Руководитель ПСО «Сальвар» (Смоленск) Юрий Василевич:
— Чем отличались поиски этого ребенка от других подобных поисков?
— Главным было то, что это ребенок, которому меньше двух лет, пропавший в природной среде. Это история, когда сразу некогда ждать — время идет. Но это оказался ребенок-боец. И когда мы нашли ее, она чувствовала себя вполне хорошо: без обезвоживания, охлаждения, без видимых физических проблем. Ничего критического. Но это внешние признаки. Приехали врачи, сделали свои выводы и после первичного осмотра отправили девочку в больницу. Реанимобиль увез ее на более тщательное обследование.
— Девочка была напугана?
— Ну конечно, ей меньше двух лет. В лесу ей было дискомфортно, и, конечно, она была напугана.
— Кто ее нашел, как она отреагировала, когда это случилось?
— Нашли добровольцы, как отреагировала, сказать не могу. Ребята услышали писк, позвали ее по имени, она отреагировала на слово «мама».
— Какова была реакция родителей, когда дочку нашли?
— Родители ее увидели в штабе, после того, как мы ее доставили из леса. Реакция была, как у любых родителей, которые трое суток ждали своего ребенка — это слезы.
— Как вы думаете, за счет чего девочке удалось выжить?
— Трудно судить объективно, но дети довольно живучие. Температура воздуха была около 14-15 градусов, в одну из ночей лил ледяной дождь. Она была практически без одежды. Очень хорошее здоровье у нее. Мы, взрослые, ночами ходили в теплых вещах и не потели. Температура здесь — крайне важный фактор, многие люди погибают именно от переохлаждения.
— Какие еще угрозы, кроме погоды, были?
— Куча. Это же лес. Для ребенка это одна большая угроза. Все что угодно, начиная от рек, а ребенок может утонуть даже в большой луже. В зоне поиска протекает речка Уйка, она маленькая, но левочка ее преодолела и находилась на другом берегу. Конечно, не вплавь, но любой водный объект в зоне поиска — это угроза. Большинство детей гибнут именно в воде.
Координатора поиска, куратор региональных отрядов «Лизы Алерт» в ЦФО Сергей Клёцин:
Pravmir · Сергей Клёцин. Как искали пропавшую девочку
— Известно, при каких обстоятельствах девочка пропала?
— Она вышла из дома, когда мама со старшей сестрой девочки отошла к соседке на несколько минут. Ребенок, видимо, просто пошел не в ту сторону. Это совершенно нормальная, порядочная семья, совершенно адекватные родители, но так получилось.
17 августа, как только стало известно о пропаже девочки, на место выехали местные — спасательный отряд «Сальвар». К вечеру информация о том, что пропал ребенок, поступила в поисковый отряд «Лиза Алерт», ночью была собрана команда с координатором Екатериной Гогиной, которая выехала на место, чтобы вести поиски. Ежедневно девочку искали порядка 250 человек: добровольцы поисково-спасательных отрядов «Лиза Алерт» и «Сальвар», местные жители, полиция, МЧС. Также была группа «Доброволец», которая обследовала все местные водоемы — там в пределах 600 метров есть река и несколько озер. Ребята обследовали их полностью, работали круглосуточно без остановок. Поиск не останавливался ни на минуту.
Поиск осложнялся возрастом ребенка, год и десять месяцев — это критично мало. В лесу есть дикие звери — группы неоднократно встречали лис, видели следы медведя. Но самое страшное — это погодные условия. Днем была жара, в первую ночь — прохладно, а во вторую без остановки лил очень сильный ливень с грозой и молниями, прямо смывало все. Третья ночь была самой холодной, многие ребята даже надевали бушлаты, кутались во что было.
За счет возраста ребенка группы работали на отклик. Это довольно сложный процесс, не просто ходишь и орешь — надо было кричать не громко, чтобы ребенка не напугать, но при этом постоянно и очень внимательно слушать. Потому что ребенок еще маленький и мы не услышим какой-то громкий отклик на весь лес, что «я здесь».
Каждая минута была на счету. И наконец девочка откликнулась — одна из групп со старшим из московского отряда «Лиза Алерт» нашла ребенка в трех километрах от места пропажи, под поваленным деревом в высокой крапиве.
— Была надежда, что вы найдете ее живой?
— Естественно, мы всегда надеемся на лучший исход. Версии отрабатываем совершенно разные. И возможные исходы все просчитывались. Но мы всегда надеемся на лучшее.
— Что сейчас происходит? Где находится девочка, в каком состоянии?
— За девочкой в Смоленскую область отправили вертолет — это полноценная летающая реанимация с лучшими врачами и специалистами на борту. Такая возможность появилась благодаря взаимодействию с правительством Москвы, с московским департаментом здравоохранения, уполномоченной по правам ребенка Анной Юрьевной Кузнецовой, центром управления кризисными ситуациями Смоленской и Московской области. Мы им очень благодарны за слаженное взаимодействие и очень крутую работу.
Ребенка должны были эвакуировать в детскую больницу имени Сперанского, где работают одни из лучших специалистов в России. Там есть серьезный ожоговый центр с лучшим оборудованием, и они знают, как работать с переохлаждениями и с людьми в таких состояниях.
Вертолет вылетел. Из Москвы до штаба, где находилась девочка, ему лететь 40 минут. Но за 10 минут до его прилета по какой-то очень странной и непонятной причине скорая закрыла дверь и повезла ребенка в местную больницу. Мы не знаем, кто отдал такую команду, у нас есть предположение, что губернатор и администрация Смоленской области. Но непонятно, по какой причине.
Вертолет перенаправили в Вязьму, в ту самую местную больницу. Он туда прилетел, но в этот момент ребенка пересадили в реанимобиль смоленской скорой и два с половиной часа везли в смоленскую больницу, хотя до Москвы 40 минут на вертолете.
Это очень странная и непонятная ситуация. Кто и с какой целью это сделал? Надо было использовать все ресурсы, чтобы минимизировать последствия нахождения ребенка в природной среде на протяжении трех суток. Но по какой-то причине ребенка везут на скорой в Смоленск, хотя мы совершенно точно знаем, что в больнице имени Сперанского девочку готовы были встречать, уже все подготовили. Лучшая команда врачей готова была транспортировать ребенка, но в итоге девочка осталась в Смоленске. Причины нам не понятны.
UPD: Стало известно, что Люда переведена из реанимации в общее отделение. С девочкой все хорошо.
«Когда её нашли — все плакали, я таких светлых чувств никогда не видел». Финал странствий маленькой Люды в большом лесу
Тот вторник – 17 августа – для многих смолян ещё долго будет отзываться в памяти фрагментами истории исчезновения годовалой Люды Кузиной. В один день имя маленькой жительницы Тёмкинского района стало связующим звеном для тысячи жителей Смоленской области. По цепочке причастными к этой истории стали люди совершенно разных возрастов и профессий: водители, бизнесмены, продавцы, студенты, пенсионеры…
Люду искали все.
Но обо всём по порядку.
Вечером 17 августа соцсети ПСО «Сальвар» разразились коротким сообщением: «Срочно! Ребёнок! Лес!» В одном из тёмкинских лесов совершенно одна оказалась девочка, которой не исполнилось даже двух лет. Малышка вместе с сестрой бежала к маме – та оставила детей у дома и отлучилась к подруге, живущей по соседству.
Но к маме добежала лишь одна из малышек. Люда отбилась по дороге.
Сначала девочку искали соседи и мать, лишь к вечеру стало понятно — без опытных поисковиков здесь не обойтись.
Спустя считанные минуты на форуме ПСО «Сальвар» был объявлен сбор экипажей для выезда в Тёмкинский район. Местность «недружелюбная» — кругом вода и глухой лес — это значит лишь одно: время в большой цене. В срочном порядке на место отправились первые экипажи. Медлить было нельзя: где-то там в глуши совсем раздетая, напуганная и замёрзшая Люда.
Поисковики ещё не знали, что эта «игра на опережение» затянется на четыре дня. За это время темкинские леса вблизи дома Люды будут изучены вдоль и поперёк, с земли и воздуха. К опытным добровольцам примкнут водолазы и даже жители других регионов России.
Лишь одно им было известно точно: Люда жива и её нужно вернуть домой.
Четыре дня без сна, 1300 километров треков, чтобы услышать два таких долгожданных слова: «Найдена! Жива!»
Измотанную и голодную Люду поисковики нашли в четырёх километрах от дома. Организм малышки подвергся сильному стрессу — медики сразу определили девочку в реанимацию, а затем ещё несколько дней пристально наблюдали за её состоянием.
Сегодня Люда Кузина наконец окажется дома. Отец малышки, Никита Кузин, не сдерживает улыбку — спасение дочери стало настоящим чудом.
«Когда её нашли — все плакали, я таких светлых чувств никогда не видел. Радовались все. Этот день — второй день рождения. Мы решили, что в этот день будем делать подарки поисковым отрядам, чтобы помочь им в их нелёгкой работе», — рассказал отец годовалой Люды.
Сейчас семья Кузиных планирует вернуться в Тёмкинский район до конца лета, а затем — обратно в Обнинск (именно там они живут). У родителей начнется работа, а малышки пойдут на секции и в детский сад.
О состоянии Люды Кузиной smolensk-i.ru рассказала главврач «Смоленской областной детской клинической больницы» Виктория Макарова:
«Девочка за время пребывания у нас прошла полное обследование, получила необходимое лечение, учитывая длительное нахождение на холоде и голодание. Она готова к выписке и возвращению в семью«, — сообщила Виктория Макарова.
При взгляде на хрупкую Людочку сложно поверить, что она четыре дня провела в глуши совершенно одна. Девочка держится бодро — улыбается, жмётся к родителям.
А по ту сторону экрана тысячи смолян желают такой маленькой и такой храброй малышке счастья и добра, наконец закрывая вкладку обсуждений на сайте поисковиков «Сальвар».
текст: Екатерина Добраяфото: Анатолий Гапеенко
Сейчас читают:
ТОП новостей Смоленска за 25 апреля
Под Смоленском спасатели разминировали деревню
В Смоленске ограничили движение транспорта на 11 улицах
Смоленскстат посчитал городское и сельское население региона