Какие страны входят в таможенный союз с россией в 2023 году

Вступление узбекистана в таможенный и экономический союз

Государства-члены ЕАЭС: полный список 2022

В ЕАЭС, а значит, и в таможенный союз с Россией входит пять стран. Давайте рассмотрим их подробнее.

Члены таможенного союза:

  1. Армения вступила в союз 2.01.2015 года.  Увеличилась динамика внешней торговли, выросли объемы инвестиций извне, в страну пошли большие трансферные притоки.
  2. Белоруссия вступила в союз 01.01.2015 года. Принимает активное участие в деятельности союза. Борется за снятие барьеров во взаимной торговле, реализовала немало удачных инвестиционных проектов, развивает транспорт и логистику.
  3. Казахстан вступил в союз 01.01.2015 года. Принимает участие в торговле на общесоюзном рынке, которые в одиннадцать раз больше республиканского. Имеет самую высокую долю транспортных услуг в экспорте коммерческих услуг среди других членов союза.
  4. Киргизия вступила в союз 12.08.2015 года. Работает с геоэкономическими векторами всей Центральной Азии. После вступления в союз стало заметно совершенствование инвестиционного климата на территории республики.
  5. Российская Федерация вступила в союз 01.01.2015 года. Членство в союзе дает России сбалансированность экспорта и импорта, даже в условиях растущих геополитических запретов.


Минск, столица Беларуси

Что получила Армения от членства в Таможенном Союзе

Вступление страны в ЕЭС, созданном на базе ТС, позволило получить большое количество преимуществ и выгод, которые на макроэкономическом уровне стали проявляться только через несколько лет.

Членство привело к росту экспорта армянских товаров. Будучи небольшой страной, как и республика Кыргызстан, население которой не превышает 3 млн. человек, поэтому из-за небольшого внутреннего рынка экономика страны не может развиваться в полном объеме. По росту ВВП страны можно наглядно наблюдать промышленный и финансовый подъем в стране. В 2019 г. данный показатель составил 7,6%, перед этим показатели ВВП составили 5,2%. Благодаря финансовой поддержке России и других участников евразийского экономического союза страна смогла оказать кредитную поддержку армянским домохозяйствам, что и стало драйвером экономики Армении. За счет открытия евразийского рынка в стране начала возрождаться добывающая отрасль, добыча железной и цветной руды, металлургия. Особенно сильный рост наметился в строительной сфере и в производстве стройматериалов. Рост строительства в Армении стал дополнительным фактором для подъема экономики.

Яндекс картинки

Экономический подъем привел к снижению инфляционных процессов. В 2019 году уровень инфляции в стране составил меньше 1%. Национальный драм укрепился по отношению к рублю и к национальной валюте Беларуси, Казахстана, Кыргызстана. На таком фоне наблюдалось сокращение дефицита госбюджета. В 2019 году он составил 63,9 млрд. драмов, что на 40% ниже прошлогодних показателей. Экономический подъем позволил ЦБ Армении снизить ключевую ставку и сделать кредиты более доступными для бизнеса и населения.

Членство в ЕЭС, позволило стране решить энергетическую проблему. Поставки российского газа и нефтепродуктов по более выгодным ценам обеспечили стабилизацию энергетического рынка, являющегося основой для всех отраслей экономики.

Благодаря членству в евразийском союзе Армения смогла усилить интеграцию не только с Российской Федерацией, но также с другими участниками таможенного объединения, возродив оборванные когда-то связи с Республикой Беларусь, Казахстаном и Кыргызстаном.

Интеграция в ЕЭС помогла даже в условиях политического кризиса и поражения в Карабахской войне сохранить союзнические отношения с Россией, несмотря на рост антироссийских настроений среди сторонников действующего премьера Николо Пашиняна.

Членство в евразийском экономическом союзе может стать прочной основой для дальнейшей интеграции Армении в хозяйственные связи постсоветского пространства. Это поможет сохранить национальный суверенитет и пережить глубокий кризис власти в стране.

Какие страны являются участницами Таможенного союза по состоянию на январь 2020 года

По состоянию на январь 2020 года участницами Таможенного союза являются 5 стран, бывшие республики Советского союза. Стоит отметить, что на данный момент есть 2 государства, которые являются кандидатами на вступление. В ТС ЕАЭС на данный момент входят страны:

  • Россия — участвует с 1 июля 2010 года;
  • Казахстан — участвует с 1 июля 2010 года;
  • Беларусь — участвует с 6 июля 2010 года;
  • Армения — участвует с 10 октября 2014 года;
  • Киргизия — участвует с 8 мая 2015 года.

Державы Тунис и Сирия неоднократно выражали желание создать специальную зону для свободной торговли с Таможенным союзом. На данный момент данные страны являются кандидатами на вступление в ЕАЭС.

Стоит отметить, что если Узбекистан решит вступить в Таможенный союз, то это позволит трудовым мигрантам из данной страны беспрепятственно трудоустраиваться в любой из стран, которая является участницей ЕАЭС. Таким образом, не будет необходимости приобретать специальный патент на работу.

Некоторые политологи считают, что Таможенный союз является искусственным формированием, которое основано не выгодных условиях торговли между государствами, а на идеологической почве.

Противники ТС ЕАЭС утверждают, что союз является нежизнеспособным и искусственным, так как он сможет жить только до тех пор, пока Российская Федерация будет спонсировать его деятельность.

Достижение целей и перспективы

Собрав доступные сведения о возникновении и деятельности Таможенного союза, приходим к выводу, что результаты по увеличению оборота товаров и услуг публикуются гораздо реже, чем новости о подписании новых соглашений, т.е. ее декларативная часть. Но, все же анализируя заявленные цели при создании ТС и наблюдая за их реализацией, нельзя умолчать, что достигнуто упрощение товарооборота, улучшены конкурентные условия у хозяйственных субъектов государств ТС. Из этого следует, что Таможенный союз находится на пути к достижению своих целей, но на это, помимо времени, требуется взаимный интерес как самих государств, так и хозяйственных элементов внутри cоюза.

Территория и управление ТС

Объединение границ Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан стало основанием для появления Единого таможенного пространства. Была образована территория ТС. Помимо этого, в нее включаются отдельные территории или объекты, находящиеся под юрисдикцией сторон соглашения.

Предел территории — граница Таможенного союза со сторонними государствами. Более того, нормативно закреплено существование границы у отдельных территорий, располагающихся в ведении государств-членов Союза. Определены правила сотрудничества с дружественными государствами — входит или нет Узбекистан в Таможенный союз с Россией — нет, но с ним достигнуты соглашения в различных сферах у всех участников ЕАЭС.

Управлением и координацией Евразийского экономического союза занимаются два органа:

  1. Межгосударственный Совет — высший орган наднационального характера, состоит из глав государств и главы правительств ТС.
  2. Комиссия Таможенного союза — ведомство, которое занимается решением вопросов по формированию экономических правил и регулирует внешнюю торговую политику.

Направления и условия ТС

Создавая Таможенный союз, страны провозгласили главной целью социально-экономический прогресс. В перспективе это предполагает увеличение товарооборота и услуг, которые производятся хозяйственными субъектами. Увеличение продаж первоначально предполагалось непосредственно в пространстве самого ТС за счет следующих условий:

  1. Упразднение ввозных и вывозных процедур внутри союза, что должно было сделать производимую в рамках единого пространства продукцию более привлекательной за счет отмены пошлин.
  2. Наращивание товарооборота с помощью отмены контроля за перемещением товаров, материалов и продукции на внутренних границах.
  3. Принятие единых требований и интеграция стандартов безопасности.

Налогообложение в ЕАЭС

Юридические лица, занимающие импортом товара среди держав – участников, уплачивают:

  • НДС.
  • Акцизы.

Взимают налоговые органы. Исключение – акцизы по маркированным товарам. Их взимают таможенные органы. Даже применение систем льготных система налогообложения не предусматривает освобождение от уплаты косвенных налогов.

Предусмотрены случаи освобождения от уплаты косвенных налогов. Это:

  • На основании ст. 150 НК РФ – товары, которые освобождены от налогообложения при ввозе их в РФ.
  • Товары, которые ввозятся гражданами для личных, а не для предпринимательских целей.
  • Товары, передача которых осуществляется в пределах одного юридического лица.

При экспорте товаров применяется ставка НДС, равная 0%. От уплаты акцизов также полное освобождение. Право применения нулевой ставки по НДС должно быть подтверждено документами:

  • Договорами.
  • Заявлениями.
  • Транспортными документами.

Плюсы и минусы вхождений

Вступление в евразийский экономический союз Узбекистана с ее многомиллионным населением и важным геостратегическим положением на карте Евразии однозначно полезно для стран-участников. Но в чем заключаются преимущества для самого Узбекистана?

В публично проводимых дискуссиях озвучивались такие выгоды за то, чтобы Узбекистан присоединился:

  • узаконивание статуса рабочих узбекских мигрантов на территории Российской Федерации;
  • приращение экспорта продукции из Узбекистана (в первую очередь плодоовощной) во все членствующие в ЕАЭС государства;
  • привлечение от них инвестиций в сторону Узбекистана.

Сторонники ЕАЭС считают, что вступление поможет сократить теневые рыночные объемы, разбавить монополию отечественного автопрома товарами зарубежных компаний, снизить размеры пошлин, убрать дискриминационные акцизные налоги. Это актуальные предположения.

Сначала надо рассмотреть более реальные преимущества вступления. Один из важных плюсов — доступ к единому торговому рынку числом почти в 200 млн. чел. То есть сбыт товаров можно в свободном формате осуществлять на территориях всех стран-участников. Здесь подразумевается устранение постов таможни и нивелирование нетарифных барьеров, что увеличивает оборот взаимоторговли. К тому же в перспективе стоит создание более обширной сети для торговли, поскольку уже имеются подписанные с некоторыми странами договоренности (Вьетнам, Иран и пр.), ведутся переговоры с Сингапуром, Индией, Израилем и т.д. Преимуществом выступает и общий рынок труда. В Узбекистане фиксируется значительная недостача рабочих мест, поскольку ежегодный прирост населения больше, чем их увеличение. Практический опыт вступления в ЕАЭС Киргизии отобразил положительное влияние не решение проблем с рабочими местами. Пребывание в странах‑партнерах и поиск работы в союзных для приезжих облегчается. А граждане Узбекистана уже давно заинтересованы в пополнении рынка труда на этих территориях.

https://youtube.com/watch?v=vH4BIIKFzw8

Еще одно преимущество — повышение промышленного координирования. На 2020 год Евразийский экономический союз создал базу для проработки этой цели, привлекая предприятия из разных секторов экономики. Специальный межправительственный совет одобрил цифровую платформу под названием «Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий». Это единая база поиска для предприятий партнеров, поставщиков и потребителей из круга членов-государств ЕАЭС. У них будет возможность рассматривать совместно пути оптимизации работы.

Наряду с описанными преимуществами есть и значимые недостатки. Экономика Узбекистана находится в моменте становления и только набирает обороты (хотя этот этап был пройден иными участниками уже в 90е после развала СССР). Узбекистан ранее жестко контролировал торговые потоки, распределяя их между разными социальными слоями по своей логике. Открытие границ и сообщение между другими государствами аннулирует этот режим, что может привести к смене настроений у общественности. Принципиально разница экономик приведет к проигрышу в неизбежной конкурентной борьбе.

Однако, речь идет не только о недостатках Узбекистана, но и России. Как известно на РФ наложены санкции иными иностранными государствами и она имеет испорченные отношение с некоторыми иными странами (Грузия, Украина и пр.). Вот почему сотрудничество с Россией вызывает объективные сомнения. Интересным является и сомнение в том, к чему приведет более тесная связь Узбекистана и РФ. Сейчас принципиально отлажены устойчивые и хорошие политические и культурно-гуманитарные связи. Есть предположение, что открытие границ ситуацию может ухудшить. Также по указанной ранее причине. Союз имеет разработанные требования к производству товаров и оказанию услуг. Узбекистану предстоит поменять свои принципиальные ориентиры. Также надо учитывать, что Узбекистану невыгоден рынок без барьеров абсолютно для всех отраслей.

И самое серьезное опасение, если Узбекистан зайдет в ЕАЭС — трудности с вступлением в ВТО в дальнейшем, поскольку США не приветствуют любое сотрудничество с Россией. Это понятно даже без официального объявления подобного предостережения Вашингтоном в устном виде.

Что такое Таможенный союз

Таможенный союз (ТС) — это соглашение, принятое участниками Евразийского экономического союза, целью которого является отмена пошлины и других платежей в торговых отношениях при перемещении товаров между границами. На основании этих договоренностей создаются общие способы осуществления экономической деятельности, площадка для оценок качества и сертификации. Все страны, входящие в Таможенный союз на сегодняшний день, имеют единое таможенное пространство и кодекс.

Благодаря этому достигается упразднение контроля за ввозом товаров и продукции на границах внутри ТС, заключаются общие положения регулирования экономической деятельности для внешних границ ТС. Ввиду этого создается общее таможенное пространство, использующее общепринятый подход к осуществлению контроля на границах. Еще одной отличительной особенностью является равноправие граждан государств ЕАЭС во время трудоустройства.

Члены ТС

В 2021 году состав ТС не изменился. Вот страны-участники Таможенного союза в 2021 году:

  • Республика Армения (с 2015 г.);
  • Республика Беларусь (с 2010 г.);
  • Республика Казахстан (с 2010 г.);
  • Кыргызская Республика (с 2015 г.);
  • Российская Федерация (с 2010 г.).

Желание стать участником этого соглашения озвучено Сирией и Тунисом. Кроме этого, есть информация о предложении включить в соглашение ТС Турцию. Но до настоящего момента не принято конкретных процедур для вступления этих государств в ряды ТС. Отчетливо прослеживается, что функционирование ТС служит хорошим подспорьем для усиления экономических отношений стран, находящихся на территории бывших советских стран. Подход, установленный в соглашении странами-участниками, говорит о восстановлении утраченных связей в условиях современности. Пошлины распределяются с помощью единого механизма долевого распределения. Учитывая эту информацию, ТС, каким его мы знаем сегодня, служит серьезным инструментом для экономического объединения стран, состоящих в ЕАЭС.

[править] Органы управления

Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС) — высший орган Союза, в состав которого входят президенты государств-членов Союза. Высший совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Союза, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей Союза. Решения и распоряжения Высшего совета принимаются консенсусом.

Евразийский межправительственный экономический совет — орган, в состав которого входят главы правительств государств-членов. Межправительственный совет обеспечивает реализацию и контроль за исполнением Договора о ЕАЭС, международных договоров в рамках Союза и решений Высшего совета; рассматривает по предложению Совета Комиссии вопросы, по которым не достигнут консенсус; дает поручения Комиссии, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные Договором о ЕАЭС и международными договорами в рамках Союза.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза. Комиссия состоит из Совета и Коллегии. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Союза. Комиссия принимает решения, имеющие нормативно-правовой характер и обязательные для государств — членов, распоряжения, имеющие организационно-распорядительный характер, и рекомендации, не имеющие обязательного характера. Решения, распоряжения и рекомендации Совета Евразийской экономической комиссии принимаются консенсусом. Решения, распоряжения и рекомендации Коллегии ЕЭК принимаются квалифицированным большинством (2/3 голосов от общего числа членов Коллегии) или консенсусом (по чувствительным вопросам, перечень которых определяет ВЕЭС). Комиссия располагается в Москве.

Суд Союза — судебный орган Союза, обеспечивающий применение государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках Союза. Целью деятельности Суда является обеспечение единообразного применения государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС, международных договоров в рамках Союза, международных договоров Союза с третьей стороной и решений органов Союза. Суд рассматривает споры, возникающие по вопросам реализации Договора о ЕАЭС, международных договоров в рамках Союза и (или) решений органов Союза по заявлению государства-члена либо по заявлению хозяйствующего субъекта. По результатам рассмотрения споров по заявлению государства — члена Суд выносит решение, обязательное для исполнения сторонами спора. По результатам рассмотрения споров по заявлению хозяйствующего субъекта Суд выносит решение, обязательное для исполнения Комиссией. Суд ЕАЭС располагается в Минске.

Таможенный союз ЕАЭС

Единый Таможенный союз в том виде, в каком он был основан в 1995 году Россией, Казахстаном и Белоруссией, явился по сути первой успешной попыткой создать хоть какое-то объединение постсоветских стран после нескольких провальных. Залог успеха заключался в том, что при его учреждении были оставлены претензии на глобальное экономическое объединение. Осталась лишь базовая идея “торговли без границ”, которая позднее оформилась в принцип четырех свобод: торговли, рабочей силы, капитала и услуг. На территории Таможенного союза в первую очередь были отменены таможенные пошлины. Это и послужило толчком к развитию безбарьерных торговых отношений.

Изначально членство в Евразийском экономическом сообществе, предшественнике ЕАЭС, не означало обязательное участие в Таможенном союзе. С 2015 года все изменилось: после создания Евразийского экономического союза страны, входящие в его состав, автоматически принадлежат и к ТС. 

Евроазиатский экономический союз

Объединение государств в единое экономическое пространство преследовало фактически одну глобальную цель — укрепление экономики. Она складывалась из ряда преимуществ, которые получили члены Таможенного союза:

  • единая форма контроля за качеством;
  • уменьшение себестоимость товаров за счет упразднения таможенных пошлин;
  • усиление конкурентоспособности товаров Таможенного союза;
  • увеличение покупательского спроса за счет расширения рынка сбыта;
  • общий рынок труда, уравнивающий права трудовых мигрантов с гражданами страны.

В технических регламентах Таможенного союза (в перечне, утвержденном 2 апреля 2019 года, их перечислено 47) закреплены нормы безопасности для продовольственных и иных товаров, механизмов, услуг, сооружений и т.д, действующие на территории всех государств ЕАЭС. Эти документы охватывают широкий спектр областей применения. Есть, например, технический регламент “О безопасности аттракционов”, “О требованиях к минеральным удобрениям”, “Об ограничении применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники”.

На таможенной территории ЕАЭС по максимуму устранены барьеры, мешающие свободной торговле между государствами. Но есть и изъятые товары, на которые определенные ограничения все же действуют.

Заседание ЕАЭС

Между государствами Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан, Кыргызская республика и Армения) нередко возникают противоречия, вызванные разногласиями из-за ввоза некоторых товаров и оборота энергоресурсов. Еще одна важная причина конфликтов — неравномерное распределение сумм ввозных таможенных пошлин на территории ЕАЭС. Математика такова: в бюджет России перечисляется 85,33 %, Казахстана — 7,11 %, Белоруссии — 4,55 %, Киргизии — 1,9 %, Армении — 1,11 %.

В 2023 году на Таможенный союз оказывают полномасштабное влияние актуальные геополитические факторы:

  • санкции против России;
  • конфликт с Украиной;
  • ближневосточные кризисы.

Роль Евразийского таможенного союза на мировой сцене стала за последнее время более заметной. Вызвано это и реформированием, и выполнением перечня основных задач, которые задекларированы в программных документах организации. Однако противоречия между странами-участниками остаются, а политическая обстановка не способствует уверенности в завтрашнем дне. Это отпугивает как инвесторов, так и потенциальных партнеров. Сложно пока говорить о перспективах усиления значимости Союза в масштабах мировой экономики.

Есть и критически настроенные эксперты, утверждающие, что Таможенный союз для России “идеологическая игрушка”, не имеющая реальной ценности для других членов.

[править] Примечания

  1. http://lenta.ru/news/2011/10/19/join/
  2. Евразийская экономическая интеграция. Цифры и факты. Первое полугодие 2017 года
  3. Евразийская экономическая интеграция. Цифры и факты. Первое полугодие 2017 года
  4. Евразийская экономическая интеграция. Цифры и факты. Первое полугодие 2017 года
  5. Евразийская экономическая интеграция. Цифры и факты. Первое полугодие 2017 года
  6. Евразийская экономическая интеграция. Цифры и факты. Первое полугодие 2017 года
  7. Киргизия может стать членом Таможенного союза к началу 2015 года
  8. Медведев подписал соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом. 25 мая 2015
  9. Капиталы пришли в движение. ЕАЭС и Вьетнам договорились о свободной торговле. 31 мая 2015
  10. Как ЕАЭС повышает свой статус в глобальной экономике. 6 июня 2018
  11. Как ЕАЭС повышает свой статус в глобальной экономике. 6 июня 2018
  12. Таджикистан и Евразийский Экономический союз. 30 октября 2014
  13. Приднестровье просится в Таможенный союз
  14. Лавров: Израиль заинтересован в зоне свободной торговли с ЕАЭС. 26 января 2015
  15. Лавров: Израиль заинтересован в зоне свободной торговли с ЕАЭС. 26 января 2015
  16. Вступить бы в ЕАЭС. 28 апреля 2015
  17. Мантуров: Египет направил заявку о зоне свободной торговли с ЕАЭС. 27 мая 2015
  18. Рис — благородное дело. Вьетнам станет окном для выхода российских товаров на рынки Юго-Восточной Азии. 31 мая 2015
  19. Пакистан хочет создать ЗСТ с ЕАЭС. 29 августа 2015
  20. Путин примет участие в саммитах СНГ и ЕАЭС в Казахстане. 16 октября 2015
  21. Как ЕАЭС повышает свой статус в глобальной экономике. 6 июня 2018
  22. Киловатт без барьеров. 14 апреля 2015
  23. Киловатт без барьеров. 14 апреля 2015
  24. Киловатт без барьеров. 14 апреля 2015
  25. Киловатт без барьеров. 14 апреля 2015
  26. Киловатт без барьеров. 14 апреля 2015
  27. Киловатт без барьеров. 14 апреля 2015
  28. Киловатт без барьеров. 14 апреля 2015
  29. За одним столом. Евразийский экономический союз создает единый рынок сельхозсырья и продовольствия. 24 марта 2015
  30. За одним столом. Евразийский экономический союз создает единый рынок сельхозсырья и продовольствия. 24 марта 2015
  31. За одним столом. Евразийский экономический союз создает единый рынок сельхозсырья и продовольствия. 24 марта 2015
  32. Алтын вместо рубля. 12 мая 2015
  33. Клинтон предостерегла против «ресоветизации» Восточной Европы и Центральной Азии
  34. Ежегодный отчёт Правительства в Государственной Думе. 23 марта 2023
Международные организации
Экономические ВТО • МВФ • ЕБРР • Парижский клуб • АТЭС • ЕАЭС • ОПЕК
Прочие ООН • Евросоюз • НАТО • Шанхайская организация сотрудничества • СНГ • ОБСЕ • Совет Европы • АСЕАН

Аналитики предполагают, что Узбекистан войдёт в Таможенный союз до конца 2020 года

Согласно исследованиям, которые были проведены международными аналитическими агентствами, Узбекистан может стать участником Таможенного союза в 2020 году только в том случае, если страна получит гарантии о том, что их промышленность и секторы экономики не будут разрушены после данного действия.

При этом эксперты сообщили, что Кремль навряд ли рассчитывает на то, что Узбекистан решит отклонить заявку на вступление в ЕАЭС. По самым оптимистичным прогнозам, Узбекистан может вступить до конца 2020 года в ТС, однако в противном случае переговоры могут затянуться на несколько лет.

Известно, что вопрос вступления Узбекистана в Таможенный союз впервые начали обсуждать в рамках специальной конференции между странами Центральной Азии и Восточной Европы, на которой собрались представители различных государств. Данное мероприятие было проведено в Самарканде 10 и 11 ноября 2019 года.

В рамках конференции был задан вопрос секретарю Совета безопасности Виктору Махмудову о том, когда Узбекистан вступит в ЕАЭС. Был дан ответ, что переговоры начали проводить на специальной сессии «Россия-Узбекистан», которая была закрытой для представителей средств массовой информации.

Аналитики предполагают, что Узбекистан, помимо Российской Федерации, намеревается пообщаться с другими странами участницами Таможенного союза ЕАЭС прежде чем сделать выбор в пользу или против вступления в торговое объединение.

Российская сторона заявляет, что говорить о полноценных переговорах о вступлении Узбекистана в ТС на данный момент рано. Узбекская сторона намеревается проверить всевозможные скрытые риски, которые могут возникнуть в ходе их членства в Таможенном союзе.

Противоречия в евразийском Таможенном союзе

Таможенный союз 2022 года не так прост, как это кажется. Между странами, его участниками периодически возникают противоречия, которые являются естественной частью переговорного процесса.

Таможенный союз ЕАЭС – это объединение нескольких государств. Поэтому установление лучших условий для одного государства неминуемо захватывает интересы другого.

Проблемы выражались в том, что таможенные пошлины распределялись неравномерно. К примеру, с 2020 года доля Российской Федерации составила 85,26%.

В 2010 году Белоруссия увеличила тарифы, сопровождающие ввоз в страну машин, позже ввела сертификацию продукции, выпускаемой легкой промышленностью (она стала не добровольной, а обязательной).

В 2014 году был запрет на поставки в РФ мяса из Белоруссии. В 2019 году был конфликт по поводу остановки продажи нефтяного сырья в Белоруссию из РФ.

Развитие противоречий происходит по причинам, которые приходят извне. На их появление влияют санкции по отношению к Российской федерации, которые предлагают США и Европейский союз, ближневосточный и украинский кризисы. 

Санкции по отношению к России

Наличие подобных противоречий только укрепляет позицию ЕАЭС, заставляя ее членов искать пути выхода из сложившейся ситуации. Это выражается в упрощении ряда бюрократических процедур, улучшении качества товаров, увеличении товарооборота. Таким образом, в противовес санкциям, ЕАЭС активно развивается, достигая целей, ради которых он и был создан.

Какие страны входят в союз

В ЕАЭС входит на сегодняшний день 5 республик:

  • Российская Федерация;
  • Белоруссия;
  • Казахстан;
  • Армения;
  • Кыргызстан, или Киргизия.

Яндекс картинки

Евразийский рынок, который еще называется Таможенным Союзом, располагается на территории площадью в 20 млн. км2. Здесь проживает около 187 млн. человек. Совокупный ВВП стран участниц в 2021 г. в период с января по июль составил 900 млрд. долларов, увеличившись на 4,5% благодаря таможенному союзу. В первом полугодии текущего года рост национального ВВП распределялся следующим образом:

  • Армения – 5,8%;
  • Россия – 4,8%;
  • Белоруссия – 3,3%;
  • Казахстан – 2,3%;
  • Кыргызстан – 1,7%.

С 2016 года наблюдается постоянный рост взаимной торговли между Россией, Белоруссией, Казахстаном, Арменией, Киргизией. За 7 лет объем внутрирегиональной торговли вырос более чем на 1/3 по сравнению с первыми годами функционирования таможенного союза. Это свидетельствует о росте торговой интеграции экономического пространства Евразии в ЕЭС, как еще называют ЕАЭС участники союзного объединения.

Входит ли в Таможенный союз с Россией

Президент Ш. Мирзиеев объявил широкой общественности: «Знайте, что с политической точки зрения никто не отдаст нашу независимость, это в ваших руках и в руках президента, которому доверился народ». Данное высказывание имеет вес в качестве ответа на вопрос об уточнении статуса Узбекистана в рамках ЕАЭС на текущий момент.

Таможенный союз комплектовался без участия Узбекистана и ранее. А конкретно из трех стран (России, Белоруссии и Казахстана), входящих в Евразэс. Поэтому выступал объединением именовавшимся, как ТС Евразэс.

Сейчас в этот союз по режиму таможни включены:

  • Республика Армения;
  • Республика Беларусь;
  • Республика Казахстан;
  • Кыргызская Республика;
  • Российская Федерация.

Если Узбекистан вступит в ЕАЭС, то он сможет претендовать и на участие в Таможенном Союзе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал Алипаф
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: