Об экспозиции
Постоянная выставка «Искусство XX века» расположена на четвёртом этаже музея и поделена на несколько групп залов. В каждой группе — произведения различных периодов и направлений:
- залы № 1-14 посвящены русскому авангарду 1910-1920-х;
- № 15-20, 24, 25 — искусству советской эпохи 1920-1950-х;
- № 26-30, 33, 35, 36 — искусству советской эпохи 1950-1980-х;
- № 31, 32, 37 — неофициальному искусству 1950-1990-х.
Во время прогулки по авангардистским залам получится увидеть, например, знаменитую картину Петрова-Водкина «Купание красного коня», «Над городом» Шагала, сразу две версии «Чёрного квадрата» Малевича. А также произведения художественных объединений начала века («Союза молодежи», «Бубнового валета» и других) или даже безмоторный летательный аппарат «Летатлин», сконструированный художником и архитектором Татлиным.
В залах, посвящённых советскому искусству, можно увидеть «Новую Москву» Пименова, «Будущих лётчиков» Дейнеки и другие известные картины.
На выставке неофициального искусства ждут произведения Пригова, Булатова или, например, Франсиско Инфанте-Арана. В залах размещена не только живопись, но ещё и фотографии и современные инсталляции.
«Незнакомка», И. Крамской (Зал №20)
Удивление ждёт посетителя Третьяковской галереи сразу же: попытка найти картину Ивана Крамского «Незнакомка» не увенчается успехом. Всё потому, что правильное название — «Неизвестная». Полотно шокировало общественность на XI выставке передвижников, поскольку изображённая на картине дама явно принадлежала к полусвету. Она одета роскошно, по последней моде, выглядит самоуверенной, вызывающей и в чём-то даже демонической. Из-за «красоты порока» на посещение выставки был установлен возрастной ценз 16+. О «Неизвестной» «Незнакомке» всегда говорили в связи с литературой и поэзией. «Незнакомкой» считали то Настасью Филипповну из «Идиота» Достоевского, то толстовскую Анну Каренину. А уж какое число изданий иллюстрировало этой картиной стихотворение Блока «Незнакомка», и сосчитать сложно. Современники Ивана Крамского думали, что это дочь художника София, любовница императора Александра II Екатерина Долгорукова или даже некая крестьянка Матрёна. Но сам живописец всегда отвечал: «На картине — неизвестная».
«Княжна Тараканова», К. Флавицкий (Зал №16)
Константин Флавицкий за это самое известное своё произведение получил звание профессора исторической живописи. Однако княжна предстаёт на картине в не совсем исторически достоверном облике. В бальном платье, полураздетая, с отчаянием и ужасом на лице, явно раскаиваясь в содеянном, Тараканова вжимается в стену темницы, пытаясь спастись от потопа. В реальной жизни кончина Елизаветы — той самой княжны Таракановой — не была настолько трагичной. Она умерла от болезни лёгких, находясь под стражей по повелению Екатерины II за то, что выдавала себя за незаконнорожденную дочь императрицы Елизаветы Петровны и претендовала на российский престол.
Схема залов и экспозиции
1 этаж:
- Залы 35, 36, 37: Скульптура и живопись 2-ой половины 19 века (И. Левитан — 37-й, В. Поленов — 35-й зал);
- Залы 38-48: Скульптура и живопись конца 19 -начала 20 века (38-й зал — И. Грабарь, А. Рябушкин, Ф. Малявин; 39-й — М. Нестеров; 40-й — П. Трубецкой, А. Голубкина; 41-42 — В. Серов; 43 — К. Коровин; 44 — З. Серебрякова; 45 — В. Борисов-Мусатов);
- Залы 49-54: Графическая живопись с 18 до начала 20 века (Экспозиция сменная. 2 раза в год выставляются произведения из фонда галереи);
- Зал 55: Сокровищница (Предметы искусства из драгоценных металлов и минералов — ювелирные изделия, шитьё, книги, иконы и проч.);
- Залы 56-62: Древнерусское искусство (56 зал — Домонгольский период, 57 — Ростово-суздальская школа, 58 — Искусство древнего Новгорода и Пскова, 59 — Феофан Грек, 60 — Иконопись Средних веков, 62 зал — Симон Ушаков).
2-й этаж:
- Залы 1-7: Скульптура и живопись 18 века (1 зал — И. Никитин; 2-й — И. Мартос, Ф. Шубин, А. Лосенко; 3-й — А. Антропов, 4-й — Ф. Рокотов, 5-й — Д. Левицкий, 6-й — Ф. Алексеев, 7-й — В. Боровиковский);
- Залы 8-15: Скульптура и живопись 2-й половины 19 века (8-й — Кипренский, Щедрин; 9-й — К. Брюллов; 10,12 — А. Иванов; 13-й В. Тропинин, 14-й — А. Венецианов; 15-й — П. Федотов);
- Залы 16-31: Скульптура и живопись 2-ой половины 19 века (16-й — К. Флавицкий, В. Пукирев; 17-й — В. Перов; 18-й — Ф. Васильев, А. Саврасов; 19-й — И. Айвазовский; 20-й — А. Крамской; 21 — А. Куинджи; 25 — И. Шишкин; 27-й — В. Верещагин; 28-й — В. Суриков; 29-30 — И. Репин; 31 — Н. Ге);
- Залы 32-34: М. Врубель.
Знаменитые картины
По состоянию на 2020 год собрание музея насчитывало уже более 190 тысяч произведений искусства. Предпочтения у людей разные. У всех свои любимые авторы, жанры, стили. В Третьяковке каждый обязательно найдёт что-то на свой вкус. Приведём здесь лишь несколько примеров наиболее известных картин. Они могут нравиться или не нравиться, но их знают все. Итак:
«Девочка с персиками», Серов«Боярыня Морозова» Суриков«Охотники на привале», Перов«Княжна Тараканова», Флавицкий«Неравный брак» Пукирев«Неизвестная», Крамской«Радуга», Айвазовский«Грачи прилетели», Саврасов«Иван Грозный убивает своего сына», РепинУтро стрелецкой казни», Суриков«Апофеоз войны», Верещагин«Богатыри», Васнецов«Утро в сосновом лесу», Шишкин
Главное здание: Лаврушинский переулок, д. 10
«Грачи прилетели», А. Саврасов (Зал №18)
Становление пейзажной школы в России началось с ещё одного передвижника — Алексея Саврасова. Его самое известное полотно «Грачи прилетели» можно увидеть в Третьяковской галерее. На холсте — типичный русский пейзаж: берёзы, деревушка с храмом, начало половодья, тающий снег и прилетевшие птицы, знаменующие начало весны. Зарисовки для картины Алексей Саврасов делал близ Костромы в селе Молитвино. Пётр Третьяков купил «Грачей» ещё до того, как картина впервые была представлена на выставке. Впоследствии это вызвало недовольство императрицы Марии Александровны — ей пришлось довольствоваться только копией.
Филиалы
Адреса, контакты и режим работы музеев, являющихся филиалами Третьяковской галереи
Новая Третьяковка
Адрес: Крымский вал, д. 10
Единый справочный телефон: +7 (495) 957-07-27
Режим работы:
День недели |
Часы работы |
Понедельник |
закрыто |
Вторник |
10:00 – 17:00 |
Среда |
10:00 – 17:00 |
Четверг |
10:00 – 20:00 |
Пятница |
10:00 – 20:00 |
Суббота |
10:00 – 20:00 |
Воскресенье |
10:00 – 17:00 |
На карте:
Инженерный корпус
Адрес: Лаврушинский переулок, д. 12
Единый справочный телефон: +7 (495) 957-07-27
Режим работы:
День недели |
Часы работы |
Понедельник |
закрыто |
Вторник |
10:00 – 18:00 |
Среда |
10:00 – 18:00 |
Четверг |
10:00 – 21:00 |
Пятница |
10:00 – 21:00 |
Суббота |
10:00 – 21:00 |
Воскресенье |
10:00 – 18:00 |
На карте:
Музей-мастерская А. Голубкиной
Адрес: Большой Лёвшинский пееулок, д. 12, стр. 1
Касса: +7 (495) 637-56-82
Режим работы:
День недели |
Часы работы |
Понедельник |
закрыто |
Вторник |
закрыто |
Среда |
10:00 – 16:00 |
Четверг |
10:00 – 16:00 |
Пятница |
10:00 – 16:00 |
Суббота |
10:00 – 16:00 |
Воскресенье |
10:00 – 16:00 |
На карте:
Музей-квартира А.М. Васнецова
Адрес: Фурманный переулок, д. 6 (кв. 21-22)
Телефоны:
Режим работы:
День недели |
Часы работы |
Понедельник |
закрыто |
Вторник |
закрыто |
Среда |
10:00 – 17:00 |
Четверг |
10:00 – 17:00 |
Пятница |
10:00 – 17:00 |
Суббота |
10:00 – 17:00 |
Воскресенье |
10:00 – 17:00 |
На карте:
Дом-музей А.М. Васнецова
Адрес: переулок Васнецова, д. 13, стр. 1
Телефон: +7 (495) 681-13-29
Режим работы:
День недели |
Часы работы |
Понедельник |
закрыто |
Вторник |
закрыто |
Среда |
10:00 – 17:00 |
Четверг |
10:00 – 17:00 |
Пятница |
10:00 – 17:00 |
Суббота |
10:00 – 17:00 |
Воскресенье |
10:00 – 17:00 |
На карте:
Маршрут на карте
Все эти картины расположены в порядке следования от зала к залу, чтобы не ходить по Третьяковской галерее кругами, а следовать от одной исторической эпохи в русской живописи к другой, от одного шедевра — к следующему. Чтобы не пропустить экспонаты, к которым необходимо сходить в первую очередь, можно проложить маршрут на карте галереи, скачав план экспозиции.
Если на посещение одного из крупнейших собраний русского искусства в России и мире у вас совсем мало времени, стоит заранее наметить маршрут. С помощью этого краткого гида по Третьяковской галерее вы не пропустите ни одного произведения искусства из тех, что нужно обязательно посмотреть.
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», И. Репин (Зал №30)
К созданию этой зловещей картины Илью Репина подтолкнули не менее жуткие события — покушение на Александра II и последовавшие за ним казни зачинщиков. Красные тона на холсте повсюду — в богатых коврах, в узорах на стенах и, конечно, в крови. Создаётся впечатление, что кровь залила всё пространство. Полотно всегда преследовала дурная слава. С самого его создания его хотели запретить то члены Святейшего Синода, то некие группы патриотически настроенных граждан. В 1913 году на «Ивана Грозного» совершили первое покушение. В мае 2018 года с картиной произошла ещё одна катастрофа: её в трёх местах при помощи металлического ограждения повредил вандал. Реставрацию завершили в мае 2022 года.
Основание и история Третьяковской галереи
Названная в честь ее создателя купца Третьякова Павла Михайловича, галерея создавалась как личный музей в особняке самого «предпринимателя». Сначала он собирал картины зарубежных художников. В 1856 году П.М. коллекционер купил два полотна русских авторов «Искушение» и «Стычка с финляндскими контрабандистами», написанных Шильдером и Худяковым. Именно с этих русских картин и появилась идея о создании доступной для всех общественной картиной галереи. Вот с этого времени и началось активное коллекционирование Третьяковым живописи и в 1867 году, его коллекция составляла 1276 картин. Помимо картин, он увлекался коллекционированием икон и скульптур. В 1892 году Третьяков просто отдал в дар городу собранные коллекции, а 5 августа 1893 года Третьяковка впервые была открыта для посещений и приняла своих первых гостей. А после 1917 года и окончательного установления советской власти, Третьяковка полностью перешла в государственную собственность. В советское время собрание галерее очень активно росло и к 1975 году насчитывалось 55 000 единиц самых разных экспонатов. В период ВОВ, в галерее были проведены объемные работы по демонтажу и эвакуации экспозиции. Здание галереи пострадало от бомбежек в 1942 году, но работы по восстановлению галерее начались фактически сразу же после изменения положения российской армии на фронте. Сегодня Третьяковская галерея представляет собой обширный музейный комплекс. Здесь можно найти шедевры фактически всех сфер живописи в период с XI –начала XX века. Гостям представлены как постоянные экспозиции, но также в галерее часто проходят временные выставки. В настоящее время экспозиции Третьяковки насчитывают более 190000 экспонатов, и это не только живопись. Все желающие могут насладиться композициями из драгоценных металлов, вниманию гостей представлены вещи принадлежавшие частным российским и зарубежным коллекционерам. Главное здание расположено по адресу: г. Москва, Лаврушинский переулок, д. 10. Корпус, где представлено искусство XX века, находится по адресу: г. Москва, Крымский Вал, д. 10, именно в этом корпусе можно насладиться и попробовать разгадать тайну «Черного квадрата» Малевича. Этот филиал называют «Новая Третьяковка». У галереи есть свои филиалы и музеи. Каждый год Третьяковская галерея принимает более полутора миллионов человек, и желающих посетить одно из самых масштабных собраний мировых шедевров в мире искусства не уменьшается.
«Охотники на привале», В. Перов (Зал №17)
Следующий шедевр Третьяковской галереи — картина Василия Перова «Охотники на привале». Он создал её в 1870 году, когда постепенно начал отходить от социальной тематики в работах. Художник-передвижник сам был ярым любителем охоты. Поэтому удивляют некоторые несостыковки в изображённых на полотне предметах. Например, лесная птица рябчик никак не могла бы быть поймана вместе с зайцем-русаком, обитающим в полях. Есть мнение, что Перов написал «Охотников» ради забавы зрителя — создал картину-анекдот, спрятав в ней ещё несколько подобных загадок. Среди охотничьего инвентаря — рог, использовавшийся на псовой охоте, но гончих нигде не видать. При этом зайца-русака обычно ловят с собаками. Сапоги одного из охотников на высоких каблуках, такая обувь совершенно не предназначена для походов за дичью.
Залы Новой Третьяковки
В филиале Государственной Третьяковской галереи на Крымском Валу выставлены работы художников XX века. В залах вы увидите знаменитые произведения: «Чёрный квадрат» (К. Малевич), «Над городом» (М. Шагал), «Опять двойка» (Ф. Решетников). Экскурсоводы рассказывают и о неофициальном искусстве советского времени.
Залы посвящены разным эпохам:
- в 3-14 ― полотна русского авангарда;
- в 15-25 ― произведения 20-50-х годов прошлого века;
- в 16-36 ― картины и скульптуры от хрущёвской оттепели до конца 80-х годов XX века.
Залы № 31, 32 и 37 отданы под альтернативное искусство. Здесь размещены полотна художников, которые не прошли советскую идеологическую и политическую цензуру, а также фотографии и инсталляции.
Русский авангард. Фото: Василий КузьмичёнокИскусство XX века
Билеты
Билеты приобретают на сайтах или в кассе, где они доступны по остаточному принципу ― если их не раскупили онлайн. Посетителям предлагают единые билеты, дающие право на посещение экспозиции «Искусство XX века» и нескольких выставок. Стоимость зависит от категории граждан:
- взрослые ― 500 рублей;
- пенсионеры, учащиеся российских вузов, держатели ISIC-карт ― 300 рублей.
Подробная информация о ценах размещена на сайте галереи. Удобнее всего купить электронный билет. Его не распечатывают ― контролёр на входе проверит информацию считывающим устройством.
Кроме обычных и электронных билетов, можно приобрести карту лояльности «Друг Третьяковской галереи». Она дает право посещения без билетов и очередей Старой и Новой Третьяковки, Инженерного корпуса и музеев-филиалов, а также гарантирует скидки в музейном магазине. Фото: официальная группа Третьяковской галереи
Для подтверждения льгот при себе необходимо иметь документы, подтверждающие право на скидку. Допускается возврат билетов, но не позднее чем за сутки до посещения выставки.
Билеты в Новую Третьяковку можно купить и у партнёров музея. На сайте доступен календарь со свободными датами и сеансами ― выберите удобное время, укажите льготную категорию (если есть) и оформите билет по такой же низкой стоимости, как и в кассе музея. Без утомительных очередей и ожидания вы попадёте в здание на Крымском Валу и насладитесь шедеврами искусства XX века.
Выставки
Коллекция Новой Третьяковки насчитывает несколько тысяч экспонатов. Постоянной экспозиции в Третьяковке сопутствуют временные выставки. Часто они дополняются современными мультимедийными инсталляциями.
Одно из недавних значимых мероприятий Новой Третьяковки ― выставка картин Михаила Врубеля. В залах представлено более 300 полотен великого художника.
Выставка «Михаил Врубель». Фото: журнал «Проект Россия»
Главные события последних лет:
- 2016 ― экспозиция произведений В. Серова из государственных фондов и частных коллекций. Музей работал 15 часов в сутки в течение последних трёх недель. Закрытие мероприятия переносили два раза вплоть до 31 января 2017 года. Увидеть шедевральные полотна смогли почти полмиллиона человек ― абсолютный рекорд выставочного дела.
- 2017 ― мероприятие, посвящённое 200-летию со дня рождения И. Айвазовского, на котором побывали 600 тысяч поклонников творчества художника-мариниста.
- 2018 ― выставка работ В. Верещагина, собравшая более 500 экспонатов: произведения живописи, оружие, скульптуры, национальная одежда жителей стран Востока.
Выставка Василия Верещагина. Фото: sazikov
«Всадница», К. Брюллов (Зал №9)
При посещении Третьяковской галереи первым пунктом вашего маршрута может стать «Всадница» Карла Брюллова. Полотно было написано по заказу графини Юлии Самойловой, с которой живописца связывали давние дружеские и романтические отношения. На картине — её воспитанницы Джованнина и Амацилия. Впервые в истории живописи молодая девушка была изображена в стиле парадных портретов военачальников и императоров. До Брюллова никто на такое не осмеливался. Также автор будто бы пренебрегает законами физики. Лошадь, на которой скачет всадница, начинает вставать на дыбы. Лицо и положение тела Джованнины невозмутимы, кудри в её прическе статичны, хотя должны были бы развеваться на ветру. Вероятно, целью художника было передать личные черты всадницы, её гармоничность и спокойствие, а также показать незыблемость красоты в изменчивом мире.
Фото: Shakko, CC BY-SA 4.0
История создания
Изначально на участке, где сейчас стоит Новая Третьяковка, планировали разбить парки и построить помещения для выставок достижений сельского хозяйства. Позднее проект изменили ― на Крымском Валу должны были появиться Дворец искусств, Дом Союзов и даже главное здание Академии наук СССР. Но в 1956 году, в честь 100-летия Третьяковки, было решено построить новое здание галереи. Предполагалось, что туда перевезут все экспонаты.
В 1959 году московские власти выделили площадь на Крымском Валу под четырёхэтажное здание площадью 12 тыс. м²: в одних помещениях должны были проходить выставки, а в других ― работать Центральный дом художников.
Строительство Новой Третьяковки началось в 1965 году. Через 12 лет Союз художников СССР получил свои залы, остальные достраивали ещё 20 лет ― первая выставка открылась только в 1986.
Центральный стадион Московского губернского совета профсоюзов. Крымская набережная, 6, 1927-28 год. Сейчас на этом месте – здание Новой ТретьяковкиСтроительство ЦДХ. 1965-1970 год
В 90-х годах, когда старое здание Третьяковки было закрыто на обновление, основную коллекцию перенесли в помещения на Крымском Валу. Здесь она оставалась до окончания ремонта.
В 2019 году было объявлено, что в залах Новой Третьяковки пройдёт реконструкция. По официальным данным она продлится до 2027-2028 гг. Часть художественных произведений отправят в хранилища, другую ― в новый филиал галереи, построенный на Кадашёвской набережной в Москве.