Ихтиостег – русский крокодил
Изучая летописи и средневековые изображения крокодилов, во множестве встречающиеся на фресках храмов Северо-восточной Руси, ученые заинтересовались данным феноменом. Тем более что животные, похожие на крокодилов, водились в Беларуси вплоть до середины XIX века. Скелет одного из них до революции украшал кабинет зоологии Минского реального училища, пока не был украден. По описанию внешнего облика и манеры поведения русского крокодила, ученые установили, кем он мог быть на самом деле. Очевидно, загадочной тварью русских летописей являлся ихтиостег. Это животное имело крепкие ноги и массивный хвост. Ихтиостег одинаково хорошо мог плавать и передвигаться по суше. Кроме того он обладал ужасной зубастой пастью. Официально данный монстр вымер одновременно с динозаврами. Но не исключено, что отдельная популяция, подобно черепахам или крокодилам Африки, выжила и просуществовала до позднего средневековья, когда и была перебита жителями Северной Европы.
« Анатолий Кашпировский: как работает самый известный экстрасенс России
Домашние ужи
Впрочем, не стоит думать, что Змей, Ящер, Полоз — это олицетворение некого абсолютного зла и кровожадности. Например, известно, что во многих регионах Руси, а также в Беларуси, Украине, Литве и у многих южных славян был крайне распространен обычай держать дома ужей для отпугивания мышей — как минимум до Средних веков, но отдельные упоминания о подкармливании ужей есть вплоть до XX века. Не отсюда ли свидетельство Сигизмунда Гербершнейна о неких домашних змееподобных существах? В его тексте у них, правда, имеется 4 лапы, а размер достигает около 60–70 см — так что остается вопрос были ли там и иные существа или же путешественник что-либо напутал.
Что касается ужей, то их приманивали к домам специально, кормили молоком, ценили, оберегали. Убивать их запрещалось — считалось, что они приносят удачу, а вот человека убившего ужа постигнет или смерть или разорение. Домашних ужей нередко ассоциировали с домовым, кстати, на Украине его и называли «домовик», а в Болгарии — «стопанин» (то есть «хозяин»), в Сербии — «чувар» (то есть «хранитель дома»). Сохранились сказки, в которых уж прилетает через трубу по ночам — впоследствии именно таким образом стали описывать и нечистую силу.
Бытовало поверье, что на поминальную Фомину неделю или праздник Троицы у ужа вырастают «золотые рожки» (корона хозяина?) — затем он сбрасывает их где-то в зарослях хвоща (=трава-«ужачка») и остаются лишь его характерные желтые пятнышки. Считалось, что если добыть эти рожки с соблюдением определенных обрядов, то можно получить мощнейший талисман. Поиски волшебных «золотых рожек» в чем-то схожи с поиском цветка папоротника в ночь на Ивана Купалу.
Хвощ
Нередко змеи, и в частности ужи, именовались солнечными существами — потому что они просыпаются весной именно тогда, когда солнце начинает прогревать землю, светить теплее и ярче, то есть являются предвестниками солнца. Это наводит на мысль, что Уж-Хранитель и Царь Морской — это совсем разные персонажи, ведь последний обычно ассоциировался с темным, подводным или подземным миром, с некой жертвой, а первые, как выяснилось — с солнцем, светом и защитой.
Неизвестный науке зверь
Последнего крокодила поймали в белорусских болотах в 1885 году. Чучело монстра долгое время украшало зоологический кабинет реального училища г. Минска. Директор этим экспонатом гордился ужасно. Гражданскую войну чучело пережить не смогло.
Конечно, вряд ли этот зверь, был именно крокодилом. В северных широтах обитатель Африки или Индии умер бы на 3-4 день. Но если был северный слон – мамонт, то вполне мог существовать и северный вариант крокодила.
Конечно, вероятность, что в глухих болотах северо-запада России до сих пор обитают представители неизвестного науке вида животных, практически равна нулю. Тогда порадуемся за наших предков, которым посчастливилось видеть вымерших к сегодняшним временам «славянских крокодилов».
Автор Klim Podkova
Нашествие чудовищ
Самое интересное, что описание нападения крокодилов на Великий Новгород и ряд других, менее значимых городов древней Руси сохранились во многих летописях. В частности Псковская летопись, датированная 1582 годом, утверждает: «В лета 7090 поставиша город Земляной в Новегороде. Того же лета изыдоша коркодили лютии зверии из реки, и путь затвориша; людей много поядоша, и ужасошася людие и молиши бога по всей земли; и паки спряташася, а иних избиша». Комментарии, как говорится излишни. Впрочем, возможно наши предки, говоря о крокодилах, имели в виду некое иное животное? Вовсе нет!
Известный советский историк академик Б.А. Рыбаков в своих научных трудах утверждал, что эти речные пресмыкающиеся на Руси действительно существовали. Об этом можно судить по культу ящера, который был широко распространен в Великом Новгороде.
Крокодил – оборотень
Примечательно, что если в Европе в оборотни оборачивались волками, то в древней Руси, согласно «Повести о Словене и Русе», колдуны превращались в крокодилов. В предании старший сын князя Словена, правившего в Великом Новгороде, слыл искусным чародеем и периодически представал перед людьми в обличье крокодила. Об этом говорят старинные летописи: «Болший сын оного князя Словена Волхов бесоугодный и чародей лют в людех тогда бысть, и бесовскими ухищренми и мечты творя и преобразуяся во образ лютаго зверя коркодела, и залегаше в той реце Волхове водный путь и непокланяющихся ему овых пожираше, овых изверзая потопляше; сего же ради люди, тогда невегласи, сущим богом окаяннаго того нарицаху и Грома его, или Перуна, нарекоша».
Самое интересное, что данный текст вошел в Цветник 1665 года и Хронограф 1679 года — документы, не вызывающие у историков никаких сомнений в своей подлинности. Если верить текстам летописей, то древняя Русь просто кишела этими ужасными тварями. Причем наши предки отлично знали, о ком писали. Как известно, еще в XIII — XIV веках славяне посещали Индию и имели представление о внешности индийских крокодилов.
Обряды связанные с жертвами Морскому Царю, Николе Мокрому и воде
Этнограф А. Н. Афанасьев (1825—1871 гг.) зафиксировал в такой обряд, проводимый крестьянами еще в XIX веке (!):
Это ни что иное как отправка своеобразной «дани» Морскому царю. Стоит только поражаться, насколько «живым» он должен был быть в представлениях крестьян, если они считали необходимым отправить под воду коня-кормильца. Ведь всем исследователям народных обрядов, примет и традиций известно, что в мире земледельца просто не было место чему-либо ненужному.
Любопытно, что описанный обряд проводился именно в зимнее время (зимой Ящер испытывает затруднения с добычей пропитания?). А вот другой этнограф — Б. А. Успенский записал в 1982 году уже другой обряд, привязанный ко дню Николы Зимнего, он же Никола Мокрый или Никола Морской, совершаемый на Онежском озере 6 декабря:
Кстати, в некоторых версиях былины о Садко, последний, после своего спасения из подводного царства, ставит церковь-однодневку (т. е. срубленную и поставленную в течение 1 дня) именно в честь святого Николы. Получается, что Никола в некотором смысле перенял на себя определенные «функции» Морского змея/царя — стал «вместо» него покровительствовать рыбакам, и ему же они стали совершать символические жертвоприношения — ровно в те же дни и с соблюдение тех же обрядов.
какой-нибудь
Наталья Буканова
Своеобразную «жертву» воде можно увидеть и в известной легенде о том как Стенька Разин бросил в Волгу персидскую княжну — крайне ценный подарок, с которым атаману, исходя из начала песни, вероятно, было жаль расставаться:
Иван Билибин, Степан Разин
А былинный богатырь Илья Муромец, отправляясь на подвиги, опускает в Оку корочку хлеба на прощание — «за то, что кормила и поила его». Читать больше интересных и малоизвестных фактов про русских богатырей и настоящие тексты былин.
Наконец, до наших дней сохранилась народная песня про Ящера (или Яшу), которую в 2002 году «воскресил» фолк-коллектив «Иван Купала», а до этого ее нередко исполняли во время детских хороводных игр в XX веке.
Суть игры заключалась в том, что из мальчиков выбирается «Яша», который сидит на условном постаменте в центре хороводного круга и выбирает себе «невесту». Хоровод поет:
Поразительно то, что повсеместно в самых разных регионах страны мальчик-герой именовался Яшей, хотя этого не требует рифма данной песни. Но, оказалось, что в записях этнографов XIX века сохранился более старый вариант этой песни, который был известен в Беларуси и Брянской области:
То есть Яша — это все тот же Ящер, имя которого было «скрыто» путем небольшого видоизменения. Он сидит на золотом троне, хочет жениться и выбирает себе «красную девку», которая, очевидно, и станет его жертвой-невестой. К этому же образу стоит добавить и расхожее поверье о том, что водяные берут в жены утопленниц.
Автор картины неизвестен
Первые упоминания о крокодилах
Крокодил (или коркодил) впервые встречается в документах XII века. Киевский митрополит Никифор в своем послании Владимиру Мономаху упоминает крокодила, причем не сопровождает упоминание подробным разъяснением, что это за зверь, как выглядит, чем питается и пр, видимо считая это излишним: князь и так знает.
Автор «Похвалы Роману Мстиславичу Галицкому» (1201 год), сравнивает героического князя со львом, туром, рысью, орлом и… крокодилом. «Устремил бо ся бяше на поганыя яко и лев, и губяше яко и коркодил». Как видим, автор знал, что крокодил – зверь опасный и встреча с ним не предвещает ничего хорошего. При этом автор также был уверен, что нязь, прочитав о крокодиле, не спросит с удивлением ближайшего советника: «Крокодил… А это что за чудо такое?»
Ну ладно, это князья, люди образованные, а простые русичи о крокодиле могли и слыхом не слыхивать. Да нет, слыхали.
Амулеты «змеевики» на Руси
Кстати, есть еще один крайне загадочный исторический феномен, связанный со змеями и — возможно, именно с «солнечными» ужами — это так называемый амулет-«змеевик». Он выбивается из привычной картины мира тем, что на одной стороне этого медальона всегда изображался какой-то библейский сюжет, либо святой, а на другой — человеческая голова в окружении сплетенных змей, напоминающая голову греческой медузы Горгоны. Эта голова на амулете может быть как мужской, так и женской, а самих змей может быть от 6 до 14. Более того, иногда на амулете изображена даже не голова, а условный змее-человек — туловище которого или ноги превращаются в змей. Тексты же на обоих сторонах медальонов христианские — прославляющие бога и святых и призывающие защитить «раба божьего…»
Такие амулеты змеевики находили в больших количествах по всей территории Руси. Считается, что они имели хождение примерно до XII века. Некоторые из них выполнены из серебра или золота и даже приписываются в собственность князьям — например, Владимиру Мономаху.
Змеевик Владимира Мономаха
Как же головы в кольце змей могут уживаться на одном амулете с христианскими сюжетами? Объяснить столь необычное соседство никто не берется. Интересно, что в музейных экспозициях подобные артефакты оказываются то на стендах языческих амулетов (если развернуты вперед змеями), то на стендах с христианскими (если развернуты стороной со святым).
Различные варианты амулетов змеевиков Древней Руси
Но может статься, что мы просто мало знаем не только об исконном дохристианском мировоззрении своих предков, но и о ранних веках христианства на Руси. Что осталось за гранью раскола и никонианских реформ XVII века? Почему люди массово шли на смерть за веру или уходили целыми старообрядческими общинами за Урал, в Сибирь? Возможно, на каком-то этапе христианства и змея/змей не всегда отождествлялась с чем-то дурным.
Чудо-юдо славянских земель
В сборнике «Цветник» (1665 год) среди прочих преданий о языческих временах есть легенда о князе Волхове, который при желании мог обратиться в «лютого зверя крокодила». В зверином виде князь обитал в реке, требовал себе поклонения, а не желающих ему оказывать подобающие почести топил и пожирал. Ну типичный крокодил!
Но может быть, слово «крокодил» было для русских людей нечто вроде «чуда-юда», и называли им всякое страшное животное?
Нет, русские люди прекрасно знали, как выглядит крокодил. Русские паломники посещали святые места Израиля, Египта и видели настоящих крокодилов. В «заметках путешественников» есть достаточно точные описания: большой зверь, рыба (т.е. живет в воде), четыре ноги, острый хвост, огромная пасть, «зубы яко пилы» и «как пасть раскроет, весь ею становится». Ни с кем не спутаешь.
В большой моде были ковши, ручки которых были сделаны в виде крокодилов. Так что, именуя чудище крокодилом, наши предки вполне ясно представляли, о ком идет речь. Но, как оказывается, славяне не только слышали о крокодилах, но и видели их живьем.
Ящеры пермского звериного стиля
«Пермский звериный стиль» («шаманские изображения», «чудские образки», «культовое литьё») — собирательное название, характеризующее стиль самобытных археологических находок, которые находят повсеместно от Урала до Енисея. Наибольшая концентрации их в Верхнем Прикамье. Большинство найденных предметов — это литые бронзовые пластины размером примерно с человеческую ладонь.
Считается, что подобные пластины изготовлены в VII — XII в. н. э., а их авторство приписывают загадочному народу чуди белоглазой — который необъяснимым образом исчез, но оставил после себя множество легенд.
Один из характерных сюжетов пермского звериного стиля — наряду с человеком-лосем, птицей и медведем, является ящер. Чаще всего он изображен вместе со стоящим или едущим на нем человеке. Иногда он присутствует в тройственных образах, где олицетворяет подземный/подводный мир (наряду с миром земли и миром неба, которые представлены лосями и птицами).
Сегодня в музеях представлены в основном только бронзовые пластины и фигурки, однако есть множество свидетельств о том, как аналогичные серебряные и золотые предметы с Урала отправляли на переплавку и продажу буквально тоннами. При этом специалисты XIX отмечали, что качество этого серебра гораздо выше, чем у современных мастеров. Есть также сведения о высоком уровне знаний народа чуди в горнодобывающем деле — так, Д.Мамин-Сибирияк писал, что:
Ящеры в архитектуре
Изображение Ящера, Змея или Дракона нередко встречается на наличниках северо-западных областей, но есть они также и камне и металле — причем непосредственно в церквях.
Так на одном из барельефов храма Покрова на Нерли 1165 г. изображены крокодильи морды.
Фото Покрова на Нерли
Есть изображения ящеров и на находках сделанных при раскопках Вщижского городища XII века, в частности на главном артефакте — металлических арках «напрестольной сени», которая воздвигалась над алтарем во время торжественных богослужений.
Интересно, что здесь ящер также расположен как бы в фундаменте всей системы — «на нем держится» мир земной и небесный, а само расположение ящера таково, что он одновременно находятся и рядом с восходящим солнцем и рядом с заходящим.
Считается, что такой «языческий образ» оказался на христианской арке именно в силу «неистребимости» представлений о ящере, как о неотъемлемой части мироздания у славян.
Вщижские арки, XII в.
Велес-Змей/ Перун-Воин
Интересно, что мотив змееборчества был присущ мировоззренческой парадигме наших предков изначально в составе дуалистичной концепции восприятия мира: День-Ночь, Сила-Мудрость, Активное-Пассивное, Явное-Неявное, Пробуждение-Сон… Все эти понятия сконцентрированы в вечном противостоянии пары главных богов Перуна и Велеса, где:
- Перун символизирует силу неба, света, ветра, дождя, грозы, активные, созидательные, кипящие и даже яростные энергии,
- а Велес — силы земли, текучей воды (вспомним о Ящере), ночи, темноты, холода, снега, мороза, звезд, все тайное, непознанное, сакральное, непроявленное.
При этом, хотя главными животными ипостасями Велеса являются медведь и волк, он же — именно во время поединка с Перуном — может представляться в образе Змея. Причем аналогичный сюжет борьбы солнечного бога Громовержца со Змеем есть почти во всем индоевропейских культурах: в Индии — это Индра побеждающий змея Вритру, в Греции — Зевс побеждающий Тифона, в Скандинавии — Тор побеждающий Ермунганда, в хеттской культуре — Бог Грозы противостоящий Иллуянке.
Важно понимать, что в этой паре Велес вовсе не является воплощенным Злом или какой-то«анти-жизнью» — он другая сторона Жизни, ее неотъемлемая часть. Ведь не плоха ночь со сверкающими звездами, или осенняя пора, когда собирают урожай, или зима, дарящая время на покой и раздумья.
Максим Сухарев. День и Ночь (Белобог и Чернобог)
Нескончаемый поединок Бога-Воина Перуна с Богом-Мудрецом Велесом в первую очередь отображает противостояние разных энергий: смену дня и ночи, светлого времени года и темного. А все поворотные точки и древние праздники славян были четко привязаны к дням солнцестояний и равноденствий. Так:
-
21 декабря на Коляду/Солнцеворот силы начинают возвращаться к Перуну, его светлые энергии вместе с ростом продолжительности дня будут набирать силу вплоть до 21 июня — дня Ивана Купалы.
-
после Ивана Купалы начинается пора Велеса, который достигает пика могущества в темные декабрьские ночи перед новой Колядой.
И если тема «побеждающего бога» впоследствии органично совпала с темой борьбы чего-то нового, светлого и доброго с чем-то старым, злым и плохим и могла быть интегрирована в новую религиозную концепцию, то тема мистического бога-ящера оказалась совершенно чужда и неуместна в новых реалиях, поэтому из равноправной грани вселенной она со временем трансформировалась в образ зла. Более того, сам сюжет победы Воина над Змеем стал подразумевать победу христианства над диким язычеством. И поэтому все свидетельства почитания Ящера стали искореняться и уничтожаться с особым напором, равно как, возможно, и сами рептилии — если таковые действительно физически существовали на наших землях и тем паче выступали объектами поклонения.
________________
Так, может быть, почитание Змея или Ящера — это ничто иное, как дань уважения славянскому богу Велесу, проявление его культа? Вопрос в том, что было первично. Может быть, наоборот — из-за того, что Ящер являлся в некоторой степени привычным созданием, наряду с волком и медведем, его облик и приписали богу Велесу как наглядное олицетворение мощи (под) водной стихии?
И если какие-либо ящеры или крокодилоподобные существа когда-либо населяли Русь — сохранились ли они где-либо сегодня? Ответы следует искать в глубине псковских и новгородских озер и болот, исследованных зачастую не больше, чем удаленные уголки Сибири. Может ли какой-то реликт эпохи динозавров затеряться в них без следа? Без сомнений — это так. А если и нет — то, пожалуй, стоит в это верить хотя бы потому, что мир, где легенды и мифы могут оживать наяву прекрасен самой мыслью о возможности прикоснуться к еще неоткрытой тайне.
Артефакты со змеями, ящерами и крокодилами на Руси
Украшения и предметы быта
В северо-западных регионах Руси, особенно в псковской и новгородской области образ водяного ящера — частый элемент росписи, резьбы, украшений. Он встречается повсеместно — на цепочках и бляшках, в конструкциях домов и кораблей (нос судна нередко выполнялся в форме головы чудовищного ящера), на предметах быта (ручки ковшей, прялки) и проч. Вот лишь некоторые примеры:
Ручка ковша в форме головы дракона. Дерево, резьба. Конец XIII в. Новгород.
Накладная бляха с изображением дракона XIII в. Новгород.
Накладная бляха с изображением дракона XIII в. Новгород.
Накладная бляха с изображением дракона. XIV в. Новгород.
Дракон. Накладная пластина. Кость. XIV в. Новгород
Головы ящеров на конструкциях домов и ручках ковшей. Новгород
Гусли
Но особенно устойчива связь Ящера с гуслями. Эту тематику детально изучал еще известный советский академик Б. А. Рыбаков:
Особенно интересно в описанных гуслях то, что «мифический» — на наш сегодняшний взгляд — ящер соседствует с реальными животными — львом и конем. Читать подробнее про образы гусляров в русской культуре и очаге гусельной традиции на северо-западе Руси.
Более того, устойчивое использование образа Ящера на гуслях позволяет связать ритуальную игру на этом инструменте с культом Морского царя и объяснить многие части былины о Садко. После того, как Садко порадовал Морского властелина игрой на гуслях на берегу Ильмень-озера — к нему сразу приходит удача и процветание. Морской царь помогает ему несказанно разбогатеть, подарив ему рыбку-золотое перо, что позволило Садко выиграть спор с купцами и скупить товары всего Новгорода. Однако, спустя какое-то время, царь Морской вновь вспоминает о своем подопечном и гневается, что тот не посылает ему подарков — на море начинается страшный шторм, остановить который не помогает ничего. Купцы тянут жребий кому из них отправляться к Морскому царю и выпадает Садко. В некоторых вариантах былины сохранились такие строчки:
Далее из текста ясно, что Морской царь жаждет навсегда оставить Садко в своем подводном царстве. Интересно, что облик Морского Царя в былине никак не описывается — в действительности им может быть кто угодно, но в нашем воображении — благодаря многим известным картинам — закрепилось именно антропоморфное его изображение.
Борис Ольшанский. Садко в подводном царстве.
Но может быть, Морской или Поддонный царь — это и есть тот самый Ящер или Змей?
Фреска в Старой Ладоге
Крайне любопытное изображение некого крокодилоподобного существа можно увидеть на фреске «Чудо Георгия о змие» Георгиевской церкви в Старой Ладоге (ок.1167 г.).
В ней исследователей удивляет то, что здесь нет и намека на поединок: Георгий здесь вовсе не пронзает змея копьем — более того, хрупкая женщина справа от воина спокойно ведет «коркодила» за собой на поводке, как домашнее животное.
Арзамасский монстр
В Арзамасском архиве хранится документ, датируемый 1719 годом за подписью земского комиссара Василия Штыкова. После страшной бури, нанесшей губернии страшные убытки, жители города нашли «змея великого», который смердел ужасно. В документе змей описан как монстр с короткими лапами и огромной пастью, полной острых зубов.
Фото из открытых источников
Помятуя указ Петра I о сборе для кунсткамеры всяких диковин, тело «змея» упаковали в бочку в двойным вином и отправили в Санкт-Петербург. Среди экспонатов кунсткамеры арзамасский монстр не значится. Видимо, все таки протух по дороге. Но сам факт события сомнению не подлежит. Вряд ли кто-то решился бы разыгрывать грозного императора. Петр I был на расправу скор и «шутник» вполне мог остаться без головы.
Славянские крокодилы
Опять же, листаем документы. Псковская летопись, 1582 года: « Изыдоша звери лютыя крокодилы из реки и людей многих поедоша». Летописец не ограничивается простой констатацией факта. Упоминается, что люди прятались по избам и молились о спасении, но лишь немногим удалось уцелеть.
Но можно ли верить этому? Не является ли этот триллер XVI века (Хичкок отдыхает) плодом воображения перебравшего хмельной браги инока? Если автор и сгустил краски, то самую малость.
Английский купец Джером Горсей, посетивший Московию в 1589 году, пишет, что на берегу одной из рек видел тело мертвого крокодила. По его приказу слуги разорвали тело чудища копьями, и от трупа пошел такой смрад, что англичанин, глотнув ядовитого воздуха, несколько дней провалялся больным в ближайшей деревне.
В конце XVI века уже была открыта Америка, найден морской путь в Индию, изображения рептилии Горсею наверняка попадались, и он не мог назвать крокодилом дохлую щуку. Что же касается размеров, то вряд ли копьями стали бы рвать маленькую тушку.
Австрийский посол в России Сигизмунд Герберштейн, побывавший в России и Литве в 1517 и 1562 г. также пишет о змеях на коротких лапах, напоминающих ящериц. В Жемайтии (северо-запад современной Литвы) местные жители поклонялись им и подкармливали. Согласно Герберштейну, эти «ящерки» вымахивали до 65-70 см. Если они еще и обладали агрессивным нравом, то неудивительно, что жители Жемайтии этих «крокодилов» опасались.