Причины и цели создания свободной экономической зоны в крыму

Для участников сэз – новые и строгие условия

Планировка территории в специальной экономической зоне Крыма

Все решения, связанные с подготовкой необходимой документации в отношении планировки земельной территории будут ложиться на плечи Правительства Севастополя или Совета Министров Республики Крым, но все вопросы, связанные с планировкой для размещения объектов будут за собственные средства решать сами резиденты СЭЗ. Размещение объектов будет регламентировать документацией по планировке территории, либо решением о предварительном согласовании мест упомянутых объектов. В отношении документации по планировке территорий для размещения объектов следует знать, что утверждение всех документов будет проводиться без проведения публичных слушаний Правительством Севастополя или Республики Крым с федеральным органом исполнительной власти. При этом регламенты в области градостроения на предназначенные для размещения объектов земельные территории, распространяться не будут. И на основании правительственных решений и указанных ранее документов, будет определяться вид использования земли, который разрешен.

Инесса Бабаян дала комментарий относительно данного вопроса: С того момента, когда проектная документация для проведения ее экспертизы будет предоставлена, участник может начинать выполнение подготовительных работ еще до выдачи соответствующих разрешений на строительство. Уполномоченными органами будет составлен перечень видов подготовительных работ. Правительство Севастополя и Совет Министров Республики Крым будут заниматься выдачей разрешений как на строительство объектов инфраструктуры в СЭЗ, так и на строительство любых объектов, требующихся участникам СЭЗ для реализации намеченных инвестиционных проектов. Также вышеупомянутые правительственные организации будут выдавать необходимые разрешения на ввод в эксплуатацию объектов.

Свободные порты Крыма

Вышеупомянутым законом в отношении морских портов, расположенных в Севастополе и Крыму закрепляется особый статус. По закону они теперь становятся свободными портами. Законодательством Таможенного союза установлена таможенная процедура свободной таможенной зоны, которая будет применяться на указанной территории. Кроме перечисленных моментов, устанавливается на территории свободного порта определенный порядок, по которому будут осуществляться таможенный, пограничный и прочий контроль в отношении грузов, товаров, пассажиров, животных, транспортных средств. Особый порядок должен быть установлен по решению Правительства РФ, но на сегодняшний день оно еще не принято.

Евгений Чиж прокомментировал данную ситуацию так: « Все особенности, связанные с деятельностью свободного порта, а также вопросы пограничного и таможенного контроля станут известны после того, как Правительство РФ примет соответствующее решение, и сегодня такой проект находится в разработке. Основными целями данного документа является упрощение процедур административного характера в процессе всех видов контроля. Также специалисты будут заниматься исключением дублирующих функций и сокращением до минимума времени на контролирующие процедуры. Уже совсем скоро соответствующие нормативные акты будут приняты, хотя, не исключается, что проект постановления будет видоизменен под нынешние условия».

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.2021 № 2221 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным участникам свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя на реализацию инвестиционных проектов».

Постановление Правительства Российской Федерации от 18.01.2021 № 10 «Об установлении коэффициентов в зависимости от вида экономической деятельности, осуществляемой организациями и индивидуальными предпринимателями, получившими статус участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя, для определения условия применения пониженных тарифов страховых взносов».

Постановление Правительства Российской Федерации от 27.062019 № 827 «Об утверждении Правил проведения проверки соответствия деятельности участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Постановление Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 № 1368 «Об утверждении Правил ежегодной оценки эффективности функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя и подготовки отчета о результатах функционирования свободной экономической зоны».

Приказ Минэкономразвития России от 24.06.2019 № 363 «Об утверждении примерной формы договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и г. Севастополя и о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 19 ноября 2015 г. № 859».

Приказ Минэкономразвития России от 18.11.2015 № 856 «Об утверждении формы инвестиционной декларации» в редакции от 27.06.2022.

Приказ Минэкономразвития России от 23.04.2019 № 241 «Об утверждении критериев и методики оценки инвестиционной декларации на предмет эффективности реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и г. Севастополя».

