Что сказала представительница Минпросвещения
По мнению Лантратовой, прежде всего единый госэкзамен следует отделить от системы школьного образования.
«Просто отменить ЕГЭ не получится, нужно сделать это поэтапно. И первый этап — вывести ЕГЭ из системы школьного образования», — сказала Лантратова.
Помимо этого, предполагается, что прохождение ЕГЭ нужно сделать добровольным. Зампред комитета считает, что задача школы — просто выдать ребёнку аттестат (а ЕГЭ, напомним, по сути, нужен лишь для поступления в вуз). Однако если раньше в комитете предлагали разрешить вообще не сдавать ЕГЭ тем, кто не собирается получать высшее образование, то теперь депутат заявила, что выпускники должны иметь возможность выбирать, сдавать им ЕГЭ или обычные традиционные экзамены.
Лантратова также считает, что можно создать иную прозрачную систему сдачи экзаменов в вузах. Какой именно она могла бы быть, депутат не уточнила, но привела в пример дополнительные внутренние испытания в университетах.
«Ведь сейчас даже вузы делают у себя дополнительные творческие конкурсы, чтобы отсеять тех ребят, которые нечестно могли сдать тот или иной экзамен», — заявила она.
Говоря о недостатках ЕГЭ, Лантратова прежде всего назвала двухгодичное натаскивание детей на экзамены.
«Это не про знания, это про то, что последние два года учёбы ребёнок вместе с родителями начинает готовиться к сдаче ЕГЭ. Все остальные предметы отводятся в сторону», — полагает парламентарий.
Ещё один аргумент против единого госэкзамена — стресс, с которым сталкиваются подростки, сдавая экзамены в чужих школах и в присутствии незнакомых педагогов. Всё это, по мнению Лантратовой, негативно сказывается на здоровье детей.
Кроме того, она считает, что мнение о том, будто с введением ЕГЭ в системе образования исчезла коррупция, безосновательно.
«Коррупция перешла в новую форму — у нас теперь история с репетиторством. Образование становится услугой для обеспеченных людей», — сказала Лантратова.
Как изменилось отношение властей к частичной отмене ЕГЭ
В марте прошлого года большинство выпускников заявило о желании сохранить право выбора между ГВЭ и ЕГЭ, которое предоставлялось в период наибольшего распространения коронавируса. Тогда же Музаев обещал рассмотреть возможность отмены обязательного ЕГЭ для тех, кто не собирается поступать в вуз, по итогам кампании 2021 года.
В апреле депутаты «Справедливой России» предложили совсем отменить ЕГЭ для не планирующих получать высшее образование. Однако Госдума не поддержала соответствующий законопроект.
А в июне глава Минпросвещения Сергей Кравцов заявил, что ведомство намерено вернуть ЕГЭ для всех выпускников школ, независимо от их планов на дальнейшее обучение. То есть возможность не сдавать этот вид экзамена была связана исключительно с особой ситуацией в период пандемии.
Однако уже в декабре Музаев сказал, что не видит рисков в том, чтобы разрешить не сдавать ЕГЭ тем, кто не планирует получать высшее образование. А в январе 2022-го этот вопрос подняла председатель комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова.
Активные дискуссии вокруг ЕГЭ возобновились после заявления Минобрнауки о выходе из Болонского процесса, когда вице-спикер Госдумы Пётр Толстой заявил, что отмена ЕГЭ должна стать следующим шагом в «деколонизации нашего образования». Тогда руководитель Рособрнадзора назвал эту идею нереалистичной.
Напомним, благодаря системе ЕГЭ выпускникам школ не нужно, как раньше, бегать по разным вузам, сдавая везде экзамены заново и переживая о возможных накладках в расписании (если экзамен в разных университетах состоится в один день). Кроме того, вопросы для подготовки к экзаменам в каждом вузе были свои. Вряд ли всё это было меньшим стрессом по сравнению с сегодняшними переживаниями по поводу ЕГЭ. Кстати, известный психолог Ирина Млодик считает, что большинство страхов в отношении ЕГЭ идёт не от детей, а от родителей и педагогов. А список вузов, которые сейчас проводят ещё и собственные экзамены сверх ЕГЭ, не так уж велик.
Кроме того, статистика говорит о том, что выпускникам из регионов благодаря ЕГЭ стало гораздо проще поступить в столичные вузы. Если сейчас больше половины первокурсников московских университетов — это приезжие из регионов, то до введения ЕГЭ, по словам Ольги Васильевой, которая на тот момент была министром образования, соотношение оказалось противоположным: до 70% учащихся в столичных вузах были москвичами.
Что касается необходимости прибегать для сдачи ЕГЭ к услугам репетиторов, то такая проблема действительно есть, но тут, скорее, вопрос к качеству образования, получаемого в школах, учитывая то, что, судя по всему, там не в состоянии подготовить ребёнка к поступлению в вуз. Улучшится ли качество благодаря отмене ЕГЭ? Перестанут ли абитуриенты нуждаться в услугах репетиторов только из-за того, что ЕГЭ заменят на самостоятельные вступительные экзамены в каждом вузе? Вряд ли.
Какое мнение выразили в Рособрнадзоре
По данным РИА «Новости», глава Рособрнадзора Анзор Музаев заявил, что ЕГЭ останется и после перехода с Болонской системы высшего образования на национальную.
«Да, сохранится, поскольку ЕГЭ выполняет важнейшие социальные задачи. В частности, ЕГЭ поддерживает единое образовательное пространство Российской Федерации в условиях огромного разнообразия образовательных программ, учебников и учебных пособий», — подчеркнул он.
Музаев добавил, что единый госэкзамен объективно оценивает качество обучения в школе. Что касается стресса, то, по мнению главы ведомства, его испытывают при сдаче любых экзаменов.
«Напряжение участников ЕГЭ, как и абсолютно любого иного экзамена, связано с тем, что какие-то темы недопоняты учащимися, приёмы решения каких-то задач не освоены в достаточной степени. Подобное переживали и абитуриенты вузов 40–50 лет назад», — считает он.