Можайский десант зимой 1941 года
Чт, 04/10/2012 — 00:28 — Соратник
Советский летчик, совершавший разведывательный полет на территорией противника во время возвращения заметил колонну немецкой бронетехники, двигающую к Москве. Выяснилось, что на пути вражеских танков нет ни заградотрядов, ни противотанковых средств. Было принято решение выбросить десант перед колонной. На ближайший аэродром привезли свежий полк сибиряков. Построили, предложили добровольцам прыгнуть с самолета в снег и остановить врага. Причем предупредили сразу, что прыгать придется без парашютов, с бреющего полета прямо пред колонной. Это был не приказ, а просьба, но шаг вперед сделали все.
Далее приведем строки из романа Юрия Сергеева «Княжий остров»: «Немецкая колонна ходко неслась по заснеженному шоссе. Вдруг впереди появились низко летящие русские самолеты, они словно собирались приземляться, стлались над сугробами, сбросив до предела скорость, в десяти — двадцати метрах от поверхности снега, и вдруг посыпались гроздьями люди на заснеженное поле рядом с дорогой. Они кувыркались в снежных вихрях, а следом прыгали все новые и новые бойцы в белых полушубках и казались врагу, охваченному паническим ужасом, что не будет конца этому белому смерчу, этой белой небесной реке русских, падающих в снег рядом с танками за кюветом, встающих живыми и с ходу бросающихся под гусеницы со связками гранат… Они шли, как белые привидения, поливая из автоматов пехоту в машинах, выстрелы противотанковых ружей прожигали броню, горело уже несколько танков… Русских не было видно в снегу, они словно вырастали из самой земли: бесстрашные, яростные и святые в своем возмездии, неудержимые никаким оружием. Бой кипел и клокотал на шоссе. Немцы перебили почти всех и уже радовались победе, увидев догнавшую их новую колонну танков и мотопехоты, когда опять волна самолетов выползла из леса и из них хлынул белый водопад свежих бойцов, еще в падении поражая врага… Немецкие колонны были уничтожены, только несколько броневиков и машин вырвались из этого ада и помчались назад, неся смертный ужас и мистический страх перед бесстрашием, волей и духом русского солдата. После выяснилось, что при падении в снег погибло всего двенадцать процентов десанта… Остальные приняли неравный бой…
Я не могу представить ни немца, ни американца, ни англичанина, добровольно и без парашюта прыгающего на танки. Нынешние разорители России и нашей армии обязательно поглумятся над этим фактом истории… Чего только не напишут: дескать, солдаты боялись Сталина, боялись, что их расстреляют, что их силой заставили… Помолитесь за них, люди… Помяните Можайский десант!»
Виды парашютов
С 1990-ых годов в России используются два основных типа десантных парашютов: Д-5 и Д-6. Первый является самым простым, не позволяет регулировать место высадки. Сколько строп у парашюта десантника? Зависит от модели. Строп в Д-5 28, концы закрепленные, из-за чего и нельзя регулировать направление полета. Длина строп – 9 метров. Вес одного комплекта – около 15 кг.
Более усовершенствованная модель Д-5 – это парашют десантника Д-6. В нем концы строп можно освобождать и перетягивать нити, регулируя направление полета. Чтобы повернуть налево, нужно натянуть стропы слева, для маневра на правую сторону – потянуть за нить справа. Площадь парашютного купола такая же, как и у Д-5 (83 квадратных метра). Вес у комплекта сниженный – всего 11 килограмм, он наиболее удобен для еще обучающихся, но уже тренированных десантников. За время обучения совершается около 5 прыжков (при экспресс-курсах), Д-6 рекомендуется выдавать после первого-второго. Стропил в комплекте 30, из них четыре позволяют управлять парашютом.
Для совсем новичков разработаны комплекты Д-10, это обновленная версия, которая лишь недавно поступившая в распоряжение армии. Стропил здесь больше: 26 основных и 24 дополнительных. Из 26 стоп 4 позволяют управлять системой, их длина – 7 метров, а оставшихся 22 – 4 метра. Получается, что всего 22 внешние дополнительные стропы и 24 внутренние дополнительные. Такое количество шнуров (все они изготовлены из капрона) позволяют максимально управлять полетом, корректировать курс при высадке. Площадь купола у Д-10 – целых 100 квадратных метров. При этом купол изготовлен в форме патиссона, удобной зеленой расцветки без рисунка, чтобы после приземления десантника его тяжелее было обнаружить.
Правила высадки из самолета
Десантники высаживаются из салона в определенном порядке. В ИЛ-76 это происходит в несколько потоков. Для высадки существуют две боковых двери и рампа. При учебных действиях предпочитают пользоваться исключительно боковыми дверьми. Высадка может осуществляться:
- в один поток из двух дверей (при минимуме личного состава);
- в два потока из двух дверей (при среднем количестве десантников);
- в три или четыре поток из двух дверей (при масштабных учебных действиях);
- в два потока и с рампы, и с дверей (при боевых действиях).
Распределение на потоки делается для того, чтобы прыгающие не столкнулись друг с другом при приземлении и не могли зацепиться. Между потоками делается небольшая задержка, обычно несколько десятков секунд.
Аргументы против
Как уже упоминалось, никаких документальных подтверждений Можайского десанта нет. Во-первых, если бы факт десантирования без парашютов с небольшими утратами действительно имел место, то у советской пропаганды не было бы оснований скрывать такой подвиг. Во-вторых, противник занял Можайск не в ноябре, как говорится в романе, а уже 18 октября, когда снежный покров почти отсутствовал.
Намечается, что Юрий Сергеев вдохновился другим случаем, вполне реальным и многократно засвидетельствованным. Речь идёт о высадке 5 октября 1941 года разведывательно-диверсионного отряда Ивана Старчака в зоне Варшавского шоссе. Цель была аналогичной – задержать стремительное продвижение немцев. Однако в этом случае применялись парашюты. Судьбина «старчаковцев» оказалась трагической – из 430 человек выжить, согласно воспоминаниям командира, удалось всего 60.
Правила безопасности: как оградить десант от травм
Парашюты требуют особого отношения, ухода, чтобы прыжки с их использованием происходили максимально безопасно. Сразу после использования парашют нужно правильно сложить, иначе срок его эксплуатации резко сократиться. Неправильно сложенный парашют может не сработать при высадке, что приведет к летальному исходу.
Нужно выполнить следующие рекомендации:
- перед высадкой проверить стабилизационный парашют;
- провести проверку другой оснастки;
- вспомнить все правила высадки, успокоиться путем использования кислородной маски;
- не забыть про правило пяти секунд;
- обеспечить равномерную высадку десанта в несколько потоков, чтобы снизить риск столкновений.
Обязательно нужно учитывать вес прыгающего. Все модели парашютов выдерживают не более 150 кг. При этом при прыжках с весом до 140 их можно использовать 80 раз, а вот если нагрузка составляет 150, то только 10, после чего парашют идет в утиль. Вес нужно рассчитывать из суммы самого десантника и веса комплекта. Новый Д-10 весит 15 кг, как и Д-5, а вот Д-6 – 11 кг.
https://www.youtube.com/embed
История про «беспарашютный десант»
Повествование об этой истории имеется, например, в романе «Княжий остров» Юрия Сергеева. Там есть описание Битвы за Москву. Якобы лично генерал Георгий Жуков приказал высадить десант на пути армады прорвавшихся немецких танков. Добровольцами вызвались бойцы целого стрелкового полка. А так как парашютов не было, то герои-сибиряки обошлись и без них, они прыгали с летящих самолётов в глубокий снег. В результате немецкие танки пожгли, уцелевшие же немцы позорно бежали.
За послевоенные годы эта история обросла множеством невероятных подробностей, которые всё продолжают увеличиваться. При этом масса противоречий в рассказах никого не смущает. Ни какой-либо период боёв, ни какой-либо участок фронта ни в одну из многочисленных версий не укладывается. Равно как и нет ни одного подтверждающего (хотя бы косвенно) все это документа.
Однако продолжают находиться авторы, пытающиеся доказать, что данная история не совсем вымысел. Часто пишут, что она лишь слегка преувеличена, а источником её могла послужить «высадка 5 октября 1941 года отряда Ивана Старчака в районе Варшавского шоссе». Хотя отряд Старчака никуда не высаживался, а просто оказался на пути немецкого наступления.
Русский ответ НАТО
Примечательно, что первую военно-политическую победу России после крушения Советского Союза принесли именно воздушно-десантные войска. Во время трагических для страны 1990-х годов, когда США перестали учитывать российские интересы, последней каплей, переполнившей чашу терпения, стали бомбежки Сербии. Протесты России, требовавшей исключительно мирного разрешения конфликта, НАТО в расчет не принимала.
В итоге за несколько месяцев в Сербии погибли более 2000 одних только мирных жителей. Мало того, в ходе подготовки в 1999 году операции «Союзная сила» Россия не только не упоминалась как возможный участник разрешения конфликта, ее мнение не учитывалось вовсе. В этой ситуации военным руководством было принято решение провести свою собственную операцию на опережение и занять единственный в Косово крупный аэропорт, заставив считаться с собой. Российскому миротворческому батальону отдали приказ выдвинуться из Боснии и Герцеговины и совершить марш-бросок протяженностью 600 км. Десантники сводного батальона ВДВ должны были первыми, прежде англичан, занять аэропорт Приштины «Слатина», главный стратегический объект страны. Дело в том, что это был единственный аэропорт в регионе, способный принимать любые типы самолетов, в том числе военно-транспортные. Именно сюда планировалось перебрасывать основные силы НАТО для сухопутных боевых действий.
Приказ был выполнен в ночь с 11 на 12 июня 1999 года, накануне начала сухопутной операции НАТО. Русских встречали с цветами. Как только в НАТО поняли, что произошло, к аэродрому «Слатина» спешно выдвинулась колонна английских танков. Силы, как обычно, были неравны. Россия хотела дополнительно перебросить к аэропорту дивизию ВДВ, но Венгрия и Болгария отказали в воздушном коридоре. Тем временем британский генерал Майкл Джексон отдал приказ танкистам освободить аэропорт от русских. В ответ российские военнослужащие взяли военную технику НАТО на прицел, показывая серьезность своих намерений. Они не позволили приземлиться на территории аэропорта и британским вертолетам. В НАТО резко потребовали от Джексона выбить русских из «Слатины». Но генерал заявил, что не собирается начинать Третью мировую войну и отступил. В итоге в ходе дерзкой и успешной операции десантников Россия получила зоны влияния, в том числе контроль над аэропортом «Слатина».
В наши дни воздушно-десантные войска России, как и прежде, продолжают отстаивать военно-политические интересы России. В главные задачи ВДВ во время боевых действий входит охват противника с воздуха, выполнение боевых операций в его тылу. Приоритетом является дезориентирование войск противника путем нарушения его управления, а также уничтожение наземных элементов высокоточного оружия. Кроме того, воздушно-десантные войска используются как силы быстрого реагирования.
Самолеты для перевозки и десантирования
С каких самолетов прыгают десантники? Армия России на данный момент использует несколько самолётов для десантирования войск. Основной из них ИЛ-76, но используются и другие, летные машины:
- АН-12;
- МИ-6;
- МИ-8.
ИЛ-76 остается предпочтительным, поскольку наиболее удобно оборудован для десантирования, обладает вместительным багажными отделением и хорошо сохраняет давление даже на больших высотах, если десанту нужно прыгнуть там. Его корпус герметичный, но на случай аварийных ситуаций отсек для десантников оборудован индивидуальными кислородными масками. Таким образом каждый парашютист не будет испытывать недостаток кислорода во время полета.
В этот день:
Мореплаватель Юрий Лисянский
6 марта 1837 года скончался Юрий Фёдорович Лисянский, великий русский мореплаватель, один из руководителей первого русского кругосветного плавания, капитан первого ранга.
Мореплаватель Юрий Лисянский
6 марта 1837 года скончался Юрий Фёдорович Лисянский, великий русский мореплаватель, один из руководителей первого русского кругосветного плавания, капитан первого ранга.
Родился в 1773 году
в семье протоиерея в городе Нежине. Обучаясь в Морском кадетском корпусе, подружился с И. Ф. Крузенштерном — будущим мореплавателем.
В 1793—1800 годах был на стажировке в Англии. Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский на шлюпах «Надежда» и «Нева» совершили первую русскую кругосветную экспедицию. Лисянский командовал «Невой» и открыл один из Гавайских островов, названный его именем (остров Лисянского). Лисянский первым описал Гавайи в книге «Путешествие вокруг света» (1812).
Похоронен в «Некрополе мастеров искусств» на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Санкт-Петербург).
Один из сыновей Лисянского — Платон Юрьевич, пошёл по стопам отца, стал морским офицером и дослужился до чина адмирала (1892).
6 марта 1931 года газета «Правда» вышла с шапкой «Страна должна знать своих героев». Таким был крупный заголовок («шапка») на пятой странице номера. В том же номере была опубликована редакционная статья «Лучшие из лучших», в которой говорилось о награждении 15 передовиков труда.
Как чествовали Героев Труда в СССР
6 марта 1931 года газета «Правда» вышла с шапкой «Страна должна знать своих героев». Таким был крупный заголовок («шапка») на пятой странице номера. В том же номере была опубликована редакционная статья «Лучшие из лучших», в которой говорилось о награждении 15 передовиков труда.
Впоследствии популярности выражению «Страна должна знать своих героев» прибавили плакаты, брошюры об ударниках производства, выходившие под таким же названием.В «демократической» России выражение «Страна должна знать своих героев» получило саркастический оттенок. Вероятно, потому, что слишком много появилось антигероев, при этом СМИ их начали всерьез пиарить.
Авиация Владимира Путина
6 марта 2013 года президент РФ Владимир Путин посетил Новосибирский авиационный завод имени В. Чкалова, на котором провел совещание по вопросу «О состоянии и перспективах развития боевой авиации в Российской Федерации».
Авиация Владимира Путина
6 марта 2013 года президент РФ Владимир Путин посетил Новосибирский авиационный завод имени В. Чкалова, на котором провел совещание по вопросу «О состоянии и перспективах развития боевой авиации в Российской Федерации».
Всего согласно государственной программе вооружений до 2020 года ВВС должны получить 600 самолетов, включая модернизированные образцы, и более 1100 вертолетов.
Механизм полета и раскрытия парашюта
После высадки десантник должен высчитать 5 секунд. Нельзя считать стандартным методом: «1, 2, 3…». Получится слишком быстро, реальные 5 секунд еще не пройдут. Лучше отсчитывать так: «121, 122…». Сейчас наиболее часто используют счет начиная с 500: «501, 502, 503…».
Через пять секунд стабилизация полностью выводится, и в действие нужно привести основной купол. Делается это либо при помощи кольца, либо автоматически. Хороший десантник должен уметь сам регулировать раскрытие парашюта, поэтому тренированным обучающимся дают комплекты с кольцом. После задействования кольца основной купол полностью раскрывается за 200 метров падения. В обязанности тренированного парашютиста десантника входит и маскировка после приземления.
Высота прыжка
С какой высоты обычно прыгают с парашютом десантники? Высотность прыжка зависит от вида парашюта и самолета, который используется для десантирования. Рекомендуемая оптимальная высота десантирования – 800-1000 метров над землей. Этот показатель удобен в условиях боевых действий, поскольку на такой высоте самолет меньше подвергается обстрелу. При этом воздух не слишком разреженный, чтобы десантник высаживался.
С какой высоты обычно прыгают десантники в случае не учебных действий? Раскрытие парашюта Д-5 или Д-6 при высадке с ИЛ-76 происходит на высоте 600 метров. Обычное расстояние, необходимое для полного раскрытия – 200 метров. То есть, если высадка начинается с высоты 1200, то раскрытие произойдет на отметке 1000. Максимум, допустимый при высадке – 2000 метров.
Более передовые модели парашютов позволяет начать высадку и с отметки в несколько тысяч метров. Так, современная модель Д-10 позволяет высаживаться на максимальной высоте не более 4000 м над землей. При этом минимально допустимый уровень для раскрытия – 200. Рекомендуется начинать раскрытие раньше, чтобы снизить вероятность травм и жесткой посадки.
Версия «Княжьего острова»
В наиболее полном виде описание Можайского десанта присутствует в романе писателя Юрия Сергеева «Княжий остров», изданном в 1995 году. Одна из глав художественного созданья рассказывает о днях, когда решался исход битвы за Москву.
Узнав, что к столице по шоссе стремительно продвигается колонна немцев – 54 танка и пехота на грузовиках – советское командование решает десантировать в этот зона добровольцев. Бойцы должны были выпрыгнуть из самолётов на бреющем полёте наперерез танковой колонне. Парашюты ввиду срочности подготовки участникам операции выдать не поспели.
Десантники, как повествует Сергеев, «гроздьями» падали в снег в белых полушубках, наводя ужас на врага. Сходу они бросались под танки с гранатами и прожигали военную технику из противотанковых ружей. Победа осталась за русскими, но в результате неудачных прыжков с высоты погибло 12% десантников.
Откуда беллетристу Сергееву могли стать известны обстоятельства боя с участием «сибиряков с Алтая», если он, конечно, не выдумал их? Сам он утверждает, что случайно увидал секретные документы в ЦК, а также беседовал с лётчиком транспортного самолёта и другими свидетелями. И откуда в те времена он смог купить мед карту 026 у ?
Примечательно, что герои романа рассуждают о грядущих «фальсификаторах истории», которые «спрячут священный подвиг». Распространению веры в правдивость рассказа Сергеева способствовала популярность «Княжьего острова» в сферах, увлекающихся русскими системами единоборств и неоязычеством.
От Орла до Мценска
В различной мемуарной и популярной советской литературе, где упомянуты бои десантников под Орлом, традиционно описываются отдельные героические подвиги десантников. Например, как в одном бою они сожгли 16 немецких танков.
В исторических документах указано, что немцы бросили в бой за Орёл 3 октября до 40 танков. 4-я танковая дивизия действительно располагала на тот момент 59 исправными машинами. Впрочем, некоторые авторы пишут про 700 танков под Орлом. Уточним, что это намного больше, чем было во всей группе Гудериана.
Важно отметить, что Орёл обороняли и другие советские части. Согласно докладу командующего Орловским округом генерал-лейтенанта А
А. Тюрина, который руководил обороной города, в Орле находились: 146-й конвойный батальон НКВД, 45-й запасной стрелковый полк и подразделения зенитной артиллерии.
По журналу боевых действий 201-й воздушно-десантной бригады, 3 октября на аэродроме Орла был высажен 1-й батальон (без одной роты) и разведывательная рота бригады в количестве 500 человек. Десантники держали оборону до 19.00, но, не имея артиллерии и противотанковых средств, вынуждены были отойти с потерями (42 убитых и 120 пропавших без вести). Об уничтожении немецких танков батальон не сообщал.
3–й батальон бригады (без одной роты) численностью 500 человек был доставлен на аэродроме Оптуха. Судя по документам, столкновений с немцами батальон не имел.
Остальные части 5-го корпуса, вся артиллерия и танки были высажены в Мценске, где и заняли оборону юго-западнее города. Переброска продолжалась до 5 октября. 7 октября к ним присоединились остатки 1-го батальона (до 100 человек) 201-й бригады, 8-го — её же 3-й батальон. После того как немцы захватили Мценск, корпус 12 октября занял оборону по берегу реки Зуша.
С немецкими войсками в районе Мценска корпус не воевал. Исключение составляли действия разведгрупп. Основные потери корпус понёс от ударов авиации. А когда немцы приблизились к Мценску, то позиции десантников подвергались и сильному артиллерийскому обстрелу. Ежедневные потери у Мценска не превышали 10 человек убитыми и ранеными. Самые большие потери были под Орлом. Из высадившихся на аэродромах Орла и Оптуха не вернулись 643 человека.
Первыми Северный полюс взяли десантники
Долгое время под грифом «Совершенно секретно» скрывался подвиг советских десантников, достойный книги рекордов Гиннеса. Как известно, после окончания Второй мировой войны над миром нависла тяжелая тень холодной войны. Причем участвующие в ней страны имели не равные условия в случае начала боевых действий. США обладали базами в странах Европы, где располагались их бомбардировщики. А СССР мог нанести ядерный удар по США лишь через территорию Северного Ледовитого океана. Но в конце 1940-х – начале 1950-х годов этот путь был долгим для тяжелых бомбардировщиков, и страна нуждалась в аэродромах «подскока» в Арктике, которые необходимо было охранять. Для этой цели командование войсками решило организовать первое в мире десантирование советских военнослужащих в полной боевой экипировке на Северный полюс. Выполнить столь ответственную миссию поручили Виталию Воловичу и Андрею Медведеву.
Десантироваться на полюс они должны были в знаковый день 9 мая 1949 года. Прыжок с парашютом прошел успешно. Советские десантники приземлились точно в заранее намеченную точку. Установили флаг СССР и сфотографировались, хотя это являлось нарушением инструкции. Когда миссия была успешно выполнена, десантников забрал самолет Ли-2, приземлившийся рядом на льдину. За поставленный рекорд парашютисты получили по ордену Красного Знамени. Самое удивительное, что повторить их прыжок американцы смогли лишь спустя 32 года в 1981 году. Конечно, в книгу рекордов Гиннеса попали именно они: Джек Уиллер и Роки Парсонс, хотя первый прыжок с парашютом на Северный полюс совершили советские десантники.
Косвенные подтверждения
Однако есть и факты, говорящие в пользу правдивости повествования о Можайском десанте
Их можно найти, например, в книге автора из Германии Алькмара Гове «Внимание, парашютисты!». Основываясь на документах и мемуарах военачальников Вермахта, он сообщает, что в РККА действительно существовала практика десантирования без парашютов с высоты 5-10 метров
Она применялась, например, в районе Ельни зимой 1942 года, при наличии высоких сугробов.
— Транспортные самолёты на бреющем полёте пролетали над покрытыми снегом полями и сбрасывали пехотинцев с оружием без парашютов прямо в глубокий снег. Толстый слой снега смягчал удар при падении, так что большинство солдат не получало никаких повреждений, — утверждает писатель.
Похожий метод сбрасывания десантников еще в 1930-х годах предложил советский конструктор Павел Гроховский. Он лично продемонстрировал его эффективность, сев в специальный контейнер для доставки на землю людей и техники. «Кассеты Гроховского» так и остались разработкой, не получившей практического применения, а их создатель впоследствии был репрессирован и расстрелян. Однако не исключено, что в роковой момент, когда на кону была судьба Москвы, командование Красной Армии, вспомнив эти эксперименты, действительно приняло решение сбросить людей без парашютов.