Приватизация ржд. что это значит и какая вероятность события?

Топ-3 в мире по протяженности дорог, а на ipo так и не вышли за 20 лет: кто владеет ржд и сколько денег это приносит

Якунин: десятилетие во главе РЖД

На протяжении 10 лет, с 2005 по 2015 годы, Владимир Иванович Якунин возглавлял крупнейшую железнодорожную монополию страны – РЖД.

Не будет преувеличением сказать, что Российские железные дороги в том виде, в котором мы их знаем сейчас, были созданы при активном участии Владимира Якунина.

В первую очередь Якунин, опираясь на свой опыт работы с биржами, лоббирует приобретение европейской компании Gefco, включая РЖД в трансазиатскую транспортную систему и выходя на рынок железнодорожных грузовых перевозок Западной и Центральной Европы.

При Якунине у РЖД появились уже привычные россиянам «Ласточки» и «Сапсаны». Соглашение о производстве «Ласточек» в России также утверждалось им. Двухэтажные поезда, соединяющие столицу с Санкт-Петербургом и южными курортами, изначально планировались как замена плацкарту. «Стриж», который сейчас ходит в Нижний Новгород и в Берлин, должен был соединить Россию также с Украиной.

Тогда же были запущены крупные инвестиционные проекты, которые строятся и по сей день: модернизация БАМа и Транссиба, расширение Северо-Муйского тоннеля.

Якунин отвечал за строительство большей части современной железнодорожной инфраструктуры Большого Сочи. Работы были приурочены к проведению Зимней Олимпиады 2014 года. Был построен новый вокзальный комплекс в Адлере и железная дорога к горным курортам – Красной Поляне. Сам Якунин считал успешное строительство одной из главных своих заслуг во главе компании.

Многие ставят Якунину в укор, что при нем не росла протяженность железных дорог. Но это не так: значительные расстояния железных дорог электрифицировались, на местах с низкой пропускной способностью строились вторые пути.

Во времена работы Якунина прошла волна реставраций крупных вокзалов. На них снова стали проходить культурные мероприятия и работать фудкорты с нормальной едой.

Наконец, именно при нем прошел глобальный ребрендинг РЖД, в результате которого компания сменила логотип и фирменные цвета.

История МПС

В 1649 г при императоре Алексее l осуществлялась постоянная государственная деятельность в сфере железнодорожного пути. Алексей Михайлович утвердил закон об охране судоходства. Также при нем была основана Коммерц-Коллегия, которая наблюдала за сухопутными дорогами. В 1742 г. эта деятельность переключилась на сторону Канцелярии многообещающей дороги, а в 1748 г. — в Комиссию о дорогах в Государстве.

Павел I в 1798 г. узаконил программу Госдепартамента образования водяных коммуникаций. Далее она в 1809 г. сменилась в управления водяными и сухопутными сообщениями.

1820-1832 гг. был назван Главным управлением путей сообщения, а в 1833-1842 гг. был – Главным управлением путей сообщения и публичных зданий.

ОАО «РЖД» латает дыры в собственном бюджете за счёт федеральных дотаций

Действительно, то и дело в средствах массовой информации пишут о том, что ОАО «РЖД» просит выделить очередную денежную сумму то на строительство новых путей, то на пригородные перевозки, то на перевозки в дальнем следовании. А когда правительство не торопится делиться бюджетным пирогом, ОАО «РЖД» начинает угрожать отменой поездов. Почему же монополия сама не может решить свои проблемы?

Будучи государственной монополией, как и в советские времена, ОАО «РЖД» продолжает выполнять социальные обязательства перед государством. Например, перевозить низкодоходные грузы и осуществлять убыточные пассажирские перевозки. Так, цена за проезд в плацкартном вагоне установлена государством ниже себестоимости. Ежегодно правительство выделяет ОАО «РЖД» средства в качестве компенсации убытков от перевозок пассажиров в плацкартных вагонах. Однако размеры компенсации, как правило, ниже реальных размеров убытков.

Несмотря на недостаток финансирования ОАО «РЖД» продолжает поддерживать малодеятельные линии, как грузовые, так и пассажирские, осуществляет убыточные пассажироперевозки в дальнем следовании, возит кузбасский уголь в восточные порты с 90% скидкой после второй тысячи километров. Однако делать это только за свой счёт компания не может, так, как придётся сокращать важные инвестиционные программы.

Как осуществляет работу РЖД, кто владелец контрольного пакета акций

Центральный офис этого государственного предприятия размещен в российской столице. А само ОАО занимается обслуживанием практически всех субъектов стран, а их порядка 77. За минувший год этой корпорации удалось пополнить бюджет внутреннего валового продукта на 1,5%, а отсюда и увеличение доли в инвестициях, их превышение достигло 2,5%. Расчет пассажирооборота на РЖД составляет 27%, а по грузоперевозкам этот показатель равен более 45%, причем это без учета трубопроводного транспорта.

Контрольный пакет акций РЖД является собственностью федерации, государство считается единственным полноправным акционером предприятия. А полномочия основного акционера исполняет руководство страны. Аппаратом чиновников производится отбор на должность руководителя. Ежегодно директорский совет формируется заново, после чего производится и разглашается информация по отчетности. Традиционно руководящий состав включает в себя высокопоставленных лиц, а в составе совета присутствуют лучшие специалисты в менеджменте и квалифицированные эксперты в данном  вопросе.

Уже на протяжении пятилетнего периода правительство обязывает директорат ОАО к подаче деклараций о получении доходов и полной отчетности по затратной части. В минувшем году чиновниками был изменен ранее сформулированный устав, работающий по РЖД. Ориентируясь на новые корректировки, одновременно с президентским креслом глава становится и гендиректором, его избрание происходит один раз на 3-5 лет.

Если машинист опытный, поезд идёт быстро, а если у «руля» новичок – медленно, с задержками

Лихачить на дороге машинист может только на автомобиле, и то, если за рулём – новичок. Опытный машинист и машину, и поезд водит строго по правилам. Если вы загляните внутрь кабины локомотива, то увидите устрашающую надпись «Проезд на красный сигнал светофора – преступление». И можете не сомневаться, на железной дороге вслед за преступлением наказание следует неотвратимо. Машинист не может проехать на красный и остаться незамеченным. Автоматика на железной дороге контролирует любое перемещение поезда. Во время движения специальная компьютерная программа предупреждает машиниста человеческим голосом о том, какой свет светофора горит, о том, что скоро будет мост, и о том, какая скорость разрешена на участке. При этом у каждого участка пути есть своя, как говорят железнодорожники, установленная скорость. Она зависит от состояния пути. По прямым новым рельсам поезд может мчаться со скоростью свыше 100 километров в час. А если рельеф пути сложный, то скорость на нём ограничивают. Так, на Забайкальской железной дороге большое количество кривых участков пути имеет малый радиус, из-за этого мчаться с большой скоростью по ним нельзя – опасно.

Где Якунин сейчас

Покинув РЖД, Владимир Якунин полностью ушел из политической жизни, посвятив себя общественной и научной деятельности.

Он создал институт «Диалог цивилизаций», базирующийся в Берлине и возглавляемый французским исследователем Жан-Кристофом Ба. Институт Якунина продолжает проводить международный форум «Диалог цивилизаций» на Родосе, объединяющий сотни политиков и общественных деятелей из 70 стран.

Цель деятельности института – исследовательская работа, способствующая улучшению отношений между государствами. На основе своих разработок институт готовит практические решения и рекомендации по решению проблем мирового сообщества – от инфраструктурных до политических конфликтов.

Помимо деятельности по поддержке института, Владимир Якунин продолжает преподавать на факультете политологии МГУ.

В 2018 году В.И. Якунин опубликовал книгу «Коварная колея» — сборник мемуаров, преимущественно посвященный его деятельности в России в 90-е годы. Книга была издана на английском языке и предназначалась в первую очередь для западной аудитории. Автор выразил надежду, что его публикация поможет иностранцам лучше понять Россию.

Уточнение по Ротенбергу, он выкупил акции «Мостотреста» или нет

В прессе не прекращаются обсуждения намерений  Аркадия Ротенберга, который задался целью присоединиться к числу крупных российских подрядчиков. Этот бизнесмен продвинулся настолько, что решил заполучить в свои активы ценные бумаги компании «Мостотрест», чтобы впоследствии руководить ею. Эта компания возглавляет список максимально востребованных подрядчиков, работающих  в российском пространстве, а ее популярность распространилась и за пределы нашего государства. Она занимается возведением мостов и реализацией различных транспортных проектов.

Хотя Ротенберг всячески пытался заверить правительство в благородстве своих намерений, но с  продажей оно все же не спешило. Однако бизнесмену все же удалось добиться желаемого в 2018 году. Акции «Мостотреста» были проданы «ТФК-Финанс», фактическим владельцем которого являлся Ротенберг. Теперь он стал обладателем 94% ценных бумаг этой компании.

http://izjum.ru/wp-content/uploads/Nedra/files/VALUE

Сколько денег приносит компания

ОАО «РЖД» — это холдинг. Под брендовой упаковкой спрятано 189 компаний, занятных по разным направлениям. Одни дают неплохие деньги; другие работают похуже, третьи денег вообще не дают и субсидируются за счёт более успешных.

В любом случае без копейки не сидят. Динамика чистой прибыли по 2016 год:

Только в суровый 2014 и не менее санкционный 2015 работали в ноль. Остальные годы без прибыли не оставались.

Ковидный 2020 умножил на ноль пассажирские перевозки и спровоцировал падение выручки почти в 200 раз. По чистой прибыли холдинг сделал минус 52,9 млрд руб. Хотя общая динамика положительная и все годы, начиная с 2016 прибыль была. Например, в 2019 заработали . чистоганом.

Личная жизнь

Владимир Якунин не привык говорить о личной жизни. Известно, что государственный деятель женат, у него есть дети. С супругой Натальей Викторовной познакомился в 9-м классе, поженились в молодости, на четвертом курсе военмеха.

В начале нулевых Якунина была предпринимателем. Сегодня занимается благотворительностью в статусе главы и соучредителя женевского фонда «Диалог цивилизаций». У семейной пары 2 сына и 4 внука, но их фото нечасто появляются в СМИ.

Старший наследник Андрей Якунин, экономист по образованию, окончил университет в Санкт-Петербурге, Лондонскую школу бизнеса и бизнес-школу Колумбийского университета. Живет в столице Великобритании, воспитывает с женой сына и дочь, читает лекции в альма-матер в Северной столице. Внук бывшего главы РЖД Игорь завершил образование в лондонской школе Highgate School.

Сын Виктор Владимирович обучался на юридическом факультете, сотрудничал с трейдинговой компанией Gunvor, в которой в 2007 году занял пост директора. Сейчас живет в России, трудится в представительстве фирмы VIYM, принадлежащей Андрею Якунину.

Газпром

Доля государства

Считается, что Российская Федерация владеет более 50% акций Газпрома, чем обеспечивается контроль за компанией со стороны государства.

Кручу-верчу

Однако, не все так просто: непосредственно Российской Федерации (в лице Росимущества) принадлежит только 38,37% акций Газпрома.

АО «Роснефтегаз» (полностью принадлежит Росимуществу) владеет 10,97% акций Газпром, а ОАО «Росгазификация» — 0,89% акций. И вот это ОАО только на ¾ принадлежит тому же Роснефтегазу, а на 25% частникам. Кто эти «частные акционеры» неизвестно…

Сам Роснефтегаз считается входящим в «корпоративную структуру» ПАО «Роснефть», хотя правильней считать наоборот, поскольку именно Роснефтегазу принадлежит 40% Роснефти.

В общем только 38,37% акций Газпрома записано непосредственно (напрямую) на Российскую Федерацию, остальное принадлежит не напрямую и это приводит к тому, что не все дивиденды попадают в бюджет Российской Федерации, а порой они просто и не выплачиваются, а остаются в распоряжении конторы.

Явные иностранцы, олигархи и кто попало

Остальные 49,77% Газпрома принадлежат иностранцам (их стыдливо называют «собственниками Американских депозитарных расписок»). Другие крупные владельцы не раскрываются. Это может быть кто угодно, даже Вы! Правда обойдется это Вам дорого: 1% от Газпрома (не путайте, НЕ одна акция, а 1% от всех акций) стоит около 68 млрд. руб.

Соответственно как минимум 49,77% дивидендов Газпрома точно не попадают в бюджетРоссии, а расходится «по рукам» (от Калининграда до Миссисипи).

Дивиденды Газпрома за 2020 – 297 млрд. руб.

Зовите меня просто – «Сбер»

Правительству напрямую принадлежит 50% акций +1 акция Сбербанка, а остальное:

  • 44,37% — иностранцам;
  • 1,92% — отечественным юридическим лицам;
  • 3,71% — гражданам (от работников банка и простых граждан до олигархов).

Купить акции Сбера может любой гражданин, но 1% акций Сбера обойдется дороже, чем 1% акций Газпрома (около 128 млрд. руб.).

Однако, не все знают, что существуют еще и «привилегированные акции Сбера», по которым ВСЕГДА платятся дивиденды. И таких «префов» у Российской Федерации нет. Они принадлежат тому, кто купит именно привилегированные акции, а не обычные (в 2019 граждане бросились (кто мог себе позволить броситься) покупать такие акции в надежде на спекулятивную прибыль).

В результате более 50% дивидендов идут в не бюджет, а расходятся от Берлина до Вашингтона.

Дивиденды Сбера за 2020 — 422,4 млрд. руб.

Пассажирские поезда невыгодны, поэтому они опаздывают и всегда пропускают грузовые

Тем, кто путешествовал по железной дороге, известно, что поезда имеют «привычку» останавливаться, что называется, в чистом поле, или на какой-нибудь «случайной» небольшой станции. Неожиданная остановка в пути – событие неприятное. Но особенно обидно видеть, когда за окном в попутном направлении проносится грузовой поезд. Первое, что приходит в голову пассажирам при виде мчащихся мимо контейнеров, цистерн или рефрижераторов – железнодорожники торопятся заработать на перевозках грузов, поэтому пропускают товарные поезда в первую очередь, а низкодоходные или даже убыточные пассажирские, как говорится, «нервно курят в сторонке».

На самом деле пассажирские поезда имеют преимущество перед грузовыми. По факту каждого опоздания пассажирского поезда проводится расследование и устанавливаются виновные. Почему же бывает так, что грузовые обгоняют пассажирские – спросите вы? Всё просто. За каждым пассажирским поездом идёт несколько грузовых, а за ними – снова пассажирский. Бывают ситуации, когда скопившиеся на участке грузовые поезда необходимо «припарковать у обочины» и расчистить путь для пассажирских. В качестве парковочных мест используются свободные пути железнодорожных станций. Как правило, обогнавший пассажирский состав грузовой поезд занимает один из путей ближайшей станции и терпеливо пропускает собрата «пассажирника».

РЖД

В феврале 2002 года Владимир Якунин перешел на работу в железнодорожную отрасль, получив должность заместителя министра путей сообщения. Это период полномасштабной реорганизации ведомства, которая закончилась в сентябре появлением ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). В октябре Владимир Иванович вошел в топ-менеджмент компании, а с лета 2005 года возглавил ее.

Теперь Якунину нужно было перевести деятельность бывшего министерства путей сообщения на рыночные рельсы. Во главе РЖД Владимир Иванович стал лоббистом больших инфраструктурных проектов: реконструкции Транссиба и БАМа, появления высокоскоростного железнодорожного сообщения («Сапсаны»), строительства рельсовых подходов к морским портам в Ленинградской области.

Якунин дал старт модернизации компании: были обновлены вокзалы, в них появились популярные сети кафе и предприятий быстрого питания, проведено благоустройство привокзальных территорий и парковок. Были запущены новые типы поездов: «Ласточки» — дневные экспрессы, соединяющие соседние регионы, «Стрижи» — двухэтажные составы. В Москве появился «Аэроэкспресс». Билеты на поезда начали продавать онлайн.

Бывший глава «РЖД» Владимир Якунин / @lifenews_ru

РЖД принимали активное участие в создании железнодорожной инфраструктуры Усть-Лужского порта, одного из крупнейших транспортных проектов, реализованных в России за последние десятилетия. На голой земле был построен порт, который являлся главными торговыми воротами страны на северо-западе и позволял не платить транзитные пошлины за пользование портами стран Прибалтики.

При Якунине прошел ребрендинг РЖД — на смену синему фирменному стилю и зеленым поездам пришли оттенки красного и серого.

«Самой амбициозной задачей за всю свою жизнь» Владимир Якунин считает подготовку к сочинской Олимпиаде — строительство нового вокзала в Адлере и возведение с нуля большей части региональной транспортной инфраструктуры.

Во время работы Якунина в РЖД компания начала экспансию на внешние рынки. Так, в 2012 году у PSA Peugeot-Citroen за € 800 млн был приобретен логистический оператор Gefco, присутствующий сегодня в большинстве стран мира, а среди его клиентов компании «Пежо», «Сименс», «Бош», «Проктер энд Гэмбл». Был подписан контракт на реконструкцию железных дорог в Сербии.

В 2012 году Владимира Ивановича избрали председателем Международного союза железных дорог.

Общественная деятельность

Якунин стал основателем и руководителем ряда благотворительных организаций. Основанный им фонд Андрея Первозванного восстановил традицию принесения в Россию из Иерусалима Благодатного огня. В 2003 году Владимир Иванович пришел к сознательной вере.

Госдеятель в 2010 году вошел в попечительский совет фонда «Русский мир». Вместе с участниками фонда Андрея Первозванного он содействовал открытию музея в Нило-Столбенском монастыре.

Позднее политик получил статус члена попечительского совета Российского военно-исторического общества. При участии РЖД было заключено соглашение о реализации общих проектов, имеющих социально-общественную направленность. Так, одним из проектов стала установка композиции «Прощание славянки» на Белорусском вокзале.

Владимир Якунин сейчас / кадр из «Ютьюба»

После смены кителя главы РЖД на гражданскую одежду в 2015 году Якунин отказался от возможности стать представителем от Калининградской области в Совете Федерации, поскольку выбрал для себя деятельность в сфере международных отношений.

На протяжении многих лет, в том числе будучи главой РЖД, Владимир Иванович называл задачей установление равноправного диалога между странами, примирения России и Запада. Для этого он создал и возглавил фонд «Диалог цивилизаций», ежегодно проводящий политический форум на Родосе, где собираются российские и западные политологи.

С 2016 года под руководством Владимира Якунина в Берлине начал работу исследовательский институт «Диалог цивилизаций».

Интересные факты

  1. Когда Соединенные Штаты и ЕС ввели санкции против высокопоставленных российских чиновников, в поддержку Якунина с открытым письмом выступили профессора университетов из США и Европы. В результате политик не был включен в европейский санкционный список.
  2. В книге «Коварная колея» экс-глава РЖД рассказал, как спросил однажды президента компании Siemens, почему Меркель не использует в общении с представителями России русский язык, которым неплохо владеет. А через некоторое время канцлер пригласила его на встречу и рассказала, что это связано со случаем из ее детства, когда советский солдат украл у нее велосипед. Владимир Иванович в ответ сказал, что готов скупить все велосипеды в соседнем магазине, если это поможет исправить ситуацию.
  3. В 2005–2007 годах Якунин стал сначала кандидатом, а затем доктором политических наук. С 2010-го — заведующий кафедрой государственной политики факультета политологии МГУ.
  4. Управленец отмечен государственными орденами и медалями, а также рядом наград Русской православной церкви.

Бизнес

В 1991 году Владимир Якунин покинул государственную службу и начал собственный бизнес в Санкт-Петербурге. Он создал предприятие по привлечению зарубежных инвестиций «Международный центр делового сотрудничества» — одну из первых в РФ площадок, ориентированных на организацию взаимодействия российских и иностранных компаний. Для работы Якунин и его партнеры арендовали бывший «Дом политпросвещения».

Благодаря сфере деятельности «Международного центра» Якунин сблизился с Владимиром Путиным, работавшим в те годы в петербургской мэрии и курировавшим внешние экономические связи города. Как пишет бизнесмен в своих воспоминаниях, Путина среди его коллег выделяла способность держать слово.

Якунин зарабатывал деньги и интенсивно пользовался открывшимся в стране экономическим потенциалом, вовлекая в деятельность представителей нынешней экономической и политической элиты. При этом бизнес был разнопрофильным. Например, с братьями Фурсенко и Юрием Ковальчуком он создал фирму «Темп», которая производила фильтры для очистки воды. С тем же Ковальчуком Якунин потом открыл банк «Россия».

Владимир Якунин и Владимир Путин / @drunktwi

В 1996 году вместе с Владимиром Путиным, Юрием Ковальчуком, Сергеем и Андреем Фурсенко и еще тремя бизнесменами Якунин создал дачный кооператив «Озеро». Как отмечал банкир и предприниматель в интервью «МК», территорию выкупили у самозахватчиков и благоустроили.

Дом Якунина и дачи его товарищей по кооперативу были построены из дерева, некоторые имели выход к водоему. Площадь дачи, по воспоминаниям, составляла приблизительно 240 кв. м.

Боковые рамы тележек грузовых вагонов ломаются, потому что вагоны старые

В последнее время миф этот активно внедряется в сознание населения вагоностроительными лобби. Действительно, за несколько лет вагонов в стране произведено столько, что они уже мешают движению поездов. Россияне, наверное, впервые за 100 лет столкнулись с типичной для рыночной экономики ситуацией – кризисом перепроизводства. Чтобы вагоностроительные заводы не прекратили работу, представители машиностроения предложили запретить старые вагоны. А лучший повод их запретить – заявить, что они опасны для движения. Правительство приняло соответствующее постановление, и теперь собственники вагонов, а это частные компании, должны будут раскошелиться на немалую сумму, чтобы поддержать отечественного производителя. Как уверяют специалисты, такая поддержка поможет на 2-3 года, до нового кризиса перепроизводства. Что делать потом, не знает никто. Железнодорожников беспокоит тот факт, что большинство изломов боковых рам тележек вагонов произошли именно на новом подвижном составе, который не попадает под запрет.

Порт Усть-Луга

Одно из наиболее значимых достижений Владимира Якунина во главе РЖД, как ни странно, связано с РЖД лишь частично. Речь идет о строительстве буквально в чистом поле одного из крупнейших на сегодняшний день в России грузовых портов – Усть-Луги.

Огромный инфраструктурный проект в Ленинградской области был создан при участии Якунина еще в нулевые, а строительство железнодорожных подходов к нему закончили уже после его ухода из компании.

Цель Усть-Луги – полностью отвязать Россию от прибалтийского транзита. И это получилось – уже в 2018 году порт вышел на обороты в 90 млн тонн грузов, практически полностью оттянув на себя потоки портов Прибалтики.

Всё, что находится на железной дороге, принадлежит ОАО «РЖД»

Этот миф пришёл нам со времён Советского Союза, а точнее, с периода существования Министерства путей сообщения. В те годы МПС было государством в государстве. Оно владело железнодорожными путями, служебными зданиями, поликлиниками и больницами, домами и дворцами культуры, спортивными сооружениями, детскими лагерями, вагонами и локомотивами и ещё много-много чем. Можете представить, какие расходы закладывались государством в перевозку грузов. Впрочем, советская экономика компенсировала их за счёт перераспределения с доходов других отраслей хозяйства. Сегодня такую картину представить невозможно. Какой предприниматель согласится отдавать свои деньги для компенсации убыточных перевозок? Отправители грузов считают каждую копейку и если видят, что автотранспортом или морским путём переправить груз выгоднее, отказываются от перевозок по железной дороге. Чтобы сделать железнодорожную отрасль конкурентоспособной, правительство страны приступило к реформированию ОАО «РЖД». В результате транспортная составляющая в цене перевозимой промышленной продукции была значительно снижена. Сегодня у компании нет своих вагонов, самостоятельную хозяйственную деятельность ведут компании перевозчики – пассажиров дальнего следования, пригородных пассажиров, грузов. ОАО «РЖД» является владельцем инфраструктуры, тягового подвижного состава и важнейшим оператором российской сети железных дорог.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Алипаф
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: