Как зимуют бомжи?
Есть два способа. Точнее три. Третий это смерть в первую же зиму. И такие смерти не являются редкостью. Особенно в регионах. Где нет никакой инфраструктуры.
В Москве же, все устроено немного иначе. По крайней мере, это работало пару лет назад. В общих чертах.
Работают системы ночлежек. Места там ограниченные. Но переночевать можно. Кроме того, можно в некоторых пунктах даже помыться.
Питание они добывают на проверенных свалках и помойках. Кроме того, были многочисленные волонтерские организации. Как с ними дела обстоят сегодня, сказать достаточно сложно. Потому что фактически, это были и зарубежные проекты в том числе. А иностранных агентов, которые только кормят бомжей. Все равно видят нежелательными.
Еще существовали так называемые автобусы обогрева. Там можно сидеть и спать по ночам. Или просто греться на пару часов. Так как практически вся жизнь бомжа в зимнее время, это постоянное движение. Иначе не выжить. Из ночлежек выставляют с раннего утра.
Были ли бомжи в СССР
На сегодняшний день в России очень много бездомных людей. Бомжи вызывают у людей призрение и, даже, отвращение, так как их внешний вид, манеры и сам образ жизни оставляют желать лучшего. Чаще всего их можно увидеть на вокзалах, в парках, в скверах, возле рынков – там, где у них есть возможность поспать, хоть что-то поесть или попросить денег у прохожих.
Не всегда в России ситуация с наличием бомжей была такой, как сейчас. Было время, когда их практически, а то и совсем не было. Во времена СССР такого понятия как «бомж» не было вовсе. Факт бездомности был недопустим в Советском Союзе – политика того времени не могла такого допустить.
Даже если у человека не было финансовой возможности приобрести собственное жильё, законодательством СССР было предусмотрено то, что любому человеку, гражданину Советского Союза, обязательно должно быть предоставлено жильё и все необходимые условия. В конституции писалось о том, что каждые не просто имеет право на жильё, но и это жильё ему гарантировано государством.
Но, конечно же, у государства не было возможности раздать всем нуждающимся бесплатное жильё. Людей претендующих на такой дар от государства было свыше 250 миллионов, что не допускало даже теоретической возможности предоставления такого количества бесплатной жилплощади. На самом деле количество бездомных и безработных было очень большим.
Не заявлять о себе как о бездомном было в интересах самих людей, не имеющих крыши над головой и работы. Такой образ жизни считался ничем иным как преступлением. В 50-е годы началась целая «охота» на таких «паразитов». «Тунеядство» было крайне неприемлемым, поэтому человек просто не имел права быть безработным и бездомным, так как это бросало тень на СССР как на государство, которое должно всячески способствовать удовлетворению потребностей её граждан.
Нельзя дать окончательный ответ на вопрос были ли бомжи в СССР. По официальным данным, нигде не было зарегистрировано наличие в государстве бездомных и безработных людей – такая статистика попросту не велась. Но по факту в стране было много людей, которые жили на улице и не имели работы, и их количество было очень большим, но разглашение такого факта было недопустимым.
Значение слова «Бич»
«Бич» (также бичара, бичуган, ж. р. бичиха; прилаг. бичёвский) — опустившийся, спившийся человек, выполняющий сезонную работу.
Слово «бич» происходит от английского beach — «пляж, берег». Английское выражение to be on the beach (буквально — «находиться на берегу») означает «разориться». Этих людей называли beachcomber — «бродяга на побережье».
Первоначально словом beach (в значении «бездомный бродяга») называли матросов, оставшихся без работы.
В русском языке первоначальное значение — опустившийся человек, устраивающийся на сезонные работы (в экспедициях, строительстве), в остальное время года не работающий.
Затем получило расширительное значение — бродяга. Отсюда бичевать — вести образ жизни бича.
Совпадение или нет, но слово «Бичара» или «Бищара» во многих тюркских языках переводится как «бедняга».
Дети, «короли» и солдаты
Вернемся в столицу, где нищие продолжали процветать. Попытки властей бороться с ними напоминали вычерпывание моря тазиком, причем если воду из тазика выплескивать обратно в море. Если задержанный подходил под определение «профессионала», побирающегося не от отсутствия работы или по состоянию здоровья, то его отправляли прочь из городов в родные деревни и села (по месту приписки). В случае отсутствия документов место жительства выясняли в основном вопросами типа «ты откуда, холоп?» и зуботычинами. Как правило, как только их за счет казны доставляли до «дома», те, вежливо поблагодарив чиновников, отправлялись в новое нищенское странствие. Чаще всего — обратно в тот же город. Круговорот нищих был вечен.
Многие помирали, замерзая на улицах или спиваясь (конечно, большинство нищих глушило спиртное, как не в себя), но в армии нищих не было недостатка в новобранцах, в том числе детей. Профессиональные попрошайки использовали собственных детей, но еще чаще покупали чужих у бедняков, а то и просто воровали. Правовед Август Левенстим, исследовавший проблему нищенства, писал:
«В селении Белая Церковь появилась нищая, которая возила на тележке семилетнюю слепую девочку с вывихнутыми руками и ногами. Однажды девочка, услышав, как две прохожие женщины говорят по-еврейски, закричала им на еврейском языке: «Отнесите меня к маме!». Когда женщины заволновались и собрали толпу народа, девочка сообщила, что находится с этой женщиной полгода… Нищая же сказала, что эту девочку ей подарили, и она возит ее для более успешного собирания подаяния».
Бахтиаров в очерке «Короли нищих» рассказывает, как дети постарше – ребята двенадцати-пятнадцати лет – работают на опытных «королей», старших нищих. Сами они милостыню не просят, но стоят во главе детских «артелей» — собирают у подростков всю выручку, отдавая небольшую часть. Плюс кормежка, ночлег, водка и папиросы.
Дети, росшие в нищенстве на улицах, как правило, оставались в том же социальном статусе: мальчиков ждала карьера попрошаек или воров (что часто совмещали), девочек — проституция. Использование детей для сбора милостыни вызывало огромное возмущение в обществе, но прекращать никто не собирался: нет проще способа разжалобить даже самых черствых, чем показать заплаканное детское лицо.
О морали говорить не приходилось: нищие работали с любыми способами заработка. Когда грянули русско-японская, а спустя девять лет и Первая мировая войны, это, разумеется, тоже пошло нищим на пользу. Раздраженный журналист писал:
«Петербургские улицы превратились в филиальные отделения не то Кунсткамеры, не то паноптикума, где собирают коллекции уродов. И все это — не только жертвы войны. Большинство, несомненно, пороху и не нюхало».
Нельзя сказать, что правительство бездействовало: понимая, что полицейские методы не работают, города создавали попечительства о бедных, дома трудолюбия, ночлежки, приюты, дешевые столовые. Но помощью всех этих заведений пользовались те, кто сам хотел найти новое место в жизни и перестать быть нищим, в то время как «профессионалов» забота государства трогала мало.
В 1910-х чиновники и общественные деятели рассуждали о масштабной социальной реформе, которая тотально изменит общество и избавит его от порока нищенства – но до реализации дело не дошло. Старую Россию свалил вихрь мировой войны и революций, и вплоть до середины 1920-х проблему нищенства решать было просто некому. А после того, как туман войны развеялся, социальными вопросами занялась уже совсем другая страна.
География попрошаек
Если вам вдруг надоело побираться в городе и захотелось глотнуть свежего воздуха, всегда есть возможность пойти с сумой по бескрайней России. Впрочем, не везде нищенство было распространено одинаково. В Сибири, например, побирались только ссыльные, переселенцы и прочие залетные гости. Сами сибиряки считали такое занятие позорным.
Основной центр нищенства – Центральная Россия и частично ее юг, в том числе ныне украинские территории. «Наибольшее распространение это занятие получило в Казани, Москве, Орле, Одессе, Санкт-Петербурге, Саратове и Херсоне, где насчитывалось до 5% нищенствующего населения», – сообщает книга «Бредущие среди нас».
Попрошайничали с размахом: кое-где встречались «нищенские гнезда», т.е. целые деревни, где все жители промышляли нищенством. Кто-то совмещал это с традиционным крестьянским земледелием, кто-то, как жители деревни Пьявочное озеро Арзамасской губернии в 1870-е, забросили хлебопашество и занимались исключительно «сбором пожертвований». Действовали ловко: находили в окрестности бедную церковь, договаривались с ее служителями, которые справляли все необходимые документы и книгу для сбора пожертвований, и дальше устремлялись в странствия – собирать со всех подряд крестьян губернии деньги на ремонт, восстановление, строительство новой церкви. Дело богоугодное, фактчекинг среди крестьян работал сами понимаете как, поэтому всем верили — и заработок выходил знатный. Небольшая его часть отходила церквям, бывшим в доле, а на остальное деревня Пьявочное озеро (т.е. «пиявочное») бухала так, что соседи его называли Пьянишным (т.е. «озером пьяниц»).
Не давать милостыню было стыдно в том числе и потому что многим она была действительно необходима, чтобы выжить. У некоторых сел, особенно расположенных в зоне рискованного земледелия, где часты неурожаи и голод, были вполне реальные причины для того, чтобы просить милостыню, но промышляли этим и во вполне благополучных районах. Так, в Московской губернии нищенствовала деревня Шувалово: сначала, еще в 1812-м, ее жители были вынуждены пойти по миру с сумой, когда их деревню спалил Наполеон, но постепенно они и их потомки так привыкли к халяве, что попрошайничали уже просто так.
Почему люди скатываются в социуме?
Это естественный процесс. И в какой-то степени, отбор. Так что не надо вести себя так, будто вы царь мира. Рано или поздно, вы можете оказаться на улице. Просто по щелчку пальцев.
Проблемы людей и сложности в жизни бывают разные. На улицу можно попасть очень просто. И путей таких, тысячи. Кого-то выставила на улицу жена. А кто-то поехал в столицу на заработки.
Кстати, заработать в столице пытаются многие. Но добираются до нее не всегда удачно. Иногда, человека просто кидают. И он оказывается на улице. Так и становится бомжом.
Кто-то оказывается жертвой преступления. Его просто выбрасывают на улицу. Кого-то родственники выгоняют. Или оставляют без недвижимости. А кто-то, сорвался в собственных же планах.
Могут банально ограбить. И все тут. Ранее, людям давали возможность купить обратный билет домой. Но работает ли эта система сегодня. И хватает ли финансирования. Не совсем понятно.
Еще один способ пережить зиму, это тюрьма. Некоторые бомжи в РФ используют тюрьму именно в таких целях. Как бы это странно ни прозвучало. Так что тут возможны разные варианты.
Все кто смотрит статью или видео, обязательно подпишитесь на канал, поставьте лайк и прокомментируйте. Вам не сложно нажать на кнопку и ни чего не стоит. Мне приятно, что канал развивается и много кто сможет посмотреть и ознакомиться с материалом. Может кому-то помогут данные, что излагаются.
Бродяги и тунеядцы
Если верить воспоминаниям советского диссидента Вадима Делоне, то слово бич пошло в народ из лагерной среды. Так там называли заключенных, которые оказались в тюрьме по статьям о бродяжничестве и тунеядстве. Хотя официальное наказание за подобные «виды деятельности» в советском Уголовном кодексе было введено в 1961 году, сами бичи появились гораздо раньше. Мнения относительно точного времени зарождения термина расходятся, но само явление бродяжничества носило волнообразный характер, обостряясь в моменты внутриполитических катастроф: Великая Отечественная война, предшествующие ей репрессии, Голодомор, Гражданская война – и еще глубже в историю.
Попрошайничать по-русски
Как отмечает социолог Игорь Голосенко, нищенство пришло на Русь в X веке, с принятием православия. До этого брутальным славянским язычникам не приходило в голову, что калекам и беднякам стоит помогать. Страшная засуха и нечего есть? Печенеги сожгли село и отрубили тебе ногу? Перед тобой богатый выбор: податься в рабы к тем, кто успешнее (если им вдруг нужен одноногий раб), или помереть.
Христианство принесло в суровый мир идею милосердия: каждый страдающий нищий – сын божий, и отказывать ему в подаянии грешно. Уже тогда нищие — как настоящие инвалиды и жертвы обстоятельств, так и хитрые пройдохи — мотались по улицам русских городов с протяжными стонами: «Подайте, Христа ради…». Отсюда глагол христарадничать – выпрашивать милостыню; самих попрошаек называли христарадниками.
Несколько веков нищие на Руси процветали. Православные князья часто грешили: убивали всех подряд, включая ближайших родственников, грабили соседние уделы, изменяли женам с дворовыми девками – но в ад попадать не желали. Какой выход? Чаще молиться, конечно, а также раздавать нищим щедрую милостыню. Но по мере того, как Москва собирала земли вокруг себя, власти начали тяготиться толпами побирающихся.
Первый шаг в борьбе с нищенством сделал Петр I — как водилось у первого императора, шагал он широко и резко. Петр законодательно запретил давать милостыню на улицах. На подающих налагался денежный штраф, а христарадников ждали плети и ссылка: кого по месту жительства, кого в Сибирь. В качестве альтернативы вводились заведения государственной благотворительности: госпитали, богадельни при монастырях. У петровской политики был лишь один минус: она полностью провалилась. Как и все следующие попытки.
Романовы один за другим издавали указы, запрещающие нищенство, стремились развивать государственные системы призрения. Так, при Николае I в 1834 г. учредили Комитет для разбора и призрения нищих в Санкт-Петербурге, где задержанных христарадников делили на несколько категорий, помогали тем, кто нищенствовал от нужды и отправляли “профессионалов” куда подальше. Все это не помогало, число нищих только росло. Этому способствовали неурожаи, стихийные бедствия, малоземелье — и освобождение крестьян в 1861 г.
Как жили бичи в СССР
Грязная ветхая одежда, причём, фасоны нередко были родом ещё из 1970-х, с 90х и по сей день можно лицезреть и более дорогие вещи, но обязательно поношенные или рваные. В тёплое время года некоторые особи надевали ли на себя все свои тёплые вещи — чтобы не украли.
Запах перегара разной свежести сопровождал этих людей постоянно, но его можно было и не заметить за прочим источаемым зловонием. Лицо постоянно со следами каких-нибудь травм — ссадины, синяки, царапины, коросты непонятного происхождения. Цвет лица — от серого до красно-серого, причиной чему круглогодичное пребывание на улице, перманентная немытость и проблемы со здоровьем на почве алкоголизма.
Голос — простуженно-хриплый, посаженный заливаемой в рот всякой спиртосодержащей жидкостью.
Питался тем, что находил или тем, что можно было купить на «настрелянную мелочь».
Следует отметить и неустроенность быта бичей.
В 1960—1970-е годы был придуман бэкроним «бывший интеллигентный человек».
«Энциклопедический словарь истории советской повседневной жизни» (2015) называет бичом опустившегося, нередко спившегося безработного и бездомного человека, перебивающегося сезонными или случайными заработками на неквалифицированных и тяжёлых работах и проживающего в бараках, вагончиках и другом случайном жилье. При этом бичи в 1950—1980-х годах составляли значительную часть всех сезонных рабочих, занятых рыболовными промыслами, строительством, на лесоповале.
В советских лагерях ГУЛАГа словом «бич» заключённые называли других заключённых, которым было не под силу пребывание в местах лишения свободы. «Бичи» (или «холуи») в советских тюрьмах относились к низшей касте.
По воспоминаниям советского диссидента В. Н. Делоне, бичи на зоне не имели права голоса, сидели они по закону о тунеядстве или бродяжничестве, хотя являлись сезонными рабочими, зарабатывая себе на пропитание.
В статье американского фотографа Патрика Мерфи «Советские шабашники: материальные стимулы к труду» рассказывается о такой категории людей, как «бичи» и «бамовцы», в 1980-е годы занятые на малоквалифицированных работах. Это «люди, чьи жизни были разрушены пребыванием в трудовых лагерях во время сталинского режима, проживают в больших количествах на Дальнем Востоке».
В СССР 1970-х годов сложилось представление, согласно которому большинство бичей предпочитало селиться подальше от столичных городов, в отдаленных регионах Сибири и Дальнего Востока, хотя увидеть их можно было в любом городе и совсем не везло тем, кто жил с ними по соседству.
Владимир Высоцкий отмечал, что много бичей было в Магадане и Бодайбо, рядом с золотыми приисками.
Бичей подразделяли на «трясунов» – попрошаек у магазинов, «танкистов» –жителей коллекторов, «вокзальщиков» (подрабатывавших на вокзалах) и других.
Бичиха – сожительница бича, бичарня – жилье бичей, нечто вроде притона.
Сезонных рабочих перевозили составы, которых называли бичевозами (аналогичное название имели милицейские УАЗы, доставлявшие бичей и просто пьяных в вытрезвитель).
Бомж это опустившийся человек или призвание
Достаточно трудно сказать. Все приходят на улицу разными маршрутами. Скажем так. Чтобы быть бомжом в России, нужно иметь очень определённый характер. Потому что с нашим климатом, достаточно трудно выжить на улице.
Все что вы можете узнать о бомжах в России. Вы можете узнать по определённым столичным телеканалам. И в редких расследованиях малоизвестных журналистов.
В Москве для этого, до определённого момента инфраструктура была налажена. И была даже программа социальный патруль. Где под камеры, ловили очередную порцию бездомных. И развозили их по ночлежкам.
В городах везде есть бомжи. Но почему-то, такие репортажи были только в столице. Отчасти, из них, можно кое-что почерпнуть. Это мы вам сегодня и предлагаем сделать. Заодно и узнаем, почему намного больше стало бомжей. На примере все той же Москвы.
Бомжи в разных странах мира
Бомж – это понятие, обозначающее человека, который не имеет определённого места жительства. В России упоминании слова «бомж» у людей проходит ассоциация с чем-то мерзким, грязным и крайне неприятным, сразу же вспоминаются помойки, вокзалы и другие места, где встречается наибольшее количество людей такой категории.
В некоторых странах бомжи – это просто люди, которым просто не повезло и которые ввиду каких-то обстоятельств потеряли крышу над головой, а в некоторых – это просто такой образ жизни.
В Японии понятие «бомжевать» имеет совершенно уникальный смысл. В этой стране бомжи – это, в основном, люди, которые сами себе выбрали такую жизнь: для кого-то это просто стиль жизни, кто-то работает, зарабатывает деньги, но живёт на улице, а кто-то таким образом пытается искупить ранее допущенные грехи. Бомжи в Японии не агрессивны, у них нет проблем и конфликтов с полицейскими и другими окружающими.
В Германии бомжи считаются менее защищённым слоем населения, поэтому люди относятся к ним с пониманием и часто жалеют, предлагая им помощь, даже если нужно впустить их в свой дом переночевать в плохую погоду. Государство тоже о них заботится: у немецких бомжей есть удостоверения, по которым они могут бесплатно ездить в общественном транспорте. Также есть пункты питания, где всего за несколько центов бомжи могут поесть.
Правительство Израиля, можно сказать, опекает бомжей – оно заботится о том, чтобы предоставить им если не бесплатное, то, по крайней мере, достаточно дешёвое жильё. Бомжи, обитающие в Израиле, в основном пополняют своё финансовое положением благодаря туристам.
Забота о бомжах во Франции, и особенно в Париже, — трудная задача для власти, хотя они всячески способствуют предоставлению им еды и крыши над головой в непогоду. Количество бомжей во Франции за последнее время увеличилось в два раза, так как очень много из них пришли из бедных стран.
В Китае правительство заботится и опекает бомжей. Бомжи в Китае имеют возможность бесплатно или недорого питаться в социальных кафе, найти место чтобы укрыть от непогоды, и даже помыться, так как в Китае есть много бесплатных бань.
Бич или бомж?
Есть ли разница между бомжом и бичом? – тема, о которую было сломано немало копий. Если говорить о народном толковании, то – нет. И то, и другое обычно употребляют в отношении опустившихся людей, живущих бродяжничеством, попрошайничеством, случайными подработками. А иногда слова используют и вовсе как ругательства или оскорбления, не вдаваясь в подробности.
Если «бич» – слово из лагерного жаргона, то «бомж» вышло из милицейской среды. Термин «лицо БОМЖиЗ» (без определенного места жительства и занятий) использовался в качестве сокращения в милицейских протоколах, а на рубеже 60-70-х гг. в сокращенном виде «ушел» в народ.
Что касается «понятий», то один авторитетный человек объяснял мне различие таким образом: бич – человек, который трудится на сезонных работах (обычно на приисках, добыче, вредных производствах), где «зашибает неплохую деньгу», но из-за склонности к разгульной и веселой жизни быстренько все спускает на друзей, дам и алкоголь; а бомж – это опустившийся бродяга, который работать не желает, побирается, живет, где придется и совсем не следит за собой.
Рупь — не деньги, рупь — бумажка,
Экономить — тяжкий грех.
Ах, душа моя тельняшка —
В сорок полос, семь прорех!