3.
Корабли в Босфоре
Конвенция Монтрё, навязавшая Турции столь невыгодную сделку, была принята под давлением великих держав. Главным аргументом стало то, что Босфор – это природный объект, а потому пытаться на нём заработать несправедливо. Сегодня же правительство Эрдогана намерено вырыть второй пролив, чтобы хотя бы его сделать платным.
Зачем торговым кораблям плыть по платному Стамбульскому каналу, если есть бесплатный Босфор?
Чтобы сэкономить время. Босфорский пролив действительно перегружен. Чтобы пройти по нему, корабли вынуждены подолгу ждать своей очереди, тратя из-за простоя время и деньги. К тому же природный пролив довольно сложен для навигации ввиду рельефа и особенности течений.
Чтобы избежать неприятностей, иностранные корабли нанимают турецкого лоцмана, который помогает осуществить трудный проход. К слову, этот «лоцманский сбор», то есть предоставление проводников – один из способов Турции хоть как-то урвать с иностранцев деньги.
1.
Турецкий мегапроект
Начало строительства канала было положено 26 июня 2021 года. Предполагается, новый пролив соединит Черное море с Мраморным, протянется на 50 км в длину, будет глубиной 25 метров и шириной 150.
Официально, его задача в том, чтобы разгрузить морской трафик через Босфор и снизить количество происходящих там аварий. Правительство Турции готово потратить на это дело 13 млрд долларов. При этом финансирование будет исключительно из внутренних источников, без привлечения иностранных инвестиций.
Фактически, западная часть Стамбула с населением в 10 миллионов человек превратится в остров. Попасть туда можно будет только через несколько мостов и паромами.
Обоюдные риски
Строительство Турцией искусственной альтернативы Босфору может привести и к геополитическим последствиям, считают эксперты. Конвенция Монтрё определяет порядок прохождения в Чёрное море не только торговых, но и военных кораблей. Нечерноморские государства могут направлять через Босфор лишь лёгкие надводные суда, тоннаж которых не превышает 45 тыс. тонн.
Находиться в Чёрном море такие корабли могут не дольше трёх недель. За Анкарой сохраняется право закрыть проливы для любых военных кораблей исходя из соображений национальной безопасности. Если же в регионе начнётся война без участия Турции, то Анкара должна будет закрыть черноморские проливы для любых военных кораблей.
- Корабли ВМФ США в Чёрном море
- Reuters
Если «Стамбул» будет находится полностью под юрисдикцией Турции и Анкара сможет самостоятельно решать, в каком порядке пропускать по нему суда иностранных государств, это может вызвать обеспокоенность как США, так и России, полагает Владимир Аватков.
«Если искусственный канал будет построен, обоюдные риски могут затронуть и Россию, и США, ведь Турция может как вообще закрыть проход американским судам в Чёрное море, так и, напротив, открыть его, — пояснил эксперт. — Оба варианта исключать нельзя. Турция, с одной стороны, сближается с Россией, а с другой — не отказывается от членства в НАТО. В любом случае, прохождение как торговых, так и военных кораблей по этому проливу было бы разумно урегулировать либо международными, либо двусторонними нормами».
«Учитывая укрепление отношений Турции и России, очень важно, чтобы мы нашли варианты, которые удовлетворят обе стороны», — добавил Аватков. Несколько иной точки зрения придерживается Юрий Мавашев
Как пояснил эксперт, Турция может пропускать военные корабли НАТО в Чёрное море и сейчас. И то, что эта практика носит ограниченный характер, связано не только и не столько с Конвенцией Монтрё, сколько с другими причинами военно-политического плана
Несколько иной точки зрения придерживается Юрий Мавашев. Как пояснил эксперт, Турция может пропускать военные корабли НАТО в Чёрное море и сейчас. И то, что эта практика носит ограниченный характер, связано не только и не столько с Конвенцией Монтрё, сколько с другими причинами военно-политического плана.
Также по теме
Турецкий арсенал: сможет ли Анкара стать одним из лидеров на мировом рынке вооружений
На завершившейся в Бангкоке международной выставке вооружений Defense&Security-2017 была широко представлена продукция из Турции….
«Нет оснований предполагать, будто запуск искусственного канала «Стамбул» несёт какую-то угрозу для черноморских держав, это не изменит баланс сил в регионе. Турция выстраивает конструктивные отношения с Россией, и вряд ли в Анкаре думают о том, чтобы использовать канал против нас», — отметил Мавашев.
При этом эксперты уверены в том, что за счёт возведения канала «Стамбул» Турция хочет укрепить свои позиции на международной арене. По мнению Владимира Аваткова, для Анкары этот проект важен не только и не столько с точки зрения экономический рентабельности, сколько с точки зрения геостратегических интересов и перехода из разряда региональных в статус мировых держав.
Эту точку зрения разделяет и Юрий Мавашев.
«Особую актуальность подобные проекты приобретают на фоне заметного ухудшения отношений Анкары с западным блоком. Построив канал, Турция ещё раз докажет и ЕС, и Вашингтону свою независимость и способность самостоятельно решать задачи стратегического масштаба», — подвёл итог эксперт.
Дублер Босфора пополнит турецкую казну
Впервые идея строительства Стамбульского канала, соединяющего Черное и Мраморное моря и превращающего Стамбул в подобие острова, родилась в 16 веке в голове другого любителя мегапроектов — султана Сулеймана Великолепного, но так и осталась на бумаге из-за чрезвычайной дороговизны и трудностей технического характера.
Ожидается, что строительство Стамбульского канала, истощающее и без того проблемный турецкий бюджет, будет приносить стране 6-8 миллиардов долларов в год не только за счет оптимизации трафика. Ведь проход по каналу станет платным, в то время как Босфор признан достоянием человечества и торговые суда преодолевают его совершенно бесплатно, заплатив только турецкому лоцману.
Между тем Египет, построивший свой Суэцкий канал еще в 19 веке, зарабатывает на нем около 5 миллиардов долларов в год, хотя строительство этой рукотворной водной артерии потребовало фантастических по тем временам сумм и стоило жизни сотням рядовых строителей, которые были раздавлены примитивными механизмами или просто сорвались в воду. Человеческих жизней в ту эпоху никто не считал.
Это сегодня противники строительства Стамбульского канала подсчитывают риски наводнений и землетрясений, а заодно и ущерб, который может быть нанесен биологическому разнообразию Мраморного моря и убыток, который может быть причинен туристической отрасли.
Подводные туннели
Строительство туннеля Marmaray
Стамбул расположился не только на двух побережьях Босфора, но еще и на двух континентах. В городе еще с давних времен проходили торговые пути между Европой и Азией. Именно поэтому в Стамбуле часто возникали транспортные проблемы и споры.
Мармарай
Электрический поезд Marmaray
Путепровод предназначен для пригородного электрического поезда, который проложен из одной части Стамбула в другую. Это позволяет пассажирам намного быстрее преодолеть пролив.
- Строительные работы продолжались более десяти лет.
- На них было выделено более 3 млрд долларов из местного бюджета. Не обошлось без дополнительных расходов, связанных с присоединением новых путей, в размере 1,3 млрд долларов.
- Впервые идея о строительство тоннеля появилась еще в 15 столетии вовремя правление Султана Абдул-Меджидома. Но на то время катастрофически не хватало денежных средств и инновационных технологий.
- В результате разработкой и реализацией проекта занималась японская компания. Тоннель возводился с тем учетом, что он сможет уцелеть даже при самых мощных землетрясениях.
Характеристики:
- протяженность ветки – 13,5 километров;
- время в пути – 35 минут;
- глубина – 55 метров от уровня воды.
На побережье возведено несколько станций, которые делают проект максимально завершенным. За сутки туннель может принять около полутора миллионов пассажиров.
Евразия
План-схема туннеля «Евразия»
После появления подводных железнодорожных путей появилась новая идея касаемо строительства тоннеля для автомобильного транспорта.
- Он начал свою работу относительно недавно, а на строительные работы ушло всего 3 года.
- Для возведения потребовалось около полутора миллиарда долларов.
- Проектировочные строительные работы были доверены корейским и турецким фирмам.
Новая подводная ветка является самой широкой и глубокой, а также способна выдерживать даже самые мощные стихийные бедствия. Путь имеет два яруса:
- первый для легковых авто;
- второй для микроавтобусов.
При этом имеются строгие ограничения на максимальную скорость до 70 км в ч. Протяженность тоннеля составляет 5,5 километров, на преодоление которых уйдет не более 15 минут.
Маршрут
Канал Стамбул будет располагаться параллельно проливу Босфор в 35 километрах к западу от него. Канал будет соединять Мраморное и Чёрное моря. Проходить канал Стамбул будет по территории районов Сазлидере, Дурусу и др..
Маршрут канала Стамбул
Маршрут канала пройдёт через водохранилище Сазлыдере, озёра Кючюкчекмедже и Дурусу. Канал выйдет в Чёрное море к востоку от Теркосской дамбы.
Стамбульский канал, пересекая Стамбул и деля его пополам, сформирует остров между Европой и Азией (остров будет иметь береговую линию с Чёрным морем, Мраморным морем, новым каналом Стамбул и проливом Босфор).
Ближайшие рестораны
Ресторан Lacivert в Стамбуле
На берегу Босфора работает множество кафе и ресторанов, откуда можно любоваться невероятным видом на пролив. Наибольшей популярностью пользуются заведения с мировой кухней:
Ресторан Ферью
Элитное заведение работает круглый год и привлекает внимание многих туристов. В холодную погоду на террасе включается обогрев, что является большим преимуществом для тех, кто любит принимать пищу на свежем воздухе
Персонал очень дружелюбный и услужливый. В меню представлен большой выбор блюд для детей.
Ласиверт Ресторан. Находится на набережной недалеко от Моста мучеников. В меню представлен большой выбор интернациональных блюд, а также морепродуктов и морских деликатесов.
Ресторан Босхорс. Находится на территории одноименной виллы, откуда можно любоваться невероятными пейзажами на пролив. Здесь можно насладиться мировыми блюдами на свежем воздухе. Уровень сервиса находится на высоте.
Почему население против
По данным турецкого журнала Haber, свыше 80% жителей Стамбула против строительства канала.
Вот основные причины:
- Высокая стоимость строительства (10 млрд долларов) и эксплуатации, которая может окупаться несколько десятков лет
- Политические скандалы (пишут, что часть земель под будущим каналом принадлежит родственникам Эрдогана и потому он лично заинтересован в строительстве)
- Экологические проблемы. Так как канал пройдет по территории озера Дурусу, то это озеро из пресного превратится в соленое. А между тем, из Дурусу берется 20% воды для нужд 15-миллионного Стамбула. Как решать проблему питьевой воды – неизвестно. Кроме того, строительство канала сделает множество тысяч гектаров земли – непригодными для сельского-хозяйства (засоления, заболачивание и т.д.)
А вот Турция за проход по Босфору получает… НИЧЕГО
Да, этот пролив создала природа, а не человек. И потому он обладает совершенно иным статусом, определенным конвенцией Монтрё .
Согласно этому документу, проход по проливу Босфор – свободный, то есть бесплатный . Турция не имеет права брать деньги за проход кораблей через пролив, который достался ей от природы.
Вы представляете, какие деньжищи проходят мимо турецкой казны? Буквально по центру Стамбула проходят суда с товарами на миллиарды долларов, и проходят просто так!
Да, турецкие власти немного изловчились и начали брать деньги, так скажем, за «допуслуги»:
- Маячный сбор (то есть плата за пользование береговой инфраструктурой)
- Лоцманский сбор (это плата за услуги лоцманов, то есть проводников по проливу)
И тем не менее, доход Турции с одного судна редко превышает 1000 долларов, что в 1000 раз меньше от максимальных сборов в Суэцком канале.
Естественно, турецкие власти решили с этой ситуацией что-то делать и на 2023 год запланирован запуск совершенно нового водного пути, который позволит Турции зарабатывать деньги на трафике судов.
Посещение с детьми
Девичья башня
Туристам в любом возрасте будет интересно устроить путешествие по Босфору.
- Самым юным путешественникам будет интересно посмотреть на морской порт, а более взрослых деток привлекут живописные пейзажи, архитектурные строения и проплывающие корабли.
- Если заказывать готовый тур по Босфору, то местные гиды очень увлекательно рассказывают истории, которые понравятся даже детям. Сегодня пролив является не только исторически значимой достопримечательностью, но и является целой вереницей научных достижений. Речь идет о подвесных конструкциях для проезда транспорта, также подводных туннелях.
- Также детей в более осознанном возрасте удивляет тот факт, что в зимний сезон пролив не покрывается льдом. Это связано с противоточными течениями.
- Морское путешествие позволит малышам узнать много чего интересного о профессии моряка. По Босфору курсируют различные корабли, начиная от пассажирских, и заканчивая военным флотом.
Исторические сведения
Византия и Греция
Босфорский пролив на карте
Появление пролива относят к 5 столетию до нашей эры. Углубление рельефа стало наполняться водами растаявшего ледника, после чего Черное и Средиземное моря соединились. Босфор появился всего за несколько дней, почти разделив скальные материковые породы. Такое явление многие связывают с возможными землетрясениями.
- Мореплаватели времен античности были первыми, кого заинтересовал пролив, и которые начали его детальное изучение. В 7 столетии до нашей эры на известном мысе в южном направлении был построен город Византий.
- Местное население в основном было занято сельским хозяйством и рыбалкой. В городе была установлена башня, из которой была проложена цепь через Босфор на другую сторону.
- Спустя тысячелетие здесь появился известный город Константинополь.
Часто задаваемые вопросы
В какое время лучше планировать поездку к Босфору?
Самым подходящим временем является период с мая до октября.
Османская империя
Дворец Топкапы
Завершающим событием Средневековья стало вторжение османов в Константинополь в середине 10 столетия. Османы брали золото с морских суден, проплывающих по проливу. Россия желала иметь беспрепятственный доступ к проливу в результате чего возникали конфликты с империей.
Во второй половине 18 столетия жители начали обустраивать территорию:
- строились замки;
- благоустраивались парковые зоны;
- выделялись пляжи, которые именовали морскими банями.
Турция
Судоходство
С появлением Турецкой республики в истории Босфора началась новая глава. Она взяла пролив под свой контроль. Проход через Босфор стал доступен всем суднам.
- Сегодня пролив играет значимую роль в транспортировке нефти, которую на танкерах перевозят в Америку и европейские страны.
- Нередко случаются пожары и столкновения кораблей, перевозящих нефть, что связано с неблагоприятной экологической обстановкой.
Часто задаваемые вопросы
Есть ли поблизости пролива гостиницы?
Рядом с проливом и на набережной построено множество отелей, где можно остановиться.
Достопримечательности на побережье
Крепость Анадолу
Путешествие по Босфору подарит незабываемые эмоции и впечатления для семейных пар с детьми, молодежи и одиноких путешественников. Тур позволит посмотреть на невероятные места на побережье Босфора. К числу таких достопримечательностей относят:
- Девичья башня. Она возведена на пересечении Мраморного моря и пролива на маленькой скалистой возвышенности. Изначально она выполняла роль маяка и сигнальной высотки, где с давних времен горел огонь, являющийся ориентиром для кораблей. Сегодня башня является одним из главных символов города.
- Дворцовые комплексы. Они привлекательны своей красивой архитектурой, особой атмосферой и роскошным убранством. Дети и взрослые смогут ощутить восточное влияние, познакомиться с обычаями и особенностями быта.
- Крепость Анадолу и Румели Хисары. Их появление относят к временам Османской империи. Одна крепость была возведена в конце 14 столетия, а вторая – в середине 15 века. Они выполняли функцию контроля и защиты от вражеских морских судов. Они имеют весьма невзрачный вид и смотрятся весьма мрачно. Это место больше понравится мальчикам и мужчинам, которым интересна история и военные подвиги.
Полезные рекомендации
Прогулка по Босфору
Путешествие по Босфору лучше совершать, когда нет штормов. В это время катера и паромы не устраивают туры. Нестабильное состояние моря начинается с начала осени, но самый пик приходится на январь. В первой половине весны часто бывает туманная погода, из-за чего ухудшается обзор на окрестности.
При планировании поездки в Стамбул и к проливу Босфор, стоит взять на заметку следующий полезные советы:
- Перед планируемым туром рекомендуется заранее ознакомиться с прогнозом погоды и взять с собой теплые вещи. Даже в прохладную погоду не стоит отказываться от поездки с детьми. Многие паромы кроме верхней открытой палубы имеют также нижнюю закрытую, где имеются обзорные иллюминаторы.
- Обязательно нужно взять с собой фотоаппарат либо телефон с хорошей камерой, чтобы сделать красивые фото и видео, а также записать рассказ экскурсовода.
- Если человек склонен к укачиванию на морском транспорте, то лучше всего остановиться на поездке вдоль берега на машине либо общественном транспорте.
- По возможности обязательно стоит побывать на пляжах Принцевых островов. Здесь и взрослые, и дети смогут вдоволь накупаться в чистой и прозрачной воде, позагорать, сделать красивые фото, прогуляться по берегу и полюбоваться пейзажами.
- На обоих побережьях работает множество отелей разного класса, где можно остановиться на несколько дней или весь отпуск.
Поделиться своими впечатлениями можно на ResortTurkey.
Чем для вас привлекателен пролив Босфора?
Морскими круизами
0%
Достопримечательностями
100%
Пляжным отдыхом
0%
Окружающими пейзажами
0%
Проголосовало: 1
0%
Что такое донер?
Турецкая колбаса
Шаурма
Котлеты из баранины
Правильно! Неправильно!
Проверь себя на сколько ты знаешь Турцию
Вы точно были в Турции?
Наверняка вы пару раз бывали в Турции и, очевидно, знакомы с этой страной, но пока не очень близко. И это даже здорово, ведь у вас все впереди. Попробуй пройти тест ещё раз!
Знаток Турции
Вы довольно много знаете о Турции, но, судя по результату, чтобы стать совершенным знатоком этой удивительной страны, вам стоит пройти тест еще раз.
Вы точно не живете в Турции?
Вы знаете о Турции всё и у нас складывается ощущение, что Вы житель этой страны!
Пройди снова!
Посмотреть другие тесты о Турции
Яндекс Новости | Google Новости |
«Не уступить Ататюрку»
Завершить строительство канала «Стамбул» планируется к 2023 году, когда страна будет отмечать столетие Турецкой республики. Протяжённость водной артерии составит 43 км, ширина нового канала — порядка 400 м, а глубина — около 25 м. «Стамбул» будет проложен параллельно Босфору и станет его альтернативой. В сутки по каналу смогут проходить 150—160 грузовых кораблей — столько же, сколько сейчас пропускает Босфор. Как пояснили ранее в турецком правительстве, ключевой целью строительства является снижение нагрузки на Босфорский пролив, который сейчас с трудом справляется с потоком идущих через него грузов.
Новый канал будет вписан в городскую инфраструктуру: на его берегу планируется построить современные жилые комплексы, к которым будет проведено метро. По информации турецких СМИ, недвижимость, расположенная в районе будущей стройки, уже значительно выросла в цене. В рамках проекта также планируется построить новый порт.
Идея построить дублёр Босфорского канала не нова, отмечают эксперты. Впервые эта мысль была озвучена ещё в XVI веке во время правления султана Сулеймана Великолепного. Правитель даже поручил известному архитектору Османской империи Мимару Синану разработать проект будущей стройки. Однако на воплощение замысла в жизнь тогда не хватило ресурсов.
Возвращались к идее строительства канала и другие турецкие правители, но каждый раз всё ограничивалось лишь обещаниями и планами. В начале 1990-х о необходимости расширить транзитные мощности Босфора заговорил лидер Демократической левой партии и бывший премьер-министр Турции Мустафа Бюлент Эджевит. Эрдоган впоследствии подхватил эту идею. Партия справедливости и развития (АКП), лидером которой является действующий президент Турции, начала изучать перспективы этого проекта ещё в 2009 году, а в 2011-м о намерении построить канал «Стамбул» объявил сам Эрдоган, выступая на предвыборном митинге.
- Реджеп Эрдоган
- Reuters
Однако в стране есть и противники строительства канала. В частности, экологи предупреждают о том, что водная артерия может разрушить экологический баланс в регионе и привести к повышению уровня сероводорода в Мраморном море. После того как солёные воды Мраморного моря окажутся разбавлены водой из Чёрного, Мраморное море может зацвести, считают специалисты.
Для жителей Стамбула это грозит обернуться постоянным неприятным запахом, а для экосистемы — гибелью отдельных видов морской фауны. Канал может оказать влияние даже на впадающие в Чёрное море реки (Дунай, Днепр и Днестр), так как море начнёт быстрее терять свои воды, предупреждают учёные. Ещё одна возможная проблема — сокращение источников пресной воды. В частности, на пути будущего канала лежит водохранилище Сазлыдере, снабжающее водой 13 районов Турции.
«В 1923 году Кемаль Ататюрк провозгласил Турецкую республику. Сегодня Эрдоган хочет продемонстрировать, что он и его партия не уступают Ататюрку и способны подарить народу большие проекты. Кроме того, на инфраструктурные проекты возлагаются большие экономические надежды — расчёт на то, что они позволят справиться с безработицей и подтолкнут экономический рост», — отметил в интервью RT эксперт Центра изучения современной Турции Юрий Мавашев.
Также по теме
Строительство «тюркского мира»: как Анкара усиливает своё влияние на постсоветских территориях
Встреча министров обороны Турции и Узбекистана завершилась подписанием протокола о сотрудничестве двух государств в области военного…
Строительство канала не единственный грандиозный проект Эрдогана. Так, в 2017 году стартовало строительство подвесного Дарданелльского моста, длина которого составит 3,7 км. К 2022 году мост соединит города Лапески и Гелиболу и станет самым длинным подвесным мостом в мире.
Ранее уже были введены в эксплуатацию железнодорожный и автомобильный тоннели под Босфором, оба проекта включены в стратегию развития турецкой экономики до 2023 года. Стоимость строительства железнодорожной подземной ветки составила порядка $4,8 млрд, для возведения автомобильного тоннеля было привлечено $1,2 млрд частных инвестиций.
Кроме того, близится к завершению строительство третьего международного аэропорта — он будет введён в эксплуатацию уже осенью текущего года. Всего в рамках правительственной «Стратегии-2023» запланирована реализация 30 крупных инфраструктурных проектов.
Прогулки и круизы по Босфору
Причал Кабаташ
Если есть желание как можно лучше узнать и осмотреть пролив, то стоит заказать прогулку или круиз в сопровождении опытного экскурсовода. Отправиться в тур можно о многих причалов, расположенных в центре Стамбула:
- Ускюдур;
- Кабаташ;
- Авджилар;
- Ортакей.
От подобного путешествия туристы получат незабываемые эмоции. Во время морской поездки можно любоваться красотами города, раскинувшегося по обеим сторонам.
Большой тур
Это один из самых популярных туров, который по времени занимает чуть больше 5 часов.
- Маршрут проложен от Эминеню до моста султана Селима. За детей до 6 лет платить не нужно, а для ребенка в возрасте 6-12 лет билеты продаются с 50% скидкой.
- Отправление катеров запланировано с 10 утра до обеда, а возвращаются они не ранее 16.00.
- В выходные дни поздних туров не предусмотрено.
Также имеются Лунные программы с отправлением около 6 часов вечера. Такой вариант позволяет насладиться красотами вечернего и ночного города, освещающегося сотнями огней.
Короткий тур
Продолжительность поездки занимает около часа. В программу включено посещение двух мостов и осмотр живописных окрестностей в районе причалов.
Общественный морской транспорт
По Босфору курсируют роскошные катера, которые следуют по заранее установленному маршруту, отправляются и прибывают по определенному времени. Часть таких паромов обслуживают туристов в любое время дня и ночи, в то время как другие работают только во время большого наплыва отдыхающих и пассажиров.
Удобство общественного морского транспорта заключается в том, что можно встать на любом причале, прогуляться по окрестностям и осмотреть достояния, после чего дождаться следующего парома и отправиться к другому месту назначения. Такая поездка выйдет гораздо дешевле, чем путешествие от туристического агентства.
История
Строительство подобного канала, соединившего бы Мраморное и Чёрное моря, обдумывал ещё в 16 веке правитель Турции Сулейман Великолепный. Даже был начат проект строительства. Но из-за военных действий довести проект до начала выполнения так и не получилось.
В 17 веке ещё раз попробовали построить канал между Чёрным и Мраморным морями. Однако тут в дело вмешались экономические проблемы страны. Вспоминали о таком проекте и в конце 20 века.
В 2011 году премьер-министр Турции обьявил о том, что построить канал просто необходимо. Предназначен он для того, чтобы соединить два моря – Мраморное и Чёрное, а также разгрузить пролив Босфор. Пролив Босфор ежедневно перегружен, через него проходит множество кораблей.
Начали строить Стамбульский канал в 2021 году. Планируется закончить строительство искусственного канала к 2027 году. Предполагалось, что канал будет построен к 2023 году, а позже – к 2025-26 году, однако из-за ряда проблем сроки постройки сдвинулись.
В 2022 году строятся первые мосты через Стамбульский канал. Всего таких мостов ожидается 6. На строительство канала Стамбул и мостов хотят потратить больше, чем 15 миллиардов долларов.
Иллюстрация из презентации Канала Стамбул
Климатические условия и рельеф
Шторм в проливе
Босфор находится под влиянием приморского субтропического климата.
- В этом районе даже в самый холодный период – во второй половине зимы – термометр редко когда показывает ниже + 6 градусов.
- Настоящая весна начинается с первых чисел апреля.
- Уже в мае начинается туристический сезон, который продолжается до середины октября. В это время в городе можно наблюдать больше всего иностранцев. Воздух прогревается в среднем до +20…+26 градусов.
Исключением является вторая половина лета, когда в Стамбуле становится очень жарко – до +33 градусов. Именно в высокий сезон нужно планировать путешествие по проливу.
- В летнее время вода пролива нагревается до +25 градусов. Но на глубине может быть холодно.
- Зимой вода в Босфоре остывает до +7 градусов. В феврале и в марте в регионе складывается нестабильная погода. Случаются порывистые ветра, часто появляется туман.
В проливе отмечаются сильные течения, которые объясняются неодинаковым уровнем воды в Средиземном и Черное море. При столкновении разнонаправленных водных поток появляются водовороты.
Пляжи
Остров Бююкада
Морские судна не сильно загрязняют воду, а морские течения способствуют постоянному движению воды. Такие условия позволяют купаться в водах Босфора, чем и занимается местное население.
Пляжи в основном имеют песчаное покрытие и пологий спуск, но в некоторых местах могут встречаться галька и каменистое покрытие, а также резкие обрывы. Весь берег разделен на множество пляжей, которые отличаются небольшими размерами.
Семейные пары с детьми чаще всего проводят время на пляже острова Буюкады. Сюда можно добраться от одной из пристани на морском транспорте. Посещение пляжа является платным. В стоимость включено пользование следующими удобствами:
- лежаки;
- зонтики;
- душевые кабинки;
- раздевалки.
На берегу установлена спасательная вышка, откуда постоянно ведется наблюдение за состоянием на пляже и в воде. Местные жители также облюбовали другие пляжи и острова: Бургазады и Киналиады.
На побережье можно найти пляжи с бесплатным посещением.
- К их числу относится пляж поблизости причала Ускюдар. Здесь предусмотрены необходимые удобства для комфортного пребывания. Именно здесь больше всего отдыхающих.
- Другой общественный пляж находится в районе Тузла, который привлекает семей с малышами мелководьем. Здесь также выдают шезлонги и зонтики, установлена спасательная вышка. Сюда можно добраться на общественном транспорте от развлекательного парка.
Вопрос эксперту
Можно ли отправляться в тур по Босфору с детьми?
Круизы и отдых в окрестностях будут интересны детям в любом возрасте.
Проложенные мосты
Мост Султана Мехмеда Фатиха
За последнее столетие было возведено 3 моста через пролив. Они представляют собой большую значимость для города и не является препятствием для перемещения огромных судов.
- Босфорский мост. Его также именуют мостом мучеников. Его строительные работы были завершены в 70-х годах, а проект разрабатывался более чем 2 десятка лет. конструкция имеет 3 пролета, общая протяженность которых составляет 1,5 километра. За возведение были ответственны инженеры из Англии и Германии. Для передвижения транспортных средств выделено 6 полос. Название «Мост мучеников» появилось в 2010-х годах, когда местные военные попытались свергнуть власть.
- Мост Султана Мехмеда Фатиха. Выполняет вспомогательную функцию. На его строительство потребовалось всего 2 года. Цель его возведения была связана с разгрузкой единственного моста города, облегчением транспортировки людей, соединением европейского и азиатского побережья для движения транспорта. Конструкция получила название в честь султана, который завоевал Константинополь и прозвал его Истамбул. На строительные работы было выделено более 10 млн долларов. разработкой проекта и возведением сооружения занимались японские, турецкие и итальянские компании. От Моста мучеников находится в северном направлении в 5,5 километрах.
-
Мост Султана Селима Явуза. Он расположен за чертой города в северном направлении недалеко от черноморского побережья. На возведение потребовалось около 3-х лет. Его основное назначение – разгрузка транспортного потока. Он также получил имя в честь султана.
Разработкой проекта и строительством конструкции занимались швейцарские и французские фирмы. Для этого было выделено 3 млн долларов. Проезд по мосту также является платным.
5.
Вблизи Стамбула нет других крупных пресных озёр и рек, питьевую воду придётся завозить из других регионов.
Почему новый пролив вызывает критику у России?
Конвенция Монтрё запрещает Турции пропускать через свои проливы военный флот нечерноморских держав определенного тоннажа. Войти в Чёрное море могут лишь небольшие боевые корабли суммарным тоннажем до 45 тысяч тонн и сроком не более 21 дня.
Напротив, флот черноморских держав может проходить через проливы без ограничений. Стамбульский канал упразднит это правило. Турция сможет регулировать трафик по своему настроению, а учитывая, что эта страна входит в НАТО, то ничего хорошего России ждать не приходится.
Турецкий мегапроект не только превратит Стамбул в остров, но и станет одним из крупнейших рукотворных сооружений в истории. Однако он принесёт много неприятных последствий как для окружающих стран, так и для самих жителей Турции.
Интересности
3 августа, 2021
792 просмотра