Приказ Минэкономразвития России от 15.02.2016 № 66 «Об утверждении Порядка работы экспертных советов по вопросам свободной экономической зоны».

Приказ Минэкономразвития России от 15.06.2016 № 374 «Об утверждении формы отчета о результатах функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя, представляемого высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым и высшим исполнительным органом государственной власти г. Севастополя».

Приказ Минэкономразвития России от 18.11.2015 № 857 «Об утверждении формы свидетельства о включении юридического лица, индивидуального предпринимателя в единый реестр участников свободной экономической зоны».

Закон города Севастополя от 03.02.2015 № 110-ЗС «О налоговых ставках в связи с принятием Федерального закона от 29.11.2014 № 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Распоряжение Правительства Севастополя от 23.11.2017 № 550-РП «О координации вопросов организации и функционирования свободной экономической зоны на территории города федерального значения Севастополя, полномочиях на подписание договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне и о признании утратившими силу распоряжений Правительства Севастополя от 16.09.2016 № 513-РП, от 06.07.2017 № 297-РП».

Приказ Департамента экономического развития города Севастополя от 30.12.2021 № 366 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Принятие и рассмотрение документов, необходимых для заключения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне».

Соглашение по вопросам свободных экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010.

Имущественный налог в Крыму и Севастополе

На балансе у организаций участников СЭЗ находится имущество, в отношении которого налоговая ставка будет равняться нулю. Но здесь необходимо соблюдение одного условия в отношении назначения имущества. Чтобы данная льгота «работала», имущество организации должно быть куплено или создано только лишь для осуществления деятельности на территории СЭЗ. Также оно должно быть здесь расположено. На протяжении десяти лет резиденты не будут платить данный налог, а срок будет исчисляться с месяца, который идет следом за месяцем принятия указанного имущества организации на учет.

Исполнительный директор «Мосрегистратор. Филиал Крым» Инесса Бабаян прокомментировала данный момент, и по ее словам льгота в отношении имущественного налога распространяется на находящееся в собственности организации имущество, а также на имущество, которое было передано на баланс организации органами местного самоуправления. Эти две категории имущества попадают под действие данной льготы, и резидент освобождается от налогообложения в данном поле. Предусмотренная льгота особо актуальна в сферах, где стоимость основных средств организации составляет круглую сумму (десятки миллионов рублей). Также она ощутима для организаций, работающих в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Как будет контролироваться деятельность участников в СЭЗ Крыма

Непрерывный контроль будет осуществляться постоянно, поэтому всем участникам придется придерживаться установленных «правил игры». Существенная часть проверок будет проводиться с целью выявления нарушений инвестиционной декларации и соглашения об условиях деятельности в СЭЗ. Андрей Соколов подчеркнул, что Федеральная налоговая служба будет осуществлять проверки в отношении всего налогового сегмента в СЭЗ. Кроме того, без согласования с Министерством по делам Крыма на законодательном уровне ограничены возможности осуществления любых незапланированных проверок. К ним относятся и налоговые проверки. А.Соколов добавил: « В сложившейся благоприятной ситуации для инвесторов в Крымской СЭЗ, нам бы не хотелось, чтобы российские компании использовали его для ухода от налогов. Поэтому правомерность использования созданного специально для Крыма лояльного налогового инструмента будет подвергаться регулярным проверкам со стороны администрации СЭЗ. Со всеми нарушениями будет вестись решительная борьба».

Налог на землю в Крыму и Севастополе

В области земельного налога закон также предусматривает ощутимые льготы, но и здесь должен учитываться важный критерий касательно месторасположения земельного участка. Он должен быть расположен в Крыму или Севастополе, и целевое назначение соответствовать договорным обязательствам об осуществлении на территории СЭЗ предпринимательской деятельности. С момента, когда за резидентом закрепляются права собственности на каждый участок, начинает распространяться и данная льгота. Срок ее действия равен трем годам, начиная с месяца возникновения прав собственности. Итак, подведем итог – льгота по земельному налогу «работает» лишь в отношении земельных участков, которые были приобретены в собственность членами СЭЗ. В этом существенное отличие от налога на имущество.

Правила раздельности ведения учета внутри и вне СЭЗ

Только при условии раздельного ведения учета с особой тщательностью становится возможным использование льгот. Инесса Бабаян добавила, что лишь участники СЭЗ могут применять упомянутые налоговые льготы, но необходимо выполнять ряд условий. Ведение раздельного учета доходных и расходных операций, которые будут получаться в ходе предпринимательской деятельности по договорным обязательствам участника СЭЗ. Также требуется вести раздельный учет доходов-расходов в ходе иных видов деятельности. Но на сегодняшний день пока еще нет конкретных документов, регламентирующих правила ведения раздельного учета, но работа в данном ключе уже ведется. Специфика предпринимательской деятельности такова, что есть ряд случаев, когда разделение бизнеса на тот, который осуществляется на общих основаниях и тот, который ведется в рамках договора об участии в СЭЗ, существенно затрудняется. Рассмотрим конкретный пример: владелец бизнеса занимается консалтингом и осуществляет консультации не только в Крыму, но и в Москве или Архангельске. Но сложившаяся благоприятная ситуация для участников СЭЗ позволяет предпринимателю оптимизировать бизнес, который уже работает. Схема будет примерно такая: в СЭЗ регистрируется предприятие и в Крыму или Севастополе открывается центральный офис, а филиалы размещаются в российских регионах. Закон №377-ФЗ от 29.11.2014 не регламентирует каких-либо ограничений, связанных с тем, что участники СЭЗ будут осуществлять иную деятельность за пределами Крыма. Поэтому закон запрещает вести бизнес как в Крыму, так на территории России.

Как вывозятся товары из свободной экономической зоны Крыма и Севастополя?

Евгений Чиж, руководитель юридической фирмы «Мосрегистратор. Филиал Крым» прокомментировал ситуацию следующим образом: « Компаниям, являющимся резидентами СЭЗ, будет предоставлена возможность сэкономить внушительные суммы. Но указанные товары должны быть использованы лишь на территории СЭЗ. В случае если организация предпримет попытку вывоза товаров, которые были приобретены в рамках Свободной таможенной зоны, то на них распространяется уплата всех установленных законом таможенных пошлин и сборов. Причем организации придется заплатить и ввозной НДС, от уплаты которого ее освободили ранее. Данная позиция сохраняется и на продукцию, которая была произведена в рамках СЭЗ с использованием товаров с территории крымской СЭЗ. Но и здесь есть свои исключения: если товары приобретались с целью ведения капитального строительства на территории СЭЗ, то спустя пятилетие их использования, минуя все таможенные процедуры и пошлины, их позволено, беспрепятственно вывезти в любые российские регионы».

Но и в данной ситуации у резидентов СЭЗ будет выбор. Можно заплатить НДС и таможенную пошлину или за комплектующие детали, или за товар, который был произведен с их помощью. Если в процессе вывоза-ввоза товара принимали участие несколько субъектов-участников СЭЗ, то все таможенные льготы будут сохранены. Андрей Соколов прояснил ситуацию и отметил, что если, например, один участник СЭЗ занимался ввозом товара, а на долю второго выпала переработка и вывоз продукции, то по факту оба предпринимателя освобождаются от уплаты дополнительных налогов.

Упрощенная система налогообложения

В соответствии с НК РФ законами Республики Крым и г. Севастополя ставка по единому налогу при УСНО могла быть уменьшена на территориях соответствующих субъектов РФ для всех или отдельных категорий налогоплательщиков, но на налоговые периоды не позднее 2021 года.

Поэтому согласно ч. 1 ст. 2-1 Закона Республики Крым от 29.12.2014 № 59-ЗРК/2014 в 2021 году в республике по налогу, уплачиваемому при применении УСНО, действовали ставки:

  • 4 % – если объектом налогообложения являются доходы;

  • 10 % – если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Тем не менее Законом Республики Крым от 24.11.2021 № 234-ЗРК/2021 действие данных ставок продлено на 2022 год. Очевидно, для этого крымские законодатели воспользовались абз. 2 п. 1 и абз. 2 НК РФ. Данные нормы допускают, что законами субъектов РФ могут быть установлены ставки в пределах от 1 до 6 % (объект налогообложения «доходы») и в пределах от 5 до 15 % (объект налогообложения «доходы минус расходы»), правда, в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Получается, что крымские законодатели установили теперь такие ставки для всех категорий налогоплательщиков.

Напомним, что в силу ст. 2-3 Закона Республики Крым № 59-ЗРК/2014 в отношении организаций, которые с 01.01.2021 перестали быть плательщиками ЕНВД в связи с прекращением применения положений гл. 26.3 НК РФ и перешли на УСНО, устанавливаются следующие ставки в период 2021–2022 годов:

  • 2 % – если объектом налогообложения являются доходы;

  • 5 % – если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Эти ставки применяются, если организация в 2019–2020 годах уплачивала исключительно ЕНВД. Кроме того, данное положение не распространяется на организации, применявшие спецрежим в виде ЕНВД в тот же период при осуществлении вида деятельности согласно ОКВЭД 47.73 «Торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках)».

В Севастополе общие ставки налога при УСНО в 2021 году на основании ст. 2 Закона г. Севастополя № 110-ЗС также были равны:

  • 4 % – если объектом налогообложения являются доходы;

  • 10 % – если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Более того, в тот же период в Севастополе применялись и более низкие ставки. Если объектом налогообложения служили доходы, использовалась ставка в размере 3 % для отдельных категорий налогоплательщиков, осуществляющих виды экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД 2, включенные:

  • в класс 01 «Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях» разд. A «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» (за исключением видов деятельности, включенных в подкласс 01.7 «Охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях»);

  • в подкласс 03.2 «Рыбоводство» разд. A «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство»;

  • в разд. P «Образование» (за исключением видов деятельности, включенных в подклассы 85.22 «Образование высшее», 85.3 «Обучение профессиональное», 85.42 «Образование профессиональное дополнительное»);

  • в разд. Q «Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг» (за исключением видов деятельности, включенных в подкласс 86.23 «Стоматологическая практика»);

  • в разд. R «Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений» (за исключением видов деятельности, включенных в подкласс 92.1 «Деятельность по организации и проведению азартных игр и заключения пари»).

Как и в Республике Крым, в Севастополе действие этих ставок, в том числе льготных (в размере 3 %), продлено на 2022 год (Закон г. Севастополя № 677-ЗС).

Особые условия аренды земельных участков

В силу ч. 11 ст. 17 Федерального закона № 377-ФЗ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для реализации участником СЭЗ договора об условиях деятельности в СЭЗ, предоставляются этому участнику в аренду без торгов на срок, необходимый для реализации названного договора, если меньший срок не заявлен участником СЭЗ.

На основании новой ч. 12 ст. 17 Федерального закона № 377-ФЗ в случае расторжения договора об условиях деятельности в СЭЗ договор аренды земельного участка, предоставленного для реализации участником СЭЗ договора об условиях деятельности в СЭЗ, подлежит расторжению по требованию арендодателя.

Согласно ч. 1 ст. 2 ЗК РФ нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать этому кодексу. Но до сих пор он не предусматривал возможность предоставления земельных участков участникам СЭЗ для реализации договора об условиях деятельности в СЭЗ в аренду без торгов.

Поэтому перечень случаев, когда договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без торгов, приведенный в п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, дополнен случаем предоставления земельного участка участнику СЭЗ на территориях Республики Крым и города Севастополя для реализации договора об условиях деятельности в СЭЗ, заключенного в соответствии с Федеральным законом № 377-ФЗ (новый пп. 38 названного пункта).

А пункт 8 ст. 39.8 ЗК РФ дополнен пп. 19, согласно которому договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок реализации участником СЭЗ указанного договора, если меньший срок не заявлен этим участником.

Одновременно установлено, что на участников СЭЗ не распространяется действие п. 5 и 6 ст. 22 ЗК РФ. То есть если, например, такой участник арендует земельные участки, включенные в перечни государственного имущества и муниципального имущества, предусмотренные ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», он не вправе передать свои права и обязанности по договору аренды участка третьему лицу. В частности, он не может отдать арендные права на участок в залог или внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив. Не вправе он и передать такой участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия арендодателя даже при условии его уведомления. Данное ограничение дублируется в новой ч. 13 ст. 17 Федерального закона № 377-ФЗ.

Порядок уплаты страховых взносов в СЭЗ тоже уточнен

Одной из важных преференций для участников СЭЗ является применение пониженных тарифов страховых взносов, о чем сказано в НК РФ. Буквально по данной норме ими в настоящее время вправе воспользоваться все организации и индивидуальные предприниматели, получившие статус участника СЭЗ. Согласно НК РФ эти тарифы следующие: на обязательное пенсионное страхование – 6%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 1,5%, на обязательное медицинское страхование – 0,1%. Важный момент: на основании НК РФ названные плательщики применяют пониженные тарифы страховых взносов в течение 10 лет со дня получения статуса СЭЗ, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был получен такой статус, но пользоваться ими могут только те участники СЭЗ, которые получили такой статус в течение 3 лет со дня создания СЭЗ.

Как и в отношении налога на имущество, чиновники сочли необходимым ужесточить формулировку, которой установлен порядок уплаты страховых взносов участниками СЭЗ.

В письмах ФНС России от 03.08.2017 № СА-4-11/15243 и Минфина России от 18.05.2017 № 03-15-06/30393 говорится, что пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные ст. 427 НК РФ, участник СЭЗ вправе применять только в отношении выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц, занятых на территории города Севастополя и Республики Крым в видах деятельности, указанных в договоре об условиях деятельности в СЭЗ. В отношении выплат и иных вознаграждений, начисляемых организацией – участником СЭЗ в пользу физических лиц, осуществляющих на территории Республики Крым и Севастополя виды деятельности, не указанные в договоре об условиях деятельности в СЭЗ, по мнению чиновников, пониженные тарифы не применяются.

И в соответствии с Федеральным законом № 297-ФЗ с 01.01.2019 НК РФ представлен в новой формулировке.

Указанные тарифы можно будет применять строго только в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, информация о котором содержится в инвестиционной декларации. Трудовые обязанности такого лица должны быть непосредственно связаны с реализацией проекта, в том числе с эксплуатацией основных средств, созданных в результате этой реализации. Определенно указано, что такое лицо должно работать по трудовому договору (то есть гражданско-правовой договор исключается в целях применения пониженных тарифов).

Более того, участник СЭЗ должен составить перечень физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта, и согласовать его с органами управления СЭЗ по месту своего нахождения.

Следовательно, в рамках работы филиалов (представительств) юридических лиц – участников СЭЗ, находящихся за ее пределами, а также к деятельности участников СЭЗ, осуществляемой внутри СЭЗ, но не связанной с реализацией инвестиционного проекта, в отношении выплат и иных вознаграждений, начисляемых организацией – участником СЭЗ в пользу физических лиц, осуществляющих соответствующую деятельность, пониженные тарифы не будут применяться.

О том, что придется сделать в случае расторжения договора об условиях деятельности в СЭЗ по решению суда, будет сказано в НК РФ. В подобной ситуации сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате, как подчеркнуто, без соответствующих пеней за весь период реализации инвестиционного проекта в СЭЗ. (Здесь, как и в отношении налога на прибыль, почему-то говорится об уплате всей суммы восстановленных страховых взносов, хотя – очевидно, законодатели это и имели в виду, – следует вести речь об уплате разницы между полными и пониженными страховыми взносами.) Данная сумма подлежит уплате не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был расторгнут договор о деятельности в СЭЗ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Алипаф
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: