Обоснование выбора греческих канонов
Среди них находятся следующие:
- Российское государство стремилось к упрочению своего международного положения среди стран, принявших православие. Теория «Москва – Третий Рим», которую в 15 веке выдвинул псковский старец Филофей, имела популярность в правительственных кругах. После раскола Церкви, произошедшего в 1054 году, Константинополь являлся духовным центром православия. По мнению Филофея, после падения Византийской империи столица Руси приняла эстафету, став оплотом православной веры. Поэтому совершенно логичным было ориентироваться на греческие каноны в богослужении.
- После решения Переяславской рады в 1654 году к Российскому государству перешла часть Речи Посполитой, где проживало православное население. Там литургию проводили в соответствии с греческими канонами. Таким образом, унификация обрядов могла бы способствовать процессу объединения России с Малороссией.
- После Смутного времени прошло не так уж много лет, и периодически в стране наблюдались вспышки народных волнений. В связи с этим правительство в установлении однообразных правил церковной жизни видело важный инструмент для стабилизация внутриполитической обстановки и поддержании национального единства.
Для уяснения того, как проходил раскол русской православной церкви, следует рассмотреть основных участников процесса осуществления церковной реформы, приведшей к нему. Среди них выделяются царь Алексей Михайлович и патриарх Никон, которые были инициаторами церковной реформы 17-го века.
Патриарх Никон: влияние на царя
Церковный раскол в России неотделим от имени патриарха Никона. В миру он известен как Никита Минин. Годы его жизни – 1605-1681. Священнослужителем он стал по воле родителей и на этом поприще достиг больших высот. В 1643-м он получил значимую церковную должность, став игуменом в Кожеозерском монастыре, находившемся в Архангельской губернии.
В 1646 году Никон прибыл в Москву по делам монастыря, и его представили молодому в то время царю Алексею Михайловичу. Последнему было тогда 17 лет. Игумен настолько приглянулся юному государю, что он решил оставить его при дворе и назначил на должность архимандрита в Московский Новоспасский монастырь. Впоследствии, благодаря царскому расположению, Никон стал Новгородским митрополитом.
В 1651 году царь потребовал возвращения Никона в столицу, и с тех пор он стал влиять на Алексея Михайловича с еще большей силой. Пользуясь полным доверием правителя, церковник принимал активное участие в решении государственных дел.
Вершиной карьеры Никона было его восшествие на патриарший престол. Это произошло после ухода из жизни патриарха Иосифа в 1652 году. С этого момента и началась подготовка давно назревавшей церковной реформы.
Деятельность староверов
Таим образом, никоновские реформы были отвергнуты значительным числом верующих, протест которых вылился в религиозную войну. Старообрядцев подвергали гонениям, правительство преследовало их, и они искали спасения в отдаленных уголках Государства российского. В ответ на церковную политику староверы устраивали массовые самосожжения, которые называли гарями.
Историческая литература нередко характеризует церковный раскол как отправную точку массовых народных волнений, время от времени охватывавших русские земли в 17-18 веках. В действительности старообрядцы снискали мощную поддержку у простых людей, вокруг них собирались те, кто был недоволен существующими в стране порядками.
Сербская Православная Церковь
Фото: fotostrana.ru
Один из самых актуальных расколов на канонической территории Сербской Церкви был спровоцирован еще коммунистами – после раздела Югославии на «народные республики» социалистическая власть попыталась разделить и Церковь. В 1967 году при поддержке коммунистического правительства отдельные представители автономной Македонской Церкви в составе Сербской Православной Церкви провозгласили автокефалию. После чего Священный Синод Сербской Церкви объявил новоявленную Македонскую Православную Церковь раскольнической религиозной организацией и порвал с ее иерархией все литургические и канонические отношения, хотя и сохранил их с простыми верующими: такое решение было поддержано другими Православными Церквами – ни одна не признала каноничности Македонской автокефалии.
После распада единой Югославии и возникновения независимой Македонии проблема неканонической Македонской Церкви только усугубилась – под давлением македонских властей все попытки уврачевать раскол канонически неоднократно срывались. Так, несмотря на то что в 2004 году большинство македонских монахов и монахинь вернулись из раскола в лоно канонической Охридской архиепископии в составе Сербской Православной Церкви, государство официально опубликовало «Декларацию в поддержку Македонской Православной Церкви», согласно которой в Македонском государстве может быть лишь одна законная православная община, а именно – неканоническая «МПЦ». После этого Синод Сербской Православной Церкви отлучил от церковного общения верующих, принадлежащих к раскольнической Македонской Православной Церкви.
В 2017 году неканоническая Македонская Православная Церковь попыталась перейти под юрисдикцию Болгарской Православной Церкви, что было негативно воспринято со стороны Константинопольского Патриархата и Элладской Православной Церкви.
Сейчас Македонская Церковь продолжает оставаться раскольничьей группировкой, не признанной мировым Православием.
С 1993 года действует т. н. Черногорская Православная Церковь – раскольническая структура, не признанная православным миром, которую сейчас в качестве «митрополита» возглавляет лишенный сана бывший женатый священник Константинопольского Патриархата Мираш Дедеич, после пострига принявший имя Михаил.
Черногорские раскольники состоят в евхаристическом общении с т. н. Украинской Православной Церковью Киевского Патриархата, глава которого Филарет посетил «Черногорскую митрополию» в 2010 году.
Причины проведения реформы
Прежде чем приступить к рассмотрению церковного раскола 17 века, следует изучить причины проведения реформы. Обсуждать необходимость реформы церковной жизни начали в 1640 годы.
Тогда в столице была создана группа под названием «Кружок ревнителей благочестия». Участниками кружка являлись представители духовенства. Они выступили за то, чтобы церковные тексты и правила богослужения были унифицированы.
Но при этом в вопросе выбора образца, в соответствии с которым нужно было вносить изменения, не было единства. Одними в качестве эталона предлагались древнерусские церковные книги, а другими – греческие.
В конечном итоге победа была одержана теми, кто ратовал за приведение церковных обрядов и книг в соответствие с канонами Византии. У этого выбора существует несколько причин.
Популярное за 7 дней
Спецпроект портала «Православная жизнь»: О гонимых братьях наших помолимся
21.04.23 23:43
Как правильно готовиться к причащению Тела и Крови Христовых на Светлую седмицу
19.04.23 20:27
Как перестать раздражаться?
21.04.23 19:24
Обычай оставлять еду на могиле покойного – это язычество?
26.04.23 09:32
Что значит «Мир во зле лежит»?
19.04.23 13:21
Радоница. Смысл поминовения и советы святых, как молиться
25.04.23 12:16
Так когда же «время жить и время умирать» и что надо спасать в тяжкие дни. Часть 2
20.04.23 10:48
Реальность и возможность чудес. Размышления для современного человека
19.04.23 15:37
День за днем. Священномученик Сергий Родаковский. 21 апреля
21.04.23 08:30
Какое значение имеет возглас «Христос Воскресе»?
20.04.23 10:26
Причины раскола
Рассмотрим их более подробно.
- Способы осуществления церковных реформ были весьма жесткими. Они оттолкнули многих представителей духовенства и часть простого народа. Эти методы заключались в следующем: насильственно изымались церковные книги, иконы и другие святыни, несоответствующие греческим канонам. В дальнейшем их публично уничтожали.
- Резкость и непродуманность перехода к новым правилам богослужебных обрядов привела к тому, что у народа сформировалось убеждение, что им хотят навязать иную веру. Кроме того, те, кто отказывался принять нововведения, подвергались серьезным телесным наказаниям. А это не могло прибавить симпатий к патриарху и его окружению.
- Приходское духовенство имело очень низкий уровень образования, а порой священники были просто безграмотны в вопросах веры и поэтому не могли доходчиво объяснить прихожанам, в чем состоит суть изменений.
- Неточный перевод с греческого на русский язык отдельных текстов, которые, хотя и незначительно, но все же отличались от прежних старорусских. Наибольшее возмущение верующих вызвало то, что изменился смысл молитвы «Символ веры». Прежде о Царствии Божием говорилось в настоящем времени, а теперь – в будущем.
- В церковной среде не было единства по вопросам проведения реформ. Поэтому и противники нововведений появились и там, они стали духовными лидерами старообрядчества.
Далее следует сказать несколько слов о лидере раскола церкви на Руси – протопопе Аввакуме.
Суть реформ патриарха Никона
Первое, на что была направлена деятельность новоявленного патриарха, — это редакция духовной литературы, которую нужно было согласовать с греческими канонами. Что касается даты церковного раскола, то ее относят к 1653 году, когда начали вводиться изменения в богослужебные каноны. Отсюда и пошло противостояние патриарха Никона и его приверженцев со сторонниками старых обрядов.
Далее рассмотрим суть реформ, приведших к расколу православной церкви. Она сводится к следующему:
- Двуперстное знамение заменено на троеперстное. Больше всего нареканий у противников реформ вызвало именно данное нововведение. Они считали, что совершаемое новым способом крестное знамение несет в себе неуважение к Всевышнему, так как из трех пальцев формировался так называемый кукиш Богу.
- Вместо «Исус» стали писать «Иисус».
- Число просфор при совершении литургии было сокращено.
- Во время богослужения нужно было совершать поясные поклоны, а не земные.
- При совершении крестного хода требовалось двигаться против солнца.
- Вместо двух «Аллилуйя» в церковном пении стали повторять этот возглас три раза.
Следует отметить, что именно реформы патриарха Никона привели к годам церковного раскола на Руси.
Грузинская Православная Церковь
Фото: gulaytour.ru
В Грузинской Церкви на данный момент не урегулирован вопрос с Пицундской и Сухумо-Абхазской епархией, действующей на территории непризнанной Абхазии. В 2009 году на епархиальном собрании местным духовенством была провозглашена «Пицундская и Сухумская Епархия Абхазской Православной Церкви», независимая от Грузинской Православной Церкви. Еще раньше временно управляющий епархией священник Виссарион Аплиаа заявил, что Абхазская Церковь желает быть самоуправляемой в составе Русской Православной Церкви. Однако председатель ОВЦС МП архиепископ Иларион (Алфеев) заявил, что, «несмотря на изменение политических границ, мы по-прежнему считаем Абхазию частью канонической территории Грузинской Православной Церкви».
Разумеется, де-факто независимая от Грузинской Церкви Абхазская Церковь не является однозначно раскольнической, но окончательно вопрос до сих пор не решен.
Одновременно с Сухумо-Абхазской епархией на территории Абхазии действует и неканоническая «Священная митрополия Абхазии», провозглашенная в 2011 году группой клириков и мирян на «Церковно-народном собрании». Сейчас лидеры раскола, бывшие клирики Русской Православной Церкви архимандрит Дорофей (Дбар) и иеромонах Андрей (Ампар), запрещены в священнослужении.
Реформы церкви в 17 веке
В 988 году древняя Русь приняла христианство и отказалась от язычества. Тогда центром христианского мира была Византия и все церковные обряды и службы велись по принятому там канону. Богослужебные книги так же переписывались с византийских оригиналов.
В XVII веке группа священнослужителей высокого ранга осознала необходимость церковных реформ. Царь Алексей Михайлович Романов был не только глубоко верующим человеком, но и разносторонне образованным. Он так же понимал необходимость реформирования христианской веры, принятой в России. Нужно было отказаться от старославянских церковных обрядов и привести все службы и книги в соответствие с греческими (византийскими) канонами.
Это было вызвано следующими причинами:
- После того, как в 1453 Византийская империя пала, по мнению большинства священнослужителей, именно Россия должна была стать центром православной веры.
- Присоединённая к России левобережная часть Украины отправляла церковные службы по греческому образцу, в то время как в России продолжали использовать старославянский канон. Изменение религиозных ритуалов и приведение их к одному виду могло способствовать укреплению государства.
- Правление Алексея Романова было неспокойным. По всей территории возникали стихийные бунты и мятежи. Единообразие религиозных действий, по мнению руководящей верхушки, могло стать важным инструментом для укрепления страны, объединения всех слоёв населения и устранения внутренних противоречий.
Суть и осуществление религиозных реформ, прежде всего, поддерживал российский самодержец. Он понимал, что такие кардинальные изменения встретят не только сопротивление, но и активный протест. Поэтому было проведено что-то вроде референдума.
Большой группе священнослужителей был предложен выбор:
- Сохранить древнерусский церковный канон;
- Реформировать церковь по греческому образцу.
В результате споров и прений победили сторонники церковной реформы. Таким образом всё российское общество буквально раскололось на две части.
В этих непростых условиях реформирование русской церкви мог провести только умный и жёсткий религиозный деятель.
Греческий и древнерусский обычаи
Главным реформатором царь Алексей назначил патриарха Никона. Этот честолюбивый и властный церковник, как никто другой подходил для этой цели. В 1652 году, по настоянию самого царя Никон был избран патриархом всея Руси, а в 1653 он начал церковную реформу
С современной точки зрения многие положения церковной реформы настолько незначительны, что на них можно вообще не заострять внимание
Например, как идти крестному ходу вокруг церкви: справа налево или слева направо. Тем не менее, из-за несогласия с такими изменениями люди спокойно шли на костёр. Суть реформ заключалась в том, чтобы внести только несущественные изменения, которые никак не могли повлиять на уклад жизни русского народа.
В таблице кратко указаны основные отличия греческого канона от древнеславянского.
Греческий обычай | Древнерусский обычай |
Имя Христа писалось Иисус | Имя Христа писалось Исус |
Аллилуйя произносилось трижды | Аллилуйя произносилось дважды |
Крестный ход шёл против солнца | Крестный ход шёл по солнцу |
По греческому канону допускались поясные поклоны | В русской церкви кланялись до земли |
Крестное знамение совершалось тремя пальцами | Русские крестились двоеперстием |
Кроме этого, должны быть исправлены тексты некоторых молитв, псалмов и служб, и богослужебные тексты. Самым сложным вопросом в реформе вероисповедания была редакция религиозной литературы. В России были сотни церквей, храмов и монастырских подворий и в каждом были религиозные книги. Чтобы привести это всё в соответствие с византийскими правилами требовалась колоссальная работа.
Причины раскола
Патриарх Никон, получивший от царя все полномочия, крайне жёстко взялся за проведение церковной реформы. Это можно считать основной причиной раскола в России. Чтобы не переписывать богослужебные книги и иконы, написанные с нарушениями греческого канона, они насильно изымались из церквей и монастырей, затем публично сжигались. Подручные Никона обходили жилища москвичей и изымали домашние иконы. Святым образам выкалывали глаза, их рубили на части, жгли и били об пол. Такое отношение к святыням вызывало естественное негодование и ненависть в народе.
Ещё одним фактором сыгравшим сою роль в расколе православной церкви, являлось то, что большинство священников были малограмотными людьми и не могли правильно объяснить пастве суть проводимых изменений.
Крайне негативно верующие восприняли замену крещения двумя перстами на троеперстие. Этот символ, у самых рьяных сторонников старообрядчества, получил название «кукиш» за сходство с неприличной фигурой. Если замену земного поклона на поясной, русские христиане восприняли без отрицания, то изменение текста молитвы «Символ веры», было встречено с негодованием.
Многие верующие не хотели отдавать свои иконы и древние книги, которые передавались из поколения в поколение. Этими святынями очень дорожили и прятали их от служителей патриарха. С такими христианами Никон расправлялся жёстко. Их пытали и подвергали публичным телесным наказаниям. Так возникло понятие «пострадать за веру», по аналогии, как принимали муки и смерть первые христиане.
Среди иерархов церкви и рядовых священников не было единодушия по отношению к реформам, поэтому те, кто не приняли изменение канонов православия, возглавили это движение. Началом старообрядчества и церковного раскола считается 1654 год. Церковные реформы и гонения на староверов связывают с именем патриарха Никона.
27.07.2021 17:47:34
МОСКВА
Русская Православная Церковь разорвала общение из-за признания раскольнической Православной церкви Украины (ПЦУ) только с Константинопольским патриархатом, с церквями, признание которыми ПЦУ не было соборным и легитимным, молитвенное общение продолжается, заявил секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук.
«Что касается тех церквей, предстоятели которых признали так называемую православную церковь Украины, то с ними лично прервано общение, и с теми иерархами, которые поддержали это признание. Но с самими церквями общение не прервано, потому что признание ПЦУ произошло не вполне легитимно, не было соборных решений соответствующих церквей о признании ПЦУ. Это дало возможность Священному синоду нашей Церкви воздержаться от разрыва общения с Александрийским патриархатом, с Кипрской церковью, с Элладской церковью», — сказал он 26 июля на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня», сообщает РИА «Новости».
Полностью Русская Православная Церковь прервала общение только с Константинопольским патриархатом, отметил он. С архиереями же Александрийской, Элладской и Кипрской церквей, не принявшими раскола, совместное служение продолжается. Продолжаются и паломнические поездки в соответствующие епархии — «насколько это позволяет эпидемическая ситуация», добавил о. Игорь Якимчук.
Он также прокомментировал визит Тихановской к белорусским раскольникам. Русская Православная Церковь не исключает обращения белорусской оппозиции к Константинопольскому патриархату о предоставлении автокефалии непризнанной Белорусской автокефальной православной церкви (БАПЦ), не имеющей канонического общения с православными церквами, сказал секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук.
Экс-кандидат в президенты Белоруссии, лидер оппозиции Светлана Тихановская 25 июля встретилась с прихожанами принадлежащего БАПЦ собора святого Кирилла Туровского в нью-йоркском Бруклине.
«То, что Тихановская посетила храм раскольничьей Белорусской автокефальной православной церкви, говорит о том, что и в Белоруссии предполагается реализация такого же автокефального проекта, как это было в Украине. Поэтому и исключать того, что кто-то обратится к патриарху Константинопольскому, мы не можем. Но, повторюсь, идея совершенно не имеет никакой поддержки в Белоруссии», — сказал о. Игорь Якимчук на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня», сообщает РИА «Новости».
Он отметил, что белорусская оппозиция уже не раз требовала автокефалии для белорусских верующих, однако «сами белорусские верующие никогда не просили автокефалии, и эта идея совершенно непопулярна в среде православных верующих Белоруссии».
«Каких-то сигналов о том, что кто-то хочет поддержать автокефалистов в самой республике, конечно, нет», — заключил он.
Ранее президент Белоруссии Александр Лукашенко во время встречи с духовенством в Жировичском мужском монастыре заявил о стремлении противников белорусского государства объявить автокефалию Белорусской православной церкви (БПЦ). Он также сообщил, что поручил спикеру верхней палаты парламента Белоруссии Наталье Кочановой осуществлять контакт между государством, руководством страны и патриаршим экзархом всея Беларуси митрополитом Минским и Заславским Вениамином (Тупеко) для отслеживания этой темы.
Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:
Другие способы платежа:
Версия для печати
Главные итоги церковного раскола
Итоги и последствия реформ были крайне негативными. Вместо того чтобы сплотить население страны, всё закончилось настоящей религиозной войной. По всей России вспыхивали народные волнения, которые активно поддерживались всеми слоями населения. Никониане продолжали применять жёсткие меры, но это только усиливало неприятие новой веры.
В результате проведения церковной реформы в России произошли следующие изменения:
- Религиозный раскол между поборниками старообрядчества и тех, кто принял новую веру, стал национальной трагедией. Фактически весь русский народ разделился на два непримиримых лагеря. После того, как староверы были признаны еретиками и преданы анафеме, гонения на них усилились.
- Впервые в русском государстве возникла вражда на религиозной почве, что разрушило многовековое единство русского народа.
- В управлении государством, церковная власть отошла на второе место, уступив светской власти. Царь, а не патриарх был объявлен защитником всех православных. Важные церковные вопросы стали решаться государственными органами. Позже, патриаршество в России было полностью упразднено.
- Русская православная церковь стала активно налаживать связи с другими странами.
Старообрядческое движение позволило сохранить уникальные иконы и книги дореформенного периода. Кроме того староверам удалось сберечь огромный пласт древнерусской культуры. Это традиции древней иконописи, церковного уникального пения и обрядовых действий. Приверженцы патриарха Никона стремились всё уничтожить, но многое удалось сохранить.
Литература:
- Богданов А.П. «Патриарх Никон и раскол Русской церкви»
- Крамер А.В. «Раскол русской церкви в середине XVII века».