Эвакуация пассажиров
Эвакуацию пассажиров проводили трое бортпроводников: Ксения Фогель, Татьяна Касаткина и Максим Моисеев. Им удалось вывести спасшихся пассажиров за 55 секунд, при этом, по правилам воздушных судов, на эвакуацию отводится максимум 1,5 минуты.
Достоверно известно, что обе бортпроводницы спаслись.
«Сестра на этом рейсе старшим бортпроводником летела. Сразу после ЧП она позвонила с какого-то номера, сказала, что жива, что ее телефон остался на борту. Пока с ней связи нет», — рассказала радиостанции «Говорит Москва» сестра стюардессы Ксении Фогель Алена Аншина.
Источник фото: «ВКонтакте»
После трагедии в Госдуме РФ отметили героизм экипажа сгоревшего судна. Член комитета по безопасности Анатолий Выборный заявил, что действия бортпроводников и пилотов — пример героизма, который должен быть отмечен.
Источник фото: «ВКонтакте»
«Это тот случай, когда мы понимаем, что всегда, во все времена есть место для подвига и место для героизма. На мой взгляд, экипаж, бортпроводники в этой ситуации повели себя как герои. И я думаю, что они должны быть должным образом отмечены руководством (авиакомпании) и государством», — цитировало парламентария РИА «Новости».
Многие пользователи соцсетей также выразили восхищение героизмом и отвагой бортпроводников, писали им слова благодарности за спасение многих жизней.
«Экипаж сгоревшего в Шереметьево самолета — герои! Пилоты не покидали кабины и руководили эвакуацией до тех пор, пока борт не покинул последний пассажир», — писала в Twitter Наталия Елисеева.
«Считаю, что весь экипаж борта SU1492 необходимо представить к государственным наградам», — заявил член Совета Федерации Антон Беляков.
Несмотря на усилия команды бортпроводников и пилотов, 41 человек погиб. В Мурманской области объявлен трехдневный траур по погибшим. В аэропортах Москвы и Мурманска работают центры психологической помощи родным и близким, работают телефоны «горячей линии». Дальнейшие обстоятельства происшествия выясняются, ведется расследование.
Борьба за жизнь в небе
В реальности исход аварии зависит как от характера неисправности самолета или погодных факторов, так и от действий экипажа на борту.
Работа по спасению начинается еще в небе — в тот момент, когда командир воздушного судна объявляет о нештатной ситуации. Причем работа эта должна выполняться не только экипажем, но и пассажирами.
Во-первых, необходимо провести инструктаж. Пассажирам нужно знать, в каких позах они должны находиться при посадке, где расположены аварийные выходы и какие нештатные ситуации могут произойти, исходя из имеющейся информации о неисправности на борту. Правильно проводимый инструктаж пассажиров имеет исключительное значение и в большой степени увеличивает шансы на спасение.
Многочисленные проверки показали, что независимо от того, даются ли инструкции в устной форме или сопровождаются соответствующей демонстрацией, пассажиры делали гораздо меньше ошибок, и эти ошибки были в основном несерьезными.
Во-вторых, из числа находящихся на борту необходимо выбрать пассажиров-помощников, которые будут оказывать содействие при эвакуации. Предпочтение следует отдавать сотрудникам любых авиакомпаний, а в случае их отсутствия — физически крепким мужчинам. Пассажиры-помощники должны занять места рядом с аварийными выходами, места бортпроводников, если те остаются свободными, или сесть рядом с пассажирами, которым необходима дополнительная помощь (инвалиды, дети без сопровождения взрослых).
В-третьих, необходимо удостовериться, что места рядом с выходами, включая аварийные, максимально свободны, и убрать все, что потенциально может затруднить эвакуацию с самолета. От пассажиров также требуется подготовить себя к аварийной посадке и эвакуации. Необходимо снять все колющие и режущие предметы: очки, заколки, зубные протезы. Если аварийная посадка происходит не в зимнее время, следует снять обувь на каблуке, чтобы не повредить трап.
Надевать ли верхнюю одежду — зависит от конкретных условий. Если за бортом холодно, нужно утеплиться, чтобы повысить шансы на выживание. Летом лучше снять все лишнее, чтобы одежда не сковывала движений при покидании самолета. Открытые участки кожи лучше закрыть, рот и нос прикрыть, шею освободить от всего, что может ее сдавливать: шарфа, галстука и даже цепочки
Стоит также обратить внимание на потенциально горючую одежду: лосины и эластичные колготки лучше снять
Естественно, ручную кладь следует оставить в самолете. По возможности бортпроводники должны переместить все тяжелые и громоздкие предметы с багажных полок под впереди стоящие кресла, чтобы минимизировать риск травм головы пассажиров, поскольку удар по голове может привести к потере сознания. Но в реальности, как правило, времени на это у экипажа нет.
Одна из главных задач — максимальное облегчение воздушного судна, так как у каждого типа самолетов есть предельный посадочный вес. При его превышении лайнеру может не хватить длины полосы, он может выкатиться за ее пределы, начать «козлить» (прыгать вверх-вниз, продолжая движение прямо), шасси может подвергнуться слишком большой нагрузке, что приведет к взрыву покрышек или подламыванию стоек шасси. Именно для снижения веса самолеты кружат над аэропортом, вырабатывая топливо.
Версии трагедии
Есть несколько версий того, что же произошло с самолетом. Достоверно пока ничего не известно, однако многочисленные кадры с места аварии, опубликованные в соцсетях, показывают, что лайнер загорелся после касания взлетно-посадочной полосы.
Сначала самолет задел землю носом и шасси, поднялся на несколько секунд, а потом рухнул на полосу. Огонь вспыхнул в хвостовой части и почти сразу охватил половину корпуса самолета. Некоторые СМИ писали, что пилот не смог сразу посадить лайнер из-за большой скорости. Однако командир Superjet-100 Денис Евдокимов заверил журналистов Telegram-канала Baza, что скорость была обычной.
Денис Евдокимов — командир экипажа загоревшегося самолета. Известно, что второго пилота зовут Максим Кузнецов. Им обоим удалось спастись, судя по кадрам и комментариям в соцсетях, пилоты покинули лайнер последними.
При этом представитель авиакомпании «Аэрофлот» Максим Фетисов отмечал большой опыт Евдокимова. На Superjet-100 он провел 1400 часов, а общий налет командира составляет 6800 часов. Об этом сообщал «Интерфакс».
Полный список погибших
6 мая Аэрофлот опубликовал полный список пассажиров рейса SU1492 Москва — Мурманск. Из 78 пассажиров, только 33 остались живы. Среди погибших и бортпроводник – Максим Моисеев.
Фамилия Имя | Дата рождения | |
---|---|---|
Аксенов Юрий | 23 января 2003 | |
Афанасьев Виктор | 10 мая 1974 | |
Бабаев Кирилл | 19 сентября 1984 | |
Белик Татьяна | 9 апреля 1969 | |
Брукс Джереми | 12 июня 1996 | |
Вельмякин Виталий | 31 января 1976 | |
Ветчинкин Сергей | 25 июля 1982 | |
Вицнаровский Александр | 28 марта 1995 | |
Власов Роман | 21 июня 1994 | |
Власова Марина | 13 мая 1995 | |
Воробьёв Максим | 6 сентября 1979 | |
Гультайчук Алексей | 17 января 1992 | |
Ганзиев Алексей | 9 марта 1996 | |
Гончаров Владимир | 5 января 1960 | |
Гринберг Татьяна | 25 мая 1988 | |
Гущина Галина | 9 апреля 1954 | |
Данилкина Рита | 16 декабря 1975 | |
Деркунская Елена | 8 апреля 1971 | |
Долгопятов Анатолий | 9 декабря 1971 | |
Евменьков Владимир | 20 февраля 1972 | |
Егоров Петр | 9 июля 1986 | |
Егорова Наталья | 14 августа 1977 | |
Зенин Михаил | 30 декабря 1994 | |
Зимницкий Дмитрий | 6 января 1981 | |
Ивахненко Денис | 20 апреля 1983 | |
Искандеров Навруз | 22 марта 1996 | |
Кирсанова Мария | 13 декабря 1977 | |
Киселёв Василий | 3 февраля 1977 | |
Киселёв Петр | 2 марта 1979 | |
Климов Евгений | 25 июня 1954 | |
Ключникова Екатерина | 25 сентября 1974 | |
Ковба Алексей | 23 октября 2001 | |
Конник Марина | 19 апреля 1968 | |
Крайнова Наталья | 30 января 1974 | |
Криштоп Алексей | 8 декабря 1955 | |
Кудрияш Александр | 13 октября 1951 | |
Кузнецов Сергей | 8 мая 1979 | |
Курбонбекзада Фаткундини | 26 января 1991 | |
Мартынова Алёна | 7 апреля 1968 | |
Марченков Александр | 9 января 2008 | |
Марченкова Юлия | 7 октября 1984 | |
Молчанов Олег | 16 мая 1983 | |
Молчанова Юлия | 1 августа 1987 | |
Назаров Максим | 16 сентября 1975 | |
Новиков Евгений | 11 ноября 1978 | |
Новикова Софья | 8 июня 2006 | |
Парусов Михаил | 17 декабря 1983 | |
Печников Василий | 4 августа 1979 | |
Пилипчук Альбина | 17 марта 1982 | |
Плотников Сергей | 31 октября 1972 | |
Плотникова Надежда | 24 января 1987 | |
Прищенко Валерий | 27 апреля 1965 | |
Прищенко Денис | 30 июня 1988 | |
Ратникова Елена | 28 марта 1992 | |
Савельев Роман | 26 сентября 1971 | |
Савченко Михаил | 26 мая 1986 | |
Сивоконь Лариса | 24 февраля 1962 | |
Ситникова Марина | 9 июля 1959 | |
Смирнов Алексей | 21 марта 1983 | |
Сороколит Александр | 17 мая 1974 | |
Сотсенко Евгений | 22 сентября 1980 | |
Тихонова Людмила | 24 октября 1979 | |
Тупичкин Антон | 9 мая 1980 | |
Федорова Алиса | 23 мая 1990 | |
Харинин Дмитрий | 27 ноября 1988 | |
Хлебушкин Дмитрий | 24 июня 1961 | |
Хомченко Валентин | 21 апреля 1990 | |
Хрумов Михаил | 23 февраля 1984 | |
Цицилин Вадим | 7 февраля 1971 | |
Цупикова Дарья | 27 марта 1991 | |
Чупрунов Андрей | 30 ноября 1979 | |
Чупрунова Екатерина | 1 июня 1986 | |
Шилов Антон | 13 марта 1985 |
В спешке забирали ручную кладь
В результате аварийной посадки и пожара хвостовая часть была полностью разрушена, сообщил источник.
Основной причиной гибели людей в хвостовом отсеке Superjet-100, загоревшегося при жесткой посадке в московском аэропорту «Шереметьево», стала попытка некоторых пассажиров достать из багажных полок свои вещи, сообщил «Интерфаксу» информированный источник.
«По предварительным данным, из опроса очевидцев следует, что когда самолет ударился о землю и загорелся, некоторые пассажиры стали в панике доставать свои вещи с полок. Это затруднило эвакуацию людей с задних рядов судна и они погибли в огне», — сказал собеседник агентства.
Он напомнил, что перед вылетом экипаж любого самолета всегда инструктирует на этот счет пассажиров.
«Однако в экстремальной ситуации люди действуют машинально, пытаются спасти личные вещи, не думая, что это смертельно опасно и для них и для других», — сказал источник.
В воскресенье вечером следовавший из Москвы в Мурманск Superjet-100 аварийно сел в столичном аэропорту «Шереметьево». По данным источника «Интерфакса», самолет подал сигнал бедствия после вылета и стал заходить на вынужденную посадку: лайнер ударился шасси, а затем носом о полосу и загорелся.
Фото: ТАСС, Владимир Гердо
Пассажиры и экипаж эвакуировались по аварийному трапу. Следственный комитет (СК) сообщил о 13 жертвах трагедии, включая двух детей. Еще несколько человек были госпитализированы с ожогами и отравлением угарным газом. Столичное управление СК на транспорте возбудило уголовное дело по статье 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения самолета, повлекшие смерть двух или более лиц), которое было передано для расследования в Главное управление по расследованию особо важных дел СК России.
Фото: ТАСС, Владимир Гердо
По предварительным данным, самолет садился в «Шереметьево» с полными баками и в полной тишине: лайнер подал сигнал бедствия, затем связь диспетчеров с ним пропала, предположительно, из-за попадания молнии. При этом совершать маневры над Москвой, вырабатывая топливо, было опасно. В результате, когда самолет с отказавшими системами автоматического управления при посадке трижды ударился о полосу, топливо из баков разлилось и вспыхнуло, охватив заднюю часть фюзеляжа.
В «Шереметьево» был задержан 101 рейс, еще один отменен, работает только одна полоса. Другой столичный аэропорт «Домодедово» задействовал дополнительные ресурсы для приема бортов, кроме того, 20 самолетов, следовавших в «Шереметьево», приземлились в Нижнем Новгороде.
Из-за ЧП движение автомобилей по дорогам Лобня — «Шереметьево» и Старошереметьевском шоссе было временно ограничено, в настоящее время оно восстановлено. Аварийно-спасательные работы на месте катастрофы в «Шереметьево» были завершены в ночь на понедельник.
Не учили?!
До октября ни Следственный комитет, ни МАК не называли виновных. В СМИ и экспертном сообществе обсуждали две приоритетные версии: ошибка экипажа и технические проблемы самолета.
Спустя месяц после случившегося, МАК выпустил отчет, в котором подтвердил, что в самолет попала молния, при посадке масса самолета была выше максимально допустимой, а максимальная вертикальная скорость снижения больше рекомендуемой.
Но самым важным, на что стоит обратить внимание, стало утверждение МАК, что при посадке самолета командир совершал размашистые движения «джостиком» (в авиации это называется сайдстик, аналог штурвала), отклоняя его от себя и на себя чуть ли ни до конца. Из-за этого борт и «подпрыгивал»
Эксперты МАК также выяснили, ранее «Суперджеты» как минимум семь раз переходили из автоматического режима посадки в ручной и все семь раз пилоты также «размашисто» двигали сайдстиком. В автоматическом режиме они садились гораздо более плавно.
В недавнем интервью директор Шереметьевского профсоюза лентного состава Игорь Дельдюжов , что за последние три года ни в одной программе подготовки пилотов «Суперджета» не было тренировки посадки в direct mode, хотя на других типах, где есть аналогичные системы управления, пилотов этому учат:
Если не командир, то кто?
В версии о виновности Дениса Евдокимова в аварии есть целый ряд не разрешенных пока вопросов, которые подрывают к ней доверие — к примеру, качество экспертизы, которая позволила сделать вывод о его виновности.
Руководитель профсоюза пилотов «Аэрофлота» Игорь Дельдюжов обратил внимание на то, что предыдущие инциденты с «Суперджетами» при посадке остались без внимания. Вопросы по аварии SSJ100 есть и к наземным службам аэропорта Шереметьево, в адрес которых тоже звучат обвинения в халатности и нарушении инструкций
Вопросы по аварии SSJ100 есть и к наземным службам аэропорта Шереметьево, в адрес которых тоже звучат обвинения в халатности и нарушении инструкций.
Юрист добавил, что первым делом пожарный расчет принялся тушить судно, а уже во вторую очередь предпринял действия по спасению пассажиров.
Игорь Дельдюжов отметил, что расследование действий наземных спасательных служб во время аварии до сих пор не проведено, хотя следовало бы выяснить, почему они работали в небезопасных костюмах и заливали огонь водой, а не пеной.
Тушение «Суперджета». СК РФ/ТАСС
По словам руководителя профсоюза «Аэрофлота», доля ответственности за гибель пассажиров от пожара лежит и на погибшем вместе с ними бортпроводнике Максиме Моисееве.
Ранее заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама» генерал-майор Владимир Попов в эфире радиостанции «Говорит Москва» предположил, что «надо будет разбираться» с пожарной службой и с диспетчерской службой Шереметьево «в том плане, насколько оперативно они действовали и как они выполнили свои протокольные обязанности. Там есть маленькие нюансы».
Стюардесса рассказала об эвакуации пассажиров
Стюардесса Татьяна Касаткина, которая находилась на загоревшемся самолете Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) в аэропорту Шереметьево, рассказала об эвакуации пассажиров. Запись ее рассказа опубликовал Telegram-канал Baza.
По словам Касаткиной, люди начали вставать с кресел и пробираться к выходу, когда воздушное судно все еще двигалось с большой скоростью. Пассажиры звонили родным и кричали, что самолет горит и падает.
Сразу после остановки самолета бортпроводница начала эвакуировать пассажиров. «Все произошло очень быстро, ни секунды не было времени. <…> Пассажиров выталкивала. Каждого за воротник вытаскивала, чтобы они не задерживались на эвакуации», — рассказала Касаткина.
Стюардесса подтвердила, что в самолет ударила молния, после чего возникли проблемы со связью. Слева по борту самолета произошел хлопок, затем все окутало черным дымом. По словам Касаткиной, внутри самолета пламени не было, однако иллюминаторы начали плавиться еще до остановки самолета.
Ранее командир воздушного судна Денис Евдокимов рассказал, что самолет загорелся после посадки, а не в полете, как сообщалось ранее. Он предположил, что пожар произошел из-за удара при приземлении.
Судя по опубликованному ранее видео, при аварийной посадке SSJ-100 несколько раз подскочил на взлетно-посадочной полосе и затем загорелся. Полностью сгорела хвостовая часть лайнера.
Почему пилота рано обвинять
Командир корабля Денис Евдокимов в авиации, судя по всему, человек не случайный. Про него известно, что ему чуть за 40. В 1998 году окончил Балашовское летное училище, служил в авиации ФСБ, летал на Ил-76. В 2011 году прошел курсы повышения квалификации в Ульяновском авиаинституте, был хорошистом и отличником.
В том же году уволился в запас, вышел на военную пенсию, и пошел работать в гражданскую авиацию. Имел общий 6 800 часов, причем на «Суперджете» – 1 400 часов.
2 октября Евдокимову СК предъявил обвинение по статье о нарушении правил полетов или подготовки к ним, повлекшем по неосторожности гибель двух и более лиц. Следствие обвиняет Евдокимова в том, что он совершил посадку с превышением вертикальной и горизонтальной скоростей и большим углом атаки, что привело к подпрыгиванию самолета спровоцировало катастрофу
Однако сам пилот пояснил, что самолет во время посадки вел себя «некорректно», не слушаясь сайдстика, пишет «Коммерсант». Массовую гибель людей Евдокимов объяснил тем, что кто-то, возможно, в панике открыл заднюю дверь в салоне, после чего сильный воздушный раздул пламя. Пилота отпустили под подписку о невыезде.
Почему Евдокимову предъявили обвинение именно 2 октября никто не знает
Но обращает на себя внимание тот факт, что это произошло на следующий день после ареста замгендиректора «Аэрофлота» Владимира Александрова, который ранее сам тоже работал в СК. Совпадение?
Совсем вопиющей несправедливостью выглядит то, что, кажется, всю вину решили возложить на пилота, а не на руководство «Аэрофлота», которое забыло научить его правильно летать.
Как раз именно в этом может быть главная ошибка защиты. Валить все на самолет, который, как разобрался МАК, был исправен, – довольно бесперспективно. К тому же, кто ж признает, что «Суперджет» оказался плох?! А вот заявить о том, что «я делал все, что мог и умел, а вышло так, потому что меня Аэрофлот не научил», могло бы оказаться более убедительно (и правдоподобно). И для общественного мнения, и для следствия, которое сейчас, кажется, взялось за руководство «Аэрофлота» вплотную по самым разным поводам.
Предварительные итоги
Игорь Дельдюжов отметил, что трагедия 5 мая изменила систему подготовки пилотов «Суперджета» на тренажерах: еще в декабре представитель «Аэрофлота» признал, что тренажер при работе в ручном режиме неадекватно отражает управление пассажирским самолетом в реальных условиях
По его словам, теперь особое внимание уделено именно подготовке к работе в ручном режиме
По словам представителя профсоюза «Аэрофлота», катастрофа «Суперджета» привела к ужесточению ответственности экипажей самолетов за различные ЧП на борту и к изменению порядка выдачи свидетельств на право управления воздушным судном — тоже в сторону усложнения. В сообществе пилотов на эти меры смотрят с опаской.
Как утверждает адвокат Трунов, пожар на борту «Суперджета» показал, что возможности России в расследовании крупномасштабных авиакатастроф оказались крайне ограничены.
По словам Трунова, люди, потерявшие на борту «Суперджета» близких, по сей день с неохотой вспоминают трагические события 5 мая 2021 года.
Собеседники «Ридуса» сходятся на том, что, пока решается вопрос о подлинной причине аварии, основные недостатки «Суперджета» остаются не устраненными, а риск нового аналогичного пожара на борту — высоким.