Крестьянка, батрачка, святая
Краеведам не удалось обнаружить достоверных сведений об Агафье. Помимо могилы с крестом и табличкой, которая появилась в начале 2000-х об этой женщине совершенно ничего не известно. Она называла себя игуменьей (ее так величали), но это означало, что в ее ведении тогда был бы какой-то монастырь. Записей о наличии игуменьи Агафьи в указанное время в монастырях не обнаружилось. Также ее не канонизировали по принятым правилам, соответственно, святой она была только в представлении отдельной группы людей, но не церкви.
А собственно как возник миф о саратовской святой долгожительнице Агафье. И вообще можно ли так долго жить, да еще и все помнить?
Еще в 1930-х гг. корреспондент местной газеты получил информацию о том, что по результатам переписи в Саратове обнаружилась долгожительница. Нужно взять у нее интервью. Старушку корреспондент нашел быстро. Жила она одна во втором рабочем проезде. Звали ее Агафья Ильинична Суворова. По ее мнению ей было 132 г. Помнила Наполеона, Крымскую войну, батрачество. Происходила из крестьянской семьи и работала всю жить не покладая рук. Также утверждала, что родилась в 1804 г. В роду у нее были все долгожителями и отец, и дядя.
На здоровье не жаловалась, только сетовала на то, что живет одна. А между тем воспитала нескольких детей, в том числе, будущего живописца Александра Ильича Кравченко, действительно бывшего уроженцем Энгельса.
Корреспондент не стал разоблачать старушку, просто отметил то, что нужно ей бы пенсию назначить, а то живет одна, впроголодь.
Могло ли Агафье быть столько лет. Едва ли, а вот от 85 и до 100 – это вполне реально. Человек такого преклонного возраста просто мог не помнить о том, когда он родился, ведь в революцию многие документы были утеряны. Вот и говорила старушка то, что от нее ожидали или то, во что верила. Впоследствии ее рассказ вполне реально мог обрасти подробностями, включающими также и сталинские лагеря, так сказать, для красного словца и придания Агафье статуса великомученицы.
Сомнительно, что старушку 108 и даже 100 лет отправили в лагерь. Еще большее сомнение вызывает то, что Агафья смогла в своем то возрасте выдержать ужасы лагерей и еще прожить столько, чтобы затронуть войну и дожить до смерти Сталина, даже пережить вождя.
В поисках доказательств долгожительства
Судить о продолжительности жизни православной монахини Агафьи можно только по датам на её могиле. Там указаны годы 1810-1956. Но только лишь начертанные кем-то цифры — такое себе доказательство. Официальных документов о рождении и смерти женщины не найдено.
Говорят, родилась она в Костроме. Только в архивах города нет никаких документов о такой жительнице. Бумаги были уничтожены во время революции. С датой рождения не все просто. Если на могиле мы видим 1810 год, то по словам самой монахини она родилась в 1804 году. Есть еще одна версия (опять-таки ничем не подкрепленная), в которой упоминается дата рождения 1830 год.
Немного проще ситуация с датой смерти монахини. На памятнике указан 1956 год. Хотя, есть версия (кстати, подкрепленная информацией из архивов о регистрации захоронений на Воскресенском кладбище), что умерла она в 1944. Вместо трех два варианта с разрывом чуть более 10 лет. В жизненный путь 146 лет уже меньше верится. Но даже при самых строгих подсчетах эта женщина прожила не менее 114 лет — а это уже немало.
Внучка Суворова или Агафья Суворова
Исследователи утверждают, что у Суворова не было детей по имени Илья. К тому же Агафья, у которой брал интервью корреспондент, утверждала, что была крестьянского происхождения, батрачила. Суворов же был дворянином. Его внучка никак не могла быть батраком.
Среди множества внуков Суворова также не было никого, кого бы звали Ильей. Поэтому даже правнучкой генералиссимуса женщина из статьи быть не могла. А других прототипов-долгожителей для игуменьи не находится.
Таким образом, выяснить, кто же лежит в могиле, к которой ежедневно стекаются верующие со всех уголков России, без эксгумации тела, возможным не представляется. Но точно не внучка Суворова.
Кем была игуменья Агафья
Отмечены несостыковки и с именем женщины. В большинстве случаев она представлялась Агафьей. Но встречается и другой вариант — Агриппина Ильинична. Кто-то считает, что это варианты одного имени — мол, Агриппина полное, а Агафьей уже называли для скорости произношения.
Еще одна загадка — кем была старушка-игуменья. На могиле указано, что эта женщина — внучка Суворова. Но и тут нет никаких официальных подтверждений. Почему люди считали её родственницей известного полководца не знает сейчас никто. Но историки не согласны с данным утверждением. У Александра Васильевича было только двое детей. Дочка родила семерых внуков, но все они носили фамилию супруга — Зубовы. Да и Агриппин среди девочек не было. Сын Суворова погиб в 27 лет. Дети остались — два мальчика и две девочки. Но и тут не находим ни Агафий, ни Агриппин. Дочерей назвали Мария и Варвара.
Даже если предположить, что долгожительница была не внучкой, а правнучкой — Ильи Суворова среди внуков тоже не находим. Возможно для существования версии сыграла роль фамилия. Поэтому люди, не вдаваясь в подробности, просто причислили её к роду великого полководца. Но скорее всего они были просто однофамильцами — не более.
Интересная собеседница
Умерла ли монахиня в 146 лет или прожила меньше достоверно сказать нельзя. Но ясно то, что она жила более ста лет и стала свидетельницей многих событий в истории России. В 20 веке игуменью посетило немало журналистов — интересно было пообщаться с человеком из прошлого столетия. И она с удовольствием отвечала на вопросы.
В частности, Агафья часто рассказывала, что помнит войну с Наполеоном и крепостное право. В юности она даже была крепостной, работала у помещика Кругликова. Потом женщина была нянькой — один из её подопечных художник Кравченко. Игуменья неоднократно его вспоминала в своих интервью и гордилась тем, что воспитывала столь талантливого человека.
За годы жизни сменила несколько городов. Своего жилья у неё не было. Жила как могла, довольствовалась малым. Скорее всего пенсию она не получала. Да и не нужны были ей мирские деньги — она с легкость переносила все невзгоды и гордо проходила свой жизненный путь.
Есть в истории этой женщины и тюрьма. Посадили её скорее за веру, не за политику — в 1918 году атеисты отнесли донос на непокорную и её упекли в тюрьму на целых 24 года. Подумать только, на тот момент старушке было уже 108 лет. Но из заключения она вышла и продолжила свое дело. Помогали чем могли верующие.
В этой истории много странностей. И не жила 146 лет, и внучкой полководца не является. Но это не мешает верующим людям совершать паломничество на её могилу, потому что Агафья стал эталоном человека, преданного идеалам Православия. Те, кто побывал на месте её захоронения, уверяет, что здесь ощущается некая Благодать.
Суворов, графский титул, революция и репрессии
Согласно бытующему среди верующих мифу Агафья была внучкой генералиссимуса Суворова. Она имела титул графини и примерно до начала революции жила ни в чем себе не отказывая. Но с приходом революции дворянское положение пришлось скрывать, слишком уж отрицательно относились большевики во-первых, к бывшим графиням, во вторых, к верующим. А Агафья была верующей, регулярно посещала монастыри, молилась в церкви, собирала вокруг себя единомышленников.
Советская власть, провозгласившая религию опиумом для неоперившихся масс, не могла пройти мимо такого явного противоречия. Агафью определили в один из лагерей системы ГУЛАГ. Дополнительно обвинили в связи с белогвардейцами и шпионаже. Срок отмерили 24 года. Было это в 1918 г. Агафье к тому времени исполнилось 108 лет.
Освободилась она в возрасте 132 лет. Жила под Саратовом в городе Энгельсе. Бедствовала, нищенствовала, но помогали верующие. Не оставили, давали кров и пищу. В будние дни старушку нередко можно было встретить в одном из саратовских храмов, но выходные она неизменно проводила в Энгельсе, необходимо было отмечаться у властей по месту прописки, как бывшей заключенной.
Православные верили в то, что до революционных событий Агафья приняла постриг и даже пешком совершила паломничество в Иерусалим. Местные же власти считали старушку мошенницей, которая не только привирает по поводу своего возраста, но и пользуется верой людей для получения вполне себе земных благ.
Смерть долгожительницы
Неизвестно, добилась ли Агафья Суворова пенсии, но своего угла, по рассказам старожилов, у неё не было. Приют старушке давали верующие православные жители Саратова и Энгельса. В 1940-х годах бабушку Агафью нередко видели в Троицком соборе Саратова. Зимой она носила перелицованное пальто, а летом – старенькое бумазейное платье. По-видимому, в те годы и зародилась легенда о том, что долгожительница – внучка самого Суворова. Роль в этом сыграло совпадение фамилий, а также смутная память горожан о том, что праправнучка Суворова Ольга Нейдгардт была женой русского реформатора Петра Столыпина, который в 1903-1906 годах занимал пост Саратовского губернатора.
Документальных подтверждений тому, что Агафья Суворова умерла в 1956 году, не существует. В 2018 году протоиерей Всеволод Кулешов получил от МКУ «Администрация кладбищ» официальную справку о том что «Суворова А.И.» была похоронена на Воскресенском кладбище 13 декабря 1944 года в возрасте 114 лет. Таким образом, согласно этим данным, родилась она в 1830 году, и, конечно, не могла помнить войну с Наполеоном. Но даже в этом случае жительница Саратова должна занимать почётное место в списке российских долгожителей.
« Стояние на Угре: что произошло в 1480 году на самом деле