Какая зарплата была у генсеков в ссср и президентов россии? сколько получали руководители советского союза и россии

Чиновники в россии, или сколько госслужащих кормит бюджет?

Современные тенденции

Файл:Boris Yeltsin 1993.jpg

Сам являясь выходцем из партийной номенклатуры, Борис Ельцин, выступил против неё в конце 80-х. В эпоху его правления в 90-х сформировалась основа современной структуры чиновничества России.

В отличие от разгрома старого чиновничества в 1917 году, политические изменения в России, произошедшие в начале 90-х годов, не сопровождались гонениями на членов номенклатуры. Напротив, многие из них оказались в удобном положении для занятия ключевых позиций в новой структуре власти. Некоторые исследователи (например, Андрей Бунич) полагают, что советская номенклатура не исчезла, а лишь трансформировалась, мало изменив состав своих членов (с поправкой на старение и приток новых кадров). Существует также мнение, что современная российская бюрократия остаётся не менее закрытой кастой, чем номенклатура в СССР.

В процессе перестройки не удалось избавиться от огромного бюрократического аппарата. Это связывается как с исчезновением ограничений для чиновников, «падением оков», лимитировавших их свободу, так и собственно с гигантским чиновничьим аппаратом — наследством «реального социализма». В настоящее время власть в России представлена бюрократическим аппаратом, жёстко сращенным с олигархическими структурами.

Файл:Vladimir Putin.jpg

…за 2005 год армия чиновников выросла на 10,9 % (ежегодный прирост — от 50 до 150 тыс.), численность населения падает…

Наблюдается неуклонный рост численности чиновников в России, несмотря на то, что численность населения падает. Эта тенденция началась при Ельцине, и с тех пор ежегодный прирост чиновников постоянно увеличивался от 50 до 150 тысяч. По данным Росстата, за 2005 году армия чиновников выросла на 10,9 %, а количество служащих в органах власти составило 1,462 млн человек. Для сравнения, при Брежневе во всём СССР было 1,755 млн чиновников. Численность населения СССР превышала современную численность населения России в два раза.

Федеральные чиновники зачастую дублируют функции чиновников местных. Так, в Липецкой области (население 1,2 млн) работают 12 тыс. федеральных чиновников, большинство из которых дублируют работу областной бюрократии.

Зарплаты федеральных чиновников

Обыватели уверены, что чиновники хорошо зарабатывают. И это утверждение не далеко от истины, если говорить о зарплатах федеральных чиновников. Например, за минувший год средний заработок сотрудников Администрации Президента был на уровне 217 тыс. рублей. Представитель Совета Федерации получал по итогам 2017 года около 180 тыс. в месяц. Чиновник Конституционного суда зарабатывал 142 тыс. рублей.

Средняя зарплата федеральных чиновников (Данные Росстата)

Надо сказать, что в последние годы зарплаты федеральных чиновников сильно менялись. Началось все с 2012 года. Тогда был подписан указ, в соответствии с которым зарплаты сотрудников Администрации Президента существенно выросли. Еще через год были пересмотрены зарплаты в сторону повышения еще по ряду ведомств и должностей.

Однако в 2015 году начался обратный процесс. Из-за сложного экономического кризиса, с которым столкнулась страна на фоне низких цен на нефть и санкций, были приняты указы, по которым ряду федеральных чиновников, во-первых, урезали на 10% зарплату, а, во-вторых, приостановили на некоторое время индексацию.

Все эти тенденции заметны и в нашей таблице. Например, видно, что средняя зарплата сотрудников Администрации Президента упала с 232 тыс. рублей до 217 тыс. Зарплаты во многих ведомствах просели в 2016 году, однако в 2017 году начали постепенно выправляться. И хотя до докризисных значений средние зарплаты еще не дотягивают, тем не менее тенденции к росту после провала уже намечаются.

Борьба с коррупцией

Настороженность, с которой россияне относятся к чиновникам современной страны и к их доходам, объясняется высоким уровнем коррупции. ВЦИОМ предложил россиянам выбрать сферы, которые больше всего поражены взяточничеством. Чаще всего граждане указывали на то, что все общество в целом у нас поражено этим страшным злом. Также в особо коррумпированные сферы попали медицина, ГИБДД, полиция, ЖКХ, прокуратура, судебная система.

При этом, надо признать, власти прилагают активные усилия для борьбы с взятками. И, кажется, достигают определенных успехов в этом направлении. Например, судя, по данным ВЦИОМ, 43% россиян в 2018 году заявили, что определенные результаты уже есть, хотя о значительном успехе говорить не приходится. Еще 25% граждан уверен, что никаких результатов нет и все осталось, как было. 12% увидели большой прогресс в борьбе с коррупцией.

В целом, конечно, картину нельзя назвать радостной, однако 13 лет назад ситуация была гораздо хуже. Тогда только 3% видели успехи в противостоянии с взяточниками, 44% не видели никаких результатов, а 27% предположили, что достижения есть, однако пока они слишком скромны, чтобы о них можно было рассуждать всерьез.

И это очень важно, потому что, как показывает срез мнений, для граждан эта проблема имеет огромное значение. Например, Ромир регулярно опрашивает россиян, пытаясь выяснить, какие проблемы имеют для них наибольшее значение

И уже много лет проблема коррупции попадает в тройку самых волнующих россиян вопросов.

Так, в 2018 году 43% россиян назвали коррупцию существенной проблемой. Это, кстати, наивысшее значение за последние 5 лет. В минувшем году 36% россиян высказывались за коррупцию, как за важную проблему, а в 2014 году – только 30%.

Выше коррупции сегодня находятся такие существенные вопросы, как рост цен и бедность. Меньшее значение, чем коррупция, по мнению россиян, имеет сегодня безработица, проблемы ЖКХ, международные проблемы и другие.

Другого пути нет? Или пока не нашли?

Без чиновников в России нельзя. Слишком огромна наша страна, слишком сложно ею управлять. Слишком сложно контролировать, если контролёров мало. Поэтому их много.

А где контроль – там коррупция. Значит, чтобы государству от неё избавиться, надо либо контролировать контролирующих, и так до бесконечности. Либо позволить ей жить, попытавшись извлекать пользу. Да, пользу из коррупции для государства.

Вот в чём эта польза: сейчас все – ВСЕ! – отечественные чиновники, едва выйдя на заметный уровень, берутся на карандаш. Правоохранительные органы всё о них знают, все схемы известны, известны и суммы, и как принято говорить в самих этих органах, известны и деяния. Таким образом в государстве поддерживается порядок: кради, но делись, кради, но не зарывайся, кради, но знай у кого и сколько. Кради, но знай: чуть взбрыкнёшь – и мы к тебе придём.

Чиновник в России (потом – в Советском Союзе, потом – снова в России) всегда это понимал и соответствовал. В большей или меньшей степени – это зависело даже не от эпохи. Это зависело от уровня благосостояния государства и размеров свободы, кои государство в тот или иной исторический период имело возможность предоставить большинству своих граждан. И при Юрии Долгорукове, и при Петре Великом. И при Сталине, и при Путине. И пока что другого пути, для того чтобы сохранить в России государственность, не находится. За более чем тысячелетнюю историю не нашли мы другого пути, кроме как иметь на своей шее эту всё растущую и жиреющую, но абсолютно не меняющуюся ни в уровне чванства и хамства, ни в степени вороватости толпу паразитов.

Может, его и нет вовсе, иного пути, пока существует государство?

Жалование и пенсия

Государственные служащие в царской России вознаграждались по-разному, причём пропасть между низшим и высшим жалованиями была просто огромной.

Низшие служащие получали минимальное вознаграждение, которого хватало только на самое скромное жильё и стол. Например, копиист или канцелярист получали около 4-х рублей в месяц (45-50 в год). После оплаты жилья и продуктов, денег не оставалось даже на одежду, поэтому многие чиновники ходили на службу по очереди в одном и том же сюртуке.

Чтобы сводить концы с концами, канцеляристы подрабатывали написанием прошений, составлением документов и прочими мелкими услугами населению.

С ростом чина возрастало и жалование, а кроме того появлялись различные доплаты — на квартиру, на пропитание, на мундир. Особенно существенными были последние, так как мундиров требовалось несколько. И, кстати говоря, в связи с этим в те времена неплохо себя чувствовали портные, которых в столице было очень много. Появлялись и другие льготы — обучение детей за счёт государства, казённая квартира.

И всё же на роскошную жизнь денег не хватало, поэтому повсеместно процветало мздоимство, а если появлялась возможность запустить руку в казну — не брезговали и этим.

Безбедно можно было жить только дослужившись до «превосходительства» и «высокопревосходительства». У высших чиновников, помимо основной зарплаты, существовали и выплаты от царя, а также многочисленные доплаты из казны.

Что касается пенсии, она была неплохой и зависела от выплат на последней должности и стажа. Чтобы получать 50% оклада выслуга должна была составлять 35 лет, поэтому на пенсию выходили в 60 или позднее. После 25 лет беспорочной службы в случае смерти чиновника на пенсию могла рассчитывать его вдова.

Пенсию же высших сановником назначал сам царь и обычно не скупился. До конца жизни они и их семьи были прекрасно обеспечены.

По улицам чешут мальчики-мажоры

Если в нашей стране есть хоть один гражданин, который не ненавидит и не презирает сынков и дочечек отечественных чиновников – кроме них самих, разумеется – отзовитесь!

Не отзываются. Нет таких в России. Детки отечественных чиновников – самая никчемная, самая бессмысленная и самая вызывающе-наглая часть российского общества. Точнее, даже не часть этого общества, а опухоль на нём. Этакий аппендикс.

– Годам к двадцати, в начале восьмидесятых, осознав свои возможности как сына председателя облисполкома,– рассказывает Георгий,– я настолько оборзел, что едва не обзавёлся крупными неприятностями. Шлялся с друзьями по кабакам, устраивали вечеринки с девочками… Однажды мы с друзьями-студентами по пьянке нарвались на серьёзную драку из-за девчонки

Кто победил – неважно, всех замели в околоток и часа полтора мы просидели в обезьяннике. Разумеется, острили и подшучивали над милиционерами, но некоторую нервозность я в себе ощущал

А потом меня – только меня – отпустили. Моим приятелям дали по пятнадцать суток, почти всех выгнали из вуза. А я имел короткий разговор с отцом – он просто снял ремень и выдрал меня перед всей семьёй. Вот был урок! Мало того, все эти мои друзья со мной больше не разговаривали – меня ведь батя отмазал, а за них и слово сказать некому было… Так, конечно в те годы происходило не часто – обычно отмазывали всю компанию, да и компании состояли из детишек примерно одинакового уровня. Но со мною случилось так. Не скажу, что больше не куролесил – ещё как – но старался в истории не попадать.

Вот интересно, детишки нынешних чиновников, попадающиеся на наркоте, наездах на людей в пьяном виде, на жесточайших избиениях, изнасилованиях – сейчас ведь СМИ пестрят такими историями – что они выслушивают от своих родителей? «Сынок, – или дочка – ты уж как-нибудь полегче с этим быдлом! Не марайся о плебс, у тебя же большое будущее!» Так, наверное?

«Ведь я же так всю Россию спи**у, пока его боюсь»

В 1995 году Международное антикоррупционное движение – Transparency International ежегодно публикует индекс восприятия коррупции (Corruption Perception Index, CPI) в государственном секторе различных стран.

Это – данные одиннадцатилетней давности. Почти ничего не изменилось…

В 2018 году Россия заняла 138-е место из 180 набрала 28 баллов из 100. В 2019 – 136-е место. Мы в одном ряду с Папуа — Новой Гвинеей, Ливаном, Ираном, Гвинеей и Мексикой. Отрадно, что поднялись на два пункта…

По информации, опубликованной Царьград ТВ, только за восемь месяцев 2019 года нашим чиновникам (именно чиновникам, речь идёт о разворовывании бюджетных средств) удалось украсть 102 миллиарда рублей. В среднем из бюджетов всех уровней крадут по 12,75 миллиарда рублей в месяц, или по 425 миллионов рублей в день, или 17,7 миллиона рублей в час. Общий ущерб от выявленных коррупционных преступлений за прошлый год превысил годовой бюджет среднего российского областного центра.

Чиновников, даже самого высокого уровня, сажают. В отдельных случаях. Отдельных чиновников. Вот посадили Улюкаева – а почти по 18 миллионов в час красть не перестали. Никак на ситуации с кражей бюджета в России посадка Улюкаева не отразилась.

Да, они боятся. И, боясь, крадут ещё больше. Чтобы проще было откупиться – судьи ведь наши такие же чиновники, а до суда – есть чиновники из следственного комитета, прокуратуры, чиновники от полиции… Это единый организм, и все составляющие этого организма, совокупность которых принято называть системой, сами себя не особо-то и боятся. Только Путина боятся, как Слепаков поёт. И продолжают воровать.

Критика бюрократии

Российской бюрократии свойственны многие черты, общие для всех бюрократий на планете. Эти черты часто формулируют как законы Паркинсона по имени английского автора, который, проанализировав английскую бюрократию, пришёл к выводу, что численность бюрократов имеет тенденцию к росту, которая практически не зависит от реально необходимой работы. Так, согласно Паркинсону, правительственный отдел, решающий вопросы английской колониальной политики, неуклонно разрастался, несмотря на то, что Англия постепенно лишалась своих колоний. Сходные тенденции роста наблюдались и у российской бюрократии. Так, бюрократический аппарат советской России насчитывал 700 человек в 1919 году, но несколько лет спустя вырос до 15 300 человек.

Взаимная ненависть

Отношение к нынешнему чиновнику со стороны подавляющего большинства (если не всех) россиян другим словом не назовёшь. И ответное отношение чиновников к этому подавляющему большинству – тоже. Нет, в СССР эту братию так же не жаловали, но правящим классом номинально был рабочий и крестьянин, и в силу этого принятого в 17-м году постулата чиновники старались в открытую не борзеть. Сейчас сдерживающих факторов почти не осталось.

Нет смысла ещё раз перечислять высказывания слуг народа о народе, лишний раз показывать совершенно бессовестно выставленное напоказ благоденствие, тысячекратно превышающее любые чиновничьи возможности.

Интереснее в сравнении с прошлыми советскими годами проанализировать градацию советского и российского чиновничества до ситуации, в которой даже, например, принародная казнь почти любого отечественного чиновника с сажанием его на кол не вызовет в остальных россиянах ничего, кроме одобрения.

Библиография

  • Табель о взятках
  • Соловьев С. М. Глава 1. Внутреннее состояние русского общества во времена Иоанна IV. // История России с древнейших времён. Т. 7
  • Выписки из кн.: Московская Русь (1359—1584): культура и историческое самосознание. Под ред. А. М. Клеймола, Г. Д. Ленхофф. М.: ИЦ-Гарант, 1997. C.606.
  • Ключевской В. О. Лекции XXXVIII и XXXIX // Курс русской истории
  • Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»
  • Колташов В. Г. Эрос и бюрократия. Секс в жизни российских чиновников М.: КомКнига/URSS, 2006. Избранные главы
  • Ю. Болдырев. О бочках мёда и ложках дегтя. Серия «Русское чудо — секреты экономической отсталости»
  • Ю. Болдырев. Похищение Евразии. Серия «Русское чудо — секреты экономической отсталости»
  • Газета «Труд» № 197 за 21.10.2005
  • Россия погрязла в коррупции. Корреспондент.net от 25 Июля 2005, 12:29
  • Всеволод Михайлович Гаршин. Встреча

de:Nomenklatura
en:Nomenklatura
es:Nomenklatura
fr:Nomenklatura
io:Nomenklatura
it:Nomenklatura
ja:共産貴族
pl:Nomenklatura (polityka)
pt:Nomenklatura
ro:Nomenklatura
sv:Nomenklatura

Доходы и привилегии чиновников

Общественная значимость доходов и привилегий чиновников

Характер доходов, которые получают чиновники, играет огромную роль в жизни любого общества. При существенном различии в уровне дохода между чиновниками и остальными слоями населенния, в обществе в целом возникает конфликт между населением и властью.

Если рассматривать ситуацию в Советском Союзе, интересными представляются заметки Бориса Ельцина в его автобиографии:

Наличие же в законодательной базе государства возможностей для нелегального обогащения чиновников (в России, в частности, появилось такое понятие, как «взяткоёмкость отдельного закона») путём вымогания взяток или незаконной приватизации, или специальных льгот для чиновников, приводит к большой дифференциации доходов чиновников на легальные и нелегальные доходы. В России в 2000-х годах разница между декларированием небольшой официальной зарплаты и реальным уровнем дохода чиновников среднего и высшего звеньев огромна, что порождает конфронтацию в обществе.

Легальные доходы

Основным легальным источником доходов чиновников является заработная плата, выплачиваемая государством.

Кроме государственной заработной платы по основному месту работы, чиновники могут получать доход за счёт инвестиций (в акции компаний, различных фондов), доходов от депозитов в банках, от сдачи в аренду недвижимости, от преподавательской деятельности (чтение лекций).

Чиновникам среднего и высшего звена законодательно запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. Многие из них обходят этот запрет, оформляя бизнес на родственников и доверенных лиц.

Нелегальные доходы

Нелегальные доходы, прекрасно типизованные Н. В. Гоголем в «Ревизоре», черпаются чиновниками в виде взяток и других нелегальных «услуг». Взятки происходят из-за того, что чиновники контролируют важные решения и источники доходов, за которые борются предприниматели и другие лица, сами оставаясь бесконтрольными. Распространённость нелегальных доходов анализировать непросто, так как проверенную информацию получить сложно. Косвенные сведения о нелегальных доходах можно получить, сравнивая уровень жизни чиновников с их официальными доходами. По данным организации Transparency International, Россия в настоящий момент (сентябрь ) находится на 126-м месте в мире по уровню взяточничества. Многие мелкие предприматели отмечают, что самый простой способ начать собственное дело или уже вести бизнес — дать взятку. По результатам исследования «Коррупция в России: динамика и перспективы», проведенного фондом ИНДЕМ, с по 2005 год объем коррупции в деловой сфере России вырос примерно с 33 до 316 млрд $ в год.

Рента

Экономическая рента — это цена, уплачиваемая за природных ресурсов, количество которых строго ограничено. Иными словами, это сверхприбыли, которые возникают вследствие монополии на те или иные ресурсы. Как известно, государство является монополистом некоторых видов ресурсов, и в связи с этим чиновники получают возможность извлекать ренту. Примером может служить нефтяной кризис в конце 70-х — начале 80-х годов XX века, когда страна не смогла грамотно инвестировать деньги, вместо этого «проев» их и потратив на укрепление ВПК. Примеры извлечения ренты есть и сегодня, и вопреки предсказаниям идеологов Перестройки от извлечения чиновниками ренты избавиться не удалось.

Ленининский принцип и отход от него

Ленин полагал, что госслужащий не должен получать больше простого рабочего. Всем высшим служащим Совнаркома была установлена зарплата в 500 рублей в месяц (средняя зарплата квалифицированного рабочего в 1917 г. была около 450 руб.). Однако уже весной 1918 г. зарплата высших чиновников была повышена и были введены различные льготы.

Современные доходы чиновников

В современной России крупные чиновники — небедные люди. Так, самый богатый чиновник, министр транспорта Игорь Левитин, в 2004 году заработал 4,85 млн $. Самым бедный, по официальным сведениям, из крупных чиновников, глава Минрегионразвития Владимир Анатольевич Яковлев декларировал доходы в 1689 $ в месяц. Одним из известнейших чиновников, большая часть состояния семьи которого (более 1 млрд $) записана на жену, является мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков. Его жена занимается строительным бизнесом на территории, которой распоряжается муж. Лужков неоднократно выигрывал судебные процессы о защите чести и достоинства.

Наблюдается увеличение доходов чиновников, занятых в органах власти. В 2005 году их доходы выросли на 44,1 %. Это значительно превосходит рост доходов населения, который составил 21,3 %.

Денежный доход руководителей СССР

Советский период истории нашей страны достаточно продолжительный по времени, и его можно поделить на отдельные этапы. Для сравнения с современной реальностью мы предлагаем взять наиболее близкий к нам период «развитого социализма» — 70-80-е годы прошлого века.

Деклараций о своих доходах партийные и государственные деятели той эпохи, конечно, не публиковали. Наоборот, реальный уровень их благосостояния тщательно скрывался, чтобы не будоражить умы рядовых советских граждан.

В наше время найти достоверные данные о зарплате высших партийных и государственных чиновников СССР также не просто. Возможно, кому-то не выгодно подрывать миф о социальном равенстве, царившем в нашей стране до распада СССР. А кто-то, может быть, остерегается проводить нежелательные параллели между уровнем привилегий партийной верхушки времен СССР и уровнем благосостояния современных высших чиновников. Ведь совокупная стоимость недвижимости, находящейся в собственности нынешних руководителей высшего ранга и их семей, размеры их счетов в иностранных банках, расходы на приобретение предметов роскоши, обучение детей за границей значительно превышают размер их официальной зарплаты.

Однако вернемся к истории. На вопрос о том, сколько зарабатывали советские министры, доцент экономического факультета МГУ Александр Ломкин дает такой ответ: в 1970-х годах зарплата союзного министра составляла 1000-1100 рублей.

Однако следует напомнить, что в СССР «руководящую и направляющую роль» играла Коммунистическая партия Советского Союза. Совет министров был всего лишь исполнителем воли Политбюро и Центрального комитета КПСС. Поэтому партийные чиновники имели более высокий уровень привилегий, чем государственные.

По сообщениям в СМИ, документальных подтверждений которым нет, Генеральный Секретарь ЦК КПСС получал 1 500 рублей в месяц. Эту должность в разное время занимали такие известные исторические деятели, как Л.И. Брежнев и М.С. Горбачев.

Зарплата члена Политбюро составляла 1 200 рублей в месяц. Эти данные рассекретили в эпоху «гласности» в интервью газете «Аргументы и факты» Шеварднадзе, Рыжков, Лигачев (партийные деятели времен Горбачева).

Партийные чиновники рангом ниже (кандидаты в члены Политбюро, секретари ЦК КПСС, завотделами ЦК) получали несколько меньше — от 800 до 1000 рублей в месяц.

Средняя зарплата в СССР в 70-80-е годы была примерно на уровне 150 рублей в месяц. Разнорабочие и медсестры тогда получали по 70-80 рублей, учителя и врачи — 120-150 рублей, инженеры от 130 до 220 рублей. Заработная плата квалифицированного рабочего на производстве могла доходить до 300-350 рублей. Директор завода во времена СССР зарабатывал 300-450 рублей в месяц.

Получается, то доход руководителей государства и высших чиновников в СССР был в 7-10 раз выше, чем у среднестатистического гражданина.

Число чиновников в прошлом

В целом, по оценкам специалистов, Россия не является страной с самой большой численностью чиновников и ранее тоже всегда уступала по этому показателю другим государствам.

Например, сообщалось, что в начале 19 века на каждую 1 тыс. жителей Российской Империи приходилось лишь 1,3 чиновника. В то же время в других европейских странах было гораздо больше. Например, на 1 тыс. англичан приходилось 4 чиновника, на 1 тыс. французов – почти 5 чиновников.

В 1917 году численность чиновников в России была на уровне 576 тыс. Англия на тот момент располагала 779 тыс. чиновников, США – 1,2 млн госслужащих. При этом надо помнить, что эти страны уступали России по численности населения, но зато опережали по количеству работников госаппарата.

Что касается времен СССР, то и здесь нет оснований говорить о чрезмерно раздутом штате чиновников. Примерно к концу существования Союза количество госуправленцев, которые относились к РСФСР, составляло около 1 млн человек.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Алипаф
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: