Всё должно быть прозрачно
Местные жители обеспокоены, что им пока так и не ответили официальные органы. Отметим, что у чиновников пока еще есть время для подготовки писем: на ответ властям дается 30 дней.
«Единственные, кто ответил, но мы это не считаем, потому что это было сообщение во ВКонтакте — управа. Они, конечно, не имеют никакой юридической силы. Они говорят, что якобы в рамках этого контракта не предусмотрено никаких духовных объектов», — говорит местная жительница по имени Екатерина.
ТПУ по данному проекту занимает порядка одного гектара. «Куда остальные девять гектаров, которые уже огорожены забором, делись?», — задается вопросом жительница Косино-Ухотомского района Москвы
Люди говорят, что им не очень хочется стоять под дождем, но они хотят понимать, что именно будут строить. Они хотят, чтобы все было прозрачно. Во-первых, здесь святыня, людей верующих очень много, во-вторых, здесь почти во всех домах квартиры давали военным и пенсионерам. Они имеют право знать, что здесь происходит.
Кому это нужно
Кто заказчик всей этой шумихи – неизвестно, но то, что кто-то спровоцировал религиозный конфликт, очевидно. Националист Дмитрий Дёмушкин, как и все националисты, к теме мигрантов неравнодушный, выразил мнение, что это может быть связано с грядущими в сентябре выборами мэра и пиаром Собянина.
Более реалистичной выглядит версия о том, что слух о строительстве гигантского исламского комплекса на 60 тысяч верующих рядом с православными храмами был вброшен, чтобы в принципе лоббировать строительство мечети, не обязательно именно в Косино – может, в другом районе, скажем, в Коммунарке, где мигрантов уже больше, чем граждан РФ. Туда националисты со своей поддержкой и заклинаниями «Мы русские, с нами Бог» вряд ли сунутся.
Подробности скандала со строительством мечети у Святого озера
Жители обеспокоены тем, что мечеть будет гигантская. Своими размерами она просто «поглотит» церковь и все, что находится рядом. Кроме того, люди обеспокоены тем, что мечеть будет находится на месте парка и Святого озера. Это его официальное название. Рядом церковь. То есть название озера связано с православным понятием святости. Жителей беспокоит то, что мечеть ориентирована будет не на мусульман граждан РФ, а на мигрантов, и это может привести к затоплению района мигрантами.
Когда был предложен проект постройки на этом участке, мусульманская община сама должна была сказать, что нельзя заниматься строительством мечети, нельзя провоцировать. Сейчас проходит специальная военная операция, и любые подобные действия могут только навредить. Всё это играет на руку врагу, в Лондоне и в Вашингтоне уже могут прорабатывать методички для дискредитации РФ, — пишет pronedra.ru.
Российский эксперт, военкор Владлен Татарский у себя в Telegram-канале, комментируя эту ситуацию, пишет: «Христиане не должны строить церкви в святых для мусульман местах, мусульмане — в святых для христиан. По-моему, все логично. Во время нашей общей Священной Войны против антихриста на Украине эти споры вообще неуместны».
По легенде, озеро образовалось на месте церкви, которая провалилась под землю. Поэтому многие века этот водоем считался святыней. «У нас тут в пять часов начинается колокольный звон, призыв к службе. Рядом минарет. Конфликт получается. Мы же никого не притесняем. Мы же в Мекку не становимся, правильно? А это святое озеро, с Древней Руси», — говорит пенсионерка, которая проживает недалеко от озера.
«Три мечети многовато»
Неподалеку от храма стоят трое участников военно-патриотического клуба «Косино» в камуфляже, наблюдают за происходящим: наверное, на случай, если понадобится помощь силовикам.
– Здесь не было еще Москвы, а храм стоял. По преданию, на его месте (древний храм, по легенде, провалился под землю – Ред.) образовалось Святое озеро. Это уникальное место, здесь были купальни, бойцы (Куликовский битвы – Ред.) мыли в нем свои раны. Мной проверено на себе, я сам здесь травмы лечил – вода целебная, – говорит руководитель клуба с позывным «Вожак», имя не называет.
Его коллега по клубу с позывным «Охотник» продолжает мысль: место православное и строить мечеть рядом с ним – оскорбление чувств верующих, неуважение к христианской религии, мол, стройте себе мечети, пожалуйста, но не в наших палестинах.
– А я считаю, что в Москве и так мечетей многовато. Пять, говорите? Я слышал, три, – говорит самый молодой, Андрей Никитин, он в клубе недавно, позывного еще не заслужил и, как его соратники, не осторожничает при общении с прессой. – В какой-то год в Рамадан двое мужчин напились, зашли в православный храм и учинили беспорядки. Как они ни пытаются ввести экспансию, мы ее будем останавливать.
«Ты давай притормози», – одергивают парня старшие патриоты. Оно понятно: тема скользкая, до оскорбления чувств верующих и межрелигиозной вражды рукой подать, уж лучше и безопаснее говорить про врагов с Запада. «Охотник» выдает: конфликт – провокация тех, кто наговаривает плохое про наших бойцов на Украине, то есть спецслужб Америки и Англии, «не могут нас разметелить в бою», вот и стравливают друг с другом.
Говорю, что версия хорошая, интересная, сама не додумалась бы, и отступаю – ближе к храму и двум женщинам в платочках.
Будет преступность и транспортный коллапс
Женщины смелее мужчин в отстаивании своих интересов и за словом в карман не лезут. Моя собеседница Татьяна в Косино живет с 2013 года и говорит, что район тихий, безопасный, замечательный и терять это никак не хочется, потому что перенос строительства мечети на 1,5 километра в том же районе, по ее словам, – это не решение проблемы, по крайней мере для жителей.
– Во-первых, преступность будет. У меня девочка, и я за нее боюсь. Люберцы (где проживает много мигрантов – Ред.) тому пример, и то же самое у нас будет. Во-вторых, мы здесь погрязнем в транспортном коллапсе, и так через нас все едут – Некрасовка, Люберцы, – объясняет Татьяна.
Пока мы разговариваем, к нам подходит мужчина с предложением поставить подпись «за парк». Активисты предлагают на территории, где планировалось изначально построить мечеть, разбить парк в честь героев разных войн и СВО. Герои спецоперации сегодня серьезный аргумент.
– Это защитит озеро, чтобы не проводились дальнейшие работы. Еще в 2013 году озеро было почти под дверями храма, а с начала строительства метро озеро ушло, обмелело, – отмечает женщина.
По законам геологии в этих местах лучше вообще не строить из-за карстовых пород. Скорее всего и легенда про провалившийся под землю древний храм и возникшее на его месте Святое озеро – отсюда. Но когда для чиновников это было преградой? На обнесенной забором территории до сих пор какие-то работы ведутся, работает экскаватор. Активисты предполагают, что готовятся строить транспортно-пересадочный узел.
Сам по себе он никому не мешает, но на сохранение озера и заповедника влияет непосредственно.
– Мы спасли Святое озеро для православных, но то, что просветительско-духовный центр для нелегальных мигрантов перенесли на 1,5 километра – спорный вопрос. Это место из моего окна видно, – вздыхает активистка Наталья Семёнова.
Она и другие активисты «с района» готовы бороться дальше, и этот раунд, похоже, не последний. Мимо нас с флагами проходят активисты движения «Сорок сороков». У храма они поют патриотические песни, хотя является ли таковой песня «Любо, братцы, любо», я не совсем уверена. Лидер Андрей Кормухин произносит зажигательную речь о том, что они отстояли святое место, и предлагает праздновать.
Танцы и пляски в Великий пост смотрятся диковато, но в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Вообще Кормухин – персона оригинальная: недавно он заявил, что готов в свою партию брать бывших заключенных из ЧВК «Вагнер», вернувшихся с СВО.
Вербное воскресенье с ОМОНом
От станции метро «Улица Дмитриевского» всего 600 метров до Святого озера и храма в честь иконы «Живоносный источник» на его берегу. Неместный может и запутаться: на территории природно-исторического парка «Косинский» находятся три озера – Святое, Черное и Белое, отсюда красивое название – Трехозёрье.
В Вербное воскресенье на улицах ни души, даже стайка подростков и та направляется к храму «Живоносный источник» на Святом озере. У церкви толпа народа, вместились не все. Метрах в пятидесяти три автобуса с полицией и ОМОНом, которые отвечают за порядок. Молебен служит епископ Верейский Пантелеимон, но верующих так много и силовики приехали по другой причине.
Два месяца назад в интернете появилась информация, что в Косино на берегу Святого озера, почитаемого православными святого места, будут строить гигантскую мечеть на 60 тысяч человек, а еще медресе, исламскую академию, гостиницу, парковку – целую мини-Мекку. И сразу пошла реакция.
В середине марта неизвестные закопали голову свиньи на месте стройки, а 2 апреля, за неделю до Вербного воскресенья, у Святого озера прошел молебен против строительства мечети, в котором приняли участие православные активисты. Из интернета конфликт и не уходил: боец ММA Максим Дивнич написал посты в поддержку озера и нарвался на словесный удар коллеги Ислама Махачева: «Сколько бы ни препятствовали постройкам мечетей всякие Дивничи и ему подобные, мечетей и мусульман будет всё больше!» Блогер Хасбик пригрозил Дивничу: «Больше не приедешь на сборы сюда », а Рамзан Кадыров намекнул, что противникам строительства мечети неплохо бы отправиться на СВО.
И когда уже почти дошло до стенки на стенку, Сергей Собянин опубликовал у себя в телеграм-канале сообщение о том, что «предложение о строительстве рассматривалось только в предварительном порядке», что «речь идет о весьма скромном объекте в 2,5 тыс. кв. м» и что расположение мечети изменено на участок «недалеко от метро «Косино», между будущим диаметром МЦД-3, Московским скоростным диаметром и МКАДом». Казалось бы, вопрос снят, но нет.