Приодеться-приобуться
Портные, швецы — ремесло, известное со времен зарождения цивилизации, и внутри этого ремесла специальностей выделилось столько, сколько, пожалуй, нигде больше. Среди костромских портных были шубники и сарафанники, кафтанники и епанечники (шили епанчи), душегрейники и колпачники, чулочники, картузники и шапочники… Одежда по пошиву была сложнее, чем нынешняя, «ширпотреба» фабричного не было, и сшить, например, епанчу — это было совсем не то, что смастерить картуз. Епанча — она у мужчин и женщин разная. У мужчин — широкий, безрукавный круглый плащ с капюшоном, у женщин — короткая безрукавная шубейка. И тот, кто наловчился эти плащи и шубейки выкраивать и выстраивать, может быть, за фуражку с козырьком или за женскую праздничную душегрейку-кацавейку, которая на кофту больше похожа, а не на шубку, и не возьмется.
Одежду шьют из ткани. Которую ткут ткачи. Также прикладывают руку к изотовлению тканей холщевники (это те, кто делают холсты и торгуют ими) и крашенники (красят ткани), суконники (сначала так называли ремесленников, которые ткали сукно, а позже стали называть привилегированных купцов), и сермяжники (у этого слова тоже два значения: и ткач, который изготавливает сермягу — грубое толстое некрашеное сукно из простой шерсти, и бедняк-крестьянин, который вынужден носить одежду из сермяги), колотильщики (выбивальщики ткани) и ветошники (имеющие дело с тряпьем, старой одеждой, ветошью), сырейщики (обработчики сырья, например, шкур) и шелковники (те, кто работал с шелком)…
Обувь — особая статья. Здесь — свои мастеровые. Башмачники, чоботники, подошвенники, лапотники, скорняки. Лапти называли по материалу, из которого они были сделаны: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники. Мастера по изотовлению лаптей были в каждой деревне, но «лапти плесть — один раз в день есть»: на Нижегородской ярмарке в 1838 году пара хороших лыковых лаптей стоила 3 копейки, и ремесло было не доходное. Лапти плести умеючи — быстро: сноровистый мастер за сутки пять пар лаптей мог сплести, но и снашивались они скоро: в год на одного члена семьи нужно было запасти 50-60 пар лаптей. «В дорогу идти — пятеры лапти сплести». Другое дело — чоботы. Чоботами называли сапоги с высоким голенищем, каблуком и загнутым носком. Чоботник над хорошими сапогами мог трудиться и неделю, и две. Такую обувь хозяин берег, надевали сапожки на праздники, могли и по наследству передать. Да и прибыли они мастеру приносили немало. Что говорить, если даже за самые грубые крестьянские сапоги на той же Нижегородской ярмарке отдавали 5-6 рублей. А за модельные чоботы и десятку могли запросить!
5
Ночное золото
Существует и еще одна версия того, как ассенизаторы стали «золотарями». Дело в том, что раньше люди избегали называть испражнения точными терминами. Обычно экскременты обозначали фразеологизмом «ночное золото». Почему именно «золото»? Потому, что продукты жизнедеятельности человека использовали в качестве удобрения. А в те времена урожай являлся одним из главнейших факторов благополучия и достатка.
Недаром тот же Даль, кроме прочего, указывал в своем словаре, что слово «золото» употреблялось в значениях «навоз», «удобрение», «человеческий помет». Мало того, процесс удобрения земли когда-то называли не иначе как «золочением».
Другие же за ненадобностью исчезают или преобразовываются. Пример тому — золотарь. Профессия эта существовала на Руси до конца девятнадцатого века. Свое название она получила из-за того, что нечистоты, сливаемые на улицы, в шутку назывались ночным «золотом». На сегодняшний день данной работой занимаются ассенизаторы. Золотарь — профессия не самая приятная.
Скоморохи (они же актеры)
На Руси самые популярные лицедеи – скоморохи, по мнению доктора философских наук Сергея Юркова, – это исстари потенциальные изгои общества, исторгнутые из него из-за отклонения от нормы – они демонстрировали необычные и непривычные (театральные, на самом деле) действа, которые были внешне неприемлемы. Но почти всегда крайне интересны публике (в принципе, эта тенденция сохранилась до нынешних времен). Скоморохи, применительно к половой принадлежности (тогда), – это прежде всего мужчины. Подобная умышленная аберрация с используемой обсценной (ненормативной) лексики, по мнению Юрова, имела целенаправленную составляющую – доступными средствами и при помощи простых форм (а на самом деле, эффективных фразеологизмов) донести до простонародья принципиально важную информацию. Скоморохов воспринимали как чудаков, чуждых. Но их «нечистые» действа и демонстрируемые гиперболизированные образы зачастую воспринимали «за чистую монету», с живым интересом. Интересно. что фраза «нечистый твой дух» говорили именно в отношении скоморохов.
«Позолотчик» или «парашник»
В былые времена по улицам городов действительно курсировали специальные люди – «золотари», которые занимались чисткой выгребных ям. Они ездили на обозах, запряженных лошадьми. На телегах были установлены бочки, которые с помощью большого ковша и заполнялись содержимым туалетов так называемого прямого падения. Все нечистоты «золотари» обычно вывозили за пределы города.
В связи с тем, что работу ассенизаторов прошлого никак нельзя было назвать благородной, еще более удивительным кажется тот факт, что в народе их окрестили именно «золотарями». Ведь даже известный исследователь русского языка Владимир Даль на первое место в своем толковом словаре поставил другое значение этого слова. Согласно Далю, золотарь – это позолотчик по дереву. И лишь после этого определения лингвист указывает на то, что золотарь также употребляется в значении «отходник» или «парашник».
«Вкусные» ремесла
Вот, допустим, производство продовольственных товаров. Здесь были квасники, кисельники, луковники, орешники, масленики, огородники… Занятия этих людей понятны из названий ремесел. А чем занимались солодежники? Работали на мельнице, производили из ячменя и пшеницы солод, продавали его. Из солода потом варили пиво.
Вот еще несколько колоритных и «вкусных» названий ремесел, похожих на названия блюд: пирожник, пряничник, блинник, мучник, крупяник, рыбник, сметанник, сырник, колбасник, хлебник… При этом пирожник не пирожные делал, а пироги пёк, мучник никого не мучал, а торговал мукой, а крупяник, соответственно, крупой.
2
Значение слова «золотарь»
1. Устар. Золотых и серебряных дел мастер; ювелир.
2. Позолотчик. Столяры, резчики, золотари и иконописцы уже несколько месяцев работали в Парашине. С. Аксаков, Семейная хроника.
3. Прост. устар. Тот, кто занимается очисткой выгребных ям.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Ассенизатор (в широком употреблении в XIX веке, ныне разговорный эвфемизм).
ЗОЛОТА’РЬ, я́, м. (устар.). 1. Золотых и серебряных дел мастер (спец.). 2. Профессионал по очистке отхожих мест, ассенизатор (разг. эвф. шутл.).
золота́рь
1. устар. мастер, работающий с золотом, золотильщик, ювелир ◆ Случилось нам, гуляя с ним перед вечером, зайти вместе к золотарю; он, Афонасий Иванович, и говорит: вот, говорит, отец протопоп, какие, мне пришла мысль, надписи вам на тростях подобают: вам вот этакую: «жезл Ааронов», а отцу Захарии вот этакую очень пристойно. Н. С. Лесков, «Божедомы», 1868 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В то время, на котором остановился мой рассказ, церковь по наружности была отделана, и наняты были мастеровые для внутренней отделки; столяры, резчики, золотари и иконописцы уже несколько месяцев работали в Парашине, занимая весь господский дом. С. Т. Аксаков, «Семейная хроника», 1856 г.
2. прост. устар. тот, кто занимается очисткой выгребных ям, уборных и вывозом нечистот в бочках ◆ Туда идет и добродетельный человек, и злодей, и мирный земледелец, и храбрый воин, и помещик, и золотарь. М. Е. Салтыков-Щедрин, «Убежище Монрепо», 1878–1879 г. ◆ Но быть гласным, рассуждать о том, сколько золотарей нужно и как трубы провести в городе, где я не живу; быть присяжным и судить мужика, укравшего ветчину, и шесть часов слушать всякий вздор, который мелют защитники и прокуроры, и как председатель спрашивает у моего старика Алешки-дурачка: «Признаете ли вы, господин подсудимый, факт похищения ветчины?» Л. Н. Толстой, «Анна Каренина», 1878 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова пелерина (существительное):
Кто такие золотари, и Почему об этой важнейшей профессии забыли в XXI веке
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
На самом деле золотарями в старину действительно называли и старателей на золотых приисках, и мастеров, наносивших на дерево позолоту, и даже ювелиров. Однако именно в значении «ассенизатор» это слово было известно наиболее широко.
Считается, что людей, очищавших выгребные ямы от нечистот, стали называть золотарями оттого, что за свою работу они брали очень высокую плату. При этом попытаться как-то сэкономить горожанам не удавалось. Человек отказывал из-за высокой цены одному золотарю, рассчитывая найти вариант подешевле, а в итоге оказывалось, что другие золотари берут еще больше.
Впрочем, это и неудивительно: выгребные ямы горожан им приходилось чистить вручную, собирая нечистоты ковшом. А там, где жители выливали экскременты из окон прямо на улицу, золотарь очищал и улицы. Кстати, заодно он убирал с дороги и конский навоз. Наполнив бочку нечистотами, золотарь отправлялся в путь: ему предстояло вывези все это подальше за черту города. А уж какие приходилось нюхать «ароматы».
Между тем обозвать золотаря, посмеяться над ним либо обмануть с деньгами никто не решался. Все знали, что с представителями этой профессии лучше общаться учтиво: обидишь его – «случайно» обольет твой двор или тебя фекалиями из бочки. И это не просто страшилка: подобные факты были горожанам хорошо известны.
Есть и другие версии столь красивого названия этой профессии. По одной, например, испражнения на Руси то ли в шутку, то ли из чувства такта называли «ночным золотом». Кстати, «золотом» иногда называли и навоз, тем самым подчеркивая, насколько сильно зависит достаток русского человека от хорошего урожая. Ну а сами работы по удобрению почвы коровьим навозом или куриным помётом часто называли «золочением». Тут можно вспомнить и о том, что у суеверных людей считалось: увидеть во сне экскременты – к деньгам.
Профессия золотаря была важна не только для поддержания эстетической чистоты на улицах и во дворах. Благодаря этим людям удавалось сдерживать периодически возникавшие в городах эпидемии. Конечно, предотвратить распространение чумы или холеры благодаря одной лишь уборке улицы невозможно, но не будь золотарей, эпидемии были бы еще страшнее.
Увы, представители этой профессии всегда находились в группе риска – они были особенно подвержены заражению инфекционными заболеваниями и в их организм нередко попадали гельминты.
Профессия золотаря существовала примерно до конца позапрошлого века. С появлением и распространением канализации в том виде, который привычен современному человеку, необходимость в услугах золотарей отпала сама собой. Осталось лишь красивое слово.
Ну а чтобы лучше понять, как жилось людям на Руси, нужно обязательно узнать секреты русских колодцев
Не боги горшки обжигают
«Был я копан, был я топан, был я на кружале, был я на пожаре, был я на базаре». Что это?.. Горшок. Керамика. Глина. Гончарное ремесло — почетное, красивое. Здесь можно вспомнить не только гончаров, но и горшечников (скудельников), и черепенников, сюда же — печники. Глиняная посуда, игрушки, строительный кирпич — все это делали в гончарных мастерских. А еще в Московской, Ярославской, Владимирской и Костромской губерниях гончары занимались «ценинным делом» — изготовлением изразцов (или «образцов» по терминологии документов XV–XVI веков). В состав эмали входило олово, сырье привозное, по-немецки — zinn, по-польски — cyna. Отсюда и название промысла и самих «ценинных» или «цынинных» изделий.
7
Под покровом ночи
В начале весны для домовладельцев наступала горячая пора. Городские власти начинали готовиться к таянию снега и возможному разливу Свислочи. Поэтому ежегодно в конце февраля — начале марта издавалось специальное постановление о максимальной очистке города от снега и нечистот. Тогда горожане с неохотой вспоминали о золотарях и обращались за их услугами.
В дореволюционные годы большинство минчан довольствовалось удобствами во дворах. На частных участках стояли ретирады — туалеты с дыркой в полу над ямой. Для жителей окраин самым простым способом выполнить распоряжение властей являлся перенос «объекта 00» на новое место. В центре города с этим было гораздо сложнее. Перенос отхожего места требовалось согласовать, а старую яму надлежало перед засыпкой очистить. В любом случае приходилось заниматься санитарными делами. Домовладельцы совмещали чистку ретирады и помойной выгребной ямы. Зимой в мороз содержимое отхожего места удаляли самостоятельно. Превратившееся в камень наполнение выгребных ям не распространяло зловония, и его можно было тихонько вывезти за город днем под видом грязного льда. Хозяевам многоэтажных зданий в центре на помощь приходили ассенизаторы.
В большинстве это частники. Создать полноценный городской ассенизационный обоз у властей не вышло. Еще в конце XIX века стараниями городского головы Кароля Гуттен-Чапского удалось выкупить частный обоз. Но планы на полноценную минскую коммунальную службу разбились о суровую действительность. Домовладельцы не желали иметь дел с этой структурой, а предпочитали частников. Договориться с последними было намного проще, работу выполняли на совесть. Прейскуранта на их услуги не существовало, им платили по договоренности. Ведь за лишний рубль они поработают без шума, после себя оставят чистоту и порядок. Не то что «обозные», считавшие уборку за собой обязанностью местного дворника. Поэтому городская ассенизация работала в убыток. В 1897-м при плане вывезти 80 тыс. бочек удавалось вывезти чуть меньше 18 тыс.
Трудились золотари чаще всего в паре. Редкий частник мог похвастать пневматической бочкой. Кстати, это давало ему право выполнять операции в светлое время суток. Остальные работали ковшом на длинной ручке. С 12 часов ночи до 5 утра они занимались очисткой ретирад и выгребных ям, чтобы до рассвета успеть вывезти бочки и коробы с нечистотами из города. Например, в 1915 году городская управа определила места для свалки нечистот за Сторожевским кладбищем, Комаровкой, в местности Три Корчмы (ныне район ТЭЦ-2) и на хуторе Лихтермана.
Те, что «знают больше»
На Руси было принято наделять мистическими (а на самом деле, языческими) качествами деятельных мастеровых (все они были мужчинами) – мясников, печников, кузнецов, гончаров и парикмахеров – все эти люди с точки зрения обывателей были особенными, непонятными и потому в определенной степени отверженными. Но не настолько, чтобы их услугами не пользовались в быту. Считалось, что такие мастера обладают непостижимыми таинственными знаниями, и их профессионализм непременно бесовского происхождения. Тем не менее, туши разделывались, печи клались, косы (серпы, и другие сельхозорудия) ковались, махотки (горшки, плошки, корчажки и другая посуда) гончарные круги выдавали. А банщики (русские предшественники брадобреев) – брили. «Нечистота» на Руси чаще всего не мешала монетизации труда – если «грешный» человек делал свое дело на совесть, он все равно мог продать то, что создал.
100
Poop
29
Yay
13
Wow
6
Heart
6
Love
6
Sad
5
Haha
5
Angry
Золотари
По словарю Федора Ушакова, золотарь – профессиональный чистильщик отхожих мест (одно из значений слова; второе касается ювелиров). В просторечии – отчерпыватель выгребных ям. Это, соответственно, были мужчины, горожане, возчики телег с бочками, в которых находились вычерпнутые из «поганых» ям нечистоты. Таких ям в густонаселенном городе было много, и поэтому золотари на Руси в крупных поселениях не являлись представителями редкой профессии – такие люди требовались всегда. Золотари не котировались, но в них неизменно нуждались. Отторжение золотарей как парий в социуме плебса было связано всего лишь с одорологической спецификой их профессии, и только. На самом деле, ассенизаторы (этот статус очистители коммунальной скверны получили «сильно потом», ориентировочно в начале ХХ века) были первыми экологами на Руси. Во многом именно благодаря им в нашей стране не было массовых эпидемий с многотысячными жертвами. Древнерусские летописи свидетельствуют: до XI века на Руси этой заразы не существовало; она началась с иностранным нашествием (чем крепче становились дипломатические отношения Европы и России, тем впоследствии интенсивнее в нашем отечестве распространялись инфекционные заболевания, привносимые извне.
Детали жесткого фильма Зюскинда «Парфюмер» и высказывания шевалье де Брильи в «Гардемаринах, вперед!» по поводу гигиены в русской бане, где «… в этом угаре русские занимаются развратом и вакханалией» – суть художественная квинтэссенция действительности. В Европе вообще на протяжение веков (не меньше, да) не существовало аналогов такой «нечистой» профессии как русский золотарь. И о бане там очень долго понятия не имели. Европейцы просто не мылись. Месяцами, годами (!). Это документально подтверждено. А на Руси золотарь воздух не озонировал. Но, испокон веку, по-своему, способствовал регулированию экологической ситуации (подсознательно, и эпидемиологической тоже).
Кадники, ведерники, веретенники
Строительное дело на Севере по большей части специализировалось не по камню, а по дереву. Каменщики и кирпичники тоже были, но спросом пользовались чаще плотники, оконнишники (или оконишники) — тот, кто делает оконницы, то есть оконные рамы, и другие «деревянных дел» мастера.
Бондарь
Деревянными по большей части были предметы быта средневекового костромского и вообще российского крестьянина. Предметы эти мастерили бочарники (те, кто делают бочки) и ведерники (мастера по ведрам), кадники (кадки) и веретенники (веретёнца для прялок), столяры и бёрдники (мастерили деревянные бёрда для ткацких станов — гребенки, сквозь которые продергиваются нити)… Тонкая работа — сделать деревянный гребень для чесания льна, важная работа — смастерить деревянное колесо для телеги, особая работа — подготовить доску для написания иконы…
Иконописцев в Костроме было немного, но это были мастера! В XVII веке Кострома стала крупным центром иконописания, а в XVIII веке с образованием цехов в Костроме насчитывалось девять цеховых иконописцев.
6
Дневные труженики
Проблема вывоза нечистот остро стояла перед городскими властями. Наладить работу ассенизационного обоза пытались и горожане. Весной 1915-го домовладельцы создали «Общество по устройству в Минске ассенизационного обоза». Однако осуществить задуманное помешали Первая мировая и грянувшие революционные потрясения. Пыталась создать обоз и польская власть в ноябре 1919 года. На эти цели планировалось выделить полмиллиона рублей. Не успели. Лишь с установлением советской власти за санитарное состояние города взялись всерьез.
Минский Совет рабочих и красноармейских депутатов на своем третьем заседании, прошедшем 20 января 1921-го, решил «просить президиум ЦИК о воздействии на Трамот (Транспортно-материальный отдел) для скорейшего выделения 30 лошадей для организации ассенизационного обоза». Вскоре бочки золотарей стали привычным явлением на городских улицах. Они, мерно покачиваясь и никого не стесняясь, ехали днем за город. Время «бывших» прошло. В дореволюционные годы ассенизаторов обязывали трудиться глубокой ночью, чтобы не портить настроение почтенному обществу. Представьте, что выходящая из театра после спектакля респектабельная публика столкнется с «ароматной» бочкой. Такие происшествия тут же становились достоянием прессы и активно обсуждались обывателями. В советской реальности золотари оказались такими же рабочими, как и заводчане. Поэтому и трудовой день у них переместился на привычные всем дневные часы. Отношение к ним поменялось. Исчез ореол загадочности и легендарности. Обычные труженики, как и все вокруг.
Лишь жители окраин сильно не любили ассенизаторов. В дореволюционное время последние в предрассветной тьме халтурили и расплескивали содержимое бочек прямо на улицу, вместо того чтобы ехать на полигон. В советское время это происходило у всех на виду. Многие бочки протекали, не имели крышек. Каждый год на заседаниях Мингорисполкома депутаты поднимали проблему вывоза отходов. Канализация обслуживала только небольшую часть Минска. Народные избранники указывали на необходимость ее скорейшего развития. В доказательство приводили случаи, увиденные собственными глазами на столичных улицах: полностью заляпанные бочки, протекающие сливные клапаны, открытые или прикрытые рогожей люки. Происходили и ЧП, когда бочки переворачивались, разбивались, превращая улицу в клоаку.
До Великой Отечественной решить эту проблему не удалось. Только развитие центральной канализации и максимальная механизация процесса помогли большинству минчан забыть о такой профессии, как ассенизатор. Но не тем, кто прибегает к их услугам по сей день.
Город мастеров
Кострома славилась своим мылом. Здесь были мыловары и были мыльные резальщики. Числились среди ремесленников привычные нам и сегодня часовщики, парикмахеры, маляры и жестянщики, а, допустим, пилозуба, каретчика или резчика печатей сегодня встретишь нечасто. Вот пришло бы вам в голову, например, что ремесло пилозуба к стоматологии никакого отношения не имеет? Пилозуб изготавливал напильники. Он назван среди профессий мастеров костромского кузнечного цеха (1900 год), где помимо него работали жестянщики, слесаря, кровельщики и мастера кузнечно-каретного дела.
* * *
Сегодня в Костроме много делается для возрождения традиционных ремесел — открываются дома ремесел, проводятся мастер-классы, фестивали и конкурсы… И пусть изделия современных ремесленников — керамистов, мастеров по плетению лозы, бондарей, кузнецов и так далее — больше интересуют туристов, выбирающих интересный сувенир, все равно предметы, сделанные человеческими руками, изделия, в которые мастер вложил душу, всегда будут востребованы.
От колокола до булавки
Лошадей обслуживали также, конечно, и кузнецы. Помогали им молотобойцы, которые били большим ручным молотом. У кузнецов тоже была узкая специализация. Бронники изготавливали кольчуги и панцири, были мастера-гвоздочники, замочники, решеточники, игольники, булавочники, стрельники, которые ковали наконечники для стрел, мечники (специализировались по мечам), железники (работали с железом), укладники (сталевары), мастера по обручам на бочки, скобам, котлам… Выделяли в отдельную категорию даже изготовителей нательных крестиков. К «горячим» ремеслам металлистов относились укладники (сталевары), золотари (не те, что очищали нужники, а именно те, кто работал с золотом), серебряники, медники, оловянники, колокольники.
Производство винтовых замков
Особое место среди костромских ремесел занимало ювелирное дело. Работа по серебру. Серебро было привозное, но работали с ним здесь много. Были чеканщики, басельщики, литцы и так далее. Если занятие чеканщика можно идентифицировать, чеканщики занимаются чеканкой, о том, что литцы специализируются на литье — догадаться, то что делали басельщики, сегодня уже выяснить невозможно.
4