Нa Зaпaднoй Укpaинe пaльцы иcпoльзoвaли кaк… пpoтивoзaчaтoчнoe – нe жeлaющaя бepeмeнeть нeвecтa вo вpeмя cвaдьбы дoлжнa былa, caдяcь зa пpaздничный cтoл, пoдлoжить пoд ceбя cтoлькo пaльцeв, cкoлькo лeт oнa нe жeлaлa имeть дeтeй.
Восстания рабов
Войны и восстания рабов стали потрясением не только для существовавшего строя, но и угрозой для социального устройства поздней Римской республики. Крупнейшие из них:
- Первое Сицилийское восстание, 135 до н.э. – 132 до н.э., предводительство Евна и Клеона на Сицилии;
- Второе Сицилийское восстание, 104 до н.э. – 100 до н.э., под предводительством Сальвия Трифона и Афиниона;
- Восстание Спартака (74 до н.э. – 71 до. н.э.) Италия.
Спартак (Spartacus или Σπάρτακος) – наиболее известная личность среди руководителей мятежников, восставших за социальную справедливость и отмену рабства. Он был физически сильным и образованным рабом-гладиатором, бывшим воином из Фракии. Его импровизированной армии удалось нанести серию сокрушительных ударов римских легионов консульской армии. О восстании Спартака написано немало литературных произведений, снято несколько киноверсий.
Скульптура Спартака есть в Лувре (Париж), в Одессе (современная версия) на Итальянском бульваре и перед одноименным стадионом «Спартак» в Тушино (Северо-Западный округ Москвы).
Источники рабства – откуда брали рабов?
Пленные воины и трофейные невольницы во время походов завоевателей на соседние земли – основной источник поставки рабов на невольничьи рынки. Поэтому преимущественно это были иноземцы, притом из разных слоёв общества, вплоть до правителей разного ранга.
Другие источники захвата рабов:
- Жертвы пиратов (морской разбой на галерах) и кораблекрушений;
- Хронические кредиторы (определял суд), которые обязаны были отрабатывать долги много лет наравне с невольниками – долговое рабство;
- Maxima capitis diminutio – осужденные за тяжкие преступления (обслуживающие тюрьмы рабы, гребцы на галерах, работники каменоломен);
- Беженцы с других земель после голода и природных катаклизмов;
- Рожденные от наложниц и рабынь дети – классическое рабство.
Торговать невольниками было выгодно, сделки облагались налогом, и это была прибыльная статья городской казны. Дороже стоили покоренные, специально обученные и образованные рабы, знавшие несколько языков. Расценки на них всё время менялись. Как известно из Библии, за Иисуса (свободного проповедника) фарисеи дали Иуде 30 сребреников, соответственно, раб стоит дешевле. Но это в пределах Римской империи, а в самом Риме, учитывая доставку, пленники становились в разы дороже.
Статистическая справка:
- Только за 209 г до н.э. в Риме было продано 30 тысяч жителей Апулии;
- В 167 г. до н.э. завезли 150 тысяч из Греции и Македонии;
- 146 г. до н.э. в плен попали свыше 50 тысяч жителей Коринфа и Карфагена;
- Почти 1 миллион галлов захватили в походах при Юлии Цезаре в 58-50 гг. до н.э.;
- Жители многих городов с территории Испании попали на невольничьи рынки Рима в I в. до н.э.;
- Даки (румыны) при императоре Трояне пополнили списки рабов – еще 50 тысяч.
Со временем рабство пришло в упадок, стало тормозом для развития общества и трансформировалось в феодальные отношения.