Что сделала невеста со своими зубами по словам радищева на русской свадьбе?

Зачем на руси модницы чернили зубы? | мусагет о кино | дзен

Записки иностранцев

Довольно важным источником в изучении реалии и быта старой России представляются записки, составленные иностранными послами и купцами, профессиональный интерес которых располагался в области взаимодействия с Московией. Эти воспоминания, впрочем, не всегда имеют право претендовать на абсолютную объективность, так как в некоторых случаях их авторы были крайне предвзяты, в некоторых – добровольно заблуждались касательно каких-то реалий жизни в стране. В ряде случаев иностранцам было откровенно выгодно умалить мощь и значение Руси. Так, например, немецкий авантюрист и отставной опричник Генрик фон Штаден составил свои воспоминания с одной целью: предоставить их властям Германии, дабы обосновать возможность легко захватить все царство, ворвавшись в него через северные рубежи. Весьма вероятно, что для большей убедительности своего доклада он пренебрег многими факторами.

Среди множества иностранных авторов, писавших о допетровской России, были и доктора. Так, например, личным врачом Алексея Михайловича Романова, отца Петра I, был англичанин по имени Сэмюель Коллинз. По ряду факторов его записи радикально отличаются от других мемуаров иностранцев на русской службе. Основное отличие заключается в том, что он не планировал издавать свои мемуары и, соответственно, не рассчитывал, таким образом, на скорую славу и быстрые деньги. Вторая же характерная особенность заключается в том, что он довольно долго прожил в России (около 9 лет) и за это время много лучше иных иноземцев узнал реалии страны. Есть, увы, один фактор, который в некоторой мере дискредитирует записки английского доктора. Его воспоминания были опубликованы спустя год со дня смерти самого врача одним сторонним лицом, а потому у нас не может быть уверенности в том, что на этапе подготовки к печати текст не был дополнен какой-нибудь отсебятиной от лица нечистого на руку редактора.

Из записок становится очевидным, что Россия времен Алексея Михайловича казалась англичанину абсолютно чуждым и непонятным миром. Все казалось ему причудливым и неправильным. В том числе и стандарты женской красоты. В частности, он писал: «Они чернят свои зубы с тем же намерением, с которым наши женщины носят черные мушки на лице: зубы их портятся от меркуриальных белил, и потому они превращают необходимость в украшение и называют красотой сущее безобразие. Здесь любят низкие лбы и продолговатые глаза и для того стягивают головные уборы так крепко, что после не могут закрыть глаза, так же как наши женщины не могут поднять рук и головы. Русские знают тайну чернить самые белки глаз. Маленькие ножки и стройный стан почитаются безобразием».

Сказанное, безусловно, изумляет. Но есть ли какие-то причины, которые могут объяснить такой причудливый стандарт моды русских в XVII веке?

У купцов и у дворян

Таким образом, можно смело говорить, что в крестьянской среде на отсутствие девственности часто закрывали глаза, особенно, если девица была жениху люба и не имела дурных привычек.

Что же касается купеческой среды, то в ней часто расчет перевешивал аморальное поведение. Отцы дочерей старались грех скрыть, а дочь побыстрее отдать замуж «с глаз долой», давая за ней большое приданое, которое должно было раз и навсегда заткнуть родню жениха и всех, кто знал о позоре.

В дворянской среде потеря невинности была настоящей трагедией. За дочками следили строго, на сексуальные темы с ними не говорили, следили чтобы не читали «опасных» романов. наедине с мужчинами не оставляли. Исключение могли сделать только для «просватанного жениха».

Как пишет Пушкарева в статье «Представление о женской чести в дворянской культуре», юные дворянки находились под неусыпным контролем взрослых. Те были своеобразными «хранителями чести». Сама же дворянская культурная традиция была в большом сходстве с крестьянской, и в ней существовал обычай благодарить родителей невесты, если та оказывалась девственницей.

Случаи потери девства до брака среди дворянских дочерей были крайне редки, и такие девушки немедленно лишались родительского благословения, отсылались в деревни или отдаленные поместья, где часто выдавались замуж за людей, стоящих ниже их по социальной лестнице.

При этом поведение замужних дворянок было более свободным: на адюльтеры и увлечения смотрели часто сквозь пальцы.

Сладкая угроза

А третья версия о чернении зубов имеет «сладкое» объяснение. Известно, что с чёрными улыбками появлялись лишь знатные женщины. Чаще всего именно в богатых семьях на столе ежедневно были сладкие лакомства – сахарные пряники, мёд, патока. От частого употребления такой пищи зубы красавиц портились, тем более, что ограничивать себя в калориях модницы не собирались.

Многие европейцы (к примеру, Самюэль Коллинс), побывав в России, отмечали, что красивой может считаться лишь полная дама, в то время как стройность считается признаком болезненности.

Вот так мода из азиатских стран попала в Россию, где продержалась в отдельных регионах практически до начала XX века. Удивительно, но мода на чёрные зубы дошла до Италии и даже Франции, где одной из первых появилась с чёрной улыбкой Екатерина Медичи. Не удивляйтесь, но и поныне этот обычай сохранился в отдельных уголках Азии, где девушка с чёрными зубами считается крайне привлекательной и красивой.

Обычай чернения зубов в России показывает, как много тайн скрывает великая страна, о которой невозможно знать всего – настолько обширна её история. Конечно, традиция эта кажется странной и даже шокирующей современному человеку, но она – частичка прошлого, которое нужно помнить и беречь. Не стоит забывать, что дамы с чёрной улыбкой были не просто отчаянными модницами, но и просто женщины, для которых красота значила очень много.

Опасные белила

Другая версия причины чернения зубов уже продиктована не модой, а состоянием здоровья красавиц. В составе белил нередко были ртутные частицы. Ими модницы России не только посыпали лицо, но и чистили зубы. Конечно, сначала улыбка была превосходной и сияющей, однако со временем ртутная основа белил начинала разъедать эмаль на зубах. Конечно, сверкать испорченными зубами дамам не хотелось, а потому поступали они радикально – зубы окрашивали в чёрный цвет. Так сказать, новые веяния моды, при которых не видно изъянов.

Об этом писал и англичанин Самюэль Коллинс, который состоял врачом при дворе Алексея Михайловича в 1689-1660 годах. Врач отмечал, что многие знатные дамы вынуждены были чернить зубы, чтобы не было видно изъянов. Конечно, подобное решение женщин не порицалось и даже приветствовалось. Н.Чернышевский и вовсе писал, что только ухоженная женщина может иметь чёрные зубы. Она использует белила для их чистки, а потому борется с последствиями этой процедуры.

Обычай из Азии

Косметические средства на Руси появились лишь в XIII веке, а поначалу были доступны лишь представительницам состоятельных семей. В ту пору в других странах дамы уже вовсю использовали всевозможные средства, подчёркивающие природную красоту. Не кривя душой, можно сказать, что русские девушки и без косметики хороши.

Однако любая модница стремиться идти в ногу со временем. Когда белила и румяна уже становятся общедоступными, на Русь приходит новая традиция – чернение зубов. Примечательно, что родиной этого обычая считалась Юго-Восточная Азия. Там с чёрными улыбками могли появляться в обществе лишь замужние женщины. Более того – в Японии чёрные зубы считались украшением женщины. Во-первых, это высокий статус, во-вторых, красиво. По японским меркам, конечно.

Косметика на Руси 14-17 века. Мука для Марфушки

Превознося «старинные бабушкины рецепты», горе-специалисты часто идут на прямой подлог: «Для румян и помады русские красавицы использовали сок малины, вишни, натирали щёки свёклой. Для придания коже белизны брали пшеничную муку или мел». Источник вдохновения этого опуса очевиден — киносказка Александра Роу «Морозко». Именно там Марфушеньку-душеньку пудрят мукой и румянят свёклой, доводя до вида классической матрёшки. Реальность же была куда более грубой, а главное, вредной.

Самое забавное, что все источники сходятся в одном: косметику боярыни любили слишком сильно. Как возмущался декоративной косметикой неистовый старообрядец протопоп Аввакум, уже ясно. Его идейный противник, митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий III , в публицистике силён не был, однако в 1662 году изгнал из храма несколько чрезмерно накрашенных женщин. Иностранцы, вообще не имеющие к православной церкви ни малейшего отношения, парадоксальным образом были на стороне и Аввакума, и Макария: «Женщины в Московии имеют изящную наружность и благовидную красоту лица, но природную красу их портят бесполезные притирания. Они так намазывают свои лица, что почти на расстоянии выстрела можно видеть налепленные на лицах краски. Брови они раскрашивают в чёрную краску под цвет гагата». Это слова англичанина Энтони Дженкинсона , путешествовавшего по России в середине XVI века.

Кстати, иностранцы на первый взгляд подтверждают «натуральность» старомосковской косметики. Вот немец Адам Олеарий : «Они белятся так, что кажется, будто кто-то пригоршней муки провёл по их лицу». Вот барон Иоганн Корб : «Белила их столь грубы, что женщины похожи на булки, сверх меры засыпанные мукой». Вот тот же Дженкинсон: «Всего лучше сравнить их с жёнами мельников, потому что они выглядят, как будто около их лиц выколачивали мешки муки». Велик соблазн предположить, что в качестве пудры и впрямь использовали пшеничную муку.

Понадобился пристальный взгляд специалиста, который к тому же был не чужд литературному труду. Им стал личный врач царя Алексея Михайловича Самуэль Коллинз : «Румяна и пудра их похожи на те краски, которыми мы украшаем летом трубы наших домов. Они состоят из красной охры и испанских белил». Собственно, этим сказано всё. И красная охра, и висмутовые, или испанские, белила широко используются в современной индустрии косметики. Так что никакими особенными рецептами старомосковские красавицы не обладали. Более того, если сравнить косметический ассортимент средней европейской модницы и русской красавицы тех времён, то получится, что они почти идентичны. Французские гонители «искусственной красоты» в 1642 году с негодованием писали о том, что дамские прихоти стали разорять мужчин: «Для туалета одной дамы теперь требуется целая лавка белил, румян, сулемы, квасцов, коровьего помёта, уксуса, духов, миндального масла…» Так что перебора в русской косметике было ничуть не больше, чем в Европе. Отличия в ассортименте тоже минимальны — вместо миндального масла на Руси чаще использовали облепиховое, а также умащали тело «холодцом» — тогда так называли не говяжий студень, а спиртовую настойку мяты, своего рода лосьон.

Почему платье невесты на Руси не было белым

У древних славян названия цветов являлись синонимами слов. Так красный цвет были синонимичен слову «красивый». Именно поэтому невесты выходили замуж на Руси в красном, то есть красивом платье. На свадьбу, как и на другие праздники, было принято надевать всё самое лучшее. Чистота — это то, что символизирует белый цвет, а во время свадебного обряда считалось, что невеста умирает и возрождается уже в статусе жены. По этой причине она не могла считаться полностью «чистой» и надевать одежду белого цвета. А ещё многие девушки к тому моменту, как их звали под венец, уже имели детей. Это не сильно порицалось, но такая девушка переставала считаться «чистой» и не могла носить белое.

Кроме того, с белым цветом на Руси связана и другая традиция. Воины, уходя на битву надевали на чистое тело белую рубаху, показывая, что они готовы встретить смерть. Если исходить из этого толкования, то белоснежный наряд был не самым удачным выбором для девушки, готовящейся выйти замуж и стать матерью.

Какими были свадебные наряды на Руси

В древние времена свадьба у славян проходила с соблюдением множества традиций. И одной из них была та, что невеста обязана была сама сшить своё свадебное платье. Чаще всего это был цветной сарафан и рубашка, богато украшенные ручной вышивкой. И трудиться невесте на Руси приходилось много, ведь она должна была сшить целых три наряда.

Перед самой свадьбой во время девичника будущая жена должна была быть облачена в «девичий» сарафан. Обычно он был голубого, розового, жёлтого или зелёного цвета и имел простой крой. Венчальный сарафан обычно шили из очень дорогих тканей, расшивали его камнями, золотыми нитями и жемчугом, а также украшали мехом. Такой сарафан изготавливали из тканей всех оттенков красного: малинового, бордового, багрового, багряного. Украсив себя драгоценностями, подаренными женихом, невеста отправлялась в красном наряде под венец.

В день, следующий за свадебным праздником, невесты у славян представали уже в образе замужней женщины. По традиции эти наряды были золотого, коричневого или красного цвета. Кроме обрядового платья жена надевала на себя традиционный головной убор, а её талию украшал широкий пояс. Изредка можно было увидеть на замужних женщинах на второй день свадьбы чёрный сарафан. В то время этот цвет не был траурным, а символизировал цвет земли, которой славяне поклонялись.

Новые публикации

Знай русский! Работа над ошибками Тотального диктанта – 2023 25.04.2023

В начале апреля в нашей стране прошла ежегодная просветительская акция «Тотальный диктант». Тысячи любителей русского языка добровольно проверяли свои знания. И хотя ещё не все работы получили оценку, известны самые распространённые ошибки.

Знай наших! Андрей Колмогоров – гений математики 25.04.2023

25 апреля исполняется 120 лет со дня рождения Андрея Николаевича Колмогорова – математического гения-энциклопедиста, основоположника теории вероятностей, а также автора открытий по меньшей мере в 20 других разделах математики. Кроме того, он оставил после себя работы по физике, турбулентности, философии и даже стиховедению. Недаром современники называли его «человеком Возрождения».

«Мы смогли победить только вместе» 24.04.2023

Школьники России, Киргизии и Казахстана стали участниками международной акции «Побратимство памяти», посвящённой общему подвигу народов, отстоявших Москву в 1941 году. Школьники Привокзальной средней школы Волоколамска приняли у себя гостей из гимназии № 24 имени Аалы Токомбаева (Бишкек) и российско-казахстанской школы-лицея № 54 имени И. В. Панфилова из Алма-Аты.

Деревня будущего глазами молодых 21.04.2023

Чего хочет сельская молодёжь? Того же, чего и городская. Согласно опросам, среди их приоритетов – достойная работа, жильё, досуг, инфраструктура, наличие интернета. Активная молодёжь сама придумает, как разнообразить жизнь в родной глубинке. Таких ребят нужно просто вовремя поддержать. Уже 15 лет этим занимается Российский союз сельской молодёжи.

Знай русский! «Пожалуйста» – когда нужны запятые? 21.04.2023

Из школьной программы мы помним, что слово «пожалуйста» чаще всего служит ответом на «спасибо» и нуждается в обособлении. Однако оно может выступать и в других ролях, приобретать разные значения и, как следствие, требовать соблюдения определённых пунктуационных правил.

Африке нужна сильная Россия 20.04.2023

Молодой предприниматель из Камеруна Джака Франк планирует принять участие в саммите Россия – Африка и даже выступить там с речью, посвящённой российским военным, сражающимся сегодня на Украине. О том, почему очень многие в Камеруне поддерживают позицию России и заинтересованы в более глубоком сотрудничестве с нашей страной, он рассказал в интервью «Русскому миру».

Латвия: Дело четырнадцати 20.04.2023

До четырёх лет лишения свободы каждому грозит 14 русскоязычным журналистам в Латвии. Однако коллективный суд, начавшийся в середине апреля, слишком явно отдаёт насилием над свободой слова, поэтому во избежание огласки в Риге делят процесс на части в надежде расправиться с журналистами поодиночке.

Вячеслав Никонов: Прибалтика перешла под внешнее управление США 18.04.2023

18 апреля Государственная Дума приняла заявление «О недопустимости репрессивной политики руководства Латвии, Литвы и Эстонии в отношении русскоязычного населения». В ходе обсуждения документа на пленарном заседании выступил первый заместитель председателя Комитета ГД по международным делам Вячеслав Никонов.

Верность традиции

Если белила были так опасны, зачем было вообще использовать их? Адам Олеарий в своём «Описании путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию» писал, что порой женщины настолько сильно используют эти косметические средства, что создаётся впечатление, будто на них вывалили мешок муки. Выходит, по общемировым стандартам внешность после использования белил нельзя было назвать привлекательной – а главное, что от такой косметики портились зубы, но женщины упорно продолжали использовать белила и чернить зубы.

Почему? А здесь уже дань традициям. Известен случай, когда супруга князя Ивана Черкасского, что от природы была необыкновенно красива, отказалась белить лицо. Казалось бы, сущий пустяк, но по тем временам это был настоящий вызов обществу. Дошло до того, что все соседки вместе со своими мужьями пришли требовать от женщины соблюдения порядка. Пришлось и красавице использовать ядовитые белила. Кстати, Пётр Первый в одном из первых своих указов приказал дамам чистить зубы не белилами, а мелом. Именно тогда «мода» на чёрные зубы начинает уходить из России.

У священников

Но самым придирчивым в этом отношении сословием было духовенство – девственность невесты будущего священнослужителя должна была быть несомненной, так как ее отсутствие ложилось несмываемым пятном на выпускника семинарии: если его невеста оказывалась блудницей, то обоих ждал либо монастырь и монашество, либо со священника снимали сан.

Это связано с тем, что брак у священника – это олицетворение союза Христа и Церкви Христовой, непорочность невесты связывали с непорочностью Церкви в последние времена перед Вторым пришествием Мессии. Женщина должна была соответствовать этому образу, а брак священника – служить примером остальными прихожанам.

Именно поэтому священник РПЦ мог быть женат только один раз; он не женился, овдовев, и не мог взять в жены разведенную или вдову, то есть ту, которая когда-то принадлежала другому. При этом невеста обязана быть девственна не только физически, но и в духовном смысле – быть неразвращенной, любить Бога, почитать мужа и во всем его слушаться.

После замужества жена священника должна была продолжать служить примером. Даже сейчас к изменам в семье священников церковь относится строго. Считается, что измена жены оскверняет мужа, а измена мужа – оскверняет жену. Священникам после такого греха приходится выбирать – уходить ли в монахи, или оставаться в миру, но при этом продвинуться в иерархии дальше псаломщика или иподьякона никогда не получится.

« Как изменила Кавказская война русскую армию

Как поступали у крестьян

При этом стоит помнить, что потеря девственности прощалась гораздо чаще, чем неверность в браке. Часто на соблазнение юных крестьянских девушек барчуками и дворянами крестьяне смотрели сквозь пальцы. Материальная выгода, которая «светила» девушке, прощала её грех, но недопустимым являлось распутство по любви.

Девственность проверяли по разному – иногда перед венчанием невесту заводили «в камору» и выпытывали у нее подробности жизни. Если оказывалась, что она не целомудренна – позорили. Если же она признавалась раньше, чем заведут в камору – прощали. Демонстрацией невинности служила выносимая гостям её ночная рубашка, либо битье посуды молодым мужем – это значило, что он был у жены первым.

Но часто бывало, что молодой муж старался скрыть грех жены, здраво рассуждая, что «Хоть срами, хоть нет, а другую жену уж не дадут!» И чем дальше от центра России располагалась деревня, тем менее строго подходили к потере девственности до брака. На окраинах Тверской губернии расправ над женщинами не устраивали, под Казанью считали: «Жену с почина берут», под Пермью крестьяне не видели в этом ничего зазорного, а в Мензенском уезде у девицы с ребенком шанс выйти замуж возрастал. На Русском Севере не водилось позорящих обрядов, хотя девственность ценилась.

Как наказывали за потерю девственности

Наказания бывали жестокими: «порченой» невесте мазали дегтем или нечистотами ворота и ставни, пачкали дегтем или сажей белье, водили по деревне в рубашке. Заставляли на коленях ползти к столу мужниной родни, просить прощения, а те били ее по лицу до тех пор, пока муж не запретит. Иногда – впрягали в телегу вместе с лошадью и стегали кнутом. Зачинщиками наказаний были недруги девицы – брошенные парни, завистливые подружки. При этом доставалось не только самой девице, но и родне, которую тоже «позорили».

В Каменецком уезде в начале XIX века суд постановил выпороть отца девицы розгами. Под Калугой в борону запрягали мать девицы и гоняли по деревне.

Церковные правила предписывали старосте провести расследование по делу появления на свет внебрачного ребенка, затем такой невесте повелевалось трижды обползти храм на коленях. В центральных губерниях невесту допускали к венчанию лишь после того как над ней читали очистительную молитву, – об этом пишет в своей статье «Позорящие наказания для женщин в России» антрополог Наталья Львовна Пушкарева. В Литве и в Малороссии девиц сажали на цепь на паперти. Могли и выпороть нагайкой.

Кто на свете всех белее?

Но вот вопрос: что же красивого в таком могли найти русские? И культура другая, и менталитет. С этим стоит разобраться детальнее, поскольку версий исследователи выдвигают несколько. Итак, первый и самый распространённый вариант – чёрные зубы подчёркивали белый цвет кожи.

Такой цвет кожи считался благородным и привлекательным. А если ещё добавить слегка синеватый «рисунок» в виде слегка проступающих под кожей вен и сделать чёрными зубы, то лицо и вовсе покажется белее снега. Конечно, красота весьма специфическая, но мода – великая сила.

Кстати, о подобной внешности женщины писал Радищев в своём «Путешествии из Петербурга в Москву». Он описывает Прасковью Денисовну, что была «бела и румяна» и имела «зубы как уголь»

Обратите внимание – автор не шокирован этим фактом, он просто констатирует его, описывая внешность женщины. Уверена, здесь о красоте Прасковьи Ивановны говорится исключительно в положительном ключе

Почему невесты надевают белое платье сегодня

Екатерина II в подвенечном платье

Даже в древние времена люди следовали моде, менялись их вкусы на ту или иную одежду. В Европе первой белое платье надела Анна Австрийская. А в России положила конец традиции надевать красное платье на свадьбу Екатерина II. Именно эта монаршая особа отправилась под венец в белом платье и в белой длинной фате, следуя тогдашней европейской моде. Белый цвет начал считаться праздничным и стал в большей мере ассоциироваться с невинностью невесты и её чистотой.

После Екатерины II моду на белые свадебные платья переняли дворянки и иностранные аристократки, выходившие замуж за русских. А после них и представительницы более низких сословий стали венчаться в белоснежных расшитых нарядах. Сегодня же многие девушки решают отступить от этой традиции и надеть в ЗАГС платье не белого цвета.

Еще:

  • Кто такие бобыли и почему за них не хотели выходить замуж?
  • Почему новые русские носили именно малиновые пиджаки?
  • Отмечали ли день рождения в Древней Руси?
  • Как в советское время облапошивали честных граждан
  • Что такое «быть мамой»: история москвички и её дочки в 25 фотографиях

Чернение зубов

Благодаря бурной деятельности Петра I страна ворвалась в число передовых европейских держав, дремучая старина осталась в далеком прошлом, а обычаи позабылись. Так, во всяком случае, многие и считают. Однако это суждение в корне неверно. Реформы Петра в значительной мере модернизировали только аристократическое дворянское сословие, в то время как жизнь и быт остальной части страны не претерпели таких больших перемен. Это привело к некоему парадоксу: культура дворянства петровской поры почти полностью оторвалась от жизни других сословий империи, благодаря чему русская знать превратилась в неких граждан всей Европы, но потеряла связь с корнями. Естественно, в петровские времена взгляд на женскую красоту сдвинулся в сторону западных предпочтений, княжны и царевны перестали чернить свои зубы, но это традиция не исчезла за мгновение. В частности, полностью черные зубы еще долгое время почитались как признак достатка в среде русского купечества.

Отчего же именно символ достатка? Ответ на этот вопрос прост и лежит на поверхности: сахар в старину был очень дорог, а поэтому все те болезни, которые развиваются от его частого потребления, говорили о достатке в семье. Быть владелицей черных, насквозь больных кариесом зубов было настолько почетно и престижно, что в ход пошли уловки. Дочери небогатых купцов, которые не могли позволить себе настолько частого употребления сладкого, имели привычку подкрашивать свои зубы сажей, дабы достичь желанного эффекта. Примечательно, что диковатая на мода на чернение зубов параллельно с Москвой возникла на Дальнем Востоке. Она даже сумела там выжить и дойти до наших дней. Так, например, японские гейши по-прежнему искусственно окрашивают зубы в черный цвет.

В чем-то, впрочем, причудливая мода Москвы XVII века была созвучна с европейской. Тут тоже в чести была матово-белая кожа. Это тоже объясняется соображениями стремления к некоему высокому статусу. По обладательнице такого цвета кожи было ясно, что она достаточно хорошо обеспечена для того, чтобы не обременять себя каторжным трудом в поле. Отчасти поэтому большой популярностью пользовалась пудра. Она, впрочем, обладала и еще одним выраженным преимуществом: с ее помощью можно было маскировать отметины на коже, оставшиеся после натуральной оспы. Особенность моды русского купечества, однако, не оканчивалась на широком применении пудры. В ходу еще были и румяна. Таким образом, русская красавица-купчиха выглядела довольно причудливо еще во времена Екатерины Великой: обильно напудренная и покрытая румянами, она представляла собой пережиток старинного XVII века. Любопытно также и то, что такая мода уже тогда вызывала отторжение в европеизированной дворянской среде. У Салтыкова-Щедрина, например, можно встретить такой отзыв: «Лица их значительно портило употребление белил и румян, а также совсем черные зубы, в  подражание городским купчихам, у которых в то время была такая мода».

Мода, как известно, не стоит на месте, и к началу XX столетия европейский взгляд на красоту женского тела стал абсолютно доминировать на территории России, а старинные обычаи забылись и ушли в небытие.

« Гречневая каша: почему европейцы её не переносят

Изменения Петра 1

Петр Первый привнес множество инноваций во сферы жизни Российской
империи. Мода и макияж тоже не остались на месте.

В моду вошли новые женские наряды с открытыми руками и декольте. Покрывать белилами пришлось бы все открытые участки тела, что не слишком удобно.

Кстати, именно Петр 1 ввел запрет на использование ртути для макияжа. Постепенно злоупотребление большим количеством таких средство свелось к минимуму, что положительно сказалось на здоровье модниц.

В широком ассортименте стали продаваться румяна, духи и другие красящие средства, которые были популярны в Европе. Стоили они не малых денег, поэтому покупали их богатые люди.

Крестьянский макияж

Крестьяне продолжали пользоваться натуральными средствами и самодельной
«косметикой». Широко были распространены маски для лица из меда и молока (простокваши).
А уж баня была самым популярным способом добиться красивого и здорового тела и
духа для женщин.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Алипаф
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: