Разбор демоверсии ЕГЭ 2023 по обществознанию
Первое задание не изменилось. Нужно найти два выпадающих понятия.
Задания 2–4
В этих заданиях проверяют знания по разделу Человек и общество. Выбираем верные суждения или устанавливаем соответствие.
Проверяются знания из раздела Экономика. Выбираем верные суждения из списка.
Единственное задание в тесте по теме Социальные отношения. Внимательно читаем и выбираем верные суждения.
Нужно проанализировать график и выбрать подходящие суждения.
Задания из раздела Политика. Нужно выбрать верные суждения.
Проверка знаний по теме Право.
В заданиях нужно ответить на вопросы по тексту. Выпускники часто делают ошибки из-за невнимательности.
Задания 20–24
Задания с развёрнутым ответом.
Особое внимание на 24 задание — написание плана. Именно на нём легко потерять баллы из-за несоблюдения критериев
Подробно поговорили об этих заданиях в видео разборе демоверсии ЕГЭ 2023 по обществознанию.
Если вы хотите сдать ЕГЭ по обществознанию на 80+ баллов, то записывайтесь на курс «Основа». Это девять месяцев нескучной подготовки с единомышленниками, весёлым преподом, личными наставниками, интересными домашками и практикой.
Вести с «полей»
По официальным данным ЕГЭ проходит в штатном режиме:
9 июня 2022 года прошёл ЕГЭ по обществознанию. Это самый массовый экзамен после обязательных русского и математики. Баллы будут известны после 22 июня.
Ежегодно (в период томительного ожидания результатов) развлекаю себя и читателей систематизацией и публикацией заданий, которые были на реальном экзамене.
Думаю, что это важно для коллег, которым предстоит впервые готовить своих учеников к ЕГЭ-2023. Реальные задания интересны и для выпускников будущего года
Надеюсь, что они уже готовятся к экзаменам и следят за изменениями, произошедшими в этом году.
Задание 25
Данное задание предполагает обоснование или объяснение теоретического положения или социального явления, мнения, а также иллюстрацию примерами определённого аспекта, так или иначе связанного с темой, по которой выпускник пишет план.
Алгоритм выполнения
- Проанализировать теоретическое положение из текста задания.
- Аргументированно сформулировать обоснование в нескольких распространённых предложениях.
- Ответить на второй вопрос. Эксперт засчитает его только при корректном указании названий трёх элементов.
- Привести примеры в соответствии с заданием.
Все требования к ответу уже прописаны в условии, поэтому выпускнику просто необходимо им следовать. Правила для оформления ответа не предусмотрены, поэтому он может быть записан в свободной форме.
Баллы и критерии
Задание 25 оценивается по трём критериям. Первый критерий связан с обоснованием теоретического положения: за корректное обоснование в нескольких предложениях может быть начислено 2 балла.
Второй критерий связан с ответом на вопрос: если указано необходимое количество требуемых объектов при отсутствии неверных позиций, будет начислен 1 балл.
Ещё 3 балла можно получить по третьему критерию: для этого нужно привести три примера по теме при отсутствии дополнительных (сверх требуемых трёх) примеров, содержащих неточности/ошибки.
Всего за успешное выполнение задания можно получить 6 баллов.
Примеры
Разберём примеры ответов на задание 25 из демоверсии 2023 года.
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте необходимость политического многообразия, многопартийности в демократическом обществе. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
2) Какие политические партии действуют в Российской Федерации? (Назовите любые три партии.)
3) Для каждой из указанных в пункте 2 партий приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции политической партии в жизни российского общества и государства. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции.)
Пример 1
- Необходимость заключается в том, что в демократии надо обеспечить политическое многообразие и многопартийность.
- Партии в РФ: «Единая Россия», КПРФ и «Новые люди».
- Партия «Новые люди» выдвинула своих кандидатов на выборах в Государственную думу в 2021 году (электоральная функция).
Ответ оценён 2 баллами из 6 возможных:
- К1 — 0 баллов: обоснование не засчитано, так как нет аргументации;
- К2 — 1 балл: есть ответ на второй вопрос: перечислены политические партии в РФ;
- К3 — 1 балл: приведён только один пример.
Пример 2
В демократическом обществе важнейшими элементами являются народовластие и идеологический плюрализм
Поэтому так важно, чтобы различные интересы социальных групп были представлены через партии, общественные организации и законодательный орган (парламент)
В РФ существует множество партий: лейбористская партия России, «Новые люди», КПРФ и др.
Выдвигает своих кандидатов (электоральная функция).
Поддержка пенсионеров (функция представительства интересов большинства социальных групп).
КПРФ разработала новую политическую программу по соблюдению прав человека (идеологическая).
Ответ оценён 2 баллами из 6 возможных:
- К1 — 1 балл: обоснование засчитано;
- К2 — 0 баллов: второй вопрос не засчитан, так как в России нет лейбористской партии;
- К3 — 1 балл: корректно приведён только один пример, первые два примера — словосочетания, не могут быть засчитаны.
✅ ЗАДАНИЕ 21
Задание на анализ графика по спросу и предложению.
Подробный разбор 21 задания пробного варианта (по вопросам)
Первый вопрос: как изменилась равновесная цена?
Равновесная цена — это точка пересечения кривых спроса и предложения. На данном графике у нас две таких точки: пересечение D и S, а также D и S1. Чтобы понять, как изменилась равновесная цена, находим значения двух этих точек по оси P (P — это цена, Q — это количество товара). Значение точки пересечения S и D будет больше, чем значение точки пересечения S1 и D. Соответственно, равновесная цена уменьшилась.
Второй вопрос: «Что могло вызвать изменение предложения? Укажите одно любое обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания)».
В задании указан рынок ультрабуков. Здесь мы можем указать множество различных факторов: удешевление технологий производства ультрабуков, государственная поддержка производителей ультрабуков, уменьшение цен на комплектующие, входящие в ультрабуки и т.д. Возьмем вариант «удешевление технологий производства ультрабуков». Можно дать такое объяснение: «удешевление технологий производства ультрабуков снизило издержки производителей, и теперь они готовы производить больше ультрабуков по меньшей цене».
Третий вопрос: «Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если снизится мода на ультрабуки при прочих равных условиях?»
Если снизится мода на ультрабуки, то спрос, естественно, понизится. При снижении спроса снизится и равновесная цена. Это логично, т.к. люди будут готовы приобрести данные товары уже по меньшим ценам.
✅ ЗАДАНИЕ 17
Что проверяется в 17 задании ЕГЭ-2022 по обществознанию?
Как и раньше, 4 задания в ЕГЭ по обществознанию посвящены анализу текстового отрывка. В моем пробном варианте текст посвящен инфляции.
В 17 задании нужно ответить на 3 вопроса. Материала текста достаточно для ответа на каждый вопрос.
Полный разбор 17 задания пробного варианта (по вопросам)
«Назовите три случая инфляции по причине недостаточного предложения, указанные в тексте».
Это
- неурожай,
- ограничения на ввоз продукции из-за рубежа,
- действия монополиста.
«Какой фактор может способствовать формированию дополнительного проинфляционного давления из-за недостаточного предложения?«.
Этот фактор — повышение издержек.
«Как инфляционные ожидания влияют на принятие решений производителями?»
Они влияют:
- на установление цен производителями на их собственную продукцию,
- на ставки заработной платы,
- на определение объемов производства и инвестиций.
Полезный совет
Избегайте избыточного цитирования текста. Отвечайте по существу на заданный вопрос. Избыточное цитирование в ряде случаев не будет засчитано за правильный ответ. Например, во втором вопросе, где нужно назвать фактор, простое цитирование предложения «Повышение издержек… из-за недостаточного предложения» не является конкретным ответом на вопрос.
Как оценивается 17 задание?
В новой демоверсии введены «штрафные баллы». Если у вас, наряду с правильными ответами, есть ответы с неточностями и ошибками, баллы понизят в ряде заданий — с 17 по 23 и в 25.
Равновесная цена, спрос и предложение
В рамках рынка и рыночных отношений механизмы спроса и предложения являются одними из ключевых. Разберемся в них подробнее.
Спрос
Начнем со спроса и факторов, которые могут его изменять. Если говорить простым языком, то спрос — это наше желание и возможность приобрести определенный товар или услугу. То есть спрос — это механизм, отражающий поведение потребителей. На экономическом графике спрос обозначается буквой D от английского слова demand.
Спрос (D) — желание и возможность покупателя приобрести определенное количество товаров или услуг по определенной цене в определенный момент времени.
Как определить характер изменения спроса: увеличивается он или уменьшается? Все очень просто:
1. Стрелка вправо (→) — спрос увеличивается: большее количество людей готовы приобрести тот или иной товар или услугу.
2) Стрелка влево (←) — спрос уменьшается: меньшее количество людей готовы приобрести тот или иной товар или услугу.
Теперь давайте определим факторы, влияющие на изменение спроса. Знание этих факторов поможет вам со 100%-й уверенность справиться с заданием 21.
Предложение
Предложение отображает процессы со стороны продавца или производителя товара, услуги. На экономическом графике спрос обозначается буквой S от английского слова supply.
Предложение (S) — желание и возможность продавца продать определенное количество товаров или услуг по определенной цене в определенный момент времени.
Характер изменений предложения носит такой же характер, как и у спроса:
1. Стрелка вправо (→) — предложения увеличивается: продавец или производитель готов и может продать большее количество товаров или услуг.
2. Стрелка влево (←) — предложение уменьшается: продавец или производитель готов и может продать меньшее количество товаров или услуг.
Для лучшего понимания того, что может повлиять на предложение, зафиксируем основные факторы, которые оказывают влияние на изменения предложения.
Этой таблицей вы можете пользоваться, когда будете тренироваться решать задание 21 ЕГЭ по обществознанию.
Равновесная цена
Нам осталось разобраться с понятием равновесной цены или состояния. В задании 21 часто могут попросить провести анализ влияния спроса и предложения на равновесную цену. На рынке и продавцы, и покупатели стремятся добиться договоренностей, которые устроят обе стороны. Когда они приходят к согласию, рынок достигает равновесия. На графике равновесная цена находится на пересечении между кривой спроса и предложения.
Равновесная цена — это цена, при которой потребитель готов приобрести товар или услугу, а производитель готов продать. Достигается полный компромисс между производителем и покупателем.
Давайте зафиксируем, как будет изменяться равновесная цена при изменении спроса и предложения.
Например, в 2023 году появится новая модель планшета: она весит меньше предшественников и имеет улучшенный процессор. Значит, и спрос на эту модель возрастет, а это приведет к повышению равновесной цены.
Мы разобрались, что такое равновесная цена, спрос и предложение. И самое главное — знаем факторы, влияющие на спрос и предложение, и то, как они, в свою очередь, оказывают эффект на равновесную цену.
✅ ЗАДАНИЕ 23
Новое задание на знание Конституции РФ.
В задании нужно привести положения Конституции РФ, которые связаны с защитой семьи и детей в РФ.
Разбор задания
Могут быть названы, например:
а) Согласно Конституции РФ воспитание детей является не только правом, но и обязанностью родителей (это защищает право детей на воспитание);
б) В Конституции РФ содержится гарантия социального обеспечения для воспитания детей;
в) По Конституции РФ родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования — это защищает право детей на получение образования;
г) Конституция РФ устанавливает приоритет семейного воспитания детей;
д) По Конституции РФ государство берет на себя обязанности родителей для детей, оставшихся без попечения — это защищает детей, которые по тем или иным причинам не растут в семье.
Могут быть названы и другие положения Конституции РФ, соответствующие требованиям задания.
Что изменилось в ЕГЭ 2023 по обществознанию
Максимальный первичный балл за выполнение работы увеличили с 57 до 58.
За 3 задание уменьшили баллы — теперь за него можно получить 1 балл вместо двух.
В 18 задании появилась новая формулировка. Необходимо указать не менее трёх основных признаков и объяснить связь». Также в нём:
- Два вопроса, связанных с текстом. Нужно дать ответы на два вопроса, которые связаны с текстом.
- Три признака. В первом элементе ответа на задание нужно указать не менее трёх признаков понятия, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два признака.
25 задание теперь оценивается не в 4, а в 6 баллов. В нём должны быть:
Детализированная формулировка. Выделены и пронумерованы три элемента ответа, которые обязательно должны присутствовать в полном правильном ответе: 1) обоснование; 2) ответ на вопрос; 3) примеры; Для каждого из них выделен отдельный критерий: 25.1–25.3.
За обоснование ставится — 2 балла, за ответ на вопрос — 1 балл, за примеры — 3 балла.
- Обоснование только в нескольких распространённых предложениях. Теперь, если привести обоснование в первом предложении, то будет выставлено 0 баллов за данный критерий.
- Опора на обществоведческие знания. К обоснованию добавляется приписка Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи Это означает, что теперь будет делаться упор на то, чтобы выпускник продемонстрировал на экзамене владение базовым понятийным аппаратом социальных наук и умение выявлять связи социальных объектов и процессов.
Составили план из 14 простых шагов и собрали лучшие ресурсы, которые помогут эффективно подготовиться к ЕГЭ по обществознанию и сдать экзамен на высший балл.
✅ ЗАДАНИЕ 25
Разбор задания
Задание 25 тесно связано с заданием 24, но оценивается отдельно.
Здесь нужно ответить на несколько вопросов.
Первый вопрос: «Объясните, почему в демократическом государстве введение чрезвычайных судов является недопустимым».
Можно ответить следующее. Деятельность чрезвычайных судов нарушает уже установленный порядок рассмотрения судебных дел, что создает не только хаос в судебной системе, но и нарушает гарантии судебной защиты граждан. Например, передача чрезвычайным судам дел, которые до этого были подсудны другим судам, зачастую связана с ущемлением прав граждан.
Также деятельность чрезвычайных судов нарушает важнейшие принципы судебной системы (право обвиняемого на защиту, на обжалование приговора), что характеризует чрезвычайные суды как карательные органы, недопустимые в условиях демократии.
Деятельность чрезвычайных судов нарушает ряд прав граждан, которые защищаются в демократическом государстве: право на свободу мнения, на оппозицию, на свободу совести и т.п.
Второй вопрос: «Назовите не менее трех типов дел, которые могут рассматриваться судами общей юрисдикции».
Типы дел: гражданские, уголовные, административные дела.
Третий вопрос — «На трех примерах покажите, как в РФ обеспечиваются права граждан, связанные с судебной защитой».
Здесь нужно, соответственно, назвать права граждан и показать, как они обеспечиваются в РФ.
Первое право — право на обращение с иском в суд. Пример-модель: «Василий К. недоволен действиями авиакомпании. Рейс авиакомпанией был отменен, а компенсацию Василий К. не получил. На досудебную претензию авиакомпания не ответила в установленный срок. Василий К. обратился в суд общей юрисдикции с требованием возвращения всего причиненного ущерба и морального вреда. Иск Василия К. был принят судьей».
Второе право — право обжалования решений различных органов и организаций в суде. Пример-модель: «Анатолий В. был незаконно уволен с работы по сокращению штатов без предоставления выходного пособия. Анатолий В. обжаловал незаконное увольнение в суде и выиграл дело».
Третье право — право на рассмотрение дела в разумный срок. Пример-модель: «Игорь В. подал иск в отношении незаконных действий туристической фирмы. Однако дело рассматривается очень медленно. Игорь В. подал заявление председателю суда об ускорении рассмотрения дела».
Какие планы были на ЕГЭ?
По сложившейся традиции планы на экзамене охватывают все разделы курса обществознания.
По философии планы ЕГЭ прошлых лет можно посмотреть в статьях:
«».
«»
Экономика:
В этом учебном году было несколько планов по этому разделу:
Рисунок 5. Формулировка заданий ЕГЭ №№24 и 25 со слов выпускников 2022 года
Рисунок 6. Формулировка заданий ЕГЭ №№24 и 25 со слов выпускников 2022 года
Рисунок 7. Формулировка заданий ЕГЭ №№24 и 25 со слов выпускников 2022 года
Рисунок 5. Формулировка заданий ЕГЭ №№24 и 25 со слов выпускников 2022 года
Темы планов по экономике прошлых лет читайте в статье
«».
Планы по социологии прошлых лет можно найти в публикации
«Что будет на ЕГЭ в задании 28 по социологии».
Политология (Политика):
Рисунок 10. Формулировка заданий ЕГЭ №№24 и 25 со слов выпускников 2022 года
Рисунок 11. Формулировка заданий ЕГЭ №№24 и 25 со слов выпускников 2022 года
Рисунок 10. Формулировка заданий ЕГЭ №№24 и 25 со слов выпускников 2022 года
Планы по политологии, которые встречались на ЕГЭ в разные годы найдёте в статье
«».
Право:
Рисунок 12. Формулировка заданий ЕГЭ №№24 и 25 со слов выпускников 2022 года
Рисунок 13. Формулировка заданий ЕГЭ №№24 и 25 со слов выпускников 2022 года
Рисунок 14. Формулировка заданий ЕГЭ №№24 и 25 со слов выпускников 2022 года
Рисунок 12. Формулировка заданий ЕГЭ №№24 и 25 со слов выпускников 2022 года
В прошлые годы на ЕГЭ уже были эти темы. В чём Вы можете убедиться в публикации
Более подробную информацию о составлении развёрнутых планов можно найти в статье
Номер задания изменился с №28 на №24, но его суть и требования к выполнению практически не поменялись, поэтому содержание публикации остаётся актуальным до сих пор.
Всем, кто сдавал ЕГЭ в этом году, желаю получить высокие баллы.
✅ ЗАДАНИЕ 19
В 19 задании нужно проиллюстрировать примерами три различные меры по борьбе с инфляцией.
Часто просто приводят примеры борьбы с инфляцией. Но такой ответ не может быть засчитан. Здесь задание посложнее: сначала нужно назвать меры, а затем каждую проиллюстрировать отдельным примером.
Пример оформления задания 19
Мера — повышение ключевой ставки.Пример: в тот момент, когда усилились инфляционные риски, Центральный банк страны А. решил повысить ключевую ставку. Это позволило стабилизировать денежную массу в экономике и не дало инфляции вырасти дальше.
Мера — устранение дефицита государственного бюджета
Правительство при составлении нового проекта бюджета обратило внимание, что главные инфляционные риски связаны с большими государственными расходами, которые провоцируют выпуск новых денег. В новом бюджете Правительство решило сократить расходы по ряду направлений
Это позволило снизить денежную массу в экономике и уменьшить инфляцию.
Мера — сокращение налогов.Пример: в государстве А
обратили внимание, что значительный налог на прибыль организаций приводит к росту цен на рынке на многие товары (производители стремятся компенсировать увеличение своих издержек на покупателях), а следовательно, к высокой инфляции. Чтобы затормозить дальнейший рост инфляции, государство приняло решение уменьшить ставку налога на прибыль
Это позволило снизить инфляцию.
Полезный совет
Обратите внимание, что ваши примеры должны быть сформулированы развернуто. В каждом примере должно быть ясно, как та или иная мера повлияла на снижение инфляции
Назначение контрольных измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ
Единый государственный экзамен представляет собой форму государственной итоговой аттестации, проводимой в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ среднего общего образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Для указанных целей используются контрольные измерительные материалы , представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы.
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 25 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть I содержит 16 заданий с кратким ответом
В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
- задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов;
- задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах.
Ответ на каждое из заданий части I даётся в виде последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.
Часть II содержит 9 заданий с развёрнутым ответом
Ответы на эти задания формулируются и записываются экзаменуемым самостоятельно в развёрнутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческойподготовки.
Результаты выполнения заданий части I обрабатываются автоматически. Ответы на задания части II анализируются и оцениваются экспертами на основе специально разработанных критериев.
✅ЗАДАНИЕ 23
В задании нужно раскрыть положения Конституции, которые закрепляют возможности человека реализовывать свой потенциал в процессе создания экономических благ.
Можно дать такие объяснения:
1) Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на свободное использование своих способностей для законной предпринимательской деятельности. Это означает, что человек, обладающий предпринимательскими навыками, может применить их в ходе своей деятельности и, таким образом, раскрыть свой потенциал.
2) Согласно Конституции РФ, каждый имеет право выбирать род деятельности и профессию. Это означает, что человек вправе выбирать самостоятельно ту сферу трудовой деятельности, которая ему наиболее по душе, а следовательно, это создает возможность для более полного раскрытия его потенциала в создании тех экономических благ, в которых он наиболее успешен.
3) Согласно Конституции РФ, законом охраняется право частной собственности. Это позволяет собственнику принимать самостоятельные решения в отношении того, какие экономические блага создавать с использованием этого объекта собственности. Поскольку эти решения носят свободный характер, это позволяет собственнику наиболее полно раскрыть свой потенциал в процессе создания экономических благ.
Максимальный балл за задание 23 — 3 первичных балла